Домой

Урок по русскому языку и литературе в 8 классе на тему: «Знаки препинания при однородных членах, соединенных сочинительными союзами, в произведениях И. А. Бунина»




Скачать 52.98 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку и литературе в 8 классе на тему: «Знаки препинания при однородных членах, соединенных сочинительными союзами, в произведениях И. А. Бунина»
Дата31.01.2013
Размер52.98 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока
Проверка домашнего задания.
3. Закрепление материала.
Стекля…ый, ре…кий и ядреный
Отрывок из рассказа и.а.бунина «антоновские яблоки»
4. Итог урока
Если останется время провести проверочный тест на карточках (все предложения взяты из произведений И.А.Бунина)
Подчеркните однородные члены предложения, расставьте пропущенные запятые, определите схему каждого предложения
Подчеркните однородные члены предложения, расставьте пропущенные запятые, определите схему каждого предложения
Подобные работы:

Декабрь,2006.


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и ЛИТЕРАТУРЕ

В 8 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«Знаки препинания при однородных членах, соединенных сочинительными союзами, в произведениях И.А.Бунина»

ЦЕЛИ:

  • Закрепить знания о типах сочинительных союзов;

  • Закреплять навык постановки запятой в предложениях с однородными членами, соединенных сочинительными союзами;

  • Совершенствовать умения по составлению схем предложений с однородными членами;

  • Формировать умения различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом;

  • Развивать речь учащихся и пополнять их словарный запас;

  • Привить умение видеть красоту даже в повседневных явлениях на примере текста И.Бунина «Антоновские яблоки»;

  • Воспитать любовь к родной природе…

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • опорная таблица «Сложные случаи постановки запятой при однородных членах предложения»,

  • толковый словарь Ожегова,

  • портрет И.А.Бунина,

  • яблоня с яблоками-союзами,

  • карточки с отрывком из текста «Антоновские яблоки»,

  • индивидуальные тесты.

^ ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы начали изучать конструкции предложений с однородными членами, соединенных сочинительными союзами. Посмотрите, как сегодня у нас разрослась яблоня, а на ней яблоки-союзы. Их нужно распределить по разрядам. Какие разряды соединительных союзов нам известны?

- Один человек у доски, а мы с вами проверяем домашнее задание. Что нужно было сделать в этом упражнении?

- На доске вы видите ряд схем: нужно определить, какая схема подходит к каждому из предложений домашнего упражнения.

^ Проверка домашнего задания.

- Итак, однородные члены предложения могут быть связаны сочинительными союзами. На какие разряды делятся они? Давайте еще раз вспомним союзы по разрядам. Верно ли расположил наши яблоки… ?

- Влияет ли разряд союза на постановку запятой в предложении при однородных членах?

Когда же запятая при однородных членах предложения ставится всегда?

Когда запятая не ставится?

В своем ответе опирайтесь на таблицу.

^ 3. Закрепление материала.

- Работу в классе мы начнем со словарной работы. В домашнем упражнении вам встретились два новых словарных слова: артиллерия и кавалерия.

Чтобы орфографически правильно писать слова необходимо понимать, какое явление эти слова отражают.

(подготовленные дети объясняют лексическое значение каждого из слов, работа над многозначностью слова артиллерия)

- Ребята, а к какому склонению относятся эти слова? В чем особенность их склонения? Давайте вспомним эту особенность (склонение слов по вариантам).

Особенность в том, что в Д., П. падежах имеют окончание –и.


- М.В. Ломоносов говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются и так подобны они гвоздю и клею…»

- На сегодняшнем уроке мы продолжаем говорить о постановке запятой в предложениях с однородными членами, соединенных сочинительными союзами.

Обратите внимание на доску.

- Перед вами четверостишие:

^ Стекля…ый, ре…кий и ядреный,

С веселым ш…рохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые.

Работа с четверостишием:

  • Объяснение орфограмм;

  • Объяснение постановки знаков препинания:

- простое предложение или сложное?

- чем осложнено 1-е предложение? (однородные члены предложения «стеклянные, редкий и ядреный», составление схемы однородных членов предложения; обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)

- чем осложнено 2-е предложение? (обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом)

- почему перед союзом и в первом случае запятая не ставиться, а во втором – ставиться? (если союз соединяет простые предложения в составе сложного, то запятая ставиться, а если одиночный союз соединяет однородные члены предложения, то нет: )

  • Давайте рассмотрим средства художественной изобразительности (эпитеты: «стеклянный, редкий и ядреный дождь»; метафоры и олицетворения: «промчался дождь, с веселым шорохом спеша», «лес затих, прохладою дыша»).

- Действительно, поэт очень ярко и метко передал явление природы. Это четверостишие принадлежит известному русскому писателю и поэту Ивану Алексеевичу Бунину (портрет), о котором М.Горький сказал: «Прекрасный знаток души каждого слова»

Иван Алексеевич видит счастье в жизни, в том, что мы так часто не ценим. Счастье – это жить и видеть огромное небо, траву в росе, ощущать свежесть осенних и зимних лесов.

Одно из ярких его произведений – рассказ «Антоновские яблоки», отрывок из которого лежит у вас на парте (не зря и на доске у нас растет яблоня с антоновскими яблоками).

Самостоятельная работа над текстом в парах.

(1вариант списыет все четные предложения, вставляя запятые, 2 вариант списыет все нечетные предложения, вставляя запятые; составляют схемы предложений с однородными членами друг у друга)


^ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА И.А.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»


1)Сад у тетки славился своею запущенностью соловьями горлинками и яблоками…2)Помню раннее свежее тихое утро… 3)Прохладную тишину нарушает только квохтанье дроздов в чаще сада голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок… 4)Помню большой весь золотой подсохший и поредевший сад. 5) Помню кленовые аллеи тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет… 6)Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно.

Темнеет, однако в темноте сада – сказочная картина: 7) пламя от костра то ли играет то ли зажигает тени по всей аллее… 8)К ночи в саду становилось холодно и росисто ветрено и свежо.

Проверка с объяснением попарно.

^ 4. Итог урока:

- Итак, когда запятая в предложении с однородными членами, соединенных сочинительными союзами, ставиться? В каком случае запятая при однородных членах, соединенных сочинительными союзами, не ставиться?

^ Если останется время провести проверочный тест на карточках (все предложения взяты из произведений И.А.Бунина)

1 вариант

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

^ Подчеркните однородные члены предложения, расставьте пропущенные запятые, определите схему каждого предложения

  1. В горячем свете весело и сухо

Блестит листвой под окнами сирень.

(И.А.Бунин)

  1. Кидал нас ветер резкий и упорный

Пустынный и привольный…

(И.А.Бунин)

  1. А между кленами синеют

То там то здесь в листве сквозной

Просветы в небо….

(И.А.Бунин)

  1. И бор и терем опустелый

И крыши тихих деревень

И небеса и без границы

В них уходящие поля!..

(И.А.Бунин)

  1. Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону.

(Н.Заболоцкий)


2 вариант

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

^ Подчеркните однородные члены предложения, расставьте пропущенные запятые, определите схему каждого предложения


  1. Как будут рады соболя

И горностаи и куницы…

(И.А.Бунин)

  1. И ни полям ни морю нет конца…

(И.А.Бунин)

  1. Лес пахнет дубом и сосной…

(И.А.Бунин)

  1. Иль солнечны лучи блестят

Иль тучных гор верхи горят…

(М.В.Ломоносов)

5.И цветы и шмели и трава и колосья

И лазурь и полуденный зной…

(И.А.Бунин)

  1. Домашнее задание.

- Хотелось бы, чтобы вы познакомились с произведением И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в полном объеме. Поэтому дома вы читаете этот рассказ и выписываете из него 10 предложений с однородными членами, составляете к ним схемы.

- Урок окончен, можете быть свободны.

Скачать 52.98 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты