Домой

Урок по русскому языку в 8 классе на тему: Подготовила учитель русского языка и литературы




Скачать 167.86 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 8 классе на тему: Подготовила учитель русского языка и литературы
Дата31.01.2013
Размер167.86 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока
Подобные работы:



Открытый урок по русскому языку в 8 классе


на тему:





Подготовила учитель русского языка и литературы:

Карачёва Маргарита Васильевна


2011-2012 учебный год


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока (для учителя):

  • Образовательные:

    • Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать.

    • Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.

  • Развивающие:

    • Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать культуру общения в микрогруппе

    • Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Цели урока (для учащихся):

  • Знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений.

  • Уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения.

Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, комплексный анализ текста, контроль, самоконтроль, самостоятельная работа.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукции
картин, портрет А.А.Фета, меловое оформление классной доски, дидактически
папки с текстами.

^ ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

В школьных коридорах зашумела детвора.
Это значит, что ребятам на урок пора.
И отбросив прочь веселье,
Вновь приняв серьезный вид,
Отправляемся мы на ученье,
Это нам не повредит.
Вновь достали мы тетрадки,
Лег на край стола дневник,
Прочь убрали все шпаргалки,
Пенал школьника возник.
И достав оружье- знанье,
Мы его направим в путь,
Отправляемся мы в состязанье,
И назад нас не вернуть.

(слайд № 1)

Учитель. Как вы уже поняли, ребята, сегодня урок русского языка будет проходить в форме состязания, а путеводителем этого состязания буду я.Состязаться вы будете в своих знаниях каждый сам за себя. За правильный ответ или существенное дополнение вы будете получать 1 звезду. (Приложение 1)
В конце урока, подводя итог и посчитав, кто больше всех набрал звезд( т.е. баллов), выставим оценки, выяснив для кого наступил звездный час.
Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока:


«Назывные предложения».

(слайд №2)

II. Целеполагание

Учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте цели . Что мы должны знать и уметь к концу урока.

Учащиеся. К концу урока мы должны знать, что значит односоставные назывные предложения, отличительные признаки назывных предложений. Уметь мы должны находить назывные предложения в тексте, употреблять в речи назывные предложения. (слайд №3)

Учитель. Знания – это путешествие. Прежде, чем перейти к состязанию, мы продолжим это путешествие в страну знаний.

III. Фронтальный опрос

Учитель. На экране вы видите знакомый нам маршрут нашего путешествия. Итак, мы находимся в Заливе простого предложения. (слайд «Карта путешествия») Первая остановка – материк Двусоставное предложение. (слайд «Карта путешествия»)

Учитель. Какое предложение называется двусоставным?

Учащиеся. Двусоставное предложение – это предложение, в котором грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого. Например. Буря мглою небо кроет.

Учитель. Верно ответив на вопрос, мы имеем право двигаться далее. Следующая остановка – Материк Односоставное предложение.(слайд «Карта путешествия»)

Учитель. Какое предложение называется односоставным?

Учащиеся. Односоставное предложение- это предложение, в котором один главный член предложения. Например. По одежке человека не судят.

Учитель. К городу односоставного предложения примыкают острова. Остров Определенно-личное предложение. (слайд «Карта путешествия»)

Учитель. Какое односоставное предложение называется определенно-личным?

Учащиеся. Предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое выражено формами 1-го и 2-го лица, ед.ч и мн.ч. изъяв. накл. и повелит.накл.

Учитель. Следующий остров. В нем важно само действие, а не те лица, которые его производят. Сказуемое имеет форму 3 л. мн.ч. Какое это село?

Учащиеся. Неопределенно-личное. (слайд «Карта путешествия»)

Учитель. На следующем острове действия и состояния не создаются деятелем. Какое это село?

Учащиеся. Безличное. (слайд «Карта путешествия»)

IV. Объяснение нового материала

Учитель. А вот еще один остров назывное? (слайд «Карта путешествия») Как вы понимаете смысл этого названия?

Учащиеся. Называет что-то, дает название.

Учитель. Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира?

Учащиеся. Конечно.

Учитель. Рассмотрим, как с этим заданием справился А.А.Фет, который нарисовал картину, не использовав ни одного глагола. (слайд портрет Фета картина на фоне стихотворения) Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» (слайд). Другие видели в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.
– Послушайте это стихотворение и скажите, какой точки зрения придерживаетесь вы? (слайд)

Чтение стихотворения учителем наизусть. (Приложение 2)

Учащиеся высказывают свои точки зрения по поводу безглагольности стихотворения.


Учитель. А. Фет очень часто использовал этот прием. И сейчас мы запишем четверостишие из этого стихотворения и еще несколько примеров из стихотворений
А.Фета, чтобы рассмотреть, благодаря каким предложениям создается музыкальность стихотворных строк.

Один ученик выполняет задание у классной доски.

1. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

2. Темно-синее небо.
3. Сновиденье. Пробужденье.
4. За окном вечер.

Ученику за верно выполненную работу дается «звезда».

Учитель. Выполним синтаксический анализ предложений (Другой ученик работает с предложениями). Какое это предложение с точки зрения наличия грамматической основы?
Итак, мы видим, что у нас всего 1 главный член предложения – подлежащее. Обращаясь вновь к нашему маршруту, мы видим , что побывав в городе Односоставных предложений и посетив его села, мы не встретили предложения, в котором 1 гл. член предложения – подлежащее. (слайд)Но вот село Назывное предложение? Может оно и есть? Откройте учебник и прочитайте определение назывного предложения.

Учащиеся. Назывное предложение – это …

Учитель. Каким членом предложения может распространяться?

Учащиеся. Определением.

Учитель. Записанные нами предложения являются назывными или нет?

Учащиеся. Да, кроме 4-го, т.к. подлежащее распространяется обстоятельством.

Учитель. Итак, какие предложения называются назывными предложениями?

Учащиеся формулируют правило.

V. Закрепление изученного материала

Учитель. Мы только что открыли новый для вас вид односоставных предложений – назывные предложения. Именно здесь мы ненадолго остановимся и проведем соревнование, закрепив знания по односоставному предложению.

1. На столах у вас лежат сигнальные карточки. Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.

  1. Светает.

  2. Рассвет.

  3. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (Лермонтов)

  1. Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь!

  1. Ласковый прибой.

  2. Жарко.

  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

  4. Жара.

  5. Зимний лес.

  6. Лес зимой.

Учитель. Итак, с этим заданием вы справились верно. Вы показали свое умение различать виды односоставных предложений и быстро без затруднений на слух находить назывные предложения.

2. Мы переходим к следующему заданию. На столах у вас лежит текст. Я вам его сейчас прочитаю, а вы послушайте и ответьте на вопрос: «Какие чувства вызвал у вас этот текст?»

Учитель читает текст. (Приложение 3)

Учитель. Ребята, я говорю, что это текст. А как думаете вы? Перед вами, действительно, текст?

Учащиеся. Да, перед нами – текст, т.к. все предложения объединены одной темой, идеей.

Учитель. К какому стилю и типу речи принадлежит текст?

Учащиеся. Стиль речи – художественный, тип речи – описание.

Учитель. Какие слова помогают описать красоту природы?

(Ответы учащихся)

– Ребята, когда я писала этот текст, то затруднилась расставить знаки препинания. Помогите мне.

Учащиеся расставляют знаки препинания.

– Что интересного вы заметили в тексте?

Учащиеся. В тексте очень много односоставных предложений.

Учитель. Выпишите все односоставные предложения и определите их вид.

Учащиеся работают в тетрадях.

Учитель. Озаглавьте текст назывным предложением.

Учащиеся. Зимнее утро. Зима.

3. Учитель. А сейчас посмотрите на репродукции картин. Какое время года изображено?

Учащиеся Зима.

Учитель. Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины?
Как вы думаете, могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?
А сейчас я предлагаю вам тоже побыть в роли творцов, творцов слова. Опираясь на текст, продолжите или сочините свой текст, использовав 3-4 односоставных предложения.

Учащиеся пишут сочинение под музыку И.Чайковского из цикла «Времена года».

Учитель. Ребята, помогла вам музыка в написании сочинения? Что она дала вам? А прозвучала музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года». И кто знает, может именно эту музыку создал композитор в это морозное утро. А сейчас посмотрим, какие предложения написали вы.

Проверка работ учащихся.

Учитель. Великолепно. Я вижу вы тонко прочувствовали зимний пейзаж и создали свои неповторимые картины.

VI. Итог

Учитель. А мы завершаем наше путешествие. Но, чтобы получить разрешение дойти до финиша, нам необходимо повторить: «Какое односоставное предложение называется назывным?»

И вот наступил момент подведения итогов путешествия.
Итак, кто набрал 1–2 звезды – ...
К сожалению, вы намного недоработали, приложили не много усилий к достижению успеха.
Отметка – «3».

Кто набрал 2–3 звезды – …
Вы очень старались приблизиться к победе, вы приложили много усилий, но, к сожалению, пока еще не достигли победы, а лишь приблизились к ней.
Отметка – «4».

Кто набрал 4–5 звезд – …
Вы достигли победы, к которой двигались шаг за шагом, преодолевая препятствия. Так необходимо держать всегда.
Отметка – «5».

Итак… для вас наступил «звездный час». И мы предлагаем вам слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи односоставные предложения.

Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.

Учитель. Я думаю, что от вашей победы легко и весело стало нам. На этом наше путешествие подошло к концу. Оно было нелегким, но увлекательным. Мы посетили м. Двусоставного предложения, м. Односоставного предложения. Научились различать виды односоставных предложений.

VII. Домашнее задание

Учитель. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Из поэзии Некрасова, Фета, Есенина выписать 3–4 односоставных предложения, определить вид предложения.

Снова звонок раздается,
Пройденное время не вернется,
Если не успел осознать,
Все ,что на уроке говорилось,
Дома ты учебник прочитай,
Чтобы непременно закрепилось.


Внеклассное мероприятие





Подготовила учитель русского языка и литературы:

Карачёва Маргарита Васильевна


2011-2012 учебный год


Внеклассное мероприятие «Болдинская осень»

Ход занятия

(Компьютерная презентация представлена в приложении 1.)

Учитель. Наша память с малолетства хранит имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду … Пушкин… Это имя светлое, скорбное, грустное, яркое, утонченно-изысканное, простое, народное, мудрое, романтическое, великое, оно – Пушкин…

Уже не раз выросло «…племя младое, незнакомое…», которое хотел бы увидеть великий поэт. Но и два века спустя не угасает любовь нашего народа к русскому поэту.

Сегодня мы будем говорить об одном периоде жизни А.С.Пушкина. О Болдинской осени.

(Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского)

Ведущий: «Унылая пора! Очей очарованье!» А говорят, что уныние – грех, что ему предаваться нельзя. А как же нельзя? Какой же грех? Ведь в унынии самой природы такая тоска, такая печаль, а значит и такая любовь…

Ведущий. Пушкин обожал осень. Он был влюблен в ее невыразимую красоту, тишину, ничем не нарушаемую сосредоточенность.

Осень всегда дарила ему подъем душевных сил. Однако осень 1830 года оказалась несравнимой ни с одной другой. Она вызвала в нем все оттенки переживания: от полного уныния до совершенной очарованности и, главное, внушила ему все слова, способные эти переживания воплотить.

Ведущий. 31 августа 1830 года А.С.Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед отъездом он напишет своему другу-издателю Петру Плетневу: «Сейчас еду …в…Болдино. Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Свадьба моя отлагается день ото дня все далее и далее… Осень подходит. Это мое любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь».

Но в коляску поэт все же поставил дорожный сундучок, а в нем недописанные рукописи и чистые листы бумаги.

Ведущий. Поэт собирался пробыть в Болдине недолго. Необходимо было уладить дела с имуществом (Отец отписал ему в собственность деревню Кистеневку) и спешить обратно. Правда, теперь после ссоры с матерью невесты, он не был уверен, что свадьба вообще состоится.

Дорога предстояла неблизкая – 500 верст. Но вот уже в первых числах сентября Пушкин в Болдине. Постоянно думает о своей невесте, ждет от нее писем. Но писем не было. Все это еще больше угнетало его, поселяло в его душе беспокойство.

Ведущий. Два месяца назад Александр Сергеевич писал ей из Петербурга: «Я мало бываю в свете. Вас там ждут с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать Ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды;. Я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей»

Это была картина итальянского художника Перуджино «Бриджуотерская Мадонна».

(Звучит романс Д.Шостаковича из к/ф «Овод»)

А.С.Пушкин пишет сонет об этой картине - «Мадонна», посвящая его своей любимой - Наталье Николаевне Гончаровой

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий. Эти заключительные слова сонета: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец» поэт повторял как заклинание, как молитву!

А в начале сентября в Болдино приходит письмо от Наталии Николаевны. Она пишет о том, что готова выйти за Александра Сергеевича и без приданого, о котором он хлопочет. Она зовет его в Москву.

Ведущий. «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног…. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного непредвиденного обстоятельства. Я опасаюсь карантинов, которые начинают устанавливать здесь. В окрестностях у нас холера-морбус, очень миленькая персона, и она может удержать меня дней на двадцать… Простите меня и верьте, что я счастлив только будучи с Вами вместе».

Ведущий. Болдино Пушкину очень понравилось. Поэт воскрес. Вот что он пишет другу П.Плетневу: «Ах,мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается – никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Но вместо одного месяца ему пришлось прожить в Болдине всю осень.

(Звучит «Ноктюрн» П.И.Чайковского)

Ведущий. Пребывание Пушкина в Болдине ознаменовалось могучим творческим подъемом. Он работал целыми днями, а иногда и ночами. Здесь он жил один в большом доме с дощатой крышей. А за забором усадьбы - нищая деревня. Унылые избы с соломенными крышами. Небольшой пруд, отражающий осеннее золото деревьев. Вдали рощицы на отлогих холмах и бесконечная черная земля.

Чтение фрагментов стихотворения «Осень» (1833).

Ведущий. Пройдут годы, и болдинская осень войдет в историю как один из высочайших взлетов русской поэзии.

Посмотрите на литературный календарь только сентября 1830 года.

7 сентября – Пушкин закончил стихотворение «Бесы»;
8 сентября – «Элегию»;
9 сентября – повесть «Гробовщик»;
13 сентября – «Сказку о попе и работнике его Балде»;
14 сентября – повесть «Станционный смотритель»;
20 сентября – закончена повесть «Барышня-крестьянка»;
25 сентября – закончен роман «Евгений Онегин»;

Чтение отрывка из стихотворения «Бесы»

Ведущий. А на следующий день сложились строки одной из самых проникновенных пушкинских элегий.

(Звучит «Интродукция и рондо-каприччиозо» К.Сен-Санса)

Чтение стихотворения «Элегия».

Ведущий. В комнатах болдинского дома, конечно, не сохранилось личных вещей поэта. Но обстановку того времени удалось воспроизвести. Большая зала с двумя угловыми печами. Круглый стол, диван, вдоль стен – кресла. Все, как в барских усадьбах 19 века. На стене портрет работы Кипренского. Входим в другую комнату. Большой письменный стол, на нем подсвечник, гусиное перо, книга, исписанные листы бумаги. Кресло чуть-чуть сдвинуто. Кажется, что поэт только что вышел из комнаты и скоро вернется.

Ведущий. Пушкин всегда увлекался народным творчеством. Сказки няни Арины Родионовны он записывал, чтобы потом облечь в стихи.

Мастерица ведь была
И откуда что брала;
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины!

Инсценировка фрагмента «Сказки о попе и о работнике его Балде».

Ведущий. 1 октября пришло известие, что холера в Москве. А ведь там родные, близкие! И, главное, там – Наталья Гончарова. Он пишет Плетневу: « Я сунулся было в Москву, да, узнав, что туда никого не пускают, воротился в Болдино да жду погоды. Ну уж погода! И снова в болдинском доме не гаснут по ночам свечи. Новый прилив вдохновения приносит потрясающие результаты! Смотрите сами:

(Звучит отрывок из симфонии № 40 Моцарта)

1 октября – «Румяный критик мой…»
5 октября – «Прощание»
5-10 октября – «Домик в Коломне»
12-14 октября – «Выстрел»
16 октября – «Моя родословная»
17 октября – «Заклинание»
20 октября – окончена «Метель»
23 октября – окончен «Скупой рыцарь»
26 октября – окончен «Моцарт и Сальери»

Ведущий. Тогда, в знаменитую Болдинскую осень, вдохновение ни на день не оставляло поэта. Может быть, вот так же в тихий осенний вечер 1830 года звучала в душе А.С.Пушкина мелодия моцартовской сонаты и…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

В мае 1825 года умер австрийский композитор Антонио Сальери. Ходили слухи, что перед смертью в исповеди он признался, что отравил Моцарта. Замысел написать «Моцарта и Сальери» возник у Пушкина давно, еще в 1826 году, но основная работа над произведением пришлась на осень в Болдине.

Инсценировка сценыII трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Ведущий. Необыкновенный творческий подъем испытывает А.С.Пушкин, запертый в глуши России, в маленькой деревушке. Разные эпохи, разные народы проходят перед ним. Но прежде всего он видит перед собой Родину – Россию: маленьких людей, крестьян.

Чтение стихотворения «Румяный критик мой…»

Ведущий. Россия у Пушкина – это не богатая Москва. Россия Пушкина – это огромное село Горюхино, убогая болдинская деревушка. И об этой России писал он теперь. Он пишет правду жизни.

(Звучит «Романс» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина)

Чтение отрывка из повести «Станционный смотритель». (От слов: «Это случилось осенью…»)

Ведущий. В Болдине, накануне свадьбы с Натальей Гончаровой, Пушкин пишет три стихотворения – прощания с теми, кого любил прежде.

Елизавете Воронцовой он посвятил стихотворение «Прощание», Амалии Ризнич – «Заклинание» и «Для берегов отчизны дальней…». Последнее стало известным романсом.

Чтение стихотворения «Прощание» ( на фоне звучащей музыки Г.Свиридова)

Ведущий. Только 28 ноября после долгих хлопот Пушкину удалось получить разрешение на выезд в Москву.

Осень позади. Уже запрягли лошадей в коляску. На полу тяжелый сундучок с тетрадями и рукописями. Александр Сергеевич садится в коляску. Свист кнута, зазвенели бубенцы. Лошади бегут резво.. Пушкин спешит в Москву, к друзьям, к родным, к любимой…Он не знает, вернется ли еще сюда. Но вот воспоминания о поре, когда он «писал, как никогда еще не писал», останутся с ним до конца его дней.

Чтение стихотворения Б.Корнилова «Это осень радости виною, …»

Учитель. Завершается еще одна встреча на пути знакомства с А.С.Пушкиным.

Однажды поэт А.Твардовский сказал, что Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами. К Пушкину мы приходим всей жизнью, с Пушкиным мы уходим из детства.

Хочется верить, что, прильнув к источнику пушкинской поэзии, вы, ребята, не впустите в свои души пошлость, неверие в красоту и величие человеческого духа. И пусть у каждого из вас будет в жизни БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ - пора вдохновения и побед, когда все у вас получается и вы - счастливы!

А Александр Сергеевич, надо только этого захотеть, всегда будет рядом и протянет по-дружески руку. А, возможно, и скажет, лукаво улыбаясь:

«Здравствуй, племя !
Младое, незнакомое!...

Скачать 167.86 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты