Домой

Урок словесности в 6 классе по теме Особенности языка лирического произведения




Скачать 74.31 Kb.
НазваниеУрок словесности в 6 классе по теме Особенности языка лирического произведения
Дата31.01.2013
Размер74.31 Kb.
ТипУрок
Содержание
Оборудование урока
Ход урока.
II. Стадия осмысления.
Сделаем вывод
1. Восприятие стихотворения
И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.
Стихотворение не только изображает весну как время года, но и передает настроение поэта, вызванное обновление в природе.
Оценка стихотворения.
Это стихотворение относится к «пейзажам настроения». Через описание природы поэт передает свое настроение, свое отношение к миру
Подобные работы:

Урок словесности в 6 классе по теме

Особенности языка лирического произведения

Цели:


  1. Познавательные:

    • сопоставление выражения весеннего пейзажа средствами живописи, музыки, поэтического слова;

    • выразительное чтение и комментирование стихотворения;

    • приобретение навыка анализа поэтического текста;

    • раскрытие мастерства Ф.И. Тютчева в создании пейзажа;

    • подготовка к написанию мини-сочинению;

  2. Развивающие:

    • развитие образного, ассоциативного мышления:

    • формирование эстетического вкуса:

III Воспитывающие:

    • воспитание внимания к поэтическому слову;

    • развитие к любви к русской поэзии:


Эпиграф урока:

Как сердцу высказать себя?

Ф.И.Тютчев


^ Оборудование урока:


Репродукция картины А.А. Рылова «Зеленый шум»

Музыка Антонио Вивальди (фрагмент из циклов концертов «Весна»)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут..»

Рисунки детей, посвященные весне.


На доске:

Тема: Особенности языка лирического произведения.

Цели:

Показать, как при помощи средств художественной изобразительности языка создаются картины и выражаются чувства автора в лирическом произведении.


^ Ход урока.


I.Стадия вызова. Мозговой штурм.

-Сегодня мы будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

-Давайте произнесем слово весна отчетливо, выразительно все вместе.

-Что слышится вам в этом слове? (обновление, очищение, весна – утро года)

В этимологическом словаре: весна образовано от слова веселый.

-Какие ассоциации возникают у вас при слове весна? (запись на доске: яркая сочная, долгожданная, радость, возрождение природы).

- В какие цвета вы бы окрасили весну? (зеленый, красный, белый, сочные)

- Какая музыка больше всего гармонирует с этим временем года? (звонкая, веселая, радостная)


^ II. Стадия осмысления.

1. Рассмотрите репродукцию картины Рылова «Зеленый шум»

- Какое настроение передает художник?

- Что он изобразил и какие краски использовал для передачи весеннего настроения?

2. Теперь закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы попали солнечным днем в лес, на поляну, на речку. Послушайте пьесу Вивальди «Весна» Что вы мысленно увидите и услышите? (звучит музыка). -Какие чувства вызывает у вас музыка?

-Какую картину рисует ваше воображение? Используйте слова-ассоциации, написанные на доске.

-Что же вы услышали?

-Какие еще звуки у весны?

-Совпадает ли настроение музыкальной пьесы и репродукции картины?


^ Сделаем вывод: И композитор, и художник передали нам свое впечатление о весеннем дне, о радости жизни. Какими средствами? (композитор – звуками, художник – красками) Изображение природы в музыке, живописи, в литературе называется пейзажной зарисовкой.

-А вот как изобразили приход весны ученики нашего класса. Сделанные вами к этому уроку рисунки с изображением весны – тоже пейзажные зарисовки. (Рисунки на доске)

-Какое настроение они хотели передать? Какими красками пользовались?



  1. Рефлексия.

^ 1. Восприятие стихотворения

-А как, при помощи чего передают настроение поэты? (при помощи образов)

-А теперь послушайте, как об этом явлении природы рассказал поэт Ф.И. Тютчев. (Выразительное чтение стихотворения учеником).


Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.


Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.


Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей…


- Скажите, о чем, по-вашему, это стихотворение?

-Какое настроение оно передает?


Вывод: Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в живописи, в музыке и в литературе.

-Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках разных видов искусства? Что их объединяет?


^ И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.


-Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Это слова Тютчева «Как сердцу высказать себя?» Как вы их понимаете? (Поэт хочет передать через поэтическое слово свои мысли и чувства)

--Какова же цель нашего урока?

- Как при помощи средств художественной изобразительности автор создает картины и выражает свои чувства в лирическом произведении?


  1. Истолкование

– В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке.

- А как мог бы назвать это стихотворение поэт? (Весна, радость жизни)

- Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Наверное, он хотел рассказать нам не только о весне, но и еще о чем-то. И мы должны «разгадать» секрет стихотворения, поэтому наше воображение должно активно работать с самого первого слова. При отсутствии заглавия мы должны особенно внимательны быть к первой строке, для нас она и будет названием стихотворения.

- На первом месте, в сильной позиции в строке стоит слово сияет

- Что оно обозначает? (ярко светит)

- Этот яркий свет отражается в воде ( воды блещут)

- А в переносном значении, что означает это слово? Что может блестеть? (глаза, выражая радостные чувства, светиться счастьем).

- Подтверждении этого найдите в первой строфе (на всем улыбка, деревья радостно трепещут и т.д.)

  • Как вы понимаете слово улыбка? Чье настроение мы видим? (поэта)


Вывод: ^ Стихотворение не только изображает весну как время года, но и передает настроение поэта, вызванное обновление в природе.


-Но это стихотворение не только об этом. Как всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые открываются не сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы ума, сердца и воображения одновременно

-Теперь поработайте с вопросами, которые помогут нам разобраться в сути стихотворения, обсудите их в группах, найдите ответ на них и подтвердите его примерами из стихотворения. (Работа в группах)


1 группа.

-Понаблюдайте над композицией (построением) стихотворения.

- Сколько в нем строф?

- Обратите внимание на 3-ю строфу. Изменяется ли ее звучание?

- Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения? Как именно?

- Какой прием лежит в основе композиции стихотворения?


2 группа

- Какими художественными средствами пользуется поэт, чтобы передать нам радостное настроение природы?

-Как вы понимаете выражения «деревья радостно трепещут», «поют деревья»?

-Как правильно нужно было бы сказать? (от чего трепещут деревья, кто поет на деревьях?)

- Что изменилось бы тогда в стихотворении?

- Как называется такой прием?

- Почему поэт повторяет некоторые слова? Какие? Какова роль повторов?


3 группа.

- Через какие образы поэт смог передать свой восторг от весеннего дня?

- Какой образ появляется в 3-й строфе?

- Что можно сказать об образе лирической героини?

- Почему слово «измученной» стоит на первом месте, в сильной позиции?

- Попробуйте переставить слова. Что от этого изменилось?

- Что хочет подчеркнуть автор, давая в первых двух строфах картины ликующей природы?


4 группа

-Какие приемы звукописи использует поэт?

-Какие звуки повторяются чаще всего?

-Для чего поэт использует аллитерацию (повторение согласных звуков)?

- Какие звуки природы он хочет передать этим приемом?

^

Оценка стихотворения.


-Что вы исследовали?

1гр.Стихотворение состоит из 3 строф. Первые две строфы раскрывают избыток жизненных сил природы, состояние восторженной радости. Но в последней строфе звучание несколько замедляется. Поэт говорит о состоянии лирической героини, о ее измученной душе. Используя союз но, поэт тем самым противопоставляет радостное состояние души природы страданию души человека.

-Какими художественными средствами пользуется поэт, чтобы передать нам радостное настроение природы?

2гр. Поэт наделяет природу душой, очеловечивает ее. Для этого он использует олицетворения поют деревья, на всем улыбка, деревья радостно трепещут. Правильнее было бы сказать, что деревья трепещут от ветра, а на деревьях поют птицы, но при этом разрушился бы созданный поэтом образ одухотворенной природы. Поэт использует повторы и инверсии воды блещут – блещут воды; и мир .., в небе голубом, чтобы усилить образ ликующей природы.


-Какие образы присутствуют в стихотворении?

3гр. Образы солнца, вод, деревьев передают радость жизни. Но в третьей строфе появляется образ лирической героини. Поэт поместил в начало строки слово измученной, чтоб показать страдание героини, он противопоставил безмятежному счастью природы измученную женскую душу, перед богатством которой меркнут для него все краски летнего цветущего мира.


-Какие приемы звукописи использует поэт?

4гр. Поэт использует повтор согласных звуков – аллитерацию-(с, б, др, р, тр, д) и повтор гласных звуков – ассонанс- (о-е-е-у-и), чтоб передать радость жизни, ликование природы. Размер – четырехстопный ямб – поэт использует, чтоб воссоздать разговорную речь.


Вывод:

  • Для чего же мы провели такую исследовательскую работу?


Посмотрите на схему анализа лирического произведения. Мы от содержания и формы пришли к поэтической идее стихотворения.


  • Какова же она?

  • Смог ли поэт высказать в этом стихотворении свое сердце?


^ Это стихотворение относится к «пейзажам настроения». Через описание природы поэт передает свое настроение, свое отношение к миру.


Домашнее задание:

Напишите сочинение – миниатюру на тему «В ясный полдень на лесной полянке, в парке, на лугу», где бы вы передали свое впечатление от весеннего дня, создали б свой «пейзаж настроения». Для этого воспользуйтесь планом-памяткой:

1.Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словами.

2. Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать у читателя?

3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

Скачать 74.31 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты