Домой

Конспект урока русского языка во 2 классе (программа А. В. Поляковой, система Л. В. Занкова) Колесникова Ирина Васильевна




Скачать 116.83 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка во 2 классе (программа А. В. Поляковой, система Л. В. Занкова) Колесникова Ирина Васильевна
Дата31.01.2013
Размер116.83 Kb.
ТипКонспект
Содержание
Синоним слова «государство» (СТРАНА)
Однокоренное слово к слову «народ», бывает большая и малая (РОДИНА)
Сияет, светит, греет.
И нет у нас иного достоянья!
В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё
В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё
В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё
Подобные работы:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

(программа А.В. Поляковой, система Л.В. Занкова)


Колесникова Ирина Васильевна,

учитель начальных классов


п. Уренгой, 2007 г.

Тема. Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в русском языке.

Знакомство с синквэйном как жанром литературного творчества.


Цели урока:

  1. Систематизация знаний об изученных частях речи (существительных, прилагательных, глаголах), их роли в русском языке; наблюдение и обобщение представлений о единстве всех частей речи; закрепление умений и навыков составления предложений на заданную тему; знакомство со структурой и правилами написания синквэйна; развитие устной и письменной речи учащихся, формирование целостного представления об окружающем мире, единстве языка, живописи, музыки.

  2. Развитие образного мышления, творческих способностей учащихся; развитие интереса к русскому языку; развитие навыков общения на учебном материале, навыков сотрудничества; развитие познавательного интереса.

  3. Воспитание духовности, гордости за родной язык, чувства патриотизма.


Оборудование:

    • дифференцированные листы заданий (у правополушарных учащихся – белые листы с темной пастой, у левополушарных учеников – темный фон листов и светлая паста);

    • презентация к уроку;

    • мультимедиапроектор, компьтер;

    • аудиозаписи фрагментов из музыкальных произведений Антонио Вивальди, Микаэла Таривердиева, Петра Ильича Чайковского на тему зимы;

    • репродукция картины Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка»; фрагменты репродукции данной картины для работы в группе;

    • куклы-Петрушки для кукольного театра, ширма;

    • словарные карточки с примерами имён существительных, имён прилагательных на тему «Зима»;

    • памятки по составлению синквэйна;

    • таблички с надписями «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».


Ход урока


1. Вступление


У. Язык – это исповедь народа,

В нём слышится его природа, его душа и быт родной.

(П.А. Вяземский)


- Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

- В каком значении употреблено в стихотворении слово «язык»?

- Есть ли другие значения у этого слова?

- Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные слова, омонимы)

- Как вы думаете слово «язык» - многозначное слово или омоним? Докажите.


2. Актуализация знаний


- Что такое речь?

- Я представила её в виде схемы (презентация).


говорим



читаем


пишем


слушаем


- Можно ли речь разделить на части? Приведите примеры. (Например, части речи, устную речь и письменную и пр.)

- Значит, наша речь делится на части. С какими частями речи вы уже знакомы? Какие из них самостоятельные? Какие являются служебными?

  • Словарная работа (презентация)

Речь, способность говорить или система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию (ЯЗЫК)

^ Синоним слова «государство» (СТРАНА)

Эта страна занимает самую большую площадь в мире (РОССИЯ)

Язык, который является государственным языком в России (РУССКИЙ)

Население государства, жители страны; люди (НАРОД)

^ Однокоренное слово к слову «народ», бывает большая и малая (РОДИНА)

Главный город государства (СТОЛИЦА)

- Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор. (Лишним словом может быть слово «русский», так как это имя прилагательное, а остальные слова – имена существительные.) К оставшимся словам подберите ассоциации.

3. Основная часть

У. Создавалась наша речь не одно столетие. По словечку, по частичке. И вот совсем недавно, в яркий солнечный зимний день, поспорили имя существительное, имя прилагательное и глагол кто из них важнее…

Инсценировка кукольного театра с участием детей

Сущ. Какая погода! Солнце! Зима! Красотища!

Прил. Да-да, прекрасная пора. Снежная, морозная, чудесная.

Гл. Полностью согласен. Всё белым – бело, вьюжит, искрится. Так и хочется написать рассказ о зиме.

Сущ. Да, давайте напишем. Только давайте учтём, что я – самая главная часть речи, поэтому существительных должно быть в нашем рассказе огромное множество. Так, начнём рассказ: красавица, узор, солнце, мороз, снег, иней, волшебница!

Прил. Ну, нет, дорогой друг! Почему это вы решили, что имя существительное самое главное. Самая главная часть речи – это я, имя прилагательное. Вот послушайте, что я скажу о зиме: снежная, хрустальная, трескучая, белая, пушистая, румяная!

Гл. Просто смешно, неужели вы до сих пор не усвоили, что главная часть речи – глагол. Без него никак не обойтись. Вот мой рассказ: пришла, покрыла, морозит, бодрит, хрустит, искрится, блистает.

Сущ. Что–то не очень понятные рассказы получаются. Что же делать, кто же из нас важнее?

У. Чей текст вам понравился больше? Как бы вы ответили на вопрос: кто ж на свете всех важнее?

- Давайте сегодня примем участие в этом споре и сами понаблюдаем, можно ли обойтись без какой-либо части речи, так ли необходимо их единство и взаимодействие?

- Я предлагаю работать группами. Каждая группа будет особенно внимательно наблюдать за одной частью речи: 1-я группа – за именем существительным, 2-я – за именем прилагательным, 3-я – за глаголом. (На парты выставляются таблички с названием частей речи; у каждого ребёнка лист заданий: у правополушарных учащихся – белый лист с темной пастой, у левополушарных учеников – темный фон листа и светлая паста)

- Возьмите листы, на которых вы будете сегодня работать. Запишите название части речи, за которой вы будете наблюдать.


Имя существительное


Предмет


Кто? Что?

Имя прилагательное


Признак предмета


Какой (-ая, -ое, -ие)?

Глагол


Действие предмета


Что делать? Что сделать?
-Чтобы помирить части речи, надо хорошо знать характеры наших героев. Что обозначает часть речи? На какой вопрос отвечает? (По мере ответов групп открываются таблицы (презентация), дети работают на рабочих листах)


- Имена очень часто рассказывают о тех, кто их носит. Например, «Ирина» означает «мир», «Виктория» - «победа». А почему ваша часть речи получила такое название? (Ответы детей)

- Давайте на практике попробуем разыграть, какие слова сказала бы ваша часть речи, чтобы доказать другим, что именно она самая важная. Свой ответ начните со слов: «Уважаемые … и …!» (Дети совещаются в группах и представитель от каждой группы отвечает на вопрос).

- Мы убедились с вами, что знаем характер своей части речи, знаем, почему она получила это имя, даже предположили, что она могла бы сказать. А теперь убедимся, что легко обнаруживаем её среди других частей речи.


Выполнение задания №1

- Прочитайте текст задания №1.

- Кто автор текста?

- О чём он пишет? Подчеркните ту часть речи, с которой вы сегодня работаете.

- Какие слова выделены жирным шрифтом или подчёркнуты?

Проверка.

1 группа: учитель медленно читает текст, дети хлопком показывают слово, которое подчеркнули.

2, 3 группы: один учащийся читает текст, дети хлопком показывают слово, которое подчеркнули.

- Прочитайте, что получилось бы, если бы Г. Скребицкий использовал в тексте только вашу часть речи.

- Какой вывод можно сделать?


- Мы убедились, что легко отличаем части речи в тексте. А вот сможете ли вы узнать своих героев в музыке? Послушайте музыкальные фрагменты. Выберите фрагмент, который, на ваш взгляд, передаёт характер вашего героя. (Звучат 3 фрагмента из произведений Антонио Вивальди, Микаэла Таривердиева, Петра Ильича Чайковского; дети отвечают и обосновывают свою точку зрения)

- У вас возникло разнообразие мнений. Ведь каждый по-своему представляет своих героев. Но понятно уже одно – их надо мирить!


Выполнение задания №2

- Обратимся за помощью к поэзии. Посмотрите, как поэт смог только при помощи имени существительного, имени прилагательного и глагола описать зиму. Прочитайте про себя текст стихотворения.

- Прочитайте вслух. Что вы можете сказать о прочитанном? Слова какой части речи использованы в задании? Чей текст красивее?

- Кто узнал текст? Кто может вспомнить этот отрывок полностью.

- Какой текст более выразительный? Почему?


- Поэт написал нам словесную картину. От картины поэта обратимся к картине художника. Важны ли в живописи наши части речи?

- Рассмотрите репродукцию картины выдающегося русского мастера Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (презентация). В своих полотнах Суриков часто обращается к русской истории, говорит о событиях, в которых проявляется героический дух, единство и мощь русского народа. И в картине «Взятие снежного городка также воплощён образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Но вспомним о том, что мы на уроке русского языка, и наши части речи поссорились, и не без помощи современных компьютерных технологий картина распалась. На какие же части? (На доске 3 фрагмента. У детей» тройной вариант»)

- Как вы думаете, кто из частей речи где находится? Как догадались?

- Можно ли увиденное назвать картиной? Почему?

- Можно ли узнать картину?

- Какой вывод напрашивается?


Выполнение задания №3

- Мы сегодня убедились, что ни писателям, ни поэтам, ни даже художникам не обойтись без единства всех частей речи. Давайте объединим поссорившиеся части речи и составим небольшой текст о зиме, используя и существительные, и прилагательные, и глаголы, и другие части речи. (Составление и запись текста из 3 – 4 предложений о зиме. Оценивание текстов соседей по парте с точки зрения разнообразия частей речи, смысла. Заслушивание нескольких оценок от товарищей по парте)


Выполнение задания №4

- Сейчас мы попробуем составить текст по особенному плану.

- Запишем под цифрой 4 тему: «Зима».

- Выберите 2 прилагательных, которые, на ваш взгляд, охарактеризуют зиму и запишите их под цифрой 2.

- Выберите 3 глагола, которые, на ваш взгляд, охарактеризуют зиму и запишите их под цифрой 3.

- Под цифрой 4 запишите предложение, которое выразит ваше отношение к этому времени года. Только одно условие – оно должно состоять из 4-х слов.

- Одним словом выразите свою ассоциацию к слову «зима» и запишите под цифрой 5.

- Прочитайте получившийся текст.

- Такой текст называется «синквэйн» (презентация). Это слово пришло к нам из французского языка и образовано оно от числительного «5». Почему?

- Дома попробуйте сочинить синквэйн о любом предмете или явлении. Можно воспользоваться специальной памяткой (презентация или памятка)

- Послушайте синквэйн о солнце, который написала я к сегодняшнему уроку:

Солнышко.

Яркое, слепящее.

^ Сияет, светит, греет.

Спасенье для всех землян.

Жизнь.


4. Обобщение изученного

- Какие части речи мы использовали при составлении текстов?

- Зачем нужно было объединять части речи?

- Что интересного, полезного было на уроке?

- Оцените внешний вид работы соседа с помощью графа.

У. Открытия, хорошее настроение подарил нам сегодня родной язык. Нашу речь, наш язык поэтому и называют великим, могучим, нашим богатством. При помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, открыть свою душу. Использовать для этого мы будем разные части речи. И поэтому все части собраны в единое понятие «РЕЧЬ».

- Что бы теперь сказали части речи друг другу?

- Закончить урок мне хотелось бы стихами Ивана Бунина (презентация):

^ И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.


Примечание: в середине урока проводится кинезиологический комплекс по развитию

межполушарного взаимодействия


Приложение 1

«Листы заданий»


Тема урока. Части речи.


Как называется?____________________________________________________


Что обозначает? ____________________________________________________


На какие вопросы отвечает? __________________________________________

__________________________________________________________________


  1. ^ В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замерзло в этой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

(По Г. Скребицкому)


  1. ……. ……. небесами

……. коврами,

……. ……. солнце, снег …….:

……. лес ……. …….,

……. ель ……. иней …….,

речка ……. льдом …….

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4.1 существительное _______________________________________________

2 прилагательных ________________________________________________

3 глагола _______________________________________________________

4 слова – отношение к теме ________________________________________

________________________________________________________________

1 слово-ассоциация _______________________________________________


Спасибо за работу!


Тема урока. Части речи.


Как называется?____________________________________________________


Что обозначает? ____________________________________________________


На какие вопросы отвечает? __________________________________________

__________________________________________________________________


  1. ^ В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замерзло в этой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

(По Г. Скребицкому)


  1. ……. голубыми …….

Великолепными …….,

……. ……. ……., ……. …….:

Прозрачный ……. ……. …….,

……. ……. ……. ……. …….,

……. ……. ……. ……. …….



  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. 1 существительное _______________________________________________

2 прилагательных ________________________________________________

3 глагола _______________________________________________________

4 слова – отношение к теме ________________________________________

________________________________________________________________

1 слово-ассоциация _______________________________________________


Спасибо за работу!


Тема урока. Части речи.


Как называется?____________________________________________________


Что обозначает? ____________________________________________________


На какие вопросы отвечает? __________________________________________

__________________________________________________________________


  1. ^ В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замерзло в этой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

(По Г. Скребицкому)


  1. ……. ……. …….

……. …….,

……. ……. ……., ……. лежит:

……. ……. ……. чернеет,

……. ……. ……. ……. зеленеет,

……. ……. ……. ……. блестит.


  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. 1 существительное _______________________________________________

2 прилагательных ________________________________________________

3 глагола _______________________________________________________

4 слова – отношение к теме ________________________________________

________________________________________________________________

1 слово-ассоциация _______________________________________________


Спасибо за работу!


Приложение 2

Памятка по составлению синквэйна


  1. Запиши на первой строке 1 имя существительное. Это то, о чём (ком) ты будешь писать синквэйн.

  2. На второй строке запиши 2 имени прилагательных, которые характеризуют выбранное тобой имя существительное.

  3. Подбери 3 глагола к имени существительному и запиши их на третьей строке.

  4. Запиши на четвёртой строке предложение, которое бы выразило твоё отношение к предмету или явлению, о котором ты пишешь синквэйн. Есть только одно условие – оно должно состоять из четырёх слов.

  5. Одним словом вырази свою ассоциацию к слову, о котором ты пишешь синквэйн.

  6. Прочитай синквэйн. Молодец, у тебя всё получилось!



Скачать 116.83 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты