Домой

Месеняшина Людмила Александровна




Скачать 335.9 Kb.
НазваниеМесеняшина Людмила Александровна
Дата30.01.2013
Размер335.9 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Тематика научных исследований
Примерная тематика зачетных работ
Программа курса
Актуальные проблемы теории речевых жанров
Общее количество часов
Содержание программы
Список рекомендуемой литературы
Рабочая учебная программа дисциплины
СОГЛАСОВАНО Декан филологического факультета
1. Цели и задачи дисциплины
Задачами изучения дисциплины являются
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Вид учебной работы
4. Содержание дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплин
5. Требования к практическим видам занятий
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Дополнительная литература
Экзаменационные билеты
Подобные работы:




Месеняшина Людмила Александровна, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор по кафедре русского языка.


Обратная связь: russlang@csu.ru (с пометой «для Л.А.Месеняшиной»).


Сфера научных интересов: теория речевого взаимодействия, общая семиотика, философия образования. Руководство аспирантами по специальностям: русский язык, теория и методика обучения русскому языку.


^ Тематика научных исследований,

выполняемых аспирантами и соискателями

  1. Языковая игра в региональных СМИ

  2. Графическая речь как фактор развития письменной речи у младших школьников.

  3. Роль эгоцентрической и внутренней речи в формировании навыков письменной речи у младших школьников

  4. Инвариантные характеристики процессов обучения иностранному языку и письменной речи (на материале русского языка)

  5. Культурологические типы взаимоотношений между учеником и учителем


Тематика курсовых и дипломных работ

  1. Текстовые характеристики, противопоставляющие вторичные речевые жанры первичным.

  2. Принципы и способы использования информации из чужого текста.

  3. Ретроспективный показ событий в театре. Время появления этого приема. Его средства.

  4. Структура вторичных речевых жанров с точки зрения деривационного анализа (количество исполнителей не ограничено).

  5. Дистрибутивный анализ публицистических жанров (количество исполнителей не ограничено).

  6. Социолингвистика детской речи (количество исполнителей не ограничено).

  7. Функциональный аспект инпута (количество исполнителей не ограничено).


Подготовка к зачетам и экзаменам


Перечень вопросов к экзамену


  1. Античные подходы к изучению речевых жанров.

  2. Нововременные теории речевых жанров.

  3. Современное содержание категории «речевой жанр».

  4. Диалог. Классификации диалогов.

  5. Речевой акт. Классификация иллокутивных актов.

  6. Текст и речевое произведение.

  7. Категория дискурса. Способы толкования термина «дискурс».

  8. М.М. Бахтин и основы современной теории речевых жанров.

  9. Поиск языковой единицы, большей, чем предложение.

  10. Вопрос о системе первичных речевых жанров.

  11. Можно ли жанр определить как пучок дифференциальных признаков?

  12. Проблема существования системы речевых жанров.

  13. Возможные свойства этой системы.

  14. Жанровый уровень как ярус языковой системы.

  15. Современные подходы к изучению речевых жанров.

  16. Характер речевого взаимодействия как фактор, влияющий на степень сложности речевых жанров.

  17. Классификация видов речи.

  18. Отличия устной речи от письменной.

  19. Влияние технических средств осуществления речи на жанровые формы.

  20. Вид речи как фактор, влияющий на степень сложности речевых жанров.

  21. Жанрообразующие факторы. Фактор протяженности текста.

  22. Фактор членимости текста: а) горизонтальное членение; б) вертикальное членение.

  23. Способы изложения мысли и выбор языковых средств как жанрообразующие факторы.

  24. Состав участников речевого взаимодействия как жанрообразующий фактор.

  25. Различия между иллокутивными актами в зависимости от состава участников коммуникации.

  26. Отражение состава участников в семантической структуре высказывания.

  27. Формы выражения состава участников коммуникации как жанрообразующий фактор.

  28. Вопрос о соответствии жанровой системы языка принципиальным изменениям в реальном и потенциальном составе участников общения в новейших условиях.

  29. Проблема состава жанрообразующих признаков. Перечень жанрообразующих признаков, разработанный М.М. Бахтиным.

  30. Современные попытки уточнения перечня жанрообразующих признаков.

  31. Целеустановка как основа классификации речевых жанров.

  32. Речевое произведение и речевой акт.

  33. Классификация иллокутивных актов. Попытки классификации речевых жанров на основе их целеустановки.

  34. Чужая речь в составе высказывания. Роль чужой речи в усложнении речевого жанра.

  35. Способы включения чужой речи в высказывание.

  36. Говорящий и его ипостаси.

  37. Цитирование. Несобственно-прямая речь и свободный косвенный дискурс.

  38. Жанр и максимы речевого поведения.

  39. Вопрос о жанровой норме. Возможные и типичные формы отклонения от жанровых норм.

  40. Вторичные речевые жанры как дериваты первичных. Критерии, позволяющие отличить первичные жанры от вторичных.

  41. Вопрос о последовательности усложнения жанров.

  42. Выявление деривационной «истории» вторичных жанров – актуальная задача современной теории речевых жанров.

  43. Анкета речевого жанра.

  44. Вопрос о составляющих вторичных жанров.

  45. Предложения по использованию методов дистрибутивного анализа при изучении вторичных речевых жанров.

  46. Проблема жанровой дифференциации выразительных средств языка.



^

Примерная тематика зачетных работ





  1. История изучения речевых жанров. Античные теории речевых жанров.

  2. Нововременные теории речевых жанров.

  3. Современные направления в изучении речевых жанров.

  4. Категория дискурса. Разнообразие способов понимания этой категории.

  5. Проблема существования системы речевых жанров и возможные свойства этой системы.

  6. Проблема классификации видов речи и типов речевого взаимодействия.

  7. Дискуссия о составе жанрообразующих признаков.

  8. Влияние технических средств осуществления речи на жанровые формы.

  9. Жанр и максимы речевого поведения.

  10. Проблема регулярных и окказиональных отклонений от жанровых норм.

  11. Вторичные речевые жанры как дериваты первичных.

  12. Проблема «деривационной истории» вторичных жанров.

  13. Предложения по использованию методов дистрибутивного анализа при изучении вторичных речевых жанров.

  14. Проблема жанровой дифференциации выразительных средств языка.

  15. Вопрос о жанровых составляющих делового документа.

  16. Вопрос о жанровой норме и ее вариантах (в пределах делового стиля).

  17. Алгоритм построения одного из жанров делового стиля.

  18. Принципы и способы использования информации из чужого текста, их роль в усложнении речевых жанров.

  19. Практикум по жанровому анализу речевых произведений вторичных речевых жанров (4-5 человек).


^ Программа курса

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»


Кафедра русского языка


Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________Н. А. Мамаев

«____»____________2008г.


^ Актуальные проблемы теории речевых жанров



Программа

дисциплины специализации


Согласовано

Декан филологического факультета

_________________И.Ю. Карташева

«_____»_______________2008 г.


Челябинск 2008


Программа утверждена на заседании кафедры русского языка

Протокол № 1 от 14 октября 2008 г.

Зав. кафедрой Н. Б. Приходкина


Специальность: 021700 – Филология

Составитель

канд. филол. наук, д-р пед. наук, проф. Л.А. Месеняшина

^ Общее количество часов 136

В том числе:

лекции 28

самостоятельная работа 88

Отчетность:

экзамен 7-й семестр

Настоящий курс входит в число дисциплин специализации в качестве элективной дисциплины для студентов филологического факультета в первую очередь, однако может быть предложен в качестве элективной дисциплины для студентов любой гуманитарной специальности.


Данный курс представляет собой отдельный модуль, который может быть приравнен к одному кредиту.

Цель курса – формирование научно-теоретической базы для проведения исследовательских работ, связанных с изучением жанровой системы русского языка, выявления набора инвариантных и жанрово маркированных языковых средств, решения задач связи композиции того или иного жанра с выразительными возможностями языка и т. д., а также для разработки теоретически обоснованных путей обучения нормам тех или иных речевых жанров.

Компетенции, формируемые курсом:

  1. представления

  • о сущности жанрового уровня языка;

  • об основах организации жанровой системы русского языка, о факторах, влияющих на степень сложности жанров, о составе жанрообразующих признаков и т.д.;

  1. умения сознательно соблюдать жанровые нормы и видеть типичные нарушения их;

  2. навыки лингвостилистического анализа речевых произведений;

  3. личностные качества: настойчивость, любознательность, добросовестность, наблюдательность.

Курс рассчитан на 136 часов, из которых 28 часов отведено на лекции, и 88 – на самостоятельную работу. Время его проведения – 7 семестр. Курс завершается экзаменом, выставляемым по итогам защиты зачетной работы и письменного ответа на теоретический вопрос.

^ Содержание программы

История изучения речевых жанров. Античные теории речевых жанров. Нововременные теории речевых жанров. Современное содержание категории «речевой жанр».

Категории, соотносимые с понятием речевого жанра. Диалог. Речевой акт. Высказывание. Речевое произведение. Текст. Дискурс.

М.М. Бахтин и основы современной теории речевых жанров. Поиск языковой единицы, большей, чем предложение. Вопрос о системе первичных речевых жанров. Можно ли жанр определить как пучок дифференциальных признаков?

Проблема существования системы речевых жанров. Возможные свойства этой системы. Жанровый уровень как ярус языковой системы.

Современные подходы к изучению речевых жанров. Характер речевого взаимодействия и вид речи как факторы, влияющие на степень сложности речевых жанров.

Классификация видов речи. Отличия устной речи от письменной. Влияние технических средств осуществления речи на жанровые формы.

Жанрообразующие факторы. Фактор протяженности текста. Фактор членимости текста: а) горизонтальное членение; б) вертикальное членение. Выбор языковых средств. Способы изложения мысли.

Состав участников речевого взаимодействия как жанрообразующий фактор. Различия между иллокутивными актами в зависимости от состава участников коммуникации. Отражение состава участников в семантической структуре высказывания.

Формы выражения состава участников коммуникации как жанрообразующий фактор. Вопрос о соответствии жанровой системы языка принципиальным изменениям в реальном и потенциальном составе участников общения в новейших условиях.

Дискуссия о составе жанрообразующих признаков. Перечень жанрообразующих признаков, разработанный М.М. Бахтиным. Дальнейшие попытки уточнения перечня жанрообразующих признаков.

Целеустановка как основа классификации речевых жанров Речевое произведение и речевой акт. Классификация иллокутивных актов. Попытки классификации речевых жанров на основе их целеустановки.

Роль чужой речи в усложнении речевого жанра. Чужая речь в составе высказывания. Способы включения чужой речи в высказывание. Говорящий и его ипостаси. Цитирование. Несобственно-прямая речь и свободный косвенный дискурс.

Жанр и максимы речевого поведения. Вопрос о жанровой норме. Возможные и типичные формы отклонения от жанровых норм. Возможны ли жанры похвальбы и лести?

Вторичные речевые жанры как дериваты первичных. Критерии, позволяющие отличить первичные жанры от вторичных. Вопрос о последовательности усложнения жанров. Выявление деривационной «истории» вторичных жанров – актуальная задача современной теории речевых жанров.

Анкета речевого жанра. Вопрос о составляющих вторичных жанров. Предложения по использованию методов дистрибутивного анализа при изучении вторичных речевых жанров.

Практикум по лингвостилистическому анализу речевых произведений в разных стилях речи.


^ Список рекомендуемой литературы1

Основная


  1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости //Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии английской литературы. М.: Наука, 1989. С 3-25.

  2. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания / РАН. Ин-т лингв. иссл-ий. СПб.: Наука, 1994.

  3. Алефиренко Н.Ф. Концепт и значение в жанровой организации речи: когнитивно-семасиологические корреляции// Жанры речи. Саратов, 2005.

  4. Античные теории языка и стиля, под ред. Фрейденберг. М., 1996 г. ( чз-2)

  5. Антология речевых жанров. М.: Лабиринт, 2007.

  6. Барнет Вл. Проблемы изучения жанров устной научной речи// Современная устная научная речь. Т.1. Красноярск, Изд-во КГУ, 1985.

  7. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 250-296. (чз-2)

  8. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 297-324.

  9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.(аб-2, чз-1)

  10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. (чз-2)

  11. Бенвенист Э. Общая лингвистика. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1974. – 448с. . (изд. 2002 г. чз-2)

  12. Вежбицка А. Речевые акты// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985.

  13. Вежбицка А. Речевые жанры// Жанры речи. Саратов, 1997. Вып. 1.

  14. Вежбицка А. Годдард К. Дискурс и культура// Жанры речи. Саратов, 2002. Вып. 3.

  15. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.,1971.(чз-2)

  16. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка// Бахтин М. М. Тетралогия / Сост., текст. подгот., науч. аппарат И. В. Пешкова; Коммент. В. Л. Махлина и др. — М.: Лабиринт, 1998 .— 608 с. (Чз-1)

  17. Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения// Жанры речи. Саратов, 1999. Вып.2.

  18. Гольдин В.Е., Дубровская О.Н. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий// Жанры речи. Саратов, 2002. Вып. 3.

  19. Дементьев В.В. «Текстоцентрическое» и «жанроцентрическое» изучение речи (к выходу первого выпуска сборника «Жанры речи»)// Вопросы стилистики. Человек и текст. Саратов, 1998. Вып. 27.

  20. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М.,2006.

  21. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия// Жанры речи. Саратов, 1999. Вып.2.

  22. Жанры речи. Вып. 5 Жанр и культура. Саратов, Изд. центр «Наука», 2007.

  23. Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет// Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М. 1998. Т. 1.С.381-604. .(чз-2, аб-2)

  24. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи//Жанры речи. Саратов, 1997. Вып. 1.

  25. Капанадзе Л.А. Развитие речевых жанров в русском языке// Русский язык. Opole, 1997.

  26. Карасик В.И. Структура институционального дискурса//Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.

  27. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2001.

  28. Киров Е.Ф. Цепь событий – дискурс – текст//Ш Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. М., МГУ 20-23 марта 2007. МАКС Пресс, 2007. С.20-21.

  29. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. Саратов, 1999. Вып.2.

  30. Кубрякова Е.С. О типах дискурсивной деятельности//Вестник Московского университета. – М.,2003. Вып.478. С.5-10.

  31. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. Л.Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.,2003. (чз-2)

  32. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.( чз-2)

  33. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию//Соч. М.; Л., 1752. Т.7.

  34. Майданова Л.М. Практическая стилистика жанров СМИ. Заметка, интервью, статья. Екатеринбург, 1996.

  35. Падучева Е.В. Семантические исследования. М.,1996. С. 231-244.(чз ИЛ)

  36. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.(аб-2, чз-2)

  37. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.(чз-2)

  38. Салимовский В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст). Пермь, 2002.

  39. Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // НЗЛ. Вып.17. М.: Прогресс, 1986.

  40. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов “речевой жанр” и “риторический жанр”//Жанры речи. Саратов, 1999. Вып. 2.

  41. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. (чз-2)

  42. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

  43. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. М.Н. Кожиной. М.,2003. (чз-2)

  44. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие .— М.: Аспект Пресс, 2000 .— 312 с. (чз-2)

  45. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров// ВЯ, 1997, №5. С.102-120.

  46. Шандра В.А., Попова М.Ф., Макашина Л.П. Аналитические жанры газеты. Екатеринбург, 1996.

  47. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004.

  48. Шмелева Т.В. Речевой жанр//Russistik. Berlin, 1990, №2. С.20-32.

  49. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. Красноярск, 1994.

  50. Шмелева Т.В. Речеведение в современной русистике//Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы П Международного конгресса исследователей русского языка. М., 2004.


Дополнительная


  1. Абрамова Ю.А. Теория речевых актов и теория речевых жанров в исследовании речевого взаимодействия//Функциональный анализ языковых единиц. Новосибирск, 2004. С.4-14.

  2. Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. М.: Языки славянских культур. 2005.

  3. Анисимова Т. В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): Автореф. дис….докт. филол. наук. Краснодар, 2000.

  4. Антипов А.Г. «Естественные» дискурсы: креативность VS культурогенность//Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Барнаул, 2003.

  5. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Автореф. дис….канд. филол. наук, Челябинск, 2005. (чз ЕНЛ)

  6. Баранов А.Г. Когниотипичность жанра// Stylistyka VI. Opole, 1997.

  7. Баранов А.Г. Когниотипичность текста// Жанры речи. Саратов, 1997. Вып.1.

  8. Бердникова А.Г. Речевой жанр

  9. благодарности: когнитивный и семантико-прагматический аспекты: Автореф. дисс…. канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.

  10. Борисова И.Н. Нарратив как диалогический жанр// Жанры речи. Саратов, 2002. Вып. 3.

  11. Ведякова Н.А. Стереотипность и вариативность в научном тексте (на материале авторефератов кандидатских диссертаций по языкознанию и педагогике): Автореф. дисс…. канд. филол. наук. Челябинск, 2006.

  12. Грайс Г.П. Логика и речевое общение// НЗЛ. Вып. 16. М., 1985. С.217-237.

  13. Дускаева Л.Р. Диалогичность речевых жанров в газетной публицистике//Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2001.

  14. Дьячкова И.Г. Высказывания-похвалы и высказывания-порицания как речевые жанры в современном русском языке: Автореф.. дис….канд. филол. наук. Барнаул, 2000.

  15. Жанры речи. Саратов, 2005. Вып. 4.

  16. Зигманн Ж.В. Структура современного политического дискурса: речевые жанры и речевые стратегии: Автореф.. дис….канд. филол. наук. М., 2003.

  17. Иванчикова Е.А. Жанровые формы речи газетной публицистики (Опыт типологии текстов)//Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987.

  18. Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах// Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 1999.

  19. Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение// Stylistyka VШ. Opole, 1999.

  20. Купина Н.А. Агитационный дискурс: в поисках жанров влияния//Культурно-речевая организация в современной России. Екатеринбург, 2000.

  21. Кусов Г.В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт: Автореф. …дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2004.

  22. Лаврентьева Е.В. Речевые жанры обвинения и оправдания в диалогическом единстве: Автореф. …дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 2006.

  23. Лебедева Н.Б. Студенческое граффити: жанроведческий аспект (Часть первая: фациент “Автор”)//Вестник Алтайской науки. Образование. Барнаул, 2002. №1.

  24. Литовский В.Ф., Месеняшина Л.А., Панова Р.С. Проблемы формирования письменной речи. Челябинск, 2000.(чз-2)

  25. Маркова М.Л. Когнитивная идентификация речевого жанра: Дис….канд. филол. наук. Волгоград, 2003.

  26. Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра//Collegium. 1-2, 1995.

  27. Матханова И.П. Прототип, «фамильное сходство» и интерпретация речевого жанра//Проблемы интепретационной лингвистики: Интепретаторы и типы интерпретации. Новосибирск, 2004.

  28. Моисеева И.Ю. Синергетическая модель текстообразования: Автореф. …дис. докт. филол. наук. Челябинск, 2007.

  29. Почепцов Г.Г. (мл.) слухи как семиотический феномен//Логика, психология и семиотика аспекты взаимодействия. Киев, 1990.

  30. Прямая и непрямая коммуникация/ Под ред. В.В. Дементьева, Саратов, 2003.

  31. Рехтин Л.В. Речевой жанр инструкции: полевая организация: Автореф. …дис. канд. филол. наук. Барнаул, 2005.

  32. Рогалева О.С. Брачное объявление как жанр рекламного дискурса (коммуникативно-прагматический и когнтивный аспекты): Автореф. …дис. канд. филол. наук. Омск, 2005.

  33. Рудов П.А. Информативные речевые жанры как потенциальная конфликтная зона в коммуникации// Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении: Материалы Четвертых Филологических Чтений. 23-24 ноября. Т.1. Лингвистика. Новосибирск, 2003.

  34. Седов К.Ф. Речевая агрессия и агрессивность как черта речевого портрета//Социальная психолигвистика: Хрестоматия.. М., 2007.

  35. Сидорова М.А. Публицистический вариант речевого жанра “портрет человека”: Автореф. …дис. канд. филол. наук. Барнаул, 2005.

  36. Формановская Н.И. Объявление – реклама – рекламное объявление(к уточнению характеристики жанра)//Проблемы речевой коммуникации, Саратов, 2003. Вып.3.

  37. Хохловская О.Г. Диалогический дискурс в лингвокультурологическом аспекте: Автореф. …дис. канд. филол. наук. Челябинск, 2006. (чз ЕНЛ)

  38. Чепкина Э. В. Журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). Екатеринбург, 2001.

  39. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований//Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса. СПб., 2001.



Рабочая программа

(очная форма обучения)



Тема

Лекции

Самостоятельная работа

1

История изучения речевых жанров

2

4

2

Категории, соотносимые с понятием речевого жанра

2

6

3

М.М. Бахтин и основы современной теории речевых жанров

2

4

4

Современные подходы к изучению речевых жанров

2

4

5

Классификация видов речи

2

6

6

Жанрообразующие факторы

2

4

7

Жанр и максимы речевого поведения. Состав участников речевого взаимодействия как жанрообразующий фактор

2

4

8

Формы выражения состава участников коммуникации как жанрообразующий фактор

2

4

9

Дискуссия о составе жанрообразующих признаков

2

4

10

Целеустановка как основа классификации речевых жанров

2

4

11

Роль чужой речи в усложнении речевого жанра

2

4

13

Вторичные речевые жанры как дериваты первичных

2

4

14

Анкета речевого жанра

2

4

15

Практикум по лингвостилистическому анализу




14




Итого

28


88



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общее языкознание»


Программа составлена на основе примерной программы и в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки
^




СОГЛАСОВАНО

Декан филологического факультета


______________ И.Ю. Карташева

«____» ______ 200 г.




Челябинск, 2008





^ 1. Цели и задачи дисциплины


Целью преподавания дисциплины является оказание необходимой поддержки студентам в работе над систематизацией знаний, полученных в ходе изучения других лингвистических дисциплин, формированием собственного лингвистического мировоззрения.

^ Задачами изучения дисциплины являются:


  1. Представить явление языка с разных сторон: язык как система знаков; язык как речевая деятельность, язык как общественное явление.

  2. Обобщить уже имеющиеся представления об устройстве, сущности и функциях языка.

  3. Усовершенствовать навыки самостоятельной работы студентов по изучению теории языка.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Дисциплина является дисциплиной федерального компонента и в соответствии с ГОС ВПО по направлению 031001 - филология является обязательной для изучения студентами филологического факультета.

В результате освоения дисциплины выпускник должен сформировать следующие компетенции:

а) иметь представление о взаимодействии системных и асистемных явлений в языке;

б) профессионально владеть общелингвистической терминологией, активно используемой в современных работах по различным аспектам языкознания;

в) уметь эффективно использовать методологию и методику сравнения языковых фактов и явлений разных языков;

г) выработать навыки самостоятельной оценки языковых фактов, их существующих и возможных в перспективе интерпретаций;

сформировать базовые навыки научно-исследовательского труда для написания итоговых квалификационных работ по лингвистике;

д) выработать личностные качества: настойчивость, любознательность, добросовестность, наблюдательность.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы
^

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

124

62

62

Аудиторные занятия

62

31

31

Лекции

31

15

16

Семинарские занятия

31

15

16

Самостоятельная работа - всего2

62

31

31

Вид итогового контроля




зач

экз


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ пп

Разделы дисциплины

Всего часов

Виды занятий




Лек.

СЗ

СР

1

Язык как система

28

7

7

14

2

Язык как деятельность

24

6

6

12

3

Язык как общественное явление

24

6

6

12


^ 4.2. Содержание разделов дисциплин

Раздел 1. Общие сведения по проблеме «Язык как система».

Предмет науки о языке. Его динамика. Основные категории общего языкознания. Категория речевой деятельности. Категории языка и речи. Проблема текста в языкознании.

Проблема методов в науке о языке.

Общая лингвистика и ее значение.

Понятие знака. Основные свойства знаков. Гипотезы о происхождении знака. Виды знаков и единицы языка.

Знаковые отношения. Знаки и субзнаки, их функции.

Общая семиотика и лингвосемиотика. Незнаковые свойства языковых единиц.

Категории системы и структуры. Уровневая структура сложных систем. Виды знаковых систем. Язык как знаковая система особого рода.

Языковые единицы и уровни языка. «Язык как система систем» (Ф. Соссюр). Проблемы и преимущества уровневой модели языка.

Две стороны языкового знака. Проблемы структуры плана содержания.

Структура плана содержания лексического уровня. Вопрос о месте фразеологии в языковой системе.

Структура плана содержания грамматического уровня. Фонология.

Структура плана выражения. Звуковая форма. Начертательная форма.

Вопрос о мотивированности языкового знака.


Раздел 2 «Язык как деятельность».

Язык и речевая деятельность. Речевая деятельность в концепции В. фон Гумбольдта. Виды речевой деятельности. Проблема их классификации. Речевая деятельность и проблема происхождения языка.

Нейро- и психолингвистика. Психофизиологические связи языка и мышления. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

Психофизиологические различия между родным и неродными языками.

Прикладное значение нейро- и психолингвистики.

Проблема взаимоотношения языка и речи.

Восприятие речи. Внешние этапы процессов порождения и восприятия речи. Внутренние этапы порождения речи.

Язык и мышление. Проблема взаимоотношения языка и мышления. Генетические связи языка и мышления. Виды мышления и язык. Внутренняя речь и мышление.

Мышление и билингвизм. Виды мышления и язык. Язык и познание.


Гипотеза лингвистической относительности. Теоретические предпосылки гипотезы лингвистической относительности. Сущность гипотезы Сепира - Уорфа. Когнитивный подход к проблеме лингвистической относительности. Прикладное значение идей лингвистической относительности.


Раздел 3. Язык как общественное явление.

Проблема происхождения языка.

Язык и общество. Значение коммуникативной деятельности в эволюции человека. Социальные функции языка. Формы существования языка. Национально-историческое своеобразие литературных языков.

Язык и культура. Язык как орудие культуры. Языковая картина мира. Язык как продукт культуры. Язык и культура как знаковые системы.

Языковая политика и языковое строительство.

Изменчивость языка как проявление его социальной природы. Внешние факторы в изменении языка. Типы языковых изменений. Языковые контакты.

Языковые антиномии как внутренние факторы изменений в языке. Изменения на разных уровнях языка. Необходимость и случайность в языковых изменениях. Вопрос о направлении изменений.

Темпы языковых изменений.


^ 5. Требования к практическим видам занятий

при освоении дисциплины

№ пп

Номер раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ (практических занятий, семинаров и.т.п.)

Семинары

1.

1.

Семиотика и лингвосемиотика. Своеобразие языкового знака

2




Языковые единицы и уровни языка

3




Структура плана содержания языкового знака

4.




Структура плана выражения языкового знака

5

2.

Язык и речевая деятельность

6




Нейро- и психолингвистика

7.




Язык и мышление

8.

3.

Язык и культура

9.




Гипотеза лингвистической относительности

10.




Изменчивость языка как проявление его социальной природы


^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература


  1. Лингвистический академический словарь. М., 2002.

  2. *Алефиренко, Н.Ф. Теория языка: Вводный курс: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2007. - 368 с., схем. - (Высш. проф. образование. Пед. спец.)

  3. *Общее языкознание/ Под общ. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983.

  4. *Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 250-296.

  5. *Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// Там же. С. 297-324.

  6. Бодуэн де Куртене И.А. Об отношении русского письма к русскому языку// Избр. труды по общему языкознанию: В 2 т. М.,1963. Т. 2. С.209-235.

  7. Бодуэн де Куртене И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке// Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1. Учпедгиз, 1960. С. 226-246.

  8. Вандриес Ж. Язык: Лингвистическое введение в историю/ пер. с фр./ 3-е изд., стер. М., УРСС, 2004.

  9. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

  10. *Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.

  11. *Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М.: Наука, 1967.

  12. *Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.; Л., 1934.

  13. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.

  14. *Гумбольдт В. фон. О различии строения языков и его влиянии на духовное развитие человечества// Избр. труды по языкознанию. М., 1984. С.69-74.

  15. *Гумбольдт. В. фон. Язык и философия культуры. М.,1985.

  16. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. Вып. I. М., 1960.

  17. Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.

  18. *Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет// Избр. труды по семиотике и истории культуры. М. 1998. Т. 1.

  19. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия / Сост. Ф.М. Березин. — М., 1988.

  20. *Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика: Учеб. для студентов / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филол. фак. - М.: URSS, 2007. - 3-е изд., стер. - 350 с., схем. - (Новый лингв. учеб.)

  21. *Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: URSS, 2007. - 4-е изд., стер. 213 с.

  22. *Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

  23. Лингвистика ХХ века: система и структура языка: Хрестоматия. М.,2004 – 1-2 части.

  24. *Лотман Ю.М. Культура и язык // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 396-399.

  25. *Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

  26. Мартине А. Основы общей лингвистики/Пер. с фр. – 2-е изд.. М.: УРСС, 2004.

  27. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. М., 2001.

  28. *Потебня А.А. Психология поэтического и прозаического мышления// Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. С.201-235.

  29. Пражский лингвистический кружок. М. , 1967.

  30. *Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.

  31. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи // Избр. труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С.68-136.

  32. Серебренников Б.А. Об относительной самостоятельности развития системы языка. М.,1968.

  33. *Соссюр Ф. Курс общей лингвистики// Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. Гл. 6-7.

  34. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. Изд. 2-е. — М., 1975.

  35. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

  36. Хомский Н. Язык и проблемы знания// Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. № 4.

  37. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. - Уч. пособие. М., 2004.

  38. *Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: URSS, 2007. - 3-е изд., стер. - 428 с.

  39. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: “за” и “против». М., 1975. С. 193-230.

  40. Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации// Избр. работы. М., 1985. С. 319-330.



^
Дополнительная литература




  1. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. М., Едиториал УРСС, 2004.

  2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. М.: Гнозис. 2005.

  3. *Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

  4. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (о механизмах построения высказывания). М., 2002.

  5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. М., 1989.

  6. *Балясникова О.В. 2007.01.012. Психолингвистическое исследование языкового сознания (научно-аналитический обзор)/О.В. Балясникова//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр. гумантит. науч.-информ. исслед. Отд. Языкознания. – М.: ИНИОН, 2007. - №1. – С. 69 – 92.

  7. *Белошапкова, Т.В. Когнитивно-дискурсивное описание категории аспектуальности в современном русском языке. - М.: URSS, 2007. - 328 с.

  8. Бенвенист Э. Семиология языка// Бенвенист Э. Общая лингвистика: Пер. с фр. М., 1974.

  9. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа/ Пер. с нем. 2-е изд., испр. и доп. М.: УРСС, 2004.

  10. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.,2001.

  11. Воронцов В. А., Миклашевская Л.В. Истоки языка в свете антропосоциогенеза. Казань, 2003.

  12. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи// Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.

  13. Герд А.С. Прикладная лингвистика. СПб. Изд-во СПбургского ун-та, 2005.

  14. *Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М.,2003.

  15. Горин С.А. Гипноз: техники россыпью. Канск, 1995.

  16. *Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретативного подхода// ВЯ. 1994. №4. С.17-33.

  17. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи// Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998. С.146-162.

  18. *Журавлев А.П. Язык и компьютер. М., 1989.

  19. Зинковская Н.Я. Язык. Письменность. Культура: Уч. пособие. Новосибирск, Новосиб. гос. техн. ун-т, 2005.

  20. *Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М., 1988.

  21. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2001.

  22. *Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания.

  23. Кибрик А. Е. Константы и переменные языка. СПб: Алетейя, 2003.

  24. *Кобозева И. М. «Смысл» и «значение» в наивной семиотике // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 183-186.

19.*Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Фонетика в модели речевой деятельности// Прикладные аспекты лингвистики. М., 1989.

  1. *Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

  1. Лангакер Р. У. Когнитивная грамматика. М., 1992.

  2. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. Пермь, 1999.

  3. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1976.

  4. Лингвистика для всех . М., 2004

  5. Лепская Н.И. Язык ребенка: (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.

  6. *Литовский В.Ф., Месеняшина Л.А., Панова Р.С. Проблемы формирования письменной речи. Челябинск, 2000. С.138-149.

  7. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.,1975.

  8. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: Путеводитель по лингвистике: Конспект-справочник. М.: Флинта: Наука, 2005.- 235с

  9. Мурзин Л.Н. Язык, текст и культура// Человек – Текст – Культура. Екатеринбург, 1994. С. 160-169.

  10. Ору С. История. Эпистемология. Язык: Пер. с фр. М., 2000.

  11. *Падучева, Е.В. О семантике синтаксиса: Материалы к трансформац. грамматике рус. яз. / РАН. Всерос. ин-т науч. и техн. информации. - М.: URSS, 2007. - 2-е изд., испр. и доп. - 294 с.

  12. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968. (Где лежат причины языковой эволюции? С. 75-85); (Революция и литературные языки Союза ССР. С. 187-205.)

  13. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.

  14. Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры. СПб: Наука, 2005.

  15. Проблемы функциональной грамматики. Семантика инвариантности/вариативности. СПб: Наука, 2003.

  16. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. — М., 1988.

  17. Сахарный Л.В. Язык правого полушария и современная лингвистика// Лингвистика на исходе ХХ века: итоги и перспективы: Тез. междунар. конф. М., 1995. Т.2. С. 458-460.

  18. *Семиотика: Антология/Сост. Ю.С. Степанов. М.: Акад проект, Е-бург: Деловая книга, 2001.

  19. *Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка, М., 1985.

  20. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. Изд. 2-е. — М., 1975.

  21. Строение фильма: Сб./ Сост. К. Разлогов. М.,1984.

  22. *Тимофеев В.П. Язык как явление. Языковые единицы// Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 2. Филология. 1996. №1. С. 142-152.

  23. Фефилов А.И. Основы когнитологии/ Ульяновский госуниверситет. – Ульяновск, 2004.

  24. Фрумкина Р.М., Жакова Е.В. Семиотика числа и цифры: онтогенетический аспект//Изв. РАН Сер. яз и лит. – М. 2005, - т.64. № 4.с. 56-61.

  25. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А., Шапиро Е.И. Язык. Речь. Коммуникация. Спб.: КАРО, 2006.

  26. Чейф У. Значение и структура языка. М., 1975.

  27. Черемисина М.И. Язык и его отражение в науке о языке. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, Гуманит.ф-т. 2002.

  28. Шахнарович А. М.Общая психолингвистика: Учебное пособие.М.: Изд-во РОУ, 1995. - 96с.

  29. *Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М., 1990.

  30. Юрченко В.С. Философия языка и философия языкознания: лингвофилософские очерки. М.: URSS, 2005.

  31. Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты: Сб. ст. / под ред. Н.В. Уфимцевой. – М. : Институт языкознания РАН, 2004. – 316 с.

  32. Языкознание: взгляд в будущее. Калиниград, 2002.

  33. * Язык и культура // Рус. речь. - М., 2007. - N 1. - С. 3-16



Разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение



  • Проблема методов в науке о языке;

  • Общая лингвистика и ее значение;

  • Основные свойства знаков;

  • Знаковые отношения;

  • Знаки и субзнаки, их функции;

  • Вопрос о мотивированности языкового знака;

  • Проблема взаимоотношения языка и речи;

  • Внутренние этапы порождения речи;

  • Восприятие речи;

  • Мышление и билингвизм;

  • Виды мышления и язык;

  • Язык и познание;

  • Внешние факторы в изменении языка;

  • Темпы языковых изменений; -


Контрольные вопросы для проведения

промежуточного контроля знаний


Вариант 1

  1. Укажите, какие из перечисленных ниже единиц являются единицами языка, а какие – единицами речи: аллофон, лексема, морфема, лексико-семантический вариант, фонема, алломорф.

  2. К знакам какого типа относятся а) телефонный звонок; б) изображение бегущего человека в разомкнутом прямоугольнике (выход); в) буква?

  3. Сколько раз выражено значение времени в предложении в предложении Вчера вечером здесь приземлился самолет?

  4. Существует ли в русском языке фонема <г`>? Ответ аргументируйте.

  5. Приведите 2-3 примера контрастной дистрибуции.

Вариант 2

  1. Какая разница между понятиями «речь» и «речевая деятельность»?

  2. К знакам какого типа относятся а) картина; б) след зверя на снегу; в) желтые листья деревьев?

  3. Сколько раз выражено значение женского рода в предложении Это была та самая белокурая женщина, которая приходила к тебе недавно?

  4. Существует ли в русском языке фонема <к`>? Ответ аргументируйте.

  5. Приведите 2-3 примера дополнительной дистрибуции.

Вариант 3


  1. Найдите среди перечисленных ниже языковых единиц ту, которая не является знаком: фонема, морфема, лексема.

  2. К знакам какого типа относятся а) кукла; б) дорожный знак «кирпич»; в) цифра?

  3. Сколько раз выражено значение множественного числа в предложении Наши сани едут сами?

  4. Существует ли в русском языке фонема <х`>? Ответ аргументируйте.

  5. Приведите 2-3 примера свободного варьирования на морфемном уровне.


Вариант 4


  1. Является ли текст языковой единицей? Ответ аргументируйте.

  2. К знакам какого типа относятся а) театральный спектакль; б) междометие; в) имя существительное?

  3. У глаголов в повелительном наклонении нет категории времени. Почему возможна фраза Приходи ко мне завтра утром?

  4. Существует ли в русском языке фонема <ы>? Ответ аргументируйте.

  5. Приведите 2-3 примера свободного варьирования на лексическом уровне.



^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ


Билет № 1



  1. Структура и содержание курса “Общее языкознание”. Предмет науки о языке. Его динамика.

  2. Психофизиологические различия между родным и неродными языками.



Билет № 2



  1. Категории языка, речи, речевой деятельности.

  2. Внешние этапы процессов порождения и восприятия речи.



Билет №3



  1. Проблема текста в языкознании.

  2. Проблема взаимоотношения языка и мышления.



Билет №4.



  1. Проблема методов в науке о языке.

  2. Мышление и билингвизм.



Билет № 5

  1. Общая лингвистика и ее значение.

  2. Теоретические предпосылки гипотезы лингвистической относительности.



Билет №6

1.Понятие знака. Виды знаков.

2. Генетические связи языка и мышления.


Билет №7

  1. Основные свойства знаков.

  2. Социальные функции языка.



Билет №8

  1. Общая семиотика и лингвосемиотика.

  2. Язык как орудие культуры.



Билет №9

  1. Гипотезы о происхождении знака.

  2. Языковая политика и языковое строительство.



Билет №10

  1. Виды знаков и единицы языка.

  2. Типы языковых изменений.



Билет №11

  1. Незнаковые свойства языковых единиц.

  2. Гипотеза «фюсей», ее история и современное состояние. Перспективы решения проблемы происхождения языка.



Билет №12

  1. Виды знаковых систем. Язык как знаковая система особого рода.

  2. Гипотеза «тесей», ее история и современное состояние. Перспективы решения проблемы происхождения языка.



Билет №13

  1. Знаковые отношения.

  2. Темпы языковых изменений.



Билет №14

  1. Знаки и субзнаки, их функции.

  2. Языковые контакты. Их последствия.



Билет №15

  1. Уровни и ярусы языка.

  2. Внешние факторы в изменении языка.



Билет №16

  1. Язык как система систем.

  2. Языковые антиномии как внутренние факторы изменений в языке.



Билет №17

  1. Вопрос о внеярусных явлениях и промежуточных ярусах языка.

  2. Язык и культура как знаковые системы.



Билет №18

  1. Две стороны языкового знака.

  2. Язык как продукт культуры.



Билет №19

  1. Лексиология. Структура плана содержания.

  2. Национально-историческое своеобразие литературных языков.



Билет №20

  1. Фразеология. Структура плана содержания.

  2. Формы существования языка.



Билет №21

  1. Грамматика. Структура плана содержания.

  2. Значение коммуникативной деятельности в эволюции человека.



Билет №22

  1. Фонология и план содержания.

  2. Прикладное значение идей лингвистической относительности.



Билет №23

  1. Структура плана выражения. Звуковая форма.

  2. Когнитивный подход к проблеме лингвистической относительности.



Билет №24

  1. Структура плана выражения. Начертательная форма.

  2. Сущность гипотезы Сепира – Уорфа.



Билет №25

  1. Вопрос о мотивированности языкового знака.

  2. Язык и познание.



Билет №26

  1. Речевая деятельность в концепции В. фон Гумбольдта.

  2. Внутренняя речь и мышление.



Билет №27

  1. Виды речевой деятельности. Проблема их классификации.

  2. Виды мышления и язык.



Билет №28

  1. Психофизиологические связи языка и мышления.

  2. Восприятие речи.



Билет №29



  1. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

  1. Внутренние этапы порождения речи.

Билет №30

1. Прикладное значение нейро- и психолингвистики.

  1. Проблема взаимоотношения языка и речи.



Программу составила:

профессор кафедры русского языка,

к.ф.н., д.п.н. Месеняшина Л.А..


Программа утверждена на заседании кафедры русского языка.

Протокол № … от … июня 200 _ г.

Заведующий кафедрой, к.п.н. доцент __________ Н.Б. Приходкина

(подпись)

1 Зеленым цветом выделено то, что есть в библиотеке, а желтым – место хранения

Чз-1 - чит. зал 2 корпуса

Чз-2 – чит. зал 3 корпуса

Чз ЕНЛ - чит. зал 1 корпуса (ест. –науч. лит.)

Аб-2 – абонемент 3 корпуса

Чз ИЛ – чит. Зал 1 корпуса ( иностр. лит.)


2. Если в общую трудоемкость ОПП включены часы, выделяемые на экзаменационные сессии и ГАК, то необходимо в данный раздел включать трудоемкость данных видов работ.

Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.




Скачать 335.9 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты