Домой

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"




Скачать 326.38 Kb.
НазваниеФормирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"
Дата30.01.2013
Размер326.38 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Этика буддизма
Примеры письменных творческих заданий
Кроссворд (по количеству букв)
Комитет образования администрации города тамбова
История мировых религий
Пояснительная записка
Цель настоящего курса состоит в приобщении учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю рели
Программа по истории религии
Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование
Подобные работы:

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"


Дорошина Лидия Михайловна,

заместитель директора по УВР МОУ СОШ №9 г.Тамбова, учитель истории

Радикальные социальные изменения в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) нашего общества привели к социальной нестабильности. В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как "вынужденные переселенцы". Эта ситуация приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам, особенно в молодежной среде.

Одним из условий выхода из сложившейся ситуации нестабильности может стать воспитание человека толерантного, который будет стремиться к установлению взаимоотношений с другими людьми, основанных на взаимной терпимости, уважении, признании права другого быть не похожими на остальных.

Действительно, толерантность формируется особенно трудно, когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного!

На мой взгляд, наиболее оптимальным и проверенным на опыте является способ приближения к " миру других" через обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями. В развернувшейся сегодня дискуссии о преподавании основ православной культуры в школе я на стороне тех, кто считает неприемлемым преподавание в светской многонациональной (и, значит, многоконфессиональной) школе этого предмета. Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то приобщение к "своей" религии должно быть вынесено за рамки школьного преподавания (это - выбор родителей и самих детей!), а в школе должен быть принят культурологический подход, то есть созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями.

Опыт показывает, что многие люди, имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Библии - Ветхий завет - это иудейская священная книга, а в Коране можно встретить многие библейские сюжеты. А между тем, совсем нетрудно найти в Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения:

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась о них злодеяниями. И вот, я истреблю их с земли.

Сделай себе ковчег: и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре (Бытие, гл.6)

И мы внушили ему: "Сделай ковчег на Наших глазах и по Нашему внушению, а когда придет наше повеление: то введи в него из всех по две пары и твою семью, кроме тех из них: которые были неправедны: поистине, они будут потоплены! (Сура 23. Верующие)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнго освятит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божьим (Евангелие от Луки, гл.1)

Сказала она "Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?" Сказал он: "Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: "Будь!" - и оно бывает. (Сура 3. Семейство Имрана).

^ Этика буддизма

Христианская мораль

"Пять запретов":

Десятисловие Моисеево:

Убийство

Воровство

Ложь

Блуд

Пьянство

Не убий

Не укради

Не произноси на другого ложного свидетельства

Не прелюбодействуй

Грех против второй заповеди

Осознание подобной общности взглядов и идеалов - первый шаг к формированию толерантности

В средней общеобразовательной школе № 9 города Тамбова эта задача реализуется в ходе преподавания элективного предмета "История мировых религий" по авторской программе Л.М.Дорошиной. Программа прошла процедуру экспертизы и утверждения городским экспертным советом комитета образования (Приложение).

Применяются различные формы уроков, в том числе лекции, практикумы, уроки с элементами театрализации и коллективными способами обучения, экскурсии (православные храмы, молитвенные дома, картинная галерея и краеведеческий музей) Занятия носят развивающий, проблемный, практический характер. Используется отметочная система учета знаний.

^ Примеры письменных творческих заданий:

- Все ли народы древности прошли через политеизм?

- Ранние формы религии в русских народных сказках.

- Календарь древнеримских праздников.

- "Мои любимые высказывания Конфуция".

- "Каким христианским заповедям я следую (хотел бы следовать) в своей жизни?"

- Православные праздники.

- Католические праздники.

- Православные таинства.

- Кроссворды по различным темам, например "Католицизм".

- Направления современного протестантизма.

- "Притчи Соломоновы о…"

- "Современная русская православная церковь".

- "Современные религиозные культы"

Урок-интервью (учащиеся формулируют письменно вопросы в течение 5 минут, учитель отвечает на них без подготовки):

Тема: "Христианство"

  1. Почему в православных храмах нет скульптур?

  2. Почему христианство так называется?

  3. Во что верят христиане?

  4. Есть ли у христиан специальная религиозная одежда?

  5. Специальные молитвы, заклинания.

  6. Как получилось, что христианство делится на сектантство и чистую веру?

  7. Чем отличается Евангелие от Библии?

  8. Когда зародилось христианство?

  9. Какими были первые обряды в христианстве?

  10. Какие обряды были заимствованы христианством из язычества?

  11. Как появилось христианство в России? Какие цели преследовало его появление?

  12. Назовите различия между конфессиями: по идеологии. по форме.

  13. Есть ли исторические доказательства существования Иисуса Христа на Земле?

  14. Каковы основные праздники и обряды в христианстве?

Тема: "Ислам"

  1. Где и почему появился ислам?

  2. Как изменялась эта религия со времени возникновения до наших дней?

  3. Сколько человек поклоняются это религии? И какие народы?

  4. Почему на мусульманских свадьбах невеста сменяет несколько нарядов?

  5. Почему там так ценится танец живота?

  6. Почему никогда не показывают изображения Мухаммеда, есть ли они?

  7. Чем грозит человеку выход из веры?

  8. Есть ли большие отличия в содержании Корана и Библии?

  9. Есть ли в этой религии обряды похожие на Крещение?

  10. Как в этой религии отмечают рождение ребенка?

  11. Почему девушки носят чадру?

  12. Как в исламе заключаются и расторгаются браки?

Творческое задание "Отношение к сущности религии"

Уважаемые ребята!

Перед вами несколько высказываний известных людей о сущности религии. Ознакомьтесь с мнением этих людей, выберете одно-два высказывания, наиболее близких к вашей собственной точке зрения. Приведете аргументы своего выбора.

Что, на ваш взгляд, характерно для большинства приведенных здесь высказываний? Если вы не согласны ни с одним из мнений, предложите свою точку зрения.

Автор

Высказывание

Р.Бертон

Одна религия настолько же истинна, как и другая.

А.Герцен

Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.

Б. Франклин

Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее?

Д.Жирарден

Самая лучшая религия - самая терпимая.

К.Маркс

Религия - опиум для народа.

У.Пенн

Религия - это не что иное, как любовь к Богу и человеку.

Л.Фейербах

Религия - дочь невежества

^ Кроссворд (по количеству букв)

4

5

6

7

8

Грех

Магия

Тайцзы

1. Анимизм

1. Фетишизм

Елей

Секта

Пастор

2. Религия

2. Крокодил

Киот

Диана

Тризна

3. Даосизм

3. Посейдон

Тора

Потир

Раскол

4. Престол

4. Таинство

Сура

Свеча

Алтарь

5. Молитва

5. Крещение

Хадж

Ересь

Аналой

6. Кентавр

6. Кардинал

Пост

Амвон

Клирос

7. Притвор

7. Синагога

 

Оклад

Костел

8. Минарет

8. Кикимора

 

Карма

Мечеть

9. Нирвана

9

 

Левит

Сангха

10. Свинина

1. Аниматизм

 

Цицит

Мезуза

 

2. Эндогамия

 

Коран

Джихад

 

3. Монотеизм

 

Амина

 

 

4. Рождество

 

Намаз

 

 

5. Спиритизм

4 буквы:

1. Преступление закона Бога.

2. Особо освященное оливковое масло, применяемое во время таинства.

3. Большая рама для иконы.

4. Пятикнижие Моисеево, особенно почитаемое иудеями.

5. Глава Корана.

6. Паломничество мусульман.

7. Особенное духовное состояние верующего, внешне проявляющееся в ограничении в приеме пищи.

5 букв:

1. Вера в то, что путем заклинаний, определенных действий, можно влиять на человека и явления природы.

2. Вид религиозного института.

3. Древнеримская богиня охоты.

4. Чаша для приготовления причастия.

5. Современный пример жертвоприношения.

6. Учение, противоположное церковному.

7. Середина возвышения в православном храме, на котором расположен иконостас и алтарь.

8. Металлическое украшение, покрывающее икону.

9. Совокупность поступков человека, определяющих его следующее перерождение.

10. Одна из книг Торы.

11. Полотно с шерстяными нитями, которое носят иудеи под верхней одеждой.

12. Священная книга мусульман.

13. Имя матери Мухаммеда.

14. Молитва у мусульман.

6 букв:

1. Символ даосизма.

2. Глава протестантской общины.

3. Заупокойное пиршество славян.

4. Уклонение от единства с церковью.

5. Главная часть православного храма.

6. Столик с наклонной поверхностью перед иконостасом в христианском храме.

7. Место для певцов и чтецов в христианском храме.

8. Католический храм.

9. Мусульманский храм.

10. Буддистская монашеская община.

11. Свиток в цилиндре, который иудеи прикрепляют к правому косяку комнат квартиры.

12. Война с "неверными" в исламе.

7 букв:

1. Вера в существование души и духов.

2. Вера в существование сверхъестественных сил, способных воздействовать на человека и весь окружающий мир.

3. Одна из религий Древнего Китая.

4. Особый стол в алтаре православного храма.

5. Обращение верующего к Богу.

6. Мифическое античное существо.

7. Часть православного храма.

8. Башня при мечети.

9. Особое психологическое состояние, цель буддиста.

10. Запретная пища у мусульман и иудеев.

8 букв:

1. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

2. Священное животное в Древнем Египте.

3. Античный бог, владелец моря.

4. Особо важный христианский обряд.

5. И праздник, и таинство у христиан.

6. Главный священник в государстве у католиков.

7. Молитвенный дом иудеев.

8. Жена Домового.

9 букв:

1. Вера в то, что все окружающее человека (животные, растения, явления природы) живет такой же жизнью, как он сам.

2. Браки между близкими родственниками у язычников.

3. Вера в единого бога.

4. Важнейший двунадесятый праздник христиан.

5. Способ общение с духами.

Мнения учащихся о предмете:

История религий - это очень интересный предмет, который помогает нам понять взгляды других людей. Даже очень хорошо, что в мире существует много религий.

Мне очень интересен урок истории религии, так как на нем уделяется внимание не только нашей религии, но и религиям других стран, так же наш учитель рассказывает нам очень интересные мифы и легенды.

Этот предмет проявляет в нас такие качества, как доброта, терпимость, хорошее отношение к людям разных религий.

История мировых религий воспитывает в человеке толерантность по отношению к другим религиям. Этот предмет расширяет кругозор.

История мировых религий самый лучший предмет. Она учит меня хорошо относиться к людям другой расы.

Проведенные социологические опросы выявили качественно более высокие темпы развития толерантных качеств учащихся профильных социально-гуманитарных классов. Не менее 80% старшеклассников отмечали рост позитивной мотивации в отношении к религиозным убеждениям представителей других конфессий. В то же время в параллели 10-11-х классов таких учащихся оказалось лишь 61%. Таким образом, религиоведческие знания являются эффективным средством формирования толерантных качеств личности обучающихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ


^ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА


ПРОГРАММА


ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ


Для учащихся 10-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 32 города Тамбова


Тамбов 2007


Допущено

комитетом образования

администрации города Тамбова

24.04.2007


ПРОГРАММА


^ ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ


Автор: Л.М.Дорошина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории высшей квалификационной категории муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 города Тамбова.


Рецензенты:

В.Л.Дьячков, кандидат исторических наук, доцент ТГУ им. Г.Р.Державина;

Н.Ф.Ситникова, учитель истории высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения Тамбовского кадетского корпуса им. Л.Демина, заслуженный учитель Российской Федерации.

^ Пояснительная записка


В современном мире религиозная нетерпимость и ее крайнее проявление, - религиозный фанатизм, обусловлены двумя основными факторами. Во-первых, это догматический образ мышления, для которого характерна убежденность в праве на существование единственной веры, своей собственной. Во-вторых, использование религиозных ценностей в политических интересах, что приводит к развитию международных и национальных конфликтов.

В условиях многонационального государства необходимо преодолевать невежество его граждан в отношении представления о вере и обрядах других людей, учить детей относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре. Поэтому многие граждане в мире выступают за необходимость просвещения по вопросам религиозного многообразия.

В средней общеобразовательной школе № 9 города Тамбова эта задача реализуется в ходе преподавания элективного предмета «История религий». Программа разработана на основе одноименной программы академика Я.Н.Щапова, в которую внесен ряд изменений. Причины модификации следующие:

  • адаптация программы для учащихся профильных социально-гуманитарных классов общеобразовательной школы;

  • стремление сделать больший акцент на изучение древних религий;

  • уделение особого внимания истории христианства, православной культуре Тамбовщины.

Религиозные представления пронизывают всю историю человечества. Каждый человек в той или иной мере испытал на себе влияние религии, поэтому знание основных религий мира, их происхождения, догматов и

культа обязательно для каждого образованного человека. Без них невозможно понять исторический процесс. Религия дошла до наших дней не только в виде современных религиозных систем и культов, не только в остатках древних верований, обрядах, но и в прекрасных материальных и духовных памятников прошлого. Научить старшеклассников осознанно воспринимать это наследие – одна из задач курса.

В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Тамбовской области в настоящее время функционируют 14 конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект.

Элективный предмет «История религий является логическим продолжением элективного курса «Религия и ее памятники» и предназначен для учащихся профильных социально-гуманитарных 10-х – 11-х классов


(всего - 68 часов) в качестве межпредметного курса, объединяющего знания в области истории, обществознания, литературы, права культуры.


^ Цель настоящего курса состоит в приобщении учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю религии.

Задачи курса «История мировых религий»:

  • духовное, нравственное, эстетическое воспитание учащихся через приобщение к общечеловеческой культуре;

  • формирование понимания психологии наших предков;

  • создание целостного восприятия исторического процесса (связь времен и поколений через традиции, интеграция с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством);

  • формирование у учащихся внимательного, уважительного отношения к религиям, умения вставать на точку зрения представите­лей другой религии; понимать, каким образом религия влияет на жизнь конкретных людей и на общество в целом;

  • получение обучающимися информации о современных направлениях
    религии, деятельности церкви, деноминаций и сект в регионе прожи­вания;

  • формирование интереса и положительной мотивации к изучению предметов образовательной области «Обществознание» через освоение новых аспектов содержания учебного материала;

  • отражение в содержании учебного материала новых для учащихся знаний;

  • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе проведения занятий;

Религия является значимым фактором в развитии разных культур; она привносит в них смысл, а такие основы поведенческих и социальных норм. Но религия может и разделять людей, становясь причиной нетер­пимости и конфликтов. В этой связи предполагается культуроведческий подход к преподаванию данного курса, что соответствует светскому характеру обучения.

Применяются различные формы уроков, в том числе лекции, практику­мы, уроки с элементами театрализации и коллективными способами обу­чения, экскурсии. Занятия носят развивающий, проблемный, практический харак­тер. По окончании курса учащиеся сдают зачетную исследовательскую работу по одному из религиозных направлений.

Исходя из накопленного опыта работы, представляется целесообраз­ным и возможным ведение подобного курса в школах города и области в качестве элективного предмета в гуманитарных классах на основе принципов объективности, корректности, уважения.


Знания, полученные обучающимися при изучении данного элективного курса необходимы в будущем для студентов исторических, юридических, культуроведческих факультетов вузов.


Ожидаемые результаты:

По окончании изучения курса обучающиеся должны

знать:

- сущность и элементы религии;

- ранние формы религии, их проявление у народов мира;

- государственные религии и их влияние на складывание мировых;

- догматы и культ мировых религий;

- краткое содержание священных книг мировых религий;

- современную религиозную обстановку в мире, России, Тамбовской области.

уметь:

- применять полученную информацию на уроках обществознания, литературы, права, литературы;

- правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий;

- уметь идентифицировать религиозные периодические издания.


^ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ


10 класс (34 часа)

Сущность религии. Определение религии. Элементы религии. Происхождение религии. Религия как феномен человеческой культуры . (3 часа).

Ранние формы религии. Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, аниматизм. Погребальный культ как ранняя форма религии. Ранние формы религии в русских народных сказках. (4 часа). Зачет (1 час).

Античная религия. Пантеон богов. Древнегреческий культ. Римские праздники. (3 часа).

Религии Древнего Китая. Синизм. Даосизм. Конфуцианство.

(4 часа).

Иудаизм. Догматы. Культ. Священная литература: Тора, Талмуд.(5 часов). Зачет (1час).

Христианство. Экономические, социальные, духовные предпосылки возникновения. Христианские догматы. (3 часа)

Христианская мораль. Десятисловие Моисеево. (2 часа).

Храм и его устройство. (2 часа).

Православные праздники: главный, двунадесятые, великие, престольные. (2 часа). Православные таинства (1час).

Православное искусство (2 часа). Зачет (1час).


11 класс (34 часа)


Католицизм. Ватикан. Организация церкви. Интронизация. Монашеские ордена. Особенности вероучения. (3 часа)

Протестантизм. Причины возникновения протестантизма. Виды протестантизма. Основные идеи. Протестантский культ. Организации протестантизма. Современный протестантизм: направления, миссионерская деятельность. (3 часа). Зачет (1час).

Библия. История создания. Структура Библии. Священная книга иудеев и христиан как памятник мировой культуры.(3 часа).

Из истории Русской православной церкви. Дохристианский культ. Крещение Руси и его значение. Церковная юрисдикция. РПЦ в эпоху феодальной раздробленности. Городские ереси ХIV – ХV вв. Стоглавый собор. Учреждение патриаршества. Церковный раскол. Отношения церкви государства в ХVIII – ХIХ вв. РПЦ в ХХ веке: модернизм; РПЦ в годы Великой Отечественной войны. Страна воинствующего атеизма. Тысячелетие Крещения Руси.

Современная РПЦ: структура, направления деятельности. Православные конференции. (10 часов).

Буддизм. Легенда о Будде. Догматы буддизма. «Четыре благородных истины», принцип «Восьми дорог». Карма. Самсара. Нирвана. Течения в буддизме: Махаяна, Хинаяна. Этика буддизма. Ламаизм. Священные книги буддизма. Современный буддизм. (3 часа). Зачет (1 час).

Ислам. Мухаммед. Догматы ислама. «Пять столпов веры». Запреты и предписания. Мусульманские праздники. Коран. Ислам и женщина. Ислам в современном мире. (4 часа). Зачет (1 час).

Колдовство и сатанизм. Черная месса. «Сатанинская библия». Опасность для общества. (1 час).

Современные религиозные культы. Общество сознания Кришны, Сайентология, Богородичный центр, «Белое братство». (2 часа).

Религиозная обстановка на Тамбовщине. (1 час). Зачет (1час).

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС


№№

п/п

Темы уроков

Кол-во

часов

Тип

урока

Специфика

домашних

заданий

Сроки

1.

Сущность религии.

Определение религии.


1

Лекция




1-я неделя сентября

2.

Происхождение религии. Элементы религии.

1

Лекция

Письменно ответить на вопрос: все ли народы древности прошли через политеизм?

2-я неделя сентября

3

Религия как феномен человеческой культуры

1

Лекция




3-я неделя сентября

4 – 5.

Ранние формы религии. Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, аниматизм.

2

Лекция




4-я неделя сентября,

1-я неделя октября

6.

Погребальный культ как ранняя форма религии.

1

Лекция




2-я неделя октября

7.

Ранние формы религии в русских народных сказках

1

Лекция

Письменная работа по теме урока на основе исследования одной из сказок.

3-я неделя октября

8.

Урок-зачет по древним религиям.

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий




4-я неделя октября

9.

Античная религия. Пантеон богов.

1

Лекция




2-я неделя ноября

10.

Древнегреческий культ.

1

Лекция

Работа с источником – ранние формы религии в древнегреческих мифах

3-я неделя ноября

11.

Римские праздники

1

Лекция

Письменное сообщение «Праздники Древнего Рима».

4-я неделя ноября

12.

Религии Древнего Китая. Синизм.

1

Лекция




1-я неделя декабря

13.

Даосизм.

1

Лекция




2-я неделя декабря

14 – 15.

Конфуцианство.

2

Лекция

Мини-сочинение «Мои любимые высказывания Конфуция»

3-я и 4-я недели декабря,

16.

Иудаизм как государственная религия. Происхождение иудаизма

1

Лекция




3-я неделя января

17.

Догматы иудаизма

1

Лекция




4-я неделя января

18.

Иудейский культ.

1







1-я неделя

февраля

19.

Праздники в иудаизме

1

Лекция




2-я неделя февраля

20.

Священная литература в иудаизме: Тора, Талмуд.

1

Лекция. Работа с источни-ком- Агада.




3-я неделя февраля

21.

Урок-зачет по государственным религиям




Повторительно-обобщаю-щий




4-я неделя февраля

22.

Христианство. Экономические, социальные, духовные предпосылки возникновения.

1

Лекция




1-я неделя

марта

23 – 24.

Христианские догматы.

2

Лекция

Письменная работа с источником «Тезисы о Страшном суде».

2-я и 3-я недели марта

25 – 26.

Христианская мораль.

2

Лекция

Мини-сочинение «Какие христианские заповеди я выполняю (хотел бы выполнять) в жизни?»

4-я неделя марта и 2-я неделя апреля

27.

Храм и его устройство.

1

Лекция с просмот-ром диапози-тивов.




3-я неделя апреля

28.

Внешний и внутренний вид храма

1

Урок-экскурсия в Казанский или Покров-ский собор




4-я неделя апреля

29.

Православные праздники: классификация, особенности, сохранение двоеверия. Пасха.

1

Лекция




1-я неделя мая


30.

Православные таинства.

1

Лекция

Письменное сообщение по одному из семи таинств.

2-я неделя мая


31.

Двунадесятые, великие и престольные праздники.

1

Лекция




3-я неделя мая


32 -33.

Православное искусство

2

Просмотр видео-фильма в библиотеке Вознесен-ского монастыря.




4-я неделя мая


34.

Урок-итоговый зачет

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий




4-я неделя мая




^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС



№№

п/п

Темы уроков

Кол-во

часов

Тип

урока

Специфика

домашних

заданий

Сроки

1.

Католицизм. Ватикан. Организация церкви. Римский Папа. Конклав.

Интронизация. Монашеские ордена.


1

Лекция




1-я неделя

сентября

2.

Особенности вероучения.

1

Лекция




2-я неделя

сентября

3

Католический храм

1

Экскур-сия в костел

Составить кроссворд по теме «Католицизм»

3-я неделя

сентября

4.

Протестантизм. Причины возникновения протестантизма. Виды протестантизма. Основные идеи. Протестантский культ. Организации протестантизма.

1

Лекция




4-я неделя

сентября,


5

Урок по протестантской методике «Пример для каждого из нас»

1

Лекция




1-я неделя

октября

6.

Современный протестантизм: направления, миссионерская деятельность.

Протестантский молитвенный дом

1

Экскур-сия в молитвенный дом евангель-ских христиан-баптистов

Сообщения по современному протестантизму.

2-я неделя

октября

7.

Урок-зачет по темам: «Католицизм», «Протестантизм»

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий




3-я неделя

октября

8.

Библия. История создания Библии. Структура Библии.

1

Лекция




4-я неделя

октября

9.

Ветхий завет

1

Урок-практи-кум

Письменное сообщение «Притчи Соломоновы о…»

2-я неделя

ноября

10

Новый завет

1

Урок-практи-кум

Конспект Евангелия от Марка

3-я неделя

ноября

11.

«Краткая история русской православной церкви». Дохристианский культ.

1

Лекция




4-я неделя

ноября

12.

Крещение Руси и его значение.

1

Лекция




1-я неделя

декабря

13.

Церковная юрисдикция. РПЦ в эпоху феодальной раздробленности

1

Лекция




2-я неделя

декабря

14

Городские ереси ХIV – ХV вв.

1

Лекция




3-я неделя

декабря

15.

Стоглавый собор. Учреждение патриаршества. Церковный раскол.

1

Лекция




4-я неделя

декабря

16.

Отношения церкви государства в ХVIII– ХIХ вв.

1

Лекция




3-я неделя

января

17.

РПЦ в ХХ веке: модернизм; РПЦ в годы Великой Отечественной войны. Страна воинствующего атеизма. Тысячелетие Крещения Руси.

1







4-я неделя

января

18 – 19.

Современная РПЦ: структура, направления деятельности. Православные конференции. (10 часов).


2

Семинар

Письменные

сообщения «Современная русская православная церковь».

1-я,2-я

недели

февраля


20.

Урок-зачет по теме «Краткая история русской православной церкви».

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий




3-я неделя

февраля

21.

Буддизм. Легенда о Будде. Этика буддизма.

1

Лекция




4-я неделя

февраля

22.

Догматы буддизма. «Четыре благородных истины», принцип «Восьми дорог». Карма. Самсара. Нирвана. Течения в буддизме: Махаяна, Хинаяна. Этика буддизма.

1

Лекция




1-я неделя

марта

23.

Священные книги буддизма. Современный буддизм. Ламаизм.

1

Лекция




2-я неделя

марта

24.

Урок-зачет по теме «Буддизм»

1

Повтори-тельно-обобщающий




3-я неделя

марта

25.

Ислам. Мухаммед. Догматы ислама.

1

Лекция




4-я неделя

марта

26.

«Пять столпов веры». Запреты и предписания.

1

Лекция




2-я неделя

апреля

27.

Мусульманские праздники.

1

Лекция




3-я неделя

апреля


28.

Коран. Ислам и женщина. Ислам в современном мире.

1

Лекция




4-я неделя

апреля


29.

Урок-зачет по теме «Ислам»

1

Повторительно-обобщаю-щий




1-я неделя

мая


30.

Колдовство и сатанизм.

1

Лекция




2-я неделя

мая


31 - 32.

Современные религиозные культы.

2

Лекция

Письменные сообщения «Современные религиозные культы».

3-я неделя

мая


33.

Религиозная обстановка на Тамбовщине.

1

Лекция




4-я неделя

мая

34.

Урок-итоговый зачет

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий




4-я неделя

мая



ЛИТЕРАТУРА:


  1. Библия (любое издание).

  2. Баукер Дж. Религии мира. М., 2001

  3. Библейские истории. М., 1998

  4. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1987

  5. Большой путеводитель по Библии. М., 1999

  6. Евсюков В.В. Мифы о мироздании: Вселенная в религиозно-мифологическом представлении. М., 1999

  7. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей. М., 1995

  8. История религии под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей (репринтное издание)

  9. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 2004

10. Коран. (перевод Крачковского). М., 1986

11 Корнеев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 2001

12. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 2002

13. Легенды и сказки народов Латинской Америки. М., 1992

14. Мень. История религии. Т. 1, т.2. М., 2001

15. Мифы народов мира. М., 2000

16. Музафарова Н.И. История религий. Ростов-на-Дону, 2004.

17. Парнов Е. Боги лотоса. М., 2001

18. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1993

19. Рассоха И.Н. Языческие религии и мифы народов мира. Харьков, 2002

21. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1998

22. Эрман В.Г. Темкин Э.Н. Мифы Древней Индии. М., 1982

23. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 2003

Скачать 326.38 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты