Домой

Учебного курса «санкт-петербург город-музей» для учащихся 5 6 классов




Скачать 196.97 Kb.
НазваниеУчебного курса «санкт-петербург город-музей» для учащихся 5 6 классов
Дата30.01.2013
Размер196.97 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Цель программы
Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы
Идеи, цель, задачи программы «Санкт-Петербург – город-музей».
Идеи программы
Цель программы
Содержание программы
Раздел I. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга
Тема 1, Петербург - один из известных научных центров востоковедения
Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Тема 3. «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге.
Раздел II. Античное наследие и наследие Петербурга
Тема 5. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге
Тема 7. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях
Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга
Тема 8. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга
Тема 9. Наследие Европы и наследие нашего края
Тема 10. Наследие таинственного Востока
Тема 11. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга
Раздел IV. Санкт-Петербург – город нового времени
Тема 12. Наследие нового времени и наследие Петербурга
...
Полное содержание
Подобные работы:


Программа учебного курса

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ГОРОД-МУЗЕЙ»

для учащихся 5 – 6 классов

( 68 часов)

Идеи программы

В названии программы заключаются и ее главные идеи: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.


^ Цель программы: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

^ Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы 1


Идеи, цель, задачи программы «Санкт-Петербург – город-музей» и прогнозируемые результаты ее освоения (5-6 класс).


^ Идеи, цель, задачи программы «Санкт-Петербург – город-музей».

Прогнозируемые результаты освоения программы «Санкт-Петербург – город-музей».

^ Идеи программы

В названии программы заключаются и ее главные идеи: каждое сооружение города хранит память о прошлом, о петербуржцах, является уникальным источником, памятником петербургского наследия. Однако в нашем городе есть памятники, которые напоминают об опыте строительства, художественной культуре, технических достижениях, традициях других времен, народов, культур, цивилизаций. В то же время эти памятники не повторяют ранее созданное, а являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями, «знаками», символами Санкт-Петербурга.




^ Цель программы:

способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.




1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;




  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.




Выпускники 6 класса


- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;

- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);


- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.

3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,




  • понимать особенности городских объектов как источников информации,




  • применять полученные знания.




  • совершенствовать общеучебные умения




  • выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению







  • Ориентируются:

- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;


  • Умеют:

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).


  • Умеют

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);


  • Умеют

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.


Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).


^ Содержание программы

Введение 2

Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох. Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры.

Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города.

Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

^ Раздел I. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

^ Тема 1, Петербург - один из известных научных центров востоковедения

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды (* отбор материала по усмотрению учителя).

^ Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института (*отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие (* отбор объектов по усмотрению учителя). Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

^ Тема 3. «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге.

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. (*) Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе (* отбор объектов по усмотрению учителя). (*) Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72) (* отбор объектов по усмотрению учителя).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие (* отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту (* отбор объектов по усмотрению учителя). Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).


^ Раздел II. Античное наследие и наследие Петербурга

Введение: наследие античного мира.

Тема 4. Мир образования и науки

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности. (*) Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

^ Тема 5. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге

Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, скульптуре, интерьерах

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. (Отбор произведений по усмотрению учителя). Библиотеки — хранилища литературного наследия.

(*) Классический стиль в литературе. (*) Классические произведения литературы.

(*) Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа (отбор произведений по усмотрению учителя). Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (выбор других произведений по усмотрению учителя). Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада (выбор интерьеров других петербургских дворцов по усмотрению учителя).

(*) Классический стиль в живописи, в скульптуре.

^ Тема 7. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов (выбор объектов по усмотрению учителя). Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

(*) Классический стиль архитектуры.

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России (выбор статуй, горельефов, барельефов на петербургских зданиях по усмотрению учителя). Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях (выбор объектов по усмотрению учителя). Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам (выбор объектов по усмотрению учителя). Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

(*) Учебные прогулки (выбор маршрута по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Повторение и обобщение разделов I, II.


^ Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга

Введение

Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.

Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.

Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья (* отбор материала по усмотрению учителя). Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.

^ Тема 8. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга

Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.

Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).

Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

^ Тема 9. Наследие Европы и наследие нашего края

Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники). Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».

Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии (* отбор объектов по усмотрению учителя).

«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки (* отбор объектов по усмотрению учителя). Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.

«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов (* отбор материала по усмотрению учителя). «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, (*) музыкальная культура, (*) «рыцарское поведение».

Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках (* отбор объектов по усмотрению учителя).

(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

^ Тема 10. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга

Исламский мир и его наследие.

Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже, РНВ. Мусульманская мечеть и ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман.

Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров (* отбор по усмотрению учителя).

Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.

Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе.

(*) Учебная прогулка (по усмотрению учеников, родителей, учителя).


^ Тема 11. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга

Раздел Наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет литературы, искусства, архитектуры.

Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи Возрождения: литературные, живописные, архитектурные. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).

(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).


^ Раздел IV. Санкт-Петербург – город нового времени

Введение

Карта Европы XV11— XVIII вв. Вклад европейских стран во всемирное культурное наследие.

^ Тема 12. Наследие нового времени и наследие Петербурга

Подлинные памятники западноевропейской художественной культуры в Эрмитаже. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские музеи – хранители истории, отражение достижений наук, художественной культуры (* Отбор музеев по усмотрению учителя).

Исторический центр Петербурга – сочетание уникальной Природы и достижений Человека: реки и каналы, набережные и мосты, разнообразие архитектурных стилей и технических достижений; простор невских берегов и «ансамблевость» его застройки (* отбор материала по усмотрению учителя).

Создатели уникального наследия Петербурга и памятники, напоминающие о них (храмы, кладбища, топонимы, монументы) (* отбор материала по усмотрению учителя).

(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).

Учебно-методический комплекс

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Сагнкт-Петербурга

1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древне го Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.

  1. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.


2. Дидактически е материалы к курсу

  1. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.

  2. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».

  • История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.

  • История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.


Справочники, словари, путеводители

  1. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

  2. Детские энциклопедии.

  3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.

  4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.

  5. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.

  6. Путеводители по Русскому музею.

  7. Путеводители по Эрмитажу.

  8. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.


Литература общего характера

  1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.

  2. Библия. Любое издание.

  3. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.

  4. Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.

  5. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.

  6. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.

  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.

  2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.

  3. Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.

  4. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

  1. Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.

  2. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.

  3. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.

  4. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

  5. Мифы Древнего мира. Любое издание.

  6. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.

  7. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.

  8. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.

  9. Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.

  10. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.


Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

  1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.

  2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.

  3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.

  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.

  5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.

  6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.

  7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

  8. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.


Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»

  1. Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.

  2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.

  3. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.

  1. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.

  2. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.

  3. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.

  4. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.

  5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

  6. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.

  1. Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.

  2. Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.

  3. Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.

  4. Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.


Литература к разделу III «Наследие Средневековья и наследие Петербурга»

  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.

  2. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост. П. П. фон Винклер. – М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1899 года).

  3. Дворянские роды Российской империи. Т. 1. – СПб., 1993.

  4. Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. – Л., 1977.

  5. Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. – Л., 1977.

  6. Памятные места Ленинградской области. – Л., 1973.

  7. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.

  8. Туйск Ю. В. Каменные грани Петербурга. – СПб., 2000.

  9. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.

  10. Эйдельман Н. Грань веков. – М., 1986.




1


Контрольно-измерительные материалы в виде диагностических, познавательных и тестовых заданий имеются в учебниках «Санкт-Петербург – город-музей. Петербургская тетрадь» - ч. 1-3 / авт. Л. К. Ермолаева, Л. В. Искровская, Н. Г. Штейн, С. А. Давыдова, Н. Н. Карахтанова и др.

2 При отсутствии в учебном плане образовательного учреждения краеведческого курса в начальной школе необходимо на введение, которое будет носить пропедевтический характер, выделить не менее 8 час., а его содержание построить на основе программ «Чудесный город» и «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края». См. тематическое планирование на кафедре прикладной культурологии СПбАППО.

Скачать 196.97 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты