Домой

Программа курса для аспирантов и соискателей Петрозаводск




Скачать 296.37 Kb.
НазваниеПрограмма курса для аспирантов и соискателей Петрозаводск
Дата30.01.2013
Размер296.37 Kb.
ТипПрограмма курса
Содержание
Требования к знаниям и умениям по курсу философия науки (общие проблемы)
Учебный план курса
Содержание рабочей программы
2. Наука в культуре современной цивилизации.
3. Возникновение науки, основные стадии её исторического развития.
4. Структура научного знания.
5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
6. Научные традиции и научные революции.
7. Особенности современного этапа развития науки.
8. Наука как социальный институт.
Программа курса для аспирантов и соискателей
Подобные работы:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

(общие проблемы)


Программа курса

для аспирантов и соискателей


Петрозаводск

2007

Рассмотрена и рекомендована к печати

на заседании кафедры философии


Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета


Составители:

канд. филос. наук Волков А. В.

канд. филос. наук Михеев А. И.


Введение


Настоящая программа кандидатского экзамена по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей.

Рабочая программа представляет собой введение в общую проблематику философии науки – области философии изучающей общие закономерности научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте. Наука рассматривается в целом, т.е. как совокупность всех типов наук: логико-математических, естественных, технических, медико-биологических, социально-гуманитарных. В программе обозначены все основные аспекты бытия науки: наука как система особого рода знаний и процесс их получения; наука как социальный институт; наука как особая форма культуры.

В программе сформулирован широкий круг наиболее актуальных тем по истории и философии науки. Большое внимание в ней уделяется раскрытию природы научного знания, проблеме начала и периодизации науки, демаркации науки и ненауки, взаимоотношениям науки и паранауки. Программа предусматривает глубокое изучение исторических форм научной рациональности. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в её историческом развитии.

Центральное место в программе занимает проблематика, связанная со структурой и динамикой научного знания - вопросы, касающиеся уровней и оснований, методов и форм научного познания. Особое внимание уделяется философским моделям роста и развития научного знания, роли традиций и новаций (революций) в научной деятельности, проблемам, связанным со структурой процесса научного творчества. В программе находит отражение факт взаимодействия двух противоположных процессов, характеризующих развитие науки – дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение ряда наук – дисциплин, находящихся на их «стыке»).

Наконец, особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации, отражению текущего процесса смены научной картины мира, переходу от неклассического к постнеклассическому типу научной рациональности. В этой связи к рассмотрению привлекаются вопросы, связанные с институционализацией науки в ценностном и социальном измерениях, вопросы, касающиеся организации, государственного регулирования и контроля за научными исследованиями и ответственности учёных за их деятельность.

Следует особо подчеркнуть, что через всю программу в качестве «сквозной» проходит идея историоризации излагаемого материала, т.е. использование «опорных» историко-научных примеров, что соответствует как реальным взаимосвязям между историей науки и философией науки, так и предметно-тематической направленности самого кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей.

Программа отражает современное состояние философской мысли, общие проблемы философии науки скоординированы с философскими проблемами конкретных наук.

Главная цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать представление об основных и фундаментальных философских концепциях науки, об актуальных проблемах истории и философии науки и тем самым способствовать созданию у аспирантов и соискателей целостного представления о научном мировоззрении и принципах научного мышления.

Кроме того, необходимо отметить, что наука, аккумулируя в себе набор традиций, систем ценностей, норм действий может рассматриваться как один из способов бытия человека в мире. В этой связи предлагаемая программа направлена на то, чтобы помочь начинающим специалистам осмыслить науку не только как систему особого рода знаний, но и как социальный, культурный феномен и тем самым стимулировать потребность не только в познании мира, но и в самопознании, в уяснении своего места в мире.

Основными задачами программы являются:

  • знакомство аспирантов и соискателей с основными философскими концепциями науки;

- стимулирование у аспирантов и соискателей потребности к философским оценкам научных фактов;

- развитие у формирующихся исследователей потребности в рефлексии над основаниями их теоретических положений;

- усвоение аспирантами и соискателями идеи соотношения гуманитарного и естественнонаучного процесса познания окружающей действительности;

  • наконец, вышеотмеченные задачи имеют и конкретное педагогическое измерение: совершенствование у аспирантов и соискателей умения ведения дискуссии, полемики, диалога.
^

Требования к знаниям и умениям по курсу философия науки (общие проблемы)

- владеть содержанием дисциплины «История и философия науки» и иметь представление о возможностях применения его разделов в различных отраслях науки;


  • знать классические и современные философские концепции науки, свободно ориентироваться в философской литературе по проблемам науки и методологии научного познания.

  • понимать специфику философского языка, знать основные философские и методологические термины, уметь вычленять и исследовать онтологическую и гносеологическую проблематику;

  • уметь обосновать свою мировоззренческую, гражданскую позицию по вопросам взаимосвязи познания и ценностей, науки и этики.

^ Учебный план курса


№ п/п

Наименование тем

Лекции

Семинары

Всего

1

Предмет и основные концепции современной философии науки

2

-

2

2

Наука в культуре современной цивилизации

4

4

8

3

Возникновение науки и основные стадии её исторического развития

4

2

6

4

Структура научного знания

6

4

10

5

Динамика науки как процесс порождения нового знания

6

4

10

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

4

4

8

7

Наука как социальный институт

6

2

8

8

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

6

2

8

Итого

40

20

60



Список учебной литературы по курсу «Философия науки»


  1. Ильин В. В. Философия науки: учебник / В. В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360 с.

  2. Кохановский В. П. Философия и методология науки: учебное пособие / В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 448 с.

  3. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: учебник / А. Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 280 с.

  4. Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.

  5. Степин В. С. Философия науки (общие проблемы) / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 397 с.

  6. Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Купцов, С. В. Девятова, А. В. Кезин и [др.]. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с.



Интернет-ресурсы

htpp://www.philosophy.ru

htpp://www.auditorium.ru

htpp://www.elenakosilova.narod.ru

^ Содержание рабочей программы


1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Основные стороны бытия науки: система знаний особого рода и процесс их получения; социальный институт; особая область и сторона культуры. Философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки в ХХ в. Позитивизм Конта. Эволюционная теория науки Спенсера. Феноменализм Э. Маха. Логико-эпистемологический подход к осмыслению сущности науки. Неопозитивизм. Изучение феномена науки в исследовательской программе Венского кружка. М. Шлик, Р. Карнап и проблема верификации знания. Расширение содержания философско-научной проблематики в постпозитивизме. Критический рационализм и фальсификационизм К. Поппера. Теория научных революций Т. Куна. Синтез конвенционализма и фальсификационизма в концепции философии науки И. Лакатоса. Конкуренция научно-исследовательских программ как форма развития науки. “Методологический анархизм” П. Фейерабенда. Эволюционная концепция развития науки Ст. Тулмина. Эпистемология «неявного знания» М. Полани. Тематический анализ Дж. Холтона.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Когнитивная социология науки: от критики особого гносеологического статуса науки к проблеме научного консенсуса. «Сильная программа» Д. Блура и Дж. Барнса и «эмпирическая программа релятивизма» (конструктивистско-релятивистский подход) Г. Коллинза, Т. Пинча. Этнографический подход К. Кнорр-Цетины к изучению науки. Антропология науки Б. Латура и Ст. Уолгара.

Список литературы:


Грязнов Б. С. Учение о науке и ее развитии в философии О. Конта / Б. С. Грязнов // Позитивизм и наука: Сб. науч. статей / Отв. ред. Б. С. Грязнов. М.: Наука, 1975. С. 7—48.

Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки / Р. Карнап. -М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 360 с.

Кузнецова Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецова. – М.: Наука, 1982. – 127 с.

Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 288 с.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Наука, 1995. – 236 с.

Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Б. Латур. – СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С. – Петербурге, 2006. – 240 с.

Лебедев С. А. Интерналистское и экстерналистское объяснение развития научного знания: границы и возможности / С. А. Лебедев // Вестник Моск. ун-та. – серия 7. – философия. – 1991, № 3. – С. 43-68.

Лебедев С. А. Когнитивная социология: от критики особого гносеологического статуса науки к проблеме научного консенсуса / С. А. Лебедев, А. В. Миронов // Вестник Моск. ун-та. – серия 7. – философия. – 1998, № 4. – С. 99-108.

Малкей М. Наука и социология знания / М. Малкей. — М.: Про­гресс, 1983. — 253 с.

Маркова Л. А. Наука, история и историография XIX – XX вв. / Л. А. Маркова. – М.: Наука, 1987. – 287 с.

Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология: учебник / А. Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 280 с.

Огурцов А. П. Этнометодология и этнографическое изучение науки / А. П. Огурцов // Современная западная социология науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Э. М. Мирский. – М.: Наука, 1988. – С. 211 – 226.

Пестр Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики / Д. Пестр // Вопросы истории естествознания и техники. – 1996. – № 4. – С.40-59.

Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.

Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

Роуз Дж. Что такое культурологические исследования научного знания? / Дж. Роуз // Вопросы истории естествознания и техники. – 1994. – № 4. – С. 23-41.

Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.

Тулмин Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. – М.: Прогресс, 1984. – 327 с.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.

Франк Ф. Философия науки / Ф. Франк. — М.: Издательство иностранной литературы 1960. - 543 с.

Холтон Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. – М.: Прогресс, 1981. – 383с. Швырев В. С. Не­опозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки / В. С. Швырев. М.: Наука, 1966. – 156 с.


^ 2. Наука в культуре современной цивилизации.


Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.

Обыденное и научное познание. Основные критерии научности. Наука и вненаучные формы знания (искусство, религия, мифология и т.д.). Наука и паранаука. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная сила, как социальная сила. Отношение к науке как мировоззренческая проблема. Дилемма сциентизма и антисциентизма.


Список литературы:


Дынич В. И. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения / В. И. Дынич, М. А. Емельяшевич, Е. А. Толкачев, Л. М. Томильчик // Вопросы философии. – 1994. – № 9. – С. 80-110.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания: Сб. науч. статей / Отв. ред. И. ТН. Касавин; М.: Наука, 1990. – 335 с.

Злобин Н. С. Культурные смыслы науки / Н. С. Злобин. - М.: Наука, 1997. – 256 с.

Ильин В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989. – 128 с.

Ильин В. В. Природа науки / В. В. Ильин, А. Т. Калинкин. – М.: Высш. школа, 1985. – 230 с.

Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. - М.: Наука, 1989. – 143 с.

Касавин И. Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии / И. Т. Касавин. — СПб. РХГИ, 2000. - 320 с.

Кезин А. В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А. В. Кезин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 128 с.

Мамчур Е. А. Проблема социокультурной детерминации науч­ного знания / Е. А. Мамчур. — М.: Наука, 1987. —125 с.

Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии / В. В. Миронов. – М.: Наука, 1997. – 227 с.

Наука и культура: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. Ж. Келле; М.: Наука, 1984. – 335 с.

Научные и вненаучные формы мышления: Сб. науч. статей / Отв. ред. И. Т. Касавин, В. Н.Порус. – М.: Рос. Акад. наук, Ин-т философии, Центр по изуч-ю немецкой философии и социологии, 1996. – 335 с.

Платов Ю. В. НЛО и современная наука / Ю. В. Платов, В. В. Рубцов. – М.: Наука, 1991. – 171 с.

Робертс Р. Парапсихология / Р. Робертс, Д. Грум. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 224 с.

Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В. С. Степин // Вопросы философии. – 1989. – № 10. – С. 3-18.

Степин В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М.: Высш. шк, 1992. – 191 с.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.

Филатов В. П. Научное познание и мир человека / В. П. Филатов. - М.: Наука, 1989. – 257 с.

Холтон Дж. Что такое «антинаука» / Дж. Холтон // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 26-58.

Хюбнер К. Критика научного разума / К. Хюбнер. – М.: Рос. акад. наук, Ин-т философии, Центр по изуч-ю немецкой философии и социологии, 1994. – 326 с.

Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность / В. С. Швырев. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 176 с.


^ 3. Возникновение науки, основные стадии её исторического развития.


Проблема возникновения науки. Понятие «преднауки». Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Греческий период в зарождении и развитии науки. Культура античного полиса и возникновение теоретического мышления. Теория как бескорыстное, свободное от ориентации на практический эффект познание и принцип «argumentum ex re». «Свободные» и «механические» искусства (техне). Эпистеме и докса. Принцип «исономии» и космологическая мудрость. Диалог как форма научения и коммуникации между учеными в античной культуре. Платоновская и аристотелевская модели знания.

Средневековая ученость. Господство религиозной парадигмы в мышлении. Символический характер средневекового мышления и принцип «argumentum ex verbo». Познание как doctrina. Энциклопедический и дидактический характер средневекового знания. Антитетический характер средневекового мышления и логика. Возникновение новых форм организации науки в средневековых университе­тах. Роль алхимии, астрологии, магии в изменении созерцательной по­зиции ученого и становлении опытного естествознания. Взаимодействие западной и восточной средневековой науки и философии.

Ренессанс и становление новоевропейской науки. Пантеизм и обоснование научного интереса к природе. Творческое самосознание личности как центральный мотив ренессансного герметизма и образ «естественного мага». Гуманизм и рождение науки как свободного поиска истины. Реформация и реабилитация «механических искусств».

Новое время. Эпоха научной революции XVI - XVII вв. Становление субъект-объектной дихотомии и экспериментального естествознания. Утверждение механистической картины мира (мир – это разложимое на части целое) и ориентация на выявление постоянной и неизменной основы мира (субстанции.) Наука как «mathesis universalis». Математика как средство обработки эмпирических данных. Квантитатизм («познать – значит измерить»). Ориентация на «абсолютную» точность и строгость знания. Установка на жесткий детерминизм и рассмотрение случайности как показателя неполноты человеческого знания. Оформление науки как социального института.

Новейшее время. Революционные открытия на рубеже XIX – ХХ вв.: создание теории относительности, квантовой механики, развитие генетики, создание теории множеств и построение альтернативных концепций оснований математики. Утверждение факта относительности картины объекта к средствам и ситуации познания. Принцип дополнительности Н. Бора. Расширение арсенала математики в научном познании. Математика как средство теоретизации, инструмент задания теоретических объектов. Ревизия классического понимания точности и строгости знания. Теорема К. Геделя о неполноте. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Ограничение детерминизма и осознание объективного характера случайности. Утверждение холистского, синергетического мировидения (мир как единое, несводимое к механическому разложению на составные части целое) и отказ от субстанциализма. Антропный принцип.


Список литературы:


Астрономия и современная картина мира: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. В. Казютинский. – М.: ИФРАН, 1996. – С. 247.

Винокуров В. А. Вычислимое и невычислимое в вычислительной математике / В. А. Винокуров, К. А. Зуев // Вопросы философии. – 1982. – № 5. – С. 85-93.

Гайденко П. П. Античная философия в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с.

Гайденко П.П. Новоевропейская философия в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 340 с.

Ильин В. В. Проблема начала науки / В. В. Ильин // Вопросы истории естествознания и техники. – 1984. – № 2. – С. 26-38.

Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии / Б. Картер // Космология: теории и наблюдения: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. В. Казютинский. – М.: Наука, 1978. – С. 369-379.

Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной / А. Койре. – М.: Логос, 2001. – 288 с.

Койре А. Очерки истории философской мысли / А. Койре. – М.: Прогресс, 1985. – 286 с.

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени / Л. М. Косарева. – М.: Наука, 1989. - 160 с.

Кураев В. И. Точность, истина и рост знания / В. И. Кураев, Ф. В. Лазарев. – М.: Наука, 1988. – 205 с.

Манин Ю. Н. Доказуемое и недоказуемое / Ю. Н. Манин. - М.: Радио и связь, 1979. – 156 с.

Нидем Д. Общество и наука на востоке и западе / Д. Нидем // Наука о науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1966. – С. 149-177.

Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки / А. П. Огурцов. – М.: Наука, 1988. 245 с.

Панченко А. И. Философия, физика, микромир / А. И. Панченко. — М.: Наука, 1988. - 192 с.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры / В. Л. Рабинович. - М.: Наука, 1979. 391 с.

Рожанский И. Д. Античная наука / И. Д. Рожанский. – М.: Наука, 1980. – 199 с.

Свидеренко В. М. О гносеологической природе постулата неизбежности погрешности измерения / В. М. Свидеренко // Вопросы философии. – 1972. – № 6. – С. 81-90.

Сергеев К. А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука нового времени) / К. А. Сергеев, Я. А. Слинин. – Л.: ЛГУ, 1987. – 168 с.

Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993. – 264 с.

Столл Роберт Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории / Роберт Р. Столл. – М.: Просвещение, 1968. – 231 с.

Сунягин Г. Ф Промышленный труд и культура Возрождения / Г. Ф. Сунягин. – Л.: ЛГУ, 1987. – 160 с.


^ 4. Структура научного знания.


Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Понятие «предпосылочного знания».

Методы научного познания. Методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент. Описание и измерение. Методы теоретического исследования. Абстрагирование и идеализация, аксиоматизация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод и метод математической гипотезы. Общенаучные методы познания. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Аналогия и моделирование.

Формы научного знания.

Проблема как форма научного знания. Проблема и задача. Требования к постановке научной проблемы. Виды научных проблем. Функции проблемы как формы научного знания.

Гипотеза как форма научного знания. Требования к научной гипотезе. Виды научных гипотез. Функции гипотезы как формы научного знания. Обоснованность и проверяемость гипотез.

Факт как форма научного знания. Перцептивный, лингвистический и материально-практический компоненты в структуре научного факта. Функции факта как формы научного знания. Проблема «теоретической нагруженности фактов».

Закон как форма научного знания. Требования к научному закону. Проблема критерия отличия законов (номологических утверждений) от случайных универсальных (акцидентальных) утверждений. Виды научных законов. Основные функции научных законов.

Теория как форма научного знания. Структура, типы и функции научной теории. Эмпирические, логические и теоретические термины в структуре научной теории. Возможности устранения теоретических терминов. Ф. Рамсей и У. Крейг элиминации. “Дилемма теоретика” (К. Гемпель). «Правила соответствия» (Р. Карнап.). Реализм и инструментализм как трактовки природы теоретического знания. Процедура проверки научной теории. Возможности верификации и фальсификации. Тезис «Дюгема-Куайна». Проблема несоизмеримости научных теорий. Критерии выбора теории.

Основания науки. а) Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. б) Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира: онтологическая, систематизирующая, эвристическая. Операциональные аспекты научной картины мира. Мировоззренческие до­минанты культуры. в) Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Понятие истины в науке. Проблема критериев истины. Корреспондентская, когерентная и прагматическая трактовки истины.


Список литературы:


Баженов Л. Б. Строение и функции естественно-научной теории / Л. Б. Баженов. – М.: Наука, 1978. – 232 с.

Бартон В. И. Сравнение как средство познания / В. И. Бартон. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 167 с.

Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы / В. Ф. Берков. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 154 с.

Визгин В. П. Эксперимент и чудо: религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени / В. П. Визгин // Вопросы истории естествознания и техники. – 1995. – № 3. – С. 3-20.

Волков А. В. Наука в зеркале философской рефлексии / А. В. Волков. - Петрозаводск.: Изд-во ПетрГУ, 2006. —79 с.

Гемпель К. Логика научного объяснения / К. Гемпель. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 240 с.

Голованов В. Н. Гносеологическая природа законов науки / В. Н. Голованов. – М.: Мысль, 1967. – 96 с.

Гутнер Л. М. Философские аспекты измерения в современной физике / Л. М. Гутнер. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. —148 с.

Зотов А.Ф. Структура научного мышления / А. Ф. Зотов. – М.: Политиздат, 1973. – 184 с.

Идеалы и нормы научного исследования: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Степин. - Минск.: БГУ, 1981. – 335 с.

Карпович В. Н. Проблема. Гипотеза. Закон / В. Н. Карпович. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1980. – 175 с.

Кочергин А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 76 с.

Марков Б. В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания / Б. В. Марков. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. —155 с.

Мартынович С. Ф. Факт науки и его детерминация / С. Ф. Мартынович. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983. —180 с.

Микешина Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности / М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. – 240 с.

Никитин Е. П. Объяснение – функция науки / Е. П. Никитин. – М.: Наука, 1970. – 280 с.

Порус В.Н. О философских аспектах проблемы «несоизмеримости» научных теорий / В. Н Порус // Вопросы философии. – 1986. – № 12. – С. 52-65.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования / Г. И. Рузавин. – М.: Наука, 1974. – 167 с.

Рузавин Г. И. Научная теория: логико-методологический анализ / Г. И. Рузавин. – М.: Мысль, 1978. – 244 с.

Степин В. С. Становление и развитие научной теории / В. С. Степин. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 319 с.

Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

Структура и развитие науки: Сб. пер / под общ. ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1978. – 487 с.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта / Л. Флек. – М.: Дом интеллектуальной книги,1998. – 224 с.

Чудинов Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов. - М: На­ука, 1977. — 298 с.

Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев. – М.: Наука, 1978. – 382 с.

Штофф В. А. Введение в методологию научного познания / В. А. Штофф. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. – 191 с.


^ 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.


Социально-культурные условия и внутринаучные механизмы порождения нового знания в историческом процессе развития науки. Основания науки и опыт как факторы становления новой дисциплины. Особенности взаимодействия оснований науки и ее эмпирических данных.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Логика открытия и логика научного обоснования. Механизмы формирования и развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис парадигмальных образцов решения теоретических задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Динамика науки как творческий процесс научного поиска. Основные черты научного творчества. Диалог и дискуссия как средства научного творческого процесса. Структура и механизмы научной творческой деятельности. Проблемный, эвристический и порождающий уровни научного познания.

Список литературы:


Алексеев И. С. Методология обоснования квантовой механики / И. С. Алексеев, Н. Ф. Овчинников Н.Ф., А.А. Печенкин. – М.: Наука, 1984. – 256 с.

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер.- Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1994. – 306 с.

Андреев И. Д. Теория как точная наука / И. Д. Андреев. - М.: Наука, 1979. – 187 с.

Воронин Ю. А. Теория классифицирования и ее приложения / Ю. А. Воронин. - Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1985. – 167 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 699 с.

Горский Д. П. Вопросы абстракции и образования понятий / Д. П. Горский. - М.: Мысль, 1962. – 187 с.

Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество / Б. С. Грязнов. - М.: Наука, 1982. – 235 с.

Джиджян Р. З. Методологический анализ развития процесса открытия и изобретения / Р. З. Джиджян. - Ереван: ЕГУ, 1984. – 156 с.

Загадка человеческого понимания: Сб. науч. статей / Отв. ред. С. С. Гусев. – М.: Наука, 1988. – 210 с.

Заде Л. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / Л. Заде // Математика сегодня: Сб. науч. статей / Отв. ред. И. Б. Гутчин. – М.: Знание, 1974. – С. 149-177.

Заде Л. Тени нечетких множеств / Л. Заде // Проблемы передачи информации: Сб. науч. статей / Отв. ред. Б. В. Бирюков. – М.: Наука, 1966. т. 2., вып. 1. – С. 149-177.

Логика научного познания. Актуальные проблемы: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. Л. Никифоров. – М.: Наука, 1987. – 237 с.

Майданов А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества / А. С. Майданов. - М. Наука, 1993. - 243 с.

Макеева Л. Б. Философия Х. Патнэма / Л. Б. Макеева. – М.: ИФРАН, 1996. – 190 с.

Мамчур Е. А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания / Е. А. Мамчур. - М.: Наука, 1975. – 161 с.

Научное творчество: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. Л. Никифоров. – М.: Наука, 1969. – 276 с.

Никитин Е. П. Открытие и обоснование / Е. П. Никитин. – М.: Мысль, 1988. – 222 с.

Ньюэлл А. Процессы творческого мышления / А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г. Саймон // Психология мышления: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1965. – С. 512-256.

Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. / М. К. Петров. - М.: Прогресс, 1992. – 323 с.

Природа научного открытия: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. С. Майданов. – М.: Наука, 1986. – 256 с.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки / Г. Риккерт. – СПб.: Наука, 1997. – 530 с.

Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке / С. С. Розова Новосибирск: : Наука, Сибирское отд-е, 1986. – 167 с.

Роль дискуссий в развитии естествознания: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. Л. Никифоров. – М.: Наука, 1986. – 276 с.

Социальная динамика современной науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Е. А. Мамчур. – М.: Наука, 1995. – 276 с.

Степин В. С. Парадигмальные образцы решения теоретических задач и их генезис / В. С. Степин // Философия науки: Сб. статей / Отв. ред. А. М. Анисов. – М.: ИФРАН, 1988. – Вып. 4. С. 10 - 26.

Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

Тулмин С. Человеческое понимание / С. Тулмин. – М.: Прогресс, 1984. – 327 с.

Холтон Дж. Тематический анализ науки / Дж. Холтон. – М.: Прогресс, 1981. – 383с.

Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. - М.: Наука, 1989. – 178 с.


^ 6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности.


Проблема традиций в философии науки. Знание явное и неявное. Виды традиций в науке. Традиции и новации. Интерналистский и экстерналистский типы их объяснения.

Научные революции, их виды и критерии определения. Влияние революций в науке на трансформацию ее оснований. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как “точки бифуркации” в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема возможных “историй науки”.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: “классическая”, “неклас­сическая", “постнеклассическая наука”.


Список литературы:


Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских понятий на развитие научных теорий / А. Койре. – М.: Прогресс, 1985. – 286 с.

В поисках теории развития науки: Сб. статей / Отв. ред. Р. Микулинский, В. Черняк. – М. Наука, 1982. – 296 с.

Венцковский Л. Э. Философские проблемы развития науки / Л. Э. Венцковский. – М.: Наука, 1982. – 190 с.

Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 288 с.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Наука, 1995. – 236 с.

Лакатос. И. Доказательства и опровержения / И. Лакатос. – М.: Наука, 1967. – 152 с.

Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки / А. Л. Никифоров. – М.: Наука, 1983. – 177 с.

Панин А. В. Диалектический материализм и постпозитивизм / А. В. Панин. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 238 с.

Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.

Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура / В. Н. Порус. – М.: Университет российской академии образования, 2002. – 352 с.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Сб. переводов / Отв. ред. А. А. Печенкин. – М.: Логос, 1996. – 396 с.

Структура и развитие науки: Сб. пер. под общ. ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1978. – 487 с.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.

Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы: Сб. ст. / Отв. ред. И. П. Меркулов. – М.: РОССПЭ, 1996. – 197 с.

Научные революции в динамике культуры: Сб. статей / Отв. ред. В. С. Степин. – Минск: БГУ, 1987. – 296 с.

Нугаев Р. М. Реконструкция процесса смены фундаментальных научных теорий / Р. М. Нугаев. - Киев: Наукова думка, 1989. – 165 с.

Кравец А. С. Традиции и новации в становлении стиля мышления / А. С. Кравец // Философия, естествознание, социальное развитие: Сб. статей / Отв. ред. М. С. Розов. – М.: Наука, 1989. – С. 45 – 67.

Ахундов М. Д. Методология научных революций в развитии физики / М. Д. Ахундов, С. В. Илларионов // Природа научного открытия: Сб. ст. / Отв. ред. Е. П. Никитин. – М.: Наука, 1986. – С. 134 – 154.

Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 89 с.


^ 7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса.


Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и его фундаментальные составляющие: а) эволюционная теория Ч. Дарвина и учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере, б) модель расширяющейся Вселенной А. Фридмана, в) синергетика Г. Хакена и И. Пригожина как теория о самоорганизации больших, открытых систем. Антропный принцип.

Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и установка на согласование знания и ценностей, блага и истины как фундаментальная черта постнеклассической науки. Основные дилеммы, возникающие при обсуждении проблемы взаимосвязи науки и этики. Проблема гуманитарного контроля над научными исследованиями. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Экологическая этика и её философские основания. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований, сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания как характерные черты постнеклассической науки. Научная рациональность и проблема диалога культур. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


Список литературы:


Агацци Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М.: МФФ, 1998. – 343 с.

Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В. И. Аршинов. – М.: Наука, 1999. – 303 с.

Бабур И. Этика в век технологии / И. Бабур. М.: Прогресс, 2001. – 387 с.

Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие / Ф. И. Гиренок. - М.: Наука, 1994. – 254 с.

Казютинский В. В. Антропный принцип в неклассической и постнеклассической науке / В. В. Казитюнский // Проблемы методологии постнеклассической науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Степин. – М.: Наука, 1992. – С. 146-153.

Князева Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. – М.: Прогресс, 1994. – 295 с.

Кочергин А.Н. Экология и техносфера / А. Н. Кочергин. М.: Наука, 1995. – 206 с.

Маркова Л.А. Конец века - конец науки?/ Л. А. Маркова. - М.: Наука, 1992. - 134 с.

Наука и ценности: Сб. науч. статей / Отв. ред. А. Н. Кочергин; Новосибирск: Наука,

Огурцов А. П. Благо и истина. Точки схождения и расхождения / А. П. Огурцов // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. – М.: Наука, 1998. – С. 67-84.

Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1984. – 305 с.

Проблемы методологии постнеклассической науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Степин. – М.: Наука, 1992. – 380 с.

Сибирское отд-е, 1987. – 270 с.

Смит Р. Л. Наш дом планета Земля: (Полемические очерки об экологии человека) / Р. Л. Смит. – М.: Мысль, 1982. – 383 с.

Степин В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. – М.: ИФРАН, 1994. – 274 с.

Степин В. С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) / В. С. Степин // Ценностные аспекты развития науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Степин. – М.: Наука, 1990. – С. 152-166.

Фролов И. Т. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 398 с.

Хесле В. Философия и экология / В. Хесле. - М.: Наука, 1993. 204 с.


^ 8. Наука как социальный институт.

Понятие науки как социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Античная философская школа, средневековый университет, первые научные сообщества и академии. Профессионализация научной деятельности. Научная профессия и ее основные характеристики. Понятие научного этоса. Нормы и ценности научного сообщества. Особенности институционализации науки в России. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и государство. Проблема государственного регулирования науки. Понятие научно-технической политики (НТП). Периодизация НТП. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Феномен «ведомственной науки».


Список литературы:


Авдулов А. Н. Власть, наука, общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США / А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин. – М.: ИНИОН РАН, 1994. – 286 с.

Авдулов А. Н. Наука и производство: Век интеграции (США, Западная Европа, Япония) / А. Н. Авдулов. – М.: Наука, 1992. – 170 с.

Авдулов А. Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки / А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин. – М.: ИНИОН РАН, 1992. – 166 с.

Авдулов А. Н. Структура и динамика научно-технического потенциала России / А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 187 с.

Визгин В. П. Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания / В. П. Визгин // Вопросы философии. – 1995. – № 4. – С. 116 – 126.

Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы / В. Ж. Келле. – М.: Наука, 1988. – 198 с.

Коммуникация в современной науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. Э.М. Мирский. – М.: Прогресс, 1976. 423 с.

Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий: Сер.XVII - сер.XVIII вв. / Ю. Х. Копелевич. - Л.: Наука,1974. 267 с.

Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России / Н. И. Кузнецова. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 176 с.

Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки / Э. М. Мирский. - М.: Наука, 1980. - 304 с.

Научная деятельность: структура и институты: Сб. науч. статей / Отв. ред. Э.М. Мирский. – М.: Прогресс, 1980. - 445 с.

Пельц Д. Ученые в организациях / Д. Пельц, Ф. Эндрюс. - М.: Прогресс, 1973. – 250 с.

Прайс Д. Малая наука, большая наука / Д Прайс // Наука о науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1966. – С. 281-384.

Современная западная социология науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Э. М. Мирский. – М.: Наука, 1988. – 367 с.

Сокулер З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна / З. А. Сокулер. — СПб. РХГИ, 2001. - 240 с.

Социология науки. Хрестоматия / Сост. Э. М. Мирский. Под. ред. С. А. Лебедева. - М.: Наука, 2000. – 355 с.

Фуко М. Надзирать и наказывать / М. Фуко. – М.: Ad Marginem, 1999. – 477 с.

Школы в науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1977. - 523 с.

Юдин Б. Г. История советской науки как процесс вторичной институционализации / Б. Г. Юдин // Философские исследования. – 1993. – № 3. – С. 83 - 106.

Юревич А. В. Социальная психология науки / А. В. Юревич. — СПб. РХГИ, 2001. - 352 с.


Вопросы для кандидатского минимума по философии науки

(общие проблемы)


  1. Наука как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной философии науки.

  2. Возникновение науки и этапы ее становления.

  3. Исторические типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.

  4. Основные принципы, проблемы и направления современной социологии науки.

  5. Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и не науки в философии XX века.

  6. Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.

  7. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  8. Проблема оснований науки: научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские принципы.

  9. Проблема и гипотеза как формы научного знания.

  10. Научный факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.

  11. Понятие научного закона. Основные типы и функции законов в научном познании.

  12. Научный язык и его особенности. Механизмы формирования и развития научных понятий.

  13. Диалог как форма и средство коммуникации между учеными. Основные требования к научной аргументации.

  14. Эмпирические методы научного познания.

  15. Теоретические методы научного познания.

  16. Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.

  17. Динамика научного поиска. Механизм и структура процесса научного творчества.

  18. Модели исторического роста и развития научного знания (кумулятивная, революционная, эволюционная, ситуационная).

  19. Традиции и новации в развитии науки. Знание «явное» и «неявное».

  20. Роль внешних и внутренних факторов в развитии научного знания. Интернализм и экстернализм.

  21. Становление науки как социального института. Исторические формы институционализации научной деятельности.

  22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.

  23. Понятие научного этоса. Нормы и ценности научного сообщества.

  24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (НТП). Основные этапы и тенденции НТП.

  25. Место и роль науки в жизни современного общества и культуры.
    Сциентизм и антисциентизм.

Учебное издание


^ Программа курса для аспирантов и соискателей

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

(общие проблемы)


Составители

Волков Алексей Владимирович

Михеев Анатолий Иванович


Редактор Л. П. Соколова


Подписано в печать 20.02.05. Формат 60х84 1/16.

Бумага газетная.

Уч.-изд. л. 2. Тираж 100 экз. Изд. № 34.


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образован ия

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Отпечатано в типографии Издательства ПетрГУ

185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Скачать 296.37 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты