МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Учебно-методическое управление
Кафедра философии и политологии
-
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР_________ А.А. Патрушев
«____» _______ 2006 г. |
ФИЛОСОФИЯ
(Учебная и рабочая программы, методические материалы)
Направление 110300 Агроинженерия
Основная образовательная программа 110303 Механизация переработки сельскохозяйственной продукция
Челябинск 2006 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к уровню и подготовке по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ , на основании примерной программы дисциплины «Философия», утвержденной в ЧГАУ, для специальности 110300 «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. УМК предназначен для студентов, получающих квалификацию «инженер».
Составители: кандидат философских наук, доцент С.А.Погуляева;
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры философии и политологии «_____»_____________2006 г. (протокол №____).
Зав кафедрой философии и политологии, Доктор философских наук, профессор В.И.Гладышев
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета «_____»______________2006 г. (протокол №_____)
Председатель методической комиссии, кандидат пед. наук, доцент В.В.Ушакова
Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом факультета «_____»_____________2006 г. (протокол №______).
Председатель ученого совета, кандидат технических наук, профессор А.В.Егоров
СОДЕРЖАНИЕ
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста…………….. 4 2. Учебная программа………………………………………………… 5 2.1. Цель и задачи…………………………………………………… 5 2.2. Содержание учебной дисциплины………………………… 6 2.3. Рекомендуемая литература………………………………… 14 3. Рабочая программа………………………………………………… 17 3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы……………… 17 3.2. Распределение учебного времени по разделам и темам… 17 3.3. Содержание лекций………………………………………………. 18 3.4. Содержание семинарских занятий…………………………… 21 3.5. Содержание самостоятельной работы студентов………… 22 4. Методические материалы…………………………………………… 26 4.1. Учебно-методические разработки……………………………… 26 4.2. Тематика рефератов……………………………………………… .26 4.3. Тематика контрольных заданий…………………………………..28 4.4. Терминологический минимум……………………………………. 31 4.5. Требования экзамену………………..…………………………….. 31 4.6. Вопросы для подготовки к экзамену ..………………………….. 32 4.7. Тестовые задания………………………………………………….. 33 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………… 39
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 110300 Механизация переработки сельскохозяйственной продукции приведено следующее содержание дисциплины.
индекс | Наименование дисциплины и основные разделы | Всего часов | 1 | 2 | 3 | ГСЭ.Ф.10 | Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|
|
2. Учебная программа
2.1. Цель и задачи
2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе.
Философия является базовой дисциплиной в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, выполняет мировоззренческую, методологическую, критическую, аксиологическую и гуманистическую функцию в обществе. Назначение философии заключается в возвышении человека и обеспечении его совершенствования. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессами смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам. Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории.
2.1.2. Цель учебной дисциплины.
Целью обучения философии является формирование целостной картины мира и восприятие мира в его многообразии, а также восприятия у студентов культуры философского мышления и передача знаний методологического характера. Обучение предполагает оказание помощи в выборе правильных жизненных ориентаций и решении смысложизненных проблем, развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
2.1.3. Задачи учебной дисциплины.
Ставится задача дать студентам представление об основных понятиях и категориях философии в их взаимосвязи с реальными культурно-историческими процессами развития общества, научить их ориентироваться в истории философии, развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, в начале XXI века. Освоение курса философии должно содействовать: Выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; Формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов; Развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; Овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов.
В результате изучения философии студенты должны овладеть:
знаниями: а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
умениями и навыками: а) владеть основными категориями философии; б) творчески размышлять о насущных проблемах бытия; в) ориентироваться в многообразии ценностей человеческого существования.
2.2. Содержание учебной дисциплины.
^ Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории. ^ Античная философия
Условием возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества.
^
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавертура, Майстер Экхарт). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века. ^
Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л.да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н.Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).
^
Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкона) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии нового времени.
^
Максима философского сознания XIX века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма (Л.Фейербах, С.Кьеркегор) и натурализма (А.Шопенгауэр, О.Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).
^
Эволюция взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса от идеализма к материализму, от революционного демократизма к коммунизму. Основные положения марксистской философии. Вклад Маркса в разработку учения о диалектике. Материалистическая идея практики. Новая концепция истории. Формирование формационного подхода к анализу общественного развития. Марксистская философия в ленинский и послеленинский периоды. Причины кризиса марксистской философии и ее место в истории философской мысли.
^
Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец XIX-XX в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел), философия науки (К.Поппер); постпозитивизм/историческая школа/ (Т.Кун, И.Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер). Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Философские дискуссии современности и их влияние не развитие западной цивилизации.
^
Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики / IX-XIII в.в./ (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования / XIV-XVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии / XVIII – 1 половина XIX в./ (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). «Философия естествознания» в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур. Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
^
Учение о бытии (онтология).
Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущность или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в XX столетии. ^
Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании. ^
Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.
^
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития. Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
^
Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификация эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести, разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
^
Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
^
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
^
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира, научная революция. Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
^
Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных. Точных, технических, социальных и гуманитарных наук. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм.
^
Современная общепланитарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
^
Основная:
Аблеев С.Р. история мировой философии. М., 2005. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии: Учебное пособие. М., 2005. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д., 2003. История философии: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд. – Ростов н/Д., 2005. Скирбекк Г., Гелье Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/Пер. с англ. В.И.Кузнецова; под ред. С.Б.Крымского. М., 2003. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2006. Философия: Хрестоматия. М., 2006. Философия: Учебник/Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. 3-е изд. М., 2005. Философский энциклопедический словарь. М., 2004.
Дополнительная:
Асмус А.Ф. Античная философия. – М., 1976. Ахутин А. Дело философии.//А.Ахутин. Тяжба о бытии. – М., 1997. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990. Бердяев Н.И. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. Вольф Р.П. О философии./Пер. с англ. – М., 1996. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1987. Гартман Н. Старая и новая онтология.//Историко-философский ежегодник. – 1988. – М., 1989. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М., 1997. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия.//Вопросы философии. – М., 1992, № 7. Двадцать лекций по философии: Учеб. пособие/А.В.Грибакин, Ю.Г.Ершов, В.Е.Кемеров и др., ред Смовет: В.В.Ким и др. – Екатеринбург, 2001. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1979. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1995. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник, М., 2001. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб./В.Н.Кузнецов – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003. Козлова М.С. Философия и язык. – М., 1972. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975. Купцов В.И. и др. Основы методологии науки. – М., 1996. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980. Ленин В.И. Государство и революция//Полн. Собр. соч. т.33. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.//Полн. Собр. соч. т. 23. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. Морозова И.Н. Богословие как феномен культуры (опыт культурологического исследования): Учеб. пособие/ЧГАУ, Челябинск, 2001. Пашинцев Е.В. Философия как способ духовного освоения мира: Учеб. пособие/ ЧГАУ, Челябинск, 2001. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.: в 4 т. М., 1994-1998.
Журналы:
Вестник Московского государственного университета. Серия 7. Философия. Вопросы философии. Общественные науки и современность. Социально-гуманитарные знания. Человек.
Литература для самостоятельного изучения:
Аврелий Августин. Исповедь/Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с латин., М., 1992. Антология мировой философии: в 4-х т/Под ред. В.В.Соколова и др., М., 1969-1972. –Т. 1-4. Бердяев Н.А. О назначении человека//Бердяев Н.А.. Опыт парадоксальной этики. М., 2003. Бердяев Н.А. Самосознание (опыт философской автобиографии). М., 1991. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Вольтер. За, или Судьба. Кандид, или Оптимизм//Вольтер. Стихи и проза. М., 1987. Гадамер Г.-Г. Философские основания XX века/Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Декарт Д. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках//Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989. Достоевский Ф.М. Бесы//Полн. Собр. соч. в 30-ти т.т. Т. 10, Л., 1974. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х т. М., 1992. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Минск, 2005. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991. Платон. Диалоги. Ростов н/Дону, 1998. Римские стоики: Сенека, Эпиктет. Марк Аврелий. Вступ. ст.,сост., подгот. Текста В.В.Сапова. М., 1995. Русская идея/Сост. И авт. вступ. статьи М.А.Маслин. М., 1992. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов. М., 2006. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992. Толстой Л.Н. Исповедь//Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. Т. 16, М., 1983. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004. Туллин С. Человеческое понимание. М., 1984. Франк С.Л. О смысле жизни/франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики/Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. Эразм Раттердамский. Похвала глупости. М., 1991. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Рабочая программа
Объем дисциплины и виды учебной работы.
-
№ п.п. | Вид учебной работы | Всего часов | В том числе по семестрам | 3 |
| Общая трудоемкость дисциплины | 100 | 100 | 1. | Аудиторные занятия | 51 | 51 | 1.1. | Лекции | 17 | 17 | 1.2. | Семинары | 34 | 34 | 2. | Самостоятельная работа | 49 | 49 | 2.1 | Реферат | 29 | 29 | 2.2. | Доклады | 20 | 20 | 3. | Итоговый контроль |
|
| 3.1. | Экзамен |
| + |
|