Домой

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры философии и политологии 2006 г. (протокол № )




НазваниеУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры философии и политологии 2006 г. (протокол № )
страница1/3
Дата30.01.2013
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Раздел 1. Введение
История философии
Средневековая философия
Философия эпохи Возрождения.
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Классический этап философии Нового времени.
Формирование и развитие марксистской философии.
Современная западная философия.
Русская философия
Философские проблемы
Учение о развитии.
Природа человека и смысл его существования.
Учение об обществе (социальная философия)
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Проблема сознания
Познание (гносеология).
Научное познание
Философские проблемы науки и техники
Будущее человечества (философский аспект)
2.3. Рекомендуемая литература
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Учебно-методическое управление


Кафедра философии и политологии



УТВЕРЖДАЮ


Проректор по УР_________ А.А. Патрушев


«____» _______ 2006 г.



ФИЛОСОФИЯ




(Учебная и рабочая программы, методические материалы)


Направление 110300 Агроинженерия


Основная образовательная программа

110303 Механизация переработки сельскохозяйственной продукция


Челябинск

2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к уровню и подготовке по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ , на основании примерной программы дисциплины «Философия», утвержденной в ЧГАУ, для специальности 110300 «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. УМК предназначен для студентов, получающих квалификацию «инженер».


Составители:

кандидат философских наук, доцент С.А.Погуляева;


Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры философии и политологии «_____»_____________2006 г.

(протокол №____).


Зав кафедрой философии и политологии,

Доктор философских наук, профессор В.И.Гладышев


Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета «_____»______________2006 г. (протокол №_____)


Председатель методической

комиссии, кандидат пед. наук,

доцент В.В.Ушакова


Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом факультета «_____»_____________2006 г. (протокол №______).


Председатель ученого совета,

кандидат технических наук,

профессор А.В.Егоров


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста…………….. 4

2. Учебная программа………………………………………………… 5

2.1. Цель и задачи…………………………………………………… 5

2.2. Содержание учебной дисциплины………………………… 6

2.3. Рекомендуемая литература………………………………… 14

3. Рабочая программа………………………………………………… 17

3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы……………… 17

3.2. Распределение учебного времени по разделам и темам… 17

3.3. Содержание лекций………………………………………………. 18

3.4. Содержание семинарских занятий…………………………… 21

3.5. Содержание самостоятельной работы студентов………… 22

4. Методические материалы…………………………………………… 26

4.1. Учебно-методические разработки……………………………… 26

4.2. Тематика рефератов……………………………………………… .26

4.3. Тематика контрольных заданий…………………………………..28

4.4. Терминологический минимум……………………………………. 31

4.5. Требования экзамену………………..…………………………….. 31

4.6. Вопросы для подготовки к экзамену ..………………………….. 32

4.7. Тестовые задания………………………………………………….. 33

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………… 39



  1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста.


В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 110300 Механизация переработки сельскохозяйственной продукции приведено следующее содержание дисциплины.


индекс

Наименование дисциплины и основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ.Ф.10

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.







2. Учебная программа


2.1. Цель и задачи


2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе.


Философия является базовой дисциплиной в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, выполняет мировоззренческую, методологическую, критическую, аксиологическую и гуманистическую функцию в обществе. Назначение философии заключается в возвышении человека и обеспечении его совершенствования.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессами смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории.


2.1.2. Цель учебной дисциплины.


Целью обучения философии является формирование целостной картины мира и восприятие мира в его многообразии, а также восприятия у студентов культуры философского мышления и передача знаний методологического характера. Обучение предполагает оказание помощи в выборе правильных жизненных ориентаций и решении смысложизненных проблем, развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.


2.1.3. Задачи учебной дисциплины.


Ставится задача дать студентам представление об основных понятиях и категориях философии в их взаимосвязи с реальными культурно-историческими процессами развития общества, научить их ориентироваться в истории философии, развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, в начале XXI века. Освоение курса философии должно содействовать:

  • Выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

  • Формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

  • Развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

  • Овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.



2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов.


В результате изучения философии студенты должны овладеть:


знаниями:

а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.


умениями и навыками:

а) владеть основными категориями философии;

б) творчески размышлять о насущных проблемах бытия;

в) ориентироваться в многообразии ценностей человеческого существования.


2.2. Содержание учебной дисциплины.

^

Раздел 1. Введение





    1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.


Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.

  1. ^ История философии




    1. Античная философия


Условием возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества.


    1. ^ Средневековая философия


Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавертура, Майстер Экхарт).

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века.

    1. ^ Философия эпохи Возрождения.


Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л.да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н.Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).


    1. ^ Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)


Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкона) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц).

Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.

Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии нового времени.


    1. ^ Классический этап философии Нового времени.


Максима философского сознания XIX века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.

Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма (Л.Фейербах, С.Кьеркегор) и натурализма (А.Шопенгауэр, О.Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).


    1. ^ Формирование и развитие марксистской философии.


Эволюция взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса от идеализма к материализму, от революционного демократизма к коммунизму. Основные положения марксистской философии. Вклад Маркса в разработку учения о диалектике. Материалистическая идея практики. Новая концепция истории. Формирование формационного подхода к анализу общественного развития. Марксистская философия в ленинский и послеленинский периоды. Причины кризиса марксистской философии и ее место в истории философской мысли.


    1. ^ Современная западная философия.


Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец XIX-XX в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.

Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус).

Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел), философия науки (К.Поппер); постпозитивизм/историческая школа/ (Т.Кун, И.Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер).

Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм).

Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер).

Философские дискуссии современности и их влияние не развитие западной цивилизации.


    1. ^ Русская философия


Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.

Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики / IX-XIII в.в./ (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования / XIV-XVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии / XVIII – 1 половина XIX в./ (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). «Философия естествознания» в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.

Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.


  1. ^ Философские проблемы




    1. Учение о бытии (онтология).


Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущность или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в XX столетии.



    1. ^ Учение о развитии.


Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.



    1. ^ Природа человека и смысл его существования.


Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.


    1. ^ Учение об обществе (социальная философия)


Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство.

Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.


    1. ^ Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)


Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.

Модификация эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести, разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.

Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.



    1. ^ Проблема сознания


Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.


    1. ^ Познание (гносеология).


Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание.

Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.


    1. ^ Научное познание


Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира, научная революция.

Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.


    1. ^ Философские проблемы науки и техники


Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных. Точных, технических, социальных и гуманитарных наук.

Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм.


    1. ^ Будущее человечества (философский аспект)


Современная общепланитарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.


^ 2.3. Рекомендуемая литература


Основная:


  1. Аблеев С.Р. история мировой философии. М., 2005.

  2. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии: Учебное пособие. М., 2005.

  3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

  4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д., 2003.

  5. История философии: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд. – Ростов н/Д., 2005.

  6. Скирбекк Г., Гелье Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/Пер. с англ. В.И.Кузнецова; под ред. С.Б.Крымского. М., 2003.

  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2006.

  8. Философия: Хрестоматия. М., 2006.

  9. Философия: Учебник/Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. 3-е изд. М., 2005.

  10. Философский энциклопедический словарь. М., 2004.


Дополнительная:


  1. Асмус А.Ф. Античная философия. – М., 1976.

  2. Ахутин А. Дело философии.//А.Ахутин. Тяжба о бытии. – М., 1997.

  3. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

  4. Бердяев Н.И. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

  5. Вольф Р.П. О философии./Пер. с англ. – М., 1996.

  6. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1987.

  8. Гартман Н. Старая и новая онтология.//Историко-философский ежегодник. – 1988. – М., 1989.

  9. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М., 1997.

  10. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.

  11. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия.//Вопросы философии. – М., 1992, № 7.

  12. Двадцать лекций по философии: Учеб. пособие/А.В.Грибакин, Ю.Г.Ершов, В.Е.Кемеров и др., ред Смовет: В.В.Ким и др. – Екатеринбург, 2001.

  13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1979.

  14. Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1992.

  15. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1995.

  16. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник, М., 2001.

  17. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.

  18. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

  19. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб./В.Н.Кузнецов – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.

  20. Козлова М.С. Философия и язык. – М., 1972.

  21. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

  22. Купцов В.И. и др. Основы методологии науки. – М., 1996.

  23. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.

  24. Ленин В.И. Государство и революция//Полн. Собр. соч. т.33.

  25. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.//Полн. Собр. соч. т. 23.

  26. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

  27. Морозова И.Н. Богословие как феномен культуры (опыт культурологического исследования): Учеб. пособие/ЧГАУ, Челябинск, 2001.

  28. Пашинцев Е.В. Философия как способ духовного освоения мира: Учеб. пособие/ ЧГАУ, Челябинск, 2001.

  29. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.: в 4 т. М., 1994-1998.



Журналы:


  1. Вестник Московского государственного университета. Серия 7. Философия.

  2. Вопросы философии.

  3. Общественные науки и современность.

  4. Социально-гуманитарные знания.

  5. Человек.


Литература для самостоятельного изучения:


  1. Аврелий Августин. Исповедь/Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с латин., М., 1992.

  2. Антология мировой философии: в 4-х т/Под ред. В.В.Соколова и др., М., 1969-1972. –Т. 1-4.

  3. Бердяев Н.А. О назначении человека//Бердяев Н.А.. Опыт парадоксальной этики. М., 2003.

  4. Бердяев Н.А. Самосознание (опыт философской автобиографии). М., 1991.

  5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

  6. Вольтер. За, или Судьба. Кандид, или Оптимизм//Вольтер. Стихи и проза. М., 1987.

  7. Гадамер Г.-Г. Философские основания XX века/Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

  8. Декарт Д. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках//Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989.

  9. Достоевский Ф.М. Бесы//Полн. Собр. соч. в 30-ти т.т. Т. 10, Л., 1974.

  10. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002.

  11. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

  12. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х т. М., 1992.

  13. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Минск, 2005.

  14. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.

  15. Платон. Диалоги. Ростов н/Дону, 1998.

  16. Римские стоики: Сенека, Эпиктет. Марк Аврелий. Вступ. ст.,сост., подгот. Текста В.В.Сапова. М., 1995.

  17. Русская идея/Сост. И авт. вступ. статьи М.А.Маслин. М., 1992.

  18. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов. М., 2006.

  19. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

  20. Толстой Л.Н. Исповедь//Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. Т. 16, М., 1983.

  21. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004.

  22. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004.

  23. Туллин С. Человеческое понимание. М., 1984.

  24. Франк С.Л. О смысле жизни/франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  25. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

  26. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики/Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.

  27. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

  28. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

  29. Эразм Раттердамский. Похвала глупости. М., 1991.

  30. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.




  1. Рабочая программа




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы.




№ п.п.

Вид учебной работы

Всего часов

В том числе по семестрам

3




Общая трудоемкость дисциплины

100

100

1.

Аудиторные занятия

51

51

1.1.

Лекции

17

17

1.2.

Семинары

34

34

2.

Самостоятельная работа

49

49

2.1

Реферат

29

29

2.2.

Доклады

20

20

3.

Итоговый контроль







3.1.

Экзамен




+
  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты