Домой

Рабочая программа дисциплины история и философия нововведений направление (специальность) ооп




Скачать 174.23 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины история и философия нововведений направление (специальность) ооп
Дата30.01.2013
Размер174.23 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Виды учебной деятельности и временной ресурс
Аудиторные занятия
Форма обучения
А. Дульзон
2. Место дисциплины в структуре ООП
4. Структура и содержание дисциплины
Разделы дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР)
6.2. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине
6.3 Контроль самостоятельной работы
6.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Подобные работы:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИИП

___________С.В. Хачин

«___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ



НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП

222000 «Инноватика»



ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА) УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Магистр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС ___1___ СЕМЕСТР ___1___

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ ___2___

ПРЕРЕКВИЗИТЫ НЕТ

КОРЕКВИЗИТЫ ____________________________________________


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


Лекции

18 час.

Практические (семинарские) занятия

18 час.

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

36 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

36 час.

ИТОГО

72 час.


^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Зачет

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра инженерного предпринимательства


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ_____________С.В. Хачин

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ А^ .А. Дульзо

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ О.К. Абрамов


2011 г.


1. Цели освоения дисциплины


Целью изучения дисциплины является формирования у обучающихся знаний теоретических и методологических основ современной науки и техники, а также роли науки и техники в инновационном развитии производства, позволяющих применить знания на практике.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина входит в модуль М.1 (общенаучный цикл), базовая часть. Код дисциплины – М1.Б1. Пререквизитов нет.


3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:


знать:

  • общие исторические и философские закономерности и этапы развития науки и техники;

  • концепции и методы философского обоснования нововведений.


уметь:

  • применять на практике исторические, философские и экономические закономерностей инновационной деятельности и конкурентоспособности.



В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные) -

способность/готовность

  • иметь представление о философских проблемах познания

  • иметь представление о роли инновации в развитии общества и науки


2. Профессиональные -

способность/готовность



  • иметь представление об истории, современном состоянии, перспективах и проблемах инноватики

  • знать о научно-технических приоритетных направлениях развития экономики РФ


^ 4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины:


Лекция 1. Методологические и методические основы истории науки и техники

  • Наука как часть культуры.

  • Понятие техники.

  • Научно-технический прогресс.


Лекция 2. Развитие науки и техники в древнем, античном и средневековом мире и в России. Вхождение России в мировое научное сообщество.

  • Техника эпохи древнего мира.

  • Античная техника.

  • Развитие естествознания.

  • Средневековая техника

  • Развитие ремесленного производства.

  • Становление экспериментальной науки.

  • Естественнонаучные и технические знания на Руси

  • Образовательная реформа Петра I.

  • Основные направления развития науки в России во второй половине XVII - XVIII вв.

  • Развитие наук. Математика. Теоретическая механика. Астрономия.

  • Физика. Химия. Геология. География. Биология.

  • Развитие техники.


Лекция 3. Наука и техника эпохи промышленного переворота и монополистического капитала

  • Переход от мануфактуры к машинному производству.

  • Переход от гидро- к теплоэнергетике.

  • Развитие машиностроения и металлообработки. Развитие техники металлургии. Развитие техники горного дела. Развитие средств транспорта.

  • Развитие техники связи.

  • Новые способы освещения.

  • Развитие полиграфии.

  • Развитие военной техники и воздухоплавания.

  • Развитие естествознания.


Лекция 4. История научно-технических достижений в ХХ в.

Лекция 4. История научно-технических достижений в ХХ в. Эпоха инноваций

  • Эпоха инноваций

  • Создание физических основ электроники.

  • Полупроводники.

  • Полупроводниковые материалы.

  • Зарождение телевидения.

  • Зарождение оптической связи.

  • Исследования в области лазерной физики.

  • Появление ЭВМ.

  • Современная микроэлектроника и оптоэлектроника в 1980 - 2000 гг.

  • Появление супер-ЭВМ в США и СССР. Однокристалльные ЭВМ.

  • Наноэлектроника. Квантовые компьютеры.

  • Формирование квантово-полевых представлений о свойствах материи.


Лекция 5. Образ науки, её цель и функции

  • Понятие науки.

  • Достижение знаний как главная цель науки.

  • Наука как процесс познания.

  • Особенности научной деятельности, основные функции науки.


Лекция 6. Возникновение науки и её историческое развитие. Научные революции. Особенности современной науки

  • Исторические предпосылки возникновения науки в древнем мире.

  • Проблема «европоцентризма».

  • Понятие научной революции, революции и традиции.

  • Понятие современной науки.

  • Преемственность развития наук.

  • Изменение мира науки, её объем и направления исследования.

  • Наука и общество, противоречия в условиях рыночных отношений



.

Лекция 7. Структура научного знания и особенности процесса научного познания. Уровни научной рациональности и идеалы научности

  • Понятие предмета науки, соотношение науки и практики.

  • Научное познание как процесс формирования и накопления знаний. Основные принципы развития научного знания.

  • Чувственное, рациональное и интуитивное в науке.

  • Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  • Стиль мышления и его значение в науке.

  • Понятия «обоснование» и «рациональность».

  • Традиционные представления о науке, формы классического идеала.

  • Математический, физический и гуманитарный идеалы научности.



4.2 Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности c указанием временного ресурса в часах

Таблица 1.

Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Колл,

Контр.Р.

Итого

Лекции

Практ./сем.

Занятия

Лаб. зан.

Методологические и методические основы истории науки и техники

2

2




4







Развитие науки и техники в древнем, античном и средневековом мире и в России. Вхождение России в мировое научное сообщество.

2

2




6







Наука и техника эпохи промышленного переворота монополистического капитала

4

4




4







История научно-технических достижений в ХХв

Эпоха инноваций

2

2




6







Образ науки, её цель и функции

2

2




4







Возникновение науки и её историческое развитие. Научные революции. Особенности современной науки

2

2




4







Структура научного знания и особенности процесса научного познания. Уровни научной рациональности и идеалы научности


2

2




4







Итого

16

16




32









4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины

Таблица 2.

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения



Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7



З.7.1.

+







+







+



З.8.1.

+

+

+







+

+



З.8.3.




+




+




+

+



З.9.2.







+




+







^ 5. Образовательные технологии

Таблица 2.

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.,

Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы



















Работа в команде



















Case-study



















Игра

+

+













Методы проблемного обучения.

+

+













Обучение

на основе опыта

+

+







+




Опережающая самостоятельная работа













+




Проектный метод

+

+







+




Поисковый метод



















Исследовательский метод



















Другие методы



















* - Тренинг, ** - Мастер-класс


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1 Текущая СРС:

  • работа с лекционным материалом, поиск и обзор электронных источников информации;

  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

  • подготовка к практическим занятиям;

  • подготовка к самостоятельным и контрольным работам;

  • подготовка к экзамену.


^ 6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР):

  • поиск, анализ, структурирование информации;

  • обработка и анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, выполнение расчетов.


^ 6.2. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине


Самостоятельная познавательная деятельность студентов направлена на закрепление пройденного материала, на приобретение навыков практического применения полученных теоретических знаний.


Тематика курсовых работ:


  1. Античная цивилизация: приоритет науки или прикладных знаний.

  2. Конфликт между техническим прогрессом и церковными канонами в эпоху средневековья.

  3. Особенности развития отечественных научных знаний в X - первой половине XVII вв.

  4. Сближение техники с наукой в Европе во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.

  5. Феномен российского технического образования самоучек XVIII

  6. Развитие науки в эпоху промышленного переворота (по отраслям)

  7. Фантазии и реалии полетной практики в конце XIX – начале XX вв.

  8. Изобретение телефона и радио как путь к коммуникативности в конце XIX– начале XX вв.

  9. Транспортная система во второй половине XIX– начале XX вв.

  10. Роль Второй мировой войны в развитии электроники.

  11. История создания лазера.

  12. Становление электронной промышленности СССР (1960-1980-е гг.).

  13. Основные этапы развития ЭВМ

  14. От механических компьютеров к персональным.

  15. Лауреаты Нобелевской премии.

  16. Образ науки, её цель и функции.

  17. Российская наука в истории европейской культуры.

  18. Особенности современной науки.

  19. Методология и методы научного познания в условиях НТР.

  20. Уровни научной рациональности.

  21. Соотношение современной науки и техники.

  22. Методологические и гносеологические проблемы философии и техники.

  23. История развития техники.

  24. Инженерная деятельность в системе современного производства.

  25. Социальная ответственность учёных в условиях НТР.

  26. Идеологические проблемы науки и техники.


^ 6.3 Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы:

  • самоконтроль – регулярная подготовка к занятиям;

  • контроль со стороны преподавателя – текущий (еженедельно в течение семестра – посещения лекций и практических занятий, выполнения заданий на практических занятиях), рубежный (ежемесячно) и итоговый.


^ 6.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Для выполнения самостоятельной работы студентам рекомендуется воспользоваться списком основной и дополнительной литературы (п.9 рабочей программы).

^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

Для проверки полученных студентами знаний, умений и навыков проводится текущий, рубежный и итоговый контроль.

Периодичность текущего контроля: еженедельно в течение семестра.

Периодичность рубежного контроля: контрольные точки по модулям.

Итоговый контроль: в конце семестра – экзамен.

Способы оценки:

рубежного контроля – письменная контрольная работа, командная практическая работа;

итогового контроля – командная защита проектов.


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



  • Основная литература:




  1. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. М., 1985.

  2. Верещагин И.К., Косяченко Л.А., Кокин С.М. Введение в оптоэлектронику. М., 1991.

  3. Грехем Л. Очерки истории российской и советской науки. М., 1998.

  4. Дятчин Н.И. История развития техники. Ростов-на-Дону, 2001.

  5. Зворыкин А.А., Осьмова Н.Н., Чернышев В.И., Шухардин С.В. История техники. М., 1962.

  6. История техники. А.А. Зворыкин, Н.И. Осьмова, В.И. Чернышев, С.В. Шухардин. М., 1962.

  7. Лилли С. Люди, машины и история. История орудий труда и машин в связи с общественным прогрессом. М., 1970.

  8. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

  9. Розин В.М. Философия техники. Учебное пособие. М., 2001.

  10. Дональд Дж. Стерлинг. Техническое руководство по волоконной оптике. М., 1998.

  11. Техника в ее историческом развитии. 70-е гг. XIX в. – начало XX в. М., 1982.

  12. Шухардин С.В. История науки и техники. Учебное пособие. Ч.1. С древнейших времен до конца XVIII в. М., 1974; Ч.2. С конца XVIII в. до начала XX в. М., 1976.

  13. Шухардин С.В. Документы по истории науки и техники. Развитие науки и техники в 1917-1941 гг. М., 1979.

  14. Шухардин С.В. История научно-технических достижений второй половины XX в. 1946-1980 гг. М., 1981.

  15. Graham Loren R. Sience in Russia and the Soviet Union. A Short History. Cambridge University Press, 1993.

  16. Marritt Roe Smith, Becoming Engineers. Unpublished manuscript.

  17. Technician's Guide to Fiber Optics. Donald J. Sterling. Jr, 1993.

  18. Философия и методология науки /ред. Купцов В.И./ Ч.1,2. -М., 1994

  19. Современная философия науки /Хрестоматия/ - Ред. Печенкин А.А. - М, 1994

  20. Ляликов А.П. Философия техники и технического творчества. – СПб. 1996.

  21. Социальные технологии: 500 терминов. Толк. словарь /ред. Иванов В.Н., Некредина Г.Д. и др./ - М.,1994. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М, 1995




  • Дополнительная литература:




  1. Алферов Ж.И. Физика и жизнь. - М.-С.-Петербург, 2001.

  2. Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона. М., 2002.

  3. Волков В.А., Кузнецов Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М., 1991.

  4. А.Ф. Иоффе. О физике и физиках. Л., 1985.

  5. П.Л. Капица. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1981.

  6. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Техника, 1965.

  7. Развитие естествознания в России (XVIII – начало XX вв.) – М., 1977.

  8. Чернышев В.И. Из истории развития техники в первые годы Советской власти (1917-1927). М., 1962.

  9. Концепции современного естествознания. Хрестоматия. - М.,2001

  10. Шлёкин С.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.

  11. Философия и методология науки /ред. Купцов В.И./- М.,1994. Ч.1

  12. Вдовин-Чуриков Г.П. Проблемы науки. – М., 1993.

  13. Кедров Б.М. Классификация наук. –М., 1985.

  14. Бернар Д. Наука в истории общества. – М., 1985.

  15. Пуанкаре о науке. - М.,1990.

  16. Чикалов Р.А. Революция в естествознании и технический прогресс конца XIX - начала XX веков. - Минск,1989.

  17. Кун Т. Структура научных революций. - М.,1977.

  18. Стёгаш В.С. Эпоха перемен и сценарий будущего. - М.,1996.

  19. Юзвишин И.И. Информациология. - М.,1996.

  20. Современная философия науки. Христоматия. - М.,1994.

  21. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.,1994.

  22. Ворожцов В.П., Москаленко А.Т. Методологические установки учёного. Природа и функции.- Новосибирск, 1986.

  23. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,1983.

  24. Кузнецов Б.Г. От Галилея до Эйнштейна. - М.,1966.

  25. Шлёкин С.И. Познание, его гуманистическая сущность, формы и методы. -М.,1996.

  26. Когнитивная эволюция и творчество /ред. Меркулов И.П./-М.,1996.

  27. Эволюция, культура, познание /ред. Меркулов И.П./ М.,1996.

  28. Логика научного познания. Актуальные проблемы /ред. Горский Д.П./-М., 1987.

  29. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. -М.,1987.

  30. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. -С.-П. 1999

  31. Исторические типы рациональности. -М., 1995-1996. Т.1-2.

  32. Майданов А.С. Интеллект решает неординарные проблемы. -М.,1985.

  33. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. -М.,1985.

  34. Стенин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации дисциплины требуется проектор, экран, маркерная доска.

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению « Инноватика» и профилю подготовки «Управление инновациями».


Программа одобрена на заседании кафедры инженерного предпринимательства


(протокол № ____ от «___» _______ 20___ г.).


Автор О.К. Абрамов

Рецензент(ы) __________________________

Скачать 174.23 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты