Домой

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки




НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки
Дата30.01.2013
Размер95.5 Kb.
ТипПримерная программа
Содержание
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
Риторика как наука и предмет изучения.
Основные категории риторики.
Модель риторической коммуникации.
Методы риторики в практической и теоретической деятельности филолога.
Риторика в кругу гуманитарных дисциплин.
5. Рекомендуемые образовательные технологии
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Подобные работы:



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Наименование дисциплины (модуля)

Риторика





Рекомендуется для направления подготовки

032700 – Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»


Квалификация (степень) выпускника Бакалавр



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Риторика» являются:

  • получить целостное представление о риторике в единстве ее теоретических и прикладных аспектов;

  • познакомиться с основами риторических знаний;

  • приобрести риторические умения по созданию и восприятию текста (сообщения);

  • уметь применять полученные знания и умения в теоретической и практической деятельности в области отечественной филологии.


2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения риторики необходимы компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, основного языка/языков, введения в профильную подготовку («Отечественная филология»), основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи.

Данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в совокупность дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение коммуникативной составляющей филологических наук и практики общения и написание выпускной квалификационной работы, связанной с исследованием коммуникации и текста как объектов профессиональной деятельности филолога.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области риторики и иметь представление о современном состоянии и перспективах развития риторики;

Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности в области риторической коммуникации;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации.


^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

Самостоятельная работа

Практические занятия

Коллоквиум




1

^ Риторика как наука и предмет изучения. Возникновение риторики. Античный риторический канон и его значение в развитии риторики. Основные этапы истории риторики в европейской и североамериканской культурной традиции. Достижения риторики в России. Современная риторика, или неориторика, ее особенности. Национальные риторические школы в ХХ в. Риторика в современной России. Риторика как наука. Риторическая теория и практика. Место риторики в подготовке бакалавра филологии.

7

1

2

4




1 нед.

Эссе – 1


2

^ Основные категории риторики. Этос, логос, пафос как традиционные категории риторики, их значимость в современной риторике. Риторическая коммуникация. Понятие

эффективности и целенаправленности риторической коммуникации. Проблема ее

оптимизации.

Учение о риторическом дискурсе. Монологический и диалогический дискурс. Диалогичность как свойство риторического дискурса.


7

2-6

4

12

Лаб:6

еженед.

Тест / ПР / Собесед. – 2, 3

Участие в лаб. занятии –4, 5, 6

3

^ Модель риторической коммуникации. Коммуникативная модель риторики Аристотеля как фундамент современной теории риторической коммуникации. Традиционное учение об идеоречевом цикле. Основные компоненты модели риторической коммуникации: коммуникативный контекст (ситуация), образ оратора / говорящего, образ аудитории / слушающего, ситуативно ориентированный, риторически обработанный текст. Ситуация риторической коммуникации, ее составляющие. Сообщение как компонент акта риторической коммуникации. Сообщение и жанр. Риторическое восприятие сообщения, его этапы, приемы.

7

7-10

2

12

Лаб:6


еженед.

ПР/Тест/

Собесед.: 7


Участие в лаборат. занятиях: 8,9,10

4

^ Методы риторики в практической и теоретической деятельности филолога. Риторическое мастерство, пути его достижения и совершенствования. Рефлексия в риторике. Методы риторического исследования: риторической анализ; эксперимент в риторике. Риторика как «метод познания действительности и воздействия на нее» (Е.А. Яковлева).

7

11-13

2

10

Лаб: 4

еженед.

ПР/

Собесед.: 11


Участие в лаборат. занятиях: 12, 13

5

^ Риторика в кругу гуманитарных дисциплин. Риторика – семиотика – герменевтика. Риторика и филология. Значение лингвистики для возрождения и развития современной риторики. Влияние теории речевых актов, лингвистической прагматики, теории текста, поэтики на современную риторику. Риторическая традиция и современные риторики. Риторика и образование (риторизация образовательной деятельности); риторика и культура.

7

14

2

6






еженед.

Эссе:14


Зачет – 7.




^ 5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями российских и/или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области коммуникативистики и риторики (одна - две встречи: на 7-ой и 12-ой неделях).


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических и лабораторных занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003.

Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 2009.

Михальская А.К.Основы риторики: мысль и слово. М., 2005.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2006.


б) дополнительная литература:

Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

Барт Р. Основы семиологии // Французская семиотика : От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

Варзонин Ю.Н. Теоретические основы риторики. Тверь, 1998.

Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 2006.

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Антология русской риторики. М, 1997.

Минеева С.А. Риторика диалога: теоретические основания и модели. Пермь, 2007.

Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов-на-Дону, 2008.

Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. ХVI. Лингвистическая прагматика. М.,1985; М., 1986. Вып. ХVII. Теория речевых актов. М.,1986.

Основы общей риторики. Барнаул, 2000.

Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999.

Эффективная коммуникация : история, теория, практика : словарь – справочник. М., 2005.


в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки: 032700 – Филология, профиль «Прикладная филология».


Разработчики:

профессор Алтайского государственного университета А.А. Чувакин

доцент Алтайского государственного университета Н.В. Панченко


/ Под ред. проф. А.А. Чувакина (Алтайский государственный университет).


Рецензент:

профессор Сыктывкарского государственного университета Н.С. Сергиева

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты