Домой

Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов




Скачать 492.26 Kb.
НазваниеПрограмма философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов
страница1/3
Дата30.01.2013
Размер492.26 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Раздел 1. общие проблемы истории и философии науки
Раздел 2. философия социально-гуманитарных наук
Раздел 3. историография
2. Предыстория и начало европейской исторической традиции
Греческая историография классической эпохи.
Римская историография.
3. Средневековая историография
Характерные черты и жанры средневековой историографии.
Региональные модели средневековой историографии.
4. Историография раннего Нового времени
Вершины ренессансной исторической мысли.
Западноевропейская историография в XVII – начале XVIII века.
Русская историческая мысль в XVI – начале XVIII века.
Исторические концепции Века Просвещения.
Идеи Просвещения и российская историография.
Французская историография в первой половине XIX века.
Британская историография первой половины XIX века.
Российская историография в первой половине XIX века.
Историография второй половины XIX века: превращение в «науку».
Национальные традиции в историографии и их взаимодействие.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3




Общие положения

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовки к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.

Настоящая программа включает 3 раздела: общие проблемы истории и философии науки, философия социально-гуманитарных наук; историю областей наук.

Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей, относящихся к социально-гуманитарному блоку наук. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки. Программа составлена кафедрой философии, культурологии и социально-гуманитарных наук, основана на программе, разработанной Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов и одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

В основу настоящей программы положена дисциплина «история исторической науки (историографии)».

Программа составлена на основе программы-минимум, разработанной Государственным университетом гуманитарных наук Министерства образования Российской федерации и одобрена Экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по истории.

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. Хронологические рамки охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени (рубеж XX–XXI вв.). Соискателям следует акцентировать внимание на разделы по периодам (и подразделы по регионам).

Программа включает дополнительную часть к основной, разработанную на кафедре всеобщей и региональной истории и кафедре истории России с учетом области научных исследований аспирантов и соискателей.


Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)


^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ


Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Введение. Значение истории и философии науки в научно-исследовательской деятельности соискателей и аспирантов.

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.


Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение,


Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования


Тема 4. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Структура эмпирического знания (эксперимент и наблюдение, эмпирический факт. Проблема теоретической и эмпирической составляющей факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развертывание теории как процесс решения задач. Основания науки: идеалы и нормы в их социокультурной размерности. Особенности философских оснований науки.


Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Механизмы порождения научного знания. Воздействие эмпирических фактом на основание науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания, философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX века. Широкое распространение идей и методов синергетики. Укрепление парадигмы целостности. Применение идеи коэволюции. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Широкое применение философии и ее методов в естественных науках. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента. Широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление дуализма объекта и субъекта. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.


Тема 8. Наука как социальный институт

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.


^ РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Тема 1. Общетеоретические подходы в социально-гуманитарных науках.

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Социально-гуманитарные знания как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.


Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.


Тема 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

Аксиология - учение о ценностях. Ценности в качестве смысловых универсалий. Функции и роль ценностей в культуре и науке. Истина и ценности Ценностный подход в науке, его конструктивная и деструктивная роль. Воздействие идеологии на развитие и функционирование гуманитарных наук. Самодостаточная ценность истины в фундаментальных исследованиях и ее инструментальный характер - в прикладных. Факторы, стимулирующие и тормозящие поиск истины в гуманитарных науках. Проблема социальной ответственности ученого за последствия применений его открытий на практике.


Тема 4. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

Философия жизни Ницше и Шопенгауэра. Воля к власти и воля к познанию. Философия жизни и жизненный мир человека у Дильтея. Философия жизни О. Шпенглера Модель общества Ю. Хабермаса. Нижний уровень — социокультурный «жизненный мир человека». Жизненный мир человека как господство коммуникативного типа поведения, нацеленного на достижение интерсубъективного понимания. Символические средств обмена: взаимопонимание и солидарность. Жизненный мир как возможность для творческой самореализации личности.


Тема 5. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Время как физическое измерение и как мера становления человеческого бытия. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Время и пространство в гуманитарном контексте. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Социально-философское осмысление времени и пространства.


Тема 6. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

Понятие коммуникативности. Общение ученых как условие создание нового социально-гуманитарного знания. Социокультурная природа научного знания. Научные конвенции. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Понятие индоктринации.


Тема 7. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.


Тема 8. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Особенности интерпретации в социально-гуманитарном знании.

Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.


Тема 9. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.


Тема 10. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

Классификация наук. Специфика общественных наук и наук о человеке. Понятия «гуманитарный» и «гуманистический». Цивилизационный подход Вебера к истории. Культурно-исторический анализ общества. Единство и различие социального, культурного и антропологического. Специфика методов социально-гуманитарных наук Отличие исторических и естественных наук по Виндельбанду и Риккерту. Ослабление критерия научности применительно к историческим наукам. Опасность исторического релятивизма. Программа создания науки культурологии Л.Уайта.


Тема 11. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания. Междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Понятие социальной трансформации.


^ РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИОГРАФИЯ


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. Общие вопросы

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинарная историография. История исторической культуры. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение.

Основные аспекты и методология современного историографического исследования. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Понятия «школа» и «направление».


^ 2. Предыстория и начало европейской исторической традиции

Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

^ Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

^ Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливий: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории – Империя.


^ 3. Средневековая историография

Историописание переходной эпохи. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана, «История франков» Григория Турского, «История королей готов» Исидора Севильского, «Церковная история англов» Беды Достопочтенного», «История лангобардов» Павла Диакона. Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». Ранняя византийская историография и историческая проза. Прокопий Кесарийский. Иоанн Малала. Лев Диакон и его «История».

^ Характерные черты и жанры средневековой историографии. Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский, Иоанн Солсберийский, Иоахим Флорский и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств. Появление учебников по всемирной истории и исторических хрестоматий. Официальная хронистика: королевские и городские хроники. Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль, Филипп де Коммин.

^ Региональные модели средневековой историографии. Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата. Поздневизантийская историография: Михаил Дука. Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».


^ 4. Историография раннего Нового времени

Историография эпохи Возрождения и Реформации. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо. Лоренцо Валла: «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни и Поджо Браччолини. Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли. «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона. Себастьян Франк: идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье.

^ Вершины ренессансной исторической мысли. «Десять диалогов об истории» Франческо Патрици. История как воспоминание. Фиксация прошлого и социальная функция истории. Место истории мысли и истории культуры в концепции всеобщей истории Патрици. Луи Леруа: идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры. Модель «героического века». Оптимизм и исторический релятивизм концепции Леруа. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории». Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов и идея прогресса. Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание. История в системе наук. Всеобщая история как синтез, или «история эпох». Оригинальность бэконовской периодизации истории. Разрыв между теорией истории и ее практикой: «История правления короля Генриха VII» – образец политической историографии.

^ Западноевропейская историография в XVII – начале XVIII века. Научная революция и европейская культура XVII века. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций, Томас Гоббс и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Уильям Кемден: история и археология. Деятельность академий и ученых ассоциаций. Публикация источников. Бенедиктинские монастыри, их архивы и библиотеки. Мавристы. Ученые общества иезуитов. Жан Болланд и «общество болландистов». Гиперкритицизм. Жан Мабильон и его «Шесть книг о дипломатике». Формальные критерии достоверности. Разработка правил критического издания памятников. Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Бернар Монфокон. Капитальные издания А. Муратори – начало внутренней критики источников.

^ Русская историческая мысль в XVI – начале XVIII века. Хронографы. Связь летописания с процессом государственной централизации: общерусские летописные своды. Влияние идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. «Степенная книга», «История о Казанском царстве». Историческая публицистика: сочинения Ивана IV и А.М. Курбского. Летописание XVII века: «Новый летописец» и его редакции. Местная историография: сибирское летописание, исторические произведения казачества, раскольничье летописание. «История» Ф. Грибоедова. Изменения в характере и форме исторического повествования на рубеже XVII – XVIII вв. Распространение переводной исторической литературы и связи с западноевропейской историографией. Освоение научно-рационалистической традиции. Влияние реформ Петра I на развитие исторических знаний. Собирание исторических памятников и организация архивного дела. Исторические труды Ф. Прокоповича, Б.И. Куракина, П.П. Шафирова, А.И. Манкиева. «Гистория Свейской войны».

^ Исторические концепции Века Просвещения. Джамбаттиста Вико: принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма: императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории. Британские историки-рационалисты. У. Робертсон и его концепция истории средневековой Европы. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона – классический образец универсальной истории эпохи Просвещения.

^ Идеи Просвещения и российская историография. «История Российская» В.Н. Татищева. Создание Академии наук и ее роль в разработке российской истории. Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер: методы критики источников. Концепции всемирной и российской истории. Норманнская теория: сторонники и противники. Историческая концепция М.В. Ломоносова. М.М. Щербатов и его «История России с древнейших времен»: проблема альтернатив в русской истории. И.Н. Болтин о задачах и методах историографии и объективных факторах истории.


5. XIX век – «Век истории»

Западноевропейская историография в первой половине XIX века. Предтеча историографии XIX века И.-Г. Гердер и сравнительно-исторический метод. Изменение тематики исторических сочинений. Утрата интереса к всемирной истории: от идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма. Идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э Берк, Л. Бональд, Ж. Де Местр, Шатобриан) и в художественной литературе (В. Скотт и В. Гюго), в философии истории (Ф. Шлегель). Историческая школа права (К.-Ф. Савиньи, К.-Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам. Успехи филологической критики текстов (Ф.-А. Вольф, братья Гримм). Б.-Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики. Метод исторической аналогии. Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Гегеля и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке и его критический метод. Взгляды Ранке на всемирную историю в его сочинении «Об эпохах новой истории». Гейдельбергская школа. Ф.-Х. Шлоссер и его «Всемирная история». Карл Риттер и историко-географическая школа.

^ Французская историография в первой половине XIX века. Публикация источников и организация исторической науки в 1820–30-е годы. Нарративная романтическая школа: актуализация художественной стороны исторического творчества. О. Тьерри и идея «борьбы рас». Драматизированная история в «Правдивой истории Жака Простака». «Письма об истории Франции». «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» и другие произведения. «Философская школа». Ф. Гизо: историк и политик. Историческая концепция Гизо. От политических учреждений к отношениям собственности. Практическая польза и «уроки истории». «История Франции» Ж. Мишле. Расширение круга источников: литература, предметы материальной культуры, природные объекты. «Вживание» в прошлое, язык и стиль историка. Ф. Минье и его «История Французской революции».

^ Британская историография первой половины XIX века. Откровенная «партийность» британских школ политической истории. Становление вигской историографической традиции: Генри Галлам. Т.Б. Маколей и его «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. История в литературных портретах. Торийская школа. Томас Карлейль – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы. Учение о «героях и толпе». Дж.Э. Фроуд и его труды по новой истории. Отказ от теории и отрицание научного характера истории. Идеал истории «без всякого морализирования и философствования». Хаос доступных данных о прошлом и произвол историка.

^ Российская историография в первой половине XIX века. Педагогическая и общественная деятельность Т.Н. Грановского. Его «Лекции по истории средневековья» и взгляд на теоретические проблемы историографии. Концепция всемирной истории М.Ф. Орлова. Проблема «Россия – Запад в российской исторической мысли конца XVIII – XIX вв. Н.М. Карамзин и «История государства Российского». Личность в исторической концепции Н.М. Карамзина. Исследовательский метод и проблема соотношения научного и художественного. Скептическая школа в русской историографии и конструктивно-критический метод (М.Т. Каченовский, Н.С. Арцибашев и др.). Историки-славянофилы. Антитеза русской и всемирной истории в работах К.С. Аксакова, И.В. и П.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина. «История русского народа» Н.А. Полевого: понимание общности и своеобразия истории Запада, Востока и России. Западничество и государственная школа в историографии России. К.Д. Кавелин и формирование концепции органического развития русской истории. Б.Н. Чичерин: государство и народ в истории России. С.М. Соловьев и его «История России с древнейших времен».

^ Историография второй половины XIX века: превращение в «науку». Карл Маркс и материалистическое понимание истории. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. К. Маркс и Ф. Энгельс как историки. Классика социально-исторического анализа: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Позитивистский идеал науки. «Социальная физика» Огюста Конта и исторический позитивизм. Два элемента подлинной науки: сбор фактов и разработка законов. История и социология. Теория «равноправных факторов». Дарвинизм и история. Ипполит Тэн: «расы» и «среда», борьба за существование и прогресс в истории. Герберт Спенсер и «Принципы социологии»: общество как живой организм. Новая методология истории. Развитие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Статистический анализ. Диверсификация и расширение источников и круга исторических исследований. Складывание инфраструктуры историографии как области знания: научные общества, кафедры в университетах, издательская деятельность, историческая периодика, архивы, библиотеки, музеи.

^ Национальные традиции в историографии и их взаимодействие. Исторические журналы и общества. Историческое образование. Позитивистская историография в Британии. Г.Т. Бокль как историк цивилизации. Оксфордская и кембриджская школы. Исторические концепции Э. Фримена, У. Стаббса, Д. Актона. С. Гардинер и его «Пуританская революция». Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннингем, У. Эшли, Ф. Сибом, А.Тойнби). Социальная проблематика (С. и Б. Вебб). «История английского народа» Дж. Р. Грина. Локальные исследования. Позитивистская историография во Франции. Идея эволюционного континуитета в истории: А. Токвиль. «Экспериментальная история» И. Тэна. Г. Моно, «Историческое обозрение» и Практическая школа исторических исследований. Э. Лависс и его школа. «Эрудитская» школа. А. Люшер, Ф. Лот и история французской монархии. Синтетическая школа. Н.Д. Фюстель де Куланж: происхождение феодализма и романо-германская проблема. Историки-юристы Э. Глассон, П. Виолле, Ж.-Ж. Флакк. Экономическая история: Г. Фаньез, А. Сэ и др. А. Олар и либерально-республиканская школа. Историография внешней политики в школе А. Сореля. А. Дебидур и дипломатическая история Европы XIX века. Немецкая историография во второй половине XIX века. Юридическая школа: Г.Л. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке и др. Историческая концепция и теоретические поиски малогерманской (прусской) школы. Г. фон Зибель о французской революции. Г. фон Трейчке. И.Г. Дройзен о специфике исторического познания: критика позитивистской методологии. История Античности в трудах И.Г. Дройзена и Т. Моммзена. Гейдельбергская школа: Я.Буркхардт – основоположник культурологии. Историческая школа в политэкономии: К.Т. Инама-Штернегг, И. Шмоллер, Л. Брентано, К Бюхер. «Культурно-исторический синтез» К. Лампрехта. Позитивизм в историографии США. От романтизма «ранней школы» к утверждению позитивизма. Х. Грили и его «Американский конфликт». Дж. Дрэпер и его «История интеллектуального развития Европы». «Закон развития цивилизаций» Брукса Адамса. Д. Родс о компромиссе в истории. Г. Адамс: от «англосаксонской школы» к культурной истории.

^ Российская историческая наука второй половины XIX века. Организационная структура. Исторические общества. Археографическая экспедиция и Археографическая комиссия. Архивы и архивное дело. Сообщества ученых. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского. «Курс русской истории». Концепция истории России и русской культуры. Ученики Ключевского: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, М.М. Богословский, Н.А. Рожков, Ю.В. Готье, С.В. Бахрушин и др. Д.И. Иловайский и его концепция государственного быта. Политическая история (Н.Ф. Дубровин, Н.К. Шильдер, С.С. Татищев). К.Н. Бестужев-Рюмин и его вклад в развитие источниковедения и историографии. Н.Я. Данилевский: учение о культурно-исторических типах. Проблемы всеобщей истории: В.И. Герье. М.М. Стасюлевич и В.В. Бауэр. Западная историография в оценках М.Н. Петрова. Н.А. Осокин. «Русская историческая школа» и складывание социально-экономического направления: Н.И. Кареев, И.В. Лучицкий, М.М. Ковалевский, П.Г. Виноградов. Проблемы всеобщей истории, теории истории и исторического познания, исторического образования в трудах Н.И. Кареева.

  1   2   3

Скачать 492.26 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты