Домой

Методические рекомендации по написанию контрольных работ (рефератов) для студентов заочной формы обучения




НазваниеМетодические рекомендации по написанию контрольных работ (рефератов) для студентов заочной формы обучения
страница1/7
Дата30.01.2013
Размер1.01 Mb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Вопрос по контрольной работе преподавателю вы можете задать по адресу
Темы контрольных работ (рефератов)
Методы политических исследований
Нормативно-ценностный подход в политологии
Бихевиористский подход в политологии
Пифагор (580 – 500 до н. э
Платон (437 – 347 до н. э
Сократ (ок. 469 – 399 до н. э
Цицерон Марк Тулий
Эпикур (341 – 270 до н. э
Тема 3: Политические идеи эпохи Возрождения
Гоббс Томас
Макиавелли Николо
Гроций Гуго
Монтескье Шарль Луи
Дидро Дени
Руссо Жан Жак
Тема 5. Политические учения США XVIII – XIX в.в.
Джефферсон Томас
Гамильтон Александр
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию

Волжский институт строительства и технологий

(филиал)

Волгоградского архитектурно-строительного университета


Кафедра «Гуманитарные дисциплины»


ПОЛИТОЛОГИЯ


Методические рекомендации по написанию

контрольных работ (рефератов)

для студентов заочной формы обучения


Волжский 2006

ББК 66.0


Политология : методические рекомендации по написанию конт-рольных работ (рефератов) для студ. заочной формы обучения / ВИСТех (филиал) ВолгГАСУ ; [cост. И. Ю. Михайловский]. – Волжский : ВИСТех (филиал) ВолгГАСУ, 2006. – 75 с.


Изложены рекомендации для студентов по подготовке и написанию контрольных работ (рефератов) по дисциплине «Политология», их темы; указаны основные проблемы, которые должны быть освещены в работе; дан необходимый перечень научной и учебной литературы; определены основные термины и понятия; даны вопросы к зачету.

Методические рекомендации предназначены для студентов 1-го и 3-го курсов заочной формы обучения всех специальностей.


^ Вопрос по контрольной работе преподавателю вы можете задать по адресу:

ifd.visteh@mail.ru


ВВЕДЕНИЕ


Политическая наука или политология (такое название она приобрела с 60 – 70-х годов XX в.), как одна из научных дисциплин гуманитарного вузовского цикла, своим предметом имеет изучение закономерностей формирования и развития политической власти, формы и методы её функционирования; изучает государственно-политическую организацию общества и весь комплекс её институтов; субъекты политического процесса; политическое сознание и культуру; международную политику. Значимость курса в современной России определяется необходимостью демократического политического образования, потребность в котором обусловлена переходным состоянием российской политической системы, эволюционирующей в условиях острой политической борьбы.

Важным методом изучения политологии, как и других общественных наук, является самостоятельная работа над первоисточниками – научными трудами классиков политической мысли прошлого и современности. Только такой подход наряду с прочтением учебных пособий позволит разобраться в сложном, противоречивом и многомерном мире политики. Особенно значение самостоятельной работы возрастает для студентов, обучающихся заочно.

Важнейшими элементами самостоятельной работы студентов заочной формы обучения являются изучение рекомендованной научной литературы и написание на её основе контрольной работы (реферата) по избранной теме.

Итак, чтобы постигнуть смысл и содержание рекомендованной к той или иной теме реферата статьи или монографии, необходимо их чтение сопровождать конспектированием. Только хорошо продуманный и оформленный конспект – подспорье в учебной работе, в том числе и в написании контрольной работы.

Приступая к изучению той или иной работы по политологии, желательно, учитывая плюрализм современных политических школ, концепций, направлений, выяснить с помощью справочных материалов, имеющихся либо в предисловии (для монографии), либо в сносках (статьи), к какому направлению политической теории принадлежит автор, время создания работы. Для составления конспекта рекомендуется сначала прочитать работу, чтобы уяснить её общий смысл и содержание. При этом можно сделать заметки об её структуре, об основных положениях, выводах и т.п. После предварительного ознакомления при повторном чтении следует выделить основные мысли автора и их развитие, обратить внимание на обоснование тех или иных положений, на методы и формы доказательств.

Проведя такую работу, можно приступать к составлению конспекта, кратко, своими словами излагать основное содержание рекомендованной научной работы в соответствии с его разделами или важ-нейшими вопросами, выделенными при чтении. Ориентирами здесь могут являться также примерные проблемы контрольной работы (реферата). Конспекты могут быть различными по форме, но во всех случаях запись должна последовательно охватывать все главные вопросы изучаемого произведения. Нужно записывать не только отдельные положения, но и их обоснование. Некоторые важные мысли, выводы следует цитировать. Ценность конспекта будет значительно выше, если в нём на полях (думается, нет необходимости напоминать о них) наряду с содержанием основных вопросов научных монографии или статьи будут записаны собственные мысли составителя, возникшие в ходе их изучения. Только ознакомившись с рекомендованной научной литературой, которая дополнит и расширит, уточнит и конкретизирует сведения, почерпнутые из учебного пособия, можно приступать к написанию контрольной работы (реферата) по курсу. Основной учебной литературой для студентов заочной формы обучения всех специальностей являются следующие работы:

1) Основы политической науки : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. / под ред. В. П. Пугачёва. – М. : Знание России, 1995.

2) Пугачёв, В. П. Введение в политологию / В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв. – изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Аспект-пресс, 2000.


^ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)


Тема 1: Политология как наука: возникновение, этапы

становления, современность


Изложение данной темы следует начинать с вопроса о возникновении, основных стадиях развития политологии. Необходимо проследить, как менялась методология исследований, их проблематику. Особо следует остановиться на многообразии её направлений и теорий в современных условиях. Как складывалась судьба политической науки в России, в том числе в советский период? Далее важно осветить вопрос о предмете политологии, отметив его дискуссионность, охарактеризовав составные части предмета; разобрать основные точки зрения, затем перейти к характеристике основных методов политологии, её функций и особенностей, и роли политического знания, с точки зрения соотношения объективности и субъективности в нём.

Основные понятия

Политическая наука (политология) – совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы.

^ Методы политических исследований включают два уровня исследовательские методы политических наук, в том числе методы построения политических теорий разных уровней обобщения, и методы эмпирического исследования на уровне конкретного (политологического) анализа. В политологии исследования ведутся на двух уровнях – теоретическом и прикладном. При этом используется широкий спектр методов сбора, систематизации и анализа исходного материала.

^ Нормативно-ценностный подход в политологии – предполагает выяснение значений политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п., ориентируясь на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения, исходя из должного, из этических норм и ценностей, в соответствии с которыми необходимо строить политические институты и поведение.

^ Бихевиористский подход в политологии – требует применения к изучению политики методов, используемых в естественных науках, и конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп, а также выражения четкости определения исследовательской процедуры и проверяемости знаний опытом (верификации).

Литература

1. Александров, Н. О некоторых методологических основах политологии / Н. Александров, В. Сулимов // Социально-политические науки. – 1992. – № 3.

2. Алмонд, Г. Политическая наука : история дисциплины /
Г. Алмонд // Полис. – 1997. – № 6.

3. Бутенко, А. П. Политология как наука и учебная дисциплина в современной России / А. П. Бутенко // Социально-политические науки. – 1993. – № 9 – 10.

4. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер. – М. : Избранное произведение, 1990.

5. Гаджиев, К. С. Опыт введения в политологию / К. С. Гаджиев // Полис. – 1992. – № 1 – 2.

6. Гаджиев, К. С. Политическая наука : пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов / К. С. Гаджиев. – М. : Сорос – Международные отношения, 1994. – 400 с.

7. Демидов, А. И. Основы политологии : учебное пособие / А. И. Демидов, А. А. Федосеев. – М. : Высшая школа, 1995. – 271с.

8. Зеркин, Д. П. Основы политологии : курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов-н/Д : Феникс, 1996. – 544с.

9. Ильин, В. В. Политология : учебник для вузов / В. В. Ильин. – М. : Книжный дом, 1999. – 540с.

10. Лютых, А. А. Политология : (курс лекций) / А. А. Лютых, В. А. Тонких. – Воронеж, 1992.

11. Мангейм, Б. Д. Политология : методы исследования : пер. с англ. / Б. Д. Мангейм. – М. : Весь мир, 1999. – 544 с.

12. Основы политической науки : учеб. пособие для вузов: в 24. / под ред. Пугачёва В. П. – М. : Знание России, 1995.

13. Политология : курс лекций / МГУ им. М. В. Ломоносова, под ред. М. Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Зерцало, 1997. – 384 с.

14. Политология : хрестоматия / под ред. М. А. Василика – М. : Гардарики, 2000.

15. Пугачёв, В. П. Введение в политологию / В. П. Пугачев, А. И Соловьев. – изд. 3-е, перер. и доп. – М. 2000.

16. Соловьёв, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии : учеб. для вузов./ А. И. Соловьев. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 560 с.

17. Челлен, Р. О политической науке, её соотношение с другими отраслями знания и об изучении политического пространства / Р. О. Челлен // Полис. – 2005. – № 2.


Тема 2: Античная политическая мысль


В контрольной работе следует рассмотреть вклад выдающихся мыслителей Древней Греции и Древнего Рима в процессе становления современной политической науки. Необходимо выявить их роль в развитии политической мысли. Для надлежащего выполнения этой задачи важно изучить не только научную литературу, посвящённую тем или иным персоналиям, но и обратиться к первоисточникам. Важно помнить, что античная политическая мысль не сводится только к трудам Платона, Аристотеля и Цицерона, безусловно оказавших значительное влияние на её развитие. Поэтому в работе следует проанализировать взгляды и других её представителей: семи мудрецов Древней Греции (VII-VI вв. до н.э.): Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилона; Пифагора и пифогарийцев, Гераклита, Демокрита, софистов и Сократа, Эпикура, греческих и римских стояков.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. Т.1. Ч.1. – М. : Мысль, 1969.

2. Аристотель Сочинения : в 4 т. Т.4. Политика. – М., 1983.

3. Гаджиев, К. С. Политическая наука : пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов / К.С. Гаджиев. – М. : Сорос – Международные отношения, 1994. – 400 с.

4. Демидов, А. И. Основы политологии : учебное пособие / А. И. Демидов, А. А. Федосеев. – М. : Высшая школа, 1995. – 271 с.

5. История политических и правовых учений : учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца – М. : ИНФРА-М, 1995. – 736 с.

6. История политических и правовых учений : учебник / под ред. О. Э. Лейста. – М. : Зерцало, 1997. – 688 с.

7. История политических и правовых учений : домарксистский период – М. 1991.

8. Нерсесянц, В. С. Политические учения Древней Греции / В. С. Нерсесянц. – М., 1979.

9. Основы политической науки : учеб. пособ. для вузов : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. В. П. Пугачёва. – М. : Знание России, 1995.

10. Платон Собрания сочинений: в 4-х томах. Т. 3. Государство.– М., 1993.

11. Политология : курс лекций / МГУ им. М. В. Ломоносова; под ред. М. Н. Марченко – 3-е изд., перер. и доп. – М. : Зерцало, 1999. – 384 с.

12. Политология : учебник для вузов / под ред. В. Д. Перевалова. – М. : Норма-Инфра, 1999. – 376 с.

13. Политология : хрестоматия / под ред. М. А. Василика – М. : Гардарики, 2000.

14. Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий – М. : Республика, 1995. – 463с.

Именной словарь-справочник

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – греческий философ и политический мыслитель. С его имением связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несёт в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству: развитие общества идёт от семьи к общине, а от неё к государству (городу – полису), которое существует ради лучшей жизни своих граждан. Дал собственную классификацию форм правления по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. Обосновывал как наилучшую политико-среднюю форму правления, где преобладает средний элемент и умеренность.

Гераклит (530 – 470 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, диалектик, обосновавший преимущество аристократии перед другими формами правления, как правления лучших, в силу неравенства понимания всеобщего логоса (всеуправляющего разума), которому должны быть подчинены жизнь города-государства (полиса) и его законы.

Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-материалист, объяснявший возникновение человеческого рода как часть естественного процесса мирового развития; в ходе его люди под влиянием нужды, подражая природе и животным, приобрели все свои знания и умения, необходимые для общественной жизни. Поэтому, считал мыслитель, правильно понятый характер связи искусственного и естественного – критерий справедливости в политике и праве. Разумно устроенный полис олицетворяет собой общее дело граждан и служит их опорой. Исходя из этого, обосновывал приоритет демократии, хотя имеются и его суждения в защиту аристократии.

^ Пифагор (580 – 500 до н. э.) – уроженец о. Самос, покинувший его, когда к власти пришёл тиран Поликрат и переселившийся в Южную Италию, где под влияниям его учения стали возникать пифагорейские гетерии – аристократические философско-политические союзы. Критиковал демократию, обосновывая аристократический идеал правления как лучший. Исходя из мистического учения о числах, Пифагор и его последователи – пифагорейцы пытались выявить числовые, математические характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям.

^ Платон (437 – 347 до н. э.) – древнегреческий философ и политический мыслитель, одним из первых обратившийся к характеристике форм правления, описавший несовершенные: тимократию, олигархию, демократию и тиранию, и противопоставивший им идеальное государство – справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим «редким людям». В политическом учении Платона нетрудно увидеть истоки тоталитаризма, о чём писали Б. Рассел, К. Поппер и другие.

^ Сократ (ок. 469 – 399 до н. э.) – древнегреческий философ, пытавшийся обосновать разумную природу нравственных, политических и правовых явлений, пришедший к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного. Будучи принципиальным сторонником законности, восхваляя последнюю, скорее имея в виду желательное состояние дел, нежели реально существовавшее.

^ Цицерон Марк Тулий (106 – 43 до н. э.) – древнеримский оратор, философ и политический деятель, полагавший, что государство не только выражение общего интереса всех его свободных членов, но и согласованное правовое общение. Утверждал, что естественное право возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Различая простые формы правления, считал разумной смешанную.

^ Эпикур (341 – 270 до н. э.) – греческий философ, призывавший к неучастию в активной общественной и политической деятельности. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоит в обеспечении взаимной безопасности людей, непричинения ими вреда друг другу. Но настоящая безопасность достигается благодаря тихой жизни и удалению от толпы.


^ Тема 3: Политические идеи эпохи Возрождения

и Реформации


В данной теме следует, прежде всего, остановиться на том, какое место эпоха Возрождения, самое крупное и исторически замечательное событие позднего средневековья, занимает в становлении и развитии европейской политической традиции. Только оценив общий вклад идеологии Возрождения в эволюцию европейской политической мысли, можно переходить к характеристике персональных достижений политических мыслителей эпохи, опираясь в первую очередь на их основные произведения. К числу тех мыслителей, чьи произведения должны быть рассмотрены, необходимо отнести: Николо Макиавелли, Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жан Кальвина, Этьена Ла Боэси, Жан Бодена, Баруха Спинозу, Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка. Анализ в работе может строиться как на основе выяснения личного вклада каждого из вышеперечисленных авторов в политическую теорию в целом, так и по основным направлениям развития последней: теория общественного договора, концепция прав и свобод человека, власть и социальная справедливость и т.д.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. Т.1.Ч.1. – М.,1969.

2. Гоббс, Т. Сочинения : в 3-х томах. Т. 3. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. / Т. Гоббс. – М., 1988.

3. История политических и правовых учений : учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца – М. : ИНФРА-М, 1995. – 736 с.

4. История политических и правовых учений : учебник / под ред. О. Э. Лейста. – М. : Зерцало, 1997. – 688 с.

5. История политических и правовых учений XVII-XVIII веков. – М., 1989.

6. История политических и правовых учений : домарксистский период – М., 1991.

7. История политических учений / под ред. О. М. Мартышина. – М., 1994.

8. Локк, Джон. Сочинения в 4-х томах. Т. 3. Два трактата о государственном правлении. – М., 1988.

9. Макиавелли, Н. Государь. – М., 1990.

10. Основы политической науки : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. / под ред. Пугачёва В. П. – М. : Знание России, 1995.

11. Политология : курс лекций / МГУ им. М. В. Ломоносова; под ред. М. Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Зерцало, 1997. – 384 с.

12. Политология : хрестоматия / под ред. Р. Т. Мухаева – М., 2000.

13. Политология : учебное пособие / под редакцией Б. И. Кретова. – 3-е изд., исправл. и доп. – М., 2002.

14. Политология : хрестоматия / под ред. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2000.

Именной словарь-справочник

Боден Жан (1530 – 1596) – французский политический мыслитель и правовед. В работе «Метод лёгкого изучения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» рассматривал развитие исторического процесса, возникновение и становление государственных институтов в различных климатических условиях. Боден первый в истории политической мысли дал толкования суверенитета как важнейшего признака государства. Суверенитет или право творить и проводить в жизнь законы принадлежит государству по определению. Государство – обладатель верховной политической власти как внутри своей собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.

^ Гоббс Томас (1588 – 1679) – английский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как «искусственное тело» продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство возникло на основе «общественного договора» из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающие свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и благополучия граждан. По мнению Гоббса, общественный договор одновременно приводит к возникновению общества и государства. Общественный договор представляет собой объяснение каждого с каждым; это договор, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство – новое лицо, «воля которого в силу соглашений многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты».

^ Макиавелли Николо (1469 – 1527) – итальянский политический мыслитель. В работах «Государь» (1513), «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532), он выступил против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Но судьба не определяет фатально все поступки людей. Кроме неё основой политики он называет virtu – личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.

Макиавелли вводит новое политическое понятие – stato (государство), не конкретное государство, страна, власть, а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья, Макиавелли утвердждал, что государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил – аристократии (дворянства) и народа. Массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ.

Формы государства Макиавелли рассматривал, как и Аристотель, в зависимости от числа правителей и цели государства. Отсюда правильные, целью которых является благо людей и величие государства (монархия, аристократия и демократия) и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»), где правители заботятся только о своих интересах и попирают законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота, но не по воле Бога, а в связи с закономерным повторением определённых ситуаций и соотношением борющихся сил.

В «Государе» Макиавелли пытался сформировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства, когда в народе не развиты гражданские добродетели для достижения политической цели, допустимы все средства, и политику, политические деления нельзя судить с нравственных позиций.

Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ и политик, родоначальник либерализма. Возражая учениям Т. Гоббса об абсолютном, неограниченном характере государственной власти, Локк доказывал, что основной обязанностью государства, возникающего на основе общественного договора, является соблюдение «естественного права», защита личной свободы и частной собственности граждан. Согласно его взглядам, государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества – реализовать свои гражданские права и, прежде всего, право владеть собственностью. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому.

Для поддержания режима свободы, реализации «главной и великой цели» политического сообщества непременно, по Локку, требуется, чтобы публично-властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворить законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).

^ Гроций Гуго (1583 – 1645) – голландский юрист, историк, государственный деятель. Согласно его взглядам, государство и право имеют не божественное, а земное происхождение. В своих работах «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право, право народов, а также принципы публичного права» (1625), «О древности и строе Ботавской республики» (1610) он утверждал, что присущая человеческой природе разумная общительность, а также проистекающая из требований естественного права справедливость и польза находят своё необходимое выражение в государстве. «Государство – есть современный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». В «естественном состоянии», когда отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находясь между собой в «чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Постепенно люди стали заниматься разными ремёслами и искусствами, вести более изысканный образ жизни. Появились и развились человеческие пороки. Произошёл переход от первобытной общности имущества к распределению сначала движимых, а затем недвижимых вещей. Ослабли справедливость и взаимная приязнь, «вследствие чего ни в труде, ни в потреблении плодов не сохранилось должного равенства». Люди объединились в государство добровольно, а не по Божьему повелению, «убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведёт своё происхождение гражданская власть». Т.е. государство рассматривается как соглашение большинства против меньшинства, союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.


  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты