Домой

Е. Ю. Матвеева Философские вопросы естественных, гуманитарных и технических наук Программа курса




Скачать 219.82 Kb.
НазваниеЕ. Ю. Матвеева Философские вопросы естественных, гуманитарных и технических наук Программа курса
Дата30.01.2013
Размер219.82 Kb.
ТипПрограмма курса
Содержание
Цель курса
Магистр должен
Объём курса
Тема 1. Генезис научного знания и его место в культуре (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
Подобные работы:



Федеральное агентство связи

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»


Е. Ю. Матвеева


Философские вопросы естественных,

гуманитарных и технических наук


Программа курса





Новосибирск

2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 2



Предисловие



Программа курса разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы магистра в области философских вопросов естественных, технических и социально—гуманитарных наук. Программа курса включает комплексное изложение философских вопросов наук в контексте современной научной парадигмы.

^ Цель курса: формирование целостного научного мировоззрения будущего исследователя на основе философского анализа наиболее актуальных вопросов современного естествознания, технознания и социальных и гуманитарных наук.

^ Магистр должен:

В области философских вопросов естественных, технических и социально—гуманитарных наук:

— знать общие закономерности возникновения и развития науки и техники, их взаимодействия друг с другом и с иными областями культуры; понимать роль науки в развитии цивилизации;

— знать основные этапы исторической эволюции науки от античности до современности;

— иметь представление о смене фундаментальных парадигм в истории естественнонаучного знания; о принципах и о многообразии и единстве логико-гносеологических, методологических, онтологических и аксиологических проблем естественных, технических и социально—гуманитарных наук;

— иметь представление о взаимодействиях между физическими, биологическими, химическими процессами, о принципах развития живых систем, их целостности, о биологическом многообразии как основе сохранения устойчивости биосферы;

— понимать значение дифференциации и интеграции в науке, значение комплексных научно-исследовательских и инженерных разработок для развития научно—технического знания и технического прогресса;

— понимать необходимость социальной оценки техник и ограниченность технократических концепций, ответственности в технической деятельности;

— иметь представление о новом образе научного мышления в контексте эволюционно-синергетической парадигмы; о месте человека и социума в эволюционной картине мира.

^ Объём курса — 20 ч. лекций, 18 ч. семинары.


Программа содержит перечень развёрнутых тем курса; вопросы для обсуждения на практических занятиях; списки учебной и дополнительной литературы по темам; темы домашних письменных работ.


^ Тема 1. Генезис научного знания и его место в культуре (2 ч.)

Наука и её характерные черты. Цели и задачи науки.

Проблема исторического возраста науки. Многообразие подходов: феномен античной науки; первые древнегреческие натурфилософы; цивилизация Древнего Египта; возникновение науки в средневековой культуре; рождение науки Нового времени — соединение эксперимента с математикой; от преднауки к науке.

Место науки в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Классификация наук. Особенности предметов и методов естественных, технических и социально—гуманитарных наук

Эстетика и этика научного творчества. Философский портрет ученого. Нравствен­ная ответственность ученого. Вклад рос­сийских ученых в развитие мировой науки.


Вопросы для обсуждения

  1. Цель, задачи и функции науки.

  2. Место науки в культуре. Проблема двух культур.

  3. Возрастание роли науки в современном обществе. Вопрос об ответственности.

Учебная литература

  1. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. — М., 2005. — С. 10 — 51.

  2. Стёпин В.С. Теоретическое знание. — М., 2000. — С. 17 — 54, 54 — 99.


Дополнительная литература

  1. Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании//Вопросы философии. —1998. — № 5.

  2. Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. — М., 2003.

  3. Зинченко В.П. Наука — неотъемлемая часть культуры?//Вопросы философии. — 1990 . — № 1.

  4. Игнатьев А.А. Ценности науки и традиционное общество//Вопросы философии. — 1991. — № 4.

  5. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке?//Вопросы философии. — 2004. — № 3.

  6. Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление,// Общественные науки и современность. — 1993. — № 2.

  7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998.

  8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. — М.,1999.

  9. Шрейдер Ю.А. Свобода как условие развития науки//Вопросы философии. — 1989 . — № 4.



Тема 2. Естественные науки: становление и основные философские вопросы ( 8 ч.)


2.1. Симметрия природы и концепция дополнительности в научной картине мира

Естественнонаучная картина мира. Генезис научной картины мира. Частнонаучные картины мира

Понятие симметрии, её значение в современном естествознании. Виды симметрий. Проявление симметрии в природе. Законы сохранения и симметрия пространства и времени.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности Бора. Методологическое значение принципа для естественных наук и возможное применение к гуманитарному знанию.

Вопросы для обсуждения

  1. Развитие наук о природе. Классическая и современная естественнонаучные картины мира.

  2. Понятие симметрии и асимметрии. Виды симметрии, её проявление в природе.

  3. Принцип дополнительности и его методологическое значение для гуманитарного знания.

Учебная литература

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 87 — 113.

  2. Стёпин В.С. Теоретическое знание. — М., 2000. — С. 185—188, 188 — 231.

  3. Философия современного естествознания. — М., 2004. — С.64 — 88, 88 — 103.

Дополнительная литература

  1. Алёшин А.И., Аршинов В.И. и др. Философско-методологические проблемы специальных наук (физика, биология, психология когнитивная наука, лингвистика)//Вопросы философии. — 1988 . — № 6.

  2. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени//Вопросы философии. — 1988 . — № 1.

  3. Бор Н. Избр. науч. тр.: В 2-х т. Т. 1. М., 1970.

  4. Веркутис М.Ю. Рефлексивная симметрия как механизм новаций в науке в условиях неведения//Науковедение. — 2002.– № 3.

  5. Вигнер Э. Инвариантность и законы сохранения. Этюды о симметрии. — М., 2002.

  6. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. — 2000. — №6.

  7. Гусев Д.А. Краткая история естествознания: Три научные картины мира. — М., 2004.

  8. Доброхотова Т.А., Брагина. Принцип симметрии и асимметрии в изучении человека//Вопросы философии. — 1986. — №7.

  9. Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и приклад­ных наук//Вопросы философии. — 2000. — №1.

  10. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. — М., 1974.

  11. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. — М., 2001.

  12. Хокинг С. , Пенроуз Р. Природа пространства и времени. — Ижевск, 2000.


2.2. Эволюционная концепция: сущность и противоречия

Понятие эволюции. Биологический эволюционизм.

Второй закон термодинамики и энтропия. Основной парадокс эволюционной картины мира. Проблема «тепловой смерти Вселенной».

Энтропийный баланс земли и глобальный экологический кризис. Закономерности развития экосистем.

Синергетика и универсальный эволюционизм.


Вопросы для обсуждения

  1. Эволюционная концепция: история и современность.

  2. Разрешение противоречия физических закономерностей и биологических процессов.

  3. Концепция универсального эволюционизма.


Учебная литература

  1. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. — М., 2005. — С. 202 — 216.

  2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 261 — 287.

  3. Философия современного естествознания. — М., 2004. — С. 103 — 118.


Дополнительная литература

  1. Грант П. Р. Естественный отбор и дарвиновские вьюрки//В мире науки. — 1991. — № 12.

  2. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 1937.

  3. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика//Вопросы философии. — 2001. — № 10.

  4. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие//Вопросы философии. — 1994. — №12.

  5. Левинтон Дж. С. Большой взрыв эволюции животных//В мире науки. — 1993. — № 1.

  6. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия)// Вопросы философии. — 1991. — № 3.

  7. Поппер К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа //Вопросы философии. — 1995. — № 12.

  8. Умарова М.С. Концепция Н.А. Умова о живой материи, её происхождении и современные представления//Философские науки. — 2005. — № 6.

  9. Фокс Р. Энергия и эволюция жизни на земле. — М., 1992.

  10. Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции//Вопросы философии. — 2001. — № 2.

2.3. Естественная история природы

Возникновение и развитие Вселенной, Солнечной системы и Земли. Идеалы и нормы построения теорий в астрофизике и космологии, эпистемологические проблемы обоснования этих теорий.

Применение информационного подхода к термодинамике черных дыр. Исследования Хокинга. Проблема объективности знания в астрономии и космологии. Перспективы информационного подхода к Вселенной.

Предбиологическая химическая эволюция. Концепции современной химии и их практическое применение. Геологическая эволюция. Закономерности суперконтинентального цикла. Философские аспекты концепций геологии и географии.

История жизни на земле. Некоторые рассуждения об определении жизни и об экспериментах на возможных первых организмах.


^ Вопросы для обсуждения

  1. Концепции возникновения и развития Вселенной и ее структурных элементов и проблемы обоснования.

  2. Геологические и предбиологические процессы. Философские аспекты концепций геологии и географии.

  3. Элементарная биохимия и гипотезы происхождения жизни.


Учебная литература

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 142 — 259.

  2. Философия современного естествознания. — М., 2004. — С. 156 — 186, 220 — 275.


Дополнительная литература

  1. Бреус Т.К., Рапопорт С.И. Возрождение гелиобиологии//Природа. — 2005. — № 9.

  2. Владимирский Б. М., Темурьянц Н. А. Влияние солнечной активности на биосферу — ноосферу. — М., 2000.

  3. Голубев Г.И. Геоэкология. — М., 1999.

  4. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. — М., 1989.

  5. Крик Ф. Жизнь как она есть. Ее зарождение и сущность. — М., 2002.

  6. Лазарев С.С. Понятие «время» и геологическая летопись земной коры //Вопросы философии. — 2002. — № 1.

  7. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. — М., 1995.

  8. Опарин А.И. Происхождение жизни на земле. — М., 1965.

  9. Теория и методология экологической геологии. — М, 1997.

  10. Турсунов А. Мирозданья тугие узлы (Новейшая космология в философской перспективе)//Вопросы философии. — 1988. — № 2.

  11. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? — М., 1947.

  12. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. — М., 1973.

2.4. Естественная история человека

Этология: поведение и социальная организация животных. Антропогенез. Вопросы социобиологии: инстинкт и научение, формы сообщества, поведение и гены. Генетическая информация и вопросы генной инженерии.

Философские категории и понятия медицины. Общественное здоровье, заболеваемость и смертность — проблемы политические, социально-экономические и медицинские.

Изучение мозга человека. Классическая и холотропная модели сознания; естественнонаучное обоснование нравственности. Особенности гендерной психологии.

Концепция коэволюции. Коэволюция человека и биосферы. Ноосфера.


Вопросы для обсуждения

  1. Вопросы этологии и социобиологии. Генетическая информация: мифы и реальность.

  2. Изучение мозга и модели сознания.

  3. Коэволюция человека и биосферы. Социальная экология.


Учебная литература

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 317 — 372, 459 — 463.


Дополнительная литература

  1. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. — М., 1998.

  2. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»?// Вопросы философии. — 1998. — № 8.

  3. Докинз Р. Эгоистичный ген. — М., 1993.

  4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. — СПб., М., 2004. — С. 72 — 116.

  5. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. — М., 1990.

  6. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М., 1995.

  7. Карпов В.Л. От чего зависит судьба гена//Природа. — 2005. — № 3.

  8. Корогодин В. И., Корогодина В.Л. Основы жизни — информация //Природа. — 1993. — № 12.

  9. Мухин А.П. Философия человека и медицина. — СПб., 2001.

  10. Наумов Г.Б. О понятии «ноосфера»//Науковедение. — 2002.– № 3.

  11. Серль Дж. Открывая сознание заново. — М., 2002.

  12. Философия здоровья. — М., 2001.

  13. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001.

  14. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология//Вопросы философии. — 1991 . — № 7.


Тема 3. Феномен техники и становление технических наук (4 ч.)


3.1. Техника и техническая теория как предмет философского анализа

Философия техники: предмет, сферы и задачи. Категориальное пространство осмысления техники. Предыстория формирования техники в древнем мире. Техника и «техническая теория» в исторические периоды: Античность, средние века, Новое время.

Инженерная деятельность. Научный и инженерный стили мышления. Особенности теоретико—методологического синтеза научно—технических знаний. Естественные и технические науки.

Направления научно-технического развития и методологический опыт социально-гуманитарного познания.


Вопросы для обсуждения

  1. Философия техники: предмет и основные концепции.

  2. Техническая деятельность и технические науки.

  3. Проблема ответственности в технической сфере.


Учебная литература

  1. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. — М., 1998. — С. 77—122, С. 122—156.

  2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 375 — 444.


Дополнительная литература

  1. Багдасарян Н.Г. Профессиональная культура инженера. Механизмы освоения. — М., 1998.

  2. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. — М., 2000.

  3. Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. — М., 1984.

  4. Горохов В.Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. Инженер-механик и философ техники. — М., 1997.

  5. Горохов В.Г., Розин В.М. Техническое знание в современной культуре. — М., 1987.

  6. Горохов В.Г., Розин В.М. Формирование и развитие инженерной деятельности //Философские вопросы технических знаний. — М., 1984.

  7. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. — Л., 1988.

  8. Ленк К. Размышления о современной технике. — М., 1996.

  9. Методология и социология техники. — Новосибирск, 1990.

  10. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. — Красноярск, 1989.

  11. Философия техники в ФРГ. — М., 1989.

  12. Чешев В, В. Техническое знание как объект методологического анализа. — Томск, 1981.

4.2. Синтез научного и технического знания. Философские вопросы научно—технических достижений

Влияние научно-технического прогресса на социальную структуру современного общества. О правомерности и возможности общественного контроля за развитием науки и техники.

Научно-техническое развитие и экология. Ответственность ученого в условиях системы «наука — техника». Геополитические угрозы научно-технической эпохи. Концепция информационной безопасности, компьютерная и информационная этика.

Распространение информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной и частной жизни. Техническое совершенствование и бытие личности. Две стороны проблемы клонирования: технология и этика.

Социальная информатика. Вопрос о соотношении естественного и искусственного интеллектов. Будущее науки и будущее человечества.


Вопросы для обсуждения

  1. Социальная оценка техники: история и современность.

  2. Информационные и коммуникационные технологии и этика.

  3. Система человек—техника: единство и противоречия.


Учебная литература

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 447 — 474.

  2. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. — М., 2004. — С.215 — 309.

Дополнительная литература

  1. Алексеева И.А. Человеческое знание и его компьютерный образ. — М., 1992.

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М., 1999.

  3. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблемы социологии и метафизики техники)//Вопросы философии. — 1985. — № 2.

  4. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. — М., 2000.

  5. Мамфорд Л. Миф машины. Техника в развитии человечества. — М., 2001.

  6. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999.

  7. Ортега-и-Гасет Х. Размышления о технике. — М., 1997.

  8. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. — М., 1992.

  9. Симоненко О.Д.. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. — М., 1994.

  10. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. — М., 2004.

  11. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. — СПб., 2002.


Тема 5. Философские проблемы социально—гуманитарных наук (4 ч.)

5.1.Социальное познание как ценностно—смысловое основание и воспроизведение человеческого бытия.

Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Критерии разделения социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные. Специфические средства и методы социально—гуманитарного познания. Ориентация на качественную сторону явлений. Отсутствие общепризнанных парадигм. О новой парадигме социальной методологии.

Эмпирический субъект и категории жизни. Жизнь как предмет изучения социально-гуманитарных наук.

Проблема истинности и рациональности. Специфика постижения истины.

Объяснение и понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Текст как первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины. Роль диалога в социальном познании.

Вера, сомнение, знание в социально—гуманитарной сфере.

Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.


Вопросы для обсуждения

  1. Специфика объекта и предмета социально—гуманитарных наук. Основные исследовательские программы.

  2. Проблема истинности.

  3. Объяснение и понимание, интерпретации в социально—гуманитарном знании.

  4. Вера и сомнение: сущность и значение.


Учебная литература

  1. Кохановский В.П. Философские проблемы социально—гуманитарных наук. — Ростов на/Д, 2005 — С. 61— 249.

  2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 478 — 563


Дополнительная литература

  1. Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории,— М., 2000. — Т. 1.

  2. Ильин В.В. О специфике гуманитарного знания//Вопросы философии. — 1985. — № 7.

  3. Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. — Екатеринбург, 2003.

  4. Объяснение и понимание в социальном познании. — М., 1990.

  5. Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы философии. — 1992. — №10.

  6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.— М., 1988.

  7. Социальное знание и социальные изменения. — М., 2001.

  8. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты)//Вопросы философии. — 2004. — № 3.

  9. Туркулец А.В. Введение в методологию социального познания. — Хабаровск, 2004.

  10. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии)//Вопросы философии. — 2003. — №11.

  11. Федотова В.Г. Что может и чего не может сделать социальная наука сегодня?//Социология и современная Россия. — М., 2003.

  12. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук.— СПб., 1994.

  13. Червонная П.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании//Общественные науки и современность. — 2002. — № 2.

  14. Юревич А.В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России//Вопросы философии. — 2003.

  15. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М., 2002.


5.2. Основные философские вопросы социальных и гуманитарных наук

Основные особенности формирования абстракций в филологических науках. Герменевтический подход к анализу языка. Сущность и новизна когнитивного литературоведения. «Философия языка»: основные направления.

Основные идеи теории деятельности в психологии и философии. Методологическое значение теории деятельности для социальных и гуманитарных наук. Современные концепции сознания и новые подходы к изучению бессознательного. Особенности когнитивной психологии как научной дисциплины. Философские проблемы образования и педагогики.

Философские проблемы исторической науки. Натурализм и объективизм в изучении истории. Эмпирическое и теоретическое в историческом познании. Соотношение ценностей и оценки в исторической науке. Источниковедение и методы исторической науки.

Исследовательские программы социологии, политологии и экономики. Философские и методологические проблемы.


Вопросы для обсуждения

  1. Основные концепции «философии языка».

  2. Философские проблемы психологии, педагогики и образования.

  3. Философско—методологические вопросы социологии, политологии, экономики.

Учебная литература

  1. Кохановский В.П. Философские проблемы социально—гуманитарных наук. — Ростов на/Д, 2005 — С. 249 — 305.

  2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 564—635.


Дополнительная литература

  1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: системное видение мирового сообщества//Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. — М., 1988.

  2. Возможны ли математические модели истории?//Общественные науки и современность. — 2004. — № 3.

  3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М., 2000.

  4. Зиммель Г. Проблемы философии истории//Избранное. — М., 1994.

  5. Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука//Социс. — 1994. — №3.

  6. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы//Социс. — 1996. — № 10.

  7. Козловски П. Принципы этической экономии. — М., 1999.

  8. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией//Педагогика. — 1994. — № 6.

  9. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии//Социс. — 2002. — № 8.

  10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2004.

  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. — М., 2001.

  12. Проблемы политической теории. — М., 2000.

  13. Рикёр П. История и истина. — СПб, 2002.

  14. Русская философия права: Онтология. — СПб., 1999.

  15. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения//Общественные науки и современность. — 2002. — № 2.

  16. Солсо Р. Когнитивная психология.— М., 1996.

  17. Федотова В.Г. Как возможна социальная наука в России и других незападных странах//Социальные знания и социальные изменения. — М., 2001.

  18. Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. — М., 1995.

  19. Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования//Вопросы философии. — 2004. — № 10. — Ч. 1; 2004. — №11. — Ч.2.



Темы домашних письменных работ


  1. Абстракции и идеальные объекты в математике.

  2. Взгляды математиков на методологические проблемы науки (Г. Кантор, Д. Гильберт, А. Пуанкаре, Г. Вейль, Н.Н. Лузин, А.Н. Колмогоров, В.И. Арнольд, С.П. Новиков).

  3. Математика и физика в их историческом взаимодействии.

  4. Логика и интуиция в математике.

  5. Проблема бесконечности в математике.

  6. Проблема обоснования математики.

  7. Методологические особенности современной математизации знания.

  8. Роль компьютеров в развитии современной математики.

  9. Социокультурные концепции развития математики (работы К. Поппера, И. Лакатоса, Ф. Китчера, А.Г. Барабашева).

  10. Особое место физики в системе естественнонаучного знания.

  11. Проблема описания элементарных объектов в современной физике.

  12. Концепция вакуума в современной физике.

  13. Философский анализ концепции пространства и времени.

  14. Неевклидова геометрия — ее возникновение и философское значение.

  15. Представления о случайности в структуре познания.

  16. «Коэволюция» вычислительных средств и научных методов: история, современность, возможные перспективы.

  17. Философско-методологические аспекты понятия сложности.

  18. Релятивистская космология и философские дискуссии вокруг неё.

  19. Коэволюция человека и Вселенной.

  20. Космические факторы биологических и социальных процессов.

  21. Философские аспекты проблемы внеземных цивилизаций.

  22. Химия и физика: редукция или интеграция?

  23. Соотношение истории и философии химии.

  24. Место географии в классификации наук и её структура.

  25. Методологические основы единства физической и социально-экономической географии.

  26. Проблема пространства и времени в географии.

  27. Эволюция социологического понятия «географическая среда» и ее роль в изучении соотношения общества и природы.

  28. Сравнительный анализ естественно-научного и геохимического понимания биосферы и ноосферы.

  29. Место географии в решении экологических проблем современности.

  30. Объект и предмет геоэкологии.

  31. Анализ различных концепций происхождения и сущности геологической формы движения материи.

  32. Соотношение обыденного и научного (философского) понимания геологического пространства и времени.

  33. Объект и предмет экологической геологии.

  34. Сущность и специфика философских проблем биологии.

  35. Характеристика основных этапов изменения представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.

  36. Проблема системной организации и системный подход в биологии.

  37. Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры.

  38. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

  39. Основные этапы развития экологии от биологического до социоприродного статуса.

  40. Суть теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского.

  41. Концепция устойчивого развития общества, проблемы и возможности ее реализации.

  42. Экологическая культура и ее роль в преодолении современной кризисной ситуации.

  43. Философия ХХ в. и формирование методологических основ медицины.

  44. Естественнонаучное знание как основа развития современной медицины.

  45. Социальная философия и проблемы современной медицины и здравоохранения.

  46. Проблемы морали и биоэтики в современной медицине.

  47. Медицина и здравоохранение в условиях глобализации общества.

  48. Современная философия истории и футурология: сценарии будущего человечества.

  49. Природа и техника, естественное и искусственное, организм и механизм.

  50. Технические науки и инженерная деятельность, технические и естественные науки, понятие научно-технической дисциплины.

  51. Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках.

  52. Современные комплексные (неклассические) научно-технические дисциплины: их природа и сущность.

  53. Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации, техника и окружающая среда, формирование нового образа науки и техники под влиянием экологических угроз.

  54. Особенности социального и социотехнического проектирования.

  55. Проблема комплексной оценки и прогнозирования последствий техники.

  56. Техника и человек — проблемы риска и безопасности современной техники, этика ученого и социальная ответственность проектировщика.

  57. Становление информатики как междисциплинарного направления; кибернетика, теория информации и системный подход.

  58. Эволюция понятия информации, информация и управление;

  59. Информатика и синергетика.

  60. Информационное общество и компьютерная революция: основные этапы развития.

  61. Имитационное моделирование и компьютерный эксперимент в современной науке и технике (методологический аспект).

  62. Понятие «искусственный интеллект» как обозначение области научно-технического исследования проблем автоматизации интеллектуальной деятельности.

  63. Интернет как инструмент новых социальных технологий, как информационно-коммуникативная среда науки и как глобальная среда непрерывного образования.

  64. Роль информационных технологий в социальной коммуникации.

  65. Сетевое общество и виртуальная реальность.

  66. Проблема генезиса социально-гуманитарного научного знания и его дисциплинарная структура.

  67. Метод объяснения в социальных науках.

  68. Проблема понимания в гуманитарных науках.

  69. Эмпирический объект и категории жизни.

  70. Язык философии познания как «опыт мира» и «горизонт онтологии».

  71. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном понимании.

  72. Влияние филологии и лингвистики на развитие современной философии.

  73. Становление теории и развитие абстракций в концепциях древнерусской литературы.

  74. Философские смыслы концепций универсального языка (Р. Декарт, Г. Лейбниц, А. Вежбицкая).

  75. Герменевтические идеи в трудах В. Гумбольдта о языке.

  76. Оценка М. Хайдеггером концепции языка, разработанной В. Гумбольдтом.

  77. Эпистемологические и методологические особенности психологии как науки.

  78. Философские и психологические идеи и принципы теории деятельности.

  79. Концепции сознания Д. Деннета и Дж. Серля: сопоставление и оценка.

  80. Философия сознания Х. Патнэма: основные идеи, понятия, принципы.

  81. Альтернативные стратегии исследования проблемы сознания.

  82. Когнитивная психология: эпистемологические и методологические особенности.

  83. Философия и педагогика как взаимодополнительные формы дискурса и стратегии исследования образования.

  84. Философия образования как теоретическая дисциплина.

  85. Глобализация и проблемы образования в современном мире.

  86. Основные исследовательские программы исторической науки.

  87. Проблема факта в исторической науке.

  88. Презентизм и прагматизм в интерпретации истории.

  89. Ценность и оценка в исторической науке.

  90. Объект и предмет социологии.

  91. Парадигмы социологии.

  92. Основные исследовательские направления в социологии.

  93. Анализ философско-методологических проблем правовой науки как способ постановки новых проблем.

  94. Классическая концепция и современная концепция естественных прав.

  95. Государство и право: аспекты исследований.

  96. Сущность политики: история и современность.

  97. Политическая наука и философия политики.

  98. Глобализация и демократия.

  99. Исследовательские программы в современной экономической науке

100.Социальный порядок и экономика.


Скачать 219.82 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты