Домой

Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети»




Скачать 186.86 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети»
Дата30.01.2013
Размер186.86 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Содержание
Пояснительная записка
Содержание дисциплины
2. Перечень тем практических (семинарских) занятий
Зарождение и развитие представлений о культуре
Современные концепции культуры
Структура культуры и культурные универсалии
Типология и функции культуры. Особенности Белорусского типа культуры
Культура древних цивилизаций
Античная культура
Культура западноевропейского средневековья и Возрождения
Культурные процессы современности. Беларусь в социокультурной динамике.
4. Перечень наглядных и других пособий, методических
5. Учебно-методическая карта дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
С другими дисциплинами специальности
Подобные работы:



Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета КСиС

_______ Б.В. Никульшин

___.___.2008

Регистрационный № УД-______/р.


Культурология

Рабочая учебная программа для специальностей

1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети»,

1-31 03 04 «Информатика»


Факультет компьютерных систем и сетей


Кафедра философии_


Курс первый____


Семестр второй____

Лекции 18______(количество часов) Экзамен _____(семестр)

Практические (семинарские) Зачет второй (семестр)

занятия 18_____(количество часов)

Всего аудиторных часов

по дисциплине 36____­­­_


Всего часов Форма получения

по дисциплине 36_____ высшего образования дневная


2008

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Культурология. Учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24.01.2000, регистрационный № ТД – 69/тип и учебных планов специальностей

1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-40 02 01 «Вычислительные машины, системы и сети», 1-31 03 04 «Информатика».


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии

протокол № 23 от 17.06.2008 г.


Заведующий кафедрой Г.И. Малыхина


Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета компьютерных систем и сетей Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»


протокол № от 2008 г.


Председатель Б.В. Никульшин


СОГЛАСОВАНО

Начальник ОМОУП______________Ц.С.Шикова

______________


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изучение курса «Культурология» имеет цель – способствовать формированию всесторонне развитой, творчески мыслящей, обладающей высокой культурой и гуманистическим мировоззрением личности.

Данная цель достигается в результате решения следующих задач:

  1. усвоение знания основных понятий культурологии, ключевых проблем теории и истории культуры, основных вопросов религиоведения и эстетики, прикладных аспектов культурологии;

  2. умение характеризовать культуру прошлого и современного с позиций многомерности, культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений;

  3. умение анализировать роль культуры в жизни человека, основные культурные эпохи, стили, образцы, соотношение традиций и инноваций в культуре, национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы межкультурной коммуникации, особенности современных культурных изменений в Беларуси и зарубежных странах;

  4. приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога, культурной толерантности.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Изучение «Культурологии» включает следующие виды занятий:


Семестр

Количество часов

Лекции

Практические занятия

II

18

18


По окончании изучения курса «Культурология» студенты сдают зачет.

Учебные часы распределяются следующим образом:


  1. Название тем лекционных занятий, их содержание,

объем в часах

№ пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

Раздел I. Теория культуры

1.

Предмет и задачи культурологии. Культура и общество

Предмет культурологии. Многоаспектность понятия «культура». Общество и культура. Основные процессы современности. Белорусская культурная синергия. Современная отечественная социокультурная ситуация

2

2.

Основные концепции культуры

Зарождение и развитие представлений о культуре. Классические (рационалис-тические) представления о культуре. Иррационалистическая и психологическая трактовки культуры. Неклассические модели культуры. Постнеклассическая парадигма. Постмодернизм как культурная стратегия эпохи глобализма и его основные принципы

4

3.

Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии (ценности, идеология, техника)

Мир культуры как система. Основные подсистемы культуры: материальная, духовная, социальная и коммуникативная. Основные универсальные элементы и функции культуры. Типология и динамика культуры. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси. Процесс национального самоопределения и формирования национального сознания как ведущее направление развития Белорусской культуры ХХ-ХХI веков

4

Раздел II. История культуры

4.

Культура древних цивилизаций

Город как исток цивилизации. Первые приречные государства и их социально-экономические, политические, правовые особенности. Миф как форма мировоззрения Древнего общества и его черты. Политеизм. Культуры Древней Месопотамии и Древнего Египта: сравнительная характеристика

2

5.

Полисный генотип европейской цивилизации (Античность – колыбель западной цивилизации)

Предпосылки формирования, специфика и этапы развития античной культуры. Полис как основа древнегреческой культуры. Появление теоретического типа мышления. Достижения художественной культуры Древней Греции. Эллинистическая культура как сплав культурных достижений Древнего мира

2

6.

Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры

Феномен средневековья в мировой истории. Роль христианства в формировании нового образца мира и человека. Элементы светской культуры в жизни средневекового общества. Исторические предпосылки и сущность эпохи Ренессанса. Гуманизм и формирование антропоцентристского мировоззрения. Расцвет белорусской культуры в XV – XVI веках

2

7.

Становление культуры техногенной цивилизации: от новоевропейского переворота к информационному обществу. Беларусь в социокультурной динамике

Исторический смысл понятия нового времени. Мировоззренческие новации. Формирование научной картины мира. Промышленный переворот и становление индустриального общества. Новоевропейское искусство как отражение динамики инновационных сдвигов в материально-производственной, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Противоречия и особенности развития индустриальной цивилизации в ХХ веке. Утрата культурой мировоззренческого и стилевого единства. Становление информационного общества. Институализация, развитие и достижения белорусской культуры. Современная отечественная социокультурная синергия

2

Итого:

18


^ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ,

ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ


№ пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

1.

Культура как среда социализации личности в условиях глобализации

Культура как объект исторического и теоретического анализа. Человек как творение и творец культуры. Белорусская культура в контексте глобализации

2

2.
^

Зарождение и развитие представлений о культуре


Становление и эволюция знаний о культуре: античность, средневековье, Возрождение, Новое время.

Классические модели культуры: концепции И.Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Диалектико-материалистическая теория культуры.

Русская культурологическая мысль XIX – начала ХХ веков

2

3.
^

Современные концепции культуры


Неклассические модели культуры. Постнеклассическая парадигма и основные подходы к изучению культуры.

Постмодернистская концепция культуры


2

4.
^

Структура культуры и культурные универсалии


Мир культуры как система. Основные подсистемы культуры: материальная, духовная, социальная и коммуникативная.

Понятие культурной универсалии. Основные универсальные элементы культуры.

Культура как система ценностей

2

5.
^

Типология и функции культуры. Особенности Белорусского типа культуры


Понятие о культурно-историческом типе. Критерии типологии культур.

Культура «традиционного» и «техногенного» обществ. Понятие глобализации. Диалог культур, как аспект современных процессов международной интеграции. Функции культуры

2

6.
^

Культура древних цивилизаций


Понятие цивилизации. Роль города в цивилизационном процессе. Особенности древневосточных обществ.

Миф как «ядро» духовной культуры древних цивилизаций.

Культуры Древней Месопотамии и Древнего Египта, их сходство и различие

2

7.
^

Античная культура


Предпосылки формирования, специфика и этапы развития античной культуры.

Мифология, литература, философия, наука, спорт.

Культура Древнего Рима: диалектика заимствований и новаций. Этапы развития

2

8.
^

Культура западноевропейского средневековья и Возрождения


Социальная иерархия средневекового общества как основа культурного многообразия.

Региональная специфика средневековой культуры: Западная Европа, Византия, арабо-мусульманский мир.

Исторические предпосылки и сущность эпохи Ренессанса. Гуманизм и формирование антропоцентристского мировоззрения.

Расцвет белорусской культуры в XV – XVII веках

2

9.
^

Культурные процессы современности. Беларусь в социокультурной динамике.


Мировоззренческие новации Нового времени. Формирование научной картины мира. Промышленный переворот и социокультурная экспансия западного мира.

Отражение динамизма и инноваций эпохи в науке, технике, искусстве.

Понятие современности. Утрата культурой мировоззренческого и стилевого единства. Становление информационного общества. Постмодернизм и современное искусство.

Современная белорусская социокультурная синергия. Идеологические средоточия национальной идеи

2

Итого:

18



3. ЛИТЕРАТУРА


  1. Алпеева Т.М. Введение в культурологию. Минск, 1998.

  2. Викторов В.В. Культурология. М., 2002.

  3. Гуревич П.С. Культурология. М., 2003.

  4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2004.

  5. Кравченко И.С. Культурология. М., 2003.

  6. Культура и культурология: Словарь / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2003.

  7. Культурология для технических вузов / Под ред. М.В.Буланова-Топоркова. Ростов н/Д., 2001.

  8. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003.

  9. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2004.

  10. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. М., 2003.

  11. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.

  12. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. М., 2000.

  13. Левяш И.Я. Культурология. Минск, 2004.

  14. Полищук В.И. Культурология. Минск, 1998.

  15. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001.

  16. Ширшов И.Е. Теория и история культуры. Минск, 2003.

  17. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  18. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  19. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.

  20. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1995.

  21. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда. М., 1989.

  22. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  23. Кант И. Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Критика способности суждения. М., 1995.

  24. Кребер А., Клакхон К. Культура: Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

  25. Культура: теория и проблемы. М., 1995.

  26. Культурология. ХХ век: антология. Философия и социология культуры. М., 1994.

  27. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

  28. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

  29. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М. - СПб., 1998.

  30. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Избр. соч.: В 9 т. Т. 2. М., 1985.

  31. Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990.

  32. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  33. Психоанализ и культура: Избран. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

  34. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.

  35. Чтения о богочеловечестве: Сочинения: В 2 т. М., 1988.

  36. Трофимова Р.П. История русской культурологии. М., 2003.

  37. Флоренский П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

  38. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.

  39. Фромм Э. Душа человека. М., 1991.

  40. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

  41. Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988.

  42. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

  43. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1999.

  44. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

  45. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

  46. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

  47. Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995.

  48. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Человек. 1991. № 5, 6.

  49. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

  50. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1997.

  51. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры: одежда, оружие, предметы труда и домашнего обихода от древних до новых времен. М., 2001.

  52. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. 1991. № 10.

  53. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт. М., 1994.

  54. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

  55. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.

  56. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

  57. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

  58. Культурные ценности: Прошлое и современность. М., 1988.

  59. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры: Избран. статьи: В 3 т. Т.1. Таллин, 1992.

  60. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

  61. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

  62. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

  63. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

  64. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

  65. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  66. Социодинамика культуры. Вып. 1, 2. М., 1992.

  67. Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987.

  68. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

  69. Успенский Б.А. Язык. Семиотика. Культура: Избран. труды: В 2 т. Т.1. М., 1994.

  70. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

  71. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М., 1998.

  72. Актуальные проблемы культуры ХХ в. М., 1993.

  73. Алпеева Т.М. Человек. Религия. Общество. Минск, 1998.

  74. Бенхабиб Сейла. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003.

  75. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.

  76. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

  77. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избран. произведения. М., 1990.

  78. Дмитриева И.А. История зарубежного искусства: В 4 т. М., 1996 – 1999.

  79. Древние цивилизации. М., 1988.

  80. Древний Восток и мировая культура. М., 1995.

  81. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. М., 1983.

  82. Ислам: традиции и новации. М., 1991.

  83. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. СПб., 2002.

  84. История религии. СПб., 1997.

  85. Кажухоỹская Л.С. Базісныя сімвалы нацыянальнай мастацкай карціны свету беларусаỹ. Минск, 2002.

  86. Кремер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

  87. Культура Византии: В 3 т. М., 1984 – 1993.

  88. Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1984 - 1993.

  89. Культура Западной Европы в эпоху Нового времени. Гродно, 1996.

  90. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

  91. Культурология ХХ века. Антология: В 4 т. М., 1994.

  92. Культурология: ХХ век. М., 1994.

  93. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  94. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

  95. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1993.

  96. Лики культуры: Альманах. М., 1995.

  97. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. М., 1991.

  98. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

  99. Малая история искусств: В 3 т. М., 1973 – 1976.

  100. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Минск, 2002.

  101. Миськевич В.И. Человек. Общество. Государство. Минск, 2004.

  102. Мифы народов мира: В 2 т. М., 2001.

  103. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

  104. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

  105. Фрейзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.

  106. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.


^ 4. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ

УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ


1. Культурология : учеб.-метод. комплекс / Л.Н. Александрова [и др.]. – Минск : БГУИР, 2008.


^

5. Учебно-методическая карта дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Номер недели

Номер темы

(по п.1)

Название вопросов, которые изучаются на лекциях

Практические (семинарские) занятия

(номера)

(по п.2)

Литература (номера)

(по п.3)


Наглядные и методические пособия

(по п.4)


Самостоятельная работа студентов

(часы)

Формы контроля знаний студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1

  1. Предмет и задачи культурологии.

  2. Культура как объект исторического и теоретического анализа.

  3. Белорусская культура в контексте глобализации.

Занятие 1.

2, 3, 5, 7, 10, 16, 67, 83

1





Теоретический опрос

(ТО),

тесты

2

2

  1. Становление и эволюция знаний о культуре: античность, средневековье, Возрождение, Новое время.

  2. Классические модели культуры: концепции И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Диалектико-материалистическая теория культуры.

  3. Русская культурологическая мысль ХIХ – начала ХХ веков.

Занятие 2.

2, 6, 8, 12, 13, 17, 18, 19, 23

1




ТО,

доклады, тесты

3

2

  1. Неклассические модели культуры.

  2. Постнеклассическая парадигма и основные подходы к изучению культуры.

  3. Постмодернистская концепция культуры.

Занятие 3.

1, 3, 5, 7, 12, 13, 14, 15, 20, 22, 26, 37, 47, 50, 53, 77

1




ТО,

контрольная работа

4

3

  1. Мир культуры как система. основные подсистемы культуры: материальная, духовная, социальная и коммуникативная.

  2. Понятие культурной универсалии. Основные универсальные элементы культуры.

  3. Функции культуры.

Занятие 4.

4, 8, 24, 30, 31,

39, 40, 43, 46,

49

1




ТО,

беседа

5

3

  1. Понятие о культурно-историческом типе. Критерии типологии культур.

  2. Культура «традиционного» и «техногенного» обществ. Понятие глобализации. Диалог культур как аспект современных процессов международной интеграции.

  3. Особенности формирования общенациональной культуры Беларуси.

Занятие 5.

8, 10, 12, 24, 27, 29, 36, 37, 38, 42, 43, 67

1




ТО,

дискуссия

6

4

  1. Понятие цивилизации. Роль города в цивилизационном процессе. Особенности древневосточных обществ.

  2. Миф как «ядро» духовной культуры древних цивилизаций.

  3. Культуры древней Месопотамии и Древнего Египта, их сходство и различие.

Занятие 6.

36, 43, 48, 61, 62, 65, 68, 84, 88

1




ТО,

доклады

7

5

  1. Предпосылки формирования, специфика и этапы развития античной культуры.

  2. Мифология, литература, философия, наука, спорт.

  3. Культура Древнего Рима: диалектика заимствований и новаций. Этапы развития.

Занятие 7.

29, 33, 36, 57, 60, 63, 70, 79, 81, 82, 84

1




ТО,

беседа

8

6

  1. Социальная иерархия средневекового общества как основа культурного многообразия.

  2. Региональная специфика средневековой культуры: Западная Европа, Византия, арабо-мусульманский мир.

  3. Исторические предпосылки и сущность эпохи Ренессанса. Гуманизм и формирование антропоцентристского мировоззрения.

  4. Расцвет белорусской культуры в XV – XVII веках.

Занятие 8.

33, 38, 40, 63, 66, 67, 75, 78, 80, 81, 82

1




ТО,

доклады, дискуссия

9

7

  1. Мировоззренческие новации Нового времени. Формирование научной картины мира.

  2. Промышленный переворот и социокультурная экспансия западного мира.

  3. Отражение динамизма и инноваций эпохи в науке, технике, искусстве.

Занятие 9.

29, 32, 33, 42, 48, 59, 71, 72

1




ТО,

беседа

10

8

  1. Понятие современности. Утрата культурой мировоззренческого и стилевого единства.

  2. Становление информационного общества. Постмодернизм и современное искусство.

  3. Современная белорусская социокультурная синергия. Идеологические средоточия национальной идеи.

Занятие 10.

5, 9, 12, 34, 54, 56, 73, 74, 82


1




Доклады, дискуссия







Зачет


















6. Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

^ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название дисциплины,

с которой требуется согласование

Кафедра, обеспечивающая изучение этой дисциплины

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с ука- занием даты и но- мера протокола)

1

2

3

4

Данная дисциплина не требует согласования с другими дисциплинами












Зав. кафедрой философии Г.И. Малыхина


Скачать 186.86 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты