Домой

Проект «Творчество-основа межкультурного диалога» фгбоу впо «Ставропольский государственный университет»




Скачать 352.86 Kb.
НазваниеПроект «Творчество-основа межкультурного диалога» фгбоу впо «Ставропольский государственный университет»
Дата29.01.2013
Размер352.86 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Понятие творчества и креативности в психологии
Разделите эти определения на группы. Дайте название каждой из групп
Работа в группах
Психофизиологический подход
Когнитивно-эмоциональный подход
Когнитивно-эмоциональный подход
Личностный подход
Психоаналитическое направление
Дифференциальное направление.
Биографическое направление.
Экономико-прагматический подход
Психоэкономическое направление.
Прикладное направление.
Системный подход
Психометрический подход
Креативность и творчество: отечественные исследования
Методы развития творчества
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач
Основные функции и области применения
Проблема Робинзона (мозговой штурм).
...
Полное содержание
Подобные работы:

Институт открытое общество

Проект «Творчество-основа межкультурного диалога»

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

Кафедра теории и практики управления образованием


ТЕТРАДЬ

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА

СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Ставрополь 2011

Как Вы понимаете сущность творчества и креативности?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Что значит, по Вашему мнению, быть творческим человеком?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Считаете ли Вы себя творческим человеком? Если да, то почему; если нет, то почему?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Необходимо ли, на Ваш взгляд, в системе образования развивать творчество? Если да, то почему; если нет, то почему?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Владеете ли Вы приемами развития творчества и креативности? Если владеете, то укажите какими?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Укажите свои сильные стороны в использовании методов развития творчества и креативности ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Укажите свои слабые стороны в использовании методов развития творчества и креативности ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


^ ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. «Творчество - деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных цен­ностей» [Психологический словарь, 2003, с. 484].

2. Т. Дауд отмечает, что из формальных определений творчества «вытекает два конструкта: акт создания или производства и акт создания чего-либо нового».

3. Г. Уоллес предлагал свою 4-фазовую мо­дель творческого процесса, состоящую из стадий: подготовки, инкубации, озарения, проверки.

4. По мнению Г. Грубера и Д. Воллэйс, для понимания творчества не­обходим учет четырех основных его сторон: новизны (продукты творчества должны быть новыми и оригинальными); ценности (они должны удовлетворять определенным внешним критериям); целесообразности (творческие продукты должны быть результатом целенаправленной активности человека); длительности (человек проявляет свою творческую активность в течение определенного времени).

1. В Большом тол­ковом психологическом словаре А. Ребера дано такое определение креативности: «Креативность — термин, используемый... для обо­значения умственных процессов, которые ведут к решениям, иде­ям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или лю­бых продуктов, которые являются уникальными и новыми» [Ребер, 2003, с. 388].

2. Дж. Перри-Смит и К. Шэлли определяют креативность следую­щим образом: «… это подход к деятельности (работе), который ведет к генерированию новых и соответствующих идей, процессов и решений».

3. Е. Торренс приравнивает креативность к творческому мышлению, считая, что она связана прежде всего с процессом решения проблем и включает в себя следующие составляющие чувствительность к проблемным ситуациям; поиск, выделение и формулирование проблемы; генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы; проверку этих гипотез; нахождение и формулирование решений; интерпретацию и популяризацию результатов.

4. «Творческость понимается как личност­ная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Чело­веческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реа­лизация индивидуальности — это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия продукта — материального или идеального), а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности» [Яковлева, 1996, с. 29].

5. А.В. Либин рассматривает феномен креативности как особую форму самовы­ражения, связанную «с конструктивной тенденцией в развитии личности и активностью, направленной на созидание, а не разрушение» [Либин, 2004, с. 340].


^ Разделите эти определения на группы. Дайте название каждой из групп

__________________________________________________________________________


Р. Мэйер считает, что для полного понимания того, что же пред­ставляет собой креативность, необходимо ответить на пять основных вопросов [Мауег, 1999]: чем на самом деле является креативность: свойством личности, продукта или процесса? креативность — это социальный или личностный феномен? какой характеристикой своих носителей (людей, процессов, продуктов) она является: особенной или общей? является ли креативность общим феноменом для всех сфер жизни человека или она имеет особые виды в каждой из них? она представляет собой качественную или количественную категорию?

В силу сложности и многоаспектности понятий «творчество» и «креативность» чрезвычайно трудно дать их полные и корректные определения. Но при их психологическом исследовании совершенно необходимо включать в анализ наиболее важные факторы, определяю­щие смысл и психологическое содержание этих категорий:

  • результативность и процессуальность;

  • субъективность и объективность;

• внутриличностную и социокультурную обусловленность.

Наиболее адекватным представляется такое понимание креативности, которое позволяет рассматривать ее как феномен, объединяю­щий в себе и «результативную», и «процессуальную» стороны. Важ­но подчеркнуть, что ее изучение как способности человека создавать оригинальный продукт требует обязательного учета субъективной и объективной новизны этого продукта. В таком понимании креатив­ности, на наш взгляд, синтезированы как ее феноменологические и интраиндивидуальные, так и социокультурные стороны. Они прояв­ляются как на уровне ее детерминации, так и на уровне востребован­ности и оценки результатов творчества со стороны социокультурного окружения человека.


Классификация основных подходов к изучению творчества и креативности

Согласно О.К. Тихомирову, можно выделить:

  • ассоцианистский,

  • психоаналитический,

  • когнитивный и др. подходы [Тихомиров, 1984].

Другие классификации отражают представления исследовате­лей о предмете психологии творчества, об уровнях и методах ана­лиза творческой деятельности и творческих способностей и пр. Так, Р. Стернберг и Т. Любарт выделяют семь подходов:

  • мистический,

  • психоаналитический,

  • прагматический,

  • психометрический,

  • когнитивный,

  • социально-личностный,

  • системный.

Для более подробного описания исследований креативности и творчества можно использовать уровневую классификацию под­ходов: каждый уровень определяет масштабность анализа этих пси­хологических категорий и те позиции, с которых он осуществляется. В предложенной классификации отражены не только уровни изу­чения творчества, но и конкретные предметы исследования. В со­ответствии с этими положениями нами были выделены следующие основные подходы к изучению творчества и креативности.

Психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого предметом исследования являются биологические и психофизиологические предпосылки творческих процессов и креативности.

Когнитивно-эмоциональный подход, направленный на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности.

Личностный подход, ориентированный на исследование особенностей и черт творческой личности.

Экономико-прагматический подход, в рамках которого изучаются особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально-экономических условиях.

Системный подход, предполагающий исследование креативности и творчества человека в единстве и взаимосвязях с его социокультурным окружением, экономической реальностью, а также проблемной областью, в рамках которой осуществляется его творческая деятельность.

Практически все подходы к изучению креативности и творческого мышления характеризуются широким использованием психометри­ческих методов. Поэтому нами будет отдельно рассмотрен психомет­рический подход, ориентированный прежде всего на оценку различ­ных параметров и характеристик творчества

^ Работа в группах

Основные подходы к изучению творчества и креативности

Разнообразие теоретических подходов к изучению творчества и креативности обусловило необходимость в их классификации. Чаще всего в литературе упоминается классификация подходов к изучению творчества и творческого мышления, основанная на историческом принципе. Так, согласно О.К. Тихомирову, можно выделить: ассоцианистский, психоаналитический, когнитивный и др. подходы.

Другие классификации отражают представления исследовате­лей о предмете психологии творчества, об уровнях и методах ана­лиза творческой деятельности и творческих способностей и пр. Так, Р. Стернберг и Т. Любарт выделяют семь подходов: мистический, психоаналитический, прагматический, психометрический, когнитивный, социально-личностный, системный.

Классификация, предложенная Дж. Плакером и Дж. Рензулли, включает пять подходов к изучению креа­тивности и творчества: психометрический, экспериментальный, биографический, историометрический, биометрический.

Р. Мэйер считает, что основные подходы к изучению креативнос­ти во многом обусловливаются ответами на пять (упомянутых выше) основных вопросов [Мауег, 1999]. В соответствии с возможными от­ветами на эти вопросы он выделяет шесть основных подходов к ее изучению: психометрический, экспериментальный, биографический, биологический, компьютерный контекстуальный.

Г. Гарднер дифференцирует четыре иерархических уровня анализа креативности субперсональный; персональный; экстраперсональный; мультиперсональный. Однако этот подход описывает уровни анализа креативности глав­ным образом в рамках когнитивной парадигмы.

Для более подробного описания исследований креативности и творчества мы будем использовать уровневую классификацию под­ходов: каждый уровень определяет масштабность анализа этих пси­хологических категорий и те позиции, с которых он осуществляется. В предложенной классификации отражены не только уровни изу­чения творчества, но и конкретные предметы исследования. В со­ответствии с этими положениями нами были выделены следующие основные подходы к изучению творчества и креативности.

Психофизиологический (биометрический) подход, в рамках которого предметом исследования являются биологические и психофизиологические предпосылки творческих процессов и креативности.

Когнитивно-эмоциональный подход, направленный на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов креативности и творческой деятельности.

Личностный подход, ориентированный на исследование особенностей и черт творческой личности

Экономико-прагматический подход, в рамках которого изучаются особенности процесса творчества и его продуктов в конкретных социально-экономических условиях.

Системный подход, предполагающий исследование креативности и творчества человека в единстве и взаимосвязях с его социокультурным окружением, экономической реальностью, а также проблемной областью, в рамках которой осуществляется его творческая деятельность

Практически все подходы к изучению креативности и творческого мышления характеризуются широким использованием психометри­ческих методов. Поэтому нами будет отдельно рассмотрен психомет­рический подход, ориентированный прежде всего на оценку различ­ных параметров и характеристик творчества.

^ Психофизиологический подход

Психофизиологический (биометрической) подход основывается на выявлении и изучении биологических и психофизиологических оснований творческих процессов, черт творческой личности, креа­тивности и пр. В рамках этого подхода анализируются взаимосвязи между функционированием мозга человека и различными когни­тивными (познавательными) функциями, а также особыми эмоцио­нальными состояниями, сопровождающими его творческую актив­ность. По утверждению К. Мартиндэйла, «...творческое вдохновение появляется в... особом состоянии, когда внимание рассредоточено, мышление ассоциативно, и одновременно активизируется большое число ментальных репрезентаций. Такое состояние может возник­нуть в трех случаях: при низких уровнях активации коры головного мозга, более высокой активности правого полушария по сравнению с левым и низких уровнях активации лобных долей головного моз­га».

Исследования психофизиологических особенностей творческих людей выявили то, что среди них довольно много левшей. Из это­го был сделан вывод о том, что левши более креативны по сравне­нию с правшами. Особенно много левшей было выявлено среди деятелей искусства, архитектуры и музыки. Отмечается, что леворукие люди более склонны к редким болезням и патологическим состояниям. Взаимосвязь между креативностью и психическими отклонениями и болезнями являлась особой темой на протяжении практически всей истории изучения творчества и креативности человека. Согласно результатам исследований Г. Айзенка, люди, обладающие высоким уровнем креативности, имеют более высокие показатели по шкалам психотизма. По его мнению, высокую креативность и склонность к шизофре­нии определяет один и тот же наследственный фактор.

^ Когнитивно-эмоциональный подход

Когнитивный аспект

Когнитивный аспект в изучении творчества и креативности ориен­тирован прежде всего на поиск ментальных (умственных) презентаций и процессов, обусловливающих творческий процесс. Исследования в этой области представлены работами как по изучению познаватель­ных способностей человека, так и по построению компьютерных мо­делей творческого мышления.

Развитие ког­нитивного подхода к исследованию творчества и креативности человека во многом определяется результатами исследований его познавательных процессов. Наиболее важным из них является мыш­ление. Во многих работах представителей когнитивного подхода проблематика творческого мышления исследуется в рамках изу­чения активности субъекта на мета-познавательном уровне, когда человек сознательно и произвольно определяет и направляет ход своего мыслительного процесса.

Креативность также связывается со способностью человека мыслить диалектиче­ски, рассматривая объект или проблемную ситуацию с разных сто­рон с учетом их внутренних противоречий и конфликтов.

Многие исследователи полагают, что креативность главным обра­зом включает в себя обычные когнитивные процессы, которые при­водят к рождению необычных продуктов. В современной научной литературе используется термин «рождение знаний».

В своей творческой активности человек, используя эти процессы, обращается к уже накопленным им знани­ям. Проблематика влияния прошлого опыта и памяти на творчество субъекта — еще одна из наиболее дискуссионных проблем в психологии творчества. Предполагается, что это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер.

Некоторые исследователи считают, что наиболее важными харак­теристиками креативности являются способность человека отыски­вать новые проблемные области. По мнению Дж. Гилфорда, психологам необходимо изучать «способность видеть проблему; общую чувствительность к проблемам».

Отдельным вопросом в области исследования когнитивных сто­рон творчества является проблема соотношения креативности и ин­теллекта. Наиболее популярной до последнего времени в этой связи являлась «теория порога»: что до определенного уровня развития ин­теллекта креативность и интеллект являются одним фактором, а при значениях выше IQ 115—120 они становятся независимыми фактора­ми. Однако в настоящее время правильность «пороговой теории» все чаще и чаще подвергается сомнению. Некоторыми авторами были осуществлены экспериментальные исследования общих механизмов, стоящих за интеллектом и креативностью: процессов корковой акти­вации, скорости переработки инфор­мации и пр.

Некоторые авторы связывают творчество с процессами внима­ния. В соответствии с концепцией Г. Мендельсона, для творческих людей характерно расширенное поле внимания (расфокусированное внимание). А расфокусированное внимание соответствует такому со­стоянию сознания, когда в нем активируется лишь небольшое чис­ло представлений.

Построение компьютерных моделей творческого мышления. Основное внима­ние уделяется поиску путей и способов моделирования творческого мышления для того, чтобы компьютерная модель могла генерировать такие же творческие и оригинальные идеи, как и человек. Основные успехи в компьютерном моделировании творческой дея­тельности связаны с процессом решения уже поставленных задач. Однако в настоящее время возрастает важность разработки методов, позволяющих моделировать также и процессы корректной постанов­ки и формулирования самих этих задач.

^ Когнитивно-эмоциональный подход

Эмоциональный аспект

Отношение к роли эмоций в творческом процессе в различные исторические эпохи во многом определялось его видом. Наиболее часто выделяют два основных вида творчества: научное и художест­венное. Основой научного творчества является мыслительный про­цесс. В течение довольно длительного времени популярным было мнение о том, что в познавательном и мыслительном процессе эмо­ции играют негативную роль. Считалось, что под их влиянием про­исходят искажения процесса восприятия и отражения реальности.

В настоящее время такое отношение к роли эмоций в научном творчестве во многом преодолено. Современная тенденция в реше­нии вопроса о соотнесении интеллектуальных и эмоциональных со­ставляющих в творческом процессе проявилась в выделении особого вида интеллекта—«эмоционального интеллекта». Его основной функцией является регуляция эмоционального состояния человека. По мнению Дж. Мэйера и П. Саловея, «эмоциональный интеллект есть способность контролировать чувства и эмоции, свои собственные и других людей, способность различать их и способность использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями».

Большинство ученых и мыслителей практически единодуш­ны в признании положительного стимулирующего влияния эмоций на процесс художественного творчества. Именно поэтому исследованию эмоциональной составляющей этого вида творческой деятельности по сравнению с научным испокон веков уделялось значительно больше внимания. Считалось, что эмоциональное запускание и аутостимули-рование (самовозбуждение) творческого процесса зачастую приводит к появлению у человека состояния приятного возбуждения, радос­ти и воодушевления, а также поглощения творческой активностью, растворению в ней. Такое состояние, когда человеком с невыразимой полнотой переживаются интегральное единство его «Я» и слияние с окружающим миром, М. Чиксентмихайи назвал состоянием «потока». Возможные перцептивные (связанные с вос­приятием реальности) искажения у деятеля искусства в таком состоя­нии считаются скорее преимуществом, чем недостатком.

Еще одной особенностью художественного творчества является важность эмоции как его продукта. Результатом творческой актив­ности деятеля искусства зачастую является тот эмоциональный эф­фект, который возникает у «потребителя» художественной продукции. Речь идет о воздействии произведения искусства на эмоциональную сферу другого человека и вызывания у него определенных эмоций. Этот эффект стал предметом многих научных исследований. В не­которых из них эмоции в искусстве выделяются не только как фак­тор, участвующий в создании художественного произведения, но и как наиболее важный результат творческого процесса. В этом случае можно говорить о «художественных эмоциях».

Различия между научным и художественным творчеством, про­являющиеся как в процессуальных, так и в целевых аспектах функ­ционирования этих феноменов человеческой деятельности, опре­делили и (во многом различные) подходы к их изучению. В научной литературе ощущается некоторый недостаток таких работ, которые охватывали бы феномен творчества целиком, в единстве наиболее существенных его черт, а не акцентировали бы один из его видов изолированно от других. Однако в последние годы наблюдается тен­денция к интеграции исследований в области креативности и твор­ческого мышления в целях выделения универсальных характеристик творческой деятельности человека. Все большее внимание в иссле­дованиях психологов отводится изучению «творчества в построении своей собственной жизни». Объектом такой творческой деятельности становится не внешняя проблема или задача, а сам человек. Резуль­татом же такого творчества может оказаться его собственная насы­щенная, полноценная и счастливая жизнь.

Как эффективное управление своей жизнью, так и решение раз­личных творческих задач невозможно без использования одной из наименее изученных форм творческой активности человека, в кото­рой наиболее ярко выражена эмоциональная составляющая, — интуиции. Интуитивное мышление динамично, ибо оно основано на несколько размытом и неявном восприятии и представлении о проб­леме.

Особую роль эмоциональная составляющая приобретает в контек­сте одаренности. Исследования одаренных детей обнаружили неод­нозначность этой проблематики. Так, многие авторы считают важным свойством одаренности эмоциональную чувствительность ребенка. С другой стороны, у одаренных детей часто наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы. По результатам исследований Ф. Хоровитца и О. Байера, одаренные дети очень часто испытывают серьезные проблемы в эмоциональной области и сфере взаимоотношений со сверстниками Диссинхрония (нарушение баланса) интеллектуального и эмоционального развития может ока­зывать негативное влияние на личность не только одаренного ребенка, но и взрослого человека. Многие творческие люди являются не­вротиками: им свойственны эмоциональные нарушения, вследствие которых у этих людей искажается «нормальное» видение мира, что позволяет им быть оригинальными и продуцировать нестандартные идеи, решения и образы.

^ Личностный подход

Личностный подход в исследованиях креативности и творческого мышления ориентирован на изучение особенностей и черт творчес­кой личности, ее мотивации и жизненного пути. В зависимости от глубины анализа, а также метода исследования в этом подходе были выделены три основных направления: психоаналитическое, диффе­ренциальное и биографическое.

^ Психоаналитическое направление является одним из первых подхо­дов в психологии, изучающих творчество человека с позиций анализа его личности. Основатель психоанализа 3. Фрейд предположил, что творчество есть результат смещения (сублимации) полового влече­ния на другую (социально одобряемую) сферу деятельности. Довольно известным в этой области является его исследование жизни и деятельности Леонардо да Винчи. «Мучительная борьба с творением, конечное бегство от него и равнодушие к его дальней­шей судьбе, видимо, повторяется у многих художников; но, несом­ненно, Леонардо демонстрирует такое поведение в крайней степени».

З. Фрейд считал, что истоки творческой активности человека находятся в его раннем детстве. И сам он по мере своего развития практически не в состоянии каким-либо обра­зом влиять как на свои творческие способности, так и на содержание и стилистику их проявлений.

Такой строгий детерминизм во взглядах на природу и сущность как всей личности человека, так и его творчества и творческих спо­собностей, вызывал критику в адрес 3. Фрейда не только со стороны противников психоанализа, но и со стороны его учеников и после­дователей.

По мнению А. Адлера, творчество — это особый способ компенсации комплекса неполноценности. Возникно­вение этого комплекса связано во многом с первичным отчуждением человека от мира. К. Юнг видит в творческом акте реализацию принципов коллек­тивного бессознательного в форме архетипов, заполненных в неко­торой степени индивидуальным содержанием, вытекающем из опы­та творца и наличной ситуации. Он называет творческий продукт в стадии своего возникновения «творческим автономным комплек­сом», проводя этим определенную аналогию между творчеством и болезненными душевными явлениями:«.. .художественное творение рождается в условиях, сходных с условиями возникновения невро­за».

Многие авторы связывают творчество с вторжением в сознание человека неконтролируемых мыслей. Эти неконтролируемые мысли могут проявляться в процессе его активной деятельности. Но чаще они появляются во время сна, наркотической интоксикации, в про­цессе фантазирования и пр.

В целом, несмотря на стройность теоретических построений, пси­хоаналитический подход так и не стал центральным в исследованиях креативности. Причиной этого является его жесткая детерминистская ориентация на прошлое человека и недооценка важности его созна­тельной активности по реализации своего творческого потенциала.

^ Дифференциальное направление. Другим направлением внутри лич­ностного подхода к изучению креативности стало исследование ин­дивидуальности, личностных черт и мотивационных особенностей творческой личности. Эти исследования показали, что творческих людей отличают: независимость суждений, самоуверенность, влечение к новизне, сложным задачам и риску, способность к дивергентному мышлению, открытость внутреннему опыту, системность мышления, личностная энергия, высокая чувствительность, толерантность к неопределенности, безусловное принятие себя, других людей и природы, непосредственность, центрированность на проблеме, потребность в уединении, независимость от культуры и от окружения, пиковые или мистические переживания, глубокие межличностные отношения, способность разграничивать средства и цели, наличие чувства юмора и пр.

В традициях ориентации на личностные факторы прослеживает­ся связь между креативностью и самоактуализацией личности, про­являющейся в стремлении к максимальной реализации своего твор­ческого и личностного потенциала.

Многие авторы указывают на важность в творческой деятель­ности внутренней мотивации, описывая креативность как сочета­ние внутренней мотивации и соответствующих знаний, способнос­тей и умений. Однако результаты ряда экспериментальных исследова­ний свидетельствуют о том, что в творчестве существенную роль иг­рает не только внутренняя мотивация, но и внешняя.

Важной характеристикой творческого человека, по мнению М. Чиксентмихайи, является его способность воспринимать идеи и мысли других людей и использовать их как стимул для собственной твор­ческой деятельности

Такая способность позволяет человеку эффективно обмениваться результатами своего творчества. Однако в некоторых случаях личностные особенности участников общения осложняют и затрудняют взаимодействие между ними. Так, у творческих людей зачастую наблюдаются не только со­циально одобряемые личностные характеристики, но и те, которые осуждаются обществом, а в некоторых случаях являются проявления­ми дезадаптации и даже патологии. Как известно, креативность до­вольно часто связывают с психическими болезнями (Леонгард, Ломброзо). Некоторые авторы указывают на то, что у творческих людей, в особенности у тех, кто занимается художественным творче­ством, часто проявляются алкоголизм, наркозависимость, склонность к суициду и психические болезни. Зачастую в биографии творческих людей оказывается многое из того, что удивляет и даже шокирует окружающих. Поэтому в анализе творческой личности могут быть использованы также методы биографического исследования, поз­воляющие составить более полный ее образ.

^ Биографическое направление. Содержательно очень близко к диф­ференциальному направлению в исследованиях творчества примы­кает биографическое направление, в рамках которого личность твор­ческого человека изучается в основном с использованием методов качественного анализа. Довольно часто за основу берется метод анализа отдельных случаев (биографических данных творческих людей). Теоретическим фундаментом этого под­хода служит предположение о том, что творческая деятельность в прошлом является одним из лучших показателей креативности че­ловека в настоящем.

В исследованиях креативности в рамках биографического направ­ления главным образом используются самоотчеты, несколько реже — опросники. Одним из не­достатков описываемого направления является то, что в некоторых случаях при использовании биографического метода может быть упу­щен момент развития личности, допускающий «всплеск» креативно­сти в любом возрасте, связанный как с процессом личностного рос­та, так и с социокультурными факторами, которые в определенных условиях могут довольно сильно изменить направление личностного развития человека.

^ Экономико-прагматический подход

В последние десятилетия достаточно интенсивно развивается эко­номико-прагматический подход к изучению креативности, который делает основной акцент на социально-экономических, прагматиче­ских, технологических и прикладных сторонах творчества. Этот под­ход может быть представлен двумя основными направлениями: пси­хоэкономическим и прикладным.

^ Психоэкономическое направление. Психоэкономическое направ­ление представлено теми теориями, которые исследуют социаль­но-экономические факторы и предпосылки творческой активности человека. Это направление в определенной степени можно считать мультидисциплинарным в силу того, что креативность в нем рас­сматривается в неразрывной связи внутриличностных и ситуатив­ных (в данном случае социально-экономических) факторов, обус­ловливающих максимизацию получаемого экономического эффекта от творческих решений.

Одной из наиболее известных теорий в рамках этого направления является теория инвестирования Р. Стернберга и Т. Любарта.В соответствии с ней, творческим считается тот человек, который хочет «купить» идеи дешевле и «про­дать» их дороже. «Покупка» идеи означает поиск тех решений и пред­ложений, которые были до сих пор неизвестны или непопулярны, но обладающих большим потенциалом. В соответствии с теорией ин­вестирования, креативность предполагает сочетание шести различ­ных, но внутренне связанных факторов: интеллектуальных способностей, знаний, стиля мышления, личности, мотивации, среды. Но она не является простой суммой этих составных частей; связи между ее составляющими значительно сложнее. Основным фактором, определяющим креативность, в рамках это­го подхода, считаются: способность увидеть проблему по-новому и преодолеть стереотипы обыденного сознания (синтетическая способность), способность выявлять и выделять «перспективные» для дальнейшей разработки идеи (аналитическая способность), способность убедить других в правильности, перспективности и ценности выбранной идеи (контекстуально-практическая способность). Основное отличие этой теории от остальных заключается в при­знании важности правильного использования или «продажи» новых идей.

По мнению Д. Рабенсона и М. Ранко, в рамках построенной ими психоэкономической модели, креативность представляет собой ре­зультат экономических решений относительно того, сколько эко­номических и временных ресурсов общество считает необходимым потратить на развитие своего творческого потенциала. Качество и своевременность приня­тия обществом таких решений зависит от уровня развития самого общества. В соответствии с этой теорией, креативность рассмат­ривается с позиций соотношения инвестиций, риска и получае­мой выгоды.

^ Прикладное направление. В соответствии с этим направлением, ориентированным преимущественно на практические применения знаний о человеческом творчестве, в первую очередь изучаются спо­собы стимулирования и развития креативности и лишь затем дела­ются попытки понять, что же она на самом деле собой представляет. Характерным примером является подход Э. Де Боно, в рамках которого выделяются два основных типа мышле­ния — латеральное и вертикальное. С творчеством он, прежде всего, связывает латеральное мышление: «...вертикальное мышление зани­мается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использованием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция) и созданием условий для появления но­вых (творчество)».

Многие из прикладных подходов отличаются своей явно коммер­ческой направленностью. Зачастую методы стимуляции креативнос­ти, разработанные на их основе, дают неплохие кратковременные эф­фекты. Однако отсутствие необходимого теоретического фундамента и развернутых эмпирических исследований в рамках этих методов не дает оснований для позитивной оценки предлагаемых разработок в долговременной перспективе.

^ Системный подход

Эффективность практически всех узкодисциплинарных подхо­дов к исследованию креативности оказалась весьма ограниченной, поскольку большинство из них ориентированы на выделение и ана­лиз какой-либо одной ее составляющей. В этом случае теряется весь комплекс содержащихся в ней взаимосвязей. В конечном итоге при узкодисциплинарном исследовательском подходе одна составляющая креативности оказывается вырванной из всего контекста творческой активности человека. Все это указывает на необходимость использо­вания мультидисциплинарного подхода, который подразумевает учет социальных, культурных, экономических и иных факторов, влияю­щих на творчество человека.

Одним из сторонников системного подхода к изучению творчества является Д. Саймонтон. В своих исследованиях он делает основной акцент на исследовании взаимодействия различных факторов, оп­ределяющих креативность, и на роли социального и культурного ок­ружения человека в проявлении и развитии креативности.

К числу активных сторонников мультидисциплинарного подхода относится и М. Чиксентмихайи. В своих работах он уделяет особое внимание изучению взаимодействия между человеком, предметной областью и окружением. По его мнению, основой системной модели креативности является представление о том, что окружение творца состоит из двух основных составляющих: культурной и социальной. В процессе творчества он взаимодействует с этим окружением, внося в него изменения. Предполагается также наличие некоторого сообщества людей, которые обладают сходными стилями мышления, учатся друг у друга и/или подражают друг другу. Помимо выдвижения оригинальных идей че­ловек должен найти способ убедить своих коллег в их правильности. По мнению М. Чиксентмихайи, умение убедить окружение в важнос­ти принятия и внедрения оригинальных идей и инноваций является важным аспектом реализации творческого потенциала.

М. Чиксентмихайи указывает также, что на проявление креатив­ности оказывает существенное влияние уровень экономического раз­вития общества. То, сколь много творческих сил устремляется на ту или иную область, зависит не только от числа людей, активно проявляю­щих себя в данной области, и уровня их креативности, но и от того, насколько их творческие свершения востребованы обществом. Поэто­му зачастую для повышения уровня креативности в какой-либо сфере достаточно повысить степень востребованности инноваций. Это каса­ется как стиля управления указанной сферой деятельности, так и тех­нологической структуры ее функционирования. Например, в крупной компании недостаточно лишь повышать уровень креативности отдель­ных специалистов. Необходимо также обеспечить условия, позволяю­щие выявить новые оригинальные идеи, возникающие у служащих этой компании. При этом должны существовать отработанные спосо­бы и технологии включения оригинальных идей в уже существующую систему.

Предоставляя возможность для анализа процессов взаимодействия между творческой личностью и ее окружением, системный подход позволяет выявить и изучить также и «внешние» факторы, оказывающие влияние на креативность человека. Для этого необходимы разработка и использование методов оценки такого влияния. Одним из наиболее популярных в настоящее время является психометрический метод оценки различных параметров креативности.

^ Психометрический подход

Современное понимание сущности креативности во многом сформировалось на основе психометрического подхода к ее изучению. В рамках этого подхода разрабатываются психометрические тесты, при создании которых используется статистический аппарат и при­нцип сравнения. С помощью психометрических методов изучаются творческие процессы, личностные особенности творческих людей, а также условия, в которых осуществляется творческая деятельность.

Создание многих тестов, предназначенных для оценки креатив­ности, опирается на идеи Дж. Гилфорда, который предложил диффе­ренцировать способности к дивергентному (вширь) и конвергентно­му (вглубь) мышлению. В значительном числе работ «креативность» и «способность к дивергентному мышле­нию» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем, по мнению ряда авторов, дивергентное мышление далеко не всегда является творчес­ким (Богоявленская, 2002).

Психометрические методы интенсивно используются в изучении взаимосвязей между интеллектом и креативностью. В этой области различными исследователями были получены во многом противо­речивые данные. Так, опираясь на результаты своих исследований, М. Уоллах и Н. Коган пришли к выводу, что «корреляции между по­казателями креативности и интеллекта оказались чрезвычайно малы».

Еще одна точка зрения связана с пред­ставлением, в рамках которого отношения между креативностью и интеллектом описываются с опорой на уже упомянутый выше «эф­фект порога», т.е. утверждается, что для проявления креативности че­ловеку необходим определенный минимум интеллекта. Каждая новая волна экспериментов в этой области приводит к пониманию того, что взаимосвязь между креативностью и интеллектом сложнее, чем это считалось раньше.

Противоречивость результатов исследований, которая имеет мес­то не только в вопросах соотношения интеллекта и креативности, но и в отношении других составляющих творчества, привела к острым дискуссиям относительно эффективности самих психометрических методов.

Основные критические замечания связаны с тем, что эти методы излишне ориентированы на статистические критерии в оценке креа­тивности. При этом практически упускается из рассмотрения пси­хологическая сущность самого творческого процесса. В этой связи отмечается необходимость изучения природы творчества и креатив­ности, их содержательных особенностей, причин и источников твор­ческой активности. Следствием осознания этой необходимости яв­ляется возникновение новых направлений в их изучении.

^ Креативность и творчество: отечественные исследования

Общая характеристика подходов к изучению креативности в России

Исследование творчества и креативности в России строится и развивается главным образом в рамках социокультурной и процессуально-деятельностной парадигм и в направлении исследования неосознаваемых факторов, влияющих на творческий процесс. Ос­новной вклад в разработку этих вопросов внесли работы Л.С. Вы­готского, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова, А.В. Брушлинского и др. Довольно интенсивно отечественными авторами разрабатывает­ся также проблематика общих и специальных способностей (Е.И. Иг­натьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, И.В. Тарасов, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Э.А. Голубева, В.Д. Небылицын, Б.М. Руса-лов, Б.М. Теплов), творчества в искусстве [Дорфман, 1997; Леонтьев, 1991,1998], генетических предпосылок индивидуальных различий в этой области (И.В. Равич-Щербо), а также одаренности и развиваю­щего обучения [Бабаева, Войскунский, 2002, 2003; Бабаева, Лейтес, Марютинаидр., 2000; Давыдов, 1996; Кудрявцев, 1998; Матюшкин, 1972,2003; Мелик-Пашаев, 1998; Теплов, 1961; Ушаков, 2000; Холод­ная, 2001,2002; Шадриков, 1991; Шумакова, 1986,1996; Щебланова, Аверина, Хелер, Перлет, 1996; Юркевич, 2002]. Ряд отечественных авторов основной акцент в своих работах делают не на исследова­тельских, а на прикладных аспектах творческой деятельности и креа­тивности человека [Альтшуллер, 1973; Кизевич, 2000]. Следствием этого является выработка методик и рекомендаций по стимуляции и развитию креативности и творческого мышления.


^ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА


  1. Метод проб и ошибок

  2. Мозговой штурм.

  3. Метод синектики (у. Гордон).

  4. ТРИЗ

  5. Морфологический анализ (Ф. Цвикки).

  6. Метод фокальных объектов.

  7. Метод контрольных вопросов.


^ ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году (Альшуллер, Шапиро 1956, с. 37-49) — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Таким образом, технические реше­ния возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознатель­ного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт использования различных методик снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точ­ную науку, так как решение изобретательских задач вместо поис­ков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно работать лопатой, когда есть экскаватор, носить на себе груз, когда рядом есть автомобиль. Неразумно ждать твор­ческого «озарения», когда можно воспользоваться системным ин­струментом, способным направить мысль в нужном направлении и выполнить большую часть рутинной, малоинтересной работы.

^ Основные функции и области применения ТРИЗ (Альтшуллер, 2004):

  1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов (и не ожидая вдохновения).

  2. Прогнозирование развития технических систем.

  3. Развитие творческого воображения и мышления.

  4. Развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

Исходным положением тризовской концепции является принцип природосообразности обучения. Обучая, педагог должен идти от природы обучающегося.

Кроме этого, тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского о том, что обучающийся принимает программу обу­чения в той мере, в какой она становится его собственной.

Кредо тризовцев: каждый обучающийся изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эф­фекта.

ТРИЗ - это не составленная раз и навсегда система творческой педагогической работы, это постоянно развивающаяся программа.

АРПС (алгоритм решения проблемных ситуаций (или анализ решения изобретательских задач), ИФ (информационный фонд), и РТВ (развития творческого воображения) — основные части теории решения изобретательских задач — ТРИЗ


^ Проблема Робинзона (мозговой штурм).

Чтобы покинуть свой необитаемый остров, Робинзон Крузо месяц рубил огромное дерево. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы выдолбить из этого дерева лодку. Все это время Робинзон отгонял от себя мысль, а как же спустить эту лодку на воду? Когда же лодка была готова – а получилась она такая большая и надежная, что на ней смело можно было пускаться в плавание через океан, - отгонять этот вопрос было уже некуда. Попытки сдвинуть лодку с места оказались безуспешными. Робинзон попробовал сделать «наоборот» - подвести к лодке воду. Но прикинул объем работы и отказался от этой попытки (до воды около 130 метров, местность поднимается к берегу в гору, лодка весит около 4 тонн)


Решение задачи с помощью алгоритма.

^ ЗАДАЧА. ИГЛА ДЛЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

После хирургической операции разрезанные ткани сшивают ниткой — накладывают шов. Но в ушке игол­ки нитка складывается вдвое, и это утолщение разрывает ткани, особенно тонкие. До недавнего вре­мени на эти разрывы не обращали внимания, так как процесс заживления основного шва шел достаточно долго. Но в последнее время, в связи с успехами меди­цины и фармакологии, эти разрывы тканей стали затя­гивать процесс выздоровления боль­ного. Как быть?

Обычно лучшая из идей, которую предлагают при решении задачи мозговым штурмом, — соединять нитку с иголкой «в торец». Решение хорошее, но сложное технологически.

Проанализируем ситуацию

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


^ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ.

ОБРАЗ БУКВЫ (ЦИФРЫ, СИМВОЛА)

Цель упражнения: активизировать воображение, со­здать эмоциональное отношение к символу. Здесь воз­можны два подхода:

  • просто пофантазировать, на что похожа буква;

  • пусть буква станет совсем живой и близкой, пусть имеет свой характер. Для этого можно предложить систему вопросов: какого роста буква — высокая или низкая? Толстая или тонкая? Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежды? Добрая или злая? Где живет? С кем дружит? Что любит покушать? Чем занимается? Какое у нее хобби? И любые другие вопросы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


ОБРАЗ ЗВУКА (или ОБРАЗ СЛОЖНОГО ЗВУКА).

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


^ ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА: УГАДАТЬ ЗВУК ИЛИ БУКВУ (СИМВОЛ)

Этот символ любит круг, окружность. В хороших от­ношениях с площадью и знаком умножения. Очень любит ездить в московском метро по Садовому кольцу. Гордится своей точностью. Обычно работает вместе с буквой R. Обожает подарки. Хочет всегда и везде быть первым.


^ СОЗДАТЬ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА


СКАЗКА-КАЛЬКА

Например: некто «А» разместил в «Б» нечто «В». Со временем «Б» изменило с «В» свои взаимоотношения. Из-за этого «А» не смог извлечь «В» из «Б». Попытки «Г», «Д», «Е» и «Ж» оказать «А» содействие оказались безус­пешными. И только участие «3» решило проблему.

«Лев, царь зверей, всегда считал, что самый нужный зверь — это самый сильный зверь. Но однажды во время охоты в глаз царя зверей попала соринка. И лев не смог сам ее вытащить. Позвал на помощь лису. Та и хвостом обмахивала, и водой промывала — соринка ни с места, кликнула лиса зайца. Он и ухом пытался, и лапкой — соринка ни с места. Позвал заяц белку. Белка прыгала, суетилась, в глаз заглядывала, луком «слезу вышиба­ла» — соринка ни с места. Позвала белка воробья. Воробей крылышком махал, клювом клевал, чуть глаз не выклевал — соринка ни с места. Кликнул воробей МУРавья которого лев дотоле и не замечал в своем лесу. Myравей прямо в глаз залез, соринку подхватил, глаз муравьиным спиртом обработал — прозрел царь зверей. Прозрел и муравья увидел. Сидел тот на носу у льва и таким большим казался!

Один из вариантов этого упражнения — обратная за­дача: узнать по «кальке» сказку-оригинал. Там, где схема взаимоотношений выдержана жестко, это удается сде­лать без труда. Но если при сочинении нового сюжета вы немного отступите от схемы и оригинал не узна­ют — не беда. Ведь главное — не узнать оригинал, а со­чинить новую сказку...


^ ОБРАЗ НЕЗНАКОМОГО СЛОВА («ЗВУКОВАЯ КЛЯКСА»)

КУРЛЕМБАРУТА _______________________________________________________


ГУФОРКАМП __________________________________________________________


На первом этапе должна произойти семантизация объекта, то есть необходимо «наполнить» слово содержанием, сделать данный звуковой комплекс носителем значения.

На втором этапе происходит конструирование образа посредством перехода от установления содержания слова к фор­мированию и реализации замысла.


^ КОМБИНИРОВАНИЕ — ОСНОВА «ЛОГИКИ» ВООБРАЖЕНИЯ (метод фокальных объектов, морфологический анализ)


Метод ассоциаций – «Елочка».




























































































































Ассоциации – инструменты для фантазий (составить рассказ, биномы фантазий «помидор, космос»)


^ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ

Мост – Скрипка


Лапша - Бульдозер


«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Объекты:

  1. Чашка.

  2. Линейка.

  3. Замок (висячий).



^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ПОНЯТИЙ

АЛГОРИТМ ФОРМУЛИ­РОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ПОНЯТИЙ:

  1. Запишите понятие, которому необходимо дать определение.

  2. Запишите в столбик имена существительные, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемого понятия (обычно на время, 2-3 мин).

  3. Из полученного списка выберите те 2-3, которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают суть определяемого понятия.

  1. Используя выбранные слова в качестве ключевых, сформулируйте определение выбранного понятия. При необходимости используйте видо-родовые отношения между понятиями.

  2. Обсудите несколько формулировок, данных другими учащимися, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого понятия.

  3. На основе обсужденных формулировок сформулируйте синтезированное определение понятия.

Рассмотрим работу с алгоритмом на примере опре­деления таких многозначных понятий, как «мышление» и «культура», а затем создадим такое синтезированное определение, как «культура мышления».

А.1. Мышление.

2. Свободные ассоциации, связанные с понятием

«мышление»:

3. Выбранные ключевые слова:

4. Определение понятия «мышление»:


А.1. Культура.

2. Свободные ассоциации, связанные с понятием

«Культура»:

3. Выбранные ключевые слова:

4. Определение понятия «Культура»:


Одно из синтезированных определений:

Культура мышления — это…


^ ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

(конструирование оксюморона)

АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОКСЮМОРОНА:

1. Выберите понятие, дайте ему краткую характеристику.

2. Определите его существенные признаки (в их число могут входить и функции объекта, и его принцип действия), запишите их в столбик.

3. Подберите к существенным признакам антонимы (понятия, противоположные по смыслу. Для ряда признаков это могут быть антисистемы, то есть объекты, выполняющие противоположные действия).

4.Подберите антонимы, которые дают парадоксальную конструкцию с самим выбранным понятием.

5.Из полученного списка противоположных по смыслу пар выберите те сочетания, которые дают красивое парадоксальное определение выбранного понятия.

6.Методом перебора вариантов создайте несколько сочетаний существенных признаков и антонимов, подберите объекты, которые определяются та­кими сочетаниями. Используя цепочку ассоциа­ций, подберите к выбранному понятию, его суще­ственным признакам и их антонимам несколько ярких метафор.

Применим этот алгоритм для создания оксюморона.

ВОДА


ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск:Скандинавия, 2004. — с.208

  2. Альшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества //Вопросы психологии. — 1956, № 6. — с. 37-49

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002

  4. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.:Мысль, 1970.

  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999

  6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2004.

  7. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992

  8. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976

  9. Психологический словарь / под общ. ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  10. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т.Т. 1. М.: Вече, 2003.

  11. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.; Л., 1958.

  12. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984

  13. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.:ИП РАН, 2003.

  14. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. М.: Пер Сэ, 2000

  15. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  16. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 28—37

  17. Kirton M.J. Adaptors and innovators – Why new initiatives get blocked // Long Range Planning, vol 17, iss, April 1984, pp.137-143

  18. Mayer R. Fifty years of creativity research // Handbook of creativity / R.J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1999, pp.449-461

  19. Rogers E.M. Innovation, Theory of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2004, pp.7540-7543

  20. West M.A. Creativity and Innovation in Organizations, Management of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2004, pp. 2895-2900

Скачать 352.86 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты