Домой

Владимир Геннадьевич Николаев; кандидат социологических наук, доцент Ольга Александровна Симонова. Аннотация всоответствии с принятым в гу-вшэ учебным планом программа курса




НазваниеВладимир Геннадьевич Николаев; кандидат социологических наук, доцент Ольга Александровна Симонова. Аннотация всоответствии с принятым в гу-вшэ учебным планом программа курса
страница1/5
Дата29.01.2013
Размер0.87 Mb.
ТипПрограмма курса
Содержание
I. пояснительная записка авторы программы
Учебные задачи курса
Структура курса
Формы контроля
Экзаменационная оценка выводится исходя из следующих пропорций
Активность на семинарских занятиях
Требования к письменной работе (эссе)
Ii. тематический расчет часов
Iii. содержание программы
Темы лекций
Раздел 2. пионеры социологической мысли.
Раздел 3. у истоков социологии хх века.
Раздел 4. из истории эмпирических
Уорнер У.Л., Микер М., Илс К
Раздел 5. классики социологии хх века
Тема 16. Роберт Парк и Чикагская школа социологии
Рэдклифф-Браун А.Р
Маршалл Т.Х
Миллс Ч.Р
Case study
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины

"История социологии"

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра


Авторы: д. соц.н., проф. Гофман А.Б., д.соц. н., проф. Покровский Н.Е., к.соц.н., доцент Николаев В.Г., к.соц.н., доцент Симонова О.А.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г.


Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь


« ____» ___________________2009 г.

Москва, 2009


^

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




АВТОРЫ ПРОГРАММЫ:


доктор социологических наук, профессор Александр Бенционович Гофман;

доктор социологических наук, профессор Никита Евгеньевич Покровский;

кандидат социологических наук, доцент Владимир Геннадьевич Николаев;

кандидат социологических наук, доцент Ольга Александровна Симонова.


АННОТАЦИЯ

В соответствии с принятым в ГУ-ВШЭ учебным планом программа курса «История социологии» охватывает 2-5 модули 1-го года обучения и 1 модуль 2-го года обучения. Курс в целом рассчитан на 270 часов занятий; из них 123 часа аудиторных (69 часов – лекции, 57 часов – семинары), и 147 часов самостоятельных занятий.

Курс предназначен для студентов, специализирующихся в области социологии. Его цель состоит в широком ознакомлении студентов с основными этапами и направлениями развития теоретической социологии и формировании у них основ социологического мышления и профессиональной культуры. Курс охватывает временной период с середины XIX века до конца 60-х годов ХХ века. В рамках курса делается акцент на персоналиях: классиках, их оригинальных системах социологического мышления и основных научных достижениях. Классификации социологических идей по подходам, направлениям, школам имеют вспомогательный характер и не являются конститутивными для построения курса. Хронологическое выстраивание тем курса позволяет проследить основные линии развития теоретических идей и исследовательских подходов, понять логику развития дисциплины и овладеть широким репертуаром ресурсов для профессиональной работы.

Программа предусматривает, помимо лекций, проведение семинарских занятий, чтение студентами классических и современных текстов, подготовку докладов, участие в дискуссиях, написание эссе и контрольных работ. Основной упор в курсе делается на работу с первоисточниками.


^ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

По окончании курса студент должен:

  • знать: понятия, теории, основные произведения классиков западной социологии XIX – XX веков;

  • уметь: свободно читать, понимать и комментировать первоисточники, рекомендуемые по данному курсу;

  • иметь представления о целостном контексте и тенденциях развития социологического знания в XIX – XX вв. и взаимодействии различных школ социологической мысли;

  • обладать навыками поиска научной литературы по курсу в библиотеках и Интернете, интерпретации текстов первоисточников и аналитических работ.



^ СТРУКТУРА КУРСА

Курс условно разбит на 5 разделов. В первом разделе, включающем 2 темы, дается общее представление о предыстории социологии и предпосылках ее появления. Во втором разделе, содержащем 4 темы, излагаются основные идеи основоположников социологии (О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса), а также широкого круга авторов 2-й половины XIX в., занимавшихся разработкой натуралистических «однофакторных» теорий. Третий раздел (7 тем) освещает классическую социологию рубежа XIX–XX веков, в том числе идеи Ф. Тённиса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето и М. Вебера. Четвертый раздел, включающий 2 темы, призван дать краткий обзор состояния эмпирических исследований в период с конца XIX до середины ХХ века. Пятый раздел, самый большой (18 тем), посвящен классической социологии ХХ века и акцентирован на истории социологической теории.

^

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Итоговая оценка складывается по результатам письменных работ (эссе и контрольных работ в форме тестов) и работы на семинарских занятиях. На протяжении учебного курса студенты пишут 3 эссе и выполняют в аудитории 2 письменные контрольные работы (тесты). Также регулярно оценивается устная работа на семинарских занятиях; по окончании каждого модуля студент получает оценку за модуль за этот вид работы. Молчание на семинарских занятиях, ненаписание в срок эссе или тестовой работы без документально подтвержденной уважительной причины, наличие в эссе плагиата, написание эссе на тему, не входившую в список тем, предложенным преподавателем, отсутствие в эссе минимального поддающегося оценке содержания, полное отсутствие правильных ответов в тестовой контрольной работе оцениваются 0 (ноль) баллов.
^
Экзаменационная оценка выводится исходя из следующих пропорций:


W (работа на семинарах) = 0,33; W (эссе) = 0,33; W (тесты) = 0,33.


Для расчета экзаменационной оценки используются усредненные оценки по трем указанным видам работ за отчетный период. Например: за отчетный период студент получил за два эссе соответственно 5 и 7 баллов, за две тестовые работы – 6 и 4 балла, за семинарские занятия – 5, 2, 2 и 7 баллов; средняя оценка за эссе оказывается равна 6 баллам, средняя оценка за тесты – 5 баллам, средняя оценка за работу на семинарских занятиях – 4 баллам. Итоговая экзаменационная оценка в таком случае оказывается равна 5 баллам.

Экзамены проводятся в 5-м модуле 1-го года обучения и в 1-м модуле 2-го года обучения. Процедура расчета экзаменационной оценки в обоих случаях одинакова. Итоговая оценка за учебный курс выводится исходя из оценок по 3 видам работ, накопленных за год обучения.


^ Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

компетентное выступление или участие в обсуждении, основанное на очевидном знакомстве с рекомендованными текстами и демонстрирующее продуманное усвоение их содержания.


^ ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЕ (ЭССЕ)

В рамках этого курса все эссе должны базироваться на первоисточниках. Соответствующий список первоисточников прилагается к каждой из тем, которые преподаватель включает в предлагаемый студентам список. Список тем рассылается и/или вывешивается на доске объявлений в течение первых двух недель модуля, в конце которого эссе должны быть сданы. Студент может писать эссе по любой из тем, вошедших в предложенный список, но только в рамках этого списка. К каждой теме прилагается литература (первоисточники), на которую студент обязан опираться и адекватное ознакомление с которой он должен в своей работе продемонстрировать. Привлечение дополнительной литературы допускается, но только в качестве дополнения к предложенной, а не ее замены. В библиографии должны быть указаны все использованные при подготовке работы тексты и не должно содержаться ни одного текста, которым студент реально не пользовался.

Письменная работа по курсу может быть сделана в двух жанрах:

  1. качественный реферат (или научно-аналитический обзор) соответствующего корпуса первоисточников;

  2. свободное эссе на основе критического разбора соответствующих первоисточников.

Возможны любые комбинации этих двух жанров.


Работа оценивается по следующим критериям:

  • очевидное знакомство с релевантной литературой и ее проработка;

  • логичность и последовательность изложения;

  • самостоятельность в изложении материала;

  • адекватность интерпретации используемых источников;

  • соблюдение принятых стандартов оформления научной работы.


Объем письменной работы (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – от 5 до 7 страниц. Кегль – 12. Шрифт – Times New Roman. Интервал – 1,5. Эссе должно быть представлено в распечатанном виде и в электронной версии. Срок сдачи работы заранее устанавливается преподавателем. По истечении назначенного срока работы не принимаются, и за эссе выставляется оценка 0 баллов (без права последующей его сдачи, если нет документально подтвержденной уважительной причины).


^ II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ





п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельные и контрольные работы

Всего

Лекции

Семинары

Всего









История социологии как область знания

2

1

3









Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе

2

1

3









Социология Огюста Конта

2

2

4









Социология Герберта Спенсера

2

1

3









Социология Карла Маркса

2

2

4









Натурализм в социологии

2

1

3









Психобиологический и психологический редукционизм

2

1

3









Социология Фердинанда Тённиса

2

2

4









Социология Георга Зиммеля

2

2

4









Социология Эмиля Дюркгейма

4

2

6









Социология Вильфредо Парето

2

2

4









Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX–ХХ веков

2

1

3









Социология Макса Вебера

4

2

6









Эмпирические социальные исследования в XIX – первой половине ХХ века

2

0

2









Исследования локальных сообществ в американской социологии первой половины ХХ века: «Средний город» (Р. и Х. Линд), «Янки-Сити» (У. Ллойд Уорнер)

2

1

3









Роберт Парк и Чикагская школа социологии

2

2

4









Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида

2

2

4

Эссе: 2-й и 4-й модули 1-го года обучения, 1-й модуль 2-го года обучения






Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии 1-й половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун

2

2

4

Контрольные работы (тесты): 3-й и 5-й модули 1-го года обучения






Социология Питирима Сорокина

2

2

4









Структурный функционализм: Толкотт Парсонс

4

2

6









Структурный функционализм: Роберт Кинг Мертон

4

2

6









Социология Томаса Хэмфри Маршалла

2

2

4









Социология Чарлза Райта Миллса

2

2

4









Франкфуртская школа неомарксизма

2

2

4









Неофрейдизм в социологии

2

2

4









Чикагская социологическая традиция в 30-е ­ – 60-е годы: Луис Вирт и Эверетт Черрингтон Хьюз

2

2

4









Теории социального обмена: Джордж Каспар Хоманс, Питер Блау

2

2

4









Теории социального конфликта: Льюис Козер, Ральф Дарендорф

2

2

4









Символический интеракционизм: Герберт Блумер

2

2

4









Феноменологическая социология: Альфред Шюц

3

2

5









Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана

3

2

5









Этнометодология: Гарольд Гарфинкель

3

2

5









Социология повседневности Эрвинга Гоффмана

4

2

6







Итого:

79

57

136

188

324


^ III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты