Домой

Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление (специальность) подготовки




НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление (специальность) подготовки
страница1/5
Дата28.01.2013
Размер0.91 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
Содержание
Профиль (специализация) подготовки
Термины, определения, сокращения
Вид профессиональной деятельности
Зачётная единица
Качество образования
Кредит – унифицированная единица измерения объёма трудоёмкости учебной нагрузки обучающегося Модуль –
Направление подготовки
Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами
Образовательный процесс –
Объект профессиональной деятельности
Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа)
Основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа)
Примерная образовательная программа
Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся
Результаты обучения
Учебная дисциплина (предмет)
Учебный план
Учебный цикл
Федеральный государственный образовательный стандарт
Форма получения образования (обучения)
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«Международный славянский институт»


«Утверждено»

Ректор АНООВПО МСИ,

д. э.н., профессор

________К.А. Смирнов

«____» _______ 2011 г.


Примерная

основная образовательная программа

высшего профессионального образования


Направление (специальность) подготовки

(указывается код и наименование направления или и специальности подготовки)

080200.62 Менеджмент

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 года № 337

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. № 544


^ Профиль (специализация) подготовки

Производственный менеджмент


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр психологии


Нормативный срок освоения программы: 4 года


Форма обучения: заочная


  1. СОДЕРЖАНИЕ






  1. Термины, определения, сокращения

  1. 1.

  1. Введение

  1. 2.

  1. Общие положение

  1. 3.

  1. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

  1. 4.

Цели ООП ВПО по направлению подготовки

  1. 5.

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

  1. 6.

Характеристики профессиональной деятельности профилей

  1. 7.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

  1. 8.

Структура ООП ВПО бакалавриата по направлению «Менеджмент»: профиль производственный менеджмент.

  1. 9.

  1. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса (перечень приложений).

  1. 10.

Рекомендации по использованию образовательных технологий

  1. 11.

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих фондов оценочных средств

  1. 12.

Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»

  1. 13.

Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.



Приложение_1_Календарный учебный график подготовки бакалавра на полный срок обучения – 5 лет (заочная форма)



Приложение_2_Учебный план подготовки бакалавра на полный срок обучения – 5 лет (заочная форма)



Приложение_3_Календарный учебный график подготовки бакалавра на сокращенный срок обучения – 4 года (заочная форма)



Приложение_4_Учебный план подготовки бакалавра на сокращенный срок обучения – 4 года (заочная форма)



Приложение_5_ Компетенции к учебному плану направления 080200.62 «Менеджмент»



Приложение_6_Аннотации рабочих программ дисциплин (модулей) по направлению 080200 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент»



Приложение_7_Аннотация программы учебной практики по направлению 080200 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент»



Приложение_8_Аннотация программы производственной практики по направлению 080200 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент»



  1. Приложение_9_Аннотация итоговой государственной аттестации выпускников ООП бакалавриата.



Приложение_10_ Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств по направлению 080200 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент»



Приложение_11_Паспорт и программа формирования у студентов компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО по направлению 080200 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент»



^ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

Академическая степень – квалификация высшего образования, присуждаемая по результатам освоения соответствующих основных образовательных программ по направлениям подготовки

^ Вид профессиональной деятельности– методы, способы, приёмы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования

^ Зачётная единица– мера трудоёмкости образовательной программы

Итоговая аттестация обучающихся – форма государственного контроля, проводимая с целью определения степени освоения выпускниками образовательной программы

^ Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, потребностям личности, общества и государства

Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определённого вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций

Компетенция – готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности

^ Кредит – унифицированная единица измерения объёма трудоёмкости учебной нагрузки обучающегося

Модуль – часть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы

^ Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области

Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы, определяющая её предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности

^ Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами – образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определёнными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации

^ Образовательный процесс – целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения и воспитания, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу

Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками компетенциями, развитию способностей

^ Объект профессиональной деятельности– системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие

Область профессиональной деятельности– совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

^ Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа)– совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

^ Основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

Практика – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью

^ Примерная образовательная программа учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)

^ Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

Профиль – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы

^ Результаты обучения– усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции

Студент - учащийся высшего учебного заведения

Уровень образования – формализованный показатель завершённого цикла образования определённого объёма и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом

^ Учебная дисциплина (предмет) – система знаний и умений, отражающая содержание определённой науки и/ или деятельности, и осваиваемая в рамках образовательной программы

^ Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоёмкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

^ Учебный цикл– совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности

^ Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определённого уровня

^ Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ

В настоящих методических рекомендациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом используются следующие сокращения:

^ ВПО – высшее профессиональное образование

ООП – основная образовательная программа

ПООП – примерная основная образовательная программа

^ ОК – общекультурные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

  1. ВВЕДЕНИЕ

Основная образовательная программа ВПО

Основная образовательная программа ВПО является комплексом документов, регламентирующим образовательный процесс в вузе по определенному направлению, уровню и профилю (направленности) подготовки. Вузовская ООП представляет собой систему взаимосвязанных документов, разработанную и утвержденную вузом на основе ФГОС ВПО и рекомендованной примерной ООП, с учетом потребностей реально сложившегося регионального рынка труда, на который ориентирована работа конкретного вуза, с опорой на его традиции и достижения его научно-педагогической школы, а также с учетом запросов работодателей и специфики будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с ФГОС ВПО основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. ООП устанавливает цели, планируемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, обучающихся, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки обучающихся на всех этапах их обучения в вузе.

Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО и примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки РФ (при этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер). ООП подлежит ежегодному обновлению с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Для методической поддержки реализации ООП бакалавриата и магистратуры разрабатываются соответствующие учебно-методические комплексы, включающие:

- учебные планы

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации

- календарные учебные графики

- методические материалы по реализации активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий, которые способствуют развитию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся:

  • интерактивных лекций

  • компьютерных симуляций

  • анализу деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей

  • деловых и ролевых игр

  • психологических и иных тренингов

  • групповых дискуссии и проектов

  • обсуждению результатов работы студенческих исследовательских групп

  • участию в телеконференциях

  • иных технологий (в соответствии со спецификой программы подготовки)

- материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, включающие методические рекомендации по выполнению всех видов учебной нагрузки:

  • семинарских занятий

  • лабораторных работ

  • курсовых проектов/работ

  • внеаудиторной самостоятельной работы студентов

  • самостоятельной работы студентов в аудитории под контролем преподавателя

  • домашних заданий

  • контрольных работ

  • практик

  • НИР

  • выпускных квалификационных работ.

- план воспитательной работы со студентами и др. материалы, обеспечивающие формирование компетенций

- инновационные оценочные средства сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся на разных стадиях освоения ООП (текущая и промежуточная аттестация обучающихся, итоговая государственная аттестация выпускников)

  • ситуационные задания на основе кейс-метода

  • компетентностно-ориентированные тесты

  • тесты практических умений

  • портфолио

  • иные оценочные средства (в соответствии с профессиональной спецификой программы подготовки).

Данный перечень может быть расширен в соответствии с потребностями конкретной ООП.

Каждый учебный цикл ООП бакалавриата имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) часть. Результаты освоения базовой части ООП и ее содержание регламентируется образовательными стандартами на федеральном уровне с учетом потребностей национального рынка труда. Результаты освоения вариативной части ООП и ее содержание устанавливаются вузом с учетом потребностей регионального рынка труда. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре (для бакалавров) и (или) обучения в аспирантуре (для магистров).

В связи с этим при формировании ООП в ее вариативной части вузы должны конкретизировать компетентностное описание выпускника, сформулированное в базовой части ООП (ФГОС), с учетом региональных особенностей рынка труда и потребностей работодателей. Т.е. при проектировании ООП конкретного вуза должны быть сформулированы дополнительные общекультурные и профессиональные (по видам деятельности) компетенции выпускника с учетом профиля (направленности) подготовки и региональной специфики.

В структуре ООП выделяются также следующие компоненты: проектируемые результаты освоения учебных циклов и разделов; перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий; коды формируемых компетенций; трудоемкость.

Таким образом, основная образовательная программа ВПО является основной документацией, которую вуз самостоятельно разрабатывает и продвигает на рынке образовательных услуг.

^ Трудоемкость основных образовательных программ. Кредитный подход

Мерой трудоемкости при компетентностном подходе к разработке ФГОС, и, следовательно, ООП ВПО, является зачетная единица. Переход от традиционного измерения трудоемкости в академических часах к зачетным единицам обусловлен процессами гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования и встраиванием в нее российской системы ВПО. Основным механизмом гармонизации стала ECTS – европейская система переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer System). Использование ECTS облегчает измерение и сравнение результатов обучения, достигнутых обучающимися в условиях разных программ обучения. В ECTS измерение и сравнение результатов обучения производится на основании учебной нагрузки обучающихся, выраженной в показателях времени – кре́дитах. Кре́дит (от англ. credit – доверие) – величина, характеризующая объем содержания образовательной программы и трудоемкость ее освоения обучающимся. В терминологии ФГОС 1 кредиту ECTS соответствует 1 зачетная единица.

Зачетная единица является условной, она не должна буквально совпадать с трудоемкостью отдельных элементов образовательной программы, выраженной в академических часах. Трудоемкость элемента ООП, например, учебной дисциплины или практики, выраженная в зачетных единицах, как правило, не имеет прямого эквивалента в академических часах: она указывает долю трудоемкости данного элемента ООП в рамках всей образовательной программы. По имеющимся данным, средняя трудоемкость освоения результата обучения, соответствующего 1 зачетной единице, как правило, соответствует 20 – 30 часам работы студента. В ФГОС между зачетной единицей и академическим часом установлено следующее соотношение: 1 з.е.=36 ак.час.

^ Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ

Выражение результатов образования в терминах компетенций отражает современные отечественные и мировые тенденции развития образования, способствует формированию студентоцентрированной направленности образовательного процесса, при которой акцент с содержания обучения переносится на результат обучения, позволяет удовлетворить внешние требования к качеству образования. При этом каждый результат обучения следует формулировать таким образом, чтобы обучающийся смог продемонстрировать его достижение на том или ином этапе освоения программы. Реализация компетентностного подхода предполагает отличное от традиционного структурирование основной образовательной программы. Поскольку основой для формирования ООП при компетентностном подходе являются результаты обучения, то именно они определяют ее компетентностную структуру, на которой базируется структура содержательная.

При формировании структуры ООП вначале необходимо проанализировать перечень задач профессиональной деятельности, зафиксированных в ФГОС, и осуществить их конкретизацию и дополнение в соответствии с направленностью реализуемой ООП. Затем определяется перечень компетенций (или их компонентов), последовательность, траектория и сроки их формирования, после этого определяется содержание образования в виде перечней учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также программ практик, в которых должны быть приобретены знания, умения и владения, входящие в состав конкретных компетенций.

Компетенции выпускника вуза являются интегральными надпредметными характеристиками качества его подготовки, т.е., как правило, не могут быть полностью сформированы при изучении какой-либо отдельной дисциплины. Поэтому одним из подходов к формированию компетенций может быть модульное структурирование ООП и выстраивание образовательного процесса в модульном формате, при котором каждый учебный модуль ориентирован на развитие одной или нескольких компетенций. Практика реализации модульных образовательных программ и организации модульного обучения широко распространена в мировом академическом сообществе.

В случае формирования модульных ООП содержание обучения структурируется в логически завершенные (по тематике, видам деятельности и времени освоения) автономные организационно-методические блоки – модули. Каждый из них, являясь структурными элементом учебного плана, формируется как организационно-методическая междисциплинарная структура в виде учебных дисциплин или их разделов, объединяемых по направленности на получение обучающимися той или иной компетенции (группы компетенций). Модулем может быть также совокупность видов учебной работы, например, практики, НИР и др.

При проектировании модуля должны быть определены цели, задачи, результаты и уровни его освоения; выбраны эффективные методы и формы обучения, образовательные технологии; установлены критерии оценивания заявленных результатов освоения; предусмотрены оптимальные методы и формы входного, промежуточного и итогового контроля, а также соответствующие оценочные средства и средства самооценки обучающихся.

Реализация информационных (направленных на теоретическую подготовку) и операционных (ориентированных на отработку профессиональных навыков) компонентов модуля должна обеспечивать возможность индивидуализации обучения студентов.

Обоснованию и выбору форм организации занятий и технологий обучения, направленных на формирование компетенций и интеграции их в целостную функциональную систему должно быть уделено особое внимание. В частности, в образовательном процессе необходимо использовать активные, интерактивные и другие инновационные образовательные технологии, проблемно-ориентированную самостоятельную работу обучающихся.

Кроме того, должны быть предусмотрены формы, технологии и процедуры, обеспечивающие гарантии качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса. Принятие компетентностного подхода в образовании диктует необходимость перестройки контрольно-оценочной составляющей образовательного процесса. Сущность перестройки состоит в переходе от оценки знаний к оценке компетенций как результатов образования. Поскольку результаты контрольно-оценочной деятельности являются основным источником информации о качестве подготовки, то при разработке ООП следует уделить пристальное внимание разработке адекватных методов текущей, промежуточной и итоговой аттестации приобретенных компетенций. Для этой цели понадобятся также принципиально новые надежные и валидные оценочные средства, включающие задания, способствующие выявлению сформированности компетенций и позволяющие получить достоверную информацию о качестве подготовки (ситуационные задания на основе кейс-метода, компетентностно-ориентированные тесты, тесты практических умений, стандартизированные анкеты, портфолио и другие оценочные средства, учитывающие профессиональную специфику образовательной программы).

Общекультурные и профессиональные компетенции, заложенные в ФГОС, представляют собой результаты обучения, приобретаемые выпускниками в момент окончания программы. Однако для наблюдения динамики их формирования и развития в течение срока обучения студентов целесообразно оценивать основные признаки проявления каждой компетенции, которые должен продемонстрировать обучающийся на разных этапах освоения ООП. Составляющие результатов обучения, являющиеся базой формирования компетенции, в соответствии с ФГОС ВПО описывается в терминах «знать», «уметь», «владеть».


  1. ^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Определение

Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) – система учебно-методических документов, сформированная на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП) в части:

  • набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП);

  • характеристики профессиональной деятельности бакалавров;

  • содержания и организации образовательного процесса;

  • ресурсного обеспечения реализации ООП;

  • итоговой государственной аттестации выпускников.


Цель разработки ПООП

Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы соответствующего уровня ВПО.

^ Характеристика ПООП

Уровень ВПО - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ПООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр».

Нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы (в зачетных единицах) и соответствующая квалификация (степень) уровня высшего профессионального образования приводится в таблице 1.

Таблица 1

^ Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ПООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость

(в зачетных

единицах)

Код, наименование

в соответствии с ОКСО

ПООП подготовки бакалавров

62

бакалавр

(степень и (или) квалификация)


4 года *)


240 **)


*) иные нормативные сроки освоения бакалаврских программ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

^ Структура основной образовательной программы 080200.62 «Менеджмент»

Структура ООП ВПО соответствующего уровня и профиля подготовки базируется на компетентностной модели выпускника, разработанной с учетом внешних требований к качеству образования со стороны государства и других потребителей. Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов и разделов (таблица 2).

Таблица 2

Учебные циклы и разделы основной образовательной программы

Код

Учебные циклы и разделы




^ Учебные циклы

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

Б.3

Профессиональный цикл




Разделы

Б.4

Физическая культура

Б.5

Учебная и производственная практики

Б.6

Итоговая государственная аттестация


Профили подготовки (специализации)

  1. Производственный менеджмент

  2. Маркетинг

  3. Финансовый менеджмент
  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты