Домой

Протокол расширенного заседания Координационного Совета торгово-промышленных палат Приволжского федерального округа




Скачать 322.96 Kb.
НазваниеПротокол расширенного заседания Координационного Совета торгово-промышленных палат Приволжского федерального округа
Дата27.01.2013
Размер322.96 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Члены КС ТПП ПФО
Повестка дня
1Создание и поддержка инновационных точек роста в экономиках регионов ПФО как ключевое направление антикризисных действий бизнес
К.П. Пакшин, директор ТПП Республики Мордовия.
В.М. Селезнев, вице-президент Вятской ТПП.
И.В. Кустарин, Президент ТПП Чувашской Республики.
В.И. Щедров, заместитель генерального директора ОАО «ЦМТ», г. Москва.
В.В. Жуйков, заместитель Председателя Правления ТПП Республики Татарстан.
А.А. Кубрин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО.
Справка В.В. Жуйкова, заместителя Председателя Правления
С.Н. Катырин, вице-президент ТПП Российской Федерации.
Ю.И. Петрушин, Председатель Правления, генеральный директор
А.З. Шайхутдинов, Председатель Правления Юго-Восточной
Подобные работы:

Протокол

расширенного заседания Координационного Совета

торгово-промышленных палат Приволжского федерального округа


г. Саранск,

Республика Мордовия « 09 » июня 2009 года


Всего членов КС ТПП ПФО – 19 человек

Присутствовали – 13 человек


Председательствовал:

Краснов Д.Г.

– Председатель КС ТПП ПФО, генеральный директор ТПП Нижегородской области.


Присутствовали:
^

Члены КС ТПП ПФО




Дементьев Г.А.



– генеральный директор ТПП Республики Марий Эл.




Ефремов С.П.

– председатель ТПП Республики Башкортостан.




Жуйков В.В.

– заместитель Председателя Правления ТПП Республики Татарстан.




Кудрявцева О.А.

– президент ТПП г. Дзержинска Нижегородской области




Кустарин И.В.

– президент ТПП Чувашской Республики.




Пакшин К.П.

– директор ТПП Республики Мордовия.




Петрушин Ю.И.

– председатель Правления, генеральный директор ТПП г. Набережные Челны и региона «Закамье».




Подобед В.Н.

– председатель Пензенской областной ТПП.




Селезнев В.М.

– вице-президент Вятской ТПП.




Фатеев М.А.

– президент ТПП Саратовской обл.




Фомичев В.П.

– президент ТПП Самарской обл.




Шайхутдинов А.З.

– председатель правления Юго-Восточной ТПП Республики Татарстан.




Приглашенные:




Катырин С.Н.

– вице-президент ТПП РФ.




Кубрин А.А.

– заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО.




Вдовин С.М.

– заместитель Председателя Правительства – Министр экономики РМ.




Щедров В.И.

– заместитель генерального директора ОАО «ЦМТ», г. Москва.




Мардашов В.П.

– генеральный директор ООО «ЦМТ-РЕГИОН», г. Москва.




Усов В.А.

– старший эксперт Департамента по работе с территориальными палатами ТПП РФ.







Гармашов А.В.

– Председатель Правления ТПП Республики Мордовия, генеральный директор ОАО «Орбита».




Боксимер Э.А.

– член Правления ТПП Республики Мордовия, генеральный директор ООО «Оптикэнерго».




Егоров В.Д.


– член Правления ТПП Республики Мордовия, генеральный директор ОАО «Трест «Мордовпромстрой».




Козлов В.Н.


– член Правления ТПП Республики Мордовия, генеральный директор ГУП РМ «Лисма».




Терешин Г.И.


– член Правления ТПП Республики Мордовия, первый заместитель генерального директора ООО «Оримэкс».




Гельфанов М.Б.

– советник по инвестиционной деятельности ТПП Нижегородской области.




Хвойнова Н.В.

– начальник организационного отдела ТПП Нижегородской области.




Храмов В.И.

– заместитель генерального директора ТПП Нижегородской области.




Алукаева Р.М.

– руководитель службы по связям с общественностью ТПП Республики Мордовия.




Ишунин К.Д.

– заместитель директора ТПП Республики Мордовия.




Сухова Н.И.


– начальник отдела по работе с членами ТПП Республики Мордовия.




Сыресин А.С.

– ведущий специалист информационных технологий ТПП Республики Мордовия.




Сыресин В.А.

– специалист информационных технологий ТПП Республики Мордовия.



Члены Координационного Совета ТПП ПФО поручили ведение заседания Председателю КС ТПП ПФО Краснову Д.Г.


^ ПОВЕСТКА ДНЯ

расширенного заседания Координационного Совета ТПП ПФО


1. Создание и поддержка инновационных точек роста в экономиках регионов ПФО как ключевое направление антикризисных действий бизнеса и власти.


^ 1


Создание и поддержка инновационных точек роста в экономиках регионов ПФО как ключевое направление антикризисных действий бизнеса и власти


/Краснов, Пакшин, Селезнев, Кустарин, Щедров, Жуйков, Кубрин, Катырин, Петрушин, Шайхутдинов/


Выступления и справки участников заседания – приложения №№ 1 – 10.


Рассмотрев и обсудив вопрос «Создание и поддержка инновационных точек роста в экономиках регионов ПФО как ключевое направление антикризисных действий бизнеса и власти» Координационный совет торгово-промышленных палат Приволжского федерального округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Торгово-промышленным палатам регионов ПФО и ее членским организациям принять к руководству в своей деятельности положения, выводы и задачи, изложенные в выступлениях Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина и Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примакова на расширенном заседании Правления ТПП РФ 27 мая 2009 г.

2. Рекомендовать торгово-промышленным палатам регионов ПФО, их общественным Комитетам и структурным подразделениям сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач:

– формирование благоприятной экономической и правовой среды для инновационной деятельности хозяйствующих субъектов регионов;

– оказание организационно-методического содействия предприятиям и организациям в реализации региональных и муниципальных программ развития научно-технических инноваций и высоких технологий;

– создание условий для ускорения развития малого инновационного и венчурного предпринимательства;

– содействие развитию инновационной инфраструктуры, в т. ч. технопарков и бизнес-инкубаторов;

– усиление взаимодействия образования, науки и производства на основе совершенствования государственно-частного партнерства;

– мониторинг состояния регионального развития научно-технических инноваций и высоких технологий;

– отработка механизмов по встраиванию региональных инновационных предприятий в российские и международные кооперационные системы по производству высокотехнологичных товаров;

– организация научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами с целью трансфера инновационных технологий;

– содействие реализации наиболее перспективных проектов и разработок, поддерживаемых территориальными ТПП и объединениями предпринимателей.


Председатель КС ТПП ПФО,

генеральный директор ТПП НО Д.Г. Краснов


Секретарь заседания Н.И. Сухова

Приложение № 1


^ К.П. Пакшин, директор ТПП Республики Мордовия.


Заседание КС проходит в рамках очень знаменательного события – Российского Форума «Российским инновациям – российский капитал». Очень важный момент, найти место ТПП в этой работе, в которой сейчас заняты бизнес и государство, а именно: в переводе экономики на инновационные рельсы. Задача палаты – найти место в этой работе. В республике не сегодня озаботились проблемами инновационной экономики. К этому нас подвигает и отсутствие сырьевой базы и других факторов, в том числе и человеческого. На сегодня в республике примерно вдвое, по сравнению с общероссийскими показателями, выше доля инновационной продукции в общей структуре экономики. Хотя и этого мало.

Что касается торгово-промышленной палаты. Я бы хотел рассказать об опыте практической работы палаты. Может быть, кому-то этот опыт покажется интересным, и им смогут воспользоваться и другие региональные палаты.

В структуре палаты создан Инновационно-технологический центр, который возглавляет В.Ф. Белов. Создан он был палатой (ее доля в уставном капитале – 77%) совместно с Правительством Мордовии (33%). Задача Центра – интегрировать, создавать и развивать малые предприятия инновационного характера. Те предприятия, которые востребованы нашим крупным бизнесом. И нужно сказать, что это был правильный и сильный ход, поскольку те вещи, которыми занимается ИТЦ, востребованы. Сегодня появилось несколько направлений работы Центра. Это создание предприятий, которые занимаются программным продуктом, и, должен сказать, здесь есть хорошие результаты. Покупателями программных продуктов являются достаточно известные предприятия, такие как АФК «Система», которое в Саранске представлено структурным подразделением – ОАО «Саранский телевизионный завод».

Активное направление деятельности ИТЦ – это трансфер современных технологий. Сегодня ряд ведущих предприятий республики используют разработки ИТЦ в своей деятельности. Большая работа была проведена с ОАО «Электровыпрямитель». Речь идет о современном этапе разработки полупроводниковых приборов на основе оксида кремния. Это очень актуальная тема в мире. То, что нам в этом направлении удалось поработать с ведущими фирмами, в том числе с немецкими, шведскими, это большой успех. В процессе этой работы происходил обмен делегациями, технологиями; обучение в Европе. Это не остается незамеченным. Нам удалось начать внедрение ряда разработок на таком крупном объединении как КамАЗ.

Очень важной мы считаем тему, которую активно развивает ИТЦ, это создание многопрофильного испытательного центра. Традиционно эта тема интересна палатам. Сегодня мы вышли на испытания электромагнитной совместимости в партнерстве с московским предприятием «Оборонтест», имеющим очень широкую область аккредитации. Мы активно взаимодействуем с таможенными органами, для которых палата может сертифицировать продукцию. Достаточно большое поле деятельности открывается и по тематике испытательной. Подобная структура необходима, и она востребована.

Второе, о чем бы мне хотелось сказать, это о бизнес-инкубаторе, который расположен в нашем здании и построен по инициативе ТПП РМ. Мы сейчас прилагаем все усилия, чтобы перепрофилировать его в бизнес-инкубатор инновационного типа, и для того, чтобы он перешел в доверительное управление палаты. Принципиальное решение об этом принято руководством республики. В ближайшее время это будет сделано технологически. Мы считаем, что с такой формой мы сумеем вывести на новый уровень работу по поддержке и инкубированию малых предприятий. Потребность в таких заказах на наших предприятиях есть. Тогда это будет не просто сдача в аренду, а реальная помощь в выходе на конкретного потребителя.

И, наконец, третье. Принято решение по созданию в Саранске технопарка федерального уровня. В РФ имеется программа по созданию технопарков. Будет создано девять технопарков по всей России. И Мордовия также была включена в эту программу. Пользуясь присутствием здесь вице-президента ТПП РФ С.Н. Катырина, выражаю слова благодарности ТПП России за то, что в тот период, когда решался вопрос быть или не быть технопарку в Саранске, очень активную позицию заняла российская палата, в том числе и президент ТПП РФ Е.М. Примаков. Е.М. Примаков лично обращался к В.В. Путину для того, чтобы был поддержан проект строительства технопарка именно в Саранске. Я должен поблагодарить и В.И. Щедрова, заместителя генерального директора ОАО «Центр международной торговли». Это системное подразделение ТПП РФ помогло нам выйти на творческий коллектив людей – компанию «Мультигрупп», которая разработала прекрасную концепцию технопарка, помогла сделать градостроительную концепцию, рассмотрение которой позволило нам получить одно из первых рейтингов в строительстве технопарка. Спасибо за это. Надо понимать, что собственными силами мы пока еще все вопросы решить не можем. Состоялась презентация технопарка в ТПП РФ, на которой было сделано очень много ценных замечаний. И все это позволило нам получить высокий рейтинг. По предварительным данным, треть денежных средств, которая предусмотрена для финансирования технопарков по всей России на 2009 г., будет направлена на строительство технопарка в Мордовии. Это дает возможность рассчитывать в будущем получить успешное развитие в технопарке инновационных предприятий.

Вот эти три направления, о которых я бы хотел рассказать. Если наш опыт будет востребован, мы готовы им поделиться.

Приложение № 2


^ В.М. Селезнев, вице-президент Вятской ТПП.


Уважаемые коллеги! Прежде всего, позвольте поблагодарить наших коллег из ТПП Мордовии за блестящую организацию, что создает хорошее настроение.

Проблема создания точек инновационного роста имеет множество всевозможных сторон. Мы в рамках данной проблематики чаще всего говорим о том, что дает реальный эффект, т. е. о реальном секторе экономики.

Хотелось бы обратить внимание ваше на сферу образования. Если взглянуть на проблему посерьезней, то приходится признать, что инноваций достоин не только реальный сектор экономики, но и достойна сама система управления, система образования и система науки. То, что сегодня производится в системе образования, в конце концов, влияет на то, что происходит в науке и на то, что происходит во властных структурах. Чему научили, зачастую, то и получили. С этой точки зрения забывать об этой сфере невозможно.

Между тем, можно с уверенностью сказать, что огрехов в системе образования, которая в определенной мере закостенела, очень много. На сегодняшний день мы недополучаем от системы образования те кадры, которые были бы важны на любом уровне, на любом производстве, на любых предприятиях, начиная от индивидуального предпринимательства.

Как это происходит. Действуют, скажем, совершенно устаревшие лицензионные и аккредитационные критерии. Один из них – 12 кв. м. на одного студента в ВУЗе. Если учебное заведение пытается эффективно использовать площади и занимается в две смены, то министерство образования лицензию не выдаст.

Еще один момент. Такое странное требование, когда ВУЗ после определенного количество лет работы должен иметь определенный процент остепененных преподавателей. С другой стороны, всем давно известно, что ученый-исследователь и преподаватель-педагог, учитель с большой буквы, – это, в общем-то, разные специальности. И далеко не всегда они совпадают по-настоящему. Более того, сами преподаватели ВУЗов говорят: сегодня мы преподаем то, в частности в сфере техники, что устарело по сравнению с сегодняшним днем на 10 – 20 лет. Они этого не скрывают, они сами это признают. Ясно, что в этих условиях, наверное, надо думать, прежде всего, не о том, чтобы было много кандидатов наук, а о том, чтобы были настоящие преподаватели, в первую очередь, и очень хорошо, если это будут кандидаты наук. А с другой стороны, чтобы это были люди с самых передовых форпостов производства, так чтобы новое непосредственно сразу внедрялось в наше молодое поколение.

Эти мысли привели Вятскую торгово-промышленную палату к тому, что мы запланировали на этот год проведение конференции. Пример подала ТПП Российской Федерации, проведя соответствующий круглый стол, который проходил по теме: «Интеграция образования, науки и производства». Мы сейчас готовимся к этой конференции, и хотелось бы услышать мнение других, может быть – поддержу в этом плане, а может и поучаствуем вместе в подготовке такой конференции с тем, чтобы найти необходимые меры для более интенсивного нашего влияния на эти сферы.

Первое – это влияние на то, чтобы участвовать в формировании лицензионных и аккредитационных требований. Это вполне можно сегодня сделать, потому что как раз в данный момент министерство образования занимается формулированием новых критериев для системы профессионального образования. Это наша прямая забота – поучаствовать в этом. Тем более что во всех регионах есть ВУЗы, средние профессиональные учебные заведения, начальное профессиональное образование, учреждения дополнительного образования и т. д.

Второе – это участие в формировании государственных стандартов в этой сфере. Типичная картина, когда мы получаем дипломированного специалиста и затем говорим: он не готов – надо переучивать. Зачем же переучивать, когда надо сразу учить. В известной мере это зависит от стандартов. Такая возможность тоже появляется на всех уровнях, т. к. в стандартах есть и федеральные, и региональные компоненты. Влияние здесь возможно. Готовясь к конференции, мы намерены на эти вопросы обратить внимание с тем, чтобы более эффективно поучаствовать и повлиять на то, что мы реально получаем в экономике.

Что касается науки. Где-то примерно около четырех лет назад мы провели заседание Правления Палаты по теме: «Использование научного потенциала ВУЗов региона в интересах социально-экономического развития». Столкнулись с тем, что, безусловно, тематика курсовых, выпускных, квалификационных работ не соответствует реальным практическим требованиям региона и, в общем-то, никакой заинтересованности не заметили: ни с точки зрения властных структур, ни с точки зрения предприятий, ни самих ВУЗов и других учебных заведений. Должен сказать, что попытки в течение этих лет как-то влиять на эту сферу показали, что в регионе, в нашем в частности, но это характерно и для других областей, подчеркиваю – областей, в функциональных обязанностях властных структур региона нет науки. Не имеет права региональная власть тратить деньги, в какой бы то ни было мере, на развитие науки. Результат всех этих исследований привел к тому, что мы пришли к выводу, что нам, по примеру Москвы, остается создать все-таки какой-то координационный совет, и фактически в центре этого совета становится палата, поскольку формально местное правительство не может этим заниматься.

Есть еще одна деталь очень серьезная, и, думаю, что о ней стоит сказать: она касается реальной ситуации сегодня в тех организациях, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью. Буквально неделю назад я побывал на одном предприятии, оно финансируется более чем на 90% государством. Ситуация: на дворе июнь месяц, до сих пор соответствующим министерством не проведены конкурсы, до сих пор не перечислены деньги даже по тем темам, по которым подписаны договоры. Непонятно, что происходит. Предприятие проело свои оборотные средства, залезло в долги перед налоговой службой и, честно говоря, неслучайно я об этом говорю, очень болезненно звучит – мы хотели обратиться с информацией и в Российскую палату, посоветоваться, можно ли здесь каким-то образом как-то повлиять. Потому что, если по серьезному, здесь речь идет не только о людях, которые работают на данном конкретном предприятии, а о гораздо более серьезных вещах. Вот это все фактически нам дает возможность, а, точнее, прежде всего указывает, что на эти сферы следует обратить внимание самой палате и есть возможность реально вмешиваться и содействовать и помогать.

И последнее. Насчет взаимодействия с производством. У нас есть маленький опыт, к сожалению, взаимодействия вузовской науки с производством по подготовке кадров и по реализации научных разработок. Опыт этот, к сожалению, невелик. Первое, что мы сейчас замыслили, это начать такую компанию по заключению договоров о сотрудничестве между предприятиями и теми организациями, которые занимаются научными исследованиями. Надеюсь, что если у кого есть близкий к этому опыт, то мы, может быть, увеличим то, что есть у нас.

Спасибо.

Приложение № 3


^ И.В. Кустарин, Президент ТПП Чувашской Республики.


Уважаемые коллеги!

Я также выражаю признательность и благодарность Торгово-промышленной палате Мордовии за то, что так прекрасно организовано наше мероприятие и есть возможность в рамках Корсовета обменяться мнениями по очень важным проблемам.

Главной мыслью своего выступления постарался сделать следующее, а именно: какие нужно предпринять меры в нашей системе, чтобы на базе системы торгово-промышленных палат была создана и развивалась инфраструктура поддержки инновационной деятельности.

Подзаголовок может звучать так: роль системы ТПП в инновационном развитии регионов России. Здесь аудитория такая, что не надо объяснять, что действительно объективными центрами взаимодействия бизнеса, власти и с образовательной и научной средой (и тому подтверждение предыдущее выступление) реально являются действительно торгово-промышленные палаты. Здесь уже достаточно хорошо прослеживается методология. Дело в том, что где-то года три назад на одном из заседаний Координационного совета как раз, если так можно выразиться, был вручен флажок некого методического сопровождения в рамках Корсовета Торгово-промышленной палате Чувашии, и мы вышли с заявкой в ТПП России на финансирование работ по разработке системы стандартов в сфере информационно-маркетинговой поддержки бизнеса. Мы разработали ряд стандартов, они были подвержены экспертизе, защищены, внедрены. Но беда заключается в том, что просто так эти стандарты в отличие от других стандартов, скажем в сфере экспертизы, они по умолчанию не внедряются. Поэтому с одной стороны, есть некая методологическая проработка оказания этих услуг, чуть с другой стороны, можно посмотреть: какие проблемы есть во взаимодействии науки и производства, мы также их описали и в схематическом виде, и также описали их как основные функции инновационных центрах созданных, которые могут функционировать на базе торгово-промышленных палат. Далеко неполный перечень бесплатных услуг, платных услуг. Вот такие стандарты очень близко лежат к той теме, о которой я говорил, это информационные ресурсы поддержки инновационной деятельности, услуги, какие могут быть оказаны торгово-промышленными палатами в сфере продвижения инноваций. Дальше методические рекомендации и т. д. Это далеко неполный перечень стандартов, который может быть использован для создания на базе системы ТПП именно инфраструктуры и, как следствие, повышать роль системы ТПП в инновационном развитии регионов. Вот этот вывод однозначен, и что нужно сделать. И вот здесь, мне кажется, роль и Координационному совету, и, прежде всего, ТПП России нужно несколько активизировать деятельность в этом направлении.

Первое. Это, прежде всего, в ближайшее время, скажем осень, организовать и провести серию семинаров для того, чтобы довести доходчиво до системы ТПП эти стандарты и поделиться опытом работы ряда инновационных центров, которые созданы уже и действуют на базе торгово-промышленных палат. О чем сегодня и Константин Павлович сказал, и Дмитрий Германович знает, у них там есть большой опыт, и дело в том, что сама разработка этих стандартов ведь проходила не просто из головы некоторого количества людей. Она опиралась на опыт многих палат. И мне кажется здесь роль департамента деловой информации, Сергей Николаевич, надо активизировать. Потому, что у нас ни с Куцобиным, ни с Харитоновым как-то активизировать это не очень получается. А вопрос выеденного яйца не стоит. Мы пробовали собирать на базе Чувашской палаты несколько раз семинары. И спасибо некоторым коллегам, которые приезжали. Насколько я помню, достаточно продуктивно были проведены эти семинары. Но этого мало. Необходима роль именно российской палаты.

Второе, что нужно сделать. Может быть взять примерно 20 – 25 пилотных палат, которые, насколько я могу судить, достаточно продуктивно работают в этом направлении. Мы могли бы уже договориться о неком информационном обмене и о согласованности действий. У каждой палаты есть свои изюминки, свои наработки, свой положительный опыт. Мы могли бы, таким образом, договориться о неком видении скажем единообразного информационного ресурса, реестра, каталога инновационных разработок и так далее, какие-то единообразные услуги в сфере продвижения инноваций. И дальше этот опыт двигать уже на всю систему.

Спасибо. Предлагаю внести в наше решение конкретные семинары по внедрению стандартов.

Приложение № 4


^ В.И. Щедров, заместитель генерального директора ОАО «ЦМТ», г. Москва.


То, что мы сейчас видим в развитии инновационных так называемых точек роста в экономике и формировании идеи бизнес-инкубаторов, технопарков безусловно заслуживает внимание. Но, исходя из того, что мы сейчас слышали, я понимаю, что большого поля деятельности, как такого направления нет. То, что мы сейчас видим в Республике Мордовия, может быть это приятное исключение, как мне кажется. Но даже здесь, если посмотреть, бизнес-инкубатор – это 20 – 30 возможно открытых офисов, и дальнейшей цепочке по развитию его в дальнейшем не наблюдается в этом плане. Мне хотелось бы сказать, что система торгово-промышленных палат – это практически единственная структура, которая сохранилась сейчас в России и имеющая свою не только центральную часть, но и очень развитую региональную сеть, которую возглавляют авторитетные и знающие бизнес люди.

Хочется пожелать всем, чтобы потенциал, который заложен в системе торгово-промышленных палат с точки зрения поиска инновационных точек роста, попытки соединить производителя с потребителем был использован более эффективно. Этим нельзя не воспользоваться.

Приложение № 5


^ В.В. Жуйков, заместитель Председателя Правления ТПП Республики Татарстан.


Когда собираются представители таких сильных регионов с уже имеющимися наработками по теме сегодняшнего форума, то можно выделить индивидуальность каждого и отметить общее по всем регионам и субъектам. Прогресс и в инновационной деятельности, и в поддержке малого бизнеса, занимающегося инновационной деятельностью, конечно есть. Нельзя не воспользоваться значимостью этого форума и не внести в рекомендации пожелания, на мой взгляд, двух моментов, которые способствовали бы дальнейшему резкому росту инновационной деятельности.

Первое. Ощущается большая нехватка закона об инновационной деятельности. Потому, что дифференциация бизнеса вообще и инновационного в частности, очень нужна. Тогда появится возможность точечно оказывать своеобразную помощь по тем или иным направлениям, действительно вычленяя инновационный бизнес от всего другого. Поэтому мое предложение прошу внести в рекомендации.

Второе. Особенно это больная тема для ВУЗов, которые имеют мощную научную базу, занимаются очень активно научными, фундаментальными и прикладными разработками, но до сих пор они лишены возможности создавать малое инновационное предприятие. И таким образом сдерживается мотивация для стимулирования этой деятельности. Поэтому, мне кажется, чтобы синергетический эффект от присутствия таких регионов на сегодняшнем форуме был бы весомым, давайте впишем это предложение в рекомендации заседания для того, чтобы ускорить принятие законов, способствующих закрытию этих пробелов.

Анализируя сегодняшние выступления и работу в кулуарах, можно сформулировать опыт работы Республики Татарстан одним словом: ей присуща комплексность в подходе, в целом, к проблеме инновационного развития и, вообще, к проблемам предпринимательства. В чем это заключается.

Действительно, нельзя выхватывать из цепочки, например, продвижение инновационной продукции от идеи до разработки опытных образцов, до разработки потом серийных продуктов что-то одно, забывая о том, что эта цепочка должна быть скована, и она только тогда даст максимальный эффект, когда она будет решаться комплексно. В республике есть комплексный подход к любой проблеме. Что мы можем расценивать в качестве поддержки предпринимательства вообще и, в частности, предпринимательства, связанного с инновационной деятельностью.

Формы поддержки бизнеса вообще очень ограничены: информационная, образовательная, финансовая поддержки, обеспечение равного доступа к материальным ресурсам. Если к этим четырем направлениям подойти комплексно, то они дают максимальный эффект.

Коротко остановлюсь на одном: доступ к финансовым ресурсам. Республика целенаправленно на протяжении многих лет участвует в федеральных программах на получение денежных средств на программы финансовой поддержки бизнеса, в том числе и инновационного. Причем она идет на решение этих вопросов в двух направлениях: 1) льготная кредитная ставка (по сравнению со ставками, которые применяют коммерческие банки); 2) предоставление возможности при недостатке залогового обеспечения получать кредит в полном объеме за счет функционирующего несколько лет в республике Гарантийного фонда. Эти два направления позволяют, хоть и не полностью, решить вопрос, но облегчить проблему доступа к финансовым ресурсам.

Второе направление связано с обучением, на которое привлекаются и федеральные, и республиканские средства соответственно на паритетной основе. Несколько лет работает программа обучения предпринимателей, в том числе и основам инновационного бизнеса.

Что касается доступа к инфраструктурным объектам. В республике в разных районах (территория довольно большая) практически равномерно сосредоточены бизнес-инкубаторы, т.е. обеспечивается равный доступ к инфраструктурным объектам на всей территории республики. Имеется очень крупный индустриальный парк «Мастер» при КамАЗе. Это уникальный проект, который показывает еще один подход республики – связь с крупными предприятиями. 40% гарантированного заказа – субъектам этого технопарка, что обеспечивает его эффективное функционирование. Но это не только заказы КамАЗа. Сформировался «клубок» и межсубъектных связей, т.е. сделки и договора осуществляются конкретно между собой. Это говорит о том, что эта система себя оправдала.

Технопарк «Идея» считается пионерским, и в какой-то степени образцом, хотя там есть, конечно, определенные недостатки, связанные с тем, что не в полной степени отображена идея бизнес-инкубирования, а именно выпуска инновационных проектов до готовой стадии коммерческой реализации. Но, тем не менее, в настоящий момент технопарк «Идея» выбрал стратегию расчленения технопарка на три составляющие. Первая составляющая – бесплатное предоставление помещения начинающим бизнесменам, занимающимся инновационной деятельностью, сроком на полгода – год. Затем дается возможность перейти на коммерческую основу занятия площадей, оборудованных оргтехникой, и третья составляющая этого технопарка – бизнес-центр, в котором так называемые «якорные» резиденты, которые уже не пользуются преференциями по арендной плате, но за счет этого технопарк обеспечивает предоставление услуг другим резидентам на льготных условиях. На данный момент эта стратегия позволяет технопарку обходиться без бюджетных средств.

Если говорить о доступе к материальным ресурсам, то в этом году в республике реализуется программа так называемого револьверного фонда для обеспечения исполнения госзаказа. Предоставляется возможность получить средства из этого фонда, которые потом подлежат возврату. Т. е. за счет этого одну треть средств платит сам победитель, а две трети компенсируются за счет средств этого фонда, т. е. удается в обороте сохранить средства для ведения основной деятельности.

В республике принят инновационный меморандум, который определил глобальные макроэкономические показатели по инновационной деятельности республики на три ближайшие года, причем с количественным показателями по всем направлениям. В меморандуме четко прописаны обязательные для всех органов исполнительной власти директивы и по приоритетным программам, и по реперным точкам, и по количественным показателям, касающимся инновационной деятельности.

Благодарю за внимание.

Приложение № 6


^ А.А. Кубрин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО.


Спасибо большое, Дмитрий Германович, спасибо большое, Сергей Николаевич, за то, что вы позволили сегодня пообщаться с представителями торгово-промышленных палат всего округа.

Я хотел бы обратить Ваше внимание на несколько вопросов, которые для нас являются достаточно важными, особенно в условиях сегодняшних кризисных явлений, в чем бы сегодня нам бы виделась Ваша поддержка и помощь.

Первый момент – развитие предприятий, которые находятся на территории Приволжского федерального округа. Что касается предприятий, которые работают в рамках госзаказа, то там все понятно. Вся цепочка, начиная с закупки соответствующих комплектующих, сырья, выходом и последующей реализацией продукции, когда все уходит либо в госзаказ гражданский, либо гособоронзаказ, достаточна ясна. Но сегодня значительная часть предприятий – это касается и ряда перерабатывающих предприятий в агропромышленном комплексе, и ряда производственных предприятий, которые диверсифицировали свое производство и поэтому готовы представлять свою продукцию для реализации на обычных рынках, – вот здесь у нас возникают очень серьезные проблемы. Я об этом говорил только что на законодательном собрании, повторюсь и здесь. На сегодня мы имеем очень сложную ситуацию с реализацией той продукции, которая производится у нас на предприятиях, через крупные торговые сети. Если вопросы реализации, допустим сельскохозяйственной продукции, еще как-то решаются, к примеру, через ярмарки, соответствующие сетевые структуры, которые располагаются во всех регионах, подписываются соответствующие соглашения, здесь мы особых проблем не видим. Но сегодня, как показывает статистика, фактически 50% пищевых продуктов, которые производятся, реализуется для граждан через крупные торговые сети, таких как «Ашан», «Пятерочка», «Мега» и т. д. Войти на эти рынки наши предприятия не могут. В январе месяце т. г. мы проводили совещание в Нижегородской области по этому поводу, где договорились, что какие-то предложения будут поступать. Сейчас я этот же вопрос поднял перед законодателями, потому что когда сетевики приходят к нам, они соответственно в регионах подписывают соглашения с руководством области, республики. Но после того как они заняли свою нишу, после этого они говорят: «входной билет» вот такой-то и нам наплевать какие у вас условия, какие у вас есть возможности, у нас есть руководители за рубежом, соответственно в Москве есть центральные офисы, и мы от них получаем указания, и вот будьте добры заплате столько-то и тогда будет реализовываться ваша продукция». Наши сельскохозяйственные производители не могут платить те деньги, чтобы войти в торговую сеть. Не могут наши предприятия, которые выпускают какую-либо бытовую технику заплатить тот «входной билет» для того, чтобы войти в нормальную крупную торговую сеть, и поэтому вынуждены в сегодняшних тяжелейших условиях искусственно сдерживать свое производство.

Если бы вы дали свои рекомендации по вашему видению взаимоотношений с крупными торговыми сетями для того, чтобы определить, что мы можем сделать для вас через руководство госадминистрации, к кому обратиться в Правительство Российской Федерации для решения данной проблемы, мы были бы вам очень благодарны. Было бы очень полезно, если бы мы сумели выработать механизмы совместной работы в регионах. К сожалению, можно констатировать следующий факт о федеральных органах исполнительной власти, которые эти вопросы курируют. Вопросами торговли, судя по названию, занимается Минпромторг, но особого энтузиазма я в этом направлении пока еще не видел. У них, наверное, очень тяжелая ноша заниматься вопросами промышленности, поэтому вопрос торговли, по всей видимости, для них пока еще не настолько актуален и интересен. Мы, по крайней мере, каких-либо предложений, которые могли бы нам помочь решить этот вопрос, пока не можем найти.

Второй вопрос, который для нас достаточно важный. Одним из направлений работы торгово-промышленных палат является вопрос информационного обеспечения. Это очень интересный и важный для нас вопрос. Зачастую мы не всегда в полном объеме владеем информацией о том, какую именно продукцию производят региональные предприятия. Зачастую нам, учитывая небольшой объем аппарата, дают обобщенную информацию: объем выпуска продукции, в лучшем случаю дают данные по тем вопросам, которые определяют основные направления выпуска этой продукции. Для нас сложно помогать таким предприятиям. Иногда даже директора предприятий не представляют те возможности содействия, которые мог бы оказывать аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО, по реализации их продукции. Мы можем оказать им содействие, если, конечно, это будут системные вопросы.

Если в регионе несколько тысяч предприятий, и каждое предприятие будет обращаться за помощью, мы не сможем никому эту помощь оказать. Мы могли бы этим заниматься, если нам удалось бы систематизировать основную информацию о продукции предприятий с целью продвижения того или иного направления, либо той или иной продукции. По крупным системо- и градообразующим предприятиям уже обращаемся в Правительство РФ и к Президенту РФ, и соответствующие решения принимаются. Аппарат полномочного представителя Президента РФ в ПФО будет благодарен вам за информацию об основных стратегических, с вашей точки зрения, направлениях, которые необходимо нам знать для оказания помощи предприятиям для продвижения услуг и продукции.

Еще один важный вопрос, в котором вы могли бы нам помочь, – это вопрос электронных бирж и торгов. Это одно из направлений не только антикоррупционной деятельности, т. к. идет абсолютно прозрачный механизм реализации продукции, но самое главное – это позволяет в значительной степени сделать саму процедуру очень эффективной: как самих торгов, как и экономии средств, так и фактора времени. Это позволяет решить много вопросов. Хотя и проводились соответствующие совещания, реального продвижения по этому вопросу нет.

В Татарстане есть система электронных торгов, есть мощная электронная биржа, где проведены десятки тысяч торгов. Предлагаю на этой базе сделать их в полном объеме. Для этого необходимо продумать механизм торгов, чтобы они были интересны для предприятий других регионов Приволжского округа. На нас вышло несколько структур, которые готовы заняться электронными торгами, предлагаем их для реализации и для обсуждения этого вопроса в других регионах. Два совещания на эту тему провели: все согласны, но, тем не менее, руководители регионов решение этого вопроса притормаживают. Это потеря времени, денег, потеря значительных приходов в экономику. Учитывая то, что с вами руководители и соответствующие министерства регионов работают, давайте вместе будем предлагать и рекламировать эту структуру. Весь мир так работает. Мы с вами работаем на уровне купца еще XVIII – XIX века. Единственное, чем система торгов отличается от предыдущей: вместо того, чтобы он на считал на костяшках, он считает на калькуляторе, еще организовали систему крупных магазинов – на выходе сидит один кассир. А так принцип тот же самый. На складе есть товар, который выбираешь. Но чтобы захотеть другой товар нужно ехать за тридевять земель. Ничего не поменялось, за исключением наименования товаров. Если не вводить новую современную систему, то мы окажемся в условиях реальной экономической войны. Любой кризис – это состояние войны. Вопрос только с чем воевать – с бесхозяйственностью, с собственным разгильдяйством, или воевать с теми проблемами, которые пришли в результате финансовых экономических проблем из-за рубежа. Но это состояние, когда надо работать в напряженном режиме и надо искать возможности экономии везде, где можно при условии получения достаточно высокой эффективности.

Это только три вопроса, которые я обозначил исходя из того, что они обсуждались на днях. Мы готовы с вами взаимодействовать и по другим направлениям, которые были бы полезны и для вас, и для нас. С удовольствием готовы обсудить ваши пожелания и пользоваться любыми реальными инновациями. Инновация – это внедрение того, что уже разработано, не зависимо где – у нас или за рубежом – непосредственно в практику. Давайте подходить к тому, чтобы у нас практика была более современной и полезной для всех.

Благодарю за возможность выступить в этой аудитории.

Приложение № 7


^ Справка В.В. Жуйкова, заместителя Председателя Правления

ТПП Республики Татарстан.


Дмитрий Германович!

Можно ли к первому вопросу дать справку?

По поводу взаимодействия с торговыми сетями я могу сказать, не знаю на сколько этот опыт можно тиражировать. Мы в конце прошлого года, Торгово-промышленная палата Республики Татарстан обратилась к сетевикам с предложением подписать соглашение с товаропроизводителем республиканским. Мы направили всем сетевикам, к сожалению не все подписали соглашение, но, тем не менее, пять сетевых компаний подписали. Соглашения, конечно, немного рамочные, но основные требования, в частности, по бонусам, по отсрочке платежа, по размещению товара нам туда удалось включить. Это была инициатива палаты.

Спасибо.

Приложение № 8


^ С.Н. Катырин, вице-президент ТПП Российской Федерации.


По ходу дискуссии у меня возникло несколько замечаний. Сразу отвечу Алексею Александровичу Кубрину. Ничего не произойдет с торговыми сетями, пока в России не будет принят закон о торговле. Те рамочные соглашения, которые были приняты в Республике Татарстан и прочее, дело не решит… Мы в своей стране не хозяева. Сетями руководят из-за рубежа и делают, то, что считают нужным. Наш производитель в сети просто не попадал, не попадает и не попадет. Если не будет изменено законодательство.

То же самое происходит с торгами. Но здесь обратная ситуация. Думаю, что ни для кого не секрет, что размещение госзаказа – это возможность определенного управления экономикой. И не секрет, что в определенном смысле это и кормушка для многих из чиновников. Пока это не будет в обязательном порядке внедрено, добровольно никто ничего делать не будет. На примере Тверской ТПП могу рассказать, как это происходит. Губернатор буквально через колено ломал своих заместителей по элементарным вещам, чтобы на открытых торгах, даже не электронных (!), а в палате проходивших, размещать заказ на простыни на больных, на пижамы. Копеечные заказы. Так это война была не на жизнь, а на смерть. Никто даже не подступался к медицине, аптекам и т.д. Поэтому это должно быть решено законодательном уровне. Я к чему это говорю, коллеги, это первейшая задача, которая стоит перед нами. Это формирование законодательства и на региональном и на федеральном уровнях. Это непростая задача и пусть никто не думает, что она нас не касается. Если мы вместе не будем заниматься с нашими депутатами, то ничего не изменится. В том числе и по инновационным точкам роста. У нас и по этому направлению нет законодательства. У нас даже определения нет этому направлению деятельности. Понимаете?! Молодежь много чего изобретает. Много идей витает в воздухе. А применить это не можем. Им запрещено законодательно. Оно только рождается для ума и тут же умирает, потому что применить некуда. Я сейчас о той цепочке, о которой говорили ранее. Пока мы ее не выстроим от рождения идеи до реализации, опытного образца, никаких подвижек в этом плане не будет. Сейчас Минэкономразвития, по крайней мере оно так заявляет, прорабатывает пакет мер. Считаю, что мы вместе должны проработать этот вопрос с учетом наработанной практики в регионе.

Второе, о чем хотелось бы попросить. Об этом мы уже говорили – это касается мониторинга ситуации. Причем во всех направлениях. Мы много говорили об образовании, о том, что готовят не тех специалистов. Но ведь и бизнес не говорит о своих требованиях. Хорошо заявлять, что вы нам готовите не такие кадры, а скажите кто-нибудь, какие именно кадры вам нужны. Ведь этого тоже нет. То чем мы можем помочь бизнесу в области образования – сформулировать задачи и требовании, которые ждет бизнес от кадров. Давайте вместе над этим подумаем.

Кустарин рассказывал о стандартах, но не рассказал о том, какие кадры готовятся в республике. Но там на первом этапе чуть не половина подготовленных кадров оказалась вообще республике не нужна. Это же было понятно с самого начала! Тратятся деньги государственные, деньги частные. Но тратятся они вхолостую. Мы могли бы помочь и бизнесу, и власти сформулировать, по крайней мере, те хотя бы приблизительные объемы кадров, которые необходимы в том или ином регионе по определенным направлениям. Наготовили по всей стране экономистов и юристов. Но нет технарей. А сколько их нужно в каждом конкретном регионе? В этом плане у палат больше возможностей, чем даже у администраций.

Я говорю о мониторинге в широком смысле слова и эта обратная связь, которую мы с вами наладили, по крайней мере, на ту анкету, которую мы с вами сделали по малому бизнесу. Мы эти выкладки кладем на стол Шувалову, в Миниэкономразвития. Нашими данными оперируют, на них опирается во многих докладах премьер-министр страны В. Путин. Это возможность получить истинную информацию из регионов. Нам нужно подумать: каким образом сориентировать власть и в регионах по многим другим направлениям. Особенно в это непростое время.

Я хотел бы, чтобы каждый для себя совершенно четко оценил возможности, которые есть у каждого из нас. Полагаю, что еще хуже браться за то, что не можем сделать, чем не браться за это дело. Мы должны очень четко оценивать, какие есть возможности, чтобы соединить до конца все – от идеи до практической реализации. У нас же все время какая-то часть этой цепочки. Мы создаем сначала бизнес-инкубатор, который превращается в какой-то доходный дом. Предприятиям из него некуда идти, они остаются там навечно. Или сочиняем какой-то технопарк, который неизвестно для кого и что должен производить. Задача наша – помочь всю цепочку отстроить. Пусть мы поможем нескольким предприятиям. Но чтоб это все заработало по всей цепочке.

Очень хотел бы обратить внимание на сборник, который мы вручали на заседании Правления ТПП РФ, в том числе премьер-министру. 200 проектов, которые мы отобрали из регионов, это естественно, не все, что мы от вас получили. Полагаю, что в каждой палате должны быть какие-то проекты, которые бы взялись курировать, чтобы они были реализованы до конца. Мы с вами, естественно, ряд вопросов решить не можем. В этом смысле мы должны быть теми, кто соединяет финансистов, администрацию и носителей идей, которые к нам приходят. В этом плане нам надо с вами конкретно поработать.

Нужно обратить внимание, что очень серьезно начало вести молодежную программу министерство спорта, молодежи и туризма. На встрече с сотрудником министерства я предложил программу, которую они хотели бы реализовать, привезти в территориальные палаты, чтобы вместе с вами определиться с дальнейшим направлением деятельности и насколько это должно быть интересно производству. В первую очередь, нужно брать информацию о том, какие инструменты сейчас существуют: инвестиционные, венчурные фонды, те институты, которые сейчас работают. Многие из коллег, к великому сожалению, мало представляют, какие источники финансирования существуют на этапе старт-апа, на других этапах. Полагаю, что нужно каждому разобраться, чтобы своим коллегам дать информацию и помочь с источником финансирования. У нас с вами достаточно много задач, и нам нужно выстроить некоторую систему, то о чем говорил Кустарин (об информационных стандартах). Думаю, что это поможет реализовать себя через систему палат носителям неких идей.


Приложение № 9


^ Ю.И. Петрушин, Председатель Правления, генеральный директор

ТПП г. Набережные Челны и региона «Закамье».


У меня два предложения. Первое. Те вопросы, которые мы сегодня обсуждаем, – все это правильно. Но пока мы не разберемся с бережливым производством, и через внедрение или принятие бережливого производства не придем на производство, процессы, которые мы сегодня обсуждаем, очень и очень трудоемкие и решить их без этого будет сложно. Я могу сказать, что внедрение бережливого производства в несколько раз снижает срок выполнения заказа, повышает производительность труда, снижает затраты. Я думаю, что это большая «фишка» для торгово-промышленных палат. Это будет такой резонанс, что мы даже себе его не представляем. Если совет поддержит, то мы готовы следующий Координационный совет подготовить и предложить провести в нашем регионе, где мы вам покажем конкретно на примерах, где и как внедряется бережливое производство. Такое крупнейшее и сложное предприятие как КамАЗ за счет применения бережливого производства (они на сегодняшний день берут одну тысячу человек инструкторов) за полтора года сократило расходы на 1,5 млрд. руб. Например, Елабужский муниципальный район берет десятки программ, предприятия которые занимаются этой проблемой. Если есть желающие, мы готовы выехать на любое предприятие, в любую палату и провести организационные семинары по бережливому производству со своими инструкторами. Предлагаю руководителей палат ознакомиться с этим, если нужно со своей стороны готов предоставить соответствующие записки. Это будет такая «фишка» в целом по России! Очень серьезно. Сейчас ведутся переговоры с Японским центром о создании такого центра в Набережных Челнах по бережливому производству. Мы создали специальный учебный центр – кафедру бережливого производства. Много не буду об этом рассказывать – это очень большая и длительная работа. Вот на это хотелось бы обратить внимание.

И второе. Вот мы говорим сегодня о подготовке кадров и так далее. Можно много говорить и рассуждать: ситуацию мы все знаем. Но если каждая торгово-промышленная палата возьмет себе хотя бы одну школу или лицей, где выстроит правильную редакционную и техническую работу, – это будет большой результат. Сегодня конструкторов не найти, я не знаю как в других регионах, мы создали при палате конструкторское бюро, собрали примерно 50 – 60 – 65 летних конструкторов – молодежи не найти. Мы создали по этому типу лицей-школу, правда, время ушло, мы не смогли создать ее у себя Татарстане, а создали в Краснодарском крае в селе Текос, где дети могут получить среднее образование на 2 – 3 года раньше. Каждый ребенок имеет 3 – 4 производственный разряд. Открыли при этом лицее пять ВУЗов. Дети туда не ездят учиться, к ним преподаватели приезжают и обучают их. Они выезжают в ВУЗ только на защиту дипломов. Я хотел бы эти два вопроса рассмотреть, и я бы рекомендовал, если вы согласитесь, давайте в Текосе проведем семинар, как это делается: там само управление; там нет педагогов; старшие преподают младшим; дети, начиная с семилетнего возраста, занимаются наукой и разработкой новых технологических программ всевозможных.

Приложение № 10


^ А.З. Шайхутдинов, Председатель Правления Юго-Восточной

ТПП Республики Татарстан.


Я увидел, что здесь, в Мордовии, торгово-промышленная палата действительно работает с властью. Так и мы должны работать. Будет очень хорошо, если во всех торгово-промышленных палатах Приволжского федерального округа будут такие здания, будет организована работа бизнес-инкубаторов, технопарков, выставочная деятельность.

И еще. При Торгово-промышленной палате Российской Федерации создан Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей, на базе которого действуют курсы по обучению руководителей торгово-промышленных палат. Рекомендую всем своим коллегам пройти обучение в данном институте для повышения своей квалификации.

Скачать 322.96 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты