Домой

Курсовая работа по экономической теории на тему: Антиинфляционная политика государства. Преподаватель: Работу




Скачать 289.95 Kb.
НазваниеКурсовая работа по экономической теории на тему: Антиинфляционная политика государства. Преподаватель: Работу
Дата26.01.2013
Размер289.95 Kb.
ТипКурсовая
Содержание
1. Социально – экономические последствия инфляции.
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.
3. Особенности антиинфляционной политики в России.
Динамика среднегодового уровня инфляции в россии
Показатели денежной массы
Подобные работы:

Министерство Образования Российской Федерации


Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Воронежский филиал

Кафедра Экономической теории


КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Антиинфляционная политика государства.


Преподаватель:

Работу выполнил: студент II курса,

учетно-статистический факультет (вечер), личное дело №.


Воронеж – 2008

Содержание

Введение 3

  1. Социально-экономические последствия инфляции. 4

  2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики. 9

  3. Особенности антиинфляционной политики в России. 15

Практикум 22

Заключение 24

Литература 25


Введение

На мой взгляд, проблема антиинфляционной политики занимает важнейшее место в экономической науке. Актуальность данной работы состоит в том что, поскольку инфляция влечет за собой острые социально-экономические последствия, и постоянно меняется экономическая ситуация на мировом рынке и внутри страны, перед государством стоит цель разработать грамотную антиинфляционную программу по снижению ее темпов, учитывая экономико-политические условия, особенности традиции России.

Предметом изучения данной курсовой, выступают процессы формирования антиинфляционной политики страны, включающие в себя монетаристские, кейнсианские и другие методы сдерживания инфляции. Объектом изучения является особенности инфляционных процессов, в России в период с 1992-2008 гг.

Целью данной работы является изучения последствий инфляции, методы борьбы с ней, анализ антиинфляционной политики РФ.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть последствия инфляции.

2.Рассмотреть монетаристские и кейнсианские методы борьбы с инфляцией.

3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.

Для исследования данных экономических процессов я использовала диалектически метод, математический метод, метод анализа и синтеза и некоторые другие.

Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, статистические справочники, проблемные статьи, электронные ресурсы удаленного доступа, телевидение.


^ 1. Социально – экономические последствия инфляции.

При всем многообразии теорий, объясняющих характер, суть инфляции, все они сходятся на том, что при определенном, высоком, уровне инфляция ведет к проблемам в социальной и экономической жизни общества.

Правда, у невысокой инфляции есть некоторые свои плюсы. Положительный вариант существует не случайно. Прежде всего, инфляция приносит доход государству. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых, необеспеченных товаром денег. Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Такие действия называются инфляционным налогом. Но эта политика государства также отражает и отрицательную сторону в виде перераспределения доходов.

На инфляции наживаются коммерческие банкам. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных).

Большой выигрыш от роста цен получают у нас многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая на складах). Вызвав тем самым положительный спрос, они повышают цены товаров1.

Умеренная инфляция может оказывать положительное влияние в некоторых случаях на производство. Более того ее сокращение вызывает рост безработицы и уменьшение роста национального продукта. В некоторых случаях она может создать своеобразную инфляционную конъюнктуру, когда вследствие роста спроса идет расширение производства. Таким образом, умеренная инфляция может вызвать временное оживление экономики.

Но однозначно нельзя говорить об умеренной инфляции, как об исключительно положительном явлении в социально – экономической жизни страны. Стоит отметить, что она также имеет и отрицательные стороны.

Умеренная инфляция усиливает неопределенность экономической среды. Сохраняются экономические риски, что приводит к ограничению экономической деятельности, особенно новой. Когда невозможно прогнозировать с достаточной степенью точности будущие цены на товары и услуги, предприниматели не могут заранее оценить прибыли и убытки от новых (особенно долгосрочных) инвестиций, поэтому они пытаются свести риски к минимуму, ограничивая свою активность обычными текущими операциями. Достижение долгосрочных результатов, в том числе построение экономики инновационного типа в условиях искажающего влияния инфляции, невозможно1.

Отмечаются и такие последствия инфляции, как «издержки стоптанных башмаков» и «издержки меню». Первые заключаются в более частом посещения населения банков для снятия денег со счетов, что требует дополнительных затрат времени, в рыночной экономике это значит упущение возможности получения доходов. «Издержки меню» характеризуются затратами организаций на переоформление ценников, прайс-листов, каталогов в связи с изменением цен.

Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение национального дохода:

1) между сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;

2) между населением и государством в пользу последнего. Оно осуществляет скрытое налогообложение через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в той экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, так как в силу несбалансированности роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп населения этот процесс происходит по-разному, в разное время и с различной скоростью, т.е. по номиналу1;

3) между слоями населения: если у беднейших слоев, чей потребительский набор включает жизненно необходимые товары неэластичного спроса, резко снижает жизненный уровень, то у богатых сокращаются сбережения, а текущее потребление, в силу инфляционных ожиданий даже возрастает, что способствует росту социального расслоения и напряженности в обществе;

4) между дебиторами и кредиторами непредвиденная инфляция обеспечивает выгоды получателем ссуды, так как при фиксированной ставке процента за кредит, не учитывающей инфляцию, они возвращают кредиторам фактически меньшую сумму2.

Инфляция отрицательно влияет непосредственно на положение людей. Для тех категорий граждан, которые получают фиксированные доходы, т.е. для пенсионеров, студентов, иждивенцев и пр. инфляция особенно опасна. У этих слоев населения большую часть в активах занимают наличные денежные средства и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен реальная стоимость их уменьшается.

Так же страдают люди, занятые в бюджетной сфере, так как пересмотр зарплаты здесь происходит лишь после того, как из-за роста цен произошло существенное падение реальной зарплаты. Повышение зарплаты с учетом роста цен приводит к тому, что реальная зарплата достигает исходного уровня. Но последующий рост цен снова ведет к ее понижению, так что в долгосрочном плане уровень роста зарплаты устойчиво отстает от уровня цен3.

Инфляция оказывает негативное воздействие и на платежный баланс страны. Рост цен внутри страны ведет к уменьшению объемов экспорта и увеличению импорта, это отрицательно влияет на сальдо платежного баланса. В этой ситуации страна может задействовать золотовалютные резервы, которые ограничены, или девальвировать национальную валюту, что дает преимущество отраслям, продающим товары на экспорт, снижая цены на мировом рынке, и ведет к упадку отрасли, потребляющие импортные ресурсы и комплектующие. Внутренние цены на них будут расти с понижением национального валютного курса. Данная ситуация ведет к возможному возникновению структурных дисбалансов в экономике.

Инфляционные процессы подавляют также стимулы роста экономики на базе НТП. Внедрение нового, лучшего оборудование в производство становится нецелесообразным для предпринимателя, т.к. для него выгодней использовать устарелую технику, но более дешевую. Причина в отказе от новой техники и использование старой трудоемкой технологии состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой растут медленнее затрат, которые идут на покупку нового оборудования.

Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. В условиях галопирующей инфляции, в случае, когда при среднегодовых темпах инфляции около 40% экономический рост, как правило, прекращается. Инфляция приводит к перекосу в системе цен, страдают многие экономические субъекты, оказавшиеся не в состоянии планировать дальше свои доходы и расходы. Обесцениваются накопления, сбережения становятся убыточными.

Наблюдается замедление активности всей экономической системы. Из-за неопределенной ситуации, отсутствия верного прогнозирования динамики цен предприниматели отказываются от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала из сферы производства переходит в сферу обращения.

В силу высоких темпов инфляций долгосрочные инвестиции становятся невозможными. Начинается бегство от денег к товарам. Стремясь сохранить реальную стоимость денежных активов, люди покупают товары, недвижимость и пр.

Разрушительную силу и наибольший вред приносит национальной экономике гиперинфляция, при которой увеличение роста цен достигает более 1000% в год. Государство теряет контроль за денежной эмиссией, она приобретает огромные размеры. Деньги перестают выполнять свои ключевые функции.

Тотальный характер приобретает бегство от денег, денежные отношения вытесняются, появляются денежные суррогаты (талоны, бартер), часто собственная валюта заменяется более твердой иностранной вследствие несостоятельности национальной денежной системы.

В таких условиях разрастается спекулятивный бизнес, ориентированный на перепродажу. Начинается бегство капиталов из страны. Крах денежной системы ведет к общему упадку и распаду всего национального хозяйства.

в регионах проявляются сепаратистские тенденции.

Расстроена вся денежная система. Она парализует экономику страны, ведет к стагфляционному кризису, заключающемуся в резком инфляционном росте цен при сокращении производства.

Все эти процессы ведут к обнищанию народных масс, к накалу социальной напряженности, к недовольству общества. Зачастую итогом является приход к власти тоталитарного режима.

Многообразное негативное влияние инфляции на социально – экономическую сторону жизни общества вынуждает правительство разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией. Разработка стратегии антиинфляционной политики является необходимым элементом для стабилизации экономики.

^ 2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.

Инфляция является неизбежным явлением в рыночной экономике. Мировая теория и практика накопила богатый опыт различных форм и методов борьбы с инфляцией. Но полная победа над инфляцией в современных условиях невозможна, т.к. невозможно устранить все причины, вызывающие ее, и разрушить ее систему.

Следовательно цель государственной антиинфляционной политики заключается не в том, чтобы искоренить инфляцию полностью, а сделать ее процесс управляемым, уровень – умеренным.

Способы снижения инфляции неоднозначны и противоречивы.

Можно выделить несколько государственных программ, нацеленных на снижении инфляции.

В зависимости от цели разделяют два направления такой политики.

Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально – политической напряженности в обществе (основные инструменты: индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов).

Второе направление - политика, нацеленная на снижение темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие1.

Инфляция – проявление макроэкономического неравновесия спроса и предложения (AS
Подход к решению названной проблемы принципиально различен у сторонников кейнсианской и монетаристской теорий. Социальные аспекты инфляции (политологические, социологические) данные теории не рассматривают.

Кейнсианская модель родилась на основе критики классического подхода к рыночной экономике как саморегулируемой системе, не требующей государственного вмешательства со стороны1. Причиной этому является предельная склонность к сбережению и к импорту, который в совокупности составляет недопотребление отечественного продукта. Основопожником данной теории является Джон Кейнс.

Типология кейнсианской политики не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме "настройки" рыночных параметров и финансовых инструментов регулирующую роль рынка с сильной финансовой политикой государства, возрастающей централизацией бюджетных ресурсов на цели инновационного экономического роста, социального финансирования2.

Мировой опыт 30-х гг. XIX века показал, что государство не только может, но и должно вмешиваться в экономику страны. С точки зрения кейнсианцев, государство играет положительную роль, применяя соответствующие стабилизационные меры для экономики. Эта теория придаёт значение совокупным расходам и их компонентам. Сторонники Дж. Кейнса считали, что колебания в совокупных расходах является главным источником нестабильности в экономике. Поэтому они видели значение правительственной политики в стабилизации совокупного спроса (расходов) с целью стабилизации экономики в целом.

Согласно кейнсианской версии антиинфляционного регулирования основным направлением уменьшения уровня инфляции является увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого нужно увеличить государственные инвестиции путем размещения крупных заказов. Так же необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что приведет к снижению цен. А увеличение расхода государственного бюджета ведет к росту бюджетного дефицита. По кейнсианской теории этот дефицит нужно покрывать не с помощью увеличения денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашены после снижения инфляции до допустимых пределов.

Также суть разновидности кейнсианской теории состоит в том, что инфляция объясняется ростом издержек производства. Эта инфляция получила название «инфляция издержек». При этом механизм возникновения инфляции обусловлен взаимосвязью между стремлением предпринимателей к повышению цен с целью увеличения нормы прибыли и требованиями работников о повышении заработной платы. В качестве сдерживающего инфляцию фактора предусматривается ограничение роста заработной платы достигнутым в данной фирме уровнем производительности труда1.

Кейнсианские антиинфляционные методы подвергают критике представители монетаристской школы, завоевавшей большую популярность в 1970-1980-е годы. Основателем монетаризма является Милтон Фридмен.

Сторонники монетаристской теории считали, что методы борьбы с инфляцией, которые выдвигали кейнсианцы, не дают возможность экономическому кризису выполнить свою функцию очищения экономики от неэффективных структур. Несмотря на то, что выход из кризиса осуществляется быстрее, структурные диспропорции в экономике сохраняются, как результат – обвал экономики в новый кризис осуществляется раньше, т.к. сокращается период стабильного экономического роста. Более того, присутствие галопирующей и даже гиперинфляции требует срочных, быстродействующих мер, ориентированных на немедленное гашение темпов инфляции, соответственно ожидание отдаленных во времени результатов повышения эффективного спроса становится невозможным.

В соответствии с монетаристской концепцией, государственное регулирование экономики должно осуществляться крайне ограниченно, в основном за счет устойчиво-равномерной (несколько процентов в год) денежной эмиссии. По мнению сторонников монетаристской школы инфляция является чисто денежным явлением, вызванным лишним количеством денег в обращении. Поэтому меры борьбы с ней должны сводиться к жесткому использованию основных методов дефляционной политики, уменьшению платежеспособного спроса. Особое значение при этом придается ликвидации дефицита госбюджета и ограничительной кредитно-денежной политике. Со стороны производства и предложения товаров целесообразным признается лишь формирование и всемерная поддержка конкурентно-рыночного климата, а во внешнеэкономических отношениях – сохранение плавающего курса обмена национальной валюты1. Таким образом, главным является достижение стабильности на денежном рынке.

Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса, т. е. проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит, и его дефицита2.

По мнению М. Фридмена, из программ по увеличению совокупного предложения удовлетворяют только те, которые не требует дополнительных государственных инвестиций. К ним относятся, в первую очередь, такие меры, как продажа ресурсов, государственных предприятий, информации.

Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в

кейнсианской политике, а возрастать, что окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос3.

Удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий при сокращении совокупного спроса ведут к быстрому очищению экономики от неэффективных производителей. Это с одной стороны ведет к дальнейшему спаду, а с другой – к освобождению ресурсов для эффективного производства. И тогда появляется возможность стимулирования роста инвестиций за счет снижения налоговых ставок.

Снижение подоходных налогов, в том числе на заработную плату, позволяет фирмам понижать зарплату при сохранении ее реального содержания. Это, в свою очередь, ведет к снижению издержек предприятий и расширению производства1.

Значительные социальные издержки «санирующего» этапа монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требует жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки - так называемой «шоковой терапии».

Однако практика развивающихся стран и стран переходной экономики показала, что прямое следование монетаристским рецептам не всегда достигает цели. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики становятся препятствием к этому. «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:

1) рыночные инфраструктуры развиты;

2) обеспечена взаимосвязь различных рынков (что позволяет восстановить общее рыночное равновесие);

3) высоко значение мультипликатора инвестиций;

4) действует большое количество производителей, из которых может быть осуществлен отбор сильнейших2.

Также наиболее уязвимым местом монетаристской концепции — это признают и сами монетаристы — является вопрос о регулировании денежной массы. Большинство критиков считают, что такое регулирование чрезвычайно сложно, если вообще возможно, поскольку нужное количество обращающихся денег определить трудно, а скорость их обращения изменчива1.

При этом основной целью монетарной политики остается поддержание стабильности национальной единицы, для чего в качестве инструмента будет использоваться управление ростом денежного предложения с целью повышения уровня монетизации. Ожидается, что целевое ограничение инфляции обеспечит поддержание стабильного низкого и предсказуемого ее уровня, создаст условия для снижения ставок кредитования (путем устранения риска нестабильности цен) и будет способствовать увеличению инвестиций. Необходимым условием реализации намеченных целей является повышение гибкости обменного курса, что создаст баланс между интересами экспортеров и развитием внутреннего рынка, оптимизирует перераспределение ресурсов и факторов производства в экономике2.

Но сведение к исключительно ценовому ее выражению и, далее, к ограничению преимущественно денежным предложением, к чему сводится в основном в современных условиях проводимая политика, не только искажает целевые ориентиры денежно-кредитного регулирования и бюджета, но фактически приводит к воспроизводству условий инфляции. На этом фоне закрепляются структурные деформации экономики, которые, в свою очередь, составляют питательную среду инфляции3.

Таким образом, на мой взгляд, наиболее рациональным, является сочетание обоих направлений регулирования экономической ситуации в стране.

Необходимо также отметить, что при выборе антиинфляционной политики важно принимать во внимание конкретные экономико-политические условия, особенности и традиции данной страны, господствующие психологические установки, степень реализованности социальных преобразований1.


^ 3. Особенности антиинфляционной политики в России.

Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантной в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономи­чного спада, эффективная инвестиционная политика, форми­рование стабильней макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорции общественно­го воспроизводства2.

В период существования Советского Союза правительство осознанно, целенаправленно неоднократно для решения финансовых проблем организовывало печатание дополнительных денег, не опасаясь роста потребительских цен. Однако в условиях жесткой административной системы управления экономики, рост денежной массы в СССР не приводил к видимой инфляции.

До 1992 г. в России, как и в бывшего СССР в целом, из-за централизованного планирования цен в основном была присуща подавленная инфляция. Тем не менее, за 1991 г. ИПЦ в России возрос в 2,6 раза. Открытую форму инфляция в России приобрела с момента либерализации цен в январе 1992 г. С этого же времени правительство начало проводить антиинфляционную политику присущей рыночной экономике форме3.

Самый глубокий и масштабный кризис, поразивший Россию в новом времени пришелся на первую половину 90-х годов. Инфляцию, начавшуюся с 1992 года, удалось погасить только в 1996г (см. табл. 1.). С 1992 – 1994 гг. она являлась гиперинфляцией. По своей природе это была инфляция спроса. Основными средствами ее подавления послужили резкое снижение темпов предложения денег(см. рис. 1.), прекращение финансирования дефицита федерального бюджета за счет кредитов Центрального банка РФ, введение с июля 1995 г. «валютного коридора» для обменного курса рубля к доллару США, директивное ограничение роста цен на продукцию естественных монополий1. Кроме того, для снижения инфляции намеревалось сокращение государственных расходов. О сокращении бюджетных расходов говорится в указе президента 1993 г. В этом же году в постановлении правительства № 33 говорится о недопущении расходов, которые не обеспечены источниками денежных средств2.

Год ................................................. 1992 1993 1994 1995 1996

Прирост М2, % .............................. 668 509 300 226 134

Рис. 1.

Антиинфляционная политика не имела прямое следование монетаристским рецептам. В 1992 г. Центральным банком осуществлялась кредитная эмиссия для ослабления кризиса неплатежей. Но поскольку кредиты поддерживали наименее эффективных производителей, налаживалось производство никому не нужной продукции, следовательно последовал не рост предложения, а дальнейший рост цен.

В целях покрытия бюджетного дефицита, начиная с 1993 г стали использоваться считавшиеся неинфляционные меры его покрытия за счет выпуска и размещения краткосрочных высокодоходных государственных казначейских обязательств (ГКО). Такого рода заимствования в кейнсианской концепции являются инструментом краткосрочной антиинфляционной политики, в российской же практике они использовались почти 5 лет – до кризиса 1998г. Сложилась своего рода «финансовая пирамида», когда новые ГКО размещались для покрытия обязательств по предыдущим выпускам.

Помимо задолженности по ГКО, факторами, занижающими уровень инфляции, являлись наличие не оплаченных государством госзаказов, невыплаченных своевременно зарплат и пенсий, огромный внешней долг.

Практика антиинфляционного регулирования в России включала использование так называемого «монетарного якоря», т.е. выбора и контроля определенного стоимостного параметра, позволяющего ограничить рост цен. Чаще всего таким параметром является валютный курс. Задача Центрального банка России состояла в том, чтобы падение курса рубля не опережало падение его покупательной способности. Для этого накапливались валютные резервы, и с середины 1995 г. был введен, как было сказано выше, «валютный коридор» - удержание курса рубля в определенных рамках с помощью скупки или продажи ЦБ иностранной валюты1.

Также в 1995 г. была предпринята новая попытка обуздания инфляции. Она оказалась успешнее предыдущих. Этот период характеризуется более последовательным осуществлением правительством и Центральным банком ограничения бюджетной и кредитно-денежной политики. Свернута практика беспроцентного финансирования некоторых видов отраслей.

В 1996 г. власти успешно выполнили свою программу. К 1997 г. инфляция в России была подавлена: среднемесячный прирост ИПЦ в 1997 г. равнялся 0,875 %. Это было достигнуто в основном за счет жесткого контроля за количеством находящихся в обращении денег, т.е. средствами денежно-кредитной политики2.

Во второй половине 1998 г. произошел резкий всплеск уровня цен. Одной из причин кризиса стал скачок обменного курса рубля, за ним последовало повышение цен на импортные товары, которые составляли около половины всех товаров народного потребления, итог – рост общего уровня цен. Кроме того обслуживание пирамиды ГКО требовало все возрастающих государственных расходов, которые, превысив к середине 1998 г. объем налоговых поступлений в наличных деньгах, оказались для государства неподъемными.

Россия использовала противоречивые рецепты монетаристской и кейнсианской школы.

Но благодаря проведению относительно жесткой кредитно – денежной политике (рост ставки рефинансирования, сокращение бюджетных расходов), росту отечественной промышленности, основанному на импортозамещении, темп инфляции достаточно быстро вернулся к предкризисному уровню. Рост цен 1999 – 2001 гг. составил 18 – 20%. Появились признаки экономического роста.

В 2001 г. Банк России последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12 – 14% за год. Такому ее значению соответствует прирост объема ВВП около 4 – 5%1.

В период с 2001 по 2004 г. также в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако это не удалось, и он составил 10, 9%2 (см. табл. 1). Такого результата, несмотря на стремительный рост денежной массы, удалось достигнуть благодаря проведению четкой бюджетной и кредитно – денежной политики, сокращению неплатежей.

Таблица 1

^ ДИНАМИКА СРЕДНЕГОДОВОГО УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ3

годы

инфляция

(%)

1992

2508,8

1993

844,2

1994

215,0

1995

131,3

1996

21,9

1997

11,0

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12,0

2004

10,0

2005

10,9

2006

9,0

2007

11,9

К 2006 г. темп роста инфляции удалось снизить до минимального уровня после финансового кризиса 1998 г. - 109%. Причем этот результат был достигнут на фоне стремительного роста денежной массы - М2, которая увеличилась почти в 1,5 раза (см. табл. 1). В основе антиинфляционной политики – последствие стерилизации денежной эмиссии, вызванной притоком "нефтедолларов", в Стабилизационном фонде, укрепления рубля в номинальном выражении по отношению к доллару США (на 8,5%) и сдерживания немонетарной инфляции через введение региональных лимитов на рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства1.

Таблица 22

^ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ

(на конец года)


2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

1154,4 1612,6 2134,5 3212,6 4363,3 6044,7 8995,8 13272,1

Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2008-2010 гг. предусмотрено снижение ИПЦ в 2010 г. до 5 - 6% против 7-8% в 2007 г. Однако фактическое значение ИПЦ в 2007 г. (11, 9%) увеличилось по сравнению с предыдущим годом (9, 0%) - впервые после 1998 г.

По оценкам Минэкономразвития, влияние монетарных факторов на инфляцию не так велико, как раньше, а ее ускорение, наблюдаемое с апреля 2007 г., связано главным образом со скачком цен на продукты питания в результате заметного роста цен на продовольствие на мировых рынках при низких темпах роста отечественного производства и сохранении локального монополизма. Поэтому с 15 октября 2007 г. в качестве антиинфляционных мер были изменены пошлины на ввозимые и вывозимые некоторые продовольственные товары; инициировано подписание соглашений между производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов до 31 января 2008 г1.

На данный момент правительство России разрабатывает все новые и новые методы борьбы с инфляцией при этом, по мнению многих экспертов, с убеждением которых я согласна, не имея четких стратегий и направлений. На мой взгляд, это связано болезненным переходом России к рыночной экономике.

Среди предпринимаемых мер, которые направлены на стабилизацию продовольственных рынков Минэкономразвития России в своем писем от 20 мая 2008 года называет снижения импортных пошлин и повышение экспортных на ряд инфляционно опасных товаров, так же выделяются меры по стимулированию конкуренции, так же предлагается введение временное ограничения роста цен на ряд социально значимых товаров. На снижению инфляции в среднесрочном перспективе Минэкономразвития предложило 2 группы мер. Первая мера по стимулированию предложения товаров и развитие конкуренции, особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках, мера по развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов, сдерживание роста тарифов естественных монополий. Втора группа мер это меры бюджетной и денежной политики, которые направлены на снижение монетарных составляющих инфляции и стимулирование сбережений населения соответственно тем самым ограничение избыточного спроса, у населения1.

Экономическая стабилизация, эффективная финансовая политика должны стать главной целью Правительства России в долгосрочной перспективе, поскольку проблему с инфляцией, начавшуюся с 1992 года не удалось решить до сих пор.


Практикум.

Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

В соответствии с количественной теорией денег количество денег, находящихся в обращении, определяется по формуле:



 – скорость обращения денег в движении доходов;

– количество денег, находящихся в обращении;

 – реальный объем производства;

 – абсолютный уровень цен.

В соответствии с условиями задачи, обозначим ,  – объем производства, включающий увеличение реального дохода, т.е. . Т.к. по условию задачи цены при инфляции увеличились на 2%, обозначим . – предполагаемое количество денег в планируемом периоде.



Таким образом, Центральный Банк страны должен увеличить предложение денег на 12,2% (1,122 – 1= 0,122; 0,122  100%), чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег.

Для увеличения предложения денег Центральный Банк может воспользоваться следующими методами:

  • проведение операций на открытом рынке. Правительство скупает ценные бумаги через Центральный Банк. За увеличением избыточных резервов коммерческих банков следует рост их кредитных ресурсов. Итогом является мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, рост объема денежной массы.

  • уменьшение учетной ставки процента, по которому выдаются кредиты коммерческим банкам. Уменьшая учетную ставку, Центральный Банк поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Следовательно, кредиты, которые выдают коммерческие банки за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.

  • снижение нормы обязательных резервов. Снижение данной нормы влечет за собой повышение избыточных резервов, а следовательно, увеличение возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. В этом случае процентная ставка снизится, а инвестиционная активность увеличится. Объем денежной массы возрастет. Но такой метод для простой корректировки предложения денег, как правило, не используется. Он используется в крайних случаях.

Если указанные меры не срабатывают, то Центральный Банк может прибегнуть к эмиссии денежной массы.


Заключение

В ходе исследования данной темы, я рассмотрела социально-экономические последствия инфляции, изучила особенности монетаристских и кейнсианских рецептов регулировании инфляции, выявила особенности антиинфляционной политики в нашей стране, ближайшие перспективы в этом направлении. Сделала соответствующие выводы.

Последствия инфляции на различных слоях населения сказываются по-разному, в зависимости от темпов инфляции и уровня жизни населения. Но высокий уровень инфляции оказывает губительное воздействие на население, в целом на всю экономику страны.

Сказанное выше говорит о необходимой жесткой борьбе с инфляцией. Изучив кейнсианские и монетаристские методы, на мой взгляд, является важным сочетание обоих направлений регулирования экономической ситуации в стране, но к каждой стране это применимо по-разному. Антиинфляционная политика нашей страны является ни конкретно монетаристской, ни кейнсианской. Только монетарной данная политика не может быть, т.к. включает в себя немонетарные причины инфляции.

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики, несмотря на положительную инфляционною ситуацию в последние годы, сравнительно с предыдущими, позволительно сделать вывод о том, что политика государства на сегодня остро нуждается в планировании, т.к. проблема инфляции осталась в нашей стране и новые резкие скачки темпов инфляции не исключены. Причина несостоятельности нашей антиинфляционной политики уходит корнями в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования.


Литература

Учебники, монографии, сборники научных трудов

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М.: Проспект, 2007.

  2. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник – М.: Кнорус, 2007.

  3. Седов В.В. Экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск, 2003, часть 3.

  4. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. Полный курс МВА. – М.: Эксмо, 2005.

  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. – М.: Высшее образование, 2006.

  6. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатовой. – М.: Экономист, 2006.

  7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д Камаевой. – М.: Владос, 2007.

  8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, 2001.

Статьи из журналов и газет

  1. Абрамова Е.А., Белоусов Д.Р., Михайленко К.В. Экономические итоги развития российской экономики в 2006 г. и прогноз на 2008-2010 гг.// Проблемы прогнозирования. 2008. № 6

  2. Белинская Я. Валютный курс и ограничение инфляции. // Экономист. 2006. № 4.

  3. Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции. // Вопросы экономики. 2007. № 10.

  4. Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики // Экономист. - 2004. - N 1.

  5. Рогова о. Инфляция и воспроизводство. // Экономист. 2007. № 1.

  6. Фетисов Г. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «Голландской болезни»// Вопросы экономики. 2008. № 3.

  7. Михайлова-Зинченко Е. Экономика «вздулась» инфляцией. - http://www.aaa.kz/200803_07.htm

Статистические сборники

  1. Россия в цифрах: Стат. сб./ Росстат. – М.: Основные социально-экономические характеристики РФ, Цены и тарифы, за соответствующие годы.

Телевидение

  1. РБК-ТВ. Передача «Диалог»: Как вырастут цены на продукты? Батыгина Т. 27.10.2008.



1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М.: Проспект, 2007. – С. 424 – 425.

11 Кудрин А.Л. Инфляция: российские и мировые тенденции. // Вопросы экономики. 2007. № 10.

1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – С. 320-321.

2 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, С. 303.

3 Седов В.В. Экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск, 2003, часть 3, С. 51.

1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, С. 305.


1 Седов В.В. Экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск, 2003, часть 3, С. 105.

2 Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики // Экономист. - 2004. - N 1.


1 Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник – М.: Кнорус, 2007, С. 173

1 Михайлова-Зинченко Е. Экономика «вздулась» инфляцией. - http://www.aaa.kz/200803_07.htm

2 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, С. 306.

3 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, С. 307.

1 Седов В.В. Экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск, 2003, часть 3, С. 108.

2 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, С. 307.

1 Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник – М.: Кнорус, 2007, С. 145.

2 Белинская Я. Валютный курс и ограничение инфляции. // Экономист. 2006. № 4.

3 Рогова о. Инфляция и воспроизводство. // Экономист. 2007. № 1.

1 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. Полный курс МВА. – М.: Эксмо, 2005, С 303.

2 Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д Камаевой. – М.: Владос, 2007, С. 436.

3 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. – М.: Высшее образование, 2006, С. 340.

1 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. – М.: Высшее образование, 2006, С. 332.

2 РБК-ТВ. Передача «Диалог»: Как вырастут цены на продукты? Батыгина Т. 27.10.2008.РБК-ТВ.

1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, С. 312.

2 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. – М.: Высшее образование, 2006, С. 350.

1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006, С. 313.

2 Адрианов В.Д. Инфляция: основные виды и методы регулирования. // Экономист. 2006. № 6.


3 Россия в цифрах: Стат. сб./ Росстат. – М.: Цены и тарифы, за соответствующие годы.

1 Абрамова Е.А., Белоусов Д.Р., Михайленко К.В. Экономические итоги развития российской экономики в 2006 г. и прогноз на 2008-2010 гг.// Проблемы прогнозирования. 2008. № 6

2 Россия в цифрах: Стат. сб./ Росстат. – М.: Основные социально-экономические характеристики РФ, за соответствующие годы.

1 Фетисов Г. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «Голландской болезни»// Вопросы экономики. 2008. № 3.

1 РБК-ТВ. Передача «Диалог»: Как вырастут цены на продукты? Батыгина Т. 27.10.2008.


Скачать 289.95 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты