Домой

Антидемпинговые процедуры в праве и практике Европейского Союза




Скачать 300.52 Kb.
НазваниеАнтидемпинговые процедуры в праве и практике Европейского Союза
Дата26.01.2013
Размер300.52 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
Содержание
Научный руководитель
Дмитриева Галина Кирилловна
Общая характеристика работы
Степень научной разработанности темы исследования.
Объект и предмет исследования.
Цели и задачи исследования.
Теоретические и правовые основы исследования.
Методология исследования.
Научная новизна диссертационного исследования.
На защиту выносятся новые или имеющие элементы новизны научные положения и выводы
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Апробация результатов исследования.
Структура диссертации
Основное содержание работы
Первая глава «Теоретические аспекты демпинга и антидемпингового регулирования»
В первом параграфе «Понятие, цели и причины возникновения демпинга»
Во втором параграфе «Разграничение объектов антидемпингового законодательства и законодательства о конкуренции»
Третий параграф «Роль и место антидемпинговых расследований в системе регулирования внешней торговли»
Во второй главе «Правовые основы антидемпингового регулирования в ЕС»
В первом параграфе «Взаимодействие правовых систем в области антидемпинга: международного права и национального права современны
...
Полное содержание
Подобные работы:


На правах рукописи


Саитова Оксана Маратовна


Антидемпинговые процедуры в праве

и практике Европейского Союза


Специальность: 12.00.10-Международное право. Европейское право.


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва-2011


Работа выполнена на кафедре международного и европейского права ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»



^ Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент Тюрина Наталия Евгеньевна


Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор ^ Дмитриева Галина Кирилловна


кандидат юридических наук Комендантов Сергей Васильевич


Ведущая организация:


Воронежский государственный университет



Защита состоится «____»____________2011 г. в______час._______мин. на заседании диссертационного совета Д 209.002.05 по юридическим наукам в ФГОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» по адресу: 119454, Москва, Проспект Вернадского, дом 76.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации».


Автореферат разослан «____»__________2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

Доктор юридических наук, профессор Е.Я.Павлов


^ Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования антидемпинговых процедур в праве и практике Европейского союза (далее ЕС) обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с развитием антидемпингового регулирования в современном мире. Обострение в последние годы конкуренции на внешних рынках, расширение географии использования антидемпинговых мер, а также необходимость изучения последствий применения этих инструментов с целью снижения негативных воздействий на международные торговые отношения, в частности на отношения ЕС с Россией, предопределили выбор данной темы для проведения диссертационного исследования.

В условиях, когда противодействие демпингу, выступающему одним из наиболее распространенных видов нечестной конкуренции, все чаще используется в качестве инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности, представление об иностранном антидемпинговом законодательстве и практике его применения приобретают большую важность. Для российских участников внешнеторговой деятельности особое значение имеют такого рода знания о ЕС как первостепенном торговом партнере РФ.

Исследование антидемпингового законодательства ЕС и механизма его реализации необходимо также для использования положительного опыта ЕС в процессе дальнейшего совершенствования российского антидемпингового законодательства и более эффективной защиты интересов РФ. Укрепление отношений между Россией и ЕС, намерение России присоединиться к Всемирной Торговой Организации (далее ВТО), изменение условий мировой торговли требует от России не только приведения антидемпингового законодательства в соответствие с нормами международного права, но и глубокого изучения правовых особенностей и тенденций развития права ЕС.

Сравнительно-правовое исследование антидемпинговых процедур приобретает особое значение в связи с подготовкой России к присоединению к ВТО. Участие в ВТО предполагает активное международное сотрудничество по унификации национального антидемпингового законодательства различных государств. В этом контексте особый интерес к праву ЕС обусловлен следующими обстоятельствами: во-первых, положения об антидемпинговых мерах в документах ВТО создавались и развивались по инициативе и при активном участии ведущих государств, в том числе ЕС; во- вторых, являясь членом ВТО, ЕС довольно успешно выполняет обязательство о приведении своего законодательства, административных процедур и практики в области торговли товарами в соответствие с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (далее ГАТТ) и другими соглашениями, заключенными членами ВТО. При этом ЕС активно участвует в переговорах, нацеленных на разработку новых и модификацию уже действующих в ЕС и ВТО антидемпинговых процедур.

В то время как правила ВТО ограничиваются самыми общими установлениями о применении антидемпинговых мер, право ЕС содержит дополнительные, более либеральные положения, применяемые не всеми членами ВТО. Эти положения направлены на установление сбалансированного применения антидемпинговых правил, и можно ожидать соответствующих изменений в праве ВТО, поскольку ЕС является активным инициатором многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.

Следует также отметить необходимость в использовании европейского опыта антидемпингового регулирования в процессе формирования политики защиты экономических интересов России.

Для эффективной защиты внутреннего рынка России от иностранной конкуренции, а также для эффективной защиты российских предприятий, обвиненных в демпинговых поставках на рынки ЕС, важно иметь четкое представление о законодательстве и политике ЕС в области антидемпингового регулирования. Многих проблем, возникающих в связи с антидемпингом, можно было бы избежать, если бы экс­портеры и производители обладали более глубокими знаниями этого инструмента, и при осуществлении антидемпинговых процедур пользовались правами, предоставляемыми им соответствующим законодательством.

Изучение антидемпингового законодательства ЕС и механизма его реализации представляется весьма целесообразным и в свете создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В этом аспекте особый интерес вызывает практика наднационального регулирования антидемпинговых процедур в ЕС как таможенном союзе, который является одним из самых успешных в мире интеграционных образований.

^ Степень научной разработанности темы исследования. Исследование отдельных вопросов данной темы проведено в ряде работ российских авторов в рамках изучения международной торговли. Проблемами антидемпингового регулирования занимается достаточно узкий круг специалистов, и количество монографий, посвященных исследованию антидемпинга, явно незначительное.

Отдельные аспекты антидемпингового регулирования в рамках ВТО исследовались в трудах Н.Г. Воробьевой, С.А. Галичий, С.А. Григоряна, И.П. Дюмулена, А.С., Смбатян, Р.А. Шепенко, А.И. Шишаева, В.М. Шумилова.

Специальное исследование правовых и экономических аспектов антидемпингового процесса ряда государств, в том числе и ЕС, было предпринято в кандидатских диссертациях А.Б.Полуэктовым «Демпинг и антидемпинговое регулирование в международной торговле»,1993г., Р.А. Шепенко «Правовая природа и практика применения антидемпинговых пошлин в РФ, ЕС, США»,1998, В.М. Кагановым «Роль антидемпингового регулирования в современной международной торговле», 2008, в монографиях А.Н. Козырина, Р.А. Шепенко «Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование», 1999г., Р.А. Шепенко «Антидемпинговый процесс»,2002г. (данная работа фактически является единственным фундаментальным трудом по вопросу антидемпингового регулирования).

При этом следует отметить, во-первых, что за прошедшие годы внесено значительное количество изменений в антидемпинговое законодательство ЕС (в том числе важное изменение коснулось Российской Федерации - Россия была исключена из списка стран с нерыночной экономикой). Кроме того, Комиссией Европейского Союза (далее ЕК) совместно с ведущими экспертами ведется подготовка реформ антидемпингового процесса в ЕС, идут переговоры по реформированию антидемпинговых норм ВТО.

Во-вторых, ввиду истечения сроков действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС в 2007 г. как европейскими, так и российскими учеными разрабатываются рекомендации по преодолению его недостатков. В частности, в новом документе должны быть модернизированы положения об антидемпинговом регулировании в соответствии с современными реалиями.

В-третьих, новой предпосылкой к исследованию антидемпингового регулирования в ЕС стало создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Наконец, в-четвертых, не снимается с повестки дня вопрос присоединения России к ВТО.

С учетом перечисленных обстоятельств научных исследований в рассматриваемой области явно недостаточно для формирования целесообразной внешнеэкономической политики РФ по вопросам противодействия демпингу, а также для повышения эффективности российского законодательства.

^ Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются антидемпинговые процедуры в праве и практике ЕС.

Предмет исследования включает:

- систему источников права, регулирующих антидемпинговый процесс в ВТО, ЕС, РФ;

- антидемпинговое законодательство ЕС, его становление и современное

состояние;

- антидемпинговые процедуры ВТО, ЕС, РФ;

- практику применения антидемпинговых процедур в ЕС.

Анализ поставленных вопросов потребовал комплексного использования международных и европейских правовых статистических источников, научных публикаций (диссертационные исследования, монографии, материалы периодической печати, учебная литература).

^ Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования являются комплексный анализ особенностей правового регулирования антидемпинговых процедур в ЕС, разработка предложений по использованию опыта ЕС в РФ в целях совершенствования антидемпингового регулирования.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

-определение характера демпинга с точки зрения его правомерности;

-выделение неотъемлемых признаков демпинга;

-сравнительно-правовой анализ антидемпингового законодательства и законодательства о конкуренции;

-сравнительно-правовой анализ Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ и аналогичных соглашений ЕС, заключенных с другими странами в части применения антидемпинговых мер, в целях выявления наиболее целесообразных положений для включения в новое соглашение о сотрудничестве ЕС с РФ;

-определение допустимых пределов противодействия демпинговым поставкам;

-выявление роли национального законодательства в дальнейшем развитии права ВТО в области антидемпингового регулирования;

-выявление недостатков антидемпинговых процедур и способов совершенствования антидемпингового регулирования в рамках ВТО, ЕС, РФ.

^ Теоретические и правовые основы исследования. Теоретическую основу составили труды отечественных и зарубежных ученых, юристов-международников, экспертов в области антидемпингового регулирования: С.А. Алексеева, О.Ф. Артамоновой, В.В. Белый, П.Н Бирюкова., Ю.А. Борко, Ю.В. Гольдштейн, С.А. Григоряна, А.М. Гуревича, И.П.Дюмулена, Дюжевой Н.В, Жамкочьян С.С., Козырина А.Н., А.Р. Петросъян, А.Б. Полуэктова, А.С. Смбатян, И.В. Соляной, Шепенко Р.А., В.М. Шумилова, М.Фингер, Б. Хиндли, А. Мессерлин, Т. Пруса, Е. Вермулст, Д. Винер, Д. Палметер, Х. Ванденбуше, М. Занарди и других.

Среди европейских авторов, занимающихся исследованием правового регулирования антидемпинговых процедур, как в ЕС, так и в рамках ВТО, следует особо выделить таких как: Р. Белдербос, Х. Ванденбуше, Э. Вермулст, Р. Веугелерс, многочисленные труды которых раскрывают специфику антидемпингового процесса в международном и европейском праве, прослеживают правовые нововведения, содержат разработки по реформированию действующих антидемпинговых процедур, существующих в ЕС и ВТО, анализируют практику и т.д.

Нормативно-правовой основой исследования послужили международные правовые акты, правовые акты ЕС, законодательство Российской Федерации.

В качестве статистической и информационной базы диссертации были использованы официальные материалы Комиссии Европейского Союза, документы ВТО, официальные материалы Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, материалы конференций, практика применения антидемпингового регулирования на современном этапе.

^ Методология исследования. Для достижения поставленной цели были использованы современные методы познания: общенаучные (анализ и синтез, системно-структурный метод), а также сравнительно-правовой, историко-правовой, статистический методы исследования.

^ Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было исследовано правовое регулирование антидемпинговых процедур в ЕС в контексте соответствующих установлений ВТО и с позиции использования позитивного опыта ЕС в этой области в целях оптимизации антидемпингового законодательства Российской Федерации. В диссертации выявлены признаки демпинга, имеющие существенное значение для юридической характеристики данной торговой практики; обоснована необходимость в специальном антидемпинговом законодательстве; сформулированы положения, рекомендуемые для включения в новое соглашение о сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией и Антидемпинговый кодекс ВТО; определены меры противодействия демпингу с учетом основной цели антидемпингового регулирования; разработаны положения о модификации антидемпинговых процедур.

Предложения и рекомендации, содержащиеся в работе, сделаны с учетом предстоящего реформирования соответствующей нормативной базы ВТО, ЕС, РФ и направлены на решение выявленных в процессе исследования и еще недостаточно изученных отечественной наукой проблем антидемпингового регулирования.

^ На защиту выносятся новые или имеющие элементы новизны научные положения и выводы:

1. В определении демпинга в международном праве и праве ЕС не получила закрепление характеристика демпинга с точки зрения его правомерности. В научной литературе этот вопрос является дискуссионным. Основываясь на положениях международного права, европейского права, российского антидемпингового законодательства, мы приходим к заключению, что демпинг-это торговая практика, которая не является правонарушением, так как она не запрещена, а лишь осуждается, соответственно основной целью введения антидемпинговых мер, должно быть, предотвращение причинения ущерба национальной экономике, а не установление ответственности.

2. При установлении факта демпинга следует исходить из того, что виновность не является значимым и неотъемлемым признаком демпинга. Данный вывод находит подтверждение в том, что международное и европейское право подразумевают сравнение цен исключительно на объективных факторах, не принимая во внимание субъективные факторы, такие как недобросовестные намерения, мотивация.

3. Регулирование нечестной конкуренции в национальном праве при осуществлении внешнеторговых поставок по демпинговым ценам должно осуществляться на основе специального антидемпингового законодательства, так как при всей схожести, законодательство о конкуренции и антидемпинговое законодательство отличаются по предмету, способу, целям регулирования.

4. Принципиально важным для будущего сотрудничества России и ЕС в аспекте антидемпингового регулирования является закрепление в новом соглашении о сотрудничестве следующих положений: а) Россия является страной с рыночной экономикой; б) сотрудничество России-ЕС в сфере антидемпингового регулирования осуществляется в соответствии с принципами и нормами, действующими в ВТО.

Первое положение позволит зафиксировать рыночный статус российской экономики. Второе положение должно заменить прежнюю формулировку в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве «о сближении (гармонизации) законодательства». Закрепление предлагаемых положений принципиально важно для соблюдения принципа равноправия сторон.

5. Антидемпинговые пошлины и ценовые обязательства должны быть единственным правовым механизмом противодействия демпинговым поставкам, поскольку они непосредственно направлены на предупреждение и устранение негативных последствий демпинга, что является первостепенным с точки зрения защиты национальной экономики. Иные меры - гражданская и уголовная ответственность - по отношению к демпингу представляются необоснованными и не подлежат применению по результатам антидемпингового расследования.

6. Антидемпинговые нормы ВТО являются основой для унификации норм национального антидемпингового законодательства. Однако и национальное законодательство способно пойти дальше в развитии антидемпингового регулирования, и определенный национальный опыт может быть использован в процессе совершенствования антидемпинговых процедур права ВТО. Так, в работе обосновывается целесообразность включения в Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-1994 (Антидемпинговый кодекс ВТО) положений о недопустимости практики «обнуления», а также положения о механизме противодействия методам обхода антидемпинговых мер, разработанных и применяемых в ЕС.

7. В целях предотвращения использования антидемпинговых процедур в качестве инструмента неоправданного протекционизма, необходимо провести модификацию действующих антидемпинговых процедур в ВТО, ЕС, РФ:

а) Усложнить процедуру инициирования.

В частности, установить требование о поддержке заявления производителями, представляющими не менее 40 процентов предприятий отрасли;

б) Повысить требования в отношении доказательства демпинга и ущерба.

Определить, что доказательства демпинга и ущерба базируются на совокупности фактов, поддающихся проверке. Также методы «обнуления», кумуляции, применяемые при расчете демпинговой маржи, признать дискриминационными и запретить их применение. Метод выбора «суррогатной страны», применяемый при расчете демпинговой маржи, должен быть модифицирован;

в) Ввести положения, способствующие прозрачности антидемпинговых процедур.

Во-первых, необходимо изменить срок подачи запроса на раскрытие существенных фактов по делу: обнародование существенных фактов должно проводиться до наложения предварительных мер; во-вторых, предоставить сторонам полный доступ к материалам по делу; в- третьих, обязать ассоциации, подавшие жалобу публиковать финансовые показатели об ущербе; в-четвертых, обязать компетентные органы публиковать официальный регистр антидемпинговых расследований с указанием детальной информации по каждой введенной антидемпинговой мере.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты развивают научные представления о демпинге как негативной внешнеторговой практике и публично-правовых (международно-правовых и национально-правовых) основах противодействия этому явлению.

В практическом аспекте материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Торговое право Европейского Союза», «Международное экономическое право», «Право ВТО», «Таможенное право».

Отдельные выводы и положения работы могут представлять интерес для российских министерств и ведомств, отвечающих за развитие отношений с ЕС – Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, и других.

Предложения и рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке и совершенствовании антидемпингового законодательства РФ, при формировании механизма антидемпингового регулирования в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, разработке нового соглашения о сотрудничестве между ЕС и РФ, отстаивании российских интересов в партнерстве и сотрудничестве с ЕС, а также при выработке позиции РФ на переговорах по присоединению к ВТО.

^ Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре международного и европейского права ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», где доложенные диссертантом результаты исследования получили одобрение. Рецензирование и обсуждение диссертации проведено на кафедре европейского права ФГОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», которая рекомендовала диссертацию к защите.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертации нашли отражение в опубликованных научных статьях; в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплине «Международное публичное право», «Европейское право» в НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»; использовались автором при консультировании российского предприятия ОАО «Синтез-Каучук», являющегося активным участником внешнеэкономических отношений.

^ Структура диссертации определяется целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы, трех приложений.


^ Основное содержание работы


Во введении обоснована актуальность темы исследования; раскрыты его объект, предмет, цель и задачи, научная новизна; определяются методологическая, правовая, теоретическая основы диссертации; сформулированы положения, выносимые на защиту, а так же результаты исследования, полученные автором, практическая значимость и апробация работы.

^ Первая глава «Теоретические аспекты демпинга и антидемпингового регулирования» включает в себя три параграфа и посвящена определению понятия «демпинг», целей и причин возникновения демпинга, разграничению объектов антидемпингового законодательства и законодательства о конкуренции, а также определению роли и места антидемпинговых расследований в регулировании внешней торговли.

^ В первом параграфе «Понятие, цели и причины возникновения демпинга» основное внимание сосредоточено на определении понятия «демпинг», характерных признаков демпинга, целях и причинах его возникновения.

Рассматриваются различные подходы к определению понятия «демпинг».

Поддерживается позиция тех исследователей, которые выступают против причисления демпинга к правонарушениям. В обоснование этого вывода указывается, что нормативно-правовые акты, например, такие как Соглашение по применению ст. VI ГАТТ -1994 г. (Антидемпинговый кодекс ВТО), Регламент (ЕС) № 1225/2009 от 30.11.2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС», содержащие положения о демпинге, не предусматривают ответственности за демпинг, поскольку запрета на демпинг в них не устанавливается. В соответствии с указанными документами антидемпинговые меры вводятся в целях прекращения ухудшения экономической ситуации, если это является следствием демпинга. Введение данных мер не преследует цели наказания экспортеров и прекращения демпинговой практики, кроме того, к самому экспортеру оно имеет косвенное отношение. Основная цель введения антидемпинговых пошлин – это предотвращение причинения ущерба национальной экономике. Поставки по демпинговым ценам не являются нарушением правовых норм, поскольку запрета на них не устанавливается, и, соответственно, они не влекут какого-либо вида юридической ответственности.

Для определения демпинга не имеет значения, являются ли соответствующие действия виновными. Умышленное причинение ущерба демпинговыми поставками не должно рассматриваться в качестве обязательного элемента для квалификации демпинга. Данная позиция также подтверждается анализом положений вышеуказанных нормативно-правовых актов. Так как для введения антидемпинговой меры достаточно факта причинения или угрозы причинения ущерба, наличия причинной связи, то умысел не имеет значения.

Анализ внешнеторговых поставок товаров по заниженным ценам показал, что в одних случаях заниженная цена товара является следствием противоправных действий экспортера, которые можно отнести к нечестной коммерческой практике, в других случаях низкая цена является следствием сложившихся обстоятельств.

При наличии множественности факторов, влияющих на цену товара, в условиях высокой конкуренции определить границу между нечестной коммерческой практикой и низкой ценой экспортируемого товара по иным причинам крайне сложно.

В целях установления факта демпинга предлагается следующее определение демпинга.

Демпинг – это торговая практика, при которой продажа товара на иностранном рынке экспортером и/или производителем товара по цене ниже его «нормальной цены», влечет за собой нанесение или угрозу нанесения существенного ущерба отрасли национальной экономики страны-импортера или значительно задержать развитие таковой. Объективную сторону демпинга составляют действия экспортера и/или производителя товара, то есть его активное поведение на рынке государства-импортера. Субъективная сторона демпинга –виновность, не является значимым и необходимым признаком демпинга. Сравнение цен для установления демпинга должно основываться исключительно на объективных факторах. Такие субъективные факторы, как недобросовестные намерения, мотивация, не должны использоваться в оценке ситуации антидемпинговыми органами, поскольку демпинг не является правонарушением, так как он не запрещен, а лишь осуждается.

^ Во втором параграфе «Разграничение объектов антидемпингового законодательства и законодательства о конкуренции» проводится сравнительный анализ соотношения демпинга и конкуренции.

Между антидемпинговым и антимонопольным регулированием существует ряд различий:

1) Прежде всего, различие проявляется в целях регулирования: цель антидемпинговых мер состоит в предотвращении причинения ущерба национальной экономике, а целью законодательства о конкуренции является предотвращение нарушения правил конкуренции на внутреннем рынке;

2) Антидемпинговое законодательство защищает непосредственно участников конкуренции и поэтому на первом месте стоит именно пресечение осуществления поставок по демпинговым ценам, а антимонопольное законодательство защищает конкуренцию, поэтому важным является пресечение монополизации рынка или высокого ценообразования;

3) Антидемпинговое регулирование, в отличие, от антимонопольного, разрешает заключение соглашений между сторонами. Данные соглашения создают для сторон обязательства по фиксированию уровня цен во внешнеторговых поставках, что запрещается антимонопольным законодательством. На практике заключение таких соглашений ведет к созданию союзов экспортеров для установления экспортных цен;

4)Законодательство о конкуренции предусматривает административную и уголовную ответственность, антидемпинговое законодательство предусматривает в качестве единственного правового механизма противодействия демпингу антидемпинговые пошлины и ценовые обязательства.

Анализ различий между антидемпинговым и антимонопольным регулированием позволяет сделать вывод о том, что для борьбы с нечестной конкуренцией при осуществлении внешнеторговых поставок в виде поставок по демпинговым ценам необходимы специальные нормы, закрепляемые в отдельных актах. Антимонопольное законодательство не отвечает целям антидемпингового регулирования и не может быть использовано для противодействия демпингу.

^ Третий параграф «Роль и место антидемпинговых расследований в системе регулирования внешней торговли» исследуется статистика антидемпинговых расследований, анализируются причины популярности антидемпинговых мер, отмечаются основные способы ограничения применения антидемпинговых мер.

В работе выделяются следующие причины популярности антидемпинговых мер у современных государств:

1) Часто само антидемпинговое законодательство устанавливает особые дискриминирующие процедуры. Например, к таким процедурам можно отнести метод накопления или кумуляции, который позволяет при определении ущерба оценивать объединенное воздействие на внутреннюю промышленность всего похожего импорта из разных стран. Применение метода накопления позволяет охватить антидемпинговым расследованием даже страны с маленькими долями рынка и компании с незначительными объемами экспорта;

2) Чаще всего инициаторами антидемпинговых расследований являются несколько крупных фирм, использующих антидемпинговое законодательство для устранения конкурентов;

3) Мера является односторонней, так как применять ответные меры не правомерно;

4) Сам факт инициирования антидемпингового процесса приводит к сворачиванию импорта и фактически препятствует свободной торговле;

5) Возможность выбора отдельных экспортеров. Международные нормы не требуют многостороннего применения;

6) Продолжительность сроков действия антидемпинговых мер. Средняя продолжительность пошлин в ЕС составляет 3,5 года.

Анализ зарубежной практики показал, что именно развитые государства, которые являются крупными экспортерами, активнее всего, вводят ограничительные меры по отношению к импорту. При этом по данным ВТО, только за второе полугодие 2008 г. число новых антидемпинговых расследований достигло 120, что на 17% выше соответствующего периода 2007 г. и свидетельствует о росте применения защитных и заградительных мер.

В работе отмечается, что на международном и национальном уровнях наметилась тенденция к реформированию антидемпингового регулирования. В процессе международно-правовой унификации соответствующих правил особое внимание уделяется неблагоприятным последствиям антидемпинговых мер, ограничению полномочий компетентных органов импортирующей страны в применении защитных мер и повышению требований к органам, проводящим антидемпинговое расследование и налагающим антидемпинговые пошлины, ограничению их дискреционных полномочий. Кроме того, корректируются антидемпинговые положения в части определения ущерба, вызывающие наибольшее количество споров.

^ Во второй главе «Правовые основы антидемпингового регулирования в ЕС», состоящей из двух параграфов, анализируется взаимодействие правовых систем: международного и национального права и прослеживается развитие системы источников антидемпингового законодательства ЕС.

^ В первом параграфе «Взаимодействие правовых систем в области антидемпинга: международного права и национального права современных государств» рассматривается взаимодействие международного и национального права в этой области.

Антидемпинговое регулирование является ярким примером взаимодействия двух правовых систем: международного и национального права.

В работе автор приходит к выводу, что антидемпинговое законодательство современных государств формируется под воздействием международного права. Ориентация на международные стандарты призвана обеспечить коррекцию национальных норм во избежание последующих коллизий, а также устранить поляризацию позиций государств, применяющих антидемпинговые меры.

В работе установлено, что воздействие международных норм на внутреннее антидемпинговое законодательство проявляется следующим образом: 1) в силу требования о приведении национального законодательства в соответствие с правом ВТО, внутреннее законодательство стран-членов ВТО имплементирует соответствующие положения права ВТО; 2) страны, стремящиеся к членству в ВТО, также приводят свое законодательство в соответствие с правом ВТО.

Воздействие на внутреннее право часто выражается в отмене актов или отдельных содержащихся в них норм, противоречащих тому или иному соглашению, принятому в рамках ВТО. Например, на основании решения Органа по разрешению споров ВТО, принятого по конкретным спорам.

^ Во втором параграфе «Развитие и становление антидемпингового законодательства ЕС» анализируются: Базовый антидемпинговый регламент ЕС и Соглашения ЕС о партнерстве и сотрудничестве с третьими странами.

Право ЕС – это особый феномен, отличающийся и от международного права, и от национального права государств-участников ЕС.

Основным актом ЕС в области антидемпингового регулирования является Регламент ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС». Важную роль в системе источников антидемпингового законодательства ЕС играет Соглашение по применению ст. VI ГАТТ-1994 (далее Антидемпинговый кодекс ВТО).

Отсутствие существенных противоречий в антидемпинговом законодательстве ЕС международным нормам объясняется тем, что:

1) Антидемпинговый кодекс ВТО разработан на основе соответствующих нормативных правовых актов ЕС и США.

2) Активное участие ЕС в переговорах по проведению реформ в рамках ВТО, также, на наш взгляд, способствует предупреждению противоречий. ЕС разделяет позицию государств, выступающих за установление жестких процедурных правил, ограничивающих возможности использования антидемпинговых мер. Эти государства (Япония, Китай, Норвегия, Швейцария, Таиланд, Турция) предлагают внести существенные изменения в содержание международных норм в области антидемпингового регулирования, начиная с вопросов общего характера, таких как, причинная связь между демпингом и ущербом, до частных положений, таких как, обнуление антидемпинговой разницы, правило меньшей пошлины и других. На позицию ЕС по вопросам реформирования антидемпинговых правил оказывает влияние факт активного и эффективного применения в ЕС антидемпинговых мер.

Соглашения ЕС с третьими странами в области антидемпингового регулирования представляют интерес для российской юридической науки в контексте разработки экономических разделов нового базового соглашения между ЕС и РФ, в связи с истечением срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 24.06.1994 г.

Автором отмечается, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС от 24.06.1994 г. (далее СПС) сыграло важнейшую роль в установлении, расширении и развитии качественно новых отношений между Россией и ЕС. Однако некоторые положения СПС либо существенно устарели, либо вообще не выполняются, и в свете предстоящего присоединения России к ВТО необходимость в новой редакции подобных положений проявляется еще сильнее.

Рассмотрев положения международных договоров в части антидемпингового регулирования, заключенных ЕС с третьими странами, автор пришел к выводу, что формат политико-правовых отношений существенно не влияет на практику торгово-экономических отношений. Например, США и ЕС не стремятся юридически фиксировать свои обязательства в этой области путем заключения общего соглашения, предусматривающего ратификацию. Отношения между этими странами оформлены общеполитической декларацией, которая, сопровождается пакетом двусторонних соглашений и обязательных к исполнению рабочих планов по конкретным вопросам. Основной акцент делается на тесное сотрудничество в рамках ВТО.

Принципиально важным для будущего сотрудничества России и ЕС в аспекте антидемпингового регулирования является закрепление в новом соглашении о сотрудничестве следующих положений: а) Россия является страной с рыночной экономикой; б) сотрудничество России-ЕС в сфере антидемпингового регулирования осуществляется в соответствии с принципами и нормами, действующими в ВТО.

Первое положение позволит зафиксировать рыночный статус российской экономики. Второе положение должно заменить прежнюю формулировку в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве «о сближении (гармонизации) законодательства». Закрепление предлагаемых положений принципиально важно для соблюдения принципа равноправия сторон.

^ Глава третья «Практика применения антидемпинговых процедур в ЕС и ее значение для совершенствования антидемпингового законодательства РФ» состоит из трех параграфов. В данной главе рассматриваются особенности антидемпинговых процедур в ЕС, анализируются дискуссионные вопросы антидемпинговых процедур, предусмотренных правом ВТО и ЕС, проводится анализ антидемпинговой практики ЕС, выявляются недостатки антидемпинговых процедур и рассматриваются способы их реформирования.

^ В первом параграфе «Антидемпинговые процедуры ЕС» содержится подробный анализ антидемпинговых процедур ЕС.

Автор делает вывод о том, что ЕС создал эффективный механизм защиты национального рынка, который при этом носит демократичный характер. В дополнение к обязательным правилам ВТО, которые определяют условия применения антидемпинговых мер с учетом принципа либерализации международной торговли, законодательство ЕС содержит два еще более либеральных положения. Этими положениями, устанавливающими сбалансированное применение антидемпинговых правил, являются «учет интересов Сообщества» и «правило меньшей пошлины». Данные положения заслуживают внимания с точки зрения совершенствования российского антидемпингового законодательства, в котором также могут быть предусмотрены дополнительные положения.

В то же время ЕС придерживается практики выделения отдельной категории стран с нерыночной экономикой. Данное положение является средством дискриминации в международной торговле и не отвечает принципу равноправия государств.

Кроме того, в ЕС установлены более жесткие по сравнению с

требованиями ВТО правила в части определения долей в импорте соответствующего товара, которые имеют существенное значение для начала антидемпингового расследования.

Регламентация антидемпинговых мер в ЕС как таможенном союзе, представляет интерес для таможенного союза Республики Беларусь,

Республики Казахстан и Российской Федерации.

Автор считает, что разработчикам антидемпинговых положений для таможенного союза на постсоветском пространстве необходимо обратить внимание на следующие моменты в праве ЕС:

а) детальную регламентацию формы и содержания «вопросников». Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. (далее Соглашение) пока еще не определяет то, как должны выглядеть «вопросники»;

б) детальную регламентацию слушаний. В частности, слушания подразделяются на слушания одной стороны и конфронтационные слушания. В Соглашении, в отличие от европейского законодательства, этапы слушаний пока не отрегулированы с подобной тщательностью;

в) механизмы противодействия обходу антидемпинговых мер. Соответствующие положения целесообразно заимствовать, поскольку в настоящее время указанные механизмы детально проработаны только в европейском законодательстве.

Диссертантом обосновывается вывод о том, что антидемпинговые пошлины и ценовые обязательства должны быть единственным правовым механизмом противодействия демпинговым поставкам, поскольку они непосредственно направлены на предупреждение и устранение негативных последствий демпинга, что является первостепенным с точки зрения защиты национальной экономики. Иные меры - гражданская и уголовная ответственность - по отношению к демпингу представляются необоснованными и не подлежат применению по результатам антидемпингового расследования. Данный вывод вытекает из анализа норм Антидемпингового кодекса ВТО и находит подтверждение в решении Апелляционного органа ВТО о неправомерности Закона США об антидемпинге 1916 г., в котором указывается, что единственными допустимыми средствами защиты от демпинга являются только окончательные, временные антидемпинговые пошлины и ценовые обязательства, и никакие другие меры не могут вводиться в качестве противодействия демпингу.

^ Во втором параграфе «Реформы института антидемпингового регулирования» выявляются недостатки антидемпинговых процедур и рассматриваются способы их реформирования.

Антидемпинговый кодекс ВТО по сравнению с предыдущими соглашениями предусматривает более ясные и детальные правила, а именно: повышаются требования в отношении доказательства демпинга, устанавливается минимальный размер импорта товаров по демпинговым ценам, устанавливается срок представления экспортером в письменной форме требуемой информации, ограничивается срок антидемпинговых расследований, определяется максимальный срок взимания антидемпинговой пошлины, вносятся рекомендации о включении в национальное антидемпинговое законодательство процедуры обжалования антидемпинговых решений и т.д.

Вместе с тем, институт международного антидемпингового регулирования требует дальнейшего развития. Несмотря на неоднократные попытки урегулирования проблем, связанных с использованием антидемпинговых процедур, данная сфера остается источником конфликтов.

В работе обосновывается вывод о том, что Антидемпинговый кодекс ВТО является основой для унификации норм национального антидемпингового законодательства. Однако национальное законодательство способно пойти дальше в развитии антидемпингового регулирования, и определенный национальный опыт может быть использован в процессе совершенствования Антидемпингового кодекса ВТО. Так, например, целесообразно включение в Антидемпинговый кодекс ВТО положений о недопустимости практики «обнуления», механизма противодействия методам обхода антидемпинговых мер, разработанного и применяемого в ЕС.

Исследование практики применения антидемпинговых процедур показывает, что антидемпинговые меры превращаются зачастую из средства борьбы с нечестной коммерческой практикой в инструмент неоправданного протекционизма. В целях предотвращения использования антидемпинговых процедур в данном качестве в работе предлагается модифицировать их путем внесения изменений в соответствующие международно-правовые и национально-правовые акты, а именно:

а) усложнить процедуру инициирования путем установления требования о поддержке заявления производителями, представляющими не менее 40 процентов предприятий отрасли;

б) повысить требования в отношении доказательства демпинга и ущерба, установив, что доказательства демпинга и ущерба должны базироваться на совокупности фактов, поддающихся проверке; методы «обнуления», кумуляции, применяемые при расчете демпинговой маржи, признать дискриминационными и запретить их применение; метод выбора «суррогатной страны», применяемый при расчете демпинговой маржи, должен быть модифицирован;

в) ввести положения, способствующие прозрачности антидемпинговых процедур: изменить срок подачи запроса на раскрытие существенных фактов по делу - обнародование существенных фактов должно проводиться до наложения предварительных мер, а не «сразу же после введения предварительных мер»; предоставить сторонам полный доступ к материалам по делу; обязать ассоциации, подавшие жалобу, публиковать финансовые показатели об ущербе; обязать компетентные органы публиковать официальный регистр антидемпинговых расследований с указанием детальной информации по каждой введенной антидемпинговой мере.

^ В третьем параграфе «Эволюция антидемпинговой правоприменительной практики ЕС» проведен анализ антидемпинговой практики ЕС, который позволил выделить две противоречащие друг другу тенденции.

С одной стороны, ЕС занимает активную позицию по вопросу применения более строгих ограничений в применении антидемпинговых мер, сокращения антидемпинговой практики. Например, в отличие от многих государств-участников ВТО, в ЕС обязательна проверка каждого возможного антидемпингового расследования на предмет его соответствия интересам Сообщества в целом. ЕС также отказался от практики «обнуления», применяет правило «меньшей пошлины».

С другой стороны, ЕС продолжает придерживаться протекционистской практики в отношении своего рынка. Ярким примером тому служит дискриминационная практика применения специального метода расчета демпинговой маржи для стран с нерыночной экономикой, а также применение положений «особой ситуации» к странам, имеющим рыночный статус. В частности, это положение затрагивает интересы РФ. В 2002г. сразу же после признания России страной с рыночной экономикой, в антидемпинговое законодательство ЕС были приняты поправки, вводящие новое положение об «особой ситуации» в стране-экспортере, имеющей рыночный статус. Признаками такой особой ситуации считается наличие в себестоимости производства искусственно низких по сравнению с мировыми цен, а также присутствие бартерных и других некоммерческих расчетов.

В этом разделе работы рассматривается также положение дел в сфере антидемпингового регулирования в РФ. Отмечается, что, несмотря на наличие уже более десяти лет в России антидемпингового законодательства, российские компании редко прибегают к инструментам защиты внутреннего рынка. Наблюдается пассивная позиция российской промышленности в вопросах защиты своих интересов от демпингового, субсидированного и резко возросшего импорта и факт того, что в России при принятии решения о введении антидемпинговых мер, компетентные органы чаще руководствовались политическими соображениями, а не экономическими и правовыми.

В Заключении в обобщенном виде сформулированы основные выводы и предложения, вытекающие из проведенного исследования.


^ По теме диссертации опубликованы следующие работы:


а) в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Саитова О.М. Правовое регулирование антидемпинговых мер в странах ЕС/О.М. Саитова//Вестник Челябинского государственного университета.-2008.- Вып.17.-№31.-С.44-51. -0,7 п.л.

2. Саитова О.М. Положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС о применении антидемпинговых мер/О.М. Саитова//Вестник Томского государственного университета.-2010.-№333.-С.101-103. -0,4 п.л.

3. Саитова О.М. Практика применения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией в части антидемпингового регулирования/ О.М. Саитова //Российский юридический журнал.-2010.-№3 (72).-С.45-51. -0,5 п.л.


б) в других изданиях

4. Саитова О.М. Реформы антидемпингового законодательства ЕС/ О.М. Саитова//Вестник экономики, права и социологии.-2009.-№1.-С.65-71. -0,6 п.л.

5. Саитова О.М. Проблемы разграничения объектов антидемпингового законодательства и законодательства о конкуренции/О.М. Саитова//Сборник аспирантских научных работ. Вып.8/ под ред. Р.М. Валеева.-Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007.-С.251-255. -0,3 п.л.

6. Саитова О.М. Использование европейского опыта антидемпингового регулирования в праве и практике Российской Федерации//О.М. Саитова// Правовая система европейских стран: современное состояние и актуальные проблемы. Материалы I Всероссийской научно ­– практической (заочной) конференции.-М.: Издательско-полиграфический комплекс НИИРРР, 2010.-С.63-68.-0,3 п.л.



Скачать 300.52 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты