Домой

Правила, касающиеся доступа к услугам общего пользования




НазваниеПравила, касающиеся доступа к услугам общего пользования
Дата26.01.2013
Размер63.3 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:




Елена Кушниренко


ГАТС.

Права и обязательства стран-членов ВТО в области торговли услугами.

Правила, касающиеся доступа к услугам общего пользования.


В настоящее время во Всемирной торговой организации (ВТО) насчитывается 150 членов, последней страной, присоединившейся к ВТО, является Вьетнам (2007 год).

30 сейчас стран ведут переговоры о присоединении к ВТО, десять из которых являются наименее развитыми странами (Афганистан, Эфиопия) и еще одна страна, Сирия, подала заявку на присоединении к ВТО.

Все крупнейшие страны мира являются членами ВТО. Только Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан пока еще не имеют членства этой организации.

Почему же страны так стремятся стать членами ВТО? Какие возможности они получают в рамках ВТО? И что необходимо сделать, чтобы присоединиться к ВТО?

Страна, решившая присоединиться к ВТО, подает заявление с просьбой принятия ее в ВТО, после того как данное заявление рассмотрено создается Рабочая группа, в которую входят все заинтересованные страны и начинаются переговоры об условиях присоединения такой страны к ВТО.

Каждая страна, решившая стать членом ВТО должна присоединиться ко всем обязательным Соглашениям, в частности, и к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС)1.

ГАТС, как и любое другое соглашение ВТО, построено таким образом, чтобы дать инвестору все необходимые гарантии для его работы. Что необходимо знать инвестору, чтобы принять решение приходить на рынок или нет?

Во-первых, инвестор должен знать законодательство, на основании которого осуществляется предпринимательская деятельность в соответствующей стране.

Для выполнения этого требования ГАТС предусмотрено обязательное требование, которое должно выполняться любой страной-членом ВТО, не зависимо от ее экономического положения, об обеспечении «прозрачности» национального законодательства.

Выполнение этого требования позволяется странам-членам ВТО, в том числе и России, после ее присоединения:

знать, какие новые нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы торговли услугами, приняты в других странах-членах ВТО и какие изменения внесены в действующие акты, а также получать ответы на свои запросы, касающиеся правоприменительной практики по соответствующему законодательству стран-членов ВТО;

быть уверенным, что тот уровень доступа, который зафиксирован в обязательствах страны-члена ВТО будет действовать на практике, и не будет изменен в худшую сторону.

Во-вторых, инвестор должен иметь гарантию не дискриминационного доступа на рынок страны.

Для выполнения этого условия, ГАТС предусмотрено требование предоставления услугам и поставщикам услуг РНБ, режим наибольшего благоприятствования, посредством которого гарантируется возможность не дискриминационного доступа на рынок любой страны-члена ВТО. На практике это означает, что если, например, США гарантируют доступ на свою территорию прямых филиалов банков или образовательных учреждений, то такой прямой филиал может открыть на территории США как предприниматель из Китая, так и Австралии или любой другой страны на равных условиях2.

Третье. Инвестор, решая вопрос о выходе на тот или иной рынок, должен иметь не только условия не дискриминационного выхода на рынок, но и знать условия выхода на этот рынок (максимальные ограничения доступа иностранных поставщиков), а также то, что они будут действовать в течение продолжительного периода времени.

Также, инвестор должен иметь определенные гарантии по работе уже на рынке стран-членов ВТО, для обеспечения этого условия ГАТС предусматривает предоставление национального режима услугам и поставщикам услуг. Однако данный режим действует с определенными ограничениями, в частности, ГАТС предусматривает предоставление национального режима только в тех секторах и в тех объемах, которые оговорены в Перечне специфических обязательств3 соответствующей страны.

Последние два вопроса являются предметом переговоров и объем и качество обязательств во многом зависят от политики, проводимой соответствующей страной и переговорных возможностей этой страны.

Еще один важный элемент, предусмотренный ГАТС – защита инвестора, если его права нарушены. Так, если права инвестора нарушены, то он может обратиться в суд или другой орган на тех же условиях, что и национальный поставщик услуг.

Кроме того, например, если страна-член ВТО нарушила свои обязательства, то другая страна-член ВТО может обратиться в Орган по разрешению споров ВТО с просьбой рассмотреть его жалобу против нарушения другой страной своих обязательств.

Так, по состоянию на 2005год, в Орган по разрешению споров было подано более 300 жалоб, большинство из которых затрагивали положения ГАТТ, однако и по услугам уже разрешено достаточно споров.

Последним таким спором стал спор между Антигуа и Барбуда, с одной, и США, с другой стороны. Антигуа и Барбуда обвинили США в том, что, запретив предоставление таких трансграничных услуг, как лотереи и другие азартные игры, США нарушает свои обязательства по услугам.

Существует мнение, что стоимость присоединения возрастает с каждым годом. Так ли это?

Присоединяясь к любому договору, в том числе, к ВТО, страна получает определенные права, но и принимает на себя определенные обязательства. Эти обязательства, как мы уже говорили выше, можно разделить на две группы: общие обязательства (РНБ, обеспечение прозрачности законодательства и т.п.) и специфические обязательства, то есть те обязательства, которые являются предметом переговоров между присоединяющейся страной и странами-членами ВТО, входящими в ее Рабочую группу. Объем и качество специфических обязательств зависит только от результатов переговоров.

Если, к примеру, посмотреть на статистику по услугам, то легко увидеть, что «новые» страны-члены ВТО (т.е. присоединившиеся к ВТО после 1995г) приняли на себя обязательства по большему количеству секторов и условия доступа в эти сектора более либеральные. Так, например, – Индия и Китай (две примерно одинаковых по уровню развития страны), Индия приняла обязательства по доступу на свой рынок только в 33 секторах, а Китай в 80 секторах.

Если говорить о качестве принятых обязательств, то доказательством того, что «новые» страны-члены ВТО приняли более либеральные обязательства, чем «старые» страны-члены ВТО может служить следующий факт. «Новые» страны-члены ВТО гарантируют доступ на свой рынок по 3-ему способу поставки («коммерческое присутствие») без каких-либо ограничений в 24% принятых обязательств, в то время как «старые» страны-члены ВТО только в 6% Аналогичная картина будет и по другим способам поставки.

Теперь давайте сравним «количественные» и «качественные» обязательства, которые приняли «старые» и «новые» страны-члены ВТО по услугам, с уровнем их экономического развития и экономическими показателями их торговли услугами.

95% объема мировой торговли услугами приходится именно на «старых» членов ВТО, среди них такие страны как ЕС (которые являются лидерами мировой торговли услугами), США (занимают второе место по объему торговли услугами) и Япония (четвертое место), большинство же «новых» стран-членов ВТО составляют развивающиеся страны. На них приходится только около 5 % объема мировой торговли услугами, лидерами в торговле услугами среди «новых» стран-членов ВТО является Китай, который занимает 12 место и Тайвань, который занимает 16 место по торговле услугами в мире.

Однако, не смотря на это в большинстве своем «новые» страны-члены ВТО как уже было показано выше, приняли более либеральные обязательства по услугам и по большему количеству секторов.

Приведенный выше анализ Перечней специфических обязательств по услугам не дает полной картины «стоимости» присоединения страны к ВТО, так как основные «стоимостные» обязательства «новых» стран-членов ВТО фиксируются не в Перечне специфических обязательств по услугам или Перечне по товарам, а в Докладе Рабой группы.

Здесь важной деталью является то, что Доклад Рабочей группы в качестве составной части пакета документов, необходимых для присоединения к ВТО есть только у «новых» стран-членов ВТО, в Меморандумах «старых» стран-членов ВТО, в которых они описывали свои внешнеторговые режимы, обязательства не содержатся.

У «новых» же стран-членов ВТО самое большое количество обязательств в Докладе Рабочей группы предусмотрено в Докладе Китая (82 обязательства), Тайваня (63 обязательства) и Саудовской Аравии (59 обязательств). Многие «новые» страны-члены ВТО были вынуждены принять обязательства по услугам в отношении тех положений, которые только обсуждаются в рамках Нового раунда, так, например, Китай принял обязательства в отношении мер внутреннего регулирования (лицензирования), публикации законодательства и т.д.


1 ГАТС - многосторонние соглашение, охватывающие торговлю и инвестиции в секторе услуг.

Соглашение направлено на сокращение и устранение мер, являющихся препятствием для свободного поставки услуг (либерализацию правил торговли услугами), также Соглашение обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире.


2 Принимая во внимание исторически сложившие экономические и политические отношения между некоторыми странами, ГАТС было предусмотрено правило, в соответствии с которым страна-член ВТО в отношении некоторых мер может сделать изъятия из РНБ, то есть предоставлять в отношении таких мер некоторым странам лучший режим, чем остальным странами.

3 В соответствии с Классификатором услуг ВТО все сектора услуг делятся на 155 под- секторов, например, сектор «Услуги в области образования» включает в себя услуги в области высшего образования, начального образования, дополнительного образования и т.д. В соответствии с этим классификатором услуг страны-члены ВТО обычно принимают на себя обязательства по гарантии определенного уровня доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок.

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты