Домой

Н. м хачатрян 10 лекций по истории античной литературы (предназначены для студентов ш курса) лекция




НазваниеН. м хачатрян 10 лекций по истории античной литературы (предназначены для студентов ш курса) лекция
страница1/5
Дата26.01.2013
Размер0.87 Mb.
ТипЛекция
Содержание
Зевс-громовержец (римск. Юпитер) – царь богов, Гера
Гестия (римск. Веста) –сестра Зевса, богиня домашнего очага. Деметра
Аид или Гадес
Гефест (римск. Вулкан) – сын Зевса и Геры. Бог-кузнец, покровитель ремесел. Гермес
Троянский кикл
Античная лирика
Скоро ль воспрянете вы? Когда ваше сердце забьется
Требует слава и честь, чтоб каждый за родину бился
Феогнида из Мегары
Симонид Аморгский
Победишь – своей победы напоказ не выставляй
Ивик, странствующий поэт, был убит разбойниками. Писал энкомии, посвященные разным личностям, гимны любовного содержания. Симони
Зарождение литературной прозы
V век. аттический период
Эсхил (525-456)
Семеро против Фив, Прикованный Прометей
Эпигоны – это сыновья погибших вождей, которые снарядили новый поход против Фив и разрушили город, мстя за отцов. Антигона
Проза v-iv веков
Геродот (485-425). Труд его называется “История”
Эпоха эллинизма
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5



Н.М Хачатрян


10 ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


(ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Ш КУРСА)


ЛЕКЦИЯ I. Значение античности. Древнегреческая мифология


Предметом курса АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА является литература греко-римского рабовладельческого общества. Термин “античная” происходит от латинского слова anticuus – “древний”. Римская литература стала развиваться значительно позже греческой, создаваясь на ее основе.

В античной литературе уже существовали почти все европейские жанры, они даже сохранили свои античные названия: эпическая поэма, идиллия, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, диалог, новелла, роман. Античность создала и теорию стиля и художественной литературы (реторика и поэтика).

Важное значение античной литературы заключается еше и в том, что в позднейшие эпохи в литературе и искусстве создавалось много произведений на античные сюжеты.

Античное художественное творчество было связано с двумя источниками – мифологией и фольклором.

Огромную роль в развитии античной литературы сыграла мифология. Предметом мифа являются происхождение мира, небесных светил (названных римскими эквивалентами имен богов) и явлений природы – космогония, и богов – теогония.

Из огромного количества греческих богов наиболее почитаемыми считались 12 “олимпийцев” (обитавших на горе Олимп). Первые шесть богов – братья и сестры Зевса – составляют “олимпийской пантеон”:

^ Зевс-громовержец (римск. Юпитер) – царь богов,

Гера (римск. Юнона) – жена и сестра Зевса, покровительница сил природы, брака и супружеской любви.

^ Гестия (римск. Веста) –сестра Зевса, богиня домашнего очага.

Деметра (римск. Церера) – сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия

Посейдон (римск. Нептун) – брат Зевса,бог морей

^ Аид или Гадес (римск. Плутон) – брат Зевса, бог подземного царства.

Следующие шесть богов – молодые боги:

Арес (римск. Марс) – сын Зевса и Геры, бог войны. Имел от Афродиты сына Эрота (римск.Амур)

^ Гефест (римск. Вулкан) – сын Зевса и Геры. Бог-кузнец, покровитель ремесел.

Гермес (римск. Меркурий) – сын Зевса и Майи, бог-вестник, покровитель дорог, торговли, магии.

Афина (римск. Минерва) – дочь Зевса и Метиды, родилась из головы Зевса. Богиня мудрости, покровительница и патроним Афин. Эпитеты: Варвакион (воительница), Паллада (покровительница городов) и Парфенос (девственница)..

Аполлон (римск. Аполлон и Феб) – сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец Артемиды. Покровитель искусств, его обычно сопровождают девять Муз: Терпсихора (муза танца), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Евтерпа (лирич.поэзии), Эрато (эротич. поэзии), Каллиопа (эпическ. поэзии), Полигимния ( пантомимы), Клио (истории), Урания (астрономии).

Артемида (римск. Диана) – дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. Покровительница девственниц.


Кроме богов, значительную роль в античной мифологии играли герои – полубоги, рожденные от богов и смертных. Наиболее известны мифы о Геракле (сыне Зевса и Алкмены), о Персее (сыне Зевса и Данаи), об Ахилле (сыне морской богини Фетиды и царя Пелея). Герои были наделены почти божественным могуществом, однако, в отличие от бессметных богов – были смертны. Исключение составляет сын Зевса и смертной женшины Семелы, “вторично” рожденный из бедра Зевса и, поэтому, признанный богом Дионис (римск. Вакх или Бахус) – бог плодородия, виноградарства и виноделия.


Гомеровский эпос Дидактический эпос. Античная лирика

Вторым, помимо мифологии, источником античной литературы является фольклор, т.е. устное народное творчество, представленное песнями – календарными, трудовыми, обрядовыми (напр. гименей или эпиталамий, плач), культовыми (гимн, молитва) и эпическими сказаниями, передаваемыми устно из поколения в поколение, и записанными около VI века до н.э., с появлением письменности. Хранителями этих эпических преданий являлись аэды, т.е. сочинители, о который не сохранилось никаких сведений, и рапсодами, т.е. ”сшивателями”, которые соединяли существующие сказания в поэмы, придавая им литературную поэтическую форму. Первобытная поэзия имеет две особенности: 1. выражение коллективных чувств и представлений и 2. синкретизм (термин акад. Веселовского).

Поэмы исполнянись под аккомпанемент арфы или лиры, на пирах или народных собраниях. Ударение в древнегреческом языке были не силовым, а мелодическим (голос повышался на ударном слоге), поэтому принято говорить о “пении” поэм сказителями.

Поэмы об’единялись в киклы (циклы) вокруг какого-либо исторического события (кикл об аргонавтах, троянский кикл), событий в одном городе (Фиванский кикл), личности главного героя (кикл о Геракле, о Персее).

Наиболее известным и разработанным в дальнейшей литературе является кикл о троянской войне.


^ ТРОЯНСКИЙ КИКЛ

Город Троя (или Илион) действительно существовал. Он находился на малоазиатском побережье к югу от Дарданелл. Троя существовала в конце III тысячелетия до н.э. и действительно погибла от пожара, что подтверждено раскопками археолога Генри Шлимана.

Троянская война относится историками к 1180 г. до н.э. Вероятно, греки вернулись ни с чем, но, как часто происходит в эпических поэмах и рапсоды “исправили” историческую правду, приписав победу своим соотечественникам. Троянский (или послегомеровский) кикл состоит из восьми поэм, 2 из которых приписываются Гомеру.

1. Киприи – описываются начало и ход Троянской войны. На свадебном пиру фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды богиня раздора Эрида бросила яблоко с надписью “прекраснейшей”. Претендовавших не него Геру, Афину и Афродиту Зевс отправил к пастуху Парису, который присудил его Афродите за обещание женить его на самой красивой женщине. Она открывает ему, что он сын троянского царя Приама, возвращает его в Трою, помогает ему в путешествии в Спарту, к царю Менелаю, и в похищении его жены Елены Прекрасной. Оскорбленный Менелай обратился к своему брату Агамемнону, верховному вождю греков. (Греки назывались также данайцами, ахейцами, эллинами). Собрались все греческие цари – Одисеей, царь Итаки, два Аякса – царь Саламина и Аякс из Локриды, Ахилл, сын Фетиды и Пелея, царь Аргоса Диомед, царь Эвбеи Паламед, царьКрита Идоменей и многие другие. Все цари и их войска (100 тыс. Воинов) собрались в гавани Авлиде, но боги не посылали попутного ветра. Пришлось принести им в жертву старшую дочь Агамемнона – Ифигению. Греки добрались до Трои и осадили ее. Осада длилась 10 лет.


2. Илиада – приписывается Гомеру. Описываются события девятого года Троянской войны ( 9 дней из двух месяцев).


3. Эфиопида – рассказывается о победах Ахилла над союзниками троянцев – амазонками во главе с царицей Пентесилеей и эфиопским царем Мемноном. В этой же поэме описывается смерть Ахилла от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Золотые доспехи Ахилла оспаривали Одиссей и Аякс. Агамемнон и Менелай подменили жребий Аякса и отдали доспехи Одиссею. Оскорбленный Аякс задумал погубить греков, но ночью, когда он вооружился мечом и направился к палаткам Агамемнона и Менелая, боди наслали на него безумие и он стал крушить стада коров и овец. Утром, придя в себя, он решил смертью искупить свой позор и бросился на свой меч.

4.Разрушение Илиона, или Малая Илиада. – расскаывается о взятии Трои. Хитроумный Одиссей предложил построить огромного деревянного коня. В него спрятались лучшие греческие вооруженные воины. Греки сожгли свой лагерь, погрузились на корабли и отплыли, оставив на берегу коня. Пленный грек Синон, по наущению Одиссея, сказал троянцам, что конь сделает Трою неприступной и они решили ввезти его в город. Жрец Аполлона Лаокоон отговаривал их, говоря ставшую крылатой фразу: “бойтесь данайцев, даже дары приносящих”. Он даже метнул копье в брюхо коня, чтобы троянцы услышали бряцание оружия греков, но Афина послала двух змей, которые задушили Лаокоона и его двух сыновей. Троянская царевна Кассандра также предрекала гибель Трои из-за коня, но и ей троянцы не поверили. Для того, чтобы ввезти коня в город, троянцы разрушили крепостную стену у ворот. Когда счастливые троянцы заснули, греки вылезли из коня, подожгли его и напали на троянцев. Увидев зарево, греки выплыли из-за острова, где прятались, и напали на Трою, ворвавшись через пролом в стене. Три дня греки грабили город и, наконец, погрузив на корабли сокровища и пленных троянок, направились к родным берегам. Из всех троянцев спасся только сын Афродиты Эней, который вынес на руках своего отца Анхиса и сына Аскания.


5. Возвращения. – С богатой добычей возвращались греки. Многие вернулись без осложнений, но Менелай скитался 7 лет, попадал в бури, на острове Фарос 20 дней ждал попутного ветра. Младший Аякс погиб, наказанный Посейдоном за свою надменность. Трудно добирался и Агамемнон, но прибыв домой, был убит своей женой Клитемнестрой.


6. Одиссея. – Эта поэма также приписывается Гомеру, она составляет часть «Возвращений», посвящена 10-летним странствиям Одиссея до прибытия на родную Итаку.

7. Телегония. – Сын Одиссея и Кирки (Цирцеи), Телегон, отправляется искать отца, прибывает на Итаку и, не узнав его, убивает. Телегон с Пенелопой везут тело Одиссея к Кирке, но она не может воскресить его, зато дарует бессмертие Телегону и Пенелопе.


8. Батрахомиомахия (Война мышей и лягушек). – Прямая пародия на героический эпос (VI-Vвв. до н.э.). Пародируются героика эпоса, олимпийские боги, традиционные приемы эпического стиля (начиная с обязательного обращения к Музе во вступлении), возвышенная патетика и сюжет. Лягушиный царь Вздуломорда, перевозя через ручей мышонка Крохобора, испугался водяной змеи, нырнул и утопил мышонка, который оказался из царского рода. Начинается великая война. Параллельно на Олимпе идет совет богов. Афина отказывается помогать обеи, сторонам. Мыши побеждают, но Зевс посылает им в помощь раков. Мыши бегут. Так заканчивается «великая однодневная война».


ЛЕКЦИЯ II. Гомеровский эпос


Древнейшими из сохранившихся памятников древнегреческой литературы являются две большие поэмы – “Илиада” и “Одиссея”, автором которых античная критика считала Гомера. Точных сведений о Гомере нет: семь городов оспаривают право считаться родиной Гомера, спорным является время его жизни – с XII до VII века. Существует легенда о его внебрачном рождении от бога, о его личном знакомстве с мифическими персонажами. Слово “гомер” на некоторых малоазиатских языках означает “слепой”. Споры вызывает и принадлежность ему обеих поэм.

Гомеровские поэмы писались гекзаметром, т.е. шестистопным стихом:

~~/ – ~~/ – ~~/ – ~~/ – ~~/ – – /, где ударный слог, а ~ безударный.

Рифмы в гомеровском стихе, как и вообще в античном стихосложении, не было.


Илиада

Действие поэмы отнесено к X году Троянской войны, но ни причины, ни ход войны не излагаются. Предполагается, что и сюжет, и действующие лица уже известны читателю. Содержанием поэмы является один эпизод, но с огромным количеством греческих и троянских героев. “Илиада” состоит из 1570 стихов, которые были разбиты античными учеными на 24 книги (по числу букв греческого алфавита). Тема об’явлена уже в первом стихе, где поэт обращается к Музе:

Гнев, о богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына

Книга I. По требованию Аполлона и греческих воинов, Агамемнон возвращает жрецу Аполлона Хрису его дочь, взятую им в плен, но взамен отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл, “проливая горькие слезы”, жалуется матери и отказывается участвовать в битвах. Фетида требует от Зевса, чтобы, пока ее сын не выйдет на поле боя, греки терпели поражение. Итак, действие происходит в двух планах – человеческом, на земле, и божественном, на Олимпе. Троянская война разделила богов на два лагеря. Так, Афродита, Аполлон и Арес была на стороне троянцев, а Фетида, Зевс, Афина, Гера и Гефест – на стороне греков.

Книга II. В основном представляет собой перечень кораблей, вождей и племен греческого войска, а также троянцев, под предводительством сына царя Приама – храбрейшего и благородного Гектора. Греческие войска не хотели больше воевать, но Одиссей и Агамемнон, которому Зевс послал обманчивый сон о победе, построили их и повели на Трою. Троянцы открыли ворота и вышли на бой.

Книга Ш. Войска об’являют перемирие на время поединка Менелая и Париса. Исходом поединка об’является обладание Еленой.

Книга IV. Со стены Трои за поединком наблюдают Приам, все женщины троянского дома и Елена. Поединок недолго длится: когда Менелай стал побеждать, Афродита покрыла облаком Париса и перенесла его в Трою. Агамемнон об’являет о победе Менелая, но троянцы отказываются отдать Елену. Афина побуждает троянца Пандара послать стрелу в Менелая, перемирие нарушено. Начинается битва. Во главе греческого войска становится Афина, во главе троянцев – Арес.

Книга V. Описывается серия подвигов Диомеда, он убивает Пандара, ранит Афродиту, которая спасает своего сына Энея и, с помощью Афины – ранит Ареса, который взлетает на Олимп жаловаться Зевсу и залечивать рану.

Книга VI. Действие происходит в Трое. Обреченность города показана в двух сценах. В первой троянские женщины идут к храму Афины молить о спасении, но Афина отвергает их дары. Вторая – это прощание Гектора с женой Андромахой и сыном Астианаксом. Андромаха плачет, предчувствуя беду.

Книга VII. Афина и Аполлон решают прекратить битву и устроить поединок. Гектор вызывает кого-либо из греков, но все боятся. Пристыженные Нестором выходят 9 вождей, жребий падает на Аякса Теламонида. Поединок длится весь день, наконец, вечером, они решают разойтись с миром, Гектор дарит Аяксу меч с серебром, Аякс Гектору – драгоценный пояс.

Книга VIII. Один день был отведен на похороны погибших, но на следующий день битва возобновилась. Выполняя обещание, данное Фетиде, Зевс помогает троянцам, которые оттесняют греков к самому берегу. Гектор предлагает не возвращаться в город, а расположиться лагерем и, с рассветом, добить греков.

Книга IX. Агамемнон посылает послов к Ахиллу с обещанием богатых даров. Ахилл устраивает пир в честь послое, но отказывается участвовать в боях.

Книга X. Греки ловят троянского лазутчика Долона, выведывают у него расположение лагеря троянцев и прибывших им на помощь фракийцев во главе с царем Ресом. Одиссей и Диомед проникают в лагерь троянцев, убивают Реса и 12 фракийцев и уводят двух коней.

Книга XI. Битва, в которой отличается Агамемнон. Он, однако, ранен, как и Диомед, и Одиссей. Друг Ахилла, Патрокл, решает попросить у Ахилла его доспехи, т.к. Гектор уже ворвался в стан греков.

Книга XII- XIII. Описания боя у самых кораблей греков. Зевс уже не следит за битвой, он уверен, что троянцы одержат победу.

Книга XIV. Гера с помощью любовных чар пытается отвлечь Зевса и усыпляет его. Но проснувшись, Зевс опять начинает помогать троянцам.

Книга XV. Положение ахейцев почти безнадежно, они оттеснены к морю а Гектор готовится поджечь их корабли, чтобы отрезать грекам путь домой.

Книга XVI. Ахилл разрешает Патроклу надеть его доспехи. Во главе мирмидонян, Патрокл бросается в атаку. Он поражает многих и достигает стен Трои, но его нападения три раза отражает Аполлон.

Книга XVII. Начинается поединок Гектора и Патрокла, но вмешивается Аполлон: он ударяет Патрокла по спине и плечам, срывает с него шлем, ломает копье, вырывает и бросает на землю щит. Тогда-то Гектор и поражает Патрокла.

Книга XVIII. Начинается бой за тело Патрокла. Грекам все же удается им завладеть, и Агамемнон несет его в лагерь. Сын Нестора Антилох сообщает Ахиллу о гибели его друга.Горько плачет Ахилл, посыпая голову пеплом. Он встает, безоружный, на валу и громко кричит три раза. Троянцы, в смятении, отступают. Тело Патрокла приносят в шатер Ахилла, где он всю ночь оплакивает друга.

Книга XIX. Ахилл отрекается от “гнева”, он возвращается на поле боя как мститель, нехотя принимает извинения Агамемнона и его дары, даже Брисеиду и рвется в бой. За ночь Фетида принесла от Гефеста выкованные им по ее просьбе новые ослепительные доспехи для Ахилла.

Книга XX. Ахилл в новых доспехах всходит на колесницу. Его конь Ксанф обещает вывезти его живым из боя, хотя предвещает ему близкую смерть. Боги тоже участвуют в битве. Гера, Афина, Посейдон, Гермес и Гефест на стороне греков, Афродита, Артемида, Латона, Арес, Аполлон – на стороне троянцев. Яростно бьется Ахилл, разыскивая Гектора, он убивает его брата Полидора. Увидев это, Гектор бросается в бой. Трижды бросается на него Ахилл, ноп Аполлон окутывает его мраком.

Книга XXI. Боги тоже бьются. Арес ударяет копьем в эгиду Афины, она камнем ударяет его в шею. Троянцы обращаются в бегство, Приам приказывает открыть ворота, на поле остается один Гектор.

Книга XXII. Приам и Гекуба молят Гектора укрыться в Трое, но он не может выглядеть трусом. Но когда Ахилл бросается на него, он бежит. Три раза обегают они стены Трои. Зевс бросает жребий смерти на золотые весы, и жребий Гектора опускается. Аполлон покидает его. Гектор принимает бой и погибает. Горько рыдают на стене Трои Приам, Гекуба, Андромаха, видя как, проколов сухожилия на ногах Гектора, Ахилл волочит его тело за своей колесницей.

Книга XXIII. Описываются похороны Патрокла.Тело Гектора, лежащее тут же, у погребального костра, Афродита умащивает благовонными маслами, а Аполлон заслоняет от солнца. Ахилл зажигает погребальный костер, он пылает всю ночь, а утром его гасят вином и собирают кости Патрокла в золотую урну. После этого начинаются игры – метание диска, стрльба из лука, бег на колесницах, кулачные бои.

Книга XXIV. На заре Ахилл вновь привязывает тело Гектора к колеснице и трижды об’езжает вокруг могильного кургана Патрокла. Даже богов возмущает подобная жестокость. Гермес помогает Приаму проникнуть в шатер Ахилла. Приам и Ахилл, обнявшись, горько плачут над горестями, причиненными войной. После богатого ужина все засыпают, но ночью Приам увозит тело сына. Навстречу им, из Трои, выходят рыдающие Гекуба, Андромаха, Кассандра, Елена. “Илиада” заканчивается описанием погребения Гектора.


Одиссея

В этой поэме, как и в “Илиаде”, обширный материал концентриуется в рамках короткого действия, но здесь материал не столько “героический”, сколько бытовой и сказочный.

Темой “Одиссеи” являются странствия и приключения хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода.

Действие поэмы отнесено к X году после падения Трои, но упоминаются эпизоды войны и герои, уже умершие в “Илиаде”. “Одиссея” также разделена на 24 книги.

Книга I. Поэма начинается традиционным обращением к Музе и краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода возвратились домой, один Одиссей томится в разлуке с родиной, его удерживает на острове Огигия нимфа Калипсо.

В это время на Итаке женихи сватаются к Пенелопе, ежедневно пируют в доме Одиссея и требуют, чтобы она избрала одного из них в мужья. Афина, покровительница Одиссея, является к Телемаху, сыну Одиссея, и побуждает его отправиться на поиски отца.

Боги на Олимпе спорят – отпускать ли Одиссея домой. Больше всех разгневан на него Посейдон, за то, что Одиссей ослепил его сына, киклопа Полифема.

Книга II. По совету Афины, Телемах созывает народное собрание, жалуется, что женихи разоряют дом его отца, но народ бессилен против знатной молодежи.

Пенелопа оттягивает свой брак: она по древнегреческой традиции должна была выткать надгробное покрывало для Лаэрта, отца Одиссея, но ночью она распускала то, что соткала за день. Телемах, в сопровождении Афины в облике Ментора, отправляется в Пилос л царю Нестору и в Спарту к царю Менелаю.

Книга III. Нестор гостеприимно встречает гостей, сообщает о гибели Агамемнона, но о судьбе Одиссея он ничего не знает. Телемах отправляется к Менелаю.

Книга IV. Менелай и Елена радушно принимают сына Одиссея. Они справляют свадьбу сына и отправляют дочь к Неоптолему, сыну Ахилла, которому Менелай обещал дочь в жены еще под стенами Трои. Они сообщают Телемаху, что Одиссей томится в плену у Калипсо. На обратном пути Телемаху готовят засаду женихи Пенелопы.

Книга V. На совете богов решено, что Афина поможет Телемаху избежать опасности, а Гермеса отправляют на остров Огигию передать Калипсо повеление богов: отпустить Одиссея. Калипсо разрешает Одиссею построить плот. 18 дней он плывет по морю, но его замечает Посейдон и посылает страшную бурю. Богиня Левкотея дает ему покрывало и он спасается, на третий день он вылезает на берег, зарывается в сухие листья и засыпает.

Книга VI Афина побуждает дочь царя феаков – Навсикаю – пойти на берег моря стирать белье и играть в мяч. Проснувшийся Одиссей выходит к ним и об’ясняет Навсикае, что он 20 дней боролся с волнами. Она, сжалившись над ним, присылает ему одежду и приглашает в царский дворец.

Книга VII.Одиссей приходит к царям феаков – Алкиною и Арете, и просит помощи как странник. Пораженные его красотой и величием, цари обещают дать ему корабль.

Книга VIII. На следующий день Алкиной устраивает пир в честь гостя, на котором слепой рапсод Демодок поет о греческих героях, их подвигах под Троей. Потом устраивают игры. Одиссей сначала отказывается, но потом бросает камень дальше, чем юноши метают диск.

Книга IX На следующий день пир пир продолжается. Демодок поет о деревянном коне. Тут на глазах гостя появляются слезы, он открывает феакам свое имя. Алкиной обещает помочь Одиссею, хотя знает о гневе Посейдона и о том, что за помощь странникам он обещал превратить их волшебный корабль в скалу. Одиссей начинает рассказ о своих странствиях. Сначала они грабили город киконов во Фракии, потом попали в страну лотофагов (пожирателей лотоса). На острове киклопов они попадают в плен к киклопу Полифему, который ежедневно поедал по 2 спутника Одиссея. Назвавшись “никто”, Одиссей спаивает Полифема и выкалывает ему единственный глаз. Отплывая на корабле, Одиссей сообщает киклопу свое имя. Полифем обращается к своему отцу, Посейдону, который отныне будет мстить Одиссею.

Книга X. Бог ветров Эол дал Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами. Когда уже были видны берега Итаки, Одисей заснул. Его спутники развязали мех и ветры, вырававшись, снова отнесли их корабли к Эолу, но он уже отказался им помогать. Потом на острове листригонов-людоедое Одиссей потерял 11 из своих 12 кораблей. Они приплывают на остров волшебницы Кирки (Цирцеи) (дочери Гелиоса, сестры Ээта), которая превращает многих путников в свиней. Одиссей спасается благодаря чудодейственному корню, который дал ему Гермес, спасается сам и возвращает человеческий облик своим друзьям. Год Одиссей наслаждается любовью Кирки, затем она учит его как отправиться в царство мертвых, чтобы вопросить тень фиванского прорицателя Тиресия о своей судьбе.

Книга XI. Прибыв ко входу в подземное царство, Одиссей выполняет весь ритуал для вызова душ умерших. Одиссей встречается с матерью, героями Троянской войны и с Тиресием, который предсказывает Одиссею все его злоключения.

Книга XII. Одиссей проплывает мимо острова сирен, мимо чудовищ Скиллы и Харибды, прибывает на остров Тринакрия (Сардиния), где паслись стада быков бога Гелиоса. Несмотря на запрет Одиссея, его спутники зарезали несколько быков. Гелиос пожаловался Зевсу, тот наслал бурю, корабль разбился в щепы. Девять дней носило по морю Одиссея, пока наконец он не оказался на острове Огигия, у нимфы Калипсо.

Книги XIII-XX. Феаки с богатыми дарами проводили Одиссея, и оставили его спящим на берегу Итаки, но когда их корабль возвращался – Посейдон превратил его в скалу.

Афина придала Одиссею облик нищего старика и велела идти к свинопасу Эвмею, сама же отправилась в Спарту за Телемахом. Отец и сын узнают друг друга. Одиссей приходит в свой дом, где подвергается издевательствам женихов. Няня Эвриклея по рубцу на ноге узнает Одиссея.

Книга XXI. У входа в дом Одиссея узнает его старый пес Аргус Выходит Пенелопа расспрашивает странника об Одиссее. Она выносит лук Одиссея и об’являет состязание: ее мужем станет тот, кто пропустит стрелу из этого лика через 12 колец. Никому из женихов не удается даже согнуть лук, тогда вызывается Одиссей и не вставая с места пропускает стрелу через кольца.

Книга XXII. Следующую стрелу он пускает в самого наглого из женихов – красавца Антиноя, затем перебивает всех женихов.

Книга XXIII.Эвриклея сообщает Пенелопе, что Одиссей вернулся. Пенелопа идет в пиршественный зал, где Одиссей описывает ей кровать, которую сам сделал, и которую невозможно сдвинуть с места без рычага, о котором знают лишь он и она. Афина возвращает Одиссею его облик и Пенелопа бросается в его об’ятия.

Книга XXIV.Одиссей встречается со своим отцом Лаэртом, затем Афина предотвращает бой Одиссея с родственниками убитых женихов и, приняв облик Ментора, мирит Одиссея с народом.


По композиции “Одиссея” сложнее “Илиады”. Сюжет “Илиады” изложен линейно, а в “Одиссее” он нарушен. Повествование начинается с середины, а о предшествующих событиях рассказывает сам Одиссей. Центральная роль главного героя здесь ярче, чем в “Илиаде”.


Гомеровское искусство характеризуется несколькими главными чертами. Это:

  1. 1.Реализм. Поэмы дают полное представление об общинно-родовом коллективизме, о торговле, сословиях, ремеслах, земельной собственности, рабах, организации власти. Так, басилевс - царь, хотя и не очень самостоятельный, буле – совет старейшин, агора – народное собрание, где мнение выражалось шумом.

  2. Антивоенные и антиаристократические тенденции.

  3. Гуманизм

  4. Гражданственность и патриотизм. Незнакомца спрашивали “где твоя земля и где твои родители?”

  5. Художественный стиль – эпический. Его характерные черты:

    • Примат общего над индивидуальным

    • Об’ективность описаний, без личного отношения

    • Вещественное изображение жизни

    • Монументальность

    • Героизм

    • Уравновешенное спокойствие

    • Лиризм

    • Драматизм

    • Комизм, бурлеск, юмор, сатира, ирония

    • Свобода индивидуума

    • Статичность персонажей

    • Очеловечивание богов

  6. Поэтическая техника – эпическая:

    • Торжественность

    • Повторения

    • Эпитеты и сравнения

    • Простота языка.


Гомеровские поэмы научно изучались еще в IV веке (Аристотель), но тогда же появились и критики, осуждавшие их с моральной точки зрения это Ксенофан (VI в.), Платон (V-IV вв). Комментировали Гомера александрийские ученые. Гомер оказал значительное влияние на эпических авторов: греческих – от Аполлония Родосского (Ш в до н.э.) до Нонна Панопольского (V в.), римских – Ливий Андроник, Невий, Энний. Цицерон почитал Гомера, а доказательством огромного влияниия Гомера на Вергилия является его великая поэма “Энеида”.


ЛЕКЦИЯ Ш. Дидактичский эпос. Античная лирика VI века. Проза.


Гесиод (VIII-VII вв до н.э.)

Героические идеалы постепенно тускнели перед насущной практикой жизни. Так появляется дидактический эпос, отвергающий гомеровский идеал воинской доблести. Автором ее является Гесиод.

Гесиод жил в Беотии, занимался земледелием. В утешение и назидание разорившемуся брату Персу написал поэму “Труды и дни”. В ней он убеждает брата не рассчитывать на “неправду”, а искать обогащения в труде. Миросозерцание Гесиода сурово. Жизнь представляется ему непрерывной борьбой. Поэма начинается с противопоставления двух Эрид (видов соперничества) – злой и доброй, т.е. богинями раздора и соревнования в труде. Основную свою мысль – об ухудшении условий жизни – Гесиод иллюстрирует двумя мифами:

1. о Пандоре, посланной Зевсом в жены Эпиметею, брату Прометея, в наказание людям, для которых Прометей похитил божественный огонь,

2. о пяти поколениях, из которых первый, “золотой”, когда люди не знали ни труда, ни горестей, второй, “серебряный”, третий – “медный”, четвертый – поколение героев, пятый – “железный”, когда люди теряют все нравственные устои и движутся к своей гибели.

Хотя Гесиод жил накануне революционного движения против родовой знати, он даже не помышляет о политической борьбе, впрочем отсталой Беотии это движение почти не коснулось. Гесиод только угрожает царям божественным возмездием. По Гесиоду, по земле бродят 30 тысяч “бессмертных стражей”, которые вместе с девой Правдой сообщают Зевсу о неправых поступках людей.

Первая тема поэмы “Труды и дни” – проповедь правды, обязанности сильных уважать ее. Это апофеоз труда и справедливости.

Вторая тема – описаниде полевых работ, земледельческих орудий, ухода за скотом, одежды, пище и т.д.

Заключительная часть поэмы представляет собой сообщение о “днях”, счастливых и несчастливых для разных работ. В назиданиях брату Гесиод предстает дальновидным и расчетливым крестьянином-скопидомом, любящим во всем порядок и точность: “Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай”, “Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет”, “Истая язва – сосед нехороший, хороший – находка”. Батраков он советует нанимать бездетных, т.к. “прислуга с сосунком неудобна”, жениться следует не раньше 30 лет, на молодой девушке, которую легче обучить благонравию, причем лучше – на соседке, чтобы об’единить земельные участки. Иметь желательно не больше одного сына, чтобы не дробить владения. Гесиод предостерегает от любовных увлечений: “Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит”, “Кто верит женщине – тот верит вору”.

Умственный горизонт Гесиода, таким образом, довольно узок, хотя сам он считал себя носителем и учителем истины, противопоставляя себя другим певцам, введенных в заблуждении Музами. Так, во вступлении к “Теогонии” (Происхождение богов), Гесиод пишет: ”Музы, обитательницы Геликона, проходили в ночной пляске и пели чудесные песни, прославляя бессмертных богов. Вырезав из пышного лавра жезл, они подарили его мне, вдохнули в меня дар божественных песен и приказали прославлять богов”.

“Теогония” – попытка систематического философского осмысления мира посредством мифов. Так, Уран, Гея, Эрот и Крон (Хронос) предстают как философские понятия пространства, материи, движения и времени. Смена общественных укладов (например, переход от матриархата к патриархату) отражается в мифах о борьбе между старшими и младшими богами, о победе молодых – очеловеченных богов эпоса. Хотя “молодых” богов в понимании Гомера у Гесиода почти нет. Венец повествования – победа Зевса над титанами, Укрепив свою власть, Зевс берет в жены Метиду (мудрость), затем Фемиду (правосудие), которая рождает Законность, Справедливость, Мир и богинь судьбы Мойр.

Продолжением “Теогонии” была несохранившаяся поэма “Каталог женщин”, сказания о прародительницах-героинях. Известны названия и других не дошедших до нас произведений Гесиода – “Меламподия”, “Свадьба Фетиды и Пелея”.

Стиль Гесиода – сухой и краткий, монотонный и скучный, отражает практичное и прозаическое отношение к жизни. Тем не менее, его сближает с Гомером эпический стиль, гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект. Но это сходство – внешнее, по содержанию же, в отличие от гомеровского, гесиодовкий эпос – не героический, а дидактический. Известна легенда о царе Панеде, который на состязании рапсодов – Гесиода и рапсода, исполнявшего поэмы Гомера, увенчал Гесиода за восхваление мирного труда, а не войны и побоищ, в связи с чем появилась греческая пословица о слабоумии Панеда.

  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты