Домой

Барбюс не просто знаменитый писатель, но еще и «человек действия» писал Ромен Роллан. Действительно, Анри Барбюс был писателем-революционером, новым типом художника




Скачать 95.59 Kb.
НазваниеБарбюс не просто знаменитый писатель, но еще и «человек действия» писал Ромен Роллан. Действительно, Анри Барбюс был писателем-революционером, новым типом художника
Дата25.01.2013
Размер95.59 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

Барбюс – не просто знаменитый писатель, но еще и «человек действия» - писал Ромен Роллан. Действительно, Анри Барбюс был писателем-революционером, новым типом художника. Люди, способные не только вырабатывать оригинальные взгляды на действительность, но и по мере сил воплощать их в жизнь, - честны с собой и окружающими по крайней мере. Даже если их теории не выдерживают испытания временем.

Барбюса можно назвать великим правдолюбцем. Именно поисками правды он руководствовался, подходя к жанру социалистического реализма. И чем больше он утверждался в этом жанре, чем отчетливей для него была его коммунистическая идеология, тем более публицистичными становились его произведения.

Родился он 17 мая 1873 года в городе Аньере, в семье литератора. Учился в колледже, затем получил высшее филологическое образование. Некоторое время Барбюс служил в государственных учреждениях, занимаясь одновременно журналистикой, а вскоре целиком перешел на литературную работу в парижской пресе и издательствах. Еще в колледже Барбюс начал писать стихи, в начале 90-х годов он печатает несколько стихотворений, а в 1895 году – сборник стихов «Плакальщицы».

В самом начале первой мировой войны Барбюс идет добровольцем в армию. Ему казалось, что война против Германии – это война освободительная, против варварства. Само по себе пребывание тяжело больного Барбюса на фронте было подвигом: «Я провел двадцать три месяца на фронте в качестве простого солдата-пехотинца… Будучи освобожден вовсе от военной службы, я добровольно пошел в армию в первый же день войны, добровольно отправился на фронт и добровольно оставался на передовых позициях… Я был отмечен неоднократно, в последний раз – с указанием, что я всегда сам вызывался самые опасные поручения. Три раза я был эвакуирован в тыл по причине болезней, полученных на фронте»1, - так отвечал Барбюс клеветникам, обвинившим его «Огонь» в неправде.

Во имя правды, прежде всего во имя правды Анри Барбюс совершал свой подвиг. Его роман «Огонь» потому стал этапной книгой зарубежной литературы, что книга стремиться представить прежде всего точку зрения простого солдата. «Я утверждаю, что все, написанное в моей книге, доподлинная правда»2, - писал Барбюс.

«Огонь. Дневник одного взвода» - книга о войне, написанная в форме записок солдата. Идея бессмысленности и жестокости войны воплощена здесь с силой, прочувствованно.

Стремление быть максимально правдивым проявилось и в языке романа. Барбюс широко использует солдатский жаргони местные диалекты. Многие детали представляемой Барбюсом в «Огне» картины войны тоже грубы, предельно откровенны, но это реалистические, а не натуралистические детали, поскольку они подчинены реалистической типизации, вскрывают сущность явлений. Роман принес Барбюсу известность и положил начало его активной общественной деятельности.

В 1017 году Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, Р. Лефевр, Ж. Брюйер создают Республиканское обьединение бывших фронтовиков. Это обьединение развернуло антивоенную агитацию, пропаганду революционных идей и способствовало созданию Коммунистической партии Франции. В 1919 году Барбюс организует группу «Кларте».

Важнейшие его статьи и речи вошли в сборник «Речи борца» (1917 – 1920). К этому сборнику примыкает брошюра-манифест «Свет в бездне. О том, чего хочет группа «Кларте» (1919) и обращение к интеллигенции «С ножом в зубах» (1921). Все эти публицистические выступления Барбюса связывались им с задачей распространения света, знания, правды. Барбюс видел, что правда революционна и с гордостью заявлял: «Мы – партия правды». «Ни один честный гражданин и в первую очередь ни один честный художник не могут ныне оставаться в стороне от этой борьбы за справедливость, за лучезарное будущее»3, - писал Барбюс, - «Мы видим свое назначение в том, чтобы бороться против предрассудков, против услужливого поддеживоемого обмана и прежде всего против неведения, в котором наши правители держат миллионы людей…». Публицистика Барбюса – это прямые обращения писателя к народу, к интеллигенции, обращения, в которых он призывает к борьбе, пытается в меру своего понимания пояснить сущность социальных отношений, повторяя, что эксплуататоры могут властвовать только благодаря неправде, благодаря обману. Барбюс останавливается на необходимости очищения разума от религиозных убеждений, кажущихся ему абсурдными. В «Ответе моим клеветникам»4 он пишет: «Спросите у солдат, подвергаются ли проповедники и братья милосердия тем же опасностям и испытаниям, что и простые солдаты. Зато подальше от фронта священников сколько угодно»5. Решительный выбор политической позиции Барбюс считал обязательным для каждого и, в частности, обращался с подобным требованием к писателям, утверждая, что в противном случае писатель «не сможет выполнить роли глашатая истины»6. Однако сначала Барбюс давал весьма туманные определения справедливого строя, за который он призывал бороться: это республика, «основанная на принципах логики и разума, на великих законах морали»7. После Октябрьской революции представления Барбюса об истине и справедливом общественом устройстве быстро конкретизируются. Барбюс со вниманием следил за победоносным развитием русской революции. В знаменитой статье «Мы обвиняем!» («Юманите», 12 октября 1919 г.) Барбюс писал о преступных действиях «империалистов», организаторов интервенции в Советскую Россию. В этой статье он обвиняет правителей Франции, Англии и Америки в том, что они «организовали гнусную клеветническую кампанию против большевизма; в том, что они … препятствуют распространению правды; в том, что они искажают и подтасовывают факты; в том, что они отравляют общественное мнение, чтобы принудить народные массы идти против интересов самих народных масс; том, что они лгут народам, чтобы легче было их предать»8. Он выступает на рабочих митингах. Он заявляет, что в России создается справедливый строй – социализм, и в этом строе Барбюс видит практическое осуществление своих идеалов, торжество истины. «Спасите человеческую правду, спасая правду русскую»9, - призывает Барбюс.

В статьях после 1917 года Барбюс дает глубокий анализ капиталистической системы. Основной мыслью его работ становится мысль о том, что общество издавна разделилось на тружеников и эксплуататоров, и задача передовых сил заключается в ликвидации этого разделения, в уничтожении господства буржуазии. Еще более укрепляется вера писателя в народ, он призывает своих читателей к активным, боевым действиям, высказывает уверенность в победе коммунизма. Его позиция относительно «индивидуализма» и «аполитизма» становиться все жестче, он выступает против иллюзий о «надклассовом» характере интеллигенции и ее особой миссии. Интеллигенты должны побороть недоверие к практической истине, к политике, обьединиться с пролетариатом. В речи «Творчество и пример Золя» (1919) Барбюс высоко оценил Золя как писателя, который понял, что величие – в постижении истины и в участии в борьбе. Взгляды Барбюса на роль писателя сформулированы им в дискуссии с Ролланом, в ходе которой он защищал мысль о решающем значении народных масс и революционной борьбы в историческом процессе.

В 1919 году был написан и роман «Ясность», также свидетельствующий о укрепляющейся позиции Барбюса как революционера. В этом романе Барбюс создает реалистический образ мещанина Симона Полена, мечтающего только о том, чтобы сделать карьеру. Пройдя войну, он осознает царящую в обществе несправедливость, виновники которой – капиталисты.

В 1923 году Барбюс становится членом коммунистической партии. В 1925 году он посещает Балканы с тем, чтобы проверить факты преступной деятельности фашистских правительств балканских стран; в 1926 году выпускает книгу «Палачи» - итог его поездки. В «Палачах» возникает картина того «варварского нового порядка», который в более широких масштабах попытались создать через несколько лет гитлеровцы. Он обращается к народам балканских стран, выражая свое восхищение их борьбой, в которой он видит пример для всех, призывает к созданию комитетов защиты жертв террора, к организации помощи народам, попавшим под «иго фашизма».

С целью сплотить революционно настроенную интеллигенцию Барбюс начал выпуск журнала «Монд» в 1928 году. В «Обращении к интеллигенции» (1927) Барбюс обосновал необходимость такого обьединения. «Нужно покончить с временем, когда искусство кичилось своим «святым эгоизмом», - считает Барбюс, - «когда художник добывал славу ценой самообеднения и ухода в тюрьму одиночества; покончить с равнодушием, когда так называемые избранные, примиряясь со злом, сами творим зло»10. Он писал о том, что человечество переживает период перехода от старого общества к новому, что старый мир обречен. Как и Роллан, Барбюс был уверен, что будет создано новое искусство, что оно уже создается на основе обновления общества, нового этапа исторического развития. Причем, оно складывается и до создания социалистического общественного порядка, освещая пути к нему, вселяя уверенность в победе. Барбюс писал, что обьектом этого искусства должен быть общественный человек, весь коллектив, так как центральной проблемой жизни стал вопрос о существовании и будущем коллектива. Новое искусство – искусство правды: писатели владеют теперь научным методом, который позволяет разобраться в причинах общественных явлений. Таким методом для Барбюса стала теория марксизма. Она ставила для него конкретную цель вместо бесплотного ранее идеала общественного устройства. Воплотить теорию в жизнь, повлиять на общественное сознание, вызвать отклик, поднять революционное движение – вот чего добивался Барбюс, творя свои произведения.

Еще в двадцатые годы, до появления самого понятия «социалистический реализм», Барбюс в своей эстетической программе, в новаторских обобщениях формулировал по сути дела принципы социалистического реализма. В творчестве двадцатых годов Барбюс пытался практически осуществить задачу создания нового, революционного искусства, теоретическое обоснование которому он давал в статьях и выступлениях.

В предисловии к роману «Звенья цепи», носящему характер литературного манифеста, Барбюс еще раз доказывал необходимость создания нового искусства, создания такого художественного произведения, которое заключало бы обобщение исторического опыта, обьективных закономерностей истории. Роман вышел в 1925 году.

В конце 20х годов Барбюс знакомится с советской действительностью. Впервые писатель посетил СССР в ноябре 1927 года, потом в 1928 году. Результатом его поездок стали книги «Вот что сделано в Грузии» (1929) и «Россия» (1930). Барбюс видел в России рождение нового человека и общество его идеала. «Конгресс очевидцев», «Ваш пример – могучий источник нашей силы» (речь на митинге рабочих завода Шарикоподшипник им. Л. М. Кагановича), «О борьбе против военной опасности и о юбилее А.М. Горького», «17 шагов гиганта» - эти и другие статьи и речи Барбюса были опубликованы в советской периодической печати. Они – в защиту социалистического строя. Например, в «Конгрессе очевидцев» Барбюс пишет о том, что он своими глазами убедился в неправоте своих соотечественникиков-капиталистов, которые искажают факты, описывая реалии СССР в черном свете. Он восхваляет Советский Союз и достижения трудящихся.

В начале 30х годов Барбюс сближается с Ролланом и учавствует вместе с ним в подготовке Всемирного Антивоенного конгресса и руководит работой Конгресса в Амстердаме в 1932 году. После Конгресса он ведет самую энергичную деятельность во Всемирном Комитете борьбы против империалистических войт, борется за международное обьединение писателей, готовит международный Конгрес писателей в защиту культуры (1935). Он посещал многие страны, выступая на митингах и сьездах. Барбюс разоблачает фашизм и в своей публицистике.

В 1932 году выходит книга Барбюса «Золя». Она соединяет в себе жанры романизированной биографии, научного исследования творчества Золя и эстетического манифеста. Барбюс защищает принципы искусства социалистического реализма, резко порицает пустые развлекательные произведения и идеи «чистого искусства». Главный вопрос для Барбюса – чему служит произведение, его общественная роль.

Последнее произведение Барбюса – книга «Сталин. Новый мир, раскрывающийся через человека» (1935). Она также носит скорее публицистический, чем художественный характер. Барбюс развертывает картину классовой борьбы: с одной стороны, капитализм, кризис, кровавая «полиция буржуазии» – фашизм; по другую сторону – страна социализма, идеал Барбюса. Большая часть книги посвящена СССР. Он описывает становление социализма здесь и опять говорит о литературе, подчеркивая важность Первого Сьезда советских писателей. Он считает, что французским писателям следует взяться за организацию сил, идущих в том же направлении, что и искусство Советского Союза.

Особенно следует выделить дружбу Барбюса с Горьким, которому он посвятил множество хвалебных речей. Горький отвечал ему на это написанием не менее хвалебного предисловия к изданию «Огня».

Барбюс был полон творческих замыслов до конца своих дней. Он собирался создать сценарии для кинофильмов, разоблачающих фашизм и империалистические войны, он мечтал о создании киноистории русской революции. В 1935 году же Барбюс подготовил издание книги «Письма Ленина своей семье». В июне 1935 года Барбюс выступил с докладом «Нация и культура» на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже. Затем он приехал в СССР, чтоб принять участие в работе Седьмого Конгресса коминтерна и собрать материалы для фильма о Советском Союзе. Но здесь он внезапно заболел и 30 августа 1935 года умер.


Список использованной литературы.


  1. А. Барбюс, «Избранные произведения», М.: Государственное издательство художественной литературы; Москва, 1952 г.

  2. А. Барбюс, «Огонь», М.: Правда, Москва, 1955 г.

  3. Под ред. Л. Г. Андреева и Р. М. Самарина, «История зарубежной литературы»; М.: Издательство Московского Университета, Москва, 1969 г.




1 “К солдатам, оставшимся в живых”, предисловие к изданию “Огня”, сентябрь 1917 г.; А. Барбюс, “Избранные произведения”; Государственное издательство художественной литературы; Москва, 1952 г., стр. 425.

2 Там же, «К солдатам, оставшимся в живых”, стр. 426.

3 Там же, «Группа «Кларте», стр. 435.

3


4 Там же, «Ответ моим клеветникам; письмо редактору одной из французских газет, июнь 1918 года, стр. 428.

5 Там же, стр. 429.

6 Там же, «Великий долг (к молодым писателям)», стр. 431.

7 Там же, «Великий долг (к молодым писателям)», стр. 432.

8 Там же, «Мы обвиняем!» стр. 442.

9 Там же, «Мы обвиняем», стр. 445.

10 Там же, «К новым временам», (речь, произнесенная на банкете, устроенном в честь Анри Барбюса в зале Общества учены в июне 1919 года), стр. 441.

Скачать 95.59 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты