Домой

Программа и учебно-методические указания к изучению курса для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030400. 62 «история»




НазваниеПрограмма и учебно-методические указания к изучению курса для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030400. 62 «история»
страница1/7
Дата25.01.2013
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
1. Пояснительная записка
Выписка из ГОС: ОПД.Ф.01 Всеобщая история.
Структура программы курса
Формы работы студентов
Формы контроля
Методика формирования результирующей оценки
Цели и задачи дисциплины
Место курса в системе подготовки специалиста
2. Основное содержание дисциплины
Часть 1. История древнего Востока
2.2. История Новоассирийской державы. Нововавилонское царство
2.3. Культура народов древней Месопотамии
3.1. Источники и историография древнего Египта
3.2. История Египта в эпоху Древнего и Среднего царств
3.3. Расцвет Египта в эпоху Нового царства. Развитие Египта в XI–IV вв. до н.э.
3.4. Религия, культура и наука Древнего Египта.
Тема 4. Политическое и социально-экономическое развитие Хеттского царства
Тема 5. Восточное Средиземноморье в древности.
Тема 6. Государство Урарту
7.1. Мидия как предшественница Персии. Образование Персидской державы
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Алтайский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра востоковедения





«История стран Азии и Африки»

Программа и учебно-методические указания к изучению курса

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению 030400.62 «история»


Барнаул 2010

Составители:

к.и.н., доцент И.В. Анисимова (раздел I «История древнего Востока»);

к.и.н., доцент Д.А. Глазунов (раздел II «История доколониального Востока»);

к.и.н., доцент И.Б. Бочкарева (раздел III «История стран Азии и Африки в новое время», раздел IV «Новейшая история стран Азии и Африки. Ч. 1»);

к.и.н., доцент Н.В. Кольцова (раздел V «Новейшая история стран Азии и Африки. Ч. 2»)


Рецензенты:

к.и.н., доцент О.Ю. Курныкин

к.и.н., доцент Ю.А. Лысенко


Программа и учебно-методические указания к изучению курса «История стран Азии и Африки» предназначены для студентов 1–4 курсов исторического факультета АлтГУ, обучающихся по направлению «История».


Рекомендовано к печати кафедрой востоковедения Алтайского государственного университета

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Введение. Употребляемый в науке применительно к странам Азии и Африки термин «Восток» в значительной мере условен. Он принадлежит сознанию европейцев, которые наделяли это понятие не только географическим, но и аксиологическим смыслом, имея в виду разницу между европейскими (точнее – западноевропейскими) странами и неевропейским миром. На протяжении всего исторического процесса страны Востока не представляли собой единого целого. На Востоке выделялись ареалы исламской (Малая Азия, арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, Иран, Средняя Азия, Северная Индия, часть Южной и Юго-Восточной Азии), китайско-конфуцианской (Китай, Корея, Вьетнам), японской, индусской (Южная Индия, Юго-Восточная Азия), африканской (Африка южнее Сахары) цивилизаций. Каждая из этих цивилизаций обладала собственными культурно-историческими ценностями и кодами, формами организации политической, экономической и социальной жизни.

Курс «История стран Азии и Африки» позволяет выявить основные закономерности развития человечества на локальном, региональном и глобальном уровнях. Учебная дисциплина «История стран Азии и Африки» опирается на значительную историографическую традицию и учитывает все достижения современной ориенталистики как отечественной, так и западной.

«История стран Азии и Африки» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 – История.

^ Выписка из ГОС: ОПД.Ф.01 Всеобщая история. (История мировых цивилизаций):

Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций в социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Страны и народы Азии, Африки в эпоху средневековья. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы.

Место XX века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности.

^ Структура программы курса: Программа курса состоит из пояснительной записки, обоснования цели и задач курса, тематического плана дисциплины, методических указаний студентам по изучению дисциплины, форм текущего и промежуточного контроля, учебно-методического обеспечения дисциплины. Материал структурирован по разделам.

^ Формы работы студентов: Курс «История стран Азии и Африки» основан на лекционных, практических и семинарских занятиях. Большое значение уделяется самостоятельной работе студентов с рекомендованными источниками и литературой.

^ Формы контроля: Текущий контроль представлен оценкой работы на семинарских занятиях. Промежуточной формой контроля студентов являются доклады, тестовые задания, обсуждение рефератов и сообщений.

Формой итоговой аттестации студентов является в зависимости от читаемого периода экзамен или зачет. Вопросы к итоговой аттестации задаются в соответствии с материалом лекций, семинарских занятий, тем, выделенных для самостоятельного изучения, рекомендованных источников и литературы.

^ Методика формирования результирующей оценки: Результирующая оценка складывается из оценки работы на практических или семинарских занятиях, качества выполнения реферативной работы, результатов рубежных тестов, оценки, полученной на итоговой аттестации в виде устного экзамена или зачета.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса заключается в выявлении исторического процесса в целом, как он был представлен в обществах Азии и Северной Африки, но не в механическом сведении этапов по истории стран Востока. В программе курса акцентируется внимание на общественно-политических, социально-экономических и культурно-религиозных характеристиках, которые связывали страны Востока в единый регион. Авторы, поддерживают традиционную схему исторического развития, выделяя при этом следующие этапы: архаичный или первобытнообщинный, древний или имперский (рабовладельческий), средние века (феодальный), новое время (капитализм), новейший период. Но при этом в учебной дисциплине избегается абстракно-социологическая схема истории, учитываются методологические разработки последних десятилетий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи курса:

1. Рассмотреть основные подходы к изучению истории на локальном, региональном и глобальном уровнях;

2. Выявить основные закономерности развития восточных обществ в различные исторические периоды.

3. Показать специфику отдельных регионов, их переходов от одного этапа к другому, а также причины, которые определяли асинхронность и ритмичность развития.

В результате изучения курса «История стран Азии и Африки» студенты должны:

а) знать:

основные историко-философские парадигмы развития восточных обществ;

основные этапы развития азиатских и североафриканских стран в темперальном и географическом аспектах;

хронологию ключевых событий по истории стран Востока;

важные исторические факты, события, имена известных людей Востока, а также результаты их деятельности

специфику и содержание социально-политических и социально-экономических процессов в регионе;

материальные и культурные достижения восточных цивилизаций.

б) иметь представление

о критериях всемирно-исторического процесса;

об основных факторах экономического развития Востока;

об особенностях социальной иерархии в азиатских и африканских социумах;

о спецификах политико-правовых систем восточных обществ;

о проблемах этногенеза и последующих этнических процессах на Востоке;

о философских основах мировых религий и идеологий (ислама, индуизма, буддизма, христианства, зороастризма, конфуцианства и пр.);

об основных идеях философских школ Востока.

в) уметь

квалифицированно пользоваться историческими источниками, научной литературой и географическими картами;

апеллировать к основным категориям дисциплины.

^ Место курса в системе подготовки специалиста

В структуре Государственного образовательного стандарта курс входит в федеральный компонент цикла «Общие профессиональные дисциплины». Дисциплина реализуется как система согласованных курсов: «История древнего Востока», «История доколониального Востока», «История стран Азии и Африки в новое время», «История стран Азии и Африки в новейшее время. Ч. 1–2».

Знание вопросов изложенных в курсе необходимо для дальнейшей профессиональной подготовки специалиста. Содержание курса позволяет студентам получить навыки самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов, расширить понятийный и категориальный аппарат.

Дидактическое своеобразие курса «история стран Азии и Африки» определяется его логической, теоретической и методической связью с учебными дисциплинами «История древней Греции и Рима», «История Европы в Средние века и Новое время», «Новейшая история Европы и Америки», «История России в XVIII – XX вв.».


^

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты