Домой

Сорока Натальи Владимировны по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс Базовый уровень 2011 2012 учебный год пояснительная записка




Скачать 307.58 Kb.
НазваниеСорока Натальи Владимировны по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс Базовый уровень 2011 2012 учебный год пояснительная записка
Дата24.01.2013
Размер307.58 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Содержание программы
Срок реализации
Место предмета в базисном учебном плане
Факторы, учитываемые при составлении программы
Основные цели и задачи курса
Планируемые результаты обучения.
Определять (измерять)
Называть и показывать
Условные обозначения
Учебно-тематический план
Дополнительная литература
Раздел II. Океаны (4 ч.) и материки
Раздел III
Практические работы
Перечень учебно-методического обеспечения
Основные термины и понятия курса
Подобные работы:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Сорока Натальи Владимировны

по учебному курсу

«География материков и океанов»

7 класс

Базовый уровень


2011 - 2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа составлена на основе:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности, дифференцированности ГО и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному БУПу (2004 г.), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

^ Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов на определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/5 содержания.

Для оценки достижений учащихся широко используются практикумы, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.


^ Срок реализации рабочей программы рассчитан на 1 год. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.


^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов. Распределение часов по разделам и темам является примерным.

^ Факторы, учитываемые при составлении программы:

целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения, характер учебной мотивации учащихся, качество учебных достижений и образовательные потребности учащихся, возможности педагога,

состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения кабинета, состояние здоровья учащихся.


^ Основные цели и задачи курса:

- создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и

населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и

представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.


^ Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. ^ Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. ^ Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.


^ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

атл. – атлас Н.П. – наглядное пособие практ. раб. – практическая работа

учебн. – учебник ОК – опорный конспект МОП – мультимедийное электронное пособие

УФЗ – урок формирования знаний

УФСЗ – урок формирования и совершенствования знаний

УОСЗ – урок обобщения, систематизации знаний УКЗУН – урок контроля ЗУН


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по географии


Класс 7

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 час.

Планирование составлено на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. «География материков и океанов» 7 класс – М.: Дрофа, 2010 г.

^ Дополнительная литература:

1) Нагорная И.И. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – В.: Учитель, 2007

2) Топорова Т.К. География. 6-9 классы: тесты, викторины. – В.: Учитель, 2009

3) Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов, 2005

  1. Мультимедийная обучающая программа: География 6-10 классы, 2005





п\п


Наименование разделов и тем

(федеральный компонент)


Календ.

сроки

Вид

занятия

Наглядные

пособия и

технические

средства

Виды

контроля


Повторение




Введение (3 ч.)
















1

Что изучают в курсе географии материков и океанов?




УФЗ

карта, МОП

тестиров-е

определение

2

Как люди открывали и изучали Землю




УФСЗ

карта, атл.







3

Карта – особый источник географических знаний




УФЗ

карта, МОП




определение




Раздел I. Главные особенности природы Земли (12 ч.)

Литосфера и рельеф Земли (2 ч.)
















4

Происхождение материков и океанов




УФЗ

карта, атл







5

Сейсмические пояса Земли. Рельеф Земли




УФСЗ

карта, атл.




определение




Атмосфера и климаты Земли (3 ч.)
















6

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле




УФСЗ

учеб., атл.

МОП




определение

7

Распред-е осадков на Земле. Роль воздушных течений в формиров-и климата




УФЗ

учебн.

МОП




определение

8

Климатические пояса Земли




УФЗ

карта, атл.










Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (3 ч.)
















9

Воды мирового океана. Схема поверхностных течений




УФЗ

карта, атл.,ОК




определение

10

Жизнь в океане.




УФСЗ

учебн.







11

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей




УФСЗ

ОК, МОП










Географическая оболочка (3 ч.)
















12

Строение и свойства географической оболочки




УФСЗ

Н.П., МОП




определение

13

Природные комплексы суши и океана. Природная зональность




УФСЗ

карта




определение

14

Освоение Земли человеком. Страны мира




УФЗ

карта







15

Повтор.-обобщ. урок по разделу: «Главные особенности природы Земли»




УОСЗ

карта

тестиров-е







^ Раздел II. Океаны (4 ч.) и материки
















16

Тихий океан




УФЗ

карта







17

Индийский океан




УФЗ

карта







18

Атлантический океан




УФЗ

карта







19

Северный Ледовитый океан




УФЗ

карта










Южные материки (27 ч.)
















20

Общие особенности ГП и общие черты рельефа южных материков




УФЗ

карта







21

Общие особенности климата и внутренних вод




УФЗ

карта







22

Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта




УФЗ

карта













Африка (9 ч.)
















23

ГП Африки. Исследования Африки. П.р. № 1




УФЗ

МОП, карта, тест

практ. раб.




24

Рельеф и полезные ископаемые Африки




УФСЗ

МОП, карта




определение

25

Климат и внутренние воды Африки




УФСЗ

МОП, карта




определение

26

Природные зоны Африки




УФСЗ

МОП, карта, тест




определение

27

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки




УФЗ

МОП







28

Население Африки. Страны Северной Африки




УФЗ

МОП, карта







29

Страны Западной и Центральной Африки




УФСЗ

карта







30

Страны Восточной и Южной Африки




УФСЗ

карта







31

Повторительно-обобщающий урок по теме „Африка“




УОСЗ

МОП, карта

тестиров-е







Австралия (6 ч.)
















32

Австралия: ГП, история открытия, рельеф и полезные ископаемые




УФЗ

МОП, карта, тест




определение

33

Климат. Внутренние воды Австралии




УФСЗ

МОП, карта, тест




определение

34

Природные зоны. Своеобразие органического мира




УФСЗ

МОП, карта, тест




определение

35

Население и хозяйство. Австралийский Союз




УФЗ

МОП, карта







36

Океания




УФЗ

карта







37

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Австралия и Океания»




УОСЗ

МОП, атл.

тестиров-е







Южная Америка (6 ч.)
















38

Юж. Америка: ГП. Из истории открытия и исследования материка. П.р. № 2




УФЗ

МОП, карта, тест

практ. раб.




39

Рельеф и полезные ископаемые




УФСЗ

МОП, карта




определение

40

Климат и внутренние воды Южной Америки




УФСЗ

МОП, карта




определение

41

Природные зоны Южной Америки. П.р. № 3




УФСЗ

МОП, карта, тест

практ. раб.

определение

42

Население Южной Америки




УФЗ

карта, атл.







43

Страны Востока материка. Страны Анд




УФЗ

карта, тест

тестиров-е







Антарктида (2 ч.)
















44

ГП. Открытие и исследование Антарктиды




УФЗ

МОП, карта







45

Природа материка




УФСЗ

МОП, атл., тест







46

Итоговое повторение по южным материкам




УКЗУН

МОП, атл.

тестиров-е




47

Северные материки (20 ч.) Северная Америка (6 ч.)
















48

Общие особенности природы северных материков. Северная Америка. ГП. Из истории открытия и исследования материка




УФЗ

МОП, карта







47

Рельеф и полезные ископаемые




УФСЗ

МОП, карта, тест




определение

48

Климат и внутренние воды Северной Америки. П.р. № 4




УФСЗ

МОП, карта

практ. раб.

определение

49

Природные зоны Северной Америки




УФСЗ

МОП, карта




определение




50

Население и страны Северной Америки. Канада и США. П.р. № 5




УФЗ

атл., тест

практ. раб.




51

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Северная Америка»




УОСЗ

МОП, карта, атл.

тестиров-е







Евразия (14 ч.)
















52

Евразия: ГП и исследование материка




УФЗ

МОП, карта, тест







53

Рельеф и полезные ископаемые. П.р. № 6




УФСЗ

МОП, карта

практ. раб.

определение

54

Климат Евразии. П.р. № 7




УФСЗ

МОП, карта, тест

практ. раб.

определение

55

Внутренние воды Евразии. П.р. № 8
















56

Природные зоны Евразии. П.р. № 9




УФСЗ

МОП, карта

практ. раб.

определение

57

Население и страны




УФЗ

атл.







58

Страны Северной Европы




УФСЗ

карта, атл.







59

Страны Западной Европы. П.р. № 10




УФСЗ

карта, атл.

практ. раб.




60

Страны Восточной Европы




УФСЗ

карта, атл.







61

Страны Южной Европы




УФСЗ

карта, атл.







62

Страны Юго-Западной и Центральной Азии




УФСЗ

карта, атл.







63

Страны Восточной Азии




УФСЗ

карта, атл.







64

Страны Южной и Юго-Восточной Азии




УФСЗ

карта, атл.







65

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Евразия»




УОСЗ

МОП, карта, атл.

Тестиров-е







^ Раздел III. Географическая оболочка – наш дом (2 ч.)
















66

Закономерности ГО. Взаимодействие природы и общества. П.р. № 11, 12




УФСЗ

МОП, компас

Экскурсия практ. раб.

определение

67

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека




УФЗ

МОП







68

Итоговое тестирование по курсу „География материков и океанов“




УКЗУН

МОП

тестиров-е







Резерв – 2 часа


















^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:


  1. «Определение географических координат крайних точек Африки; обозначение и надписывание на к. к. названия изучаемых в теме географических объектов»

  2. «Определение по карте и нанесение на к. к. элементов, характеризующих ФГП материка»

  3. «Выявление по карте взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК»

  4. «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе» (таблица)

  5. «Составление описания природы, населения, хозяйственной деятельности страны» (развёрнутый план)

  6. «Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа, обозначение их на к. к.; сравнение с другими материками»

  7. «Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам»

  8. «Составление характеристики одной из рек материка по плану»

  9. «Сравнение ПЗ по 40-й параллели в Евразии и Сев. Америке» (выявление причин сходства и различий в чередовании зон)

  10. «Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Евразии»

  11. «Выявление связей между компонентами ПК, обусловленных различиями в получении тепла и влаги; описание ПК с выявлением их особенностей и характера воздействия на них человека» (таблица)

  12. «Составление простейшего плана местности, на котором изучаются ПК»


НОМЕНКЛАТУРА:


Материки, части света, крупные острова, архипелаги

Маршруты важнейших путешествий

Самые крупные литосферные плиты

Влк.: Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби

Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды


Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.

Материки: Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения)

Крупные порты, районы добычи.


Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.


М. Игольный, М. Альмади, М.Рас-Хафун, М. Рас-Энгела

Средиземное море, Красное море, Персидский залив, Гвинейский залив,

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали, О. Мадагаскар

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров

Восточно-Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня, Калахари, Сахара

Горы Атлас, Драконовы горы, Камерун, Килиманджаро, Кения


П-ов Сомали, О. Мадагаскар, Эфиопское нагорье

Реки: Нил, Конго

Озера: Чад, Таганьика, Виктория

Водопад Виктория

Природные зоны


Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.

Нигерия, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.


М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.

Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос

Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.

Озера: Титикака, Маракайбо.


Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.

Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго


Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.

Полярные станции.


П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские

Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.


Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро


Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана


Мысы: Челюскин, Дежнева.

П-ова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.

Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.


Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.


Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.


Основные страны материка, их столицы.

Страны, столицы и крупные города.


^ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:


1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2010

2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7

класс – М.: Дрофа, 2008

3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

4. Нагорная И.И. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – В.: Учитель, 2007

5. Топорова Т.К. География. 6-9 классы: тесты, викторины. – В.: Учитель, 2009

6. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.

7. Мультимедийная обучающая программа: География 6-10 классы, 2005


^ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ КУРСА:


Антарктические оазисы, природный комплекс, антропогенные ПК, биосфера, вади, водные массы, воздушные массы, виды природных богатств, виды хозяйственной деятельности, внешние и внутренние силы, высотная поясность, гипотеза, географическая оболочка, географическое положение, глубоководный желоб, западные ветры, заповедники, земная кора: материковая и океаническая, природная зона, зональность, изотермы, карты, климатическая область, климатические пояса, климатообразующие факторы, колонии, крики, круговорот веществ и энергии, литосферная плита, многолетняя мерзлота, морена, муссоны, национальные парки, озоновая дыра, озоновый слой, оледенение, парниковый эффект, пассаты, платформа, резервации, режим реки, рельеф, ритмичность, саванна, сейсмические пояса, степь, стихийные бедствия, тайга, территория внутреннего стока, тундра, целостность, шельф.


Скачать 307.58 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты