Домой

Пециальности 1-79 01 06 Сестринское дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 9 февраля 2010г




Скачать 266.84 Kb.
НазваниеПециальности 1-79 01 06 Сестринское дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №2 от 9 февраля 2010г
Дата24.01.2013
Размер266.84 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
Пояснительная записка
Цели и задачи учебной дисциплины
Методы обучения
Организация самостоятельной работы студентов
Примерный тематический план
2. Вскармливание детей и сестринский процесс
3. Патология кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей
4. Сестринский процесс в детской гематологии
5. Патология костно-мышечной системы у детей
6. Хронические расстройства питания и сестринское дело
7. Сестринский процесс в детской пульмонологии
8. Кардиология детского возраста и сестринский процесс
9. Патология мочевыделительной системы у детей
10. Сестринский процесс в детской гастроэнтерологии
11. Медицинская помощь детям в амбулаторных условиях
Содержание учебного материала
1.2. Периоды детского возраста. Особенности сбора анамнеза у детей различного возраста. Деонтология в педиатрии
1.3. Оценка физического, нервно-психического и полового развитие ребёнка
2. Вскармливание детей и сестринский процесс
...
Полное содержание
Подобные работы:





СОСТАВИТЕЛИ:

С.А.Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии № 1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

С.И.Байгот, доцент кафедры педиатрии № 1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

З.В.Сорокопыт, ассистент кафедры педиатрии № 1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук


Рецензенты:

Кафедра поликлинической педиатрии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Т.Н.Войтович, заведующая 2-й кафедрой детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой педиатрии № 1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 15 октября 2009 г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 28 января 2010 г.);


Секцией по специальности 1-79 01 06 Сестринское дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 9 февраля 2010г.)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педиатрия – наука об отличительных особенностях строения, физиологии, болезнях детского организма, сохранении здоровья и лечении болезней у детей. Именно в раннем детстве лежат истоки болезней взрослого человека, закладывается фундамент формирования физического здоровья. Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в различные возрастные периоды ставит основной задачей сохранение или возвращение при болезни состояния здоровья ребенку, позволяющего ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни. В своей практической работе медицинские сестры с высшим образованием столкнутся с необходимостью решать вопросы организации, диагностики, лечения, профилактики заболеваний в отделениях различного профиля, в том числе и детских.

Педиатрия – это общепрофессиональная дисциплина и, как дисциплина медицинского образования, в наибольшей степени приблизилась к научному пониманию важности формирования здоровья в раннем детском возрасте.

Излагаемый в программе по педиатрии материал опирается на сведения, предварительно полученные студентами на кафедрах медицинской и биологической физики, медицинской биологии и общей генетики, гистологии, цитологии и эмбриологии, нормальной и патологической физиологии, биологической химии, общей и биоорганической химии, микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Педиатрия, включающая изучение теоретических основ и практических проблем сохранения и укрепления здоровья ребенка, является важной составной частью учебного процесса при подготовке квалифицированной медицинской сестры, способной формулировать и решать задачи, находящиеся на стыке нескольких разделов медицины. В дальнейшем эти сведения углубляются и дополняются при прохождении таких клинических дисциплин, как: «Внутренние болезни и сестринское дело в терапии», «Инфекционные болезни», «Хирургические болезни и сестринское дело в хирургии», «Онкология и сестринское дело в онкологии», «Неврология и сестринское дело в неврологии», «Акушерство и гинекология с курсом планирования семьи и сестринское дело в акушерстве», где проблемы здоровья ребенка рассматриваются во взаимосвязи с конкретными вопросами диагностики и реабилитации взрослых больных.

Типовая учебная программа по дисциплине «Педиатрия и сестринское дело в педиатрии» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1 – 79 01 06-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 - 003/тип).

^

Цели и задачи учебной дисциплины


Цель: формирование уровня компетентности студентов по кардинальным вопросам педиатрии, современных воззрений на этиологию, клинику, диагностику, принципы лечения и профилактики детских болезней.

Задачи:

научить основам общения со здоровым и больным ребёнком и его родителями с соблюдением деонтологических норм;

дать основы знаний по анатомо-физиологическим особенностям детского организма в различные возрастные периоды;

научить методам проведения оценки нервно-психического и физического развития здоровых детей и правильного питания в различные возрастные периоды;

научить сестринской диагностике наиболее часто встречающихся болезненных состояний в детском возрасте, основам лечения и сестринскому уходу за здоровыми и больными детьми;

научить оказанию неотложной помощи при угрожающих жизни патологических состояниях в педиатрической практике;

освоить ведение документации постовых, процедурных и старших медсестер детских отделений организаций здравоохранения.
Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

основы развития ребенка, его вскармливания;

основы патологии детей и подростков;

этапы сестринского процесса в педиатрии;

методы обследования и наблюдения за здоровыми и больными детьми;

вопросы ухода за здоровыми и больными детьми;

уметь:

выполнять сестринскую диагностику в педиатрии;

проводить сестринские вмешательства и процедуры в педиатрии;

осуществлять уход за здоровыми и больными детьми;

оказать скорую медицинскую помощь в педиатрии.

Структура содержания учебной дисциплины

  1. Введение в дисциплину «Педиатрия и сестринское дело в педиатрии».

  2. Вскармливание детей и сестринский процесс.

  3. Патология кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей.

  4. Сестринский процесс в детской гематологии.

  5. Патология костно-мышечной системы у детей.

  6. Хронические расстройства питания и сестринское дело.

  7. Сестринский процесс в детской пульмонологии.

  8. Кардиология детского возраста и сестринский процесс.

  9. Патология мочевыделительной системы у детей.

  10. Сестринский процесс в детской гастроэнтерологии.

  11. Медицинская помощь детям в амбулаторных условиях.
^

Методы обучения


Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

учебно-исследовательская работа студентов;

научно-исследовательская работа студентов;

дистанционные методы (компакт-диски лекций, Интернет).

^ Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

изучение материалов первичных исследований (историй болезни, анализов, инструментальных методов обследования) и самостоятельное составление планов обследования и лечения больных;

подготовку и защиту рефератов с целью усвоения, углубления и закрепления знаний каждого раздела дисциплины. Подготовка рефератов предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации;

участие в студенческой научно-исследовательской работе, целенаправленное изучение специальной литературы, достижений отечественной и зарубежной науки и техники;

подготовку докладов и выступление на студенческих научных конференциях.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, в том числе тестовых, представления и защиты рефератов на практических занятиях.

На изучение дисциплины «Педиатрия и сестринское дело в педиатрии» отведено 132 учебных часа. Из них 74 - аудиторных часа, в том числе лекций - 18 часов, практических занятий – 56 часов.

Форма текущей аттестации: экзамен – 6 семестр.

^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество

аудиторных часов

лекций

практических

1

2

3

1. Введение в дисциплину «Педиатрия и сестринское дело в педиатрии»

-

6

1.1. Организация работы детской больницы

-

2

1.2. Периоды детского возраста. Особенности сбора анамнеза у детей различного возраста. Деонтология в педиатрии

-

2

1.3. Оценка физического, нервно-психического и полового развитие ребёнка

-

2

^ 2. Вскармливание детей и сестринский процесс

2

6

2.1. Анатомические особенности органов пищеварения. Физиология пищеварения

-

2

2.2. Организация рационального питания детей раннего возраста

2

2

2.3. Классификация смесей. Основы лечебного питания и сестринский процесс

-

2

^ 3. Патология кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей

-

5

3.1.Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей

-

2

3.2.Аномалии конституции и их роль в развитии патологии

-

3

^ 4. Сестринский процесс в детской гематологии

2

5

4.1. Морфофункциональные особенности крови здорового ребенка

-

2

4.2. Анемии у детей

-

3

4.3. Дифференциальный диагноз геморрагического синдрома у детей

2

-

^ 5. Патология костно-мышечной системы у детей

2

4

6.1. Анатомо-физиологические особенности костной и мышечной систем у детей

-

2

6.2. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия

2

2

1

2

3

^ 6. Хронические расстройства питания и сестринское дело

2

4

6.1. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста

2

2

6.2. Сестринский процесс при синдроме нарушенного всасывания у детей

-

2

^ 7. Сестринский процесс в детской пульмонологии

2

5

7.1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Острые заболевания органов дыхания

2

-

7.2. Хронические заболевания органов дыхания у детей. Неотложные состояния у детей (гипертермический, обструктивный, судорожный синдромы)

-

3

7.3. Аллергические заболевания у детей. Бронхиальная астма

-

2

^ 8. Кардиология детского возраста и сестринский процесс

2

4

8.1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

-

2

8.2. Врожденные пороки сердца. Симптоматические артериальные гипертензии у детей

-

2

8.3. Кардиты, острая ревматическая лихорадка у детей. Сердечная недостаточность

2

-

^ 9. Патология мочевыделительной системы у детей

2

6

9.1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей

-

2

9.2. Инфекционно-воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей у детей

-

2

9.3. Гломерулонефриты у детей. Почечная недостаточность

2

2

^ 10. Сестринский процесс в детской гастроэнтерологии

2

5

10.1. Хронические заболевания желудка и 12-перстной кишки

2

3

10.2. Заболевания желчного пузыря. Гельминтозы

-

2




1

2

3

^ 11. Медицинская помощь детям в амбулаторных условиях

2

6

11.1.Организация работы детской поликлиники

-

2

11.2.Диспансеризация здоровых и больных детей. Медицинское обслуживание детей в детском саду и школе

2

2

11.3. Иммунопрофилактика

-

2

Всего часов

18

56
^
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Введение в дисциплину «Педиатрия и сестринское дело в педиатрии»

1.1. Организация работы детской больницы

Организация педиатрической службы в Республике Беларусь, организация работы детской больницы, принципы деонтологии в педиатрии.

Работа приемного отделения. Порядок направления и госпитализации в отделения детской больницы, документация приемного отделения, организация преемственности между поликлиникой и детской больницей. Оформление истории болезни.

^ 1.2. Периоды детского возраста. Особенности сбора анамнеза у детей различного возраста. Деонтология в педиатрии

Формирование возрастных групп детей. Характеристика различных периодов детского возраста, их влияние на формирование патологии у детей в различные возрастные периоды.

Особенности сбора анамнеза у детей различного возраста и общения с детьми и их родителями. Биологический, генеалогический и социальный анамнезы, расчет индекса наследственной отягощенности.

Деонтологические принципы при общении с детьми и их родителями.

^ 1.3. Оценка физического, нервно-психического и полового развитие ребёнка

Определение критериев, определяющих здоровье ребенка. Измерение и оценка массы тела, роста, окружности головы и грудной клетки у детей первого года жизни и старших возрастных группах. Метод ориентировочных расчетов антропометрических показателей. Оценка физического развития детей различного возраста по центильным таблицам и графикам.

Определение понятий акселерации, биологической и школьной зрелости. Критерии оценки биологического возраста. Признаки и оценка полового развития по методу Таннера. Определение резистентности.

Группы риска формирования патологии у детей. Группы здоровья. Распределение детей по группам здоровья с учетом комплексной оценки состояния здоровья. Определение рекомендаций с учетом группы здоровья.

^ 2. Вскармливание детей и сестринский процесс

2.1. Анатомические особенности органов пищеварения. Физиология пищеварения

Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей различного возраста. Сестринское обследование и симптомы поражения органов пищеварения. Молочница. Срыгивание и рвота у детей раннего возраста.

Особенности расщепления белков, жиров и углеводов у детей в различных отделах желудочно-кишечного тракта, основные пищеварительные ферменты. Основная потребность в пищевых ингредиентах у детей первого года жизни.


^ 2.2. Организация рационального питания детей раннего возраста

Организация рационального питания здоровых детей, кормящей женщины. Состав молозива, переходного и зрелого молока. Обучение технике первого прикладывания ребёнка к груди, вскармливанию новорожденных. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по организации и пропаганде естественного вскармливания. Преимущества грудного вскармливания. Правила кормления грудью.

Введение прикормов, виды и сроки введения. Проведение расчета объема питания и составление меню для детей грудного возраста при естественном вскармливании.

Определение понятий и организация смешанного и искусственного вскармливания. Противопоказания для кормления грудью со стороны матери и ребенка. Гипогалактия, профилактика и принципы лечения. Методы определения дефицита грудного молока. Проведение контрольного взвешивания. Докорм. Проведение расчета объема питания и составление меню для детей грудного возраста.

Питание детей старше года.

^ 2.3. Классификация смесей. Основы лечебного питания и сестринский процесс

Классификацией смесей, используемых для питания детей. Базовые смеси для вскармливания здоровых детей. Лечебно-профилактические и лечебные смеси, определение показаний для их использования.

Организация питания детей в стационарных условиях. Основы лечебного питания у детей старшего возраста, знакомство с диетическими столами. Назначение питания в зависимости от возраста и патологии. Ведение листа питания, выписка требований на молочную кухню, получение, хранение и раздача молочных смесей и блюд прикорма в стационарных условиях. Кормление детей через соску и желудочный зонд.

Ознакомление с функциональными обязанностями диетсестры детского отделения и диетсестры больницы. Документация пищеблока детской больницы. Знакомство с документацией, регламентирующей питание в организованных коллективах.

^ 3. Патология кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей

3.1. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей

Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей. Сестринское обследование кожи и подкожно-жировой клетчатки. Сестринские симптомы поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки. Измерение толщины кожной складки, определение дермографизма и его значение. Сестринский уход за кожей и слизистыми.

^ 3.2. Аномалии конституции и их роль в развитии патологии

Особенности течения экссудативно-катарального, аллергического, лимфатико-гипопластического и нервно-артритического диатезов. Диагностические критерии. Роль аномалий конституции в развитии патологии. Сестринское обследование детей с аномалиями конституции и постановка сестринского диагноза, трактовка диагноза аномалии конституции по МКБ-10.

Составление родословной у детей с экссудативно-катаральным, аллергическим и нервно-артритическим диатезом. Определение ацетона в моче с помощью экспресс-метода. Принципы лечения при различных аномалиях конституции. Знакомство с методами дезинтоксикации при ацетонемической рвоте.

Группы здоровья детей с аномалией конституции. Организация профилактических мероприятий у детей с аномалиями конституции в амбулаторных условиях. Знакомство с особенностями питания, сестринского ухода и профилактики при аномалиях конституции.

^ 4. Сестринский процесс в детской гематологии

4.1. Морфофункциональные особенности крови здорового ребенка

Возрастной аспект морфофункциональных особенностей кроветворения у детей. Возрастные показатели гемограммы у детей. Сестринские симптомы болезней системы крови. Изменение показателей крови при патологических состояниях. Расчет цветового показателя. Оценка биохимического анализа крови (содержание сывороточного железа, железосвязывающей способности сыворотки крови, ферритина, трансферрина). Сестринское обследование системы кроветворения у детей.

^ 4.2. Анемии у детей

Классификация анемий. Трактовка анемий по МКБ-10. Сестринская диагностика анемий, изучение родословной, сестринское обследование больных, дополнительные методы исследования (число ретикулоцитов, содержание билирубина, свободного гемоглобина, осмотическая стойкость эритроцитов, кривая Прайс-Джонса). Принципы лечения и профилактики анемий.

Железодефицитная анемия, этиология, клинические синдромы, сестринская диагностика, профилактика. Организация обследования и лечения детей с заболеваниями крови в специализированном гематологическом отделении и детских отделениях центральной районной больницы. Особенности питания детей при железодефицитной анемии. Приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь по лечению и профилактике анемий в детском возрасте.

^ 4.3. Дифференциальный диагноз геморрагического синдрома у детей

Геморрагические диатезы (геморрагический васкулит, тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия). Сестринское обследование больных, постановка сестринского диагноза. Трактовка заболеваний по МКБ-10. Сестринский уход и принципы терапии.

Лейкоз, основные клинические синдромы, сестринская диагностика, сестринский уход и принципы лечения. Техника проведения костно-мозговой пункции. Организация гематологической службы в Республике Беларусь. Приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь по лечению детей с онкогематологической патологией, показания для перевода детей в республиканский онкогематологический центр.

^ 5. Патология костно-мышечной системы у детей

5.1. Анатомо-физиологические особенности костной и мышечной систем у детей

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей. Сроки закрытия родничков, порядок прорезывания молочных зубов, смены их и сроки появления постоянных. Особенности мышечной системы у детей. Сестринское обследование костной и мышечной систем. Определение костного возраста.

^ 5.2. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия

Этиология, предрасполагающие факторы со стороны матери и ребенка, механизмы возникновения, клинические проявления, сестринская диагностика рахита. Организация специфической и неспецифической профилактики (антенатальной и постнатальной), сестринский уход и принципы лечения рахита.

Гипервитаминоз Д, причины, клиническая картина острой и хронической интоксикации, лабораторная и инструментальная диагностика. Проба Сулковича. Рентгенологическое исследование зон роста. Лечебная тактика. Профилактика гипервитаминоза Д.

Клинические признаки и диагностические критерии явной и скрытой форм спазмофилии, принципы лечения. Содержание общего и ионизированного кальция в крови. Дифференциальная диагностика судорожного синдрома у детей раннего возраста. Принципы оказания скорой медицинской помощи.

^ 6. Хронические расстройства питания и сестринское дело

6.1. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста

Определение понятий эйтрофии, гипотрофии, паратрофии и гипостатуры. Классификация хронических расстройств питания согласно МКБ-10.

Аппетит у детей. Срыгивание и рвота у детей. Дифференциальный диагноз пилороспазма и пилоростеноза у детей.

Причины гипотрофии. Клиническая характеристика различных степеней тяжести гипотрофии. Сестринское обследование больных, расчет массы тела и проведение оценки физического развития, постановка сестринского диагноза. Измерение подкожно-жировой складки, определение тургора тканей. Определение показаний для госпитализации. Сестринский уход и основные этапы диетотерапии при гипотрофии, принципы медикаментозной терапии. Парентеральное питание, препараты для коррекции белкового, жирового и углеводного дефицита. Проведение профилактики гипотрофии.

^ 6.2. Сестринский процесс при синдроме нарушенного всасывания у детей

Структура специализированного гастроэнтерологического отделения. Показания для направления на стационарное лечение. Изучение протоколов ведения детей с синдромом нарушенного всасывания на амбулаторном и стационарных этапах.

Этиология, основные клинические проявления муковисцидоза, целиакии, лактазной недостаточности. Сестринский осмотр детей с синдромом нарушенного всасывания. Трактовка диагноза по МКБ-10.

Сестринская диагностика. Оценка физического развития. Расчет объема стула при различных видах вскармливания и при ферментопатиях. Оценка копрограммы. Методика проведения потовой пробы, кожных проб с молочным антигеном. Измерение и расчет индекса Андронеску. Методика проведения сахарной кривой с нагрузкой молоком и лактозой. Измерение рН стула. Оценка анализа кала на дисбактериоз. Организация медико-генетического консультирования. Сухие пробы крови и мочи для диагностики болезней обмена.

Школа муковисцидоза. Наблюдение детей с ферментопатиями в амбулаторных условиях, определение группы здоровья. Правила выписки бесплатных рецептов при муковисцидозе. Назначение лечебного питания при ферментопатиях и принципы лечения. Показания для оформления инвалидности.

^ 7. Сестринский процесс в детской пульмонологии

7.1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Острые заболевания органов дыхания

Морфофункциональные особенности органов дыхания у детей и их значимость в возникновении и течении респираторной патологии. Сестринские методы обследования и основные симптомы поражения органов дыхания. Исследование функций системы дыхания. Работа кабинета функциональной диагностики.

Острые заболевания верхних дыхательных путей (ринофарингиты, ларингиты). Трахеиты, бронхиты.

Этиология, клиника и классификация пневмоний по МКБ-10. Понятие о внегоспитальной и госпитальной пневмониях. Особенностей течения пневмоний у новорожденных, недоношенных, больных рахитом, детей с гипотрофией и экссудативно-катаральным и аллергическим диатезами, особенностей течения и терапии деструктивных пневмоний. Медицинская помощь в амбулаторных условиях, показания для госпитализации.

Легочные (плевриты, легочная деструкция, абсцесс легкого, ателектаз, пневмоторакс, пиопневмоторакс) и внелегочные (дыхательная недостаточность, инфекционно-токсический шок, сердечная недостаточность, ДВС-синдром, респираторный дистресс-синдром) осложнения острых пневмоний.

Сестринская диагностика при острой патологии органов дыхания, сестринский осмотр больных с острой патологией органов дыхания. Особенности питания, сестринского ухода и принципы лечения острых заболеваний органов дыхания.

^ 7.2. Хронические заболевания органов дыхания у детей. Неотложные состояния у детей (гипертермический, обструктивный, судорожный синдромы)

Причины хронических заболеваний органов дыхания. Изучение приказов Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Организация работы детских пульмонологических отделений. Этиология, клиника и классификация хронических заболеваний органов дыхания по МКБ-10. Сестринский осмотр детей с хроническими заболеваниями органов дыхания. Сестринская диагностика. Проведение потовой пробы. Сбор мокроты для бактериологического исследования. Определение показаний для бронхоскопии и бронхографии. Подготовка ребенка для проведения эндоскопического исследования бронхолегочной системы. Знакомство с принципами проведения спирографии. Определение показаний для компьютерной томографии легких. Принципы лечения и диспансеризации детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких различного генеза.

Гипертермический синдром у детей, причины, клинические проявления, оказание скорой медицинской помощи. Дифференциальная диагностика обструктивного синдрома у детей, оказание скорой медицинской помощи. Дифференциальная диагностика судорожного синдрома у детей, оказание скорой медицинской помощи. Работа детского реанимационного отделения.

^ 7.3. Аллергические заболевания у детей. Бронхиальная астма

Определение наиболее значимых причин, приводящих к развитию аллергических заболеваний у детей (пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые аллергены). Перекрестное реагирование между основными группами аллергенов. Сбор аллергоанамнеза у детей. Работа аллергологического кабинета. Сестринский осмотр детей с аллергическими заболеваниями. Сестринская диагностика. Проведение кожных проб с аллергенами, их оценка. Иммуноферментный анализ. Определение показаний и противопоказаний для проведения специфической иммунотерапии.

Атопический дерматит, особенности течения у детей различного возраста, сестринская диагностика. Принципы лечения больных с атопическим дерматитом (элиминация аллергенов, организация гипоаллергенного быта, сестринский уход, медикаментозная терапия общая и местная).

Респираторные аллергозы (аллергический ринит, бронхиальная астма), особенностей клинического течения бронхиальной астмы у детей различного возраста, сестринская диагностика. Проведение пикфлоуметрии. Клинические проявления астматического статуса, оказание скорой медицинской помощи. Показания для оформления инвалидности. Профилактика аллергических заболеваний. Работа астма-школы и ее задачи.

^ 8. Кардиология детского возраста и сестринский процесс

8.1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Морфофункциональные особенности органов сердечно-сосудистой системы. Методы обследования. Проведение сестринского осмотра детей с сердечно-сосудистой патологией. Подсчет частоты сердечных сокращений у детей разного возраста. Запись электрокардиографии. Проведение функциональных проб сердечно-сосудистой системы, оценка полученных результатов. Сонографическая диагностика патологии сердца. Холтеровское мониторирование – определение показаний, техника проведения. Ознакомление с ультразвуковой диагностикой патологии сердца (допплерометрия).

^ 8.2. Врожденные пороки сердца. Симптоматические артериальные гипертензии у детей

Дифференциальная диагностика функциональных и органических шумов. Причины врожденных пороков сердца, классификация, клиническая картина наиболее часто встречающихся пороков сердца. Организация работы кардиологического отделения. Сестринский осмотр детей с пороками сердца. Сестринская диагностика. Организация медицинской помощи детям с патологией сердечно-сосудистой системы в амбулаторных и стационарных условиях. Правила измерения артериального давления у детей различного возраста. Возрастные особенности артериального давления.

Артериальная гипертензия (эссенциальная и симптоматическая). Суточное мониторирование артериального давления. Дифференциальный диагноз гипертонических состояний у детей. Принципы лечения.

Определение понятия «синдром вегетативной дисфункции», причины, клинические проявления. Оценка вегетативного статуса по таблицам Вейна и по вариабельности сердечного ритма. Особенности питания, сестринский уход и принципы лечения.

^ 8.3. Кардиты, острая ревматическая лихорадка у детей. Сердечная недостаточность

Клинические проявления острой ревматической лихорадки. Малая хорея у детей. Особенности диеты и сестринского ухода. Профилактика (первичная, вторичная) и принципы лечения острой ревматической лихорадки у детей.

Особенности клиники при ранних и поздних врожденных кардитах. Приобретенные кардиты. Принципы лечения и профилактики.

Сердечная недостаточность, этиология, сестринские симптомы. Синдром малого сердечного выброса (острая сердечная недостаточность) и застойная (хроническая) недостаточность. Оказание скорой медицинской помощи.

Проведение диспансеризации детей с сердечно-сосудистой патологией. Сестринская диагностика, сестринский осмотр больных с заболеваниями сердца у детей. Особенности питания, сестринского ухода.

^ 9. Патология мочевыделительной системы у детей

9.1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей

Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей. Особенности сбора мочи у грудных детей. Проведение оценки общего анализа мочи в норме и при патологии, анализа мочи по Нечипоренко. Функциональные пробы почек у детей и их оценка. Расчет количества мочи по формуле, оценка суточного диуреза у конкретного больного. Инструментальные и рентгенологические методы исследования почек.

^ 9.2. Инфекционно-воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей у детей

Заболевания почек и мочевыводящих путей у детей (инфекция мочевыводящих путей, пиелонефриты, почечная недостаточность). Причины развития воспалительных заболеваний почек у детей. Клинические формы пиелонефрита у детей раннего возраста. Пробы Нечипоренко, Аддиса-Каковского. Лейкоцитограмма. Посев мочи с определением вида и степени бактериурии. Ультразвуковое и рентгенологическое исследование почек. Сестринская диагностика, сестринский осмотр больных с инфекционно-воспалительными заболеваниями почек у детей. Особенности питания, сестринского ухода и принципы лечения.

^ 9.3. Гломерулонефриты у детей. Почечная недостаточность

Определение понятия, классификация по МКБ-10. Характеристика мочевого, отечного и гипертензионного синдромов. Характеристика нефритического и нефротического синдромов. Острый и хронический гломерулонефрит. Определение показаний для проведения биопсии почек. Сестринская диагностика, сестринский осмотр больных с гломерулонефритами особенности питания и принципы лечения.

Острая почечная недостаточность: преренальные, ренальные и постренальные причины, стадии почечной недостаточности. Сестринская диагностика почечной недостаточностью у детей. Особенности питания, сестринского ухода и принципы лечения.

^ 10. Сестринский процесс в детской гастроэнтерологии

10.1. Хронические заболевания желудка и 12-перстной кишки

Организация работы гастроэнтерологического отделения. Причины хронических заболеваний желудка и 12-перстной кишки (гастриты, язвенная болезнь). Классификация по МКБ-10. Эндоскопическое исследование, рН-метрия желудочного сока. Подготовка ребенка для эндоскопического обследования, забор материала для исследований на хеликобактерную инфекцию. Методы определения Helicobacter рylori. Сестринская диагностика, осмотр больных с хронической гастродуоденальной патологией у детей. Особенности питания, сестринского ухода и принципы лечения хронических заболеваний желудка и 12-перстной кишки.

^ 10.2. Заболевания желчного пузыря. Гельминтозы

Классификация заболеваний желчевыводящих путей. Функциональные расстройства желчного пузыря. Сестринская диагностика гипертонической и гипотонической дисфункций желчевыводящих путей. Сестринский осмотр больных с заболеваниями желчного пузыря. Подготовка детей для ультразвукового обследования органов брюшной полости. Особенности питания, сестринского ухода и принципы лечения детей с патологией билиарной системы.

Показания для гельминтологического обследования – техника забора материала при подозрении на различные гельминтозы. Организация противоэпидемических мероприятий (подача экстренного извещения, работа в очаге, оздоровление ребенка).

^ 11. Медицинская помощь детям в амбулаторных условиях

11.1. Организация работы детской поликлиники

Организация поликлинического обслуживания детей. Структура детской поликлиники. Нормативные, правовые документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь по организации медицинской помощи в амбулаторных условиях детскому населению. Основные направления работы амбулаторно-поликлинических организаций. Функциональные обязанности главной медицинской сестры поликлиники, старших медицинских сестер отделений, патронажной сестры. Оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях. Работа дневного стационара. Определение показаний для лечения в дневном стационаре. Методы пропаганды здорового образа жизни. Показатели работы участковой службы.

^ 11.2. Диспансеризация здоровых и больных детей. Медицинское обслуживание детей в детском саду и школе

Профилактическая работа. Дородовый патронаж. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Работа кабинета здорового ребенка, организация работы очной и заочной школы матерей. Определение групп здоровья, особенности диспансерного наблюдения в различных группах. Группы риска. Диспансеризация больных детей. Принципы организации и работы реабилитационного отделения.

Оформление документов на ребёнка, поступающего в детский сад, школу. Медицинское обслуживание детей в школе, детском саду. Функциональные обязанности фельдшера школы, старшей медицинской сестры детского дошкольного учреждения.

11.3. Иммунопрофилактика

Организация работы прививочного кабинета, прививочная картотека. Календарь профилактических прививок. Поствакцинальные реакции и осложнения. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок. Временные противопоказания. Приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь по иммунопрофилактике детского населения.

^ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Литература


Основная:

1. Детские болезни: учебник / под ред. А.А. Баранова. – 2–е изд., испр. и доп.. – М.: Гэотар–Медиа, 2009. – 1008 с.

2. Педиатрия: учебник для мед. вузов. / Н.П. Шабалов [и др.]; под ред. Н.П. Шабалова. – 3-е изд. испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.

3. Педиатрия: учебник для мед. вузов / Н.П. Шабалов [и др.]; под ред. Н.П. Шабалова. – 4-е изд. испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2007. – 911 с.

Дополнительная:

4. Беляева, Л.М. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков / Л.М. Беляева, Е.К. Хрусталева. – 2-е изд. испр. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003. – 360 с.

5. Детские болезни для медицинских сестер с высшим образованием / под ред. А.А. Баранова. – М., 2001. – 629 с.

6. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов [и др.]; под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: Питер, 2007. – 2 т.

7. Качаровская, Е.В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская, О.К. Лютикова. – М.: Гэотар–Медиа, 2009. – 128 с.

8. Поликлиническая педиатрия: учеб. пособие для студ. мед. вузов / Е.П. Сушко [и др.]. – Мн., 2000. – 301 с.

9. Пропедевтика детских болезней для медицинских сестер с высшим образованием / под ред. А.А. Баранова. – М., 1998. – 331 с.





Скачать 266.84 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты