Домой

Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений сд. Ф. 08 (эстрадно-джазовое пение)




НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений сд. Ф. 08 (эстрадно-джазовое пение)
страница1/8
Дата23.01.2013
Размер1.38 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Высшего профессионального образования
СД. Ф. 14 - профиль: народное пение
Основная цель освоения дисциплины
Комплексный отчёт (экзамен)
Требования к самостоятельной работе
Примерный тематический план дисциплины
Раздел 1. Дирижирование. Чтение хоровых партитур (1 курс 1 семестр).
Раздел 2. Дирижировани и чтение хоровых партитур 1 год обучения 2 семестр.
Раздел 3. Дирижировани и чтение хоровых партитур 2 год обучения 3 семестр.
Примерный тематический план дисциплины
Раздел 1. Дирижирование. Чтение хоровых партитур (1 курс 1 семестр).
Раздел 2. Дирижировани и чтение хоровых партитур 1 год обучения 2 семестр.
Раздел 3. Дирижировани и чтение хоровых партитур 2 год обучения 3 семестр.
Раздел 2. Дирижирование. Чтение хоровых партитур (1 курс 2 семестр).
Раздел 3. Дирижирование. Чтение хоровых партитур (2 курс 3 семестр).
Раздел 4. Дирижирование. Чтение хоровых партитур (2 курс 4 семестр).
Краткое теоретическое содержание раздела «дирижирование»
Краткое содержание раздела «чтение хоровых партитур»
Формы контроля по дисциплине.
Итоговые формы отчетности
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


Институт музыки, тетра и хореографии

Кафедра хорового дирижирования


Дирижирование и чтение хоровых партитур


учебно-методический комплекс

для студентов дневного и заочного отделений

СД. Ф. 08 (эстрадно-джазовое пение)

СД. Ф. 07 (академическое пение)

СД. Ф. 14 (народное пение)


Направление: 530100 «Музыкальное искусство»


Тюмень

2011

Дирижирование и чтение хоровых партитур: учебно-методический комплекс по направлению 530100 Музыкальное искусство (эстрадно-джазовое пение, академическое пение, народное пение) / сост. Е.С. Сирин. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2011. – 74 с.


Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс может быть использован студентами музыкальных специальностей высших педагогических учебных заведений.


Рецензенты:

В.В.Петрова, профессор, засл. деятель искусств Р.Ф.

И.Н.Бибеева, профессор, заслуженная артистка Р.Ф.

И.Б.Бархатова, доцент кафедры музыкального искусства.


Утверждено на заседании кафедры хорового дирижирования

(протокол № 8 от 20.04.2011)

Рекомендовано к изданию методическим советом Тюменской государственной академии культуры и искусств и социальных технологий (протокол № 8 , от 04.05.2011 г.)

  • Сирин Е.С. (составление), 2011 .

  • РИЦ ТГАКИ (оформление), 2011.


Содержание

  1. Содержание……………………………………………………………..….3

  2. Обязательный минимум содержания образовательной программы……4

  3. Пояснительная записка ……………………………………………...…4-10

  4. Примерный тематический план дисциплины для студентов дневного отделения ……………………..……………………………………….11-13

  5. Примерный тематический план для студентов заочного отделения………………………………………………………………14-16

  6. Основное содержание дисциплины………………………………….17-21

  7. Краткое теоретическое содержание раздела «дирижирование»…...22-25

  8. Краткое теоретическое содержание раздела «чтение хоровых партитур»………………………………………………………………26-27

  9. Формы контроля по дисциплине…………………………………..…28-29

  10. Критерий оценки экзамена и зачёта …………………………….…..29-30

  11. Требования к контрольному уроку, зачёту…………………………30-31

  12. Требования к экзамену …………………………….…………..……….31

  13. Примерный план анализа хоровой партитуры (для экзамена)…….....32

  14. Примерный репертуар………………………………………………..33-53

  15. Образец (форма) индивидуальных планов работы студентов…….54-67

  16. Материальное обеспечение………………………………………..........68

  17. Обучающие материалы………………………………………………….68

  18. Основная литература …………………………………..………………..69

  19. Дополнительная литература …………………..………………….....70-71

  20. Нотные издания …………………………………………………...…71-74



Федеральный компонент цикла специальных дисциплин

Государственного образовательного стандарта

^ Высшего профессионального образования

в области культуры и искусства

Обязательный минимум содержания образовательной программы


Цикл

Дирижирование и чтение хоровых партитур

Всего

часов

СД. Ф.


Дисциплины данного цикла устанавливаются вузом с учётом профессионально-профильной подготовки выпускников, например:

Для подготовки в области музыкального искусства эстрады: Чтение партитур. Дирижирование.

140


СД. Ф. 08 - профиль: эстрадно-джазовое пение

СД. Ф. 07 - профиль: академическое пение

^ СД. Ф. 14 - профиль: народное пение


Пояснительная записка.

Учебно-методический комплекс, по дисциплине «Дирижирование и чтение хоровых партитур», предназначен для студентов дневного и заочного отделений направления 530100 «Музыкальное искусство» (эстрадно-джазовое пение, академическое пение, народное пение). Предшествующий уровень образования (требования к уровню подготовки абитуриента по государственному образовательному стандарту направление: 530100 «Музыкальное искусство») – среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объёме среднего профессионального музыкального образования (академическое пение, народное пение эстрадно-джазовое пение).

Дисциплина «Дирижирование и чтение хоровых партитур» является необходимым звеном профессиональной и педагогической подготовки студентов направления «Музыкальное искусство» творческого вуза, помогающим решению общей задачи – подготовке квалифицированных музыкантов-педагогов, соответствующих требованиям к современному специалисту.

Дисциплина «Дирижирования и чтения хоровых партитур» значительно расширяет музыкальный кругозор студентов, помогает воспитать у студента сознаваемый интерес к освоению специальности, способствующий формированию способностей, умений и навыков, помогающих, в свою очередь, осуществлять деятельность, направленную на сохранение, развитие и распространение музыкально-художественных ценностей.

Материалом для изучения служат сочинения разных эпох, различных жанров и стилей: произведения народно-песенного творчества, русская и зарубежная хоровая классика, хоровые произведения композиторов XX-XXl века, эстрадные произведения для хорового и сольного исполнения различных стран и народов. Изучаемый материал составляют произведения a cappella и произведения с сопровождением, в том числе сочинения крупной формы (номера из кантат, сцены из опер).

В процесс освоения дисциплины студенты расширяют свой творческий и педагогический репертуар. Индивидуальный репертуар студента фиксируется в индивидуальных планах и составляется с учётом профильной подготовки.

Так для профиля эстрадно-джазовое пение репертуар разделов «дирижирование» и «чтение хоровых партитур» составляется преимущественно из эстрадных произведений для хорового и сольного исполнения, при этом в репертуарный список включаются произведения: народно-песенного творчества, русской и зарубежной классики, современных композиторов.

Для профиля академическое пение репертуар составляется преимущественно из произведений русских и зарубежных классиков, произведений современных композиторов.

Индивидуальные планы студентов профиля народное пение, по большей части, включают в себя произведения народно-песенного творчества и произведения русских и зарубежных классиков.

^ Основная цель освоения дисциплины «Дирижирование и чтение хоровых партитур»:

Овладение приемами дирижирования вокально-хоровыми партитурами (с сопровождением и a cappella) для различных составов в качестве дирижёра хора и ансамбля. Выработка умений и навыков чтения вокально-хоровых партитур с листа.

Задачи:

- освоить приёмы дирижирования произведения, исполненного в сопровождении рояля или a cappella;

- научить студента свободно ориентироваться в хоровой партитуре и читать на фортепиано с листа партитуры различной фактуры и сложности;

- выработать умение художественно выразительного исполнения хоровых произведений различных стилей и жанров (с сопровождением и a cappella), их фрагментов и партий на фортепиано, сольфеджируя и с текстом;

- привить элементарные навыки транспонирования хоровых партитур (как способа выбора необходимых условий в исполнительской практике (в частности, в репетиционном процессе));

- научить студентов анализировать подготовленное произведение (письменно и устно);

- сформировать навыки самостоятельной работы над партитурой;

- освоить исторические, теоретические знания в области певческой культуры (в частности хоровой культуры);

- вооружить будущих педагогов-музыкантов знанием особенностей песенно-хорового музыкального творчества различных народов и композиторов разных эпох;

- накопить и развить опыт творческой деятельности в исполнительской практике, связанной с ансамблевым и хоровым пением.

В результате работы по освоению дисциплины студенты должны овладеть умениями и навыками:

- самостоятельной работы с репертуаром в нотном изложении (патритура, клавир);

- достоверного воспроизведения партитур различных стилей и жанров (a cappella и с сопровождением) на фортепиано (в том числе и с листа партитуры различной фактуры и сложности) и голосом (горизонталь и вертикаль);

- вокально-хорового анализа партитур (определять форму, фактуру и вокально-хоровые особенности с целью выявления содержательной основы произведения);

- пения хоровых голосов партитуры (с одновременной игрой партитуры без сопровождения, с игрой сопровождения, без игры партитуры и сопровождения);

- дирижирования произведениями, исполняемыми под рояль (фортепиано);

- элементарного транспонирования хоровой партитуры;

- применения исторических, теоретических знаний в области певческой культуры и особенностей песенно-хорового музыкального творчества различных народов и композиторов разных эпох;

- комплексного использования, полученных прежде и получаемых вновь знаний в области теории и истории музыки, анализа музыкальных форм, истории, философии, литературы, музыкальной эстетики и педагогики для подготовки к экзамену;

- художественно-выразительного исполнения хоровых произведений, их фрагментов и партий на фортепиано, сольфеджио и с текстом.

Несомненно, что практическая эффективность знаний, получаемых при изучении дисциплины «Дирижирование и чтение хоровых партитур», зависит от того, насколько его содержание опирается на реальный личностный и профессионально-творческий опыт студентов. Освоение содержания дисциплины помогает получить знания, которые могут затем быть использованы в исполнительской и педагогической практике (работа с дирижёром, музыкальным руководителем, солистами, вокальным ансамблем и аккомпанирующим составом).

Освоение дисциплины происходит в соприкосновении и взаимодействии с такими областями знаний как вокал, вокальный ансамбль, сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, история музыки, фортепиано.

Дисциплина «Дирижирование и чтение хоровых партитур», согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направление 530100 «Музыкальное искусство», принадлежит к циклу специальных дисциплин профильной подготовки бакалавра (блок специальных дисциплин СД.Ф.).

Общий объём часов, отводимый на освоение дисциплины «Дирижирование и чтение хоровых партитур» составляет 140 часов.

Для студентов дневного отделения (срок обучения 4 года) освоение дисциплины «Дирижирование и чтение хоровых партитур» рассчитано на 140 часов, из них 70 часов аудиторной (индивидуальной) работы и 70 часов самостоятельной работы студента.

Для студентов заочного отделения (срок обучения 4 года) освоение дисциплины «Дирижирование и чтение хоровых партитур» рассчитано на 140 часов, из них 8 часов аудиторной (индивидуальной) работы и 132 часа самостоятельной работы студента.

Итоговой формой контроля на дневном и заочном отделении является экзамен в 4 семестре, проводимый в форме комплексного отчёта о выполненной программе.

^ Комплексный отчёт (экзамен) состоит из следующих компонентов:

  1. дирижирование двух музыкальных сочинений (произведение с сопровождением и произведение a cappella), исполненных в сопровождении рояля (фортепиано);

  2. задавание тона произведения a cappella;

  3. исполнение хоровой партитуры произведения a cappella на фортепиано наизусть, исполнение хоровой партитуры произведения с сопровождением на фортепиано по нотам;

  4. исполнение аккомпанемента произведения с сопровождением на фортепиано по нотам с пением голоса и без пения;

  5. пение голосов хоровой партитуры произведения a cappella наизусть, голосов хоровой партитуры произведения с сопровождением по нотам;

  6. устный опрос, касающийся теоретического и исполнительского анализа исполняемых произведений;

  7. устный рассказ о творчестве композиторов (включая рассказ о хоровом творчестве и его особенностях с напеванием отрывков произведений или их исполнением на инструменте)

  8. устный рассказ о творчестве автора слов.

^ Требования к самостоятельной работе

Самостоятельная работа студента должна занимать особое место в изучении данной дисциплины и проводится по нескольким направлениям:

  1. самостоятельное чтение с листа партитур произведений с сопровождением и произведений a cappella по предложенному списку и более (игра сопровождения на рояле, игра хоровых партитур, пение голосов хоровых партитур);

  2. освоение текстов музыкальных произведений установленных в индивидуальном плане (программе) студента:

- для произведений с сопровождением пение голосов, игра хоровой партитуры и аккомпанемента по нотам;

- для произведений a cappella пение голосов и игра хоровой партитуры наизусть;

  1. осмысление исполнительских вариантов воплощения музыкальных произведений;

  2. работа с выбранной программой по освоению тем текущего семестра;

  3. изучение нового материала для последующих тем курса (теоретического, практического);

  4. изучение литературных источников, подтверждающих и закрепляющих пройденный материал и расширяющий рамки освоения курса;

  5. слушание музыкального материала из наследия изучаемых композиторов.



^ Примерный тематический план дисциплины

(для дневного отделения) срок обучения 4 года.

Тема занятий

Количество часов

Общее

кол-во

Индив. занятия

Самост. работа

^ Раздел 1. Дирижирование. Чтение хоровых партитур (1 курс 1 семестр).

36

18

18

Дирижирование. Хоровая партитура и её виды. Литературный текст в хоровой партитуре. Партитурные обозначения. Чтение партитур с листа. Техника и технические средства дирижирования. Основные принципы, характер и масштаб дирижёрских движений. Структура движения доли в схемах дирижирования. Грани основных долей такта. Приёмы вступления и окончания.

Дирижирование в размерах: 3/4, 4/4, 2/4. Вступление на различные доли и после основной метрической доли такта.

Дирижирование в умеренном и умеренно-скором темпах, при звуковедении non legato и динамике mezzo forte, forte, piano.

Работа над показом жеста legato.

Паузы и цезуры и их показ. Нота с точкой. Роль левой руки при показе выдержанных звуков.

Камертон его виды. «Задавание» тона.

36

18

18

^ Раздел 2. Дирижировани и чтение хоровых партитур 1 год обучения 2 семестр.

34

17

17

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования приобретённых в первом семестре.

Чтение партитур с листа. «Задавание тона».

Изучение новых тем:

Работа над партитурой (игра на инструменте и зрительное чтение партитуры). Содержание литературного текста. Тип и вид хора. Способ изложения партитуры. Гармонический анализ произведения и его фактура. Музыкальные термины и условные обозначения, определяющих характер исполнения, звуковедения, темпов, нюансировки, динамики, дыхания.

Работа над самостоятельностью функции правой и левой руки.

Штрих staccato и приёмы его дирижирования.

Фермата. Динамика.

34

17

17

^ Раздел 3. Дирижировани и чтение хоровых партитур 2 год обучения 3 семестр.

36

18

18

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования приобретённых за первый год обучения.

Чтение партитур с листа. «Задавание» тона.

Изучение новых тем:

Транспонирование хоровой партитуры.

Изучение видов ауфтакта.

Ауфтакт к триольной и дуольной доле.

Освоение комбинированного жеста (снятие-вступление (дыхание)).

Ознакомление со схемами дирижирования размеров: 6/8, 6/4, 5/8, 5/4 , 3/2, 3/8.

Дробление основной метрической единицы в размерах 4/4, 3/4, 2/4.

Синкопы, акценты. Агогика.

36

18

18

Раздел 4. Дирижировани и чтение хоровых партитур 2 год обучения 4 семестр.

34

17

17

Совершенствование навыков дирижирования приобретённых в предыдущих семестрах.

Чтение партитур с листа. «Задавание» тона.

Транспонирование хоровой партитуры.

Изучение новых тем:

Роль фортепианной техники в исполнении хоровой партитуры. Аппликатура и аппликатурные приёмы. Педализация как художественный приём. Игра партитур без педали. Распределение голосов партитуры между правой и левой руками. Способы упрощения хоровых партитур при игре на фортепиано. Вокально-хоровой анализ.

Виды фермат их значение и приёмы исполнения.

Ознакомление со схемами дирижирования размеров:7/4, 7/8, 9/8, 9/4 и чередованием простых и сложных размеров.

Очень быстрый и очень медленный темп. Длительное ускорение. Длительное crescendo и diminuendo. Приёмы дирижирования полифонических произведений (имитация, канон, выделение темы). Приемы дирижирования сольными партиями и речитативами.

34

17

17

ВСЕГО:

140

70

70
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты