Домой

Программа элективного курса «создаем вторичный текст»




Скачать 232.55 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «создаем вторичный текст»
Дата23.01.2013
Размер232.55 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Цели и задачи
Целесообразность и актуальность
В результате освоения данного курса учащиеся должны
Принципы построения курса
Тематический план
Составление опорного конспекта
Коллективная работа
Презентация и обсуждение
Работа в парах с отрывком из статьи Д.С. Мережковского «Ночное светило».
Коллективная работа
Индивидуальная работа
Работа в малых группах
Коллективная работа
Работа в парах
Коллективная работа
Содержание курса
План. Тезисы.
Методические рекомендации
Вторичный текст. Его виды и жанры.
III. Анализ нескольких аннотаций. IV.
...
Полное содержание
Подобные работы:


Программа элективного курса


«СОЗДАЕМ

ВТОРИЧНЫЙ ТЕКСТ»




Разработана

учителем русского языка и литературы

МОУ СОШ №7 г.Рассказово

Тамбовской области

Горелкиной О.В.


2006


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Каждый человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов.

Они окружают нас в повседневной жизни на каждом шагу. И уж тем более никак нельзя обойтись без текста в школе. Работа с текстом лежит в основе изучения любого предмета. Именно поэтому необходимо учить школьников понимать тексты и работать ними. Безусловно, такая работа систематически ведется учителем-словесником на уроках русского языка и литературы. Однако на старшей ступени образования особое место в этой работе следует уделить созданию вторичных текстов. Нередко ученики старших классов, а порой и студенты, испытывают затруднения в написании планов, конспектов, рефератов и т. д. Данный элективный курс поможет учащимся преодолеть эти трудности и успешно справляться с заданиями такого типа при изучении любого предмета.

Программа курса предназначена для учащихся предпрофильных классов; рассчитана на 10 часов.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основная цель курса – формирование речевой компетенции учащихся.

Конкретными задачами курса являются:

- совершенствование речевого воспитания учащихся;

- обеспечение условий для овладения школьниками умениями и навыками научно-

исследовательской деятельности;

- способствование более эффективной подготовке учащихся к продолжению образования

в старших классах и средне-специальных учебных заведениях, успешному

профессиональному самоопределению.


^ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ

Данный курс ориентирован на подготовку учащихся к продолжению образования. Любой путь, выбранный выпускником 9 класса (общеобразовательный или профильный класс, средне-специальное учебное заведение), предполагает владение навыками научно-исследовательской деятельности, умение работать с текстом: изучать, анализировать, создавать вторичный текст. Именно на развитие этих умений и навыков рассчитан данный курс, поэтому его целесообразность и актуальность очевидны.


^ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

иметь представление

- о вторичном тексте как тексте, созданном на основе другого текста;

- о функциях вторичных текстов разных видов и жанров;

знать

- важнейшие особенности и признаки вторичных текстов разных видов и жанров;

- основные способы создания вторичного текста на базе исходного текста;

уметь

- выделять все виды информации, заключенной в первичном тексте;

- использовать различные приемы и способы для создания вторичных текстов;

- соотносить вторичный текст с его основой и прослеживать специфику каждого из них.


^ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Основой построения данного курса являются принципы

- доступности в отборе учебного и дополнительного материала;

- ориентированности на развитие знаний и умений;

- межпредметных связей (что позволяет вывести школьников на более сложный уровень

речевой деятельности на основе использования знаний из разных учебных дисциплин);

- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.





^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п


Тема занятия.



Количество

Часов



Форма занятия


Виды деятельности учащихся



1



Вводное занятие.

Вторичный текст.

Виды и жанры вторичного текста.



1



Установочная

лекция «Вторичный текст, его жанры».




^ Составление опорного конспекта: выделение и запись проблем, рассмотрение которых составит основное содержание занятий элективного курса. Составление понятийного словаря.





2



Аннотация.



1



Практикум.



^ Коллективная работа – наблюдение над особенностями аннотации.

Работа в малых группах – анализ нескольких аннотаций. Выявление компонентов содержания аннотации.

Обсуждение результатов работы в группах.

Работа в парах – создание аннотации на книгу.

^ Презентация и обсуждение составленных аннотаций.

Индивидуальная работа – создание аннотации на прочитанную книгу.

Презентация. (Начало работы над формированием «Портфеля творческих достижений»)




3



План. Тезисы.



1



Презентация.


Мини-лекция «Структура и содержание плана».


Практикум.



Презентация аннотаций.


Составление плана лекции.


Коллективная работа со статьей «Тезисы». Составление тезисов по этой статье.

^ Работа в парах с отрывком из статьи Д.С. Мережковского «Ночное светило».

Индивидуальна работа – составить подробный план или тезисы к одной из статей учебника литературы (домашняя работа).



4


Конспект.


1


Презентация.


Мини-лекция «Конспект как жанр учебного вторичного текста».


Практикум.


Презентация планов и тезисов.

Обсуждение работ учащихся.


^ Коллективная работа – совместное составление конспекта.


Коллективная работа – сопоставление текста конспекта и первичного текста.

Работа в малых группах – составление подробного и краткого конспектов статьи с использованием разных способов конспектирования.

Взаимопроверка.



5


Реферат.


1


Исследование.


^ Индивидуальная работа – самостоятельная работа с научной статьей «Реферат»: выделение особенностей реферата, составление конспекта статьи.

Работа в группах (домашняя работа) – создание реферата.



6


Пересказ.


1



Беседа.


Практикум.


Презентация рефератов.

Беседа: выявление уже имеющихся знаний о пересказе.

^ Работа в малых группах сменного состава – тренировочные упражнения в «свертывании» информации для подготовки сжатого пересказа.


Индивидуальная работа(домашняя работа) – подготовка подробного, сжатого или выборочного (по выбору учащихся) пересказа художественного текста.



7


Отзыв.


1


Практикум.


^ Коллективная работа – анализ вторичных текстов в жанре отзыва. Выявление особенностей отзыва как вторичного жанра. Составление схемы отзыва.

Обсуждение результатов.

Индивидуальная работа – создание отзыва на любимое произведение. Саморедактирование отзыва.

^ Работа в парах (домашняя работа) – взаимоанализ созданных отзывов.



8


Рецензия.


1


Практикум.


^ Коллективная работа – работа со статьей «Рецензия».

Работа со статьей Ф. Икандера.

Работа в парах – создание рецензии.

Работа в группах – взаимопроверка созданных рецензий.



9-

10


Итоговое занятие.



2



Презентация «Портфель

творческих достижений».


Презентация «Портфеля творческих достижений» (чтение лучших конспектов, рефератов, отзывов, рецензий).

Рефлексия – высказывание «Что мне дало посещение занятий элективного курса»




^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Вторичный текст. Его виды и жанры.

Вторичный текст – текст, созданный на основе другого текста. Первичный и вторичный текст: их сходство и отличие. Основные функции вторичного текста – учебная и вспомогательная.

Виды и жанры вторичных текстов: учебных – план, тезисы, конспект, реферат, пересказ; вспомогательных – аннотация, оглавление. Информационно-оценочные вторичные тексты (отзыв, рецензия).


Аннотация.

Аннотация – вспомогательный вторичный текст. Самостоятельные части структуры крупного первичного текста.

Аннотация ( от лат. аnnotatio – «письменная помета», «замечание», «примечание») – письменный вторичный текст, содержащий в себе краткую информационную характеристику книги, статьи, рукописи и т. п.

По отношению к первичному тексту аннотация – обязательный вспомогательный текст, который обычно располагается на обороте титульного листа. Назначение – кратко и обобщенно представить некоторые важные сведения о существующем первичном тексте, дать читателю возможность быстрого предварительного знакомства с ним. Составляющие аннотации: сведения о содержании, предназначении и адресованности первичного текста.

Место аннотации в структуре первичного текста.

Правила оформления аннотации.


^ План. Тезисы.

План, тезисы – учебные вторичные тексты, представляющие собой краткие варианты записей, связанных с аналитической переработкой первичного текста.

План – письменный вторичный текст, представляющий собой перечень основных положений первичного текста (научного или литературного произведения, статьи). Содержание плана, его структура. Виды планов. Правила оформления плана.

Тезисы (от греч. thesis – «положение», «утверждение») - письменный вторичный текст, который включает в себя сформулированные по пунктам основные идеи, положения первичного текста (научного труда, статьи, публицистического произведения и т. п.). Тезисы читательские и авторские. Правила оформления тезисов.


Конспект.

Конспект (от лат. conspectus – «обзор») - письменный вторичный текст, который представляет собой изложение, запись какого-либо научного, публицистического сочинения, лекции и др. Назначение – сохранение ценной для конспектирующего информации исходного текста, письменного или устного. Виды конспектирования. Способы конспектирования. Оформление конспекта. Способы выделения основной информации в конспекте.


Реферат.

Реферат как учебный вторичный текст, представляющий собой вариант записей, связанных с аналитической переработкой первичного текста.

Реферат (от лат. reffere – «докладывать», «сообщать») - письменный вторичный текст, представляющий собой изложение и осмысление содержания первичного текста. Виды рефератов: информативный и аналитический.

Правила оформления реферата.


Пересказ.

Пересказ - вторичный текст (чаще устный), сохраняющий функционально-стилевую принадлежность, логику и композицию исходного текста. Назначение – усвоение информации. Обусловленность особенностей пересказа стилем и жанром первичного текста. Виды пересказов.

Отзыв.

Отзыв - вторичный текст, содержащий оценочное мнение о чем-либо или о ком-либо. Аналитическая и оценочная составляющие как отличительная особенность отзыва. Отношение к первичному тексту: допускается пересказ отдельных фрагментов, сюжетны поворотов, поступков героев, если первичный текст художественный; основных положений, выводов – если научный.

Рецензия.

Рецензия – (от лат. recensio – «осмотр», «обследование», «рассмотрение») - письменный вторичный текст, представляющий собой критический разбор научного, художественного произведения или другого информационного явления: спектакля, кинофильма, концерта, телепрограммы. Назначение – формирование обоснованного оценочного мнения о рецензируемом информационном явлении. Виды рецензий. Основные смысловые акценты в рецензии. Аналитический характер рецензии. Структура рецензии. Оценочное содержание рецензии.





^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данный элективный курс рассчитан на развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков самостоятельной работы с текстом. Для этого занятия по темам целесообразно проводить в нестандартной форме.

На мини-лекциях необходимо давать учащимся теоретические сведения по той или иной теме. Чтобы материал лучше запоминался, можно использовать различные наглядные пособия (таблицы, схемы), а также, по возможности, мультимедийные источники информации.

Для эффективного усвоения материала необходима практическая деятельность. На занятиях-практикумах учащиеся должны работать с текстом, анализировать его, создавать собственные вторичные тексты.

Усвоению материала способствует исследовательская деятельность учащихся. На таких занятиях развивается аналитическое мышление школьников.

Результаты своей работы учащиеся представляют в виде презентаций (устных или с использованием компьютера), что делает их работу увлекательной, развивает творческие способности.

Итоговое занятие также целесообразно провести в форме презентации. Это позволит учащимся полно и ярко продемонстрировать умения и навыки, полученные в ходе занятий по данному элективному курсу.


Занятие №1.

^ Вторичный текст. Его виды и жанры.


Цель: раскрыть цели и задачи элективного курса; дать понятие о вторичном тексте; познакомить с видами и жанрами вторичных текстов.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя.

/ Раскрыть цели и задачи курса. /

II. Составление опорного конспекта (понятийного словаря).

Вторичный текст – текст, созданный на основе другого текста.

Первичный и вторичный текст: их сходство и отличие.

Основные функции вторичного текста – учебная и вспомогательная.

Виды и жанры вторичных текстов:

учебные – план, тезисы, конспект, реферат, пересказ;

вспомогательные – аннотация, оглавление.;

информационно-оценочные - отзыв, рецензия.


Занятие №2.

Аннотация.


Цель: познакомить с особенностями вида сокращения текста – аннотацией; развитие умения составлять аннотации и оглавления.

Ход занятия.

I. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание и дающая их оценку.

Аннотация – это текст из 3-4 предложений (независимо от объема основного текста).

Аннотация – это своеобразная реклама, которая призвана заинтересовать читателя, передать суть книги.

II. Наблюдение над особенностями аннотации и оглавления.

(Работа с несколькими книгами: Гончаров И.А. роман «Обломов», И. А. Бунин «Окаянные дни: Неизвестный Бунин», Георгиев Л. «Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоминания», Толковый словарь русского языка под редакцией Дмитриева)

^ III. Анализ нескольких аннотаций.

IV. Создание аннотации на книгу.

Пушкин А.С. повесть «Капитанская дочка».

^ V. Д/з: составить аннотацию на свою любимую книгу.

Занятие №3.

План. Тезисы.


Цель: дать понятие о плане и тезисах; формировать умение составлять план текста; познакомить с таким видом сокращения текста, как тезисы.

Ход занятия.

I. Презентация аннотаций. Обсуждение.

^ II. Мини-лекция учителя «Структура и содержание плана».

Составление плана лекции.

III.Работа со статьей «Тезисы».

(Статья раздается на каждый стол).

1) Коллективное составление и запись тезисов по этой статье.

IV. Работа со статьей Д.С. Мережковского «Ночное светило».

Задание: разделить страницу тетради на две части: в левой запишите пункты плана в правой тезисы.

V. Д/з: составить подробный план или тезисы к одной из статей учебника литературы.


Занятие №4.

Конспект.


Цель: дать понятие о конспекте как вторичном тексте; формировать умение правильно составлять конспект.

Ход занятия.

I. Презентация планов и тезисов.

II. Мини-лекция «Конспект как жанр учебного вторичного текста».

Составление конспекта лекции. Комментарии учителя.

III. Сопоставление текста конспекта и первичного текста. (Коллективная работа).

^ IV. Работа с отрывком из статьи М.Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной».

Составление краткого конспекта.

V. Д/з: взаимопроверка конспектов.





Занятие №5.

Реферат.


Цель: дать понятие о реферате как вторичном тексте; познакомить учащихся с особенностями реферата и этапами его написания.

Ход занятия.

I. Самостоятельная работа с научной статьей «Реферат».

Выделение особенностей реферата. Составление конспекта статьи.

II. Работа с памяткой «Этапы работы над рефератом».

Составить памятку на основании статьи «Реферат».

III. Д/з: написать реферат на одну из предложенных тем (работа в парах).

Темы:

1. Почему без Чацкого «не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов»?

2. Образ Петербурга в поэтических произведениях А.С. Пушкина.

3. Черты романтизма и реализма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Занятие №6.

Пересказ.


Цель: формирование умения составлять разные виды пересказов.

Ход занятия.

I. Презентация рефератов.

II. «Что такое пересказ?»

Беседа.

- Знаком ли вам этот вид работы с текстом?

- Продолжите фразу «пересказ – это …».

- Какие типы пересказов вам знакомы?

III. Работа с текстами. (Работа в малых группах сменного состава).

Учащимся раздаются 4 разных текста. Задание: подготовить сжатый пересказ текстов.

IV. Д/з: подготовить подробный, сжатый и выборочный пересказ текста Д.С. Лихачева (текст раздается каждому учащемуся).





Занятие №7.

Отзыв.


Цель: познакомить учащихся с жанром отзыва; формирование умения писать отзыв.

Ход занятия.

I. Анализ вторичных текстов в жанре отзыва.

- Знакомство с текстами.

- Выявление особенностей отзывов в содержании и структуре.

- Определение цели написания отзыва.

II. Составление схемы отзыва.

Схема отзыва.

ˇ Автор произведения.

ˇ Где и когда издано? Сколько страниц?

ˇ Кому адресовано?

ˇ Жанр произведения.

ˇ Главные действующие лица.

ˇ Краткое содержание.

ˇ Эмоциональная оценка личного восприятия с обоснованием.

^ III. Создание отзыва на любимое произведение.

IV. Саморедактирование отзыва.

V. Д/з: взаимоанализ созданных отзывов.


Занятие №8.

Рецензия.


Цель: дать понятие о рецензии; формировать у учащихся умение рецензировать текст.

Ход занятия.

I. Работа с научной статьей «Рецензия».

Беседа.

- В чем особенности рецензии как вторичного текста?

- Какова задача рецензента?

II. Работа со статьей Ф. Искандера.

ˇ Чтение статьи.

ˇ Рекомендации по написанию рецензии.

ˇ Написание рецензии по схеме. (работа в парах).

^ III. Взаимопроверка рецензий (черновых вариантов). Работа в группах.

IV. Д/з: редактирование рецензий и окончательное их оформление; подготовка «Портфеля творческих достижений».

Занятие №9 – 10.

^ Творческие достижения.


Цель: подведение итогов работы по всему курсу; презентация «Портфелей творческих достижений» учащихся.

Ход занятий.

I. Презентация «Портфелей творческих достижений» учащихся.

Чтение и обсуждение лучших конспектов, рефератов, отзывов, рецензий.

II. Рефлексия.

Развернутые ответы учащихся на вопрос:

Что мне дало посещение занятий элективного курса «Создаем вторичный текст»?





^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Вейзе А.А. Реферирование текста. Минск, 1978.

Виноградоа Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. М., 1999.

Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М., 1984.

Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе / / Русский язык в школе.1998. №1.

Павлова В.П. Обучение конспектированию. М., 1989.

Работа с текстом: (Тезисы. Конспект. Реферативная статья. Рецензия ) / Сост. В.Н. Мещеряков и др. Сумы, 1988.


^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.

Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением: (Практические советы поступающим в вузы). М., 1999.

Равенский Ю.И. Тезисы и конспект / / Развивайте дар слова: Пособие для учащихся. М., 2001.


Русский язык и культура речи / Под редакцией В.И. Максимов. М., 2000.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.


К занятию №3.

Отрывок из статьи Д.С. Мережковского «Ночное светило».


Задание: разделить страницу тетради на две части: в левой запишите пункты плана в правой тезисы.


Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и действием. Созерцание, отречение от действия для Пушкина - спасение, для Лермонтова - гибель поэта, ржавчина клинка.

Игрушкой золотой он блещет на стене,

Увы, бесславный и безвредный!

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание - к действию. Самое тяжелое, роковое в судьбе Лермонтова - не окончательное торжество зла над добром, как думает Вл. Соловьев, а бесконечное раздвоение, колебание воли, смешение добра и зла, света и тьмы.

^ Он был похож на вечер ясный,

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.


Это и есть примерное состояние человеческих душ, тех нерешительных ангелов, которые в борьбе Бога с дьяволом не примкнули ни к той, ни к другой стороне. Для того чтобы преодолеть ложь раздвоения, надо смотреть не назад, в прошлую вечность, где борьба эта началась, а вперед, в будущую, где она окончится с участием нашей собственной воли. Лермонтов слишком ясно видел прошлую и недостаточно ясно будущую вечность: вот почему так трудно, почти невозможно ему было преодолеть ложь раздвоения.
Не совсем человек - это сказывается и в его отношении к смерти. Положительного религиозного смысла, может быть, и не имеет его бесстрашие, но оно все-таки кладет на личность его неизгладимую печать подлинности: хорош или дурен, он, во всяком случае, не казался, а был тем, чем был. Никто не смотрел в глаза смерти так прямо, потому что никто не чувствовал так ясно, что смерти нет.

^ Кто близ небес, тот не сражен земным.

Когда я сомневаюсь, есть ли что-нибудь кроме здешней жизни, мне стоит вспомнить Лермонтова, чтобы убедиться, что есть. Иначе в жизни и в творчестве его все непонятно - почему, зачем, куда, откуда, - главное, куда?


К занятию № 5.

ПАМЯТКА

Этапы работы над рефератом.

1. Подбор и чтение литературы по теме.

2. Определение основной мысли реферата.

3. Составление плана реферата.

4. Написание рабочего варианта реферата.

5. Редактирование и окончательное оформление реферата.


Тексты к занятию № 6.

I.

Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.

Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» И еще – «вникай сам».

В госпитале я лежал загипсованный почти по грудь полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?»

А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров.

Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царство Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда.

В. Розов


II.

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были не войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул.

В.П. Астафьев


III.

Поговорим о читателе. О нем говорят редко и мало. А между тем читатель – лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаги.

Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова – и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени – всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения.

Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.

Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. И если прозаик или поэт сохраняет свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.

А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.

Решает судьбу книги живой человек, читатель. Все струны, которыми по-своему владеет автор, есть в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.

С.Я. Маршак


IV.

Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдаленные леса.

«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небо кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида.

Я сбросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Иначе говоря, о каком-нибудь совершенном и безукоризненном произведении.

Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы…

К. Паустовский


V.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных.

Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Д.С. Лихачев


Скачать 232.55 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты