Домой

Л. Г. Косулина «История России. Конец XVI- xviii век». Раздел «Россия в 1725 1762 годах» (параграфы 20-21). Тема «Дворцовые перевороты» Тип урок




Скачать 100.4 Kb.
НазваниеЛ. Г. Косулина «История России. Конец XVI- xviii век». Раздел «Россия в 1725 1762 годах» (параграфы 20-21). Тема «Дворцовые перевороты» Тип урок
Дата23.01.2013
Размер100.4 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ожидаемый результат
Основные понятия
II. Создание проблемной ситуации.
Учащиеся работают с текстами, слушают учителя и отвечают на проблемные вопросы.
Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы.
Учащиеся выполняют задание в тетради. Сравнивают свои записи с текстом слайда. (Слайд № 3).
Компетентностно-ориентированное задание
IV. Закрепление изученного материала.
2. Государственное устройство, при котором власть государя не ограничена
7. Царствование кого из императоров эпохи дворцовых переворотов было самое короткое
8. При вступлении на престол Елизавета Петровна
9. При Елизавете Петровне государственными делами занимался
V. Рефлексия.
Подобные работы:

Урок истории. 7 класс.


Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России. Конец XVI- XVIII век».

Раздел «Россия в 1725 - 1762 годах» (параграфы 20-21).


Тема «Дворцовые перевороты»


Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.


Цели урока:

  • выявить причины и сущность дворцовых переворотов и показать роль гвардии в их осуществлении; познакомить учащихся с хроникой событий и их действующими лицами;

  • охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I; дать представление о насущных общественных проблема эпохи;

  • развивать навыки конспектирования и умения работать с текстом учебника, дополнительной литературой; логическое и аналитическое мышление учащихся (обобщать знания, делать выводы, доказывать их, выделять главное);

  • формировать информационную и коммуникативную компетентности учащихся (извлечение первичной и вторичной информации, публичное выступление);

  • прививать учащимся культуру общения, воспитывать у них чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за судьбы своей страны.



Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятиями: дворцовый переворот, бироновщина, Верховный тайный совет, временщики, фаворитизм, кондиции;

  • раскрыть феномен фаворитизма;

  • проследить смену монархов на российском престоле в 1725–1762 гг. и охарактеризовать особенности их политики;



^ Ожидаемый результат:

● учащиеся узнают о причинах и сущности дворцовых переворотов, особенностях правления монархов в этот период времени.

● у учащихся формируется умения:

- определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений,

- группировать исторические события и явления по указанному признаку,

- объяснять смысл важных исторических понятий,

- работы с тестами на компьютере.


^ Основные понятия:

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и гвардейскими полками.

Кондиции – условия.

Фаворит - придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.


Оборудование:

  • карта «Россия в XVII–1760 г.»,

  • документы,

  • дополнительный материал о монархах периода дворцовых переворотов,

  • диск с записью тестов и презентаций,

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор.


Опережающее домашнее задание:

наиболее подготовленным учащимся дается задание, используя учебник и дополнительную литературу, подготовить в парах (корреспондент – действующее лицо эпохи дворцовых переворотов) текст интервью с Екатериной I, Петром II, Анной Иоановной, Бироном, Анной Леопольдовной, Елизаветой Петровной, Петром III и Екатериной II по следующей схеме:

  • правитель, на кого опирался;

  • годы правления;

  • способ прихода к власти;

  • краткая характеристика личности;

  • характеристика периода правления.



Ход урока.


I. Организационный момент (приветствие учащихся; психологическая установка на работу.)


^ II. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

- Вспомните указ о престолонаследии, изданный Петром I в1722 г.

(У учащихся лежат на партах все необходимые тексты и фрагменты исторических документов)

В последние годы царствования Петра Великого встал вопрос о престолонаследии: кто займёт трон после смерти императора. Объявленный при отречении Алексея Петровича наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич. Однако, если следовать обычаю и объявить наследником сына опального Алексея, то возбуждались надежды противников реформ вернуть старые порядки, а с другой стороны возникали опасения у соратников Петра, которые голосовали за казнь Алексея.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха. Текст этого важнейшего указа обосновывал необходимость данной меры:

чего для благоразсудили сей уставъ учинить, дабы сіе было всегда въ волѣ правительствующаго государя, кому оный хочетъ, тому и опредѣлить наслѣдство, и опредѣленному, видя какое непотребство, паки отмѣнитъ, дабы дѣти и потомки не впали въ такую злость, какъ выше писано, имѣя сію узду на себѣ.[10]


Учитель:

? - В чем  необычность ситуации, описанной в документе?
? - Как вел себя А. Д. Меньшиков? Почему?

Учитель зачитывает текст документа:

«Зловещим местом был град Санкт-Петербург, столица новоявленной миру Российской империи, в январе 1725 года… В жалких лачугах поселилось тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном гвардейскими полками, умирал первый император Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий, которого, впрочем, и современники, и потомки нередко именовали «Окаянным».
Кучками теснятся во дворце сенаторы, генералы, всех Коллегий чины, гвардейские и морские офицеры. Не решаются присесть, бросая друг на друга подозрительные взгляды. Что день грядущий готовит, кто сядет на престол, где завтра окажешься – в опале или милости? Лихорадочно проигрываются в уме варианты и комбинации. Что и говорить, нелегкое это дело – быть царедворцем… Здесь и близкие царя. Опухшее от слез лицо императрицы Екатерины Алексеевны, потерявшей сон и покой. От нее не отходит светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Шепчет на ухо, уговаривает, убеждает: «Тебе царствовать, боле некому!»
Лицо Петра сводит судорога, начинается новый приступ. От криков больного, слышных во всем дворце, придворные жмутся, втираются в стены, как будто становясь даже меньше ростом. Боли отпускают царя, он требует бумагу. Некогда могучая рука из последних сил выводит еле различимые слова: «Все отдать»… Перо выпадает из разжавшихся, ныне бессильных пальцев. Царь едва слышно произнес несколько слов, присутствующие разобрали: зовет любимую дочь Анну. Ее долго ищут, она бежит по коридорам к отцу, но Петр уже потерял сознание. На следующий день, 28 января 1725г., так и не оставив наследника престола, умер преобразователь России, император Петр I». [2]

Учитель задает вопрос классу:

? - Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее  государя?

^ Учащиеся работают с текстами, слушают учителя и отвечают на проблемные вопросы.

Учитель предлагает учащимся прочитать документ и ответить на вопросы к нему:


«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой –  в особенностях той среды, которая управляла делами».

С. Ф. Платонов


? - О каком  историческом периоде идет речь? Что вам известно об этом периоде?

? - Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?


^ Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы.


III. Основное содержание урока: изучение нового материала.


Вводное слово учителя.


После смерти Петра I в течение 37 лет (с 1725 по 1762 годы) – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Почему же после смерти Петра I дворцовые перевороты происходили так часто?


Приложение 1 (презентация)

Показываются слайды №1, 2 с целью фиксации учащимися темы и плана урока.

План.

  1. Екатерина I.

  2. Петр II.

  3. Верховники.

  4. Анна Иоановна.

  5. Анна Леопольдовна. Иван IVАнтонович.

  6. Елизавета Петровна.

  7. Петр III.

  8. Екатерина II.

Задание: На доске написан термин «дворцовый переворот» и ряд слов. Запишите их себе в тетрадь, подчеркните те, которые отражают термин «дворцовые перевороты» и сложите из этих слов определение понятия.

Слова: власть, смена, народ, дворянство, гвардейские полки.

^ Учащиеся выполняют задание в тетради. Сравнивают свои записи с текстом слайда. (Слайд № 3).


Компетентностно-ориентированное задание.
Стимул: Ваш учитель истории предложил вам выступить на уроке в его роли. Вам нужно познакомить своих учеников с причинами и поводом дворцовых переворотов.
Задачная формулировка: познакомьтесь с информацией из текста учебника (стр. 146) выберите главные причины и повод дворцовых переворотов и запишите их в тетрадь, прокомментируйте свой выбор. Сравните с текстом на слайде (слайд № 4).

Проверка выполненного задания учащимися.

Вывод: За первую четверть XVIII века изменился правящий слой, внутри которого обособились группировки строй родовитой аристократии и менее родового дворянства. Между ними усиливается соперничество. В условиях усиления самодержавной власти особую значимость приобретал факт приближённости к монарху в силу родства или дружбы, поэтому принятие важнейших политических решений (например, выбора царя) зависело от заинтересованных и политически активных лиц, от поддержки гвардии.


Учитель: Познакомимся с хроникой событий и действующими лицами этого периода. Ваши одноклассники подготовили интервью с действующими лицами эпохи дворцовых переворотов: с Екатериной I, Петром II, Анной Иоановной, Бироном, Анной Леопольдовной, Елизаветой Петровной, Петром III и Екатериной II.

^ Компетентностно-ориентированное задание. Внимательно слушайте тексты интервью. Если что – то непонятно – задавайте вопросы. По ходу выступлений учащихся заполняйте таблицу в тетрадях по следующей схеме:


Правитель, на кого опирался

Годы правления

Способ прихода к власти

Краткая характеристика личности

Характеристика периода правления

Екатерина I













Петр II













Анна Иоановна













Анна Леопольдовна. Иван IVАнтонович













Елизавета Петровна













Петр III













Екатерина II














Выступления учащихся, заполнение таблицы (интервью с каждым действующим лицом и заполнение каждой строки таблицы сверяется с текстом соответствующих слайдов (слайды №5 – 11).


^ IV. Закрепление изученного материала.

Выполняется тест.


Тест

1.Главная сила дворцовых переворотов:

А) Семеновский и Преображенский полки В) гвардия

Б) крестьянство Г) духовенство.


^ 2. Государственное устройство, при котором власть государя не ограничена:

А) сословно - представительная монархия

Б) конституционная монархия

В) абсолютная монархия

Г) республика.


3. Отметьте годы правления Екатерины I:

А) 1725-1727 В) 1741-1761

Б) 1730-1740 Г) 1761-1762.


4. Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха:

А) временщик В) регент

Б) рекрут Г) верховник.


5. Отметьте годы правления Елизаветы Петровны:

А) 1725-1727 В) 1741-1761

Б) 1730-1740 Г) 1761-1762.


6. «Бироновщина» ассоциировалась как:

А) олицетворение засилья иноземцев в управлении государством

Б) упрочение позиций высших сановников

В) господство Тайной канцелярии

Г) активная борьба русского дворянства.


^ 7. Царствование кого из императоров эпохи дворцовых переворотов было самое короткое:

А) Екатерины I В) Петра II

Б) Иоана Антоновича Г) Петра III.


^ 8. При вступлении на престол Елизавета Петровна:

А) ограничила права и привилегии дворянства

Б) провозгласила возвращение к порядкам своего отца

В) отменила смертную казнь

Г) объявила о расширении прав и привилегий дворянства.


^ 9. При Елизавете Петровне государственными делами занимался:

А) А. И. Остерман В) Б. К. Миних

Б) А. Д. Меньшиков Г) И. И. Шувалов.


10. Кого на царском престоле сменил Петр III:

А) Елизавету Петровну В) Екатерину II

Б) Анну Иоановну Г) Екатерину I.


Ключ

1 В 2В 3А 4В 5В 6А 7Г 8Б 9Г 10А


^ V. Рефлексия.


? - Что узнали на занятии?
? - Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?

? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Аргументируйте свою оценку.
? - Можете ли вы объяснить, что такое дворцовый переворот?
? - С какими новыми терминами вы познакомились?
? - Что вы можете рассказать об особенностях правления монархов периода дворцовых переворотов?


Учащиеся высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы.


VI. Домашнее задание.


1.Прочитать §20–21.
2. Ответить на вопросы к §§ и к документам.
3. Выучить новые термины.
4. Написать мини-сочинение «Мне симпатичен(на) или (не)симпатичен(на)…». 

5. Дополнительное задание. Сравнить эпоху Петра I и последующий период дворцовых переворотов. Дайте оценку этим двум этапам.

Скачать 100.4 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты