Домой

Византийская империя




Скачать 124.15 Kb.
НазваниеВизантийская империя
Дата23.01.2013
Размер124.15 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Восточная Римская империя возникла в начале IV в. н. э. В 330 г. римский император Кон­стантин Великий — первый император-хри­стианин — основал на месте древнегреческой коло­нии Византий (отсюда и название, данное историка­ми «христианской империи ромеев» уже после её падения) город Константинополь. Сами же визан­тийцы считали себя «ромеями», т. е. «римлянами», державу — «ромейской», а императора — василевса

— продолжателем традиций римских императоров. Византия была государством, в котором центра­лизованный бюрократический аппарат и религиоз­ное единство (в результате борьбы религиозных те­чений в христианстве господствующей религией Византии стало православие) имели огромное зна­чение для сохранения преемственности государст­венной власти и территориальной целостности в те­чение почти 11 веков её существования.

В истории развития Византии условно можно выделить пять этапов.

На первом этапе (IV в. — середина VII в.) импе­рия — многонациональное государство, в котором рабовладельческий строй сменяют раннефеодаль­ные отношения. Государственный строй Византии

— военно-бюрократическая монархия. Вся полнота власти принадлежала императору. Власть не была наследственной, императора провозглашали армия, сенат и народ (хотя это часто носило номинальный характер). Совещательным органом при императо­ре был сенат. Свободное население делилось на сос­ловия. Система феодальных отношений почти не сложилась. Их особенностью было сохранение зна­чительного числа свободных крестьян, крестьян­ских общин, распространение колоната и раздача большого фонда государственных земель рабам.

Раннюю Византию называли «страной городов», исчислявшихся тысячами. Такие центры, как Кон­стантинополь, Александрия, Антиохия, насчиты­вали по 200—300 тыс. жителей. В десятках средних городов (Дамаск, Никея, Эфес, Фессалоники, Эдесса, Бейрут и др.) жило по 30—80 тыс. человек. Го­рода, имевшие полисное самоуправление, занимали большое место в экономической жизни империи. Крупнейшим городом и торговым центром был Ко­нстантинополь.

Византия вела торговлю с Китаем и Индией, а после завоевания при императоре Юстиниане За­падного Средиземноморья установила гегемонию на торговлю со странами Запада, превратив снова Сре­диземное море в «Римское озеро».

По уровню развития ремёсел Византия не имела себе равных среди западноевропейских стран.

В годы правления императора Юстиниана I (527—565 гг.) Византия достигает вершин своего расцвета. Реформы, проведённые при нём, способствовали централизации государства, а «Кодекс Юстиниана» (свод гражданского права), разрабо­танный в его правление, действовал на всём протя­жении существования государства, оказав большое влияние на развитие права в странах феодальной Европы (см. ст. «Юстиниан I»).

В это время империя переживает эпоху гранди­озного строительства: возводятся военные укрепле­ния, строятся города, дворцы и храмы. К этому пе­риоду относится возведение великолепного храма Св. Софии, ставшего известным всему миру.

Конец этого периода был отмечен вновь обо­стрившейся борьбой между церковью и император­ской властью.

Второй этап (вторая половина VII в. — первая половина IX в.) прошёл в напряжённой борьбе с арабами и славянскими нашествиями. Территория державы сократилась вдвое, и теперь империя ста­ла намного однороднее по национальному составу: это было греко-славянское государство. Её эконо­мической основой являлось свободное крестьянст­во. Варварские нашествия создали благоприятные условия для освобождения крестьян от зависимос­ти, и главный законодательный акт, регулировав­ший аграрные отношения в империи, исходит из того, что земля находится в распоряжении кресть­янской общины. Резко сокращаются количество го­родов и численность горожан. Из крупных центров остаётся только Константинополь, а население его сокращается до 30—40 тыс. Другие города империи насчитывают по 8—10 тыс. жителей. В малых жизнь замирает. Упадок городов и «варваризация» населения (т. е. рост числа «варваров», прежде всего славян, среди подданных василевса) не могли не привести к упадку культуры. Количество школ, а следовательно, и образованных людей резко сокра­щается. Просвещение концентрируется в монасты­рях.

Именно в этот сложный период и происходит ре­шающее столкновение между василевсами и цер­ковью. Главную роль на этом этапе играют импе­раторы Исаврийской династии. Первый из них — Лев III — был храбрым воином и тонким дипло­матом, ему приходилось сражаться во главе кава­лерии, атаковать арабские корабли на лёгком су­дёнышке, давать обещания и тут же нарушать их. Именно он возглавил оборону Константинополя, когда в 717 г. мусульманская армия блокировала город и с суши, и с моря. Столицу ромеев арабы окружили стеной с осадными башнями против во­рот, а в Босфор вошёл огромный флот из 1800 ко­раблей. И тем не менее Константинополь был спа­сён. Византийцы сожгли арабский флот «греческим огнём» (специальная смесь нефти и серы, изобре­тённая греческим учёным Каллинником, которая

397


не гасла от воды; через специальные си­фоны ею поливали вражеские корабли). Блокада с моря была сорвана, а силы сухопутной армии арабов подорвала суровая зима: снег лежал 100 дней, что удивительно для этих мест. В лагере арабов начался голод, солдаты съели сначала лошадей, а потом и трупы умерших. Вес­ной 718 г. византийцы разгромили и вторую эскад­ру, а в тылу арабской армии появились союзники империи — болгары. Простояв под стенами города почти год, мусульмане отступили. Но война с ними продолжалась ещё более двух десятилетий, и толь­ко в 740 г. Лев III нанёс противнику решающее поражение.

В 730 г., в разгар войны с арабами, Лев III об­рушил жестокие репрессии на сторонников иконопочитания. Иконы снимались со стен во всех хра­мах и уничтожались. Их заменили изображение креста и узоры из цветов и деревьев (враги импера­тора язвили, что храмы стали напоминать сады и леса). Иконоборчество было последней и неудачной попыткой кесаря духовно победить церковь. С этого момента императоры ограничиваются ролью за­щитников и хранителей традиции. Появление именно в это время иконописного сюжета «Импе­ратор, склонившийся перед Христом» отражает значение происшедшей перемены.

Во всех областях жизни империи всё более ут­верждается консервативный и охранительный тра­диционализм.

Третий этап (вторая половина IX в. — середина XI в.) проходит под властью императоров Македон­ской династии. Это «золотой век» империи, период экономического подъёма и расцвета культуры.

Ещё в период правления Исаврийской династии сложилась ситуация, когда преобладающей формой собственности на землю была государственная, а ос­нову армии составляли воины-стратиоты, служив­шие за земельный надел. С Македонской династии начинается практика широкой раздачи знати и бо­евым командирам больших угодий и пустующих зе­мель. Работали в этих хозяйствах зависимые кре­стьяне-парики (общинники, потерявшие землю). Из слоя земельных собственников (динатов) форми­руется класс феодалов. Меняется и характер вой­ска: ополчение стратиотов заменяется в X в. тяже­ловооружённой, закованной в броню конницей (катафрактариями), которая становится главной удар­ной силой византийской армии.

IX—XI вв. — период роста городов. Выдающееся техническое открытие — изобретение косого паруса — и поддержка государством ремесленных и тор­говых корпораций сделали города империи на дол­гое время хозяевами средиземноморской торговли. В первую очередь это относится, конечно, к Кон­стантинополю, который становится важнейшим центром транзитной торговли между Западом и Востоком, богатейшим городом Европы. Изделия константинопольских ремесленников — ткачей, ювелиров, кузнецов — на века станут эталоном для ремесленников Европы. Вместе со столицей пере­живают подъём и провинциальные города: Фессалоники, Трапезунд, Эфес и другие. Вновь оживает черноморская торговля. В экономический подъём империи вносят свой вклад и монастыри, ставшие центрами высокопроизводительного ремесла и зем­леделия.

Экономический подъём тесно связан с возрожде­нием культуры. В 842 г. восстанавливается дея­тельность Константинопольского университета, в котором выдающуюся роль играет крупнейший учёный Византии Лев Математик. Он составил ме­дицинскую энциклопедию и писал стихи. Его биб­лиотека включала в себя книги отцов церкви и ан­тичных философов и учёных: Платона и Прокла, Архимеда и Евклида. С именем Льва Математика связано несколько изобретений: применение букв как арифметических символов (т. е. начало алгеб­ры), изобретение световой сигнализации, связы­вающей Константинополь с границей, создание движущихся статуй во дворце. Поющие птицы, ры­чащие львы (фигуры приводились в движение во­дой) изумляли иностранных послов. Университет располагался в зале дворца, называвшегося Магнавра, и получил название Магнаврского. Препода­вались грамматика, риторика, философия, арифме­тика, астрономия, музыка.

Одновременно с университетом в Константино­поле создаётся богословская патриаршая школа. По всей стране возрождается система просвещения.

В конце XI в., при патриархе Фотии, исключи­тельно образованном человеке, собравшем лучшую библиотеку своего времени (сотни наименований книг выдающихся умов древности), разворачивает­ся широкая миссионерская деятельность по хри­стианизации варваров. Подготовленные в Констан­тинополе священники и проповедники отправляют­ся к язычникам — болгарам и сербам. Огромное значение получает миссия Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество, в ходе которой они создают славянскую письменность и переводят на славянский язык Библию и церковную литературу. Тем самым закладываются основы духовного и по­литического подъёма в славянском мире. Тогда же принимает христианство и киевский князь Аскольд. Ещё через столетие, в 988 г., киевский князь Владимир крестится в Херсонесе, принимает имя Василий («царственный») и берёт в жёны сестру византийского императора Василия Анну. Замена язычества христианством в Киевской Руси повлия­ла на развитие архитектуры, живописи, литерату­ры, способствовала обогащению славянской куль­туры.

Именно в период царствования Василия II (976—1026 гг.) держава ромеев достигает апогея своего внешнеполитического могущества. Умный и энергичный император был суровым и жестоким правителем. Расправившись с помощью киевской дружины со своими внутриполитическими врага­ми, василевс начал тяжёлую войну с Болгарией, которая длилась с перерывами 28 лет, и, наконец, нанёс решающее поражение своему врагу болгар­скому царю Самуилу.

Одновременно Василий вёл постоянные войны

398




на Востоке и к концу своего царствования вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, ус­тановил контроль над Грузией и Арменией. Когда во время подготовки похода в Италию в 1025 г. император скончался, Византия была самым силь­ным государством Европы. Однако именно его цар­ствование продемонстрировало болезнь, которая бу­дет ещё столетия подтачивать её мощь. С точки зре­ния Константинополя, приобщение варваров к пра­вославной религии и греческой культуре автомати­чески означало их подчинение василевсу ромеев — главному хранителю этого духовного достояния. Греческие священники и учителя, иконописцы и архитекторы способствовали духовному пробужде­нию болгар, сербов. Попытка василевсов сохранить вселенский характер своей власти, опираясь на мощь централизованного государства, противоре­чила объективному ходу процесса христианизации варваров и лишь истощала силы империи.

Напряжение всех сил Византии при Василии II привело к финансовому кризису. Ситуация ещё бо­лее обострилась из-за постоянной борьбы между столичной и провинциальной знатью. В результате смут император Роман IV (1068—1071 гг.) был пре­дан своим окружением и потерпел жестокое пора­жение в войне с новой волной мусульманских заво­евателей — турок-сельджуков. После победы в 1071 г. при Манцикерте конница мусульман в те­чение десятилетия взяла под контроль всю Малую Азию.

Однако поражения конца XI в. не были концом империи. Византия обладала огромной жизнеспо­собностью.

Следующий, четвёртый (1081—1204 гг.) этап её существования был периодом нового подъёма. Им­ператоры династии Комнинов смогли консолидиро­вать силы ромеев и возродить их славу ещё на целое столетие. Первые три императора этой династии — Алексей (1081—1118 гг.), Иоанн (1118—1143 гг.) и Мануил (1143—1180 гг.) — проявили себя как храбрые и талантливые военачальники, тонкие дипломаты и дальновидные политики. Опираясь на провинциальную знать, они прекратили внутрен­нюю смуту и отвоевали у турок малоазийское побе­режье, поставили под контроль дунайские государ­ства. Комнины вошли в историю Византии как им­ператоры-«западники». Несмотря на раскол между православной и католической церковью в 1054 г., они в борьбе с турками обратились за помощью к западноевропейским королевствам (впервые в ис­тории империи). Константинополь стал местом сбо­ра участников 1-го и 2-го крестовых походов. Крес­тоносцы обещали признать себя вассалами империи после того, как отвоюют Сирию и Палестину, и пос­ле победы императоры Иоанн и Мануил заставили их выполнить обещания и признать власть импе­рии. Окружённые западными рыцарями, Комнины были очень похожи на западноевропейских коро­лей. Но, хотя опора этой династии — провинциаль­ная знать — тоже окружила себя зависимыми вас-

399


селами, феодальная лестница в импе­рии не возникла. Вассалы местной зна­ти были просто дружинниками. Харак­терно и то, что основу войска при этой династии составляют наёмники из Западной Европы и ры­цари, поселившиеся в империи и получившие здесь земли и замки. Император Мануил подчинил импе­рии Сербию и Венгрию. Его войска воевали в Ита­лии, где даже Милан признал власть империи; пы­тались подчинить Египет, совершая экспедиции в дельту Нила. Столетнее правление Комнинов закан­чивается смутой и гражданской войной.

Новая династия Ангелов (1185—1204 гг.) лишь углубляет кризис тем, что, покровительствуя ита­льянским купцам, наносит непоправимый удар по отечественному ремеслу и торговле. Поэтому, когда в 1204 г. рыцари 1-го крестового похода внезапно изменили свой маршрут, вмешались во внутрипо­литическую борьбу империи, захватили Константи­нополь и основали на Босфоре Латинскую импе­рию, катастрофа была закономерной.

Жители и защитники Константинополя превос­ходили крестоносцев по численности в десятки раз, и тем не менее город пал, хотя выдерживал осаду и натиск более серьёзного врага. Причина пораже­ния была, конечно, в том, что византийцы были деморализованы внутренними смутами. Немало­важную роль сыграло и то, что политика Комнинов во второй половине XII в. (при всей её внешней ус­пешности) противоречила интересам империи, т.к. ограниченные ресурсы Балканского полуострова и части Малой Азии не позволяли претендовать на роль «вселенской империи». В тот период реальное вселенское значение имела уже не столько импера­торская власть, сколько власть вселенского кон­стантинопольского патриарха. Обеспечить единство православного мира (Византии, Сербии, Руси, Гру­зии), опираясь на военную мощь государства, было уже невозможно, а опираясь на церковное единство — ещё достаточно реально. Получилось так, что ре­лигиозные основы единства и силы Византии ока­зались подорваны, и на полвека на месте империи ромеев утвердилась Латинская империя крестонос­цев.

Однако страшный разгром не смог уничтожить Византию. Ромеи сохранили свою государствен­ность в Малой Азии и Эпире. Важнейшим оплотом собирания сил стала Никейская империя, которая при императоре Иоанне Ватаце (1222—1254 гг.) на­копила экономический потенциал, необходимый для создания сильной армии и сохранения куль­туры.

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобож­дает от латинян Константинополь, и этим событием начинается пятый этап существования Византии, который продлится до 1453 г. Военный потенциал державы был невелик, экономика разорена набега­ми турок и внутренними раздорами, ремесло и тор­говля пришли в упадок. Когда Палеологи, продол­жая политику Ангелов, сделали ставку на итальян­ских купцов, венецианцев и генуэзцев, — местные ремесленники и купцы не смогли противостоять

конкуренции. Упадок ремесла подорвал экономиче­скую мощь Константинополя и лишил его послед­них сил.

Главное значение империи Палеологов в том, что она сохранила культуру Византии до XV в., когда её смогли перенять народы Европы. Два столетия — это расцвет философии и богословия, архитек­туры и иконописи. Казалось, бедственное экономи­ческое и политическое положение лишь стимули­ровало взлёт духа, и это время называют «палеологовским возрождением».

Центром религиозной жизни стал Афонский мо­настырь, основанный ещё в X в. При Комнинах он вырос численно, а в XIV в. Святая Гора (монастырь был расположен на горе) стала целым городом, в котором жили тысячи монахов разных националь­ностей. Велика была роль константинопольского патриарха, руководившего церквами независимых Болгарии, Сербии, Руси и проводившего вселен­скую политику.

При Палеологах возрождается Константино­польский университет. Появляются направления в философии, которые стремятся возродить антич­ную культуру. Крайним представителем этого тече­ния был Георгий Плифон (1360—1452), который создал оригинальную философию и религию, опи­раясь на учение Платона и Заратуштры.

«Палеологовское возрождение» — это расцвет архитектуры и живописи. До сих пор зрителей по­ражают прекрасные строения и удивительные фрески Мистры (город около древней Спарты).

Идейно-политическая жизнь империи с конца XIII в. по XV в. проходит в борьбе вокруг унии между католиками и православными. Нарастаю­щий натиск турок-мусульман вынудил Палеологов обратиться за военной помощью к Западу. В обмен на спасение Константинополя императоры обещали добиться подчинения православной церкви Папе римскому (унии). Первым такую попытку предпри­нял ещё Михаил Палеолог в 1274 г. Это вызвало взрыв возмущения православного населения. И когда перед самой гибелью города, в 1439 г., уния была всё же подписана во Флоренции, её единодуш­но отвергли жители Константинополя. Причины этого были, конечно, в ненависти, которую греки испытывали к «латинянам» после погрома 1204 г. и полувекового господства католиков на Босфоре. Кроме того, Запад так и не смог (или не захотел) оказать Константинополю и империи эффективную военную помощь. Два крестовых похода 1396 г. и 1440 г. кончились разгромом европейских армий. Но не менее важно было и то, что уния для греков означала отказ от миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Это отрече­ние перечеркнуло бы многовековую историю им­перии. Именно поэтому монахи Афона, а вслед за ними и подавляющее большинство византийцев, от­вергли унию и начали готовиться к обороне обре­чённого Константинополя. В 1453 г. огромная ту­рецкая армия осадила и взяла штурмом «Новый Рим». «Держава ромеев» перестала существовать.

Значение Византийской империи в истории че-

400


ловечества трудно переоценить. В тёмные века вар­варства и раннего Средневековья она донесла до по­томков наследие Эллады и Рима, сохранила хри­стианскую культуру. Достижения в области науки (математика), в литературе, изобразительном ис­кусстве, книжной миниатюре, декоративно-прик­ладном искусстве (изделия из слоновой кости, ме­талла, художественные ткани, перегородчатые эма­ли), архитектуре, в военном деле оказали значительное влияние на дальнейшее разви­тие культуры Западной Европы и Киев­ской Руси. Да и жизнь современного об­щества невозможно представить без византийского влияния. Иногда Константинополь называют «зо­лотым мостом» между Западом и Востоком. Это вер­но, но ещё правильнее считать державу ромеев «зо­лотым мостом» между древностью и Новым вре­менем.

Скачать 124.15 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты