Домой

Программа для для высших учебных заведений По специальности 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность), 1-86 01 01-02 Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)




Скачать 263.6 Kb.
НазваниеПрограмма для для высших учебных заведений По специальности 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность), 1-86 01 01-02 Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)
Дата22.01.2013
Размер263.6 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Е.В. Скакун
Пояснительная записка
Тематический план курса
Раздел 4. Обработка и анализ социологической информации
Содержание дисциплины
Ключевые понятия
Тема 2. Возникновение и этапы развития прикладной социологии
Ключевые понятия
Тема 4. Методика и процедуры изучения социальных объектов
Ключевые понятия
Тема 5. Организация социологического исследования
Ключевые понятия
Раздел 3. Методы сбора социологических данных
Ключевые понятия
Тема 7. Место опроса в социологическом исследовании
Ключевые понятия
Тема 8. Особенности метода анкетных опросов
Ключевые понятия
Тема 9. Применение метода интервьюирования
Ключевые понятия
...
Полное содержание
Подобные работы:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

«Брестский государственный

университет им. А.С. Пушкина»

______________М.Э. Чесновский

« 27 » декабря 2007 г.

Регистрационный № ТД-1279/баз


Прикладная социология


Учебная программа для для высших учебных заведений

По специальности 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность), 1-86 01 01-02 Социальная работа

(социо-медико-психологическая деятельность)


Брест 2007

Автор-составитель:

А.И. Шикун, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии Учреждения образования Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

.


Рецензенты:

Г.М. Грибов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и культурологии УО «БрГТУ».

^ Е.В. Скакун, кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии и социологии УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»;


Рекомендована к утверждению в качестве базовой:


На заседании кафедры политологии и социологии

(протокол № 4 от 21 ноября 2007 года)


Утверждена в качестве базовой:


На заседании Совета кафедр социально-гуманитарных дисциплин

(протокол № 4 от 27 декабря 2007 года).


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа курса «Прикладная социология» рассчитана на студентов Брестского государственного университета имени А.С Пушкина, обучающихся по специальностям: 1-86 01 01-01 «Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)»; 1-86 01 01-02 «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)».

Цель преподавания дисциплины:

  • развитие у будущих специалистов научно-исследовательского подхода к пониманию механизмов взаимодействия в социальных группах и обществе в целом;

  • формирование и закрепление практических навыков изучения конкретных социологических проблем социальными работниками;

  • повышение эффективности социальной работы за счет использования социологических знаний в практической деятельности.

Задачи преподавания дисциплины:

– обучение студентов методике прикладных социологических исследований;

– формирование у будущих социальных работников способностей к социологическому анализу;

– развитие навыков практического использования данных социологических исследований в социальной работе;

    • студент должен знать:

      • специфику предмета прикладной социологии;

      • историю и перспективы развития прикладной социологии;

      • методологические, методические и организационные подходы к проведению прикладных социологических исследований;

      • способы практического использования социологического знания в сфере социальной работы.

    • студент должен уметь:

    • собирать социологические данные о различных сторонах социальных отношений;

    • обрабатывать, анализировать и обобщать социологическую информацию;

    • использовать результаты социологического исследования при решении конкретных социальных проблем.

Изучение прикладной социологии основывается на знаниях, полученных при изучении других учебных дисциплин. К ним, в первую очередь, относятся: общая социология, социальная психология, педагогика. Изучению курса прикладной социологии помогает знание таких дисциплин как политология, философия, культурология, экономика, а также ряда других предметов, связанных с пониманием специфики социальной работы в современных условиях. В свою очередь, изучение прикладной социологии помогает конкретизировать теоретические подходы ко всем этим дисциплинам, связать их с социальной практикой.

Курс прикладной социологии состоит из четырех разделов:

В первом разделе раскрывается структура социологии как прикладной науки. Во втором – виды социологического исследования и методы разработки программы социологического исследования. В третьем излагаются методы сбора эмпирических данных. В четвертом, заключительном, рассматриваются методы обработки и анализа социологической информации

Содержание курса прикладной социологии излагается в соответствии с логикой учебного процесса. Вначале раскрывается предметно-поня-тийная основа каждой темы, приводится концептуально-теоретическая классификация ее важнейших составных частей, рассматриваются типичные трудности, часто повторяющиеся ошибки в подходах к изучению конкретных проблем.

К каждой теме отдельно прилагаются контрольные вопросы и практические задания, среди которых чаще используются:

1) репродуктивные вопросы, направленные на закрепление и углубление студентами приобретенных знаний;

2) проблемные вопросы, ставящие студентов в ситуации затруднения и требующие поиска новых, нетрадиционных решений;

3) задания по самостоятельному выполнению отдельных исследовательских процедур, развивающие навыки практического использования усвоенных знаний.

В программе приводится список основной и перечень дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для углубления своих знаний.

В качестве исходных данных при составлении программы использованы разработки, содержащиеся в уже изданных пособиях: Шикун, А.И. Конспект лекций по социологии. Часть 3. Методика социологического исследования.– Брест : БГПИ им. А.С. Пушкина, 1995; Шикун, А.И. Введение в прикладную социологию.– Брест : Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 1999; Шикун, А.И. Социологический практикум: Учебное пособие. – Минск : Амалфея, 2000; Шикун, А.И. Курс лекций по социологии.– Брест : Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2004; Шикун, А.И. Социология: Учебное пособие.– Минск : Дикта, 2005.

Учебная программа соответствует образовательному стандарту высшей школы по данной учебной дисциплине и программе курса «Социология», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА



№ тем

Наименование тем

Количество часов

Лек-

ций

Семи-наров



1.

2.


3.


4.


5.


6.

7.


8.

9.

10.

11.

12.


13.


14.


15.

16.

17.



Раздел 1. Прикладная социология как наука и учебная дисциплина

Функции и уровни социологического знания

Возникновение и этапы развития прикладной социологии

Раздел 2. Виды и программа прикладного исследования

Методологические подходы к социологическому исследованию

Методика и процедуры изучения социальных объектов

Организация социологического исследования

Раздел 3. Методы сбора социологических данных

Социологический анализ документов

Место опроса в социологическом исследовании

Особенности метода анкетных опросов

Применение метода интервьюирования

Проведение экспертных опросов

Специфика социометрического исследования

Использование метода тестирования в социологии

Возможности метода социологического наблюдения

Социальный эксперимент как метод сбора информации
^

Раздел 4. Обработка и анализ социологической информации


Верификация социологической информации

Методы обработки социологических данных

Анализ и обобщение результатов исследования


Всего:



2




2


2





2

2


2

2

2

2

2


2


2










24





2


2





2


2

2


2

2

2

2

2


2


2


2

2


2


30

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Социология как наука и учебная дисциплина


Тема 1. Функции и уровни социологического знания


Социология как наука о социальных системах. Специфика и многообразие функций социологической науки. Уровни общества и уровни социологического знания. Место прикладной социологии в курсе общей социологии. Структура курса «Прикладная социология».


^ Ключевые понятия: социологическая наука; функции социологии; уровни социологического знания; теоретическая и эмпирическая социология, теории среднего уровня; фундаментальная и прикладная социология.


^ Тема 2. Возникновение и этапы развития прикладной социологии


Предпосылки возникновения теоретической и прикладной социологии. Становление социологии в XIX – начале XX веков. Эмпирическая социология в первой половине ХХ века. Современная западная социология, основные напрвления ее развития. Особенности развития социологии в России и Беларуси. Прикладные социологические исследования в БрГУ им. А.С. Пушкина.


Ключевые понятия: предпосылки, этапы и тенденции развития социологии; современные теории: неопозитивизм, неомарксизм, понимающая социология, необихевиоризм, интеракционизм, социология конфликта.


Раздел 2. Виды и программа прикладного исследования


Тема 3. Методологические подходы

к социологическому исследованию


Виды и формы социологического исследовании. Примерная структура и функции программы исследования. Обоснование проблемы исследования. Объект и предмет исследования. Формулирование целей и задач исследования. Конструирование гипотез. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий.


^ Ключевые понятия: виды и формы социологического исследования, программа исследования; проблема, объект, предмет исследования; цель, задачи и гипотезы исследования; теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.

^ Тема 4. Методика и процедуры изучения социальных объектов


Определение методов сбора информации в программе исследования. Выборка в социологическом исследовании. Генеральная и выборочная совокупность. Типы выборки. Обоснование репрезентативности исследования. Методы обработки, анализа и обобщения информации. Планирование социальных экспериментов.


^ Ключевые понятия: методы сбора информации; социологические данные, информация, метод; выборка исследования, генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность; методы обработки информации; методы анализа информации; социальные эксперименты.


^ Тема 5. Организация социологического исследования


Принципы и способы организации социологического исследования. Типичные ошибки и просчеты. Разработка стратегического и календарного плана исследования. Сетевой график. Этапы исследования. Кадровое обеспечение исследовательского процесса. Методы подготовки исполнителей. Контроль организаторов над качеством работ.


^ Ключевые понятия: организация исследования; стратегический план исследования, сетевой график, календарный план, этапы исследования; кадровое обеспечение, обучение исполнителей.


^ Раздел 3. Методы сбора социологических данных


Тема 6. Социологический анализ документов


Анализ документов как метод сбора социологических данных. Понятие «документ». Виды и функции документов. Традиционный анализ документов. Количественный метод изучения документов. Процедура контент-анализа. Комбинированный метод изучения документов. Его достоинства и недостатки.


^ Ключевые понятия: документ, его виды; традиционный метод изучения документов и контент-анализ; единицы счета и единицы анализа; комбинированный метод изучения документов;


^ Тема 7. Место опроса в социологическом исследовании


Основные принципы социологического опроса. Виды и формы социологического опроса. Структура социологического опроса. Роль социолога, место респондента в опросе. Критерии и условия качества проведения опросов. Подготовка социологов к проведению массовых опросов. Требования, предъявляемые к анкетеру.


^ Ключевые понятия: социологический опрос, структура опроса; респондент, вопросник, анкетер, интервьюер, ситуация опроса; критерии качества опроса, требования к анкетеру.


^ Тема 8. Особенности метода анкетных опросов


Структура и содержание анкеты. Составление текста анкеты. Требования к качеству анкеты. Пример разработки социологической анкеты.Типы вопросов и вариантов ответов. Ошибки в анкете и способы их предупреждения. Подготовка анкетеров к проведению исследовательских работ. Инструктирование анкетеров.


^ Ключевые понятия: анкетный опрос, анкета, ее структура; составление бланка анкеты; типология вопросов; требования к анкете, критерии качества; просчеты в тексте анкеты; инструкция анкетеру.


^ Тема 9. Применение метода интервьюирования


Виды и формы социологического интервью. Функции и специфика интервью. Преимущества и недостатки социологического интервью в сравнении с другими методами сбора информации. Организация социологического интервью. Требования к качеству интервью. Типичные ошибки в проведении бесед. Проведение пробных (пилотажных) интервью.


^ Ключевые понятия: социологическое интервью, функции и организация интервью, интервьюер, организация интервью; расчет количества интервьюеров, пилотажные интервью.


^ Тема 10. Проведение экспертных опросов


Виды экспертных опросов. Преимущества этого вида опросов. Способы подбора экспертов. Методика проведения экспертных опросов. Критерии качества опросов. Сочетание экспертных опросов с другими методами сбора информации. Способы контроля качества экспертных опросов. Практическое использование метода опроса экспертов.


^ Ключевые понятия: экспертный опрос; подбор экспертов, критерии компетентности экспертов; качество опросов; достоверность и надежность опросов, способы регистрации данных; типичные ошибки и трудности в опросе.

^ Тема 11. Специфика социометрического исследования


Особенности метода социометрического опроса. Использование в опросе социометрических критериев и карточек в исследовании. Фазы социометрического опроса. Применение социоматриц, индексов и социограмм в обработке социометрической информации. Обеспечение достоверности информации.


^ Ключевые понятия: социометрический опрос, социометрические критерии; социометрическая карточка, социоматрица, индексы, социограмма; фазы опроса, достоверность информации.


^ Тема 12. Использование метода тестирования в социологии


Тесты, их функции и классификация. Достоинства и недостатки метода социологического тестирования. Разработка тестов, критерии их качества. Валидность, надежность, точность тестов. Способы шкалирования и виды измерительных шкал. Использование тестов в социологическом исследовании.


^ Ключевые понятия: тестирование, тест, тестовый «ключ»; виды тестов; требования к тестам; валидность, надежность, точность тестов; шкалирование измерительные шкалы.


^ Тема 13. Возможности метода социологического наблюдения


Особенности и виды социологического наблюдения. Его основные признаки, виды и функции. Достоинства и недостатки наблюдения. Составление программы наблюдения. Этапы и процедуры социологического наблюдения. Обработка, анализ и обобщение результатов. Критерии и способы проверки качества наблюдения.


^ Ключевые понятия: социологическое наблюдение, программа наблюдения; цель, задачи, объект, предмет и ситуации наблюдения; этапы наблюдения; способы регистрация данных.


^ Тема 14. Социальный эксперимент как метод сбора информации


Понятие эксперимента, его основные виды. Особенности социальных экспериментов в сравнении с другими методами сбора информации. Составление программы социального эксперимента. Структура и этапы проведения эксперимента. Роль экспериментального фактора и ситуации эксперимента. Критерии и условия качества эксперимента.

Ключевые понятия: социальный эксперимент; программа эксперимент; экспериментальный фактор, экспериментальный объект, экспериментальная ситуация, экспериментатор; программа и этапы проведения эксперимента.

^

Раздел 4. Обработка и анализ социологической информации



Тема 15. Верификация социологической информации


Понятие верификации. Критерии и методы проверки достоверности собранных социологических данных. Виды контроля достоверности информации. Способы непосредственной верификации. Приемы опосредованной верификации.


Ключевые понятия: верификация информации; адекватность, надежность, валидность социологической информации; непосредственная и опосредованная верификация.


Тема 16. Методы обработки социологических данных


Понятие обработки социологических данных. Этапы обработки информации. Использование методов измерения. Виды измерительных шкал. Приемы повышения наглядности информации. Использование таблиц, диаграмм, формул. Способы ранжирования, корреляции. Факторный анализ, его применение в обработке социологической информации.


^ Ключевые понятия: обработка информации, ее этапы; методы измерения, шкалы, ряды распределения, частота; наглядность информации; таблицы, диаграммы, формулы, ранжирование, корреляция, факторный анализ.


^ Тема 17. Анализ и обобщение результатов исследования


Структура и виды социологического анализа. Виды и формы анализа, интерпретации и обобщения информации. Уровни социологического анализа. Разработка практических рекомендаций. Составление отчета о научно-исследовательской работе. Структура отчета, его основные разделы. Внедрение результатов исследования.


^ Ключевые понятия: анализ, интерпретация, обобщение информации; уровни анализа: описание, объяснение, эксперимент; выводы и практические рекомендации; отчет о социологическом исследовании; внедрение результатов исследования.

^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1 Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов.– Минск : «ТетраСистемс», 2002. – 640 с.

2 Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск : «ТетраСистемс», 2003.– 416 с.

3 Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Минск : «ТетраСистемс», 2003.– 493 с.

4 Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков.– Минск : «ТетраСистемс», 2003.– 239 с.

5 История социологии: Учеб. пособие / Под общ. Ред. А.Н. Елсукова и др.– 2-е изд. перераб. и доп. – Минск : Выш. шк., 1997.– 381 с.

6 Практикум по прикладной социологии / Под редакцией Б.В. Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечаева. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 280 с.

7 Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М. : «Прогресс», 1977. – 610 с.

8 Словарь основных понятий курса социологии / Сост. А.И. Лысюк, Г.В. Жук, М.Г. Соколовская. – Брест : Изд-во С. Лаврова, 2001.– 40 с.

9 Современная западная социология: Словарь / сост. Ю.Н. Давыдов, М.С. Ковалева, А.Ф. Фимеппов.– М. : Политиздат, 1990.– 432 с.

10 Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова.– Минск: БелЭн, 2003.– 384 с.

11 Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга.– 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Университетское, 1991.– 528 с.

12 Социология личности и воспитания. Пособие / Под ред. А.И. Шикуна. – Брест : Изд-во Брестского ун-та, 2000.– 47 с.

13 Социология. Метод. указания / сост. А.И. Шикун, С.Т. Кавецкий, Е.В. Скакун.– Брест : Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004.– 28 с.

14 Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 5-е издание / Под общ. ред. Елсукова А.Н. – Минск : «ТетраСистемс», 2004. – 544 с.

15 Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс.– 2-е изд., до. И переработ./ Ж.Т. Тощенко.– М. : Юрат, 2001.– 527 с.

16 Шикун, А.И. Введение в прикладную социологию. Пособие / А.И. Шикун. – Брест : Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2000.– 83 с.

17 Шикун, А.И. Курс лекций по социологии / А.И. Шикун.– Брест : Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004.– 161 с.

18 Шикун, А.И. Социологический практикум: Учеб. пособие / А.И. Шикун. – Минск : Амалфея, 2000. –208 с.

19 Шикун, А.И. Социология: Учеб. пособие / А.И. Шикун.– Минск : Дикта, 2005.– 280 с.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Тема 1. Функции и уровни социологического знания


1. Дайте определение социологии как науки.

2. Перечислите основные функции социологии.

3. Назовите структурные уровни общества как объекта социологической науки.

4. Укажите уровни социологического знания.

5. Какими признаками характеризуется теоретическая социология, и чем она отличается от эмпирической социологии?

6. Что такое фундаментальная и прикладная социология?

7. Приведите примеры использования прикладных социологических исследований при решении конкретных социальных проблем.


Тема 2. Возникновение и этапы развития прикладной социологии


1. Назовите социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Влияние утопического социализма и его представителя Анри Сен-Симона на возникновение социологии как науки.

3. Позитивный подход Огюста Конта к общественным наукам.

4. Дайте краткую характеристику основным этапам становления и развития социологии:

4.1. Особенности социологи XIX – начала ХХ века.

4.2. Развития социологии в середине XX века.

4.3. Специфика современной западной социологии.

5. Особенности развития социологии в России и в Беларуси на рубеже ХХ и ХХI веков.


Тема 3. Методологические подходы

к социологическому исследованию


1. Дайте сравнительную характеристику различных видов социологического исследования.

2. Назовите основные функции программы исследования.

3. Какие типы проблем исследования используются социологами в процессе исследований?

4. Уточните содержание понятий «объект и предмет исследования». Назовите основные характеристики их определяющие.

5. Что, обычно, понимается под целью и задачами исследования? Приведите примеры.

6. Какие цели, и какие задачи исследования можно сформулировать, изучая названные ниже противоречия:

6.1. Разводы в молодых семьях.

6.2. Вредные привычки школьников.

6.3. Низкая дисциплина в трудовых коллективах.

7. Проделайте эмпирическую интерпретацию понятия «досуг студента».


Тема 4. Методика и процедуры изучения социальных объектов


1. Назовите основные методы сбора социологической информации, наиболее часто используемые в прикладном исследовании?

2. Что такое выборка исследования? Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность». Приведите примеры.

3. Основные типы выборки, используемые в социологическом исследовании? Приведите примеры.

4. Что такое репрезентативность выборки и как она обеспечивается на этапе разработки программы исследования?

5. Назовите способы расчета выборки в небольших по объему исследованиях. Рассчитайте выборочную совокупность исследования проблем досуга студентов, применительно к Вашему факультету.

6. Обработка информации, ее связь со сбором и анализом информации.

7. Этапы анализа информации, их содержание и практическое назначение.


Тема 5. Организация социологического исследования


1. Какое место в разработке программы исследования отводится вопросам организации социологического исследования?

2. Как составляется стратегический план исследования, из чего он состоит, его назначение?

3. Особенности разведывательного, аналитического и экспериментального планов исследования.

4. Что такое сетевой график, его содержание и способы использования в социологическом исследовании.

5. Для чего нужен календарный план, его возможные виды.

6. Возможные ошибки в конечных результатах исследования. С чем они связаны?

7. Какие организационные мероприятия, направленные на обучение исполнителей желательно запланировать в программе исследования? Составьте возможный перечень подобных мероприятий.

Тема 6. Социологический анализ документов


1. Что такое «документ»? Основные признаки этого понятия. Назовите важнейшие функции документов.

2. Дайте классификацию документов по способам фиксации информации, происхождению, уровню официальности, срокам хранения.

3. Назовите известные Вам методы изучения документов. Какие возможны варианты их комбинирования?

4. Как можно использовать традиционный метод анализа документов в изучении содержания расписания занятий на Вашем факультете?

5. Предположим, Вы получили заказ на проведение контент-анализа газеты «Вечерний Брест». Цель исследования – добиться более точного выражения интересов читательской аудитории:

6.1. Сформулируйте задачи и гипотезы исследования.

6.3. Обоснуйте выборку исследования.

6.3. Определите единицы анализа и единицы счета.

7. Перечислите достоинства и недостатки комбинированного метода.


Тема 7. Место опроса в социологическом исследовании


1. Дайте классификацию опросов по степени формализации, целевой направленности, глубине и месту проведения.

2. Какие из видов (форм) опросов, на Ваш взгляд, наиболее часто применяются в прикладной социологии. Почему?

3. Приведите краткие примеры, характеризующие различные способы проведения социологических опросов.

4. Назовите основные критерии качества опросов. Что может способствовать повышению качества опросов?

5. Составьте примерный перечень важнейших требований, предъявляемых к анкетеру (интервьюеру)?

6. Какими знаниями и навыками должны обладать социолог, проводящий опросы?

7. Способы обучения и повышения квалификации исполнителей.


Тема 8. Особенности метода анкетных опросов


1. Специфика анкетного опроса в сравнении с другими методами сбора информации.

2. Особенности составления анкеты. Структура анкеты.

3. Назовите примеры закрытых, открытых и полузакрытых (полуоткрытых) вопросов, используемых при конструировании анкет.

4. Приведите примеры вариантов ответов разных типов, наиболее часто используемых при составлении анкет.

5. Попытайтесь составить свой вариант вопросника, ориентированного на изучение одной из актуальных проблем досуга молодежи, рассмотренных в предыдущих практических заданиях.

5.1. Сформулируйте задачи исследования, на решение которых направлен предполагаемый опрос.

5.2. Что может здесь выступать в качестве объекта и предмета исследования.

6. Какие виды опроса целесообразно использовать для изучения проблем, на решение которых ориентирована эта анкета.

7. Назовите возможные трудности, которые могут возникнуть при раздаточном, почтовом и прессовом опросах.


Тема 9. Применение метода интервьюирования


1. Классификация интервью. Приведите примеры основных видов интервью.

2. Преимущества и недостатки интервью в сравнении с другими видами опроса.

3. Назовите основные функции интервью:

3. 1. Как реализуется информативная функция интервью?

3.2. Каково назначение корректирующей функции?

3.3. Возможности использования воспитательной функции?

4. Как правильно рассчитать количество интервьюеров, необходимых в процессе исследования?

5. Какие требования предъявляются к интервьюеру?

6. Какие ошибки чаще встречаются при проведении интервью?

7. Составьте план свободного интервью по вопросам успеваемости студентов в Вашей группе.


Тема 10. Проведение экспертных опросов


1. Назовите основные виды и формы экспертных опросов.

2. Основные условия, необходимые для успешного опроса экспертов.

3. Какими критериями следует руководствоваться при определении уровня компетентности экспертов?

4. Приведите примеры возможных причин, влияющих на качество экспертных опросов.

5. Назовите способы регистрации результатов опроса. Какие из них удобнее применять в социологических исследованиях?

6. Разработайте вопросник, с целью выяснения популярности мероприятий по организации досуга среди студентов Вашего факультета.

7. Как можно использовать экспертные опросы для контроля качества социологической информации?

Тема 11. Специфика социометрического исследования


1. Назовите основные фазы социометрической опроса.

2. Перечислите основные типы социометрических критериев. Какие требования следует учитывать в формулировках критериев?

3. Укажите задачи, которые решаются на первой и второй фазе социометрического опроса.

4. Опишите процедуры третьей фазы опроса.

5. Из каких элементов состоят социометрические карточки? Их основные виды (формы).

6. Особенности четвертой фазы социометрического опроса.

7. Назовите основные виды работ, которые выполняются в пределах пятой (завершающей) фазы опроса.


Тема 12. Использование метода тестирования в социологии


1. Дайте характеристику метода тестирования, его места в социологическом исследовании.

2. В каких ситуациях рекомендуется использовать тестирование?

3. Какие условия нужно обеспечить при составлении теста? Как гарантируется надежность теста.

4. Что такое валидность. Как проводится валидизация теста?

5. Как можно проверить тест на точность?

6. В каких случаях можно и когда не рекомендуется публично обсуждать результаты тестирования?

7. С какими другими методами сбора социологической информации можно сочетать метод тестирования?


Тема 13. Возможности метода социологического наблюдения


1. Основные признаки научного наблюдения, его отличие от обыденного наблюдения?

2. Укажите преимущества метода наблюдения в сравнении с другими способами сбора социологических данных.

3. Основные недостатки наблюдения как метода сбора информации?

4. Этапы социологического наблюдения?

6. Что может выступать в качестве объекта и предмета наблюдения?

5.Составьте программу наблюдения за поведением людей на автобусной остановке в час «пик».

5.1. Сформулируйте проблему, цель, задачи и гипотезы возможного исследования.

5.2. Составьте план наблюдения, в котором оговорите единицы наблюдения и единицы счета.

5.3. Определите возможные варианты регистрации результатов наблюдения.

6. С какими методами сбора информации можно одновременно (параллельно) сочетать наблюдение в этом примере.

7. Как оформляются итоговые результаты исследования с использованием метода наблюдения?


Тема 14. Социальный эксперимент как метод сбора информации


1. Социальный эксперимент, возможности его использования в социологическом исследовании

2. Перечислите основные виды экспериментов, применяемых в социологических исследованиях.

3. Достоинства и недостатки эксперимента в сравнении с другими методами научного исследования

4. Какие требования предъявляются к социальному эксперименту? Проиллюстрируйте примерами.

5. Этапы проведения социального эксперимента:

5.1 Какие специфические вопросы нужно учесть при составлении программы эксперимента, в отличие от других методов сбора информации?

5.2. Приведите примеры типичных трудностей и ошибок, возникающих в процессе социальных экспериментов. Какими способами можно их предупредить.

5.3. Особенности третьего заключительного этапа эксперимента , в отличие от других социологических методов.

6. В каких случаях социальные эксперименты недопустимы? Приведите примеры.

7. Можно ли эксперимент совмещать с интервьюированием или с анкетным опросом? Проиллюстрируйте примерами.


Тема 15. Верификация социологической информации


1. Перечислите основные критерии достоверности информации?

2. Приведите примеры типичных ошибок, допускаемых на первых этапах исследования.

3. Как просчеты в программы исследования могут влиять в последующем на достоверность информации?

4. Назовите приемы, используемые в ходе непосредственной верификации информации.

5. Составьте примерный текст инструкции, адресованный социологу, участвующему в проведении конкретного исследования проблемы досуга студенто на Вашем факультете.

6. Какие основные формы контроля обычно применяются в социологическом исследовании?

7. Назовите приемы опосредованной верификации, на Ваш взгляд, наиболее эффективные в социологическом исследовании.


Тема 16. Методы обработки социологических данных


1. Какие задачи решаются, и какие основные приемы используются в процессе обработки социологических данных?

2. Почему социологическую информацию рекомендуется выражать в числовой форме?

3. Какого типа данные удобнее выражать в табличной форме?

4. Какие средние величины и другие, удобные для анализа значения рекомендуется вычислять на этапе обработки информации.

5. Назовите примеры возможного использования способов упорядочивания информации.

6. Проведите ранжирование отдельных видов досуга молодежи, используя в качестве критерия их популярность.

7. Понятие корреляции? Как определить ее уровень? Что такое «коэффициент корреляции»?


Тема 17. Анализ и обобщение результатов исследования


1. Какое место в социологическом исследовании занимают процедуры анализа социологической информации.

2. В каких случаях применяется эксперимент в ходе анализа исследуемых явлений и процессов?

3. Назовите основные требования, предъявляемые к отчету о научно-исследовательской работе.

4. Структура отчета о НИР. Какие основные элементы он в себя включает?

5. Представьте, что Вы составляете отчет о НИР, посвященной досугу студентов:

5. 1. Что Вы отразите в «содержании» отчета?

5. 2. На какие вопросы сделаете акцент во «введении». Почему оно необходимо перед основной частью отчета?

5. 3. Какие разделы могут быть выделены в основной части отчета о научном исследовании?

6. Чем должно завершаться социологическое исследование? При ответе учитывайте требования, предъявляемые к формулированию цели исследования.

7. Проблемы внедрения практических рекомендаций? Назовите основные трудности, типичные ошибки и способы их предупреждения.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1 Бороноев, А. О., Смирнов, П. И. О понятиях «общество» и «социальное» / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов // Социологические исследования.– 2003.– № 8.– С. 3-11.

2 Гуреев, С. В. Анализ рисунков в социологических исследованиях / С. В. Гуреев // Социологические исследования.– 2007.– № 10.– С. 132-139.

3 Данилов, А. Н., Елсуков, А. Н.Социология в Белорусском государственном университете: история и современность / А. Н. Данилов, А. Н. Елсуков // Социология.– 2001. – № 1.– С. 3-12.

4 Елсукова, Н. А. Изучение проблем ВИЧ-инфицированности населения Беларуси методами социологического анализа печатных СМИ / Н. А. Елсукова // Социология.– 2005. – № 4.– С. 67-75.

5 Злотников, А. Г. Региональная репрезентативная выборка / А.Г. Злотников // Социология.– 2003. – № 2.– С. 63-71.

6 Кечина, Е.А. Интеграция социологической и статистической информации в процессе мониторинга и оценки / Е.А. Кечина // Социология.– 2007. – № 1.– С. 88-93.

8 Коробов, В. Д. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей / В. Д. Коробов // Социологические исследования. – 2003. – № 11.– С. 102-108.

9 Кюрегян, Э. и др. Социология в странах СНГ: история, проблемы и перспективы / Э. Кюрегян и др. // Социология.– 2007.– №2.– С 37-52.

10 Лихачева, С. Н. Чернобыльская катастрофа в восприятии поколений / С. Н. Лихачева // Социология.– 2006.– №3.– С 56-62.

11 Мягков, А. Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе. (Аналитический обзор зарубежных исследований) / А.Ю. Мягков // Социологические исследования. – 1999. – № 5.– С. 58-63.

12 Огрызко-Вевюровский, Г. Версии вопроса при исследовании общественного мнения / Г. Огрызко-Вевюровский // Социологические исследования. – 2003. – № 6.– С. 96-105.

13 Паначев, В. Д. Спорт и личность / В. Д. Паначев // Социологические исследования. – 2007. – № 11.– С. 75-81.

14 Пинк, С. Интервью с видеокамерой: представление, саморепрезентация и нарратив / С. Пинк // Социологический журнал.– 2007.– №3.– С. 90-107.

15 Пирожник, И. И. и др. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? / И. И. Пирожник и др. // Социологические исследования.– 2006. – № 4.– С. 46-55.

16 Ротман, Д. Г., Тарнавский, Л. Н. Использование аналитических моделей в электоральных исследованиях / Д. Г. Ротман, Л. Н. Тарнавский // Социология. – 2001. – № 2.– С. 57-63.

17 Рубанов, А. В. Жилищная проблема в жизни современных горожан / А. В. Рубанов // Социология. – 2006. – № 2.– С. 66-75.

18 Русакевич, В. В. Информационное поле Республики Беларусь: структура, параметры и основные тенденции развития / В. В. Русакевич // Социология. – 2004. – № 4.– С. 36-44.

19 Шикун, А. И. Проблема приобщения молодежи к психоактивным средствам / А. И Шикун // Вестник Брестского госуниверситета. Серия гуманитарных и общественных наук.– 2006. – №1(25). – С. 71-78.

20 Шикун, А. И. Образ жизни и здоровье молодежи: Монография / А. И. Шикун. – Брест : Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003.– 159 с.

21 Чурилов, Н. И. Основные принципы формирования выборки в социологических и маркетинговых исследованиях / Н. И. Чурилов // Социология. – 2005. – № 3.– С. 65-77.

22 Якушева, А. А. Формирование выборки: поиски новых возможностей / А. А. Якушева // Социологические исследования.– 2007. – № 8.– С. 90-96.


Скачать 263.6 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты