Домой

Программа Государственного экзамена принята на заседании Ученого Совета факультета политологии и социологии




Скачать 205.01 Kb.
НазваниеПрограмма Государственного экзамена принята на заседании Ученого Совета факультета политологии и социологии
Дата22.01.2013
Размер205.01 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Тема 7. Глобальная система. Глобальные проблемы современности: социологический анализ.
Тема 20. Сущность трудового поведения и его формы.
Тема 23 . Брак и семья как социальные институты. 'Модели современного брака и семьи.
Тема 32. Метод опроса: история, сущность, познавательные возможности.
Тема 33. Вопрос как инструмент сбора данных: специфика, функции вопроса в социологии. Вопросник: понятие, виды, композиция, граф
Тема 36. Сущность социальных стереотипов и методы их исследования в социологии
Тема 40. Проблема взаимосвязи количественных и качественных методов в социологии.
Подобные работы:

Программа Государственного экзамена принята

на заседании Ученого Совета факультета политологии и

социологии

200- г. протокол № -


Председатель Ученого совета факультета политологии и социологии Б.Б. Багиров

Программа Государственного экзамена согласована с председателем ГАК по специальности ( направлению) «Социология»

Председатель ГАК Л.Я. Рубина


Тема 1. Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Социология в системе обществознания.

Становление социально - экономической системы отношений капитализма. Основное противоречие капитализма и его отражение в учении К. Маркса и О. Конта. Единство исторических и теоретических предпосылок и различие методологических оснований социологии. Место социологии в классификации наук О. Конта. Место социологии в отечественной и западной системе обществознания: история и современность.

Литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993. История теоретической социологии. Т.1.- М., 1998. Капитонов Э.А. История и теория социологии.- М.. 2000. Кареев Н.А. Введение в изучение социологии.- СПб.. 1903. Классическая социология Х1Х-ХХ веков; Хрестоматия.- М.. 1996. Спенсер Г. Социология как предмет изучения.- СПб.. 1S96.

Тема 2. Объект и предмет социологии. Проблема предмета и метода социологии в современной отечественной литературе.

Объект как социальная реальность и совокупность информации о современном обществе.

Предмет социологии как источник, структура и тенденции современного общества в его тотальности

Литература:

Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический проект: Екатеринбург, «Деловая книга», 2002.

Россия: трансформирующееся общество/Под ред. В. А. Ядова. - М., «Канон -Пресс-Центр». 2001.

Тема 3. Структура социологии как науки.

Наиболее актуальным основанием в рассмотрении структуры социологического знания является деление на уровни: микросоциология и макросоциология, фундаментальная социологическая наука и прикладная, общесоциологический уровень и эмпирический. Теории среднего уровня -решение проблемы противостояния теории и практики. Кризисы роста социологии и динамизм социальных систем являются детерминантами изменения структуры социологического знания. Современное состояние социологического знания: ядро, характеризующееся разнообразием методологических посылок, к которому примыкают предметные теории, специальные теории, отраслевые теории и теории, имеющие практическое приложение.

Литература:

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций; Учебное пособие.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000. Зборовский Г.Е. Общая социология; Курс лекций.-Екатеринбург, 1997, 1998. Социология./ Под ред. Г.В. Осипова.- М., 1990, 1995. Тощенко Ж.Т. Социология. «Прометей». - М., 1994.

Тема 4. Основные функции социологии.

Как общественная наука социология выполняет теоретико- познавательную и управленческую функцию. Они образовывают производные функции: мировоззренческая, просветительская, прогностическая, профилактическая, практическая и т.п. Состояние общественного сознания и поведение социальных субъектов делают востребованными и определяют изменение задач социологии в обществе. Состояние общественного сознания и поведения, а так же потребность в изучении их и в управлении ими определяет предмет исследовательских задач социологии.

Литература:

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.. Попов А.В., Самыгин С.Н. Социология: курс лекций: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, «Феннкс/>, 2000. Зборовский Г.Е. Общая социология; Курс лекций.- Екатеринбург, 1997, 1998. Социология./ Под ред. Г.В. Оснпова. - М., 1990, 1995. Тощенко Ж.Т. Социология. «Прометей». - М. 1994.

Тема 5. Общество как система. Типология социальных систем.

Системный подход к обществу в истории социологии, и современности ((Г. Спенсер. К. Маркс. Э. Дюрктейм, Г. Зиммель, Р. Парк. Т. Парсонс). Основные составляющие системы общества: индивиды, общности, группы. слои, классы, касты, сословия, организация и институты. Уровни общества: социетальный, социальный, социум. Виды социальных систем. Основные признаки общества как социальной системы - целостность, стабильность, динамизм, открытость, саморегуляция. Проблема стабильности социальной системы.

Литература:

Гидденс Э. Социология. - М.. 1999.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания./ Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. - М., 1995.

Давыдов А.А., Чураков А.И. анализ процессов "входа - выхода" в социальных системах // Социс, 1999. № 5. С. 115-117.

Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования обществ. - М., 1972.

Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. Л.А. Седова. - М.. 1998.

Садовский В.И. Основания обшей теории систем. - М., 1974. С. 102-106. Зборовский Г.Е. Общая социология; Курс лекций. - Екатеринбург, 1999. С. 233-240.

Тема 6. Дискуссия о методологии исследования социальной структуры обшества.

Понятие социальной структуры в социологической теории. Основные подходы к анализу социальной структуры. Понимание социальной структуры как модели общества. Функциональный подход к анализу социальной структуры (Т. Парсонс). Социальная структура как совокупность отношений между социальными обшностями. Типы, виды социальных структур. Проблема соотношения понятий «Социальная структура» и «социальная стратификация».

Литература:

Руткевич МП. Общество как система. - М.. 2001. Очерк 3-й -«Социальная структура».

^ Тема 7. Глобальная система. Глобальные проблемы современности: социологический анализ.

Диалектика интеграции и локализации в процессе глобализации. Экологические, демографические. социокультурные проблемы глобализирующегося общества. Россия в глобальной системе.

Литература:

Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.. «Логос», 2001. Тураев В. А. Глобальные проблемы современности; Учебное пособие. - М.. Логос, 2001.

Орлов Г. П. "Глобальная социология" в учебном спецкурсе// Социс, 2000. № 6.

Тема 8. Социальный факт как социологическая категория. Э. Дюркгейм о природе социального факта.

Социальное познание как установление социальных фактов. Обыденное и научное употребление понятия «социальный факт». Три основных вида социальных фактов. Отбор и группировка фактов. Интерпретация социального факта как сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Э. Дюркгейм о социологии как науке. изучающей социальную реальность, элементами которой являются социальные факты. Общество как совокупность социальных фактов. Определение, признаки социальных фактов в теории Дюркгейма. Факт как высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта. Основные принципы изучения социальных фактов.

Литература:

История буржуазной социологии XIX — начала XX в. - М, 1979. Гл.10. Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма: Критический анализ теоретико-методологических концепций. - М., 1979.

Тема 9. Социальная стратификация общества как проблема теоретической и эмпирической социологии.

Понятие социальной стратификации, его соотношения с понятием «социальная структура». Основные критерии стратификационных различий. Модели социальной стратификации.

Основные подходы к изучению социальной стратификации в эмпирической социологии. Проблема критериев социальных страт в эмпирической социологии.

Литература:

В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. Социальная стратификация. - М., 1995. Гидденс. Социальная стратификация и классовая структура// Социс, 1992. №2.

Тема 10. Теории элиты в истории социологической мысли. Элита российского общества.

Понятие элиты. Основные подходы к понятию элит: властные и меритократические. "правящий класс" Г. Моска. "Властвующая элита Р. Миллса. Меритократическая концепция В. Парето. Элита против "восставших масс" (Хосе Ортега-и-Гассет). Трансформация теорий элиты. Наступление технократов и интеллектуалов. Элита как "новый класс". Особенности элиты современного российского общества: пути- ее формирования, состав российской элиты, проблемы социальной консолидации, патрон - клиентные отношения.

Литература:

История теоретической социологии. - М. 1998. Т. 2. Раздел 1. Гл. 1ЧП. 6; Гл. 2 П. 2.

Тема 11. Социальная мобильность в современном обществе как проблема теоретической и эмпирической социологии.

Понятие социальной мобильности. Типы, виды и направления социальной мобильности. Роль социальной мобильности в общественной жизни. Социальная мобильность как показатель «открытости» общества.

Методы изучения социальной мобильности в эмпирической социологии. Эмпирический показатель социальной мобильности.

Литература:

Сорокин П. Социальная стратификация и социальная мобильность// Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

Социальное расслоение и социальная мобильность. /Отв. ред. 3. Т. Голенкова. - М„ 1999.

Тема 12. Понятие этноса и социально - этнической общности.

Основные подходы к интерпретации понятия этноса: инструменталистский, конструктивистский. Социобиологическое и историке - социологическое направление в подходе. Л. Гумилев и Ю. Б. Бромлей о критериях этнических различий. Понятие социально- этнической общности. Суперэтносы и субэтносы, национальные группы. Исторические формы национальных обшностей.

Литература:

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса'.- М., 1983.

Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. -Л.. 1990.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. - М., 1997.

Тема 13. Специфика и структура национальных отношении.

Национальные отношения как особый вид общественных отношений. Факторы, обуславливающие особенности национальных отношений. Форма национальных отношений, их специфика. Содержание национальных отношений, принцип их регулирования.

Литература.

И. Валлерстайн. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире -

СПб., Изд- во Университетская книга, 2001.

С. Ханингтон. Столкновение цивилизаций//Полис. 1994. № 1.

Тема 14. Политические институты. Государство в политической системе общества.

Политическая система общества: структура, функции, типология. Государство как центральный институт политической системы. Взаимодействие государства и гражданского общества. Правовое государство.

Литература:

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические

технологии. - М., 2000. Гл. 4, С. 190-201.

Карпов Л. Россия и правовое государствоУ/Свободная мысль, 1992. №9.

Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как формы политического сознания: домарксистский период.- М., 1989.

Тема 15. Современные теории социального конфликта.

Структурно - функциональная теория Л. Козера. Конфликтная парадигма современного общества Р. Дарендарфа.

Литература:

Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2000.


история,
Анцуров А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория,

библиография. - М., 1996.

Тема 16. Теория факта в прикладной социологии. Понятие социального факта и проблема его достоверности.

История термина "факта" в социологической науке. Факт как основа, фундамент социологической теории. Понятие социального факта: онтологический и логико - гносеологический аспект. Понятие "статистический факт", "социально - статистический факт", "социальный факт", "социологический факт". Описание и объяснение фактов. Общая схема включения обобщенного факта в систему социологического знания. Два аспекта достоверности факта: его истинности и обоснованности. Критерии обоснованности социального факта в науке.

Литература:

Социология. Основы общей теории; Учебник для вузов /Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвлчев - М., «Норма». 2002.

Тема 17. Аномия и девиантное поведение.

Социальные нормы: сущность, виды и функции. Аномия: причины и следствия (основные социологические версии). Девиантное и делинквентное поведение. Социология девиантного поведения. Состояние преступности в мире и в России.

Литература:

Гилинский Я.И. Криминология. - СПб., 2002.

Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. - СПб.. 2000.

Дюркгейм Э. Самоубийство. - СПб., 1998.

Тема 18. социальная экология: история и современность.

Предмет и структура социальной экологии. Этапы развития социальной экологии: история идей ( Р.Парк, В.Вернадский, Т. де Шарден, Н.Моисеев).

• Экологический кризис современности. Глобальная, национальная и региональная стратегии выхода из кризиса. Экологическое сознание и

экологическое поведение в современности. Социальная экология и

социология: единство и различие.

Литература:

Введение в социальную экологию. - М., 1991. Маркович Дж. Социальная экология. - М., 1997. Моисеев Н.Н. человек и ноосфера. - М., 1990. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1980.

Тема 19. Эволюция экологического сознания в XX веке.

Понятия «Экологическое поведение», «Экологическое сознание» и «Экологическая культура»: содержание и методологическое значение.

Типы экологического сознания в истории индустриальной цивилизации. Характер отражения современного экологического кризиса в экологическом сознании человечества. Противоречия развития экологического сознания и поведения в «богатых» и «бедных» странах.

Традиционная и альтернативная парадигмы развития экологического сознания. Экологические движения в современном мире, проблема действенности.

Литература:

Бугровский В.В. и др. Экологические корни культуры. Культура. Народ.- М.,

1996.

Селиванов А.О. Природа, история, культура. Экологические аспекты

культуры народов мира.- М.. 2000.

Яницкий О.Н. Экологическая социология. // Социология в России./ Под ред.

В. А. Ядова.- М., 2000

^ Тема 20. Сущность трудового поведения и его формы.

Трудовая деятельность и трудовое поведение. Нормативно заданная и избирательная сторона трудового поведения. Предметно-целевая направленность, глубина и перспективы трудового поведения.

Контекст трудового поведения. Методы и средства достижения результатов. Формы трудового поведения. Целевые, инновационные, адаптационно-приспособительные, церемониально-субординационные, характерологические и деструктивные формы. Деформация трудового поведения работника.

Литература:

Захаров Н.Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения. Социс,

2001. №6.

Социология труда; Учебник/ Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В.

Щербины.- М., 1993. Гл. 8.

Шаталова Н.И. Деформация трудового поведения работника. // Социс, 2001.

№11.

Тема 21. Понятие социального института, функции, типология.

Социальный институт как форма организации общественной жизни, его элементы и характерные признаки. О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М. Вебер о месте и роли социальных институтов в обществе. Идеи американских институционалистов и их значение для формирования современных социологических взглядов на социальные институты (Т. Веблен, Дж. Коммонс).

Неоинституционализм и развитие социологии сегодня (Д. Норт, Л. Тевено и др.) Основные функции социальных институтов и их типы. Основания типологии социальных институтов.

Литература:

Зборовский Г.Е. Общая социология,- Екатеринбург, 2003.

Кораблева Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи.-

Екатеринбург. 1999. Гл. 1.

Тема 22. Экономические институты. Специфика их становления в современном российском обществе. Понятие экономического института. Особенности формирования и функционирования институтов собственности, рынка и производства. Специфика социологического исследования экономических институтов. Проблемы становления института рынка в современной России. Труд как способ связи институтов собственности и производства.

Литература:

Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России: Люди и

реформы.- М., 1998.

Соколова Г.Н. Экономическая социология .- Минск, 1998.

^ Тема 23 . Брак и семья как социальные институты. 'Модели современного брака и семьи.

Социологическое определение понятий «брак» и «семья». Социальная сущность семьи. Функции и структура семейной организации. Специфика социологического подхода в исследовании семьи. Факторы, определяющие

многообразие моделей брачно-семейных отношений в современной России. Обзор и характеристика основных моделей брачно-семейной организации. Особенности функционирования неполных семей.

Литература:

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.- М., 1996.

Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей. // Социологический

журнал, 1996. №3, 4.

Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского

общества. // Социс, 2003. №7.


Тема 24. Понятие личности в социологии. Личность как объект социологического исследования

Разные подходы к определению личности. Причины различий в определениях. Различия в понятиях: человек, индивид, личность. Особенности социологического понимания, связанные с выделением роли личности в социальных взаимодействиях в малых и больших общностях. Личность как носитель, субъект и объект социальных действий.

Литература:

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, 2001.

Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984. Гл. 1.

Костюченко Л.Г. Резник Ю.М. Введение в теорию личности:

социокультурный подход. 2003. Гл. 1, Приложение 1.

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб, 2002.

Холл К.С.. Лидсней Г. Теория личности. - М., 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности основные положения, исследования и

применение. - СПб, 1997.


Тема 25. Проблема измерения в социологическом исследовании. Типы шкал.

Основные аспекты проблемы измерения в социологии. Дескриптивная

и репрезентативная теории измерения. Формальная теория измерения. Понятие шкалы. Шкальный тип. Основные типы шкал. Номинальный уровень измерения. Порядковый уровень измерения. Интервальный уровень измерения. Пропорциональный уровень измерения. Допустимые преобразования шкалы. Шкалирование. Основное (первичное) и производное измерение.

Литература:

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.; Учебное пособие.-

2-е изд., исп.- М., Книжный дом «Университет», 2002. Гл. 5, С. 138-142.

Осипов Г.В., Андреев В.П. Методы измерения в социологии. - М., 1977. Гл.

1,3.

Рабочая книга социолога. - М.,1983.


Тема 26. Количественные методы анализа социологических данных и основные принципы их применения

Организация количественных социологических данных: методы сбора количественной информации, процедуры измерения, организация матрицы исходных данных, основные понятия количественного анализа. Классификация методов количественного анализа: > Процедуры описательной статистики > Методы исследования социальных взаимосвязей

(корреляционный, регрессионный, детерминационный, факторный анализ) > Методы многомерной классификации (кластерный и

дискриминантный анализ) > Методы разработки социальных типологий. Краткая характеристика методов количественного анализа:

> Основные задачи, решаемые при помощи данного метода:

> Характеристика исходных данных:

> Основные процедуры;

> Характер результатов и принципы их интерпретации;

> Основные ограничения.

> Программное обеспечение

Литература:

Математические методы анализа и интерпретации социологических

данных. - М., 1989.

Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в

социологических исследованиях. - Киев, 1986.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М., «Nota Bene».

1999.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. - М., 2000.

Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных.-

М., Наука, 1991.


Тема 27. Основные понятия теории выборки. Типы выборочных процедур.

Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность

выборки. Случайные и систематические ошибки выборки. Процедура ремонта выборки.

Случайные и неслучайные типы отбора. Простая и систематическая выборка. Гнездовая и стратифицированная выборка. Квотная выборка. Одноступенчатый и многоступенчатый отбор. Литература:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.,

1995. Гл. 2,3.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.; Учебное пособие.-

2-е изд., исп.- М.: Книжный дом «Университет», 2002. Гл. 7.

Рабочая книга социолога. - М.,1983.


Тема 28. Метод социологического наблюдения. История, познавательные возможности, техники.

Познавательные возможности и ограничения использования метода

наблюдения.

Основные этапы становления метода наблюдения в социологии.

Виды социологического наблюдения. Преимущества и недостатки техники

включенного и невключенного, структурированного и неструктурированного

наблюдения.

Литература:

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. - М.,1990.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования, - Екатеринбург,Изд-во Уральского университета. 1998.

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подход. - Самара, 2002.

Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. - М., УРСС. 2001.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., «Добросвет»,1998.

Тема 29. Методы анализа документов в социологическом исследовании: классификация, познавательные возможности и направления использования.

Документ как объект социологического исследования.

Традиционный и формализованный анализ документов: возможности и

ограничения, традиционные направления исследований.

Характеристика видов и методических особенностей традиционного анализа

документов: опрос текста, дискурс-анализ.

Характеристика видов и методических особенностей формализованного

анализа документ )в: информационно-целевой анализ , контент-анализ.

Литература:

Методы сбора информации в социологических исследованиях./Ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М., Кн. 2, - М., Наука, 1990. Электоральные социологические исследования. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 2002.

Готлиб А. Введение в социологическое исследование. - Самара, Самарский университет, 2002


Тема 30. Контент-анализ документов как исследовательская техника в социологическим исследовании.

Качественно-количественная природа метода контент-анализа документальных источников. Возможности и ограничения метода. Традиционные направления использования контент-анализа документальных источников. Процедура контент-анализа (методическая документация, организация работы кодировщиков, особенности формирования выборки документальных источников). Проблемы надеж! ости результатов контент-анализа.


Литература:

Богомолова Н.Н., >Стефаненко Т.Г, Контент-анализ. - М.. МГУ, 1992. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой хоммуникации. - М., Научный мир, 2001. Таршис Е.Я. Перс юктивы развития метода контент-анализа. Социология: Мето юлогия. методы, математические модели. 2002, №15. С.71-93.


Тема 31. Meтоды сбора социологической информации как коммуникация.

Основные субъекты социологического исследования: пользователи, исполнители, инф ^рманты (респонденты, участники наблюдаемой ситуации, авторы текстов) и их роль в процессе получения эмпирической информации. Прямые и опосредованные; нейтральные и активные способы коммуникации

в процессе сбора информации. Коммуникация между интервьюером и респондентом как серия переходов: операционального, интерпретативного, коммуникативного, когнитивного (транзитивная схема процедуры опроса).

Литература:

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. - М.,1989.

Маслова О.М. Услышать и понять партнера по социальному процессу// Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М.: «Логос», 1999.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии./ Пер. с нем. - изд-е 2-ое. М., «Ава-экстра», 1993.

Садмен С., Брэдбэрн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях/ Пер. с англ.

Д.М.Рогозина, М.В.Рассохиной. - М., Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.


^ Тема 32. Метод опроса: история, сущность, познавательные возможности.

Развитие вопросно-ответной процедуры в контексте на\~чного знания (философия, логика, статистика, психология) и в различных видах практической профессиональной деятельности. Этапы становления опроса как метода социального исследования, их особенности. Сущностные характеристики метода. Особенности, преимущества и недостатки метода социологического опроса.

Литература:

Методы сбора информации в социологических исследованиях./ Ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М., Кн. 1. - М., Наука, 1990.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии./ Пер. с нем.-изд-е2-ое, М., «Ава-экстра», 1993.

Садмен С., Брэдбэрн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях/ Пер. с англ.

Д.М.Рогозина, М.В.Рассохиной. М., Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.


^ Тема 33. Вопрос как инструмент сбора данных: специфика, функции вопроса в социологии. Вопросник: понятие, виды, композиция, графика.

Программный и инструментальные вопросы в социологическом исследовании. Специфика и структура социологического вопроса. Основные концепции вопроса. Индикаторная, коммуникативная, измерительная функции вопроса, источники возможных ошибок разработки вопроса, связанные с реализацией функции, средства и способы предупреждения ошибок. Понятие социологического вопросника (Я.Лютынский). Анкета, бланк интервью, гайд (путеводитель) интервью: спецификация

инструментария. Композиция опросника: структура вопросника, его макро и микро планирование. Технический аппарат анкеты, ее графика.

Литература:

Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования. // Социс, 1990. № 1.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. /Ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М., Кн. 1, - М, Наука, 1990.

Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента.- М.,Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

Садмен С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ. - М., Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.


Тема 34. Прикладная социология: предметная область и методы исследования

Причины появления прикладной социологии. Объект и предмет прикладной социологии. Различные трактовки предмета прикладной социологии. Основные методы в качественных и количественных исследованиях.

Литература:

Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. - М., 2003. Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Минск, 1979.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.. 1998.


Тема 35. Социолог и респондент: особенности процесса общения. Интервьюер и респондент как источник ошибок.

Социологический опрос как форма «неестественного» общения. Специфика и ' основные правила поведения интервьюера в процессе установления контакта с респондентом, ведения и завершения интервью. Влияние личностных качеств интервьюеров, их установок в отношении исследования, ответов респондента, правильности отбора респондента и выбора ситуации интервью на качество получаемой информации. Мотивы респондентов на участие в исследовании. Действие факторов интервью на возникновение ситуативной лжи. Стратегии проявления ситуативной лжи респондентов. Методы измерения искренности.

Литература:

Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. - М., 1989.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии./ Пер. с нем.- изд-е второе. - М., «Ава-экстра», 1993.

Квале С. Исследовательское интервью. - М., «Смысл», 2003.

Садмен С., Брэдбэрн П., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы:применение когнитивного анализа в массовых обследованиях/ Пер. с англ.Д.М.Рогозина, М.В.Рассохиной. - М., Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.


^ Тема 36. Сущность социальных стереотипов и методы их исследования в социологии

Сущность стереотипов и поведения, причины их появления, роль в жизнедеятельности человека. Взаимосвязь природного и социального в стереотипах. Познавательные возможности, заключенные в социологическом изучении стереотипов. Основные методы социологического исследования стереотипов и содержательные особенности каждого из них. Примеры изучения стереотипов сознания малых и больших общностей.

Литература:

Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании. - М., 1988. Меренков А.В. Социология стереотипов. - Екатеринбург, 2001. Московичи С. Век толп. - М., L997.

Софронеев Л.Г. Апология стереотипа // Логос, культура, цивилизация, -Якутск, 1993.


Тема 37. Противоречивость развития современной семьи в рамках социологических исследований.

Многообразие подходов к изучению современной семьи. Основные тенденции трансформации современной семьи. Альтернативные формы семейной организации. Основные проблемы современной семьи. Ценность семьи в представлении современного человека. Эмпирические исследования изменения тендерных ролей, семейных взаимоотношений, современного семейного воспитания.

Литература:

Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов); Учебное пособие для вузов. - М.. 1998.

Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал, 1996. №3,4. •

Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс. 1995.№10.

Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс, 2003. №7.

Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // Социс, 2003. №11.


Тема 38. Сущность развития и саморазвития личности. Проблемы социологического изучения развития личности

Качественные характеристики развития личности. Развитие как смена качественных состояний во взаимодействии личности с обществом. Особенности саморазвития. Основные механизмы этого процесса.

Особенности социологического изучения развития и саморазвития личности в филогенезе и онтогенезе.

Литература:

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М, 1984. Гл. 1.

Костюченко Л.Г. Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. 2003. Гл. 1, Приложение 1.

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб, 2002.

Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. - Екатеринбург, 2001. Гл.2,3,4.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. - СПб, 1997.


Тема 39. Биографический метод: сущность, этапы, возможности и ограничения.

Определение биографического метода и его основных понятий. Этапы развития: характеристика, методологические принципы, разработанные на каждом из этапов. Познавательные возможности и ограничения биографического метода. Специфика современных исследований с использованием биографического метода, примеры.

Литература:

Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность).: Курс лекций. - Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. Разд. II. Гл. IV. Уильям Томас и Флориан Знанецкий: методологические ориентации Чикагской школы. С.50-62.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.; Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург, изд-во Уральского ун-та, 1998, Гл.З. Биографический метод.

Биографический метод в социологии: история, методология и практика / Ред.коллегия: Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. М.: Институт социологии РАН, 1994.


^ Тема 40. Проблема взаимосвязи количественных и качественных методов в социологии.

Точки зрения на возможности взаимосвязи количественных и качественных методов. Теоретические и методологические предпосылки проблематики взаимосвязи. Сравнительная характеристика количественного и качественного подходов. Примеры решения вопроса о взаимосвязи количественных и качественных методов в конкретных исследованиях.

Литература:

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии" // Социологический журнал. 1994. № 2. С.28-42.

Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива (1963).-М., «Аспект Пресс», 1996.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М., «Добросвет», 1998.

Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов //Социология. - М., 1995. № 5, 6. С. 16-27.

Скачать 205.01 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты