Домой

Условия возникновения и становления опыта




Скачать 235.18 Kb.
НазваниеУсловия возникновения и становления опыта
Дата22.01.2013
Размер235.18 Kb.
ТипДокументы
Содержание
II. Актуальность проблемы педагогического опыта.
Подобные работы:


Отдел образования администрации Ивнянского района

методический кабинет


«Мониторинг качества образовательной системы школы»


Автор опыта: Билецкой Татьяны Дмитриевны директора МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р. Абросимова»


п. Ивня

2004 г.


Содержание:


  1. Условия возникновения и становления опыта ……………. 3

  2. Актуальность проблемы педагогического опыта ………… 5

  3. Теоретическая база опыта ………………………………….. 7

  4. Технология опыта …………………………………………... 8

  5. Результаты мониторинга образовательной системы школы

как основа целевой линии ее развития ……………………. 14

  1. Библиографический список ………………………………... 15

  2. Рецензия на опыт работы …………………………………... 16

  3. Приложения к опыту ………………………………………... 18


Приложение:


  1. Приложение №1 – Программа контрольно-диагностической деятельности администрации школы.

  2. Приложение №2 – Контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная деятельность администрации школы.

  3. Приложение №3 – Мониторинг качества учебного процесса, степени обученности по предметам в 2003 – 2004 учебном году.

  4. Приложение №4 – Карта успеваемости учащихся.

  5. Приложение №5 – Графический контроль.

  6. Приложение №6 – Анкетирование учащихся.

  7. Приложение №7 – Входной контроль.

  8. Приложение №8 – Промежуточный и итоговый контроль.

  9. Приложение №9 – Мониторинг здоровья и здорового образа жизни.

  10. Приложение №10 – Программа здоровый образ жизни.

  11. Приложение №11 – Мониторинг уровня воспитанности и системы воспитательной работы.

  12. Приложение №12 – Мониторинг развития педагогического коллектива.

  13. Приложение №13 – Анализ количественного и качественного состава учителей.

  14. Приложение №14 – Оценка профессионального уровня знаний, умений и продуктивности управленческой деятельности.

  15. Приложение №15 – Мониторинг работы школы, семьей, общественностью.

  16. Приложение №16 – Мониторинг материально-технического и финансового обеспечения.




  1. Условия возникновения и становления опыта.


Создание системы педагогического мониторинга является одной из важнейших задач школы. В той или иной мере мониторинг в системе школьного образования существовал всегда. Это и контрольные срезы знаний учащихся и экзамены, и инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга недостаточно эффективны и имеют ряд серьезных недостатков:

    • контроль за состоянием обучения носит нерегулярный, эпизодический характер. Методики не ориентированы на перманентность применения, поэтому невозможно проследить динамику тех или иных изменений в образовательном процессе;

    • основная направленность – на итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования знаний, умений и навыков остается вне поля зрения педагогов;

    • недостаточная информативность, поскольку при анализе результатов используются бальные отметки, что не позволяет выяснить в какой мере усвоено учащимися содержание учебного курса.

Вышеизложенные недостатки определяют главную проблему – отсутствие, по существу, управленческих диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных пробелов в знаниях учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на процессы обучения и воспитания обучающихся. Поэтому создание и налаживание функционирования системы непрерывного изучения результативности образовательно-воспитательного процесса становится важнейшей задачей управленческой деятельности учреждений образования.

Анализ практики работы нашей школы позволил нам сформулировать проблему опыта: «Мониторинг качества образовательной системы школы». Решение данной проблемы определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества и самоопределяющейся личностью, с одной стороны, и недостаточностью теоретической и практической разработок педагогических основ управления школой, с другой.

В целях формирования целостной системы информационно-аналитической деятельности при администрации школы в начале 2002/2003 учебного года была создана контрольно-диагностическая служба, основной задачей которой стало оценивание и прогнозирование развития школьной образовательной системы. В качестве основных компонентов были выбраны следующие:

    • качество управления;

    • качество содержания образования;

    • качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;

    • физическое и психическое здоровье обучающихся;

    • качество подготовки педагогического персонала;

    • развитие личности обучающихся на основе интеграции процессов обучения и воспитания.

Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.


^ II. Актуальность проблемы педагогического опыта.


Автор концепции «постоянного улучшения качества» Эдвардс Деминг считал, что только 15 % отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а 85 % дефектов определяется недостатками управления.

Исходя из тенденций развития современного образования, особую значимость приобретает проблема качества образования, которая во многом в свою очередь детерминирована качеством управления.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся. Оценке качества подготовки школьников служит мониторинг.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.

Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.

Систематический контроль качества учебно-воспитательного процесса является одной из основных составляющих управления школой. Поэтому внимание администрации школы к управленческим технологиям, системе мониторинга во многом определяется не столько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса.

Предлагаемый вариант мониторинга разработан и служит прежде всего задачам решения проблемы качества образования. Для нас эта работа, кроме вышеуказанной цели, была возможностью обозначить имеющиеся у нас представления о качестве образования, выделить приоритетные образовательные ценности, предложить модель оценки деятельности современной школы.

При разработке программы мониторинга творческая группа столкнулась со следующими проблемами:

1. Проблема отсутствия в современной психологии и педагогике емких замеров обученности, развитости и воспитанности личности ребенка. Отсюда проблема отбора и минимизации показателей мониторинга.

2. Проблема, связанная с затруднениями в анализе полученных данных, возникающими из-за отсутствия каких-либо норм, стандартов, среднестатистических показателей оценки состояния образовательных систем.

Создавая мониторинг своей школы, мы, так или иначе, решали указанные проблемы и формировали собственное представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования.


  1. Теоретическая база опыта.


Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. Важно подчеркнуть, что объекты мониторинга должны совпадать с объектами управления. Это позволяет обеспечить информационные потребности управления и избежать сбора информации «на всякий случай» (А.И. Севрук, С.А. Юнина).

«В настоящее время мониторинг в образовании нуждается не только в теоретическом обосновании, но и в разработке конкретных педагогических технологий его реализации»(В.Г.Горб). Идея мониторинга активно разрабатывается многими учеными – А.С. Белкиным, В.Д. Жаворонковым, В.А. Кальней, А.А. Орловым и другими.

Один из основоположников данной идеи А.С. Белкин определил мониторинг как «процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения».

А.И. Майоров дает определение «педагогического мониторинга» как «такую форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития».

Однако в школьной практике мониторинг рассматривается, как правило, не с позиций целей, общих принципов, содержания, методов и средств управления, а всего лишь как форма получения, передачи и накопления информации. Все это затрудняет отслеживание качества преподавания, воспитания, методической работы, повышение квалификации и других видов педагогической деятельности.

Вместе с тем органическая связь мониторинга с другими функциями управления очевидна и проявляется в том, что каждая функция управления выступает как отправная точка мониторинга, что позволяет проводить систематический анализ различных аспектов жизнедеятельности школы в целях создания оптимальных условий для функционирования и развития педагогической системы.

  1. Технология опыта.


Важнейшим условием повышения эффективности управления педагогической системой является систематический анализ объективных данных о состоянии и результативности образовательно-воспитательной деятельности. Известно, что без осуществления постоянной обратной связи процесс управления малоэффективен, уровень объективности принимаемых решений недостаточно высок, а реализация ряда управленческих задач крайне затруднена. Поэтому создание системы педагогического мониторинга является одной из наиболее важных задач школы.

С 2002 года, созданная при администрации школы контрольно-диагностическая служба работает над созданием банка данных об эффективности и действенности внутришкольного управления по следующим направлениям:

  • состояние и результативность методической работы;

  • качество преподавания и организация процесса обучения;

  • состояние воспитательной работы, работы с родителями и взаимодействие с внешней средой;

  • физическое воспитание и здоровье обучающихся;

  • посещаемость обучающихся;

  • уровень развития обучающихся;

  • состояние успеваемости, качества знаний, умений и навыков школьников.

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке Программы развития школы, составлении учебного плана, выборе проблемы школы, постановке задач учебно-воспитательной работы.

Мониторинговая карта школы имеет 6 объектов:

  • учащиеся;

  • учителя;

  • родители;

  • администрация;

  • материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса;

  • социум микрорайона.

В целях получения целостного представления о качестве учебно-воспитательного процесса нами разработана Программа контрольно-диагностической деятельности, которая включает следующие основные критерии оценки деятельности школы:

  • результаты образования;

  • качество образовательного процесса;

  • обученность школьников;

  • обучаемость школьников;

  • характеристика обучающихся;

  • кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса;

  • семья и школа;

  • материально-техническое обеспечение;

  • противопожарная безопасность;

  • благоустройство территории;

  • социальная карта микрорайона.

Такой комплексный подход к изучению результативности работы школы дает возможность администрации целенаправленно осуществлять управленческую деятельность в различных видах контроля.

(Приложение №1, №2)

Возможности педагогического мониторинга, как системы слежения за успешностью процесса обучения и воспитания учащихся, основаны на способах исследования существующей действительности и опираются на методы наблюдения, изучения опыта работы педагогов, школьной документации, тестирования, анкетирования, беседы и т.д.

Проблема, над которой работает наша школа, звучит так «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Важнейшим условием ее реализации являются результаты учебной деятельности школьников. Анализ успеваемости учащихся, уровень их обучаемости и обученности осуществляется на основе информации, которая обрабатывается, как в целом по школе, так и по каждому классу в отдельности (Приложение №3).

С картой успеваемости (Приложение №4) учащихся проводится работа на совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений, родительских и ученических собраниях. Учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность по выявлению пробелов в их знаниях, корректировке учебно-воспитательного процесса, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся:

  • устный контроль;

  • письменный контроль;

  • графический контроль;

  • тестовый контроль;

  • анкетирование и т.д. (Приложение №5, №6).

Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических консилиумах, родительских собраниях, классных часах. Приведу некоторые примеры. Сравнительные данные о результатах обучения учащихся в отдельных классах позволяют видеть динамику их развития. Так, в 4-х, 9-х, 11-х классах за последние 2 года наблюдалась тенденция повышения качества знаний по математике и общественным дисциплинам. Степень обученности в выпускных классах повысилась по биологии и географии; по многим предметам она остается стабильной на протяжении ряда лет. В 7-х, 6-х, 5-х классах возросло качество знаний учащихся по русскому языку и литературе и английскому языку, а степень обученности выросла по истории. Вместе с тем были выявлены проблемы, над которыми мы продолжаем работать:

  • слабой остается целенаправленность педагогического коллектива на индивидуализацию обучения;

  • недостаточное внимание уделяется использованию проблемно-поисковых методов на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;

  • не в полной мере используются инновационные технологии,

  • заслуживает более пристального внимания организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися,

  • большой проблемой остаётся сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.

В своей практической деятельности мы используем различные виды контроля: входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в конце сентября - начале октября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю:

  • выбрать адекватную методику обучения;

  • сформировать мотивацию учащихся;

  • назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся;

  • провести коррекцию учебного графика (Приложение №7).

Целью проведения промежуточного контроля качества знаний учащихся является оценка успешности продвижения школьников в предметной области. На это этапе в школе ведется активная аналитическая работа по сопоставлению реально достигнутых результатов с исходно запланированными. При этом педагоги получают возможность оценить правильность выбранных методик и технологий обучения и скорректировать свою деятельность, направляя усилия на устранение выявленных недочетов.

Итоговый контроль дает возможность учителю проанализировать результаты обучения и успешность освоения учащимися программного материала, а так же оценить свои профессиональные действия на завершающемся этапе обучения (Приложение №8).

Несомненно, что педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности школьника, что крайне необходимо для любого учебного заведения. В этих целях нами осуществляется мониторинг физической подготовленности, состояния здоровья учащихся, а так же их отношение к школе (Приложение №9).

Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а в следствие специально организованный системы развития внутреннего потенциала школьника. Нами разработана программа «Здоровый образ жизни», которая предусматривает профилактическую работу по следующим направлениям:

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

  • вовлечение всех учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность;

  • популяризация преимуществ здорового образа жизни;

  • формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни (Приложение №10).

При изучении отношения учащихся к вредным привычкам нам удалось выяснить:

  • наркотики пробовали – 0%;

  • алкоголь употребляли эпизодически –10%;

  • курят эпизодически –15%.

На основании полученных результатов была проведена коррекция педагогических действий.

Уровень воспитанности учащихся рассматривается нами как сформированность отношения школьника к учебе, природе, обществу, людям и к себе. Задачами мониторинга в этом направлении является оценка выявления тенденции в развитии воспитательного процесса, планирование управленческих решений и составлении программы регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся (Приложение №11).

Работа с педагогическими кадрами, кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – важнейшая составляющая система управления школой. Одним из направлений в работе с педагогическими кадрами является процесс оценивание результатов труда учителя. Анализ деятельности учителя осуществляется нами по пяти направлениям:

1 – количественный и качественный состав педагогического коллектива;

2 – удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью;

3 – мотивация учителя на профессиональную самоотдачу;

4 – выявления методических затруднений учителя;

5 – рейтинг учителя.

Анализ количественного и качественного состава учителей осуществляется в виде таблиц, диаграмм, графиков. На основе полученной информации проводится анализ педагогической деятельности и корректировка учебно-воспитательного процесса (Приложение №13).

Для выявления удовлетворенности учителя профессиональной деятельностью используются различные анкеты (Приложение №12). В текущем учебном году степень удовлетворенности составила 82%, что считается хорошим показателем. Менее всего учителя удовлетворены:

  • размером заработной платы;

  • слабой обеспеченностью материально-технической базы учебно-воспитательного процесса;

Мотивация учителя на профессиональную самоотдачу оценивается по следующим показателям:

  • участие в исследовательской деятельности;

  • конкурсах профессионального мастерства;

  • работа творческих групп, школ передового опыта и т.д. (Приложение №12).

Анализ показывает, что за последние 3 года учителя нашей школы принимали активное участие в работе районной творческой группы «Работа с одарёнными детьми», в районных конкурсах «Самый классный» (конкурс классных руководителей, лауреат), «Учитель года» (II место – учитель физкультуры), «Вожатая года» (III место), в районном семинаре на базе школы по теме «Из опыта создания целевых комплексных программ», в областном семинаре на базе школы по теме «Мониторинг качества знаний», участие в 18, 19 Всероссийских научных конференциях «Юность, наука, культура» (диплом лауреата), принимали делегацию директоров из Белгородского района и делились опытом создания воспитательной системы.

Уровень методических затруднений учителей выявляется с помощью диагностических карт. На их основе составляется план методической работы школы, график взаимопосещений уроков, планируется оказание адресной методической помощи (Приложение №12).

Анализ полученной информации о работе с педагогическими кадрами дает возможность администрации разработать рекомендации по работе с классом и индивидуальной работе с учащимися.

Таким образом, анализ результатов обучения учащихся, так же как анализ действий учителя позволяют обеспечить свободу творчества педагога, постоянный рост профессионального мастерства, оценить с помощью диагностической информации способность учителя и учащихся к саморазвитию, а также создать необходимые для этого условия.

Важнейшим объектом мониторинга в нашей школе является администрация. Исследование по оценке профессионального уровня знаний, умений и продуктивности управленческой деятельности проводятся нами один раз в год на основе различных анкет. Например, «Оценка профессионального уровня знаний, умений и продуктивности управленческой деятельности», «Оценка и самооценка сформированности умений управления школой», «Оценка и самооценка результативности управленческой деятельности» (Приложение №14).

Вся диагностическая информация достоверна и доступна всем участникам учебного процесса.

В кабинете пединформации имеются папки – накопители, где собран материал за последние 3 года:

  • сводные данные по школе о результатах «нулевых», «промежуточных», «итоговых» работ;

  • сравнительный анализ показателей продвижения классов в процессе обучения;

  • сравнительный анализ предыдущего года обучения с текущим;

  • листы контроля успеваемости учащихся по предмету;

  • использование инновационных технологий;

  • мониторинг качества знаний учащихся;

  • обобщение передового педагогического опыта;

  • диагностика успешности учителя и др.

В системе управления школой объекты «Родители» и «Социум микрорайона» тесно взаимосвязаны, поэтому анализ педагогической деятельности целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

  • социологическое исследование социального состава семьи (Приложение №15);

  • исследование «Моя семья» (Приложение №15);

  • социальная карта микрорайона, которая включает в себя детские внешкольные, культурные, медицинские и другие учреждения, а также зоны риска, где бывают наши дети.

Анализ исследования «Моя семья» показывает следующее:

По социальному статусу:

47 % - рабочие;

1 % - пенсионеры;

19 % - служащие;

7% - предприниматели;

26% - неработающие

По образовательному уровню:

высшее - 15%,

среднее специальное - 40%,

среднее - 45%.

Полных семей – 53%

Семей группы риска – 14%

В целях снижения негативного влияния некоторых объектов на наших учащихся педагогическим коллективом проводится постоянная профилактическая работа с детьми, родителями учащихся, осуществляется диагностика занятости школьников, особенно детей группы риска (Приложение №11).

Что касается объекта «Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса» необходимо отметить актуальность этой работы для школы в связи с удорожанием учебно-методической литературы и появлениям большого количества альтернативных учебников. Мониторинг материально-технического и методического обеспечения включает в себя уровень обеспеченности учащихся учебниками, оснащение учебных техническими средствами обучением учебным оборудованием, оснащение библиотеки программной, справочной и энциклопедической литературой (Приложение №16).


  1. Результаты мониторинга образовательной системы школы как основа целевой линии ее развития.


Контрольно-диагностическая деятельность администрации школы позволила выявить состояние школьной педагогической системы и определить основные направления преобразований, базирующихся на следующих управленческих технологиях:

    • получение объективной информации о содержании образования в школе;

    • установление степени соответствия фактического состояния педагогического процесса планируемому;

    • выработка системы прогнозируемых изменений в педагогической системе, предупреждающих развитие в ней негативных явлений.

На основе совокупности выявленных исследовательским путем проблем, актуальных для целенаправленного развития школы, сформирован целый ряд стратегических задач внутришкольной управленческой деятельности:

  • совершенствование научно-методического обеспечения диагностики изучения личности школьника;

  • обеспечение максимального соответствия содержания школьного образования образовательным запросам и возможностям учащихся и их родителей;

  • совершенствование мотивации деятельности педагогического коллектива на достижение качественного уровня образования;

  • совершенствование внутришкольной управленческой деятельности по развитию и реализации педагогического потенциала внешней социокультурной среды школы как воспитательной системы;

  • совершенствование работы педагогического коллектива по созданию условий для самоопределения и самореализации учащихся и подготовки их к дальнейшему послешкольному образованию и развитию.

Решение данных задач определило требования к учебно-воспитательному процессу, в рамках которого осуществляется обучение и воспитание учащихся. Администрация школы проводит мониторинг, координирует и регулирует образовательно-воспитательный процесс и усилия учителей, обеспечивая их соответствующей информацией и создавая условия для эффективного обучения и воспитания учащихся и профессионального роста самого учителя.

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных факторов повышения эффективности управления школой.

И сегодня у нас есть все основания для его дальнейшего развития.

Библиографический список.


      1. Третьяков П.И. Технологии управления образованием.

      2. Галеева Н.Л. Результаты личностно-ориентированного образования.

      3. Кишеев В.А. Управление качеством образования.

      4. А.И. Севрук, Е.А. Юнина Мониторинг качества преподавания в школе.

      5. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управлением развитием школы.

      6. Диагностика и мониторинг в управлении образовательным процессом: Методическое пособие. Под ред. Т.Ф. Есенковой, С.Н. Митина, В.В. Елисеева. Ульяновск, ИПК ПРО, 1997г.

      7. Зверева В.И. Самоаттестация школы. М., Педагогический поиск, 1999г.

      8. Елисеев В.В. Мониторинг итогов работы школы и условий их достижения. Ульяновск, ИПК ПРО, 2001г.

      9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., Педагогический поиск, 2001г.

      10. Елисеев В.В. Технология контроля учебно-воспитательного процесса в школе. Ульяновск, ИПК ПРО, 1999г.

      11. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы. Пособие для методистов, завучей и директоров школ. М., Педагогический поиск, 2000г.

      12. Третьяков П.И. Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. М., Новая школа, 1997г.

      13. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и мониторинг, 2001.

      14. Рыжаков М.В. О качестве образования: постановка вопроса / Научно-практические аспекты оценки качества в образовании: (материалы к научно-практической конференции "Качество образования: поиски и подходы"). Сост.: С.С. Кравцов, Г.И. Алексеева, С.М. Бразгалова. Под ред. М.В. Рыжакова - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2001.

      15. Макарова Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг, 2001.

      16. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверка гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2001.

      17. Журналы «Директор школы» 1999г.

      18. Журналы «Стандарты и мониторинг в образовании» 2001 – 2003 гг.

      19. Журналы «Завуч», 1998 – 2003 гг.

Рецензия

на актуальный педагогический опыт директора МОУ «Верхопенская средняя школа имени М.Р. Абросимова» Ивнянского района Билецкой Татьяны Дмитриевны по проблеме: «Мониторинг качества образовательной системы школы».


Актуальный педагогический опыт работы директора МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р.Абросимова» Билецкой Татьяны Дмитриевны по данной проблеме обобщен и представлен методическим кабинетом (заведующая - Стародубцева Е.К.) отдела образования Ивнянского района.

Актуальность опыта и его значение для совершенствования педагогической, управленческой деятельности заключается в том, что мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.

Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Вместе с тем, «в настоящее время мониторинг в образовании нуждается не только в теоретическом обосновании, но и в разработке конкретных педагогических технологий его реализации» (В.А.Горб). Идея мониторинга активно разрабатывается многими учеными - А.С.Белкиным, А.И.Майоровым, В.Д.Жаворонковым, В.А.Кальней, А.А.Орловым и другими. А И Майоров дает определение «педагогического мониторинга» как «такую форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития».

Новизна данного опыта заключается в получении целостного представления о качестве учебно-воспитательного процесса на основе комплексного подхода к изучению результативности работы школы. В этих целях администрацией разработана Программа контрольно-диагностической деятельности школы. Уровень новизны данного опыта можно определить как творческий, т.к. Программа контрольно-диагностической деятельности является творческим документом, позволяющим проводить систематический анализ различных аспектов жизнедеятельности школы в целях создания оптимальных условий для функционирования и развития педагогической системы.

Качество обобщения опыта, фактических материалов к нему соответствует критериям актуального педагогического опыта. В нем представлены такие разделы, как «Условия возникновения и становления опыта», «Актуальность проблемы педагогического опыта», «Теоретическая база опыта», «Технология опыта», «Результаты мониторинга образовательной системы школы как основа целевой линии ее развития».

В опыте содержится большое количество приложений по различным направлениям управленческой деятельности, которые включают в себя, в частности. Программу контрольно-диагностической деятельности, различные диагностические карты, анкеты, таблицы, диаграммы, графики и т.д., анализ которых способствует повышению эффективности управления школой.

Оценивание и прогнозирование развития школьной образовательной системы на основе мониторинговых исследований является одной из основных составляющих управления школой любого типа. Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатами обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.

Предлагаемый вариант мониторинга разработан и служит прежде всего задачам решения проблемы качества образования. Для администрации Верхопенской средней школы эта работа, кроме решения вышеуказанной проблемы, дает возможность выделить приоритетные образовательные ценности, предложить модель оценки деятельности современной школы. В целях пропаганды и внедрения опыта работы школы по оценке состояния и результативности образовательно-воспитательной деятельности в феврале 2003 года на базе школы был проведен семинар руководителей школ района по проблеме: «Мониторинг качества образовательной системы современной школы». Кроме этого, администрацией школы были разработаны методические рекомендации в помощь руководителям школ по данной проблеме.

Опыт работы директора Верхопенской средней школы Билецкой Т.Д. целенаправленно внедряют в практику своей работы руководители ряда учреждений образования района. В частности, администрация Песчанской (директор Махова Г.Е.) и Ивнянской № 2 (зам. директора по учебно-воспитательной работе Ковалева А.В.) средних школ осуществляют внутришкольную управленческую деятельность на основе систематического анализа данных о состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса.

Методический кабинет отдела образования Ивнянского района считает целесообразным внесение опыта работы директора Верхопенской средней школы Билецкой Т.Д. по проблеме: «Мониторинг качества образовательной системы школы» в областную базу данных актуального педагогического опыта, т.к. в условиях модернизации образования возрастает внимание педагогов, ученых, руководителей разного уровня к качеству и управлению качеством образования на основе мониторинговых исследований.


Заведующая методическим кабинетом

отдела образования Ивнянского района Е.К. Стародубцева



Скачать 235.18 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты