Домой

Настоящие Рекомендации прошли процедуру общественно-профессиональной экспертизы и апробации в условиях аттестации педагогических работников в субъектах Российской Федерации.




НазваниеНастоящие Рекомендации прошли процедуру общественно-профессиональной экспертизы и апробации в условиях аттестации педагогических работников в субъектах Российской Федерации.
страница1/14
Дата21.01.2013
Размер3.8 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Специальность СПО 071201 Искусство балета
Специальность СПО 070206 Театрально-декорационное искусство
Специальность СПО 071006 Анимация
Проведение письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Рекомендации по содержанию и структуре сочинения-описания урока
План проведения урока
Цель урока
Задачи урока
Методы и приемы реализации поставленных задач
Анализ результатов урока
Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося
2. Групповое занятие по всем циклам дисциплин и междисциплинарным курсам профессиональных модулей
Цель урока
Задачи урока
Методы и приемы реализации поставленных задач
Анализ результатов урока
3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению
Цель урока
Анализ результатов урока
Комментарии для аттестационной комиссии (для преподавателей, осуществляющих проведение занятий по исполнительским дисциплинам)
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 февраля 2011 г. N 03-83 "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

 

Департамент общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Департаментом науки и образования Министерства культуры Российской Федерации направляет для использования в работе "Рекомендации по проведению аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства" (далее - Рекомендации), разработанные в соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждении, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).

Настоящие Рекомендации прошли процедуру общественно-профессиональной экспертизы и апробации в условиях аттестации педагогических работников в субъектах Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что Рекомендации размещены на официальном сайте Минобрнауки России http://mon.gov.ru.

Приложение: на 189 л.

 

Директор Департамента

Е.Л. Низиенко

 




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………..…….. 4

Специальности СПО 073101 Инструментальное исполнительство (по
видам инструментов), 073401 Вокальное искусство, 073502 Хоровое
дирижирование, 073002 Теория музыки, 073403 Сольное и хоровое
народное пение, 070210 Музыкальное звукооператорское мастерство,
070214 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
5

Специальности СПО 070301 Актерское искусство, 070212 Цирковое
искусство, 070216 Искусство эстрады, 071501 Народное
художественное творчество (по виду - театральное творчество)
18

Специальности СПО 071001 Живопись (по видам), 071003 Скульптура,
072201 Реставрация, 072501 Дизайн (по отраслям), 072601
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам),
072709 Художественное оформление изделий текстильной и легкой
промышленности
31

^ Специальность СПО 071201 Искусство балета 42

Специальности СПО 071203 Искусство танца (по видам), 071501
Народное художественное творчество (по виду – хореографическое
творчество)
56

^ Специальность СПО 070206 Театрально-декорационное искусство 69

Специальности СПО 070208 Театральная и аудиовизуальная техника
(по видам), 071501 Народное художественное творчество (по виду -
фото-, видео творчество)
81

^ Специальность СПО 071006 Анимация 93

Специальности СПО 071801 Социально-культурная деятельность (по
видам), 071501 Народное художественное творчество (по виду -
этнохудожественное творчество), 071901 Библиотековедение
104

Образовательные программы в области театрального и циркового
искусства в учреждениях дополнительного образования детей –
детских школах искусств, детских театральных и цирковых школах
116

Образовательные программы в области хореографического искусства в
учреждениях дополнительного образования детей – детских школах
искусств, детских хореографических школах
129

Образовательные программы в области изобразительного,
декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного
образования детей – детских школах искусств, детских
художественных школах
143

Образовательные программы в области музыкального искусства в
учреждениях дополнительного образования детей – детских школах
искусств, детских музыкальных школах
155

Рекомендации по проведению аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства

 

Материал подготовлен представителями:

ФГОУ СПО "Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского";

ФГОУ ВПО "Российская академия музыки им. Гнесиных";

ФГОУ СПО "Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (колледж)";

ФГОУ ДПО "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма";

Методического кабинета по учебным заведениям искусства и культуры Департамента культуры города Москвы.

Составитель и главный редактор: А.О. Аракелова, заместитель директора Департамента науки и образования Минкультуры России, кандидат искусствоведения.

 

Предисловие

 

В целях учета специфики деятельности педагогических работников отрасли культуры органам исполнительной власти, осуществляющим аттестацию педагогических работников, при разработке локальных актов рекомендуется следующая интерпретация пунктов 30 и 31 "Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. N 209.

По пункту 30. При установлении соответствия деятельности педагогического работника первой квалификационной категории и анализе используемых педагогическим работником образовательных технологий и методик рекомендуется учитывать:

- проведенные педагогическим работником открытые уроки и мастер-классы в образовательном учреждении, в котором работает педагогический работник;

- художественно-творческую деятельность педагогического работника, которая является основой образовательных технологий и методик и свидетельством поддержания собственного профессионального уровня. К художественно-творческой деятельности педагогического работника (для преподавателей - в зависимости от специфики образовательной программы и преподаваемой дисциплины, для концертмейстеров - участвующих в реализации той или иной дисциплины) следует относить:

творческие работы, публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи,

созданное произведение изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, кино или фото искусства,

участие в концертных программах оркестра, ансамбля, хора,

исполнение сольных концертных программ,

исполнение роли/партии в спектакле, концертной композиции, фильме, цирковом и эстрадном представлении;

- методическую работу (разработку методических пособий и учебных программ, используемых в учебной работе и имеющих рецензии/отзывы).

При анализе результатов освоения обучающимися образовательных программ и показателей динамики их достижений необходимо учитывать один из важнейших показателей - динамику и результаты участия педагогического работника и обучающихся в научно-методических/методических и творческих мероприятиях на уровне субъекта Российской Федерации (в мастер-классах, конференциях, олимпиадах, концертах, выставках, фестивалях, конкурсах и т.д.) - в зависимости от профиля преподаваемой дисциплины.

По пункту 31. При установлении соответствия деятельности педагогического работника высшей квалификационной категории и анализе используемых педагогическим работником образовательных технологий и методик рекомендуется учитывать:

- проведенные педагогическим работником открытые уроки и мастер-классы как в образовательном учреждении, в котором работает педагогический работник, так и в других профильных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и детских школах искусств;

- художественно-творческую деятельность педагогического работника, которая является основой образовательных технологий и методик и свидетельством поддержания собственного профессионального уровня. К художественно-творческой деятельности педагогического работника (для преподавателей - в зависимости от специфики образовательной программы и преподаваемой дисциплины, для концертмейстеров - участвующих в реализации той или иной дисциплины) следует относить:

творческие работы, публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи,

созданное произведение изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, кино или фото искусства,

постановка спектакля (в качестве режиссера),

участие в создании произведений (творческих работ) в области музыкально-театрального искусства, театрального искусства, искусства балета, киноискусства, циркового искусства,

исполнение/представление в качестве дирижера или руководителя новой концертной программы оркестра, ансамбля, хора,

исполнение сольных концертных программ,

исполнение роли/партии в спектакле, фильме, цирковом и эстрадном представлении;

- методическую работу (разработку методических пособий и учебных программ, используемых в учебной работе и имеющих внешние рецензии/отзывы), написание и подготовку учебников, хрестоматий, участие в повышении квалификации педагогических работников детских школ искусств.

При анализе результатов освоения обучающимися образовательных программ и показателей динамики их достижений, а также личного вклада педагогического работника "в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий" и распространение его собственного опыта в "области повышения качества образования и воспитания" необходимо учитывать динамику и результаты участия педагогического работника и обучающихся в научно-методических/методических и творческих мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней (в мастер-классах, обучающих семинарах, конференциях, олимпиадах, концертах, выставках, фестивалях, конкурсах и т.д.) - в зависимости от профиля преподаваемой дисциплины.

 

Специальности СПО 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 073401 Вокальное искусство, 073502 Хоровое дирижирование, 073002 Теория музыки, 073403 Сольное и хоровое народное пение, 070210 Музыкальное звукооператорское мастерство, 070214 Музыкальное искусство эстрады (по видам)

 

^ Проведение письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Общие положения

 

Письменное квалификационное испытание проводится по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности (преподавателя, концертмейстера). На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника, позволяющая выработать рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию.

Для успешной реализации указанных целей важно выполнить ряд условий:

1. Задание для проведения квалификационного испытания должно быть непосредственно связано с основной деятельностью аттестуемого педагогического работника. Задания должны затрагивать различные базовые профессиональные компетенции педагогических работников, наличие которых является условием успешности деятельности аттестуемого в целом.

2. Задания, включенные в квалификационные испытания на соответствие занимаемой должности, и критерии их оценки должны быть ориентированы на необходимый для данной должности объем базовых профессиональных компетенций. В результате испытания необходимо выяснить, может ли преподаватель (концертмейстер) занимать соответствующую должность (при этом, при необходимости, дать конкретные предложения по дальнейшему повышению его квалификации) или преподаватель (концертмейстер) проявляет недостаточную компетенцию.

3. Подготовка к прохождению квалификационных испытаний должна способствовать профессиональному развитию преподавателя (концертмейстера), качеству решения основных функциональных задач педагогической деятельности. Задания должны учитывать актуальные задачи в области музыкальной педагогики.

4. Педагогическим работникам заранее должны быть известны характер предстоящих испытаний и критерии их оценки. Они должны иметь возможность получения квалифицированной помощи при подготовке к аттестации в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов для самоподготовки и т.п.

5. Форма и содержание аттестации педагогических работников при обязательном наличии общего подхода, методики аттестации должны учитывать особенности, специфику музыкального искусства и вида деятельности.

Для проведения аттестации в письменной форме предлагается:

- форма короткого сочинения - описания урока (для преподавателей);

- форма короткого сочинения - описания урока-репетиции к концертному выступлению (для концертмейстеров).

В письменной форме должен быть изложен развёрнутый план одного состоявшегося урока (по выбору преподавателя или концертмейстера), аттестационной комиссией может быть затребована видеозапись этого урока.

 

Виды уроков:

- индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе, направленное на практическое освоение музыкального произведения или его фрагмента;

- групповое занятие (по всем циклам дисциплин и междисциплинарным курсам профессиональных модулей), направленное на освоение теоретических знаний в области гуманитарных и других наук (согласно перечню предметов ФГОС СПО), культуры и искусства;

- урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению.

 

^ Рекомендации по содержанию и структуре сочинения-описания урока

 

1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе

 

^ План проведения урока

 

Тема урока

Должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося или особенностей учебной группы;

объектом может быть одно или несколько музыкальных произведений, или какая-либо проблема по преодолению конкретных трудностей технологического или художественного характера.

 

^ Цель урока

Описание той конечной цели, которую преследует преподаватель (концертмейстер) при решении проблем технологического или художественного характера и которая должна соответствовать требованиям ФГОС СПО и учебной программы дисциплины.

 

^ Задачи урока

Следует указать ряд задач, решение которых в процессе урока позволит, в соответствии с темой урока, приблизиться к освоению художественного целого и направить самостоятельную работу обучающегося.

 

^ Методы и приемы реализации поставленных задач

Необходимо указать методы и приемы, при помощи которых предполагается решить поставленные на уроке задачи в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; описать взаимосвязь конкретных технологических задач с созданием художественного целого в интерпретации музыкального произведения (могут быть подчеркнуты методы и приемы совершенствования технических средств выразительности, необходимых для создания интерпретации музыкального произведения).

 

^ Анализ результатов урока

Описать эффективность предложенных преподавателем (концертмейстером) рекомендаций, степень усвоения их обучающимся.

 

^ Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося

Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем (концертмейстером), но и на развитие у обучающегося творческой инициативы.

 

^ 2. Групповое занятие по всем циклам дисциплин и междисциплинарным курсам профессиональных модулей

 

План проведения урока

 

Тема урока

Тема должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом особенностей учебной группы.

 

^ Цель урока

Обобщенно характеризовать перспективу развития обучающихся через получение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями ФГОС СПО и учетом профильной направленности обучающихся.

 

^ Задачи урока

Должны содержать специфические дидактические единицы, освоение которых формирует у обучающихся комплекс знаний, умений и навыков для развития у обучающихся широкого кругозора, умения воспринимать профессиональную деятельность в области музыкального искусства в широком социальном, культурном и историческом контексте.

 

^ Методы и приемы реализации поставленных задач

Необходимо указать формы урока, педагогические методы и приемы, при помощи которых предполагается оптимальный вариант достижения поставленных на уроке целей и задач в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; должны быть указаны рекомендованные обучающимся формы изучения и закрепления нового материала.

 

^ Анализ результатов урока

Описать эффективность предложенных преподавателем рекомендаций, степень усвоения их обучающимися.

 

Формы проверки самостоятельной (домашней) работы обучающегося

Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на максимально продуктивное усвоение результатов совместной работы с преподавателем, но и на развитие у обучающегося творческой инициативы.

 

^ 3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению

 

План проведения урока-репетиции

 

Тема урока

Тема должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося.

 

^ Цель урока

Подготовка к концертному исполнению в условиях концертного (театрального) зала или других условиях (указать).

 

Задачи урока

Описание реализации исполнительских достижений, наработанных в классе с преподавателем по специальности; описание конкретных задач, поставленных в процессе репетиционной работы.

 

^ Анализ результатов урока

Описать эффективность проведенного урока-репетиции, дать оценку уровню успешности действий концертмейстера и обучающегося.

 

При описании того или иного вида урока необходимо указывать:

- методический материал, используемый как для подготовки к уроку, так и во время его проведения,

- технические средства обучения (в случае их применения на уроке),

- перечень используемых на уроке аудио-, видеозаписей, наглядных пособий и т.д.

 

^ Комментарии для аттестационной комиссии (для преподавателей, осуществляющих проведение занятий по исполнительским дисциплинам)

 

В коротком сочинении - развернутом плане урока должно быть следующее:

- заполнены все пункты плана урока;

- обозначено четкое определение цели урока;

- обозначено четкое определение конкретных задач, способствующих достижению основной цели урока;

- изложена согласованность методов, приемов и форм обучения и их соответствие поставленной цели;

- представлен анализ результатов урока, который должен содержать как оценку действий обучающегося, так и самооценку преподавателя (концертмейстера);

- наличие соответствия и эффективности предложенных преподавателем (концертмейстером) форм и методов домашней работы стоящим перед обучающимся исполнительским задачам и его возможностям;

- грамотное использование профессиональной терминологии.

 

^ Комментарии для аттестационной комиссии (для преподавателей, осуществляющих проведение занятий по теоретическим дисциплинам)

 

В коротком сочинении - развернутом плане урока должны быть:

- заполнены все пункты плана урока;

- обозначено четкое определение цели урока;

- обозначено четкое определение конкретных задач, способствующих достижению основной цели урока;

- изложена согласованность методов, приемов, форм обучения и их соответствие поставленной цели;

- представлен анализ результатов урока, который должен содержать как оценку действий обучающегося, так и самооценку преподавателя;

- наличие соответствия и эффективности предложенных преподавателем форм и методов домашней работы стоящим перед обучающимися задачам;

- грамотное использование профессиональной терминологии.

 

^ Оценка и интерпретация полученных результатов

 

Конспект урока оценивается экспертом по системе "да/нет".

"Да" - соответствие занимаемой должности: педагогический работник продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями (умение ставить цели и задачи и эффективно организовать педагогическую деятельность, направленную на их достижение).

"Нет" - несоответствие занимаемой должности: педагогический работник не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями.

В своей деятельности эксперт пользуется следующими критериями.

 

Критерии оценки письменной работы педагогического работника, реализующего исполнительские дисциплины

 

^ 1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

 

Об уровне развития компетентности преподавателя (концертмейстера) в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим показателям:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

1.1.

- Преподаватель (концертмейстер) разделяет цель и задачи урока.

 

1.2.

- Цель урока формулируется в понятной для обучающегося форме.

 

1.3.

- Поставленная перед обучающимися цель способствует формированию позитивной мотивации в работе на уроке.

 

1.4.

- Поставленная перед обучающимися цель способствует организации индивидуальной (или групповой) деятельности на уроке.

 

1.5.

- Цель и задачи, поставленные преподавателем (концертмейстером) на уроке, способствуют развитию имеющихся у обучающихся способностей.

 

1.6.

- Цель и задачи урока свидетельствуют об ориентации на взаимосвязь художественного и технологического начал в работе над исполнительскими проблемами.

 

1.7.

- На начальном этапе урока педагогический работник дает возможность обучающимся самостоятельно решать поставленные задачи в рамках темы урока.

 

1.8.

- Поставленные цель и задачи урока позволяют выйти на рекомендации по самостоятельной работе обучающихся при решении поставленных исполнительских задач.

 

 

^ 2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

 

Об уровне развития компетентности преподавателя (концертмейстера) в области мотивации учебной деятельности можно судить на основе следующих показателей:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

2.1.

- Озвучивая исполнительскую проблематику урока, педагогический работник демонстрирует обучающимся возможности использования полученных ими теоретических знаний.

 

2.2.

- Преподаватель (концертмейстер) показывает обучающимся связь поставленной исполнительской задачи с другими исполнительскими задачами.

 

2.3.

-Преподаватель (концертмейстер) демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса обучающихся к предмету изучения.

 

2.4.

- Преподаватель (концертмейстер) использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся.

 

2.5.

При оценивании ответов (работы) обучающихся, педагогический работник учитывает их индивидуальные особенности и потенциал каждого обучающегося.

 

2.6.

-Преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение дифференцировать задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех.

 

2.7.

- Преподаватель (концертмейстер) дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках поставленной проблемы.

 

 

^ 3. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

 

Данная компетентность складывается из следующих компонентов:

компетентность в предмете преподавания,

компетентность в методах преподавания,

компетентность в субъективных условиях деятельности.

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

3.1.

Компетентность педагогического работника в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих показателей:

 

3.1.1.

- преподаватель (концертмейстер) использует методы, обеспечивающие гармоничное развитие художественных и технических возможностей обучающегося (обучающихся);

 

3.1.2.

- преподаватель (концертмейстер) хорошо ориентируется в различных источниках по преподаваемому предмету (различных редакциях музыкального произведения, аудио-видеозаписях, различных интерпретациях музыкального произведения, учебниках, учебных и методических пособиях, медиа-пособиях, современных цифровых образовательных ресурсах и др.);

 

3.1.3.

- при изложении в письменной работе основного материала по предмету преподаватель (концертмейстер) дает возможность обучающимся осознать взаимосвязь решаемой исполнительской проблемы с предыдущими и последующими исполнительскими проблемами.

 

3.2.

Компетентность педагогического работника в методах преподавания отражает методическую грамотность преподавателя, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих показателей:

 

3.2.1.

- преподаватель (концертмейстер) демонстрирует владение современными методами преподавания;

 

3.2.2.

- применяемые педагогические методы соответствуют поставленным целям и задачам;

 

3.2.3.

- применяемые педагогические методы соответствуют содержанию и проблематике урока;

 

3.2.4.

- преподаватель (концертмейстер) демонстрирует владение различными методами и может изменить тактику работы с учетом складывающейся на уроке ситуации.

 

3.3.

Об уровне развития компетентности преподавателя (концертмейстера) в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих показателей:

 

3.3.1.

- при постановке целей, выборе форм и методов мотивации и организации учебной деятельности, преподаватель (концертмейстер) ориентируется на индивидуальные особенности обучающихся;

 

3.3.2.

- методы, используемые преподавателем (концертмейстером), соответствуют возрастным индивидуальным особенностям обучающихся;

 

3.3.3.

- преподаватель (концертмейстер) демонстрирует владение методами работы с обучающимися различного уровня подготовки и возможностей;

 

3.3.4.

- преподаватель (концертмейстер) строит работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.

 

 

^ 4. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений.

 

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. О данных педагогических компетенциях можно судить на основе следующих показателей:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

4.1

При подготовке к уроку преподаватель (концертмейстер) учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: федеральный государственный образовательный стандарт, примерные основные образовательные программы, рабочие программы ОУ, содержание учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету и т.д.

 

4.2

План урока составлен с учетом особенностей усвоения учебного материала обучающимся (обучающимися).

 

4.3

План урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала.

 

4.4

Преподаватель (концертмейстер) дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать исполнительские задачи.

 

4.5

Преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им исполнительские решения.

 

4.6

Педагогические рекомендации, отраженные в письменной работе, отличаются оригинальностью и эффективностью.

 

4.7

Педагогические рекомендации, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.

 

4.8

Преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение адекватно изменять стратегию своих действий в случае, если не удается достичь поставленных целей первоначально выбранными методами.

 

 

^ 5. Компетентность в области организации учебной деятельности

 

Об уровне развития компетентности преподавателя (концертмейстера) в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих показателей:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

5.1

Преподаватель (концертмейстер) ставит цель и задачи, организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.

 

5.2

Преподаватель (концертмейстер) владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, направленной на решение поставленных цели и задач.

 

5.3

Преподаватель (концертмейстер) демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке.

 

5.4

Преподаватель (концертмейстер) демонстрирует способность устанавливать отношения сотворчества с обучающимися.

 

5.5

Преподаватель (концертмейстер) демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (литературы, аудио-, видеоматериалов и др.).

 

5.6

Преподаватель (концертмейстер) показывает обучающимся, какие критерии лежат в основе оценки их исполнительских решений.

 

5.7

Преподаватель (концертмейстер) умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

 

 

Критерии оценки письменной работы преподавателя, реализующего теоретические дисциплины (для преподавателей, проводящих занятия по дисциплинам циклов ОГСЭ, ОП, ОД и МДК)

 

^ 1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

 

Об уровне развития компетентности преподавателя в области постановки цели и задач педагогической деятельности можно судить по следующим показателям:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

1.1.

Преподаватель разделяет цель и задачи урока.

 

1.2.

Цель формулируются в понятной для обучающегося форме.

 

1.3.

Поставленная перед обучающимися цель способствует формированию позитивной мотивации в работе на уроке.

 

1.4.

Поставленная перед обучающимися цель способствует организации индивидуальной (групповой) деятельности на уроке.

 

1.5.

Цель, поставленная перед обучающимися, содержит критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.

 

1.6.

Задачи, обозначенные преподавателем, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.

 

1.7.

На начальном этапе урока преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно решать поставленные задачи в рамках изучаемой темы.

 

1.8.

Цель и задачи опроса обучающихся имеют обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому преподавателем.

 

1.9.

Цель и задачи, поставленные преподавателем, способствуют развитию познавательных способностей обучающихся.

 

1.10.

Поставленные цель и задачи позволяют выйти на рекомендации по самостоятельной работе учащихся с новым учебным материалом, дать обучающимся программу самостоятельной работы над изучаемым материалом.

 

 

^ 2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

 

Об уровне развития компетентности преподавателя в области мотивации учебной деятельности можно судить на основе следующих показателей:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

2.1.

Озвучивая тему урока, преподаватель демонстрирует обучающимся возможности использования тех знаний, которые он собирается им изложить на практике.

 

2.2.

Преподаватель показывает обучающимся связь изучаемой темы с другими темами данного курса (программы) или учебными предметами.

 

2.3.

Преподаватель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса обучающихся к предмету изучения.

 

2.4.

Преподаватель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных цели и задач, выборе методов и форм работы и т.д.

 

2.5.

Преподаватель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся.

 

2.6.

При оценке работы обучающихся, преподаватель учитывает их индивидуальные особенности и потенциал каждого обучающегося.

 

2.7.

Преподаватель демонстрирует умение дифференцировать задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех.

 

2.8.

Преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.

 

 

^ 3. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

 

Данная компетентность складывается из следующих компонентов:

компетентность в предмете преподавания,

компетентность в методах преподавания,

компетентность в субъективных условиях деятельности.

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

3.1.

Компетентность преподавателя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих показателей:

 

3.1.1.

- преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы;

 

3.1.2.

- преподаватель хорошо ориентируется в различных источниках по преподаваемому предмету, может дать ссылки на соответствующие источники.

 

3.1.3.

- при изложении в письменной работе основного материала по предмету преподаватель дает возможность обучающимся осознать взаимосвязь изучаемой темы с предыдущими и последующими изучаемыми темами.

 

3.1.4.

- преподаватель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.

 

3.1.5.

- преподаватель представляет материал в доступной для обучающихся форме в соответствии с дидактическими принципами.

 

3.2.

Компетентность преподавателя в методах преподавания отражает методическую грамотность преподавателя, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих показателей:

 

3.2.1.

- преподаватель демонстрирует владение современными методами преподавания;

 

3.2.2.

- применяемые преподавателем методы соответствуют поставленным цели и задачам;

 

3.2.3.

- применяемые преподавателем методы соответствуют содержанию изучаемого предмета и проблематике урока;

 

3.2.4.

- преподаватель демонстрирует владение различными методами и может изменить тактику работы в случае, если поставленную цель не удается достичь с помощью первоначально выбранных процедур;

 

3.2.5.

- преподаватель демонстрирует умение работать с различными информационными материалами;

 

3.2.6.

- преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы, демонстрирует умение использовать (при необходимости) компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

 

3.3.

Об уровне развития компетентности преподавателя в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих показателей:

 

3.3.1.

- при постановке цели, выборе форм и методов мотивации и организации учебной деятельности, преподаватель ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся;

 

3.3.2.

- методы, используемые преподавателем, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, с которыми он работает;

 

3.3.3.

- преподаватель демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися;

 

3.3.4.

- преподаватель строит работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.

 

 

^ 4. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений.

 

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.

О данных педагогических компетенциях можно судить на основе следующих показателей:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

4.1

При подготовке к уроку преподаватель учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: федеральный государственный образовательный стандарт, примерные основные образовательные программы, рабочие программы ОУ, содержание учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету и т.д.

 

4.2

План урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала обучающимися.

 

4.3

План урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.

 

4.4

Преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы, демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.

 

4.5

Преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы, использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

 

4.6

Преподаватель демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.

 

4.7

Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются оригинальностью и эффективностью.

 

4.8

Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.

 

4.9

Преподаватель демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленной цели.

 

 

^ 5. Компетентность в области организации учебной деятельности

 

Об уровне развития компетентности преподавателя в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих показателей:

 

 

Параметры оценки

Оценка эксперта

5.1

Преподаватель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность обучающихся на каждом из этапов урока.

 

5.2

Преподаватель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, направленными на решение поставленных цели и задач.

 

5.3

Преподаватель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.

 

5.4

Преподаватель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, умение вести с ними диалог.

 

5.5

Преподаватель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.

 

5.6

Преподаватель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

 

5.7

Преподаватель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (литературы, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

 

5.8

Преподаватель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся.

 

5.9

Преподаватель показывает обучающимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.

 

5.10

Преподаватель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

 

 

Специальности СПО 070301 Актерское искусство, 070212 Цирковое искусство, 070216 Искусство эстрады, 071501 Народное художественное творчество (по виду театральное творчество)

 

^ Проведение письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

Общие положения

 

Письменное квалификационное испытание проводится по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности (преподавателя, концертмейстера). На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника, позволяющая выработать рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию.

Для успешной реализации указанных целей важно выполнить ряд условий:

1. Задание для проведения квалификационного испытания должно быть непосредственно связано с основной деятельностью аттестуемого педагогического работника. Задания должны затрагивать различные базовые профессиональные компетенции педагогических работников, наличие которых является условием успешности деятельности аттестуемого в целом.

2. Задания, включенные в квалификационные испытания на соответствие занимаемой должности, и критерии их оценки должны быть ориентированы на необходимый для данной должности объем базовых профессиональных компетенций. В результате испытания необходимо выяснить, может ли преподаватель (концертмейстер) занимать соответствующую должность (при этом, при необходимости, дать конкретные предложения по дальнейшему повышению его квалификации) или преподаватель (концертмейстер) проявляет недостаточную компетенцию.

3. Подготовка к прохождению квалификационных испытаний должна способствовать профессиональному развитию преподавателя (концертмейстера), качеству решения основных функциональных задач педагогической деятельности. Задания должны учитывать актуальные задачи в области театральной, цирковой или эстрадной педагогики.

4. Педагогическим работникам заранее должны быть известны характер предстоящих испытаний и критерии их оценки. Они должны иметь возможность получения квалифицированной помощи при подготовке к аттестации в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов для самоподготовки и т.п.

5.Форма и содержание аттестации педагогических работников при обязательном наличии общего подхода, методики аттестации должны учитывать особенности, специфику театрального, циркового или эстрадного искусства и вида деятельности.

Для проведения аттестации в письменной форме предлагается:

- форма короткого сочинения - описания урока (для преподавателей);

- форма короткого сочинения - описания урока-репетиции по подготовке учебного номера к театральному, цирковому или эстрадному представлению;

- форма короткого сочинения - описание подбора музыкального репертуара к уроку хореографических дисциплин и исполнительской работы (для концертмейстеров).

В письменной форме должен быть изложен развёрнутый план одного состоявшегося урока (по выбору преподавателя или концертмейстера), аттестационной комиссией может быть затребована видеозапись этого урока.

 

Виды уроков:

- индивидуальное или групповое занятие по специальным дисциплинам в области театрального искусства (предметы, направленные на создание художественного образа актерскими средствами), циркового искусства (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр ручной, эквилибр на проволоке; клоунада и эксцентриада) или эстрадного искусства (предметы в области речи, оригинального жанра, хореографии), направленное на практическое освоение элементов (трюков) эстрадного, циркового или театрального жанра;

- групповое занятие (по всем циклам дисциплин и междисциплинарным курсам профессиональных модулей), направленное на освоение теоретических знаний в области гуманитарных и других наук (согласно перечню предметов ФГОС СПО), культуры и искусства;

- урок-репетиция по подготовке учебного номера к театральному, цирковому или эстрадному представлению.

 

Рекомендации по содержанию и структуре сочинения-описания урока

 

^ 1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе

 

План проведения урока

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты