Домой

Ницы, туристские ком­плексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информацион­ные и рекламные службы




Скачать 258.36 Kb.
НазваниеНицы, туристские ком­плексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информацион­ные и рекламные службы
Дата21.01.2013
Размер258.36 Kb.
ТипДокументы
Содержание
1. Определение анимации в туризме и гостеприимстве
Гостиничная анимация
Туристская анимация
Туристская анимация
2. Организация досуга с древности до наших дней. Предпосылки развития туристской анимации
Развлечения древних греков
Организация досуга у древних римлян
Проведение досуга в Средневековье
Досуг на Руси с древних времен до наших дней
Туристская анимация сегодня
3. Функции туристской анимации
4. Типология анимации
Рекреационная анимация
Туристская анимация
Анимационные туристские маршруты
Дополнительные анимационные услуги
Гостиничная анимация
5. Виды анимации как элементы анимационных программ
Подобные работы:

Введение


В последнее десятилетие в России быстро развивается инду­стрия туризма: появляются новые гостиницы, туристские ком­плексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информацион­ные и рекламные службы. Индустрия туризма сегодня- это большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от квалификации которых зависит продуктивность рабо­ты этого комплекса.

В связи с появлением новых требований к квалификации специалистов, занятых в сфере туризма и гостиничного бизнеса, стали появляться новые специальности и новые учебные заве­дения, занимающиеся подготовкой кадров этого профиля. Не­смотря на это, грамотных, творческих специалистов пока еще недостаточно.

Особенно остро ощущается нехватка специалистов по орга­низации интересного, полноценного досуга в туристских ком­плексах, гостиницах, турбазах, пансионатах и санаториях. В за­рубежной практике специалистов по организации досуга на таких предприятиях принято называть туристскими аниматорами. Именно оттуда и пришло в туристский обиход это понятие.

Туристская анимация - это своеобразная услуга, целью кото­рой является повышение качества обслуживания, вовлечение туристов в разнообразные досуговые мероприятия туркомплекса. Благодаря анимации туристы получают положительные эмо­ции и стремятся вновь и вновь посетить именно то туристское предприятие, где они уже были. Следовательно, можно с пол­ным правом утверждать, что анимация - это своеобразная фор­ма рекламы, привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повыше­ния доходности и прибыльности туристского бизнеса.

Следует отметить, что менеджмент туристской и гостиничной анимации имеет свою специфику, обусловленную тем, что:

• туристские и гостиничные комплексы являются предпри­ятиями замкнутого технологического цикла обслуживания тури­стов в ограниченное турпутевкой время;

• на разработку и реализацию анимационных программ от-' водится довольно короткий промежуток времени;

• контингент потребителей анимационных услуг, различаю­щийся по половозрастным, этническим, религиозным и другим признакам, постоянно меняется.

Будущий менеджер гостиничной анимации должен четко представлять, что является субъектом и объектом управления в менеджменте гостиничной анимации, как действует связь этих подсистем, что входит в понятия функ­ций планирования анимационной деятельности, ее организации, мотивации труда аниматоров и контроля выполнения планов.


^ 1. Определение анимации в туризме и гостеприимстве

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время - это свое­образная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель - продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.

^ Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитив­ную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополни­тельные услуги клиенту, цель которых пробудить в нем поло­жительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.

^ Туристская анимация - это туристская услуга, при оказа­нии которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной про­граммой туркомплекса. Это разновидность туристской деятель­ности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, круизном тепло­ходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные меро­приятия через участие в специально разработанных программах досуга.

^ Туристская анимация - это наиважнейшая часть совокуп­ной деятельности на туристском предприятии, выражение высокой степени ее профессионализма, важнейшая составная часть турпродукта. Поэтому, как и всякая другая деятельность на туристском предприятии, анимация должна быть планируе­мой, четко регламентируемой, организационно управляемой и обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

Конечной целью туристской анимации является удовлетво­ренность туриста отдыхом - его хорошее настроение, положи­тельные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации.

Таким образом, значение туристской анимации заключает­ся в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных кли­ентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на матери­альную базу турпредприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности.


^ 2. Организация досуга с древности до наших дней. Предпосылки развития туристской анимации

Туранимация - это новое направление в туризме, которое, однако, в той или иной форме существовало и раньше, но имело другие названия и способы выражения.

Уже в глубокой древности в постоялые дворы, харчевни и другие заведения для размещения и питания путников замани­вали гостей всевозможными развлекательными мероприятиями и спортивными состязаниями. Попытаемся проследить истори­ческую линию развития организации досуга с тех пор, как поя­вилась необходимость организации путешествий, обустройства и развлечений путников и превращения ее в определенные ту­ристские услуги.
^

Развлечения древних греков


В Древней Греции возникали таверны, постоялые дворы, ка-тагогии (гостиницы), становившиеся важным элементом соци­альной и религиозной жизни. Уже в те древние времена хозяева постоялых дворов и таверн заботились о досуге своих постояль­цев. Для развлечения гостей они приглашали музыкантов, тан­цоров и акробатов, устраивали всевозможные состязания, а так­же бои животных и птиц: кошек, собак, петухов, перепелов. Распространенной была игра коттаб, суть которой сводилась к тому, чтобы выплеснуть оставшееся в чаше вино в мишень. Очень любили древние греки игру в кости и спортивные турни­ры. Недаром именно там зародились первые грандиозные спор­тивные состязания - Олимпийские игры.

Частыми посетителями таверн были мужчины, однако жен­щинам разрешалось развлекать гостей песнями и танцами. Для этой цели древнегреческие женщины, называемые гетерами, или спутницами, получали специальное образование: обучались виртуозной игре на музыкальных инструментах и ведению ост­роумной, интересной беседы для увеселения мужских застолий. Обычно гетерами становились красивые девушки из низших слоев коренного населения или чужеземки.

Древние греки уделяли организации досуга большое внима­ние. Особенно тщательно готовили они традиционные праздни­ки и соревнования, на которые съезжались люди со всей Греции и подчиненных ей колоний. Их всех необходимо было размес­тить, тщательно продумать и подготовить программу.

Примером тому могут служить Олимпийские игры. В Олим­пию стекались знаменитые спортсмены со всей Греции, где в течение месяца они должны были тренироваться и готовиться к соревнованиям. Для этого были построены стадионы, гимнасии (площадки для бега и метания), палестры (места для подго­товки к прыжкам и борьбе) и т. д. Уже тогда вставал вопрос о размещении и питании не только спортсменов, но и зрителей, поэтому рядом со спортивными сооружениями и храмами стро­ился леонидайон (гостиница для почетных гостей). Соревнова­ния проводились в четкой последовательности, были заранее продуманы и организованы.

У древних греков было много различных праздников. Наибо­лее крупные афинские праздники были традиционными, строго регламентированными и длились по нескольку дней. Праздники включали и заранее продуманные, хорошо организованные культовые церемонии, и торжественные шествия, и хоровые, музыкальные, гимнастические и прочие состязания с присуждением наград победителям, а также безмятежное народное гулянье, когда каждому была предоставлена свобода веселиться так, как он хотел.

Не менее популярными и многолюдными в Древней Греции были театральные представления, которые устраивались в честь бога виноделия Диониса. На их организацию афиняне не скупи­лись, считая это делом государственного престижа. Ежегодно к этому празднику поэты сочиняли песни, которые исполняли танцоры и хор. За лучшее выступление присуждались призы. Первоначально хоры выступали на рыночных площадях, а позд­нее для зрелищ был построен открытый театр на склоне Акро­поля, неподалеку от храма Диониса. Затем театры на большое (даже по современным понятиям) количество зрителей стали строиться по всей Греции.

Главным угощением на древнегреческих праздниках в честь бога виноделия было, конечно, вино. Пиршество непременно сопровождалось развлекательными программами для участни­ков. Появлялись ряженые - буйная свита Диониса (сатиры, вак­ханки, которых изображали переодетые юноши), веселый пас­туший бог Пан с растрепанными волосами и козлиными ногами. Под звуки флейт начинались пляски и песни.

Кульминацией праздника были драматические состязания, к которым в Афинах тщательно готовились. Они продолжались с восхода до заката. Главным назначением всех подобных праздников было отвлечение участников от повседневной буд­ничной жизни, наполнение их сердец праздничным, радостным настроением.
^

Организация досуга у древних римлян


Не меньшее внимание организации развлечений и сооруже­нию специальных досуговых учреждений отводилось и в Древ­нем Риме, но там к этому был свой подход.

Римская империя имела огромные размеры, поэтому боль­шому числу чиновников, воинов, купцов приходилось много ездить по делам. В результате для их размещения стала склады­ваться довольно разветвленная сеть постоялых дворов, мансионов (гостиниц) и таверн. Отсюда же берут начало и популярные в современном мире национальные парки и сады.

Своеобразными культурно-досуговыми центрами в Древнем Риме были бани (термы), которые в эпоху империи строились в виде огромных сооружений с роскошным внутренним убран­ством. Руины таких бань свидетельствуют о том, что это были громадные здания со сложной системой нагрева и подачи воды. Тысячи римлян проводили в них свое свободное время: перед купанием на площадках для спортивных упражнений играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей, затем мылись и плавали в бассейнах. Термы предназначались не толь­ко для купания и спортивных тренировок, в них были также библиотеки и залы для занятий. Здесь можно было встретиться с друзьями, узнать последние новости, сделать прическу и вкус­но поесть.

Очень любили древние римляне скачки, которые устраивали в так называемом цирке, и кровавые гладиаторские бои. Для них строились специальные сооружения - амфитеатры. «Хлеба и зрелищ!» - это была особая политика древнеримских прави­телей, сопровождавшаяся бесплатными раздачами продовольст­вия и показами разнообразных зрелищ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже в Древ­нем мире уделяли большое внимание организации досуга. Ви­димо, и тогда были люди, которые управляли этим процессом, ведь кто-то же должен был продумывать сценарии подобных мероприятий, следить за размещением зрителей и пр. Известно, например, о существовании специальных гладиаторских школ, т. е. к проведению всех этих зрелищных мероприятий тщательно готовились.
^

Проведение досуга в Средневековье


В Средневековье были своеобразные организаторы досуга и артисты. Эти люди благодаря церковной пропаганде вызывали у всех одновременно и страх, и восхищение. Церковь разрешала христианам смотреть театральные представления только с биб­лейскими сюжетами. Уличных певцов и артистов, устраивавших представления на другие темы, церковь проклинала, обещая им вечные муки на том свете. Большая неприязнь церковных слу­жителей к бродячим артистам объяснялась их стойким убежде­нием, что люди, умеющие с помощью масок, кукол и других приспособлений перевоплощаться, являются сродни дьяволу.

Несмотря на все запреты, трубадуры, жонглеры, шуты и дру­гие бродячие артисты пользовались в те времена большой по­пулярностью. Жизнь средневекового человека, заключенного в неприступных замках, редко покидавшего родной дом, была достаточно скучной, поэтому появление бродячих артистов все­гда было праздником.

Наиболее привилегированными среди артистов того времени были трубадуры - поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент. Песни, сочиненные трубадурами, ис­полняли и бродячие певцы, которые, как правило, для привле­чения внимания зрителей чередовали исполнение песен с жонг­лированием и фокусами, за что их и называли жонглерами. Большой популярностью пользовались и цирковые номера с дрессированными животными: собаками, кошками и особенно обезьянами, которых считали человеческим отражением. Не менее популярными среди бродячих артистов были шуты и ми­мы, которые беспощадно высмеивали всевозможные человече­ские пороки и непристойные поступки.

Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками, к которым детей приучали с 10-12 лет. Для более успешного усвоения знаний писали специальные руководства: по охоте на зайца, оленя, кабана, по сигналам охотничьего рожка, выслежи­ванию и разделке дичи, а также по уходу за гончими.

Модным увлечением в те времена была игра в карты, на которых до наших дней сохранилось изображение дам и ры­царей в средневековых костюмах. Кроме игры в карты, рас­пространенной среди знати, была игра в шахматы. Простона­родье же больше увлекалось игрой в кости. Несмотря на мно­гие ограничения, в жестокое Средневековье устраивались шум­ные праздники, соревнования и, конечно, знаменитые рыцар­ские турниры - военные состязания, которые происходили на специально устроенной арене, окруженной местами для зрителей.

Место для проведения турниров выбиралось наиболее люд­ное, чаще всего около больших городов, чтобы можно было привлечь большее количество зрителей. Участвовали иногда целые отряды рыцарей или оруженосцев. Обычно турниры на­значались по особенно торжественному случаю. На такие состя­зания съезжалось очень много народу (участники состязаний, почетные гости и знатные дамы, артисты, поэты и просто любо­пытствующие). .

Рыцарские турниры служили своеобразной тренировкой пе­ред настоящими боями, поэтому на них разрешалось использо­вать только копья с закругленными концами и затупленные ме­чи, чтобы наносимые ими удары не представляли серьезной опасности для жизни. Нельзя было наносить удары в лицо про­тивнику, по его седлу и лошади, а также нападать на него со спины. Несмотря на все эти предосторожности, несчастные слу­чаи были не такими уж редкими. Случались и трагические исхо­ды, хотя турниры проводились по тщательно разработанным инструкциям, строго определявшим критерии отбора участни­ков и правила их поведения.

Допуск к участию в турнире давали герольды, которые тща­тельно проверяли знатность рода и заслуги участников. Героль­ды отрабатывали программу празднества и не меньше чем за месяц до его проведения знакомили с ней потенциальных участ­ников и гостей. По сути герольды являлись своеобразными ме­неджерами на подобных мероприятиях, поскольку занимались их организацией и контролем за соблюдением игравшими пра­вил и регламента.

Турнир продолжался несколько дней, в течение которых могли быть разыграны различные «стандартные ситуации» бит­вы (атака бастиона, взятие приступом вала, защита моста через реку и др.). По условиям турнира победители могли брать со­перников в плен, забирать их коней и оружие, получать выкуп. Позже излюбленным состязанием стал рыцарский поединок один на один, когда два соперника при полном снаряжении ста­рались свалить друг друга с коня, используя щит и копье.

Награждали рыцаря за победу золотом, драгоценностями или боевым конем с полным снаряжением. Одним из самых вол­нующих моментов на рыцарском турнире был выбор победите­лем «дамы сердца». После этого начинался грандиозный пир, на котором выступали артисты и поэты.

Таким образом, в суровое Средневековье досуг был проду­манным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать тор­говые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.
^

Досуг на Руси с древних времен до наших дней


Жизнь древних русичей была тяжелой, приходилось много трудиться, чтобы заработать свой хлеб насущный. Свободного времени было не так уж много. Однако, когда такое время вы­падало, проводилось оно красиво и весело.

К первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельче­ским календарем. Праздниками отмечались все важные для кре­стьян виды сельскохозяйственных работ, особенно начало сева и уборка урожая. Много праздников было в зимнюю пору, когда у крестьян высвобождалось время для развлечений. Тогда устраивались всевозможные вечеринки, посиделки, снежные игры, колядки. До наших дней дошли шумные языческие праздники - Святки, Масленица, ночь на Ивана Купала и др.

Эти праздники были шумными, многолюдными, с хоровода­ми, гаданиями, веселыми играми, театральными представления­ми, песнями и плясками, а также с соревнованиями в ловкости и умении (кулачными боями, борьбой и т. д.). Любили во время праздников полакомиться пряниками, блинами и другими ла­комствами.

С появлением знати на Руси рождаются и новые формы про­ведения досуга: пышные пиры, военные состязания, звериная и птичья охота, хотя в народных праздниках князья еще долго принимали участие, да и к себе на пиры хлебосольные народ созывали.

Большие изменения в проведении досуга произошли с при­нятием христианства. Православная церковь не приветствовала многие из «бесовских игрищ», призывала к досугу степенному и достойному. Однако успешно справившись с самим язычест­вом, она так и не смогла до конца искоренить народные празд­ники. Смирившись, церковь подстроила эти праздники под православный календарь.

В Средневековье церковь взяла на себя роль своеобразного культурного центра, регламентируя дни работы и отдыха, со­средоточив в своих руках обучение грамоте, переписывание книг и пр.

Народное искусство стало развиваться в новых формах. Так же, как и в западноевропейских государствах, на Руси можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших пуб­лику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрессировщики, особенно часто с медведями, кото­рые разыгрывали перед зрителями занимательные действа. Зре­лища эти, несмотря на запрет церкви, пользовались большим успехом у публики.

И крестьяне, и простые горожане любили проводить свобод­ное время в питейных заведениях (харчевнях, корчмах, кабаках), где можно было не только поесть и выпить, но и пообщаться, развлечься.

Знать же предпочитала свои развлечения: пиры, игру в шах­маты, охоту, те же потехи, только в исполнении собственных шутейных артистов. Большинства этих радостей была лишена женщина. Если простые женщины (крестьянки), оторвавшись от тяжелых работ, могли принять участие во всеобщих праздниках, то знатные - могли лишь наблюдать за веселым препровожде­нием времени своих мужей издалека, в потайное окошечко, да и то не всегда.

Изменил такое положение русской женщины Петр Первый. Он произвел революцию в самой организации русского досуга: стал проводить знаменитые ассамблеи, устраивать многолюд­ные народные гулянья, приобщил россиян к европейским фор­мам проведения досуга.

В послепетровскую эпоху славные традиции, заложенные Петром, прижились и приумножились. Знать с удовольствием собиралась на балы, проводила досуг в светских салонах, играла в карты и шахматы, устраивала карнавалы.

Досуг же крестьян был более традиционным, поскольку их жизнь оставалась по-прежнему тяжелой. Праздников у крестьян было куда меньше, чем у знати, но они устраивали посиделки, на которых молодежь общалась, присматривала себе пару, во­дила хороводы, устраивала игры. Все любили традиционные календарные праздники: Святки, Масленицу и др. А народная русская свадьба была интереснейшим спектаклем со сватовст­вом, девичниками, мальчишниками, свадебным поездом, выку­пом невесты, русской баней и прочими атрибутами.

Начало XX в. характеризуется появлением новых форм до­суга. Зародившаяся буржуазия предпочитает теперь закреп­лять свои сделки посещением ресторанов и тратить деньги в казино. У рабочих же времени и средств на досуг практиче­ски не было.

В конце XIX - начале XX в. в России начинает распростра­няться туризм как одна из массовых форм досуга. Например, в 1907 г. была создана Комиссия «Образовательные экскурсии по России», целью которой было организация и проведение экс­курсий по крупным городам и природным заповедным местам Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии прежде всего для мало­обеспеченных слоев (народных учителей, преподавателей, сту­дентов и школьников).

С этой целью начали готовить и экскурсоводческие кадры, что способствовало быстрому развитию экскурсионного дела и расширению сети маршрутов. Для координации действий бы­ла создана Центральная экскурсионная комиссия, ставшая го­ловной организацией для многих учебных округов России. Ко­миссия располагала музеем и обширной библиотекой.

После революции 1905-1907 гг., когда были сняты ограниче­ния на передвижение по стране, туризм начинает охватывать все большие общественные слои: предпринимателей, интеллиген­цию, инженеров и служащих, выезжающих на заграничные и российские курорты.

Время было неспокойное, шла подготовка к следующей ре­волюции (1917 г.). В туризм стала активно вливаться демокра­тически настроенная молодежь, которая использовала турист­ские путешествия и экскурсии для агитации и пропаганды своих взглядов.

После революции 1917г. проведение свободного времени коренным образом изменилось. Все было пронизано идеей ре­волюции, даже досуг посвящался митингам, собраниям, чтению и обсуждению революционных книг. Положительным моментом того времени являлась ликвидация безграмотности, приобщение к чтению. Много стало отмечаться революционных и патриоти­ческих праздников.

В годы Советской власти туризм в нашей стране стал мас­совым. Благодаря профсоюзным дотациям внутренний туризм был вполне по карману работающему человеку. Досуг был неплохо организован, о нем заботились работники многочис­ленных клубов, домов отдыха, домов пионеров, библиотек, му­зеев, выставочных залов, руководители кружков, туристских станций и т. д.

Работа этой хорошо отлаженной системы была нарушена в годы перестройки. Прежние досуговые формы были перечерк­нуты, а взамен им ничего не предложено. В результате на не­сколько лет в досуговой сфере образовались пустоты, которые были заполнены массовым потреблением алкоголя, наркотиков, проституцией.

Люди с высоким достатком предпочитали проводить свобод­ное время за границей, потому что там сфере досуга уделяется гораздо больше внимания, чем в России. За рубежом бизнесме­ны вкладывают немалые средства в создание тематических пар­ков со всевозможными аттракционами, игровыми автоматами, развлекательными центрами, спортивными площадками, кото­рые со временем приносят большую прибыль их владельцам. Еще большую прибыль дают казино, боулинг-центры, ночные клубы, гольф-клубы.

На индустрию досуга работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компо­ненты для обустройства развлекательных центров. В самой ин­дустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей. Наконец, за рубежом уже на протяжении десяти­летий идет подготовка квалифицированных кадров для сферы досуга и развлечений.

Теперь и в России стали понимать, что, если стране нужно здоровое молодое поколение, этой индустрии необходимо уде­лять больше внимания. Поэтому резко возрос интерес к актив­ным видам отдыха и развлечений. Стали возрождаться старые и разрабатываться новые игры, забавы, различные виды спор­та. Проблеме использования свободного времени стали посвя­щать новые издания, начали открываться новые специальности, заговорили, наконец, о хороших специалистах по туристской анимации.
^

Туристская анимация сегодня


Хотя и прослеживается история связи развлечений и госте­приимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации.

Следствием быстрого технического развития (индустриали­зации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби).

Урбанизация также создала различные негативные последст­вия: повышенную плотность городского населения, увеличен­ные жизненные нагрузки, усталость от множественности слу­чайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жиз­ненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого - повышенный спрос на такие туристские услуги, как различные виды спортив­но-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные туры, экскурсионно-развлекательные мар­шруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановитель­ные услуги.

Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современно­го человека, характера его трудовой деятельности в связи с ин­дустриализацией и урбанизацией привело к изменению его по­требностей в отдыхе и соответственно к изменению содержания туристского продукта. Теперь помимо размещения и питания он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетво­рение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания возникло понятие «туристская анимация» — вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Простые формы анимации всегда являлись органичной ча­стью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриальным явлением туранимация становится в 1970-е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнооб­разные турпродукты и услуги в разных странах, а также в ре­зультате отклика турпредприятий на этот спрос.

Технико-технологический прогресс позволял создать необхо­димое материально-техническое оснащение анимационных про­грамм. В эти годы уже большинство западных туристов не при­влекали туры и программы путешествий, предлагающие только проживание, питание и некоторый набор экскурсий. Возникла необходимость в разработке новой философии рекреационной деятельности в туркомплексах и гостиницах (от курортных до деловых и конгрессных), в разнообразии форм и программ. Пи­тание как услуга, например, приняло следующие виды: диетиче­ское питание, питание плюс медицинский контроль, приготов­ление пищи с участием туриста, лечебное питание, дегустация блюд, вин, праздники пива и др.

В СССР высоких вершин достигло русское чудо - самодея­тельный спортивный туризм. Это массовое явление, элементы которого стали развиваться и в западных странах. В США мощ­нейшее развитие получили клубный отдых и отдых в нацио­нальных парках среди девственной природы. Спортивные тан­цы, аэробика, спортивные игры, тренажеры, массажи, сауны, бани стали неотъемлемой частью гостиничных услуг.

Организация такого отдыха связана с формированием и реа­лизацией таких программ развлечений (анимационных про­грамм), которые бы отвлекали отдыхающего от повседнев­ных жизненных проблем, проводили его эмоциональную раз­рядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседнев­ной жизни.

^ 3. Функции туристской анимации

Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоро­вительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции - спортивно-оздорови­тельную и познавательную. Косвенным образом при соответст­вующих условиях выполняется и лечебная функция.

В практике анимационного дела для целевого конструировав ния анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:

• адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

• компенсационную, освобождающую человека от физиче­ской и психической усталости повседневной жизни;

• стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

• оздоровительную, направленную на восстановление и раз­витие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

• информационную, позволяющую получить новую инфор­мацию о стране, регионе, людях и т. д.;

• образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

• совершенствующую, приносящую интеллектуальное и фи­зическое усовершенствование;

• рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регио­не, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.

Такое разнообразие функций туристской анимации обусло­вило и многообразие видов анимационной деятельности, а так­же большую разновидность анимационных программ и меро­приятий.


^ 4. Типология анимации

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с мно­гообразием существующих форм и программ досуговой анима­ционной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршру­тов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалите­тах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить об анимационных про­граммах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и учебных заведений (детских, юношеских, студенческих, для пенсионеров, семей, инвалидов, для нацио­нальных меньшинств и т. д.).

^ Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жите­лями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреаци­онная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреа­ционной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализирован­ных анимационных турах заключается в оздоровлении отды­хающих, отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

^ Туристская анимация - это разновидность туристской дея­тельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном тепло­ходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), кото­рая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через уча­стие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация - это туристская услуга, при ока­зании которой турист вовлекается в активное действие.

При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, чис­ленность (индивидуальная, групповая, массовая), а также актив­ность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных про­грамм в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. ^ Анимационные туристские маршруты - це­левые туристские поездки ради одной анимационной програм­мы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анима­ционной услуги (программы) к другой, которые предоставляют­ся в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является цено-образующим фактором в турпродукте. Обычно такие програм­мы предназначены для индивидуалов или однородных турист­ских групп, объединенных общим интересом (профессиональ­ным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-по­знавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, тур-поездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

Второй тип. ^ Дополнительные анимационные услуги в тех­нологических перерывах - программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпа­кете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переез­дами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организа­ции спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курор­тах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курор­тах и т. д.

Третий тип. ^ Гостиничная анимация - комплексная рекреа­ционная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлече­ниях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания - повышения качества предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом. Используется в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из основных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация - понятие наиболее узкое из трех рас­сматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анима­ция - это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы разли­чаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).


^ 5. Виды анимации как элементы анимационных программ

С точки зрения системного подхода туристская анимация -это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провож­дении времени, развлечении.

Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совер­шенно разный смысл: для одних отдых - это путешествие, для других - чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т. д. Соответ­ственно спросу и мотивации путешествий в практике турист­ского обслуживания складываются следующие виды анима­ции, удовлетворяющие различные потребности туристов (от­дыхающих):

• анимация в движении - удовлетворяет потребность со­временного человека в движении, сочетающемся с удовольстви­ем и приятными переживаниями;

• анимация через переживание — удовлетворяет потреб­ность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

• анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внут­реннего мира людей и познании себя через общение;

• анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также по­требность в покое и «праздной лености»;

• культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

• творческая анимация - удовлетворяет потребность чело­века в творчестве, демонстрации своих созидательных способ­ностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего ком­плексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

Анимационные программы одновременно с чисто развле­кательными мероприятиями включают разнообразные спор­тивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание де­лает эти программы более насыщенными, интересными и по­лезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровитель­ный эффект.


Заключение


Чем интенсивнее становится труд человека, тем больше лю­дей нуждается в полноценном отдыхе. Не случайно во всем ци­вилизованном мире индустрии туризма и досуга уделяется большое внимание. Заработанные деньги с удовольствием тра­тятся на полноценный отдых: туристские путешествия, посеще­ния театров, музеев, парков, спортивных соревнований, игровых залов, клубов, казино и прочих мест отдыха. Поэтому индустрия туризма приносит экономике многих стран большую прибыль.

За рубежом бизнесмены вкладывают немалые средства в соз­дание туристских комплексов, включающих не только средства размещения и питания туристов, но и досуговые центры, казино, спортивные и зрелищные площадки, бассейны, аттракционы.

Для материального обеспечения анимационных (досуговых) программ в туркомплексах работают промышленные предпри­ятия, производящие соответствующее оборудование, программ­ное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. Все это позволяет обеспечить работой тысячи людей.

Назрела необходимость в новых формах и методах организа­ции досуга и в российских туркомплексах. Некоторые турист­ские предприятия начали заботиться о качественном анимаци­онном обслуживании и сразу же почувствовали огромный инте­рес к себе со стороны потребителей, поскольку именно анима­ционные услуги стали их главным привлекательным фактором. К сожалению, многие руководители до сих пор не понимают всю важность создания анимационной службы в своих предпри­ятиях и работают по старинке, а некоторые просто не имеют для этого достаточных средств.

Однако пока не будет привлекательных анимационных про­грамм в наших турцентрах, туркомплексах, санаториях, пансио­натах, ресторанах, музеях, парках, мы не сможем конкурировать с шагнувшими далеко вперед зарубежными туристскими и досуговыми предприятиями. Конечно, для нормального развития туристской анимации одного энтузиазма слишком мало

Назрела необходимость подготовки организаторов досуга и менеджеров туранимации, способных сделать отдых краси­вым, веселым, незабываемым. Используя собственный опыт и результаты исследований, авторы уверены, что востребованность специалистов-тураниматоров всех уровней будет расти с каждым годом, и надеются, что это учебное пособие по ме­неджменту туристской и гостиничной анимации поможет в под­готовке квалифицированных кадров данного профиля.

Список литературы


  1. Борисова Ю. Н., Гаранин Н. И. и др. Менеджмент гостинич­ного и ресторанного обслуживания. - М., 1997.

  2. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприим­ства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.

  3. Булыгина И. И. Значение курса туранимации в подготовке менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.

  4. Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.

  5. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998.

  6. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учеб­ник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  7. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

  8. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся ту­ристских лицеев и колледжей. - М.: Советский спорт, 2001.

  9. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.

  10. Уокер Д. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1999.

  11. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Герда, 2000.

  12. Чепик В. Д., Квартальнов А. В. Специалисты менеджмента спортивного туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.







Скачать 258.36 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты