Домой

Позднякова Вера Анатольевна, педагог дополнительного образования моу дод жердевского дома детского творчества «Химия, экология и здоровье человека» пояснительная записка




Скачать 81.01 Kb.
НазваниеПозднякова Вера Анатольевна, педагог дополнительного образования моу дод жердевского дома детского творчества «Химия, экология и здоровье человека» пояснительная записка
Дата21.01.2013
Размер81.01 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Учебно-тематический план
Тема 2. Здоровье человека (24 ч.)
Тема 3. Экология и функциональная деятельность организма (20 ч.)
Тема 4. Физические факторы здоровья (10 ч.)
Тема 5. Человек и химические факторы (26 ч.)
Тема 6. Человек и социальные факторы (13ч.)
Тема 7. Человек и биологические факторы (14ч.)
Тема 8. Экология и человек (25ч.)
Подобные работы:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЖЕРДЕВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Утверждена на заседании совета

от «____»____________20___ г.

Директор МОУ ДОД

____________(Н.Н.Суркова)


«ХИМИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Программа дополнительного образования для детей среднего возраста.

Срок реализации 1 год.


Составитель: Позднякова Вера Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Жердевского дома

детского творчества


« Химия, экология и здоровье человека»

Пояснительная записка

Вредные выбросы в атмосферу, неудовлетворительное качество питьевой воды, загрязнение почвы и водоемов, социальные проблемы общества вносят существенный вклад в ухудшение состояния здоровья населения, которое, в свою очередь, является интегральным ответом человеческого организма на изменения окружающей среды.

Созданные в результате преобразовательной деятельности человека новые условия среды и биологическая стабильность организма нередко затрудняют его приспособительные возможности. В связи с этим приходится лечить не только больных людей, но и среду, в которой они живут. Человек настолько изменил окружающую среду, что для обеспечения своего здоровья он должен преобразить самого себя.

Каждый человек сегодня обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которые будут способствовать формированию и развитию физически и нравственно здорового общества.

Цель элективного курса «Химия, экология и здоровье человека» - расширить знания учащихся о здоровье и факторах, влияющих на него. Курс способствует удовлетворению познавательных интересов в области экологии, валеологии, биологии и анатомии.

Какое влияние вызывают факторы окружающей среды на организм человека? Как защитить организм от их влияния? Как сохранить и укрепить здоровье в сложных экологических условиях? Чтобы ответить на эти вопросы взаимодействия организма с окружающей средой, необходимо познакомится со строением и функционированием его систем.

Задачи программы:

1. Формирование здорового стиля жизни безопасного поведения в обществе.

2. Информирование молодёжи о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных и других форм, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков.

3. Выделить факторы, влияющие на здоровье человека.

Рабочая гипотеза: ученик должен уяснить для себя, почему здоровье человека - физическое и духовное, является главным богатством человека, каким образом здоровье зависит от окружающей среды. Тогда он сможет построить свою жизнь в современном обществе, в измененной окружающей среде таким образом, чтобы сохранить собственное здоровье и уменьшать в меру своих сил экологическую напряженность вокруг себя.

Курс «Химия, экология и здоровье человека» может быть интересен всем учащимся, кто хочет сохранить здоровье надолго. Но особенно он нужен тем, кто планирует углубленно изучать предметы естественного цикла.

Курс рассчитан на 144 часа.

Методы работы:

-лекция;

  • беседа;

  • ролевая игра;

  • практическая работа;

  • психологический тренинг.

Для выявления качества усвоения материала, результатов педагогической деятельности предлагается использование тестов и разработка учащимися итогового творческого экологического проекта.

Закончив изучение курса «Химия, экология и здоровье человека» учащиеся

должны знать:

- критерии здоровья человека;

- какие защитные механизмы есть в нашем организме;

  • как реагируют разные системы организма на измененную окружающую среду:

  • как физические факторы - холод, электромагнитные поля, шум, радиация влияют на здоровье человека;




  • какие химические вещества окружают человека в повседневной жизни, как их правильно использовать, уменьшив их вредное влияние;

  • какие социальные проблемы могут разрушать здоровье человека, каким образом связаны они с экологическими проблемами современности, какой вред наносят организму вредные привычки;

  • какие биологические объекты (вирусы и микробы, животные и растения, грибы) влияют на здоровье человека, и как они зависят от окружающей среды;

  • влияние здорового образа жизни на природу человека и окружающую среду.

^ Учебно-тематический план





Тема

Количество

часов

из них

теоретически

практически

1

2

3

4

5

1

Окружающая среда и организм человека

12

9

3

2

Здоровье человека

24

20

4

3

Экология и функциональная деятельность организма

20

17

3

4

Человек и физические факторы

10

8

2

5

Человек и химические факторы

26

21

5

6

Человек и социальные факторы

13

10

3

7

Человек и биологические факторы

14

11

3

8

Экология и человек

25

21

4




Итого

144

117

27

Содержание


Тема 1. Окружающая среда и организм человека (12 ч.)


Определение экологии. Экологические проблемы современности. Антропоэкология. Организм человека как открытая биологическая система. Влияние экологических факторов на здоровье населения Тамбовской области.


^ Тема 2. Здоровье человека (24 ч.)


Критерии здоровья человека (духовное, физическое, психическое, социальное). Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет. «Детка» П. Иванова.


^ Тема 3. Экология и функциональная деятельность организма (20 ч.)


Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг-инструмент познания окружающей среды.


^ Тема 4. Физические факторы здоровья (10 ч.)


Тепловой режим. Холод-друг или враг. Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм. Радиация: естественные и искусственные источники. Радон - радиоактивный квартирант.


^ Тема 5. Человек и химические факторы (26 ч.)


Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую воду мы пьём? Очистка воды. Химические загрязнения атмосферного воздуха. Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия.


^ Тема 6. Человек и социальные факторы (13ч.)


Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экологичность жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья. Психологический тренинг.


^ Тема 7. Человек и биологические факторы (14ч.)


Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна домашняя пыль? Лекарственные растения. Грибы. Анималотерапия.


^ Тема 8. Экология и человек (25ч.)


Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания. Здоровый' образ жизни и его влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности человека.

Литература

  1. Агаджанян Н. А. Экология человека (словарь - справочник). - М. 1997.

  2. Алексеев В. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль, 1998.

  3. Балабанова В. В., Максимцева Т.А, Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград, 2001.

  4. Величковский Б. Т.Здоровье человека и окружающая среда. - Москва, 1994.

  5. Доклад о состоянии окружающей природной среды и использование природных ресурсов Тамбовской области в 2003 году. - Тамбов, 2003.

  6. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. -

Ярославль,2003

  1. стресс и психологическая экология.// Природа.- 1989.-№7.-С.98-105.

  2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - Минск, 1986

Скачать 81.01 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты