Домой

Ситуационный анализ: Научные эксперименты на животных. Постановка проблемы




Скачать 197.86 Kb.
НазваниеСитуационный анализ: Научные эксперименты на животных. Постановка проблемы
Дата21.01.2013
Размер197.86 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Методические рекомендации.
Порядок проведения занятия - Заседания Комитета по защите животных - со студентами.
Группы: Комитет
Порядок слушаний
Порядок подготовки
Ситуационный анализ: Научные эксперименты на животных.
Ситуационный анализ: Научные эксперименты на животных.
Подобные работы:

Ситуационный анализ: Научные эксперименты на животных.


Постановка проблемы. Ученые используют животных в биологических, физиологических и медицинских исследованиях, в тестах на токсичность различных продуктов и препаратов, в различных образовательных программах и т.п. Животных при этом либо забивают, а затем исследуют их ткани и органы, либо проводят опыт под наркозом, из которого животные живыми уже не выходят, либо используют их как-нибудь иначе, с анестезией и без нее. Ученые используют подопытных животных при проведении фундаментальных исследований, позволяющих выяснить, как работает организм человека в здоровом состоянии и во время болезни; при разработке новых лекарственных препаратов, вакцин и т.п. в медицине и ветеринарии; для проверки новых лекарств, медицинских приборов, пестицидов, моющих средств и различных других химикатов, чтобы определить степень риска, грозящего человеку и среде; наконец, для того, чтобы углубить наши знания в области биологии животных и экологии. Некоторое количество животных используется в школах, университетах и других учебных заведениях в качестве иллюстративного материала по анатомии и биологии, а также для обучения медиков технике различных манипуляций на живом организме.

Ежегодно, например, в США для этих целей требуется от 15 до 30 млн. животных. Основные лабораторные животные – мыши и крысы (85% от приведенного числа). За год используется по 500 тыс. и более птиц, кроликов, морских свинок и хомяков, а также в целом около 400 000 свиней, собак, кошек и обезьян. Использование животных в экспериментах достигло своего пика в большинстве развитых стран между 1970 и 1980, а в последующие годы снизилось на 30% и более. В Великобритании, например, оно понизилось от 5,5 млн. в 1975 до менее чем 3 млн. в 1993. Причиной этого снижения явились технологические достижения, дающие возможность получать больше данных на меньшем количестве животных, заметные изменения в способах создания и совершенствования лекарственных препаратов и, наконец, общественное внимание к этому вопросу. В медицинских вузах, в экспериментах, проводимых студентами во время обучения, гибнет 1 % лабораторных животных. Основная часть подопытных животных - 65 %,  используется в медицинских целях для исследования воздействия на них лекарственных препаратов и новых методик в лечении. На военные и космические тесты приходится 26% экспериментов. Также, 8% животных гибнет в тестах на токсичность при разработке косметических, промышленных и прочих технологий. Есть ли альтернатива таким опытам?..

 Ежегодно, такие эксперименты, приводящие к болезненным телесным воздействиям, уносят миллионы жизней животных. Подопытных животных обжигают, ошпаривают, отравляют, замаривают голодом и подвергают воздействиям электрического тока. Ещё их приучают к наркотикам, приводят в состояние развития язвенной болезни желудка, заболевания артритом, раком, диабетом, сифилисом и СПИДом. Путём хирургического вмешательства, ради эксперимента,  удаляют глаза, делают переломы костей и повреждают мозг. Используя в военных исследованиях, животных подвергают отравлению газом, цианидами, расстреливают пластиковыми пулями и снарядами. Проблема использования животных в экспериментах обсуждается на слушаниях в Комитете по охране природы при Государственной Думе России.


Ситуация: Научные эксперименты на животных.


Сегодня научные исследования, призванные способствовать прогрессу человеческой цивилизации, уносят огромное количество жизней подопытных животных. Немалую роль в этом процессе играет медицина. Вот пример одной работы, диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

В связи с резким возрастанием в последние годы количества катастроф, сопровождающихся высоким травматизмом, автору представилось целесообразным изучить воздействие комбинированной травмы на щитовидную железу, которая играет важную роль в поддержании гомеостаза (состояние обменных процессов в пределах физиологической нормы). Практические рекомендации автора заключаются в необходимости использования препаратов на основе гормонов щитовидной железы при лечении шока, вызванного комбинированным поражением (ожог и кровопотеря), так как в традиционной схеме лечения шока данные препараты отсутствуют.

Эксперименты проводились на 120 беспородных собаках массой от 10 до 23 кг. Перед проведением исследования животные голодали в течение 12-18 часов. Опыты проводились под тиопентал-натриевым наркозом. Предварительно животных взвешивали, фиксировали на операционном столе в положении лежа на спине, выбривали шерсть в необходимых зонах, устанавливали уретральный катетер в мочевой пузырь и подключали электрокардиоскоп для наблюдения за сердечной деятельностью.

Экспериментальные животные были разделены на 5 групп. В первой (контрольной) группе (10 собак) травмы не наносились, изучалось морфологическое состояние щитовидной железы. Во второй группе (20 собак) через катетеризированную бедренную артерию производили кровопускание 25 мл на килограмм веса собаки, вызывая острую кровопотерю. В третьей группе (30 собак) животным наносили глубокий (III Б – IV степени) термический ожог 10 % поверхности тела в течение 50-55 секунд до прогрева подкожно-жировой клетчатки в пределах 58-60º С. При таких ожогах погибает ростковая зона кожи, и следовательно, кожа на данных участках самостоятельно нарасти не может. 10 животных из данной группы забивались через 6-12 часов для изучения динамики морфологических изменений. В 4 группе (40 собак) наносили комбинированную травму – глубокий термический ожог 10 % поверхности тела на фоне острой кровопотери. В пятой группе (20 собак) через 5 минут после нанесения комбинированной травмы осуществляли внутривенное введение противошоковых препаратов.

В процессе эксперимента велось наблюдение за общим состоянием животных, проводился забор крови для исследования гормонов через 1, 3, 6, 12, 16, 24 часов после травмы (когда действие наркоза явно закончилось), регистрировалась летальность в группах. В 4 группе, вследствие ранней летальности собак, эти исследования проводились через 1, 3, 6, 7 часов после травмы. Забой выживших животных производился путем передозировки хлороформа, который вводился ингаляционным путем.

Действие наркоза в подобных случаях прекращается через незначительный промежуток времени (в пределах часа) в связи с требованиями «чистоты» эксперимента (дабы не исказить биологические показатели и не умертвить животное дозой наркотика раньше времени, пока не будут сняты все необходимые данные и взяты все анализы), а также в связи с техническими сложностями поддержания организма под наркозом в течение суток. Иногда это связано с трудностями финансового характера. (Описание эксперимента подготовлено Н.Корнилецкой).


Вопросы для обсуждения:

  1. Оправдывает ли поставленная цель средства?

  2. Можно ли говорить о нанесении вреда собакам в данной ситуации? В чем он выражается? Сопоставим ли, на ваш взгляд, вред для собак и потенциальный вред для людей в данной ситуации? В чем Вы видите вред для людей?

  3. В чем причина подобного обращения с экспериментальными животными?

  4. Что в данном случае представляет большую важность для общества – человек как ученый для науки или человек как морально ответственное существо? Нужно ли разводить эти понятия?



^ Методические рекомендации.

Обсуждение данной ситуации возможно двумя способами: дискуссия по предложенным вопросам для обсуждения и в виде Заседания Комитета по защите животных как результата групповой работы студентов.


^ Порядок проведения занятия - Заседания Комитета по защите животных - со студентами.

Все студенты делятся на четыре группы, получают задание и информационные материалы и готовятся к выступлению и дискуссии.

^ Группы: Комитет по защите животных. Ученые, проводящие эксперименты на животных. Преподаватели, выступающие за альтернативные методы обучения студентов. Студенты, которые должны решить, как им получать хорошее образование: экспериментируя на животных или используя альтернативные методы.


^ Порядок слушаний.

Слушания открывает Председатель Комитета по защите животных. Он предлагает заслушать аргументированную позицию представителей каждой группы (не менее пяти аргументов).

После выступлений возможны ответы на вопросы.

Комитет обсуждает заслушанные выступления, и вырабатывает решение.

Председатель в заключительной речи обобщает выступления представителей всех групп, оглашает решение Комитета, и предлагает принять решение открытым голосованием. По результату голосования решение либо проходит, либо не проходит. Председатель подводит итог слушаний.


^ Порядок подготовки.

Каждая группа получает Ситуацию, в которой описываются эксперименты над животными. Кроме этого каждая группа получает свои дополнительные материалы. При подготовке выступления с обоснованием своей позиции (не менее пяти аргументов), в группе идет индивидуальное прочтение и совместное обсуждение полученных дополнительных материалов, и формулировка аргументов с помощью этих материалов. В выступлении лидера группы должны прозвучать факты из этих дополнительных материалов.

В процессе подготовки групп для выступлений члены Комитета по защите животных разрабатывают Перечень реальных способов помощи животным каждым гражданином. (Этот перечень записывается на ватмане и предлагается для обсуждения в заключение слушаний). Комитет по защите животных НЕ получает дополнительных материалов. Перечень реальных способов помощи животным – результат «мозгового штурма» членов Комитета.


^ Ситуационный анализ: Научные эксперименты на животных. Материал для студентов.

Обучение без опытов на животных

На пороге 3-го тысячелетия, в эпоху удивительных технических свершений, гуманитарная мысль заметно отстает, если мы до сих пор позволяем оправдывать использование подопытных животных для обучения студентов. Причиняя боль и страдания беззащитному, беспомощному животному, мы творим зло. Зло всегда есть зло, только зло и ничего больше. Безнравственно говорить о необходимом зле, потому что тогда этот постулат можно применить и к человеку. До недавних времен считалось, что стать хорошим медиком, ветеринаром или биологом можно только благодаря проведению опытов на животных. Моральная сторона вивисекции не принималась во внимание. Сейчас люди постепенно меняют свое отношение к природе и к животным. В 60-70 годах начала развиваться биоэтика - наука об уважительном отношении к любой жизни, не только человеческой, что подразумевает гармонию взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Это явление отразилось на самых разных сторонах жизни, в том числе и на образовании. Все большее и большее число студентов из разных стран отказываются участвовать в опытах над животными. Выражая сознательный протест, они руководствуются убеждением, что убийство живого существа ради того, чтобы научиться лечить, или чтобы изучить тот или иной биологический процесс, недопустимо. Многие студенты (в некоторых случаях до 80%) не одобряют экспериментирования на животных, т. к. это противоречит их нравственным убеждениям. Некоторые из них отказываются участвовать в опытах из сострадания к животным, и в результате им приходится сменить курс обучения, поскольку гуманных альтернатив таким экспериментам не предусмотрено. Особенно трагичны те случаи, когда студенты, мечтающие стать медиками либо ветеринарами, - то есть представителями профессий, в которых гуманизм и способность чувствовать чужую боль не менее важны, чем квалификация, - вынуждены менять специальность. За последнее время число студентов, требующих альтернатив, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось. Они образовали организацию ИнтерНИЧ. (InterNICHE - International Network of Individuals and Campaigns for Humane Education ИнтерНИЧ - международная сеть частных лиц и организаций за гуманное образование) Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение.

Первый такой случай был в 1987 году, когда американка Дженифер Грехем, студентка биологического факультета отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии, в результате ей отказались засчитывать данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело. После этого случая был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов). В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.

Альтернативами считаются трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта

Сейчас многие университеты постепенно отходят от экспериментов на животных и внедряют гуманные альтернативы в учебный процесс. Очень часто столь положительные перемены происходят благодаря тому, что студенты активно отстаивают свою позицию не причинения вреда животным. Но не только в этом дело. Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели могли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))

Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; от этого метода обучения почти отошли учебные заведения Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.

Вивисекция все еще имеет место при обучении естественным наукам из-за инерции мышления, а вовсе не из-за ее педагогической пользы, о которой говорят сторонники вивисекции (М. Панкоуст, 1991; Дж. Р. Шрок, 1990). Анализ научных данных показывает, что вивисекция не лучше, а, возможно, и хуже ряда ныне широко доступных альтернатив. А то, что альтернативы предпочтительны с этической точки зрения, является дополнительным аргументом в пользу альтернатив. Вивисекция должна быть заменена альтернативами, и чем скорее, тем лучше.

http://zhestokosti.net/vivisection/text/09.html


Ситуационный анализ: Научные эксперименты на животных. Материал для преподавателей.

Обучение хирургии без использования вивисекции

Число студентов, желающих использовать при обучении гуманные альтернативы вивисекции, возрастает во всем мире. Альтернативы вивисекции в области ветеринарной хирургии уже признаны во многих ветеринарных вузах. Так, в апреле 2000 года в 18 из 31 североамериканских ветеринарных вузах студентам предлагались альтернативы экспериментам над животными. А в Великобритании во всех 6 ветеринарных вузах уже в течение многих лет имеется система гуманных альтернатив. Вместо того чтобы тренировать операции на живых собаках и других животных (которых впоследствии убивают) студенты помогают лечить больных животных, то есть будущие ветеринары учатся, так же, как человеческие врачи.

Первыми российскими вузами, полностью заменившими опыты на животных, стали Санкт-Петербургская Государственная академия ветеринарной медицины (кафедра фармакологии), Великолукская Государственная сельскохозяйственная академия (ветеринарное отделение), Казанская Государственная академия ветеринарной медицины (кафедра физиологии и фармакологии). Сейчас альтернативы также внедрены в учебных заведениях Москвы, Украины, Беларуси и Армении.

Альтернативное обучение ветеринарной хирургии обычно состоит из нескольких этапов. Сначала студенты обретают основные навыки: они учатся накладывать швы, пользоваться инструментами на муляжах органов и других моделях. Потом они переходят к оперированию трупов животных, которые либо умерли от старости, либо погибли от несчастного случая, либо были усыплены ветеринаром при тяжелой неизлечимой болезни. Далее студенты наблюдают за операциями над больными животными, нуждающимися в данных операциях, потом они помогают проводить эти операции и, наконец, сами оперируют животных. Таким образом, при традиционном обучении студенты имеют дело со здоровыми животными, которых в дальнейшем убьют, при гуманном альтернативном обучении — с настоящими пациентами, нуждающимися в операциях.

Важной составляющей альтернативного обучения ветеринарной хирургии в Северной Америке являются очень популярные программы стерилизации животных из приютов. Студенты оперируют бездомных животных под тщательным наблюдением преподавателей. После этого животных возвращают в приюты. Эта программа так популярна, потому что здесь выигрывают все стороны. Благодаря ним у животных появляется гораздо больше шансов обрести хозяев, студенты приобретают бесценный опыт проведения часто применяемых процедур, а за вузом закрепляется хорошая репутация, потому что он проводит необходимую для общества работу.

В Мердокском университете программа альтернативного обучения хирургии состоит из обязательного присутствия во всех традиционных экспериментальных лабораториях в качестве наблюдателей, участия в операциях в частных клиниках или приютах и стерилизации животных, например, из приютов. Существуют модели, например, DASIE, с помощью которой можно учиться технике разрезов, наложению лигатуры, наложению швов в брюшной полости и операциям по кишечному анастомозу. Подобные модели очень хороши на начальном этапе, а благодаря дальнейшему оперированию трупов животных, умерших естественной смертью, студенты приобретут бесценный опыт.

В апреле 2000 года в 16 североамериканских ветеринарных вузах операции на трупах были составляющими альтернативных программ. В 12 вузах существовала программа, согласно которой люди, у которых животное умерло, добровольно предоставляли его труп. В 16 вузах использовались трупы животных из приютов и гуманных обществ. В вузах, в которых эти программы были проверены и приняты, в дальнейшем проверялась эффективность таких альтернатив как методов обучения. Их эффективность была впоследствии подтверждена в нескольких опубликованных научных работах. Например, в 1991 году две группы студентов оперировали больных животных. Студенты одной группы учились на трупах, студенты другой группы — на живых собаках, которым был дан наркоз. Вывод оказался следующим: «Мы оценивали качество проведения операции по разным категориям, и качество в обеих группах по всем параметрам оказалось одинаковым. Трупы можно использовать в подготовительных лабораторных упражнениях, когда формируются навыки. Такие упражнения подводят к операциям на живых животных. Животных можно было бы использовать лишь для совершенствования навыков, приобретенных благодаря работе с трупами или другими альтернативными моделями. Таким образом, можно сократить число живых животных, на которых студенты учатся хирургии.

Очевидно, что для отработки общих хирургических навыков, таких как приемов остановки кровотечения и анестезии, все же требуются живые животные. Но это не значит, что животных надо убивать для обучения студентов хирургии. Этому можно учиться благодаря стерилизации животных из приютов и выполнению других благотворительных операций.

Студенты, которые использовали при обучении трупы животных, умерших естественной смертью, говорят, что получили очень хороший опыт. Безусловно, приобретение и использование трупов в обучении будущих ветеринаров представляет собой очень деликатный вопрос, также как и убийство здоровых животных для обучения ветеринарии. Программы передачи трупов клиентами уже осуществляются во многих ветеринарных вузах.

Опыт студентов, которые изучали хирургию альтернативными методами, показывает, что нет нужды убивать, чтобы учиться лечению. У программ обучения хирургии на трупах животных, умерших естественной смертью, есть большие преимущества, поэтому они являются важным компонентом гуманного альтернативного обучения.


http://zhestokosti.net/vivisection/text/11.html


^ Ситуационный анализ: Научные эксперименты на животных. Материал для Ученых.

Использование животных в научных исследованиях.


Эксперименты на животных проводятся в сфере научных исследований (медицинские, военные, космические), тестировании новых препаратов (косметика, бытовая химия, промышленные соединения), в образовании. В целом в мире в процессе экспериментов гибнет более 100 млн. животных в год. По данным Европейского Союза, основная часть животных гибнет в медицинских исследованиях (65%). Фундаментальные научные исследования (в т.ч. военные, космические и др.) вовлекают 26% животных, тесты на токсичность (косметика, новые промышленные соединения) - 8%, сфера образования - 1%.

Существуют два различных подхода в рассмотрении необходимости использования животных в экспериментальной медицине. Согласно первому традиционному подходу, экспериментирование на животных является необходимым источником знаний для медицины и без него человечество не сможет бороться с болезнями. Согласно второму подходу, который стал отстаиваться защитниками животных во второй половине ХХ века и подтверждается многими исследованиями, эксперименты на животных не дают достоверной информации об эффективности тех или иных медицинских препаратов.

Во второй половине ХХ века ученые единодушно пришли к признанию необходимости проводить исследования с использованием экспериментальных животных, соблюдая определенные этические требования. Это стало обязательным условием проведения экспериментов на животных во всех странах мира. К таким требованиям относятся следующие: животное не должно испытывать боль, условия его содержания должны быть максимально комфортными, а целесообразность экспериментов - доказанной. Результаты экспериментов, в которых животным причинялись излишние страдания, не могут быть представлены ни в научных журналах, ни на научных конференциях и съездах. Вот, например, что требует Journal of Physiology от ученых, публикующих статьи в этом журнале: При работе с живыми животными не допускается причинение им боли или неудобств, выходящих за пределы абсолютной неизбежности. При болезненном вмешательстве абсолютно недопустимым является простое обездвиживание животного без применения соответствующих методов обезболивания. Необходимым условием опубликования результатов является подробное описание всех процедур обезболивания и хирургического вмешательства, а в случае умерщвления животных также описание используемого для этого метода. Авторы статьи должны обоснованно доказать, что они принимали все соответствующие меры для того, чтобы не причинить животным излишних страданий. На русском языке о требованиях к экспериментам на животных можно прочитать на сайте биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (http://www.bio.msu.ru/etica.html).

В начале 1985 г. Совет международных медицинских научных организаций (СМННО) опубликовал "Этический кодекс", который содержит "международные рекомендации по проведению медико-биологических исследований с использованием животных" (International .... 1985). В этическом кодексе сформулированы приемлемые для научных работников и для общественных групп защитников животных теоретические принципы и этические правила, которые могут быть приняты за основу при разработке регламентирующих мер и нормативных документов в разных странах мира в отношении использования животных для биомедицинских исследований. Рекомендации составлены, исходя из следующих положений:

    • в принципе использование животных для научных целей нежелательно;

    • по возможности следует применять методы, не требующие использования животных;

    • при существующем уровне знаний использование животных является неизбежным;

    • моральный долг ученых - гуманно относиться к подопытным животным, по возможности не причинять им боли и неудобства и постоянно стремиться изыскивать способы получения того же результата без привлечения живых животных.

Исследователь должен помнить, что на нем лежит ответственность за общее состояние экспериментальных животных. Они должны содержаться в хороших условиях, получать достаточное количество нужного корма и обслуживаться квалифицированными специалистами.


Идеальным представляется биомедицинское исследование, основанное исключительно на результатах компьютерного моделирования. По мнению ученых, такая перспектива является крайне отдалённой. Если такой подход будет реализован в будущем, то опираться он будет на огромный фундамент знаний, полученных, в первую очередь, в ходе экспериментов с использованием лабораторных животных.

Для создания эффективных способов лечения человек должен познать собственную материальную природу. Это задача биологии и медицины. Человечество, в его современном виде, в значительной мере обязано своим существованием биологии и медицине. Биологи изучали законы природы, медики использовали эти знания для создания более эффективных лекарств и способов лечения, и эти объединенные усилия спасли многие и многие человеческие жизни за всю историю. Жизнь миллионов людей, особенно живущих в условиях экстремальной плотности в городах, зависит от постоянного медицинского обслуживания. Достижением медицины можно считать значительное сокращение эпидемий и смертности от инфекционных заболеваний, а также увеличение продолжительности жизни людей почти вдвое за последние 150 лет.

Патогенные микроорганизмы эволюционируют очень быстро, поэтому за время интенсивного использования антибиотиков развились устойчивые к ним формы микроорганизмов. Всё меньше остается в руках врачей эффективных антибиотиков, так как старые, проверенные препараты уже не действуют. Если врач будет пользоваться "испытанными временем" антибиотиками, то больной сегодня может "неожиданно" умереть от воспаления аппендикса и перитонита или воспаления легких.

Дети 5-7 лет стали одной из основных групп риска по заболеванию туберкулезом. Туберкулезная палочка потеряла чувствительность к изониазиду, с помощью которого туберкулез, казалось бы, был побежден. Стафилококки обретают устойчивость к одному антибиотику за другим. Микроорганизмы оказались не так примитивны, как думали ученые полвека назад. Помимо того, что патогенные микроорганизмы поразительно быстро обретают устойчивость к определенным химическим соединениям, они оказались способны создать универсальные системы защиты от обширных групп потенциальных антибиотиков (множественная лекарственная устойчивость).

Создание новых антибиотиков требует их проверки на лабораторных животных, а значит, и неизбежных смертей среди них, если новый испытуемый препарат оказывается неэффективным. Если отказаться от таких испытаний и тем самым остановить создание принципиально новых способов борьбы с патогенными микроорганизмами, то они опять, как и в древности, окажутся сильнее нас, и большинство живущих на Земле людей может стать жертвами эпидемий.

Использование культур клеток in vitro для тестирования лекарственных препаратов настолько дорого, что полный переход на него потребовал бы колоссального сокращения числа исследований (и, к примеру, большинство тяжелобольных, которых было бы реально спасти, так и не дождались бы появления нужного им лекарства). Но переход на такие исследования не решил бы и гуманистических проблем, поскольку для культур клеток необходима питательная среда, основные компоненты которой животного происхождения. Обычно для культур клеток требуется большое количество дорогостоящей эмбриональной телячьей сыворотки. Более дешевые сыворотки - новорожденных телят, а уж, тем более, взрослых животных - пригодны для культивирования лишь некоторых типов клеток. Физиология клетки в культуре и в живом организме не идентичны. На физиологию клетки в живом организме влияют находящиеся в непосредственной близости клетки различных типов, молекулы внеклеточного матрикса, сигнальные молекулы, секретируемые окружающими клетками, специфические механические воздействия и многие другие факторы. Очевидно, что воспроизвести столь сложную регуляцию в культуре клеток невозможно.

Нельзя смоделировать в культуре клеток сердечно-сосудистое заболевание, нельзя смоделировать в культуре клеток диабет, злокачественные, аутоиммунные заболевания и вообще все заболевания сложной этиологии, спонтанные выкидыши у женщин.

Утверждения "защитников" прав животных, что животные "радикально отличаются от человека" и потому не могут служить модельными объектами, не верны. Ученые уже достаточно хорошо знают, в чем сходство и отличие физиологии каждого из видов лабораторных животных от физиологии человека. Очень многие эффекты лекарственных препаратов стабильно воспроизводятся на мышах. Некоторые эффекты, особенно связанные с влиянием на психику, можно выявить только на самой последней стадии испытаний, когда лекарство испытывается на людях. Ученые делают все, что от них зависит, для того, чтобы негативные эффекты выявлялись на как можно более ранних стадиях испытаний, по возможности еще до того, как препарат начинают испытывать на животных.

Медицине известны случаи, когда негативные эффекты недостаточно проверенных лекарственных препаратов проявлялись лишь в следующих поколениях http://www.medterms.com/script/main/art.asp?articlekey=13637&rd=1. При более тщательных испытаниях на животных вред, нанесенный людям, мог быть предотвращен. Но как изучить такие свойства химических соединений в культуре тканей или даже органов? Компьютерные методы и многочисленные методы исследований in vitro очень широко используются исследователями на начальных этапах создания новых лекарственных препаратов. Но на данный момент невозможно себе представить, чтобы только с помощью этих методов был создан эффективный и безопасный лекарственный препарат. Таким образом, начиная с определенных стадий изучения потенциального лекарственного препарата, современная биомедицинская наука не может обойтись без использования лабораторных животных. Экспериментаторам приходится исходить из того, что полный отказ от экспериментов на животных невозможен. http://molbiol.ru/student/02_05.html#a1d

Скачать 197.86 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты