Домой

А. В. Павлов 2012 г




НазваниеА. В. Павлов 2012 г
страница1/8
Дата20.01.2013
Размер1.28 Mb.
ТипДокументы
Содержание
«анестезиология и реаниматология »
Рекомендована к утверждению рецензентами
Рабочая программа дисциплин (модулей) по специальности
Обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00)
Учебный план послевузовского профессионального образования врачей по специальности « Анестезиология и реаниматология» (ординатур
Состав рабочей группы и консультантов
Занимаемая должность
По методическим вопросам
Пояснительная записка
Целью послевузовского профессионального образования клинического ординатора по специальности «Анестезиология и реаниматология»
Задачи послевузовского профессионального образования клинического ординатора по специальности «Анестезиология и реаниматология»
Структура программы.
Основная цель практики
Общекультурные компетенции характеризуются
ПК 02. в лечебной деятельности
ПК 03. в реабилитационной деятельности
ПК 04. в профилактической деятельности
ПК 05. в организационно-управленческой деятельности
Перечень знаний, умений и владений
Перечень практических навыков
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ





УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии профессор


__________________

А.В.Павлов

«____» __________ 2012 г.





ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

^ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ »

(ординатура)


г. Ярославль

2012 г.


ОДОБРЕНА

методическим советом по


послевузовскому образованию

«____» _______ 20_____года

протокол № ____




ОДОБРЕНА


центральным координационно-

методическим советом

«____» _______ 2012года

протокол № ____




Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности « Анестезиология и реаниматология» разработана сотрудниками кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО ЯГМА (заведующий кафедрой А.В.Забусов, доцент, кандидат медицинских наук) под руководством ректора Академии А.В.Павлова, профессора, доктора медицинских наук


^ Рекомендована к утверждению рецензентами:

  1. В.В.Мороз, директор ГФБУ РАМН «НИИ общей реаниматологии им. В.А.Неговского», заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Министерства здравоохранения и социального развития, член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук

  2. С.В.Свиридов, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Российской государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения и социального развития, профессор, доктор медицинских наук



© ГБОУ ВПО ЯГМА, 2012

Условные обозначения:


ОД.О.00

Обязательные дисциплины

ФД.О.00

Факультативные дисциплины

ОСК.О.00

Обучающий симуляционный курс

П.О.00

Практика

ФД.О.00

Факультативные дисциплины

ИГА.О.00

Итоговая государственная аттестация

О.

Ординатура

ОК

Общекультурные компетенции

ПК

Профессиональные компетенции



СОДЕРЖАНИЕ


Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Анестезиология и реаниматология (ординатура)

5

Пояснительная записка

6

Требования к уровню подготовки врача-специалиста анестезиолога-реаниматолога, успешно освоившего образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Анестезиология и реаниматология

9

Профессиональные компетенции врача-специалиста анестезиолога-реаниматолога

9

Перечень знаний, умений и владений врача – специалиста по анестезиологии и реаниматологии (ординатура)

11

Перечень практических навыков врача - специалиста по анестезиологии и реаниматологии (ординатура)

15

^ Рабочая программа дисциплин (модулей) по специальности

« Анестезиология и реаниматология»

18

ОД.О.01 Специальные дисциплины

18

ОД.О.01.01. Раздел 1 « Анестезиология»

18

ОД.О.01.02. Раздел 2 «Реаниматология и интенсивная терапия»

20

ОД.О.02 Смежные дисциплины

23

ОД.О.02.01. Раздел 1 « Терапия»

23

ОД.О.02.02. Раздел 2 « Хирургия»

23

ОД.О.02.03. Раздел 3 «Основы организации здравоохранения и права»

24

ОД.О.03. Фундаментальные дисциплины

25

ОД.О.03.01. Раздел 1 « Клиническая анатомия, физиология и биохимия»

25

ОД.О.03.02. Раздел 2 « Клиническая фармакология»

26

ОД.О.04. Дисциплины по выбору ординатора

27

ОД.О.04.01. Раздел 1 «Регионарная анестезия »

27

ОД.О.04.02. Раздел 2 «Респираторная поддержка »

28

ОД.О.04.03. Раздел 3 «Нутритивная поддержка»

29

ФД.О.00 Факультативные дисциплины

30

ФД.О.01 Раздел 1 « Анестезия и интенсивная терапия в кардиохирургии»

30

ФД.О.02 Раздел 2 « Реанимация и интенсивная терапия в неонатологии»

30

^ Обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00)

31

Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности « Анестезиология и реаниматология» (ординатура)

33

^ Учебный план послевузовского профессионального образования врачей по специальности « Анестезиология и реаниматология» (ординатура)

46

Список литературы

51

Законодательные и нормативно-правовые документы

53



^ СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Анестезиология и реаниматология»



пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

^ Занимаемая должность

Место работы

1.

Жбанников Петр Станиславович

К.м.н., доцент

Зав. курсом анестезиологии и реаниматологии ИПДО

ГБОУ ВПО ЯГМА

2.

Забусов Алексей Викторович

К.м.н., доцент

Зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом ИПДО

ГБОУ ВПО ЯГМА

3.

Любошевский Павел Александрович

К.м.н., доцент

Доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом ИПДО

ГБОУ ВПО ЯГМА


^ По методическим вопросам


1.

Шкребко Александр Николаевич

Д.м.н., профессор

Проректор по учебной работе

ГБОУ ВПО ЯГМА

2.

Ильин Михаил Витальевич

Д.м.н., доцент

Декан ФППО

ГБОУ ВПО ЯГМА



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности «Анестезиология и реаниматология» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению « Анестезиология и реаниматология» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) «Анестезиология и реаниматология»:

^ Целью послевузовского профессионального образования клинического ординатора по специальности «Анестезиология и реаниматология» является подготовка квалифицированного врача-специалиста анестезиолога-реаниматолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «Анестезиология и реаниматология»

^ Задачи послевузовского профессионального образования клинического ординатора по специальности «Анестезиология и реаниматология»:

  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача анестезиолога-реаниматолога и способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача анестезиолога-реаниматолога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

  3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере анестезиологии и реаниматологии.

  4. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  5. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по анестезиологии и реаниматологии и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.

  6. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.


В ординатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» в соответствии с требованиями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения». Обучение  ведется  с отрывом  от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года.

^ Структура программы. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности « Анестезиология и реаниматология» (ординатура) включает в себя учебный план, рабочую программу дисциплин (модулей), программу практики, обеспечивающие реализацию модульной технологии обучения. Содержание образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Анестезиология и реаниматология» (ординатура) представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по анестезиологии и реаниматологии.

В рабочей программе дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна/ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы. Тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.

Таким образом, содержание программы представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности. Для этого предусмотрено 2 вида практики:

  • учебная практика (в стационаре)

  • преддипломная практика (в стационаре)

^ Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Практика в содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) составляет 65% учебного времени.

Другой важной составной частью образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности « Анестезиология и реаниматология» является учебный план. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-ординатора по анестезиологии и реаниматологии, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности «Анестезиология и реаниматология»кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам (модулям) дисциплины; 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

  • клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития РФ .

В процессе подготовки врача-ординатора по анестезиологии и реаниматологии обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения, по окончанию изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ и др. Теоретическая подготовка врачей- ординаторов предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных научно-практических и патологоанатомических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе послевузовского профессионального образования врачей-специалистов по анестезиологии и реаниматологии, написание рефератов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.

По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (ординатура).

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации, обучающийся получает документ установленного образца.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА АНЕСТЕЗИОЛОГА-РЕАНИМАТОЛОГА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ»


Врач-специалист анестезиолог-реаниматолог должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

^ Общекультурные компетенции характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности;

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности:

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции;

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

  • ПК 01. в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования;

  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики конкретной группы заболеваний и патологических процессов;

  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в конкретной группе заболеваний;

^ ПК 02. в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

  • способностью и готовностью назначать больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов;

^ ПК 03. в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

^ ПК 04. в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

  • способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

^ ПК 05. в организационно-управленческой деятельности:

    • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;

    • способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.

    1. Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.






^ Перечень знаний, умений и владений

врача-специалиста анестезиолога-реаниматолога

(ординатора)

Врач-специалист по анестезиологии и реаниматологии должен знать:

- основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, медицинского страхования и иные нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие принципы организации службы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, действующие приказы и другие документы, регулирующие службу. Оснащение отделений и гигиенические

требования;

- правовые вопросы в анестезиологии-реаниматологии;

- элементы топографической анатомии нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, необходимые для выполнения операций и манипуляций;

- нормальную и патологическую физиологию нервной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, водно-электролитного баланса, кислотно-щелочного состояния, системы крови;

- клиническую картину, функциональную и биохимическую диагностику синдромов острых нарушений функций систем и органов;

- патофизиологию острой травмы, кровопотери, шока, коагулопатий, гипотермии, болевых синдромов, острой дыхательной и сердечно - сосудистой недостаточности;

- патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти, восстановительного периода после оживления (постреанимационной болезни);

- анатомо-физиологические особенности детского возраста, изменения в пожилом и старческом возрасте;

- клиническое и фармакологическое обоснование использования средств, применяемых при проведении анестезии: для ингаляционного и неингаляционного наркоза, снотворных, нейролептических, транквилизаторов, седативных, антидепрессантов, противосудорожных, анальгезирующих (наркотических анальгетиков и их антагонистов,

ненаркотических анальгетиков), антихолинэстеразных, холинолитических, ганглиоблокирующих, мышечных релаксантов, местноанестезирующих, антигистаминных;

- клиническое и фармакологическое обоснование использования средств, применяемых при проведении интенсивной терапии и реанимации: адреналина и адреномиметических, антиадренэргических, дофамина, сердечных гликозидов, антиаритмических, спазмолитических, сосудорасширяющих, антигипертензивных, диуретических и дегидратационных, витаминов, средств, влияющих на свертывание крови, гормонов и их аналогов, ферментных и антиферментных (фибринолитических, ингибиторов протеолиза и фибринолиза), средств, влияющих на свертывание крови (антикоагулянтов прямого и непрямого действия, антигеморрагических и гемостатических), аминокислот и средств для парентерального питания, плазмозамещающих растворов, солевых растворов, препаратов

для коррекции кислотно-щелочного и ионного равновесия (щелочей и кислот, препаратов кальция и калия, содержащих железо и фосфор), сахара, кислорода, иммуномодуляторов, антибиотиков, сульфаниламидных, противовирусных, антисептических;

- вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;

- методы предоперационного обследования, лечебной подготовки к операции и анестезии, премедикации;

- современные методы общей, местной и регионарной анестезии в различных областях хирургии, анестезию у больных с сопутствующими заболеваниями и патологическими состояниями; анестезию в различных условиях (стационаре, поликлинике, военно-полевых условиях, при массовых поступлениях пострадавших);

- современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях и критических состояниях в хирургии (различных областях), терапии, акушерстве и гинекологии, урологии, травматологии, кардиологии, клинике инфекционных болезней,

педиатрии, токсикологии, неврологии — принципы асептики и антисептики:

- формы и методы санитарно-просветительной работы.


Врач–специалист по анестезиологии и реаниматологии должен уметь:

- оценить на основании клинических, биохимических и функциональных методов исследования состояние больных, требующих оперативного вмешательства;

- провести предоперационную подготовку с включением инфузионной терапии, парентерального и энтерального зондового питания, обеспечив предварительно по показаниям доступ к периферическим или центральным венам;

- выбрать и провести наиболее безопасную для больного анестезию с использованием современных наркозно – дыхательных и диагностических аппаратов во время оперативного вмешательства, при болезненных манипуляциях и исследованиях;

- разработать и провести комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий в послеоперационном периоде;

- оценить состояние и выделить ведущие синдромы у больных (пострадавших), находящихся в терминальном и тяжелом состоянии;

- проводить терапию синдромов острой дыхательной недостаточности, малого сердечного выброса, коагулопатий, дисгидрий, экзо — и эндотоксикоза, белково-энергетической недостаточности, внутричерепной дистензии и их сочетаний;

- проводить санитарно-просветительную работу среди населения;

- оформить медицинскую документацию.


Врач–специалист по анестезиологии и реаниматологии должен владеть:

- оценкой состояния больного перед операцией, проведением премедикации;

- организацией рабочего места в операционной с учетом мер профилактики взрывов и воспламенений, правилами работы с баллонами со сжатыми газами, подготовки к работе и эксплуатации аппаратуры для наркоза, искусственной вентиляции легких, мониторного наблюдения за больным, необходимых инструментов, медикаментов;

- эксплуатацией аппаратов для анестезии и наблюдением за больными, искусственной вентиляции легких; распознанием основные неисправностей;

- проведением вводного наркоза внутривенными и ингаляционными препаратами, с миорелаксантами;

- осуществлением принудительной вентиляцией легких маской наркозного аппарата, интубацией трахеи на фоне введения миорелаксантов, искусственной вентиляции легких вручную и с помощью респираторов; введением ларингеальной маски и комбитюба

- проведением и поддержанием адекватно проводимой операции и состоянием больного анестезии ингаляционными и внутривенными препаратами, многокомпонентной и комбинированной анестезии при плановых операциях в общей хирургии, урологии, гинекологии, ортопедии и травматологии у взрослых и детей;

- проведением анестезии при экстренных абдоминальных операциях (по поводу перитонита, кишечной непроходимости, желудочно-кишечных кровотечений, внутренних кровотечений, при остром холецистите и панкреатите и др.), экстренных урологических операциях, при травматических повреждениях у взрослых и детей;

- проведением анестезии в акушерско-гинекологической практике при нормальном и оперативном родоразрешении, при родовспомогательных процедурах, при экстрагенитальной патологии, при экстренных операциях и процедурах;

- осуществлением непрерывного контроля состояния больного во время анестезии, своевременным распознаванием возникающих нарушений состояния больного и осложнения, применением обоснованной корригирующей терапии;

- осуществлением рациональной инфузионно-трансфузионной терапии во время анестезии с учетом особенностей детского возраста, состояния больного;

- осуществлением наблюдения за больным и необходимым лечением в периоде выхода больного из анестезии и ближайшем послеоперационном периоде до полного восстановления жизненно важных функций;

- установлением необходимости продленного наблюдения и интенсивной терапии в послеоперационном периоде и показаний к нахождению больного в отделении (палате) интенсивной терапии (реанимации), до перевода в это отделение обеспечением необходимой интенсивной терапии и наблюдением за больным;

- проведением местного обезболивания: аппликационная, инфильтрационная, проводниковая, спинальная и эпидуральная анестезия ;

- проведением профилактики и лечения осложнений местной и проводниковой анестезии;

- распознаванием осложнений анестезии, возникших вследствие необычной реакции на медикаменты, неправильной техники анестезии (нарушение доставки кислорода, интубация в пищевод, гиперкапния, гипертрансфузия), клапанного пневмоторакса, острой

сердечно-сосудистой недостаточности, проводить своевременно лечебно-реанимационные мероприятия;

- установлением показания и произведением катетеризации периферических и центральных (подключичной и внутренней яремной) вен, осуществлением контроля проводимых инфузий и состояния больного;

- распознаванием и правильным лечением осложнений катетеризации центральных (подключичной и внутренней яремной) вен, пневмо-, гидро-, гемоторакса;

- проведением премедикации, анестезии, посленаркозного периода у детей, обеспечением расчетных дозировок (по возрасту и массе тела) медикаментов, поддержанием проходимости дыхательных путей и интубации (выбор интубационной трубки, ее диаметра в зависимости от возраста, особенности техники интубации), используя

аппаратуру для детей;

- проведением неотложных мероприятий при синдромах острой сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, печеночной, почечной недостаточности, при критических состояниях эндокринного генеза;

- распознать на основании клинических и лабораторных данных нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-щелочного состояния, проводить коррекцию их нарушений;

- диагностировать и лечить гиповолемические состояния;

- диагностировать и лечить нарушения свертывающей и противосвертывающей системы крови;

- провести неотложные мероприятия при: различных формах шока; ожоговой травме;

тяжелой черепно-мозговой травме, политравме, травме груди; осложненных формах инфаркта миокарда, нарушениях ритма сердечной деятельности, гипертоническом кризе;

комах неясной этиологии; отравлениях (медикаментами, препаратами бытовой химии, угарным газом, ФОС, этанолом и др.); столбняке, холере, ботулизме;

радиационных поражениях;

- провести форсированный диурез;

- определить показания к перитонеальному диализу, гемосорбции, плазмафферезу, другим методам детоксикации;

- провести корригирующую инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное и зондовое энтеральное питание;

- осуществить уход и наблюдение за больными при длительных внутривенных инфузиях, диагностировать осложнения;

- установить показания к гипербарической оксигенации; - провести по показаниям:

ингаляционный, внутривенный, комбинированный наркоз масочным и эндотрахеальным способом, с раздельной и эндобронхиальной интубацией, при искусственной вентиляции легких и самостоятельном дыхании, комбинированную анальгезию и чрескожную

электронейростимуляцию, внутривенную анестезию инфузионным (капельным) способом с использованием аппаратов для длительных дозированных инфузий; проводниковую анестезию: блокаду нервов и нервных сплетений верхней и нижней конечности, эпидуральную (на различных уровнях, обычную и продленную с катетером), спинальную; эпидуральную анальгезию введением морфина для обезболивания в послеоперационном

периоде и при болевых синдромах; искусственную вентиляцию легких инжекционным методом; анестезию у детей всех возрастных групп от периода новорожденности, в том числе при высоких степенях анестезиолого-операционного риска; анестезию при плановых и экстренных операциях во всех областях специализированной хирургии (торакальной, нейрохирургии, оториноларингологии, офтальмологии, челюстно-лицевой хирургии, ортопедии и травматологии, акушерстве и гинекологии, урологии,

стоматологии); анестезию с превентивным наложением трахеостомы; интубацию трахеи под местной анестезией ротовым и носовым путем;

- диагностировать и лечить возникшие во время операции нарушения газообмена, кровообращения, гемокоагуляции, терморегуляции, аллергические и анафилактические реакции, хирургическую кровопотерю;

- диагностировать и лечить осложнения в послеоперационном периоде, нарушения жизненно важных функций, проводить обезболивание;

- применить различные виды искусственной вентиляции легких, продленной интубации и трахеостомии, адаптации к респиратору, седативной терапии, отключения от респиратора, ухода за больным с трахеостомой, контроля состояния газообмена; стерилизации и

обеззараживания аппаратуры и инструментария для искусственной вентиляции легких;

- выполнить лечебную бронхоскопию и промывание бронхов при аспирационном синдроме, бронхиальной обструкции;

- проводить интенсивную терапию при: септических состояниях, перитоните, диарее, истощающей рвоте с применением антибактериальных препаратов, зондового и

парентерального питания; политравме, шоке, травме груди, радиационной, электротравме,

ожоговой травме, черепно-мозговой травме; остром инфаркте миокарда, нарушениях ритма сердца, с использованием электростимуляционной терапии и электроимпульсной

терапии; тяжелой акушерской патологии; эклампсических состояниях, нефропатии, шоковых и шокоподобных состояниях, акушерских кровотечениях; экзогенных отравлениях этанолом, препаратами бытовой химии, медикаментами, токсическими продуктами промышленности с использованием по показаниям гемосорбции;

инфекционных заболеваний у взрослых и у детей: кишечных инфекциях, менингите, полиомиелите, столбняке, ботулизме; диабетическом кетоацидозе, феохромоцитомном кризе, недостаточности надпочечников; тиреотоксических кризах; гипертермическом синдроме и судорожном синдроме у детей; в восстановительном периоде после оживления;

- провести реанимацию при клинической смерти с применением закрытого и открытого массажа сердца, внутрисердечного и внутрисосудистого введения медикаментов, разных способов вентиляции легких; мероприятий церебропротекции, специальных методов интенсивной терапии в восстановительном периоде после оживления гипербарооксигенации, экстракорпоральной детоксикации, вспомогательного кровообращения;

- определить границы реанимации и критерии ее прекращения, установить диагноз "смерти мозга", условия допустимости взятия органов для трансплантации.


^ Перечень практических навыков

врача-специалиста - анестезиолога-реаниматолога

(ординатора)

  1. Оценить на основании клинических, биохимических и функциональных методов исследования состояния больных, требующих оперативного вмешательства.

  1. Провести предоперационную подготовку с включением инфузионной терапии, парентерального и энтерального зондового питания.

  1. Выбрать и провести наиболее безопасную для больного анестезию с использованием современных наркозно - дыхательных и диагностических аппаратов во время оперативного вмешательства.

  1. Разработать и провести комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий в послеоперационном периоде.

  1. Оценить состояние и выделить ведущие синдромы у больных, находящихся в тяжелом состоянии.

  1. Проводить терапию синдромов острой дыхательной недостаточности, малого сердечного выброса, коагулопатий, дисгидрий, экзо- и эндотоксикоза, белково-энергетической недостаточности.

  1. Оформить медицинскую документацию.

  1. Оценить состояние больного перед операцией, провести премедикацию.

  1. Организовать рабочее место в операционной с учетом мер профилактики взрывов и воспламенений, правил работы с баллонами со сжатыми газами, подготовки к работе и эксплуатации аппаратуры для наркоза, искусственной вентиляции легких, мониторного наблюдения за больным, необходимых инструментов, медикаментов.

  1. Эксплуатировать аппараты для анестезии и наблюдения за больным, искусственной вентиляции легких; распознать основные неисправности.

  1. Провести вводный наркоз внутривенными и ингаляционными препаратами, применять миорелаксанты.

  1. Осуществлять принудительную вентиляцию легких маской наркозного аппарата, интубацию трахеи на фоне введения миорелаксантов, искусственную вентиляцию легких вручную и с помощью респираторов.

  1. Провести поддержание адекватной анестезии ингаляционными и внутривенными препаратами.

  1. Провести анестезию при экстренных абдоминальных операциях (по поводу перитонита, кишечной непроходимости, ЖКК, внутривенных кровотечений, при остром холецистите и панкреатите и др.), экстренных урологических операциях.

  1. Провести анестезию в акушерско-гинекологической практике при нормальном и оперативном родоразрешении, при родовспомогательных процедурах, при экстрагенитальной патологии, при экстренных операциях и процедурах.

  1. Осуществить рациональную инфузионно-трансфузионную терапию во время анестезии с учетом особенностей состояния больного.

  1. Осуществлять наблюдение за больными и проводить необходимое лечение в периоде выхода больного из анестезии и ближайшем послеоперационном периоде до полного восстановления жизненно важных функций.

  1. Провести местное обезболивание: аппликационную, инфильтрационную, футлярную и эпидуральную анестезию (на поясничном уровне).

  1. Установить показания и проводить катетеризацию периферических и центральных (подключичной и внутренней яремной) вен, осуществить контроль производимых инфузий.

  1. Провести премедикацию, анестезию, посленаркозный период у детей, обеспечивая при этом расчетные дозировки (по возрасту и массе тела) медикаментов, поддержание проходимости дыхательных путей и интубацию (выбор интубационной трубки, ее диаметр в зависимости от возраста, особенности техники инкубации), используя аппаратуру для детей.

  1. Провести неотложные мероприятия при синдромах острой сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, печеночной, почечной недостаточности, при критических состояниях эндокринного генеза.

  1. Распознать на основании клинических и лабораторных данных нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-щелочного состояния, проводить коррекцию их нарушений.

  1. Диагностировать и лечить гиповолемические состояния.

  1. Диагностировать и лечить нарушения свертывающей и противосвертывающей систем крови.

  1. Провести неотложные мероприятия при различных формах шока.

  1. Провести неотложные мероприятия при осложненных формах инфаркта миокарда, нарушениях ритма сердечной деятельности, гипертоническом кризе.

  1. Провести форсированный диурез.

  1. Определить показания к перитонеальному диализу, гемосорбции, плазмафферезу, другим методам детоксикации.

  1. Провести корригирующую инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное и зондовое энтеральное питание.

  1. Провести по показаниям: ингаляционный, внутривенный, комбинированный наркоз масочным и эндотрахеальным способом, с раздельной и эндотрахеальной интубацией, при искусственной вентиляции легких и самостоятельном дыхании, комбинированную электроаналгезию и чрескожную электронейростимуляцию, внутривенную анестезию инфузионным (капельным) способом с использованием аппаратов для длительных дозированных инфузий.

  1. Провести по показаниям проводниковую анестезию: блокаду нервов и нервных сплетений верхней и нижней конечности, эпидуральную (на различных уровнях обычную и продленную с катетером), спинальную, эпидуральную анальгезию введением морфина для обезболивания в послеоперационном периоде при болевых синдромах.

  1. Провести по показаниям ИВЛ инжекционным методом.

  1. Провести по показаниям интубацию трахеи под местной анестезией ротовым и носовым путем.

  1. Диагностика и лечение возникших во время операции нарушений газообмена, кровообращения, гемокоагуляции, терморегуляции, аллергических и анафилактических реакций, хирургической кровопотери.

  1. Диагностика и лечение осложнений в послеоперационном периоде, нарушений жизненно важных функций, проведение обезболивания.

  1. Применение различных видов искусственной вентиляции легких, продленной интубации и трахеотомии, адаптации к респиратору, седативной терапии, отключение от респиратора, ухода за больным с трахеостомой, контроля состояния газообмена, стерилизация и обеззараживания аппаратуры и инструментария для ИВЛ.

  1. Выполнение лечебной бронхоскопии и промывания бронхов при аспирационном синдроме, бронхиальной обструкции.

  1. Проведение интенсивной терапии при септических состояниях, перитоните, диарее, истощающей рвоте с применением антибактериальных препаратов, зондового и парентерального питания.

  1. Проведение интенсивной терапии при политравме, шоке, травме груди, радиационной электротравме, ожоговой, черепно-мозговой травме.

  1. Проведение интенсивной терапии при остром инфаркте миокарда, нарушения ритма сердца с использованием электроимпульсной и электростимуляционной терапии.

  1. Проведение интенсивной терапии тяжелой акушерской патологии эклампсических состояний, нефропатии, шоковых и шокоподобных состояний, акушерских кровотечений.

  1. Проведение интенсивной терапии экзогенных отравлений этанолом, препаратами бытовой химии, медикаментами, токсическими продуктами промышленности с использованием по показаниям гемосорбции.

  1. Проведение интенсивной терапии при диабетическом кетоацидозе, феохромоцитомном кризе, недостаточности надпочечников, тиреотоксическом кризе.

  1. Проведение интенсивной терапии при гипертермическом и судорожном синдроме у детей.

  1. Проведение интенсивной терапии в восстановительном периоде после оживления.

  1. Проведение реанимации при клинической смерти с применением закрытого и открытого массажа сердца, внутрисердечного и внутрисосудистого введения медикаментов, разных способов вентиляции легких.

  1. Проведение мероприятий церебропротекции, специальных методов интенсивной терапии в восстановительном периоде после оживления - гипербарооксигенации, экстракорпоральной детоксикации, вспомогательного кровообращения.

  1. ИВЛ: простейшими методами ("изо рта -в- рот", "изо рта -в- нос"), вручную через маску или интубационную трубку с помощью аппарата для наркоза, портативного респиратора, инжекционным методом, с помощью ларингеальной маски.

  1. Прямой и непрямой массаж сердца.

  1. Интубация трахеи методом прямой ларингоскопии, в слепую через рот и носовые ходы под наркозом и местной анестезией.

  1. Общая анестезия в зависимости от состояния больного и оперативного вмешательства.

  1. Местная аппликационная, инфильтрационная, футлярная, проводниковая, эпидуральная, спинальная анестезия.

  1. Катетеризация эпидурального пространства.

  1. Использование аппаратуры для наркоза, ИВЛ, мониторирования жизненно важных функций с соблюдением правил ухода за ней, техники безопасности.

  1. Использование в соответствии с правилами баллонов со сжатыми газами, проверка закиси азота на чистоту.

  1. Опорожнение желудка зондом, прижатие пищевода в области шеи (прием Селлика) и другие методы.

  1. Венепункция, венесекция, катетеризация периферических и центральных вен у взрослых и детей, длительная инфузионная терапия, использование аппаратуры для дозированных инфузий.

  1. Артериопункция и артериосекция.

  1. Взятие крови для анализа крови и КЩС.

  1. Определение группы крови и Rh-принадлежности крови (индивидуальной совместимости).

  1. Экспресс-диагностика нарушений свертывания крови.

  1. Пункция и дренирование плевральной полости.

  1. Внутрисердечное введение медикаментов.

  1. Пункция трахеи.

  1. Трахеостомия, коникотомия.

  1. Бронхоскопия, очищение дыхательных путей от патологического содержимого.

  1. Вибрационный массаж грудной клетки.

  1. Запись и расшифровка ЭКГ и ЭЭГ.

  1. Электростимуляция и электродефибрилляция.

  1. Измерение ЦВД.

  1. Катетеризация мочевого пузыря, измерение диуреза.

  1. Энтеральное зондовое и парентеральное питание.

  1. Расчеты дефицита воды, электролитов. нарушений белкового и углеводного обмена, КЩС, гемоглобина и гематокрита и коррекция этих нарушений.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты