Домой

Основные подходы к формированию приказа по организации анестезиологической и реаниматологической помощи в РФ из доклада рабочей группы 8 ноября 2006 г




Скачать 102.43 Kb.
НазваниеОсновные подходы к формированию приказа по организации анестезиологической и реаниматологической помощи в РФ из доклада рабочей группы 8 ноября 2006 г
Дата20.01.2013
Размер102.43 Kb.
ТипДоклад
Содержание
Б. Основные положения, включенные в приказ.
Интенсивная терапия
Интенсивное наблюдение
Подобные работы:

Основные подходы к формированию приказа по организации анестезиологической и реаниматологической помощи в РФ (из доклада рабочей группы 8 ноября 2006 г.)

А. Положения, которые следует учитывать при оценке проекта приказа.

Новый приказ должен заменить сразу три документа: МЗ СССР № 841 от 11 июля 1986 г. «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», приказ МЗ СССР № 1188 от 29 декабря 1975 г. «О дальнейшем совершенствовании реанимационной помощи населению»; приказ № 501 от 27 июля 1970

г. (положения о заведующем отделением анестезиологии-реанимации и других сотрудниках этого отделения). При этом он не должен входить в противоречие со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. (О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…), приказом МЗ РФ № 377 от 15.10.1999 г. (Об оплате труда работников здравоохранения) и рядом других, регламентирующих деятельность службы, документов. Важно понимать, что с «чистого листа» готовить новый приказ невозможно, так как одномоментно изменить весь пакет законов, постановлений и приказов нереально.

Приказ должен регламентировать деятельность подразделений, оказывающих анестезиологическую и реаниматологическую помощь в медицинских учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Другими словами, он должен распространяться на ЛПУ не только МЗ и РФ, но и других министерств и ведомств, учреждений РАН, РАМН и т.д., где имеется свой, порою уникальный, опыт организации работы. Его положения должны учитывать специфику деятельности всех поликлинических учреждений и стационаров (специализированных, многопрофильных, «скоропомощных», «плановых»).

С учетом того, что анестезиология и реаниматология стоит на стыке различных направлений в медицине, приказ не может обходить стороной вопросы оказания помощи больным не только u1093 хирургического, но и терапевтического, инфекционного, неврологического и др. профилей, а также интересы и закономерности разви-

тия этих направлений.

Следует понимать, что ломка реально сложившихся организационных форм и взаимоотношений подразделений анестезиолого-реаниматологического профиля с другими структурными подразделениями учреждений может вызвать противодействие не только со стороны администрации учреждений, но и представителей смежных специальностей.

Таким образом, при рассмотрении проекта приказа важно проявить взвешенность, конструктивизм, умение идти на компромисс в спорных ситуациях. Новый приказ в целом должен быть направлен на повышение статуса анестезиолога-реаниматолога и привлекательность специальности, обеспечение возможности модернизации

службы с учетом изменяющихся условий и задач. В то же время он не должен снижать уровень безопасности пациента и ухудшать социальное положение персонала.

^ Б. Основные положения, включенные в приказ.

С учетом изложенного, прежде всего предложено установить тождественность наименований подразделений, которые имели хождение в стране в течение последних 50 лет (отделение анестезиологии-реанимации, отделение

анестезиологии и реанимации, отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии), а также которые предлагается ввести новым приказом (центр, клиника). Это делается для того, чтобы облегчить оформление пенсий с учетом требований постановления Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. С этой же

целью предлагается максимально сохранить номенклатуру и должностей, и наименований подразделений в том виде, в котором они на сегодня существуют, несмотря на неполное их соответствие современным представлениям и взглядам представителей различных научных школ.

Основными составляющими анестезиологической и реаниматологической помощи предлагается считать анестезию, реанимацию, интенсивную терапию, интенсивное наблюдение (мониторинг).

Анестезия – комплекс приемов и мер по защите пациента от повреждающих факторов агрессии при хирургических вмешательствах, перевязках, манипуляциях и сложных методах исследования.

Реанимация – комплекс приемов и мер по выведению больного (пострадавшего, раненого) из терминального состояния.

^ Интенсивная терапия предполагает профилактику и лечение тяжелых, но обратимых функциональных и метаболических расстройств, угрожающих больному гибелью, с использованием методов искусственного поддержания или замещения функций органов и систем.

^ Интенсивное наблюдение представляет собой комплекс мер, направленных на раннюю диагностику изменений гомеостаза, происходящих в организме не только при оперативных вмешательствах, но и в тех отделениях (хирургических, терапевтических, неврологических и др.), где имеются больные с угрозой развития критического состояния.

Организационные формы в системе оказания анестезиологической и реаниматологической помощи: группа (бригада) анестезиологии-реанимации, отделение анестезиологии-реанимации (с возможностью развертывания палаты пробуждения), отделение реанимации и интенсивной терапии, центры анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, выездные (мобильные) группы анестезиологии-реанимации.

Группу (бригаду) анестезиологии-реанимации предлагается создавать в составе ЛПУ, работающего вне круглосуточного графика работы и оказывающего хирургическую и акушерско-гинекологическую помощь (поликлиники, в т.ч. стоматологические, больницы, дневные стационары, женские консультации). В больничных

учреждениях, имеющих в штате группу (бригаду) анестезиологии-реанимации, в составе одного из профильных отделений может быть организована палата (не более 3 коек) для интенсивного наблюдения и лечения больных.

Отделение анестезиологии-реанимации создается в составе лечебного учреждения с круглосуточным графиком работы и коечным фондом до 499 коек. Минимальный коечный фонд отделения анестезиологии-реанимации – 6 коек, максимальный – 24 койки. В учреждениях, в которых обеспечивается круглосуточная работа двух и более экстренных хирургических столов или не менее пяти плановых, может быть создано специализированное отделение анестезиологии-реанимации исключительно для анестезиологического обеспечения операций, родов, перевязок, а также сложных диагностических и лечебных манипуляций. В этом

случае отделение будет функционировать как самостоятельное структурное подразделение без коечного фонда.

Число коек реанимации и интенсивной терапии в стационаре не может быть менее шести, а в больницах с коечной емкостью в 300 коек и более – менее 5% от общего коечного фонда учреждения. Пост: один врач на 6 коек, одна сестра на 3 койки.

Отделение реанимации и интенсивной терапии предлагается организовывать в стационарах с коечным фондом 500 и более, либо если в учреждении создается специализированное отделение анестезиологии-реанимации (без

коек) для анестезиологического обеспечения операций, родов, перевязок, а также сложных диагностических и лечебных манипуляций. Минимальный коечный фонд отделения реанимации и интенсивной терапии - 6 коек, максимальный – 24 койки. В одном стационаре может быть несколько отделений реанимации и интенсивной терапии.

Создание специализированных отделений реанимации и интенсивной терапии для лечения больных кардиологического, кардиохирургического, неврологического, инфекционного и других профилей оправдано в отдельных крупных стационарах (1000 коек и более) или специализированных ЛПУ (научно-исследовательских институтах, медицинских центрах).

Руководство такими отделениями должно быть возложено на анестезиологов-реаниматологов

с углубленной подготовкой по соответствующей смежной специальности.

Наличии в структуре лечебного учреждения двух и более подразделений анестезиологии-реанимации (реанимации и интенсивной терапии) является основанием для создания центров анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии с введением штатной должностной единицы – заведующего центром с приданием ему статуса заместителя главного врача по анестезиологии и реаниматологии. На центры анестезиологии,

реанимации и интенсивной терапии областных (краевых, республиканских) больниц могут возлагаться функции межобластных (краевых, республиканских) центров анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Подобные центры являются базовыми организациями, определяющими стратегию и тактику помощи больным в критическом состоянии на территории РФ. В состав центров могут также входить блок (отделение) реанимации и интенсивной терапии для оказания экстренной медицинской помощи больным, поступающим в приемное отделение; отделение (кабинет) экстракорпоральных методов лечения; отделение (кабинет) гипербарической оксигенации; отделение (кабинет, группа) искусственного кровообращения; отделение (лаборатория) экспресс-диагностики. Администрация ЛПУ может создавать в составе центра другие кабинеты (лаборатории, отделения) для эндоскопических процедур, оценки функционального статуса больных, а также иных исследований за счет сил и средств соответствующих подразделений.

В разделах, отражающих организацию работы подразделений, включен следующий пункт: «Не допускается одновременное проведение анестезии с другими дополнительными нагрузками – работа на двух и более параллельных операционных столах, наблюдение за больными в палатах реанимации и интенсивной терапии, а также «пробуждения», переливание крови и другие манипуляции, нерегламентированные обязанностями врача

анестезиолога-реаниматолога». Кроме того, как и ранее, ведущая роль в переводе больных из отделения отведена заведующему.

Предлагается все отделения сделать сметными («Койки отделения анестезиологии-реанимации и отделения реанимации и интенсивной терапии входят в число сметных коек лечебного учреждения и финансируются за счет

средств медицинского страхования и/или бюджета в соответствии с медико-экономическими стандартами»). Из самих стандартов предусматриваются:

a) стандарт оценки тяжести состояния больного и риска анестезии и операции (модифицированная шкала ASA),

б) стандарт минимального мониторинга во время анестезии и интенсивной терапии (модифицированный Гарвардский стандарт),

в) стандарты оснащения (минимальные и рекомендуемые с учетом градации помощи на уровни).

При определении штатов предлагается уйти от прямой зависимости их от коечного фонда стационара. Для анестезиологической работы предусматривается расчет количества бригад в зависимости от интенсивности работы, для реаниматологической – с учетом количества постов. Закладываются дополнительные став-

ки для отделений, сотрудники которых в соответствии с законодательством имеют право на дополнительный отпуск (наркологический диспансер и т.п.).

С целью возможности создания системы анестезиологической помощи в рамках того или иного региона (зоны ответственности), а также для констатации сути анестезиологической и реаниматологической помощи как высокотехнологичной и затратной (в определенных условиях) предложено несколько положений, ранее никакими официальными документами не определявшимися.

Объем, содержание анестезиологической и реаниматологической помощи находятся в прямой зависимости от задач, решаемых ЛПУ, их коечной емкости, организационно-штатной структуры, материально-технического обеспечения и уровня подготовки специалистов.

При организации оказания анестезиологической и реаниматологической помощи целесообразно предусматривать ее деление, как минимум, на три уровня:

 первый (первичная анестезиологическая и реаниматологическая помощь),

 второй (квалифицированная анестезиологическая и реаниматологическая помощь),

 третий (высокотехнологичная специализированная анестезиологическая и реаниматологическая помощь).

Анестезиологическая и реаниматологическая помощь первого уровня оказывается в учреждениях (поликлиника, больница, госпиталь, скорая медицинская помощь/санитарная авиация и пр.) при наличии в их составе группы (бригады) анестезиологии-реанимации. Она направляется на выведение больного (пострадавшего, раненого) из критического состояния и (или) проведение предэвакуационной подготовки, поддержание деятельности систем жизнеобеспечения во время транспортировки посредством синдромальной терапии, а также на защиту пациента от хирургической агрессии стандартизированными методами анестезии.

Анестезиологическая и реаниматологическая помощь второго уровня оказывается в учреждениях (больница, госпиталь, клиника, центры, родильный дом и пр.), имеющих в своем составе отделения анестезиологии-реанимации и/или реанимации и интенсивной терапии. Она базируется на современных технологиях жизнеобеспечения и высокой квалификации анестезиологов-реаниматологов и среднего медицинского персонала и осуществляется на основе принципов комплексности, упреждающей и индивидуальной направленности лечения.

Третий уровень анестезиологической и реаниматологической помощи предусматривает возможность использования в процессе лечения наиболее технологичных и дорогостоящих методов анестезии, реанимации и интенсивной терапии. Данный уровень целесообразно обеспечивать не только в учреждениях, оказывающих

высокотехнологичную медицинскую помощь (центры высоких технологий), но и в отделениях специализированных больниц, клиник, научно-исследовательских институтов, центрах анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, в том числе тех, на которые возлагается роль областных (краевых, республиканских) анестезиолого-реаниматологических центров.

Основными принципами организации анестезиологической и реаниматологической помощи являются ее централизация и преемственность на всех этапах лечения. Невозможность оказать полноценную помощь может явиться основанием для перевода больных (пострадавших) в более крупное лечебное учреждение (с продолжением поддерживающей терапии в процессе транспортировки) или областные (краевые, республиканские) центры анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.

Наиболее спорное положение касается придания анестезиологу-реаниматологу статуса лечащего врача. С юридических позиций (согласно существующему законодательству) именно анестезиолог-реаниматолог, ведущий больного в отделении анестезиологии-реанимации (или реанимации и интенсивной терапии), является

для него лечащим врачом. Однако на практике данное положение реализуется далеко не всегда.

С одной стороны, даже сами анестезиологи-реаниматологи часто не готовы брать на себя такую ответственность, а с другой, - не всегда это им и дают сделать. Специалисты, участвовавшие в разработке проекта приказа, отдают себе отчет в том, что данное положение может способствовать развитию специальности (повышение ответственности и авторитета, четкое определение места в системе медицинской помощи, необходимость корректировки системы подготовки и т.п.). В то же время они осознают и неготовность значительной части учреждений в силу различных причин (недостаток квалифицированного персонала, сложность взаимоотношений со смежными специалистами и пр.) реализовать такой подход на практике, а также угрозу роста уголовных дел

против врачей анестезиологов-реаниматологов.

Федерация рассчитывает, что конструктивная дискуссия по этому вопросу, а также по другим положениям поможет найти правильное решение и единственно верные формулировки.

Полный текст приказа можно найти на сайте Федерации (www.far.org.ru).

Предложения по проекту приказа просим присылать по адресу: 194044, Санкт-Петербург, ул. Лебедева, 6, кафедра анестезиологии и реаниматологии (для Президиума Федерации).

e-mail: tesis@far.org.ru

Скачать 102.43 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты