Домой

Психопрофилактика осложнений беременности на основе концепции позитивной психотерапии




Скачать 295.23 Kb.
НазваниеПсихопрофилактика осложнений беременности на основе концепции позитивной психотерапии
Дата20.01.2013
Размер295.23 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

Психопрофилактика осложнений беременности на основе концепции позитивной психотерапии

О. А. Бизина*, В. Г. Волков**, Е. А. Козина*,

З. Г. Офицерова*, И. С. Чеботарева*




1. Введение


По данным Министерства здравоохранения России, количество осложнений беременности на конец 90-х годов превысило 85 % и есть тенденция к их росту [3]. В Новомосковске, городе со сложной экологической обстановкой (обилие химических предприятий, Чернобыльская зона) лишь 4,5 % беременностей и родов в 1999 г. проходило без осложнений. Неблагополучное протекание беременности как с физиологической, так и с психологической точки зрения, отрицательно сказывается на здоровье потомства [2, 12]. А поскольку демографическая ситуация в стране продолжает ухудшаться - неуклонно сокращается рождаемость, смертность ее намного опережает, то само существование нации, если ничего не изменится, станет весьма проблематичным - ведь немногочисленное молодое поколение вырастет физически и/или психически ущербным.

В этих условиях главная задача акушеров-гинекологов и медицинских психологов на сегодняшний день - профилактика осложнений беременности, ведь почти каждый третий ребенок, рождающийся ослабленным, мог бы появиться на свет крепким и здоровым. Последствия этого (педиатрические, педагогические, социальные) трудно переоценить.

Анализируя данные годовых отчетов Новомосковского родильного дома за последние 5 лет, авторы установили, что при снижающемся количестве родов растет % родов у женщин, имеющих экстрагенитальную патологию (ЭП). Например, в 1998 г. из общего числа 949 родов 66,7 % прошли у женщин с ЭП, а в 1999 году из общего числа 848 родов - 83,2 %. Практически у всех этих женщин наблюдалось осложненное протекание беременности. Хотя доля здоровых женщин, встающих на учет по беременности, и снижалась, доля тех из них, у которых во время беременности произошла декомпенсация и возникли осложнения, оставалась постоянной и составляла около 70 %.

Авторы предположили, что на формирование осложнений беременности у здоровых женщин оказывает влияние состояние их эмоционально-мотивационной сферы, согласно концепции неврозогенеза проф. В.Д. Менделевича (1999).

В 1998-2000 гг. на базе Новомосковского родильного дома проводились исследования, результатом которых была разработка процедуры психологического обследования и психодиагностических критериев, помогающих предсказать появление осложнений беременности [11].

Поскольку позитивная психотерапия (ПП) за этот период зарекомендовала себя как средство для развития ресурсов личности и давала хорошие результаты у пациенток с осложненной беременностью [9], было решено воспользоваться этой концепцией для создания программы психопрофилактики осложнений беременности. С этой целью в Новомосковском родильном доме разработана и проверена система профилактики осложнений беременности, включающая психодиагностический и психокоррекционный этапы.

Объектом изучения были 140 здоровых женщин, вставших на учет в женской консультации в 1999-2000 г. По паритету и возрасту женщины сравнимы с беременными, обследованными на первом этапе работы (1998-1999 гг., [11])


2. Методика проведения исследования


После осмотра акушером-гинекологом и другими специалистами (терапевтом, окулистом, стоматологом, отоларингологом) здоровые беременные проходили психологическое обследование. В комплекс, сформированный для психологического обследования беременных, включены следующие методы исследования: анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование.


Таблица 1


Социально-демографические показатели исследуемого контингента


Показатели статуса


Группа психологически благополучных,

n = 35

Экспериментальная группа,

n = 28

Контрольная группа,

n = 77

Средний возраст (лет)

23,4

23, 9

25,2

Семейное положение:

в браке, %

85,7

75,0

81,7

Высшее, незаконченное высшее и среднетехническое образование, %

74,3

71,8

73,6

Первородящие, %

82,9

71,4

84,4

Занятость:

домохозяйка, %

работает, %

28,6

60

25,0

68,1

20,6

62,7

Жилищные условия:

свое жилье, %

снимают квартиру, %

48,6

22,9

40,6

25,0

43,4

26,9

Курят, %

8,6

11,5

10,7


Таблица 2


Наиболее часто встречающиеся цветовые выборы МЦВ


Позиция

выбора

Группа психологически благополучных, n = 35

Экспериментальная группа, n = 28

Контрольная группа, n = 77

N обследования

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1-я

2

2

2

5

5

2

5

5

5

2-я

3

3

5

1

2

5

2

2

1

3-я

5

4

4

2

4

3

3

3

2

4-я

4

5

3

4

3

4

1

4

4

5-я

1

1

1

3

1

1

4

1

3

6-я

6

6

6

6

6

6

6

6

6

7-я

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8-я

7

7

7

7

7

7

7

7

7


Примечание: 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - красный, 4 - желтый. Это - основные цвета, выбор их на первые позиции свидетельствует о психологическом благополучии. Дополнительные цвета: 5 - фиолетовый (по данным многих авторов, свидетельствует об инфантильности и часто встречается на первом месте у беременных), 6 - коричневый, 7 - черный и 0 - серый.


Взаимодополняемость методик позволяет не только осуществить надежную диагностику отдельных качеств и свойств личности, но и представить целостную картину их взаимосвязей, что особенно важно в плане личностного прогноза. Состояние беременности сопровождается специфическими психофизиологическими проявлениями, которые наблюдаются у всех женщин, но уровень их выраженности индивидуален и служит показателем нормального или осложненного протекания беременности.


В то же время базовые качества и характеристики женщины, сложившиеся в ходе онтогенеза, также определяют ее поведение во время беременности и после рождения ребенка [1]. Поэтому диагностика построена с учетом фактора "постоянства - изменчивости" качеств женщины, т.е. охватывает как стабильные личностные свойства, так и ситуативные, фиксирующие реакцию на состояние беременности. При этом использовались тесты: МЦВ (метод цветовых выборов - адаптация теста Люшера, выполненная Л.Н. Собчик, [7], "Hand-test" Э.Вагнера [5] и тест направленности личности В. Смекайла [6]. По разработанным ранее критериям [11] из всех обследуемых выделилась группа женщин с высоким риском возникновения осложнений беременности (105 чел). Им было предложено пройти психологический тренинг на основе концепции ПП [10]. С 28 женщинами, согласившимися пройти тренинг и составившими экспериментальную группу, было проведено по 7-8 занятий в группах по 6-8 человек (табл. 1). Параллельно отслеживалось состояние здоровья всех 140 женщин вплоть до родов, виды и сроки возникновения осложнений, а также продолжительность госпитализации.Остальные 77 женщин составили контрольную группу. В каждой из групп беременных - контрольной, экспериментальной и группе психологически благополучных (35 чел.) - психологическое обследование проводилось неоднократно, по рекомендованной М.А. Кочневой [4] схеме: в первом, втором и третьем триместрах беременности. Для сравнимости результатов психологическое обследование проводилось на одних и тех же сроках беременности: первое обследование и анкетирование - на сроке 9-11 недель, 2 обследование (и анкетирование для тех, кто встал на учет после 1-го триместра) - на сроке 22-25 недель и 3 обследование - на сроке 35-37 недель беременности. Анкета разработана И.С. Чеботаревой на базе исследований [1, 8] с целью выявления психосоциальных факторов риска беременности.

3. Результаты исследования


Из 140 обследованных беременных во всех триместрах беременности было обследовано 102 женщины, в первом триместре не обследовано 38 чел. (всего было сделано 382 обследования). Из 28 беременных экспериментальной группы 6 начали тренинг в первом триместре, 17 - во втором и 5 - в третьем. По каждому из тестов были получены следующие результаты (табл. 2-6).

Таблица 3


Усредненные показатели МЦВ, M + m


Показатели

теста

Группа психологически

благополучных, n = 35

Экспериментальная группа,

n = 28

Контрольная группа, n = 77

1-е обсл.

2-е обсл.

3-е обсл.

1-е обсл

2-е обсл

3-е обсл.

1-е обсл

2-е обсл

3-е обсл.

АТ

8,2+0,32

6,8+0,30

9,6+0,36

13,7+0,40

10,6+0,37

11,8+0,39

13,2+0,40

12,7+0,38

15,9+0,4

к

0,97+0,03

1+0,03

0,86+0,02

0,77+0,02

0,82+0,02

0,81+0,02

0,71+0,02

0,78+0,02

0,6+0,02


Примечание: АТ - отклонение от аутогенной нормы, к - коэффициент вегетативного баланса


Таблица 4


Усредненные показатели теста Э. Вагнера


Усредненные показатели теста

Группа психологически благополучных, n = 35

Экспериментальная группа,

n = 28

Контрольная группа,

n = 77

1 обсл.

2 обсл.

3 обсл.

1 обсл.

2 обсл.

3 обсл.

1 обсл.

2 обсл.

3 обсл.

% женщин с высокой вероятностью агрессивного поведения


5,0


4,6


6,1


38,2


30,4


22,6


40,1


36,3


45,7

I

-3,0

-3,51

- 2,46

-1,46

-1,89

-2,34

-1,17

-1,78

-1,0

MAL

2,26

2,17

2,79

2,58

2,22

2,41

2,65

2,53

3,19

PATH

2,49

2,35

2,98

3,97

3,24

2,78

4,17

3,96

4,55

Σ

19,32

19,66

18,70

16,12

17,37

19,05

15,43

16,25

15,14

Ведущие потребности, реализуемые с помощью сексуального поведения

Com, aff

Com, aff

Com, aff

Act, com

Com, act, ex

Com, aff

Act, com

Act, dep, com

Act, com

доля каждой, %

50,23; 31,20

54,17; 30,81

48,66; 33,47

26,22; 21,30

29,33; 20,14; 18,79

34,62; 23,76

24,31; 23,67

25,07; 21,85; 20,93

23,87;

22,51

ведущие актуальные потребности

Com, aff

Com, aff

Com, aff

Сom, aff

Com, aff

Com, aff

Com, aff

Com, aff

Com, aff

доля каждой, %

45,55; 37,23

48,44; 36,16

46,72; 38,13

45,72; 33,58

44,65; 32,12

47,3; 37,60

47,24; 32,61

44,63; 34,75

43,57; 30,82


Примечание: I - вероятность агрессивного поведения, MAL - степень личностной дизадаптации, WITH - тенденция к уходу от реальности, PATH - показатель психопатологии, Σ -общее количество ответов; com - коммуникативные, aff - аффилиативные потребности, dep - потребность в помощи, ex - в самовыражении, act - потребность производить активные обезличенные действия.


Анализ показателей табл. 2 и 3 приводит к следующим выводам: во-первых, подтверждаются данные [4] о том, что первый и третий триместры являются для беременных более неблагополучными в эмоциональном плане, чем второй; во-вторых, курс психопрофилактики на основе ПП позволяет к третьему триместру привести показатели теста в экспериментальной группе на уровень нормы согласно критериям, разработанным в [11], в то время как в контрольной группе к концу беременности наблюдается еще большее ухудшение показателей МЦВ. Изменение выбора цветов беременными экспериментальной группы в результате психокоррекции позволяет судить об их возросшей энергичности и уверенности в себе (постепенное смещение синего вниз, а красного и зеленого цветов вверх).

Анализируя динамику показателей в каждой из групп, мы обнаруживаем в двух группах беременных - психологически благополучной и контрольной - соответствие с данными Кочневой М.А.[4], т.е. в отсутствие психологической коррекции к третьему триместру возрастает количество женщин с эмоциональными проблемами (также заостряется выраженность этих проблем), а второй триместр беременности является психологически более благоприятным по сравнению с первым и третьим: меньше % женщин, способных к открытому агрессивному поведению, есть тенденция к снижению показателей I, MAL, PATН.

Полученные результаты согласуются с данными первого этапа исследования, анализ их приводит к выводу, что у психологически благополучных женщин в семьях существует сексуальная гармония, в отличие от беременных с высоким риском возникновения осложнений. Но особенный интерес представляет динамика потребностей, реализуемых с помощью сексуального поведения, в экспериментальной группе: под действием психокоррекции их потребности трансформируются. В первом триместре это потребность в общении (com) и потребность производить активные обезличенные действия (act). Во втором триместре к ним добавляется потребность в самовыражении, самопроявлении (ex), а также потребность в общении и стремление выражать привязанность, любовь, эмоционально положительное отношение к другим (aff).

Данные табл. 4 иллюстрируют развитие эмоциональной сферы у женщин, посещавших тренинг, и усиление их "Я" по сравнению с беременными контрольной группы, которые во втором триместре с помощью сексуального поведения удовлетворяли потребность в получении помощи, поддержки от партнера (dep). Результаты позволили также более точно скорректировать один из критериев высокого риска возникновения осложнений беременности: общее количество ответов, данное на 10 стимулов-карточек, должно быть больше или равно 15, а не 17, как определено было ранее [11].

Таблица 5

Результаты теста направленности личности, M + m


Группа психологически благополучных, n = 35

Экспериментальная группа, n = 28

Контрольная группа, n = 77

1 обсл.

2 обсл.

3 обсл.

1 обсл

2 обсл

3 обсл.

1 обсл

2 обсл

3 обсл.

6,73+0,35

8,13+0,4

8,06+0,4

17,82+0,67

14,32+0,6

11,4+0,6

18,1+0,7

17,54+0,7

19,54+0,7



Таблица 6

Виды осложнений беременности.



Осложнения беременности


Группа психологически благополучных,

n = 35

Экспериментальная группа,

n = 28

Контрольная

группа,

n = 77

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Анемия

8

20,3

15

53,6

50

64,9

Угроза прерывания беременности

1

2,85

7

25

39

50,6

Хроническая фетоплацен-тарная недостаточ-ность (ФПН)

-

-

2

7,1

15

19,5

Гестоз 2-й половины: вегетососу-дистая дистония (ВСД)

-

-

2

7,1

11

14,3

Гестоз 2-й половины: нефропатия

-

-

1

3,6

4

5,2

Рвота (гестоз 1-й половины)

-

-

1

3,6

6

7,8

Резус-конфликт

-

-

1

3,6

3

3,9

Гипотиреоз

-

-

1

3,6

-

-

Кольпит (не является осложнением беременности, но угрожает плоду)

-

-

2

7,1

6

7,8


1. В группе психологически благополучных только у одной из беременных (2,85 %) наблюдалось сочетание двух видов осложнений беременности: угрожающие преждевременные роды на сроке 28 недель на фоне анемии легкой степени. Эта женщина единственная в группе была госпитализирована на 14 дней. Возникновение анемии можно объяснить тем, что из 8 беременных, имевших ее (22,9 %), шесть были из малообеспеченных семей, трое курили, в том числе и женщина, госпитализированная в ОАП с угрожающими преждевременными родами. Таким образом, возникшие осложнения беременности были вызваны, главным образом, социальными причинами. Осложнений в родах не было.

2. В экспериментальной группе (28 беременных с высоким риском возникновения осложнений, прошедших психологический тренинг) осложнений не было у 10 и осложнения возникли у 18 человек (64,3 %). Из них на сроке 11-13 недель осложнения возникли у 2 чел., на сроке 15-17 недель - у 4 чел., с 18 по 22 неделю - у 3 чел., с 24 по 26 неделю - у 5 чел., и на сроке свыше 32 недель - у 4 чел. У 10 беременных (35,7 %) наблюдалось сочетание двух и более осложнений. Из них госпитализировано 10 (35,7 %), неоднократно - 6 чел. (21,4 %). Средняя продолжительность госпитализации - 16,7 дней на одну беременную. Осложнения при родах составили 35,7 % от общего количества родов.

3. В контрольной группе (женщины с высоким риском возникновения осложнений беременности, не получившие психологической поддержки). Из 77 женщин осложнения беременности возникли у 73 (94,8 %), госпитализировано 68 чел. (88,3 %), неоднократно - 42 чел. (54,5 %). Средняя продолжительность госпитализации одной беременной составила 28,2 дня. Осложнения при родах составили 57,9 % от общего количества родов. При этом следует отметить, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной значительно меньше (почти в 3 раза) осложнений беременности, при которых страдает мозг будущего ребенка: поздних гестозов (10,7 % против 19,5 %) и хронической ФПН (7,1 % против 19,5 %).

Анализ данных табл. 6 показывает, что в экспериментальной группе на одну беременную в среднем приходится 1,1 осложнения, а в контрольной - 1,7. Один из самых распространенных и имеющих тенденцию к росту видов осложнений беременности - анемия - обнаруживался даже в группе психологически благополучных, женщин без риска возникновения осложнений беременности по психологическим критериям. Значительных отличий между экспериментальной и контрольной группой по анемии не выявлено. Это приводит к выводу, что при возникновении анемии первостепенная роль принадлежит не психологическим, а физиологическим, экологическим и/или социальным факторам - среде обитания, образу жизни, структуре питания и т.д.

Попытаемся прикинуть экономический эффект предлагаемого способа психопрофилактики и коррекции осложнений беременности. Из 673 вставших на учет в женской консультации Новомосковского роддома 105 (28+77) женщин вошли в "группу риска", что составляет 15,6 %, или 156 чел. на каждую 1000 беременностей. Без психокоррекции 88,3 % беременных этой группы будет госпитализировано, что составит 138 чел. При средней продолжительности госпитализации одной женщины 28,2 дня общее число дней госпитализации составит 28, 2 ´ 138 = 3891 день. После проведения психокоррекции будет госпитализировано только 35,7 % беременных, что составит 56 чел. При средней продолжительности госпитализации одной женщины 16,7 дней общее число дней госпитализации сократится до 16,7 x 56 = 935 дней. Общее сокращение дней госпитализации беременных, вставших на учет с физиологически протекающей беременностью, на каждую 1000 беременностей составит 3891- 935 =  2956 дней. По данным Новомосковского родильного дома, затраты на 1 койко-день во втором квартале 2000 года составляли 243 рубля.

Таким образом, сокращение затрат составит 243 x 2956 = 718308 руб. (на 1000 беременных).

Для проведения обследования и психотренинга психологу необходимо затратить в среднем 5 часов на каждую беременную (в расчете на среднюю численность группы в 6 чел.).

Месячный оклад психолога 12-го разряда составил во 2 квартале 2000 г. 522 рубля. Часовая ставка равна 522:166,25= 3,14 рубля. Накладные расходы (по данным Новомосковского родильного дома) составляют 420 %. Стоимость обследования и психокоррекции одной беременной, таким образом, составляет

[3,14 + (3,14 x 4,2)] x 5 = 81,64 руб.

Затраты на всю "группу риска":

81,64 x 156 = 12736 руб.

Экономия затрат от использования предлагаемого способа составит:

718308 - 12736 = 705572 руб. на каждую 1000 беременных.

Возможно получение значительного экономического эффекта при использовании метода ПП в комбинации со специальной терапией для лечения женщин с осложненной беременностью.

Эффект от рождения здоровых детей оценить деньгами невозможно.


Заключение


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Экспериментальная проверка доказала достоверность выбранных для психологического обследования тестов и высокую эффективность предлагаемого для коррекции эмоционально-мотивационной сферы беременных женщин психологического тренинга.

2. На основании результатов психологического обследования, выявляющих коммуникативную некомпетентность женщин с высоким риском осложнений беременности, для психопрофилактики осложнений акцент психологом сделан на групповую форму работы.

3. Результаты исследования показывают, что состояние эмоционально-мотивационной сферы беременных является причиной появления таких осложнений, как угроза прерывания или преждевременных родов, гестоз 1-й (рвота) и 2-й половины беременности (вегето-сосудистая дистония), хроническая ФПН. Именно для них наиболее эффективной является психопрофилактика на основе концепции ПП. Зависимость других видов осложнений беременности от состояния эмоционально-мотивационной сферы женщин не выявлена.

4. Анализ зависимости психологических характеристик беременных от возникающих у них осложнений показал, что появление анемии беременных не связано с состояниями их эмоционально-мотивационной сферы, а вызывается в основном социальными и/или экологическими факторами.

5. Проведенное исследование позволило определить основные направления работы медицинского психолога с беременными, которая должна строиться на выявлении факторов риска возникновения осложнений беременности, их нейтрализации, а также в направлении психотерапевтической и коррекционной работы с личностью беременной женщины на основе концепции ПП.

Инструментами для определения факторов риска могут послужить предложенные автором анкета и методика психологического экспресс-обследования по тестам МЦВ, Э. Вагнера и В. Смекайла, использованные при проведении экспериментальной работы в родильном доме г. Новомосковска.

6. Применение проблемно-ориентированного подхода, взаимосвязь психодиагностического и психокоррекционного этапов имеют большое практическое значение и могут принести значительную экономию средств на лечение беременных.

7. Ранняя постановка беременных на учет и своевременное получение ими психологической поддержки являются в свете вышесказанного особенно необходимыми. Эта информация должна быть донесена службами планирования семьи до всех женщин детородного возраста.

8. Предлагаемый метод психопрофилактики осложнений беременности может быть рекомендован к использованию в женских консультациях и родильных домах всей России.


Литература


1. Безрукова ОН. Влияние социально-психологических факторов на социальное здоровье беременной женщины: Дис... канд. псих. наук, СПб, 1998.

2. Захаров А.И. Детская патопсихология: Хрестоматия.- М., 1998.- с. 112-115.

3. Комова М.Е. // Сборник матер. конф. "Перинатальная психология в родовспоможении", CПб, 1997.- с.74-76 .

4. Кочнева М.А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов: Дис... канд. мед. наук, М.- 1992.

5. Курбатова Т.Н., Муляр О.В. Проективная методика по исследованию личности "Hand-test": Метод. рук.- СПб, 1996.

6. Организация труда: Требования к проведению работ по профориентации, профотбору и адаптации молодежи в отрасли.- М.: ВНИИ "Электростандарт", 1987.- с. 56-61.

7. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности.- М., 1998.

8. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия.- М., 1992.

9. Чеботарева И.С. //Тез. докл. научно-практ. конф. "Психология на рубеже веков", посвящ. 70-летию ТулГУ / Тула, 2000.- с. 285-287.

10. Чеботарева И.С. Программа групповой психологической коррекции эмоционально-мотивационной сферы беременных на основе концепции позитивной психотерапии / Деп. рук. в ИНИОН РАН, 22.05.2000.- N 55657.- 9 с.

11. Чеботарева И.С. //ВНМТ.- 2000.- N 2.- с. 145-156.

12. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Метод. рук.- СПб, 1997.- с. 7-9.


Psychoprophylaxis of Pregnancy Complications on the Basis of thee Povitive-Psychotherapy Concept


O.A. Bizina, V.G. Volkov, E.A. Kozina, Z.G. Ofitserova, I.S.Chebotaryova


Summary


The method of psychoprophylaxis of pregnancy complications, offered by the authors, includes psychodiagnosis and psychocorrection steps, that prevents from a treat of a pregnancy abruption, gestosis.



* 301650, г. Новомосковск, ул. Садовского, 41/40.Новомосковский родильный дом. 301650, г. Новомосковск, ул. Садовского, 41/40.

** 360000, Тула, ул. Болдина, 128, Тульский государственный университет, медицинский факультет


Скачать 295.23 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты