Домой

Министерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования «гомельский государственный медицинский университет» проблемы и перспективы развития современной медицины сборник научных статей




НазваниеМинистерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования «гомельский государственный медицинский университет» проблемы и перспективы развития современной медицины сборник научных статей
страница1/24
Дата20.01.2013
Размер4.23 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Редакционная коллегия: А. Н. Лызиков
Человек с большим сердцем
А в том, что делала я, нет ничего выдающегося.
Диафрагмальные грыжи
Использование специальных тренирующих нагрузок, режимов
Маскированные опухолевые вирусы
Национальный именослов туркмен и религиозная традиция
Отражение религиозных воззрений туркмен
Некоторые параметры системы гемостаза
Влияние качества питания на кислотно-основное состояние
Учреждение образования
Действие препарата «оксидат торфа плюс» на кожу собак
Дыхательная гимнастика
Анализ причин летальных исходов при остром
Некоторые проблемы репродуктивного здоровья девушек
Ювенильные маточные кровотечения у девушек-подростков
Определение гепарина в биологических объектах
Киевский областной онкологический диспансер
Неразвивающаяся беременность
Диагностическое значение иридодиагностики
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ

МЕДИЦИНЫ




Сборник научных статей

IV Республиканской научно-практической конференции

с международным участием студентов и молодых ученых

(Гомель, 19–20 апреля 2012 года)


Основан в 2009 году


Выпуск 4


В четырех томах


Том 1








Гомель

ГомГМУ

2012

УДК 61.002.5


Сборник содержит результаты анализа проблем и перспектив развития медицины в мире по следующим разделам: кардиология, кардиохирургия, хирургические болезни, гериатрия, инфекционные болезни, травматология и ортопедия, оториноларингология, офтальмология, неврологические болезни, нейрохирургия, медицинская реабилитация, внутренние болезни, педиатрия, акушерство и гинекология, гигиена, анестезиология, реаниматология, интенсивная терапия и др. Представлены рецензированные статьи, посвященные последним достижениям медицинской науки.


^ Редакционная коллегия: А. Н. Лызиков — доктор медицинских наук, профессор, ректор; И. А. Чешик — кандидат медицинских наук, доцент, начальник отдела науки и научно-медицинской информации; Т. М. Шаршакова — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения; И. А. Новикова — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической лабораторной диагностики; Е. И. Михайлова — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общей и клинической фармакологии с курсами анестезиологии и реаниматологии; В. Я. Латышева — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом медицинской реабилитации; З. А. Дундаров — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой хирургических болезней № 2 с курсом детской хирургии; А. И. Грицук — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биологической химии; В. Н. Бортновский — кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины; Т. С. Угольник — кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой патологической физиологии; Л. А. Мартемьянова — кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины.


Рецензенты: проректор по учебной работе, к.м.н., доцент А. А. Козловский; проректор по лечебной работе, д.м.н., профессор В. В. Аничкин.


© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2012

УДК 94 (4) «1939/1945»

^ ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ

Абрамов Б. Э., Ковальчук Л. П.

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь


Герой — это тот, кто совершает выдающиеся поступки.

^ А в том, что делала я, нет ничего выдающегося.

Это обычная вещь, которую надо было делать.

Ирена Сендлерова

Ирена Сендлерова (Сендлер) родилась 15 февраля 1910 года на окраине Варшавы в семье врача поляка. Когда девочке было семь лет, ее отец умер от тифа, заразившись от еврейских пациентов, которых он лечил, поскольку от них отказались другие врачи. После школы девушка поступила в Варшавский Университет, где открыто заявляла о негативном отношении к так называемому «лавочному гетто» — официальному методу дискриминации, практиковавшемуся во всех польских учебных заведениях. Эта мера представляла собой отдельную скамью в конце учебной аудитории, на которую высаживали студентов еврейского происхождения. В знак протеста еврейские студенты и противники подобных законов слушали лекции стоя. После избиения ее еврейской подруги польскими националистами, Ирена перечеркнула печать в своем студенческом билете, свидетельствующую о ее нееврейском происхождении, за что была отстранена от учебы на год. Дочь с раннего детства хорошо усвоила мысль родителей о том, что люди бывают плохие и хорошие, независимо от расы, национальности или вероисповедания. К моменту установления немецко-фашистского режима на территории Польши Ирена Сендлерова была уже состоявшейся молодой женщиной с четкими политическими и социальными убеждениями.

В 1940 г. в одном из центральных кварталов Варшавы, на площади в 4 км было собрано порядка 400 тыс. евреев. 30 % населения города разместили на 2,4 % его площади, плотность проживания была, в среднем, 9 человек на комнату. Все эти люди находились там вплоть до депортации в 1942 г. в лагерь смерти Треблинка, где было уничтожено около 300 тыс. человек. В гетто была крайне высокая смертность, поскольку помимо зверств со стороны СС, обитателям его выделяли ничтожный паек, состоявший всего из 253 калорий пищевой ценности (2 кг хлеба на месяц), против 669 для поляков и 2612 для немцев. В гетто свирепствовал сыпной тиф, эпидемия которого стала угрожать немцам, и по этой причине они допустили на его территорию социальных работников для раздачи лекарств и вакцинации обитателей. Одним из таких работников стала Ирена Сендлерова. Два года она тайком носила обитателям гетто еду, лекарства и деньги. В 1940 г., когда неевреям запретили появляться на территории гетто, Ирена с товарищами, подделав документы, устроилась в Управление здравоохранения, чтобы в роли санитаров помогать евреям.

Летом 1942 г., когда началась массовая депортация из гетто в лагеря смерти, поляки создали подпольный совет помощи евреям. Сендлерова возглавила его детский отдел, при содействии которого организовала крупномасштабную акцию по спасению детей. Она и ее товарищи возвращались в гетто по нескольку раз в день и выводили из него детей через канализацию и подвалы домов, здание городского суда, примыкавшее одной из стен к гетто; тех, что постарше, вывозили в мешках с мусором на телеге, совсем маленьких — в сумках для инструмента и под сиденьем трамвая, маршрут которого пролегал по улицам гетто. За любую помощь жителям гетто ждал неминуемый расстрел.

Спасенных детей Ирена пристраивала в заслуживающие доверия польские семьи, а потом распределяла по приютам и монастырям. Всю информацию о детях — их старые еврейские и новые христианские имена, имена родителей, местопребывание она тщательнейшим образом заносила в специальную картотеку.

В 1943 г. по анонимному доносу Ирену Сендлерову арестовали и приговорили к расстрелу. При задержании, по счастливой случайности, списки Ирена чудом смогла передать подруге, избежавшей ареста. Ирену подвергли жестоким допросам, в процессе которых гестаповцы пытались выйти на подполье. Под пытками ей сломали ноги, стопы и руки, но она никого не выдала. Подполье путем подкупа охраны устроило Ирене побег при транспортировке к месту расстрела, так что по спискам она числилась казненной. До конца войны женщина жила по поддельным документам под чужим именем.

Списки спасенных детей она держала в закопанной во дворе дома банке. Выкопала эти судьбоносные списки в январе 1945 г., когда Польшу освободили, и передала совету подполья для воссоединения семей. Оказалось, что большинство родителей спасенных детей, погибли в концентрационных лагерях Треблинка и Аушвиц.

После войны Ирена Сендлерова продолжала работу социального работника, несмотря на то, что из-за перенесенных пыток в застенках гестапо, передвигалась с трудом. В связи с тем, что Ирена в годы войны сотрудничала с Армией Краевой и польским правительством в изгнании, финансировавшим подполье, ей был запрещен выезд из страны. За сотрудничество с противниками действующей власти ее снова арестовали. После освобождения она 20 лет жила в монастыре в полной безвестности. И лишь в 1965 г. израильский Национальный мемориал Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем», памятуя о заслугах женщины, внес ее в списки Праведников мира и пригласил посадить на Алее Праведников новое дерево. Посетить Землю обетованную Ирена смогла лишь восемнадцать лет спустя, когда в Польше рухнул социалистический режим — до этого ее не выпускали из страны. Дерево Ирены Сендлеровой появилось на Алее Праведников в 1983 г., в 2003 г. она стала кавалером высшей государственной награды Польши — ордена Белого орла.

Несколько лет назад польский президент и премьер-министр Израиля выдвигали кандидатуру Ирены на соискание Нобелевской премии мира. Но она не была избрана. Премию получил Эл Гор — за слайд-шоу по всемирному потеплению. Следующую награду получил Барак Обама за свои предвыборные обещания.

История Ирены Сендлеровой стала общеизвестной в 1989 г. Учитель истории из школы в Юнионтауне в штате Канзас предложил четверым девочкам-девятиклассницам работу над проектом о никому неизвестной героине польского подполья, о которой прочитал несколько строчек в журнале «News and World Report». Девочки предположили, что Ирена Сендлерова давно умерла, но когда они связались с несколькими из спасенных ею теперь уже взрослых детей, те дали им ее варшавский адрес. Школьницы посещали И. Сендлерову, последний раз виделись с ней 3 мая 2008 г., за 9 дней до ее смерти. По собранному материалу девушки написали пьесу «Жизнь в банке», которая более 250 раз игралась в США, Канаде и Польше.

Ирена Сендлерова умерла в Варшаве 12 мая 2008 г. Это человек с большой буквы, женщина с большим сердцем, которая может быть примером для всех, потому что ее образ очень выразительно передает истинную доблесть, жертвенность, высоту нетленных ценностей. Эта хрупкая женщина, пройдя ад на земле, смогла выжить и вынести оттуда 2 500 жизней, не считая себя героем. В ее глазах сияет Божественное начало. Бог был в ее сердце.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартыненко, О. Ирена Сендлер. Повесть о Божественном человеке // О. Мартыненко, Н. Хамазюк. — Канон, 2011. — № 5. — С. 8–11.

УДК 616.34-007.43-03/:611.26

^ ДИАФРАГМАЛЬНЫЕ ГРЫЖИ

Авсянский Э. Н.

Научные руководители: д.м.н., профессор В. И. Аверин,

к.м.н., доцент Е. В. Крыжова

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

г. Минск, Республика Беларусь


Введение

Врожденные диафрагмальные грыжи (ДГ) являются частой причиной смерти детей 1-го года жизни. При естественном течении общая летальность может составлять 50–90 %. Частота встречаемости данного порока 0,8:1000 новорожденных (включая мертворожденных). ДГ составляют 8 % всех врожденных аномалий.

В 50 % случаев имеется сопутствующая врожденная патология почек, желудочно-кишечного тракта, передней брюшной стенки, центральной нервной системы, сердца. Хирургическое лечение детей с врожденными ДГ особенно новорожденных, остается до настоящего времени одной из сложнейших задач для детских хирургов.

Цель исследования

По данным литературы и клиническим материалам установить источники развития диафрагмы, показать формы врожденных ДГ, клинические проявления данного порока развития и методы хирургического лечения.

Материалы и методы исследования

Были проанализированы литературные источники отечественных и зарубежных авторов, по вопросам возникновения, формам и лечению диафрагмальных грыж, а также 22 медицинские карты стационарного больного с диагнозом «диафрагмальная грыжа» за 2008–2010 гг.

Результаты исследования

Диафрагмальная грыжа — порок развития диафрагмы, при котором происходит перемещение органов брюшной полости в грудную через естественные или патологические отверстия диафрагмы, а также путем выпячивания ее истонченного участка.

Среди изученных нами историй болезни с диагнозом «ДГ» самой распространенной оказалась ложная заднелатеральная грыжа Богдалека, количество таких грыж составило 82 %, а количество истинных заднелатеральных грыж — 18 %. При этом в 72 % случаев грыжи были правосторонними, в то время как в 28 % случаев дефект был в левом куполе диафрагмы ( что объясняется расположением с правой стороны печени).

В 97 % рассмотренных нами случаев диагноз ДГ был выставлен в постнатальном периоде и лишь в 3 % патология была выявлена в антенатальном периоде (на 22-й неделе гестации).

Лечение. Ввиду неблагоприятного течения и очень высокой летальности показания к хирургическому лечению врожденных ДГ считаются абсолютными, исключение составляют бессимптомно протекающие истинные грыжи купола, при которых показано динамическое наблюдение.

Выбор хирургического доступа при коррекции ДГ чрезвычайно важен и зависит от вида ДГ. Традиционными доступами при хирургическом лечении ДГ являются лапаро- и торакотомия. C развитием эндохирургии коррекция ДГ у детей стала возможной при помощи лапаро- и торакоскопии.

Характеристика лапаро- и торакоскопического методов пластики диафрагмы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Сравнительная характеристика эндоскопических методов пластики диафрагмы

Лапароскопический

Торакоскопический

Показания:

— грыжи пищеводного отверстия диафрагмы;

— ретростернальные грыжи (грыжа Морганьи).

Показания:

— заднелатеральные грыжи, или грыжи Бохдалека (истинные и ложные);

— релаксация диафрагмы.

Методика:

3 или 4 троакара, располагают через пупок, по среднеключичной линии справа и слева, и четвертый троакар — по передней подмышечной линии для введения ретрактора.

Рекомендуется выполнение первичной пластики диафрагмы с фиксацией переднего его края к брюшной стенке.

В исключительных случаях, когда размеры дефекта не позволяют выполнить первичную пластику диафрагмы, возможно использование пластического материала.

Методика:

3 троакара, один для телескопа и два — для манипуляторов.

Под воздействием положительного давления СО2, создаваемого в плевральной полости, грыжевое выпячивание постепенно вправляется в брюшную полость.

Возможно выполнение пластики диафрагмы с использованием эндоскопического аппарата для наложения скобок (неприменим у детей младшего возраста, так как узкие межреберные пространства не позволяют использовать степлер).


В настоящее время, хирурги, как правило, отдают предпочтение торакоскопическому методу ввиду ряда его преимуществ:

1) показан во всех возрастных группах, в том числе у новорожденных;

2) удобный доступ;

3) минимальная травма;

4) хороший косметический эффект;

5) быстрое восстановление в послеоперационном периоде.

Из изученных нами историях болезни торакоскопическая пластика диафрагмы была проведена в 100 % случаев. 96 % детей были прооперированы в возрасте до года, и лишь в 4 % случаев возраст детей был больше года (рецидив). Из рассмотренных нами случаев врожденных ДГ частота встречаемости данной патологии среди девочек и мальчиков примерно одинакова — 55 и 45 % соответственно.

Вывод

В результате проведенного исследования было сформировано представление о диафрагмальных грыжах, их классификации, наиболее распространенных видах ДГ в нашей стране (> 80 % ложные правосторонние грыжи). Изучены некоторые клинические проявления, а также современные способы лечения данного порока, наиболее эффективным из которых в настоящее время в нашей стране признан торакоскопический метод пластики диафрагмы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баиров, Г. А. Детская хирургия. Хирургия пороков развития / Г. А. Баиров. — 1968.

2. Справочник по детской хирургии / О. С. Мишарев [и др.] — 1980.

3. Долецкий, С. Я. Диафрагмальные грыжи у детей / С. А. Долецкий. — М., 1960.

4. Долецкий, С. Я. Детская хирургия / С. Я. Долецкий, Ю.Ф. Исаков. — 1971. — Т. 2.

5. Маргорин, Е. М. Оперативная хирургия детского возраста второе издание / Е. М. Маргорин. — 1967.

УДК 796.091.26

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕНИРУЮЩИХ НАГРУЗОК, РЕЖИМОВ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

Агеева К. А.

Научный руководитель: преподаватель П. П. Слабодчик

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Люди всего мира во все времена уделяли большое внимание собственному здоровью. Это желание очень естественно, так как только здоровый человек способен к полноценной жизни и созидательному труду.

Экономическая нестабильность, неблагоприятная экология и недостаточный уровень культуры населения в нашей стране привели к сокращению средней продолжительности жизни на 5–7 лет, к низкой деторождаемости, к все большему рождению детей с отклонениями в физическом развитии. В высших учебных заведениях в процессе обучения число студентов, имеющих заболевания, увеличивается постоянно [1].

В настоящее время на кафедрах физического воспитания вузов для профилактики заболеваний и коррекции здоровья создаются специальные медицинские группы (СМГ).

Цель исследования

Определить наиболее эффективные средства и методы при проведении занятий в СМГ.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогического опыта.

Результаты и их обсуждение

Во время проведения занятий в СМГ необходимо применение двух видов физических нагрузок: тонизирующих (поддерживающих) и щадяще-тренирующих [1].

Тонизирующая (поддерживающая) нагрузка стимулирует функции и поддерживает достигнутое функциональное состояние организма. Она может быть большой и умеренной интенсивности и равномерно распределяться в течение занятия.

Щадяще-тренирующие физические нагрузки повышают работоспособность организма, увеличивая его функциональные резервы. Эти нагрузки должны строго дозироваться, а сам тренировочный эффект может быть достигнут от воздействия нагрузки в 40–70 % от максимально допустимой. Включение в учебные занятия элементов спортивных игр, таких как мини-баскетбол и мини-футбол, расширяет тренирующее воздействие физических упражнений.

Приступая к занятиям физическими упражнениями, необходимо объяснить студентам, что форсированная нагрузка и неоправданно сложные физические упражнения могут привести к необратимым изменениям и серьезным осложнениям в организме. С другой стороны, нагрузка должна сопровождаться утомлением, чтобы достигать поступательного приспособительного эффекта. Следует особо подчеркнуть, что в СМГ используется оздоровительная тренировка, а не лечебная физкультура. Качество ее оценивается по текущему и этапному контролю физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма студента [2].

При правильно организованном занятии происходит последовательный переход щадящего режима в щадяще-тренирующий, затем в тренирующий и интенсивно-тренирующий. Контролем перехода от одного режима к другому, считает А. И. Расолько, может служить ЧСС, что связана с интенсивностью выполняемой мышечной работы [3].

Т. Н. Шестакова рекомендует щадящий режим назначать всем студентам с хроническими заболеваниями при общем относительно удовлетворительном состоянии. ЧСС при нагрузке не должна превышать 110 уд./мин. Уровень нагрузки составляет 25 % функционального резерва сердца. Тренирующий режим реализуется при ЧСС 120–130 уд./мин, уровень нагрузки 40–60 % от функционального резерва сердца. Интенсивно тренирующий режим назначается студентам с хроническими заболеваниями после предварительных занятий ― обязательное условие ― стойкая ремиссия заболевания и общее хорошее самочувствие. Допустимая ЧСС в длительных нагрузках ― 130 уд./мин, в коротких и интенсивных — 150–160 уд./мин. Уровень нагрузки — до 60–80 % от резерва [4].

При ЧСС 130 уд./мин ― оздоровительная зона; ЧСС — 130–150 уд./мин ― тренировка аэробных возможностей; ЧСС 151–180 уд./ мин ― тренировка аэробных и анаэробных механизмов, что крайне не рекомендуется при использовании данной зоны мощности при работе со студентами с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Специальные тренирующие нагрузки при заболеваниях группы А (заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушения функции эндокринной и нервной системы, хронические синуситы и воспаления среднего уха, миопия) должны быть направлены на развитие общей выносливости. Рекомендуется широкое использование ходьбы, оздоровительного бега, плавания, упражнений на тренажерах, дыхательных упражнений, подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам, упражнений в равновесии и на координацию. Вместе с тем, с большой осторожностью используются все виды прыжков, быстрая смена положений тела в пространстве, лазанье по канату, подскоки из глубокого приседа, упражнения с партнером, все виды метаний, особенно при гипертонии, хронических заболеваниях почек и близорукости.

При заболеваниях группы Б (заболевания органов брюшной полости и малого таза, почек) специальными упражнениями являются упражнения для мышц брюшного пресса, для мышц тазового дна, дыхательные. Запрещаются все виды прыжков, подскоки из глубокого приседа, ходьба с отягощением в глубоком приседе, сгибание ног в висе. Используются с осторожностью движения ног и т. п., лежа на спине, упражнения с отягощениями, опускание и поднимание туловища, силовые упражнения с партнером, гимнастический «мост».

При заболеваниях группы В (заболевания, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата и снижением двигательной функции) широко используются упражнения на развитие амплитуды движений в суставах и позвоночнике, упражнения на осанку, формирование мышечного корсета. Показаны упражнения с отягощениями, упражнения у гимнастической стенки и с гимнастической палкой [4].

Выводы

Особое место в содержании средств физического воспитания специальных медицинских групп занимают естественные общедоступные упражнения, не требующие в дальнейшем специальных методических рекомендаций по технике исполнения — прыжки, бег, упражнения для выработки координации, метания, сгибания и выпрямления рук в упоре, лазания по канату, ходьба на лыжах, плавание.

В ходе занятий в СМГ следует исключить соревновательный метод, т. к. соревнования сопровождаются эмоциональным и функциональным напряжением, способным негативно повлиять на лиц с ослабленным здоровьем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левин, М. Я. Влияние физических упражнений на организм человека: учеб. пособие / М. Я. Левин, И. С. Дамаскер // Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. — Минск, 1995. — С. 9–54.

2. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья: учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Тимошенкова, С. Н. Богданова, Ю. Т. Жуковского. — Минск, 1995.

3. Расолько, А. И. Организационно-методические особенности и научное обоснование занятий по физическому воспитанию со студентами специальных медицинских групп: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.04. / А. И. Расолько. — Минск, 1999.

4. Колос, В. М. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях / В. М. Колос, Т. Н. Шестакова. — Минск: МРТИ, 1992. — 42 с.

УДК 578:616-006
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты