Домой

Урок по истории в 10 классе по теме: «Внешняя политика России в XVII веке»




Скачать 99.18 Kb.
НазваниеУрок по истории в 10 классе по теме: «Внешняя политика России в XVII веке»
Дата20.01.2013
Размер99.18 Kb.
ТипУрок
Содержание
Эти народы породнились, свидетельством тому является тот факт, что на Украине сегодня проживает около 12млн. русских из 42млн. н
В вашем классе имеют украинские корни:(перечислить фамилии)
Мы с вами на сегодняшнем уроке восстановим историческую справедливость. Двух правд, истин не бывает.
Во- второй половине XVIв. (1569г.) Литва и Польша объединились в одно государство- Речь Посполитую.
А положение польских крестьян было самым тяжёлым в тогдашней Польше.
Правительство Речи Посполитой заносило запорожских казаков в реестре - каждый значившийся в нём получал жалованье за службу.
Запорожские казаки – наиболее свободолюбивая и опытная в военном отношении часть украинского народа. Именно они стали ядром осво
В-первых сражениях 1648г ( под Жёлтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войска Хмельницкого наголову разгромил поляков.
Спасаясь от карателей, люди сами сжигали свои хаты и уходили в леса, в степи.
В ней приняли участие «великое множество всяких чинов людей»
Рада ответила дружным согласием.
Изнурительная война, истощившая обе стороны, закончилась в 1667г. перемирием, заключенным в Андрусове.
Правобережье Украинцы еще и мечение целого столетия оставалось под властью Речи Посполитой.
Земли между Днепром и Бугом объявлены нейтральными.
Договор 1686гю- повторный пункт во внешней политике России и Польши. От конфронтации, продолжавшейся не одну сотню лет, они пере
Украинский народ сохранил себя как нацию и избавил себя от страшной угрозы истребления и рассеивания.
В 1681г. построили новую оборонительную черту- Изюмскую.
Через Украину усиливались связи России с другими славянскими народами и странами Центральной и Западной Европы.
Отвечают ли отношения, имеющие место между Украиной и Россией в настоящее время интересам двух братских славянских народов?
Доказали, что воссоединение Украины с Россией отвечало интересам обеих государств, но в первую очередь это имело огромное значен
...
Полное содержание
Подобные работы:

МОУ СОШ №1

г. Можайска


Открытый урок по истории

в 10 классе по теме:

«Внешняя политика России

в XVII веке».

Урок с применением технологии

проблемного обучения.


Подготовил и провёл

учитель истории

Кореняка А.Н.


г. Можайск, 2011год.


Конспект открытого урока по истории в 10 классе по теме:

«Внешняя политика России в XVII веке».


Цели урока:

Образовательная:

раскрыть национально-освободительную

борьбу украинского народа во главе с

Богданом Хмельницким против владычества

Польши и Литвы и воссоединение Украины

с Россией, историческую роль Москвы

в объединение русских земель.


Развивающаяся:

формировать умения анализировать,

делать выводы, сравнивать, работать

с источником, связывая с современностью.


Воспитательная:

Воспитание уважения к героическому

прошлому русского народа, формирование

чувства патриотизма и дружбы между русским и

украинским народом.


Оборудование: карта « Русское государство в XVII веке».

ТСО: эпидиаскоп.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Основные понятия: униатская церковь, гетман, шляхта, Рада, основные даты воссоединения Украины и России.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку и отметить отсутствующих.

  2. Изучение нового материала.

План:

1.Вступительное слово учителя.

2.Восоединение Украины с Россией.

3.Русско-польская война 1654-1667г.г. Андрусовское перемирие.

4.Русско-турецкая война. Чигиринские походы (изучить самостоятельно).

5. «Вечный мир» России с Польшей.

  1. Закрепления материала.

  2. Подведение итогов урока. Домашнее задание.



  1. Воспитательное слово учителя.

Объявление темы, постановка цели урока. В процессе урока-лекции прошу делать записи.



  1. Воссоединение Украины с Россией.

Прошло более 350 лет с момента воссоединения Украины с Россией. Два братских народа жили единой семьей, помогая друг другу, защищали единое государство.

^ Эти народы породнились, свидетельством тому является тот факт, что на Украине сегодня проживает около 12млн. русских из 42млн. населения Украины.

В России- около 5 млн. украинцев, одним из которых являюсь я. Россия дала мне два высших образования. Я уже в России живу 41 год из них 26 лет прослужил в Вооруженных Силах, сын у меня родился в России, который продолжил отцовскую династию, имеет два высших образования сейчас в звании подполковника служит в одной из воинских частей 12 Главного управления.

^ В вашем классе имеют украинские корни:(перечислить фамилии)


К сожалению, не по вине простого народа, а из-за амбиций некоторых руководителей России и Украины рвавшихся к власти два братских, славянских народа , живут в разных государствах, разделенных границей. Я сужу по себе, что эта граница прошла через сердце миллионов людей.

То, о чем мы с вами будем сейчас изучать на уроке, в украинских школах преподают по-другому, якобы в середине 17 века Россия насильно присоединила к себе Украину, неспрося воли и мнения народа.

^ Мы с вами на сегодняшнем уроке восстановим историческую справедливость. Двух правд, истин не бывает.

Ещё в IX-XIIв.в. Киевское государство было колыбелью трёх славянских народов: украинского, белорусского и русского.


Вопрос: давайте вспомним, все ли земли древнерусского государства оказались под игом Золотой Орды?

Ответ: западные и юга - западные русские княжества – Киевское, Черниговское, Смоленское, Галицко – Волынское, Полоцкое в конце XIII - в начале XIVв. Попали под власть великих князей литовских и королей Польских.

^ Во- второй половине XVIв. (1569г.) Литва и Польша объединились в одно государство- Речь Посполитую.

На украинских и белорусских землях польских магнаты установили такой же тяжёлый гнёт как ив Польше.

^ А положение польских крестьян было самым тяжёлым в тогдашней Польше.

Вместе с польскими феодалами на Украину и в Белоруссию пришли католические церковники.


Вопрос: в чем состоит различие между католической и православной церкви:

В 1054 христианство расколись на две самостоятельных направления:

а) западное (католическое);

б) восточное(православное).

Различие:

а) в католических церквях – костелах – нет икон, а есть статуи святых;

б) все прихожане во время службы сидят с молитвенниками в руках;

в) а в православной церкви все молятся, стоя или на коленях;

г) в костелах играет орган, а в православной церкви поёт хор;

д) католики покланяются матери Христа- Марии, а в православные её сыну Иисусу Христу.

Чтобы оторвать народы Украины и Белоруссии от народа России, польские помещики и представители римского папы насаждали на Украине и Белоруссии новую церковь- так называемую униатскую церковь, созданную в конце XVIв. Униатская церковь соединяла православную и католическую церкви, она была независима т Москвы, церковь на Украине подчинялась римскому папе. Служба в церквях совершалась по старым привычным обрядам.

Таким образом, униаты хотели с помощью религии оторвать украинцев и белорусов от русского народа.

Но эти народы не признавали униатскую церковь и продолжали борьбу с польскими магнатами и шляхтой.

Борьбы принимала острый характер. Центром освободительной борьбы украинского народа стала Запорожская сечь. Название происходит, очевидно от специальной системы укреплений из срубленных деревьев- «засек».

На острове Хортица на Днепре располагались казаки как свободное военное братство. Здесь не было феодального землевладения, существовало казацкое самоуправление- выборные кошевые, куренные атаманы и гетман.


^ Правительство Речи Посполитой заносило запорожских казаков в реестре - каждый значившийся в нём получал жалованье за службу.

Прошу рассмотреть иллюстрацию «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Обращаю внимание на то, как блестяще выразил художник эмоциональность казаков, остроту их взаимоотношений с Турцией: писать ответ собрались все сечевики. Писарь старается записывать всё, что предлагают. Остроумные насмешливые фразы сыплются со всех сторон. Они таковы, что дрожат от смеха седоусые бойцы, предвкушая свою победу и унижение ненавистного султана.

^ Запорожские казаки – наиболее свободолюбивая и опытная в военном отношении часть украинского народа. Именно они стали ядром освободительной борьбы 1648-1654гг.

В конце 40-х XVII века во главе освободительного движения встал Богдан Хмельницкий. В начале 1648г. Хмельницкий был избран гетманом Запорожского войска.


С сообщением о Богдане Хмельницком выступит


оценка за сообщение « ».


С сообщением по межпредметным связями по теме: «Рылеев. Дума «Хмельницкий»»выступит


оценка за сообщение « ».


Что бы обезопасить себя от нападения крымского хана, Хмельницкий вступил с ним в союз.

Хан отправил на помощь Хмельницкому отряд в несколько тысяч конных воинов, см. хронику воссоединения Украины с Россией на доске.

^ В-первых сражениях 1648г ( под Жёлтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войска Хмельницкого наголову разгромил поляков.

В декабре 1648г. Б. Хмельницкий торжественно въехал в Киев.

Хмельницкий с самого начала освободительной войны обращался к России с просьбой принять Малороссию «под высокую руку» русского царя.

Но московские правители были заняты своими тревогами: по стране катилась волна городских восстании. В этих условиях правительство побаивалось принять в состав государство Украину, охваченную пламенем всенародной войны.

В 1651г. под Берестечком во время большого сражения с польской армией Хмельницкого предал крымский хан. сражение было проиграно.

Польское войско вторглось на Украину. С юга началось вторжение крымцев. Снова тысячи людей были уведены в плен. Народ продолжал мужественную борьбу, но силы были не равными. На Украину стали вновь возвращаться польские феодалы и чинить жестокую расправу.

^ Спасаясь от карателей, люди сами сжигали свои хаты и уходили в леса, в степи.

Многие искали спасение на территории Российского государства.

Правительство России оказала помощь восставшей Украины, разрешив русским торговцам свободный ввоз хлеба, соли, оружия, пороха на её территорию. Украина переживала очень трудное время.

В феврале 1651г. в Москве Земский собор вынес решение о готовности принять Малороссию в российское государство.

А в октябре 1653г. Земский собор согласился принять Украину в состав государства и объявил войну Польше.

Страница 190 книга «Хрестоматия п истории СССР с древнейших времен до конца XVIIIвека».

Зачитать документальный материал из решения Земского собралась в Москве о воссоединении Украины с Россией 1 октября 1653г.

8 января 1654г. в городе Переяславе (сейчас город Переяслав- Хмельницкий, Киевской области, город-побратим Можайску) собралась всенародная рада (собрание).

^ В ней приняли участие «великое множество всяких чинов людей»

Богдан Хмельницкий в своей речи обрисовал тяжкое положение Украины и предложил перейти под власть московского царя.

^ Рада ответила дружным согласием.

Так Переяславская рада приняла историческое решение.

Страница 192 книга «Хрестоматия по истории СССР с древнейших врмён до конца XVIIIвека».

Зачитать документальный материал Переяславская Рада.

  1. Русско-польская война 1654-1667г.г. Андрусовское перемире.



Вслед за тем началась русско-польская война-1654-1667г.г.

Случались и победы и поражения.

В 1654г. русская армия взяла Смоленск. В последующие годы русские войска заняли почти всю Беларусь и Литву, часть Украины. Однако положение осложнилось борьбой за власть на Украине после смерти Богдана Хмельницкого (июль1657г.) изменами части старшины.

В 1659г. на раде в Переяславе гетманом избрали молодого Юрия Хмельницкого-сына Богдана Хмельницкого.

Увеличивалась численность русских войск в Малороссии, а воеводы получали право контроля над казацкими военачальниками.

В1660г. в Малороссию пришло большое польское войско.

Объединённая русско-украинская армия Шереметева и Юрия Хмельницкого потерпело тяжкое поражение под Чудновом, юго-западнее Житомира.

^ Изнурительная война, истощившая обе стороны, закончилась в 1667г. перемирием, заключенным в Андрусове.

По его условиям Россия возвращала себе Смоленскую и Северскую земли, за ней же закреплялась Левобережная Украина. Правобережная Украина оставалась за королём Речи Посполитой. Киев на правобережье на два года переходил под власть Москвы, но затем его надлежало вернуть польской стороне. В дальнейшем русской дипломатии удалось сохранить столицу Украину под властью царя.

^ Правобережье Украинцы еще и мечение целого столетия оставалось под властью Речи Посполитой.

В конце XVIII века Правобережная Украина и большая часть Белоруссии также соединились с Россией в результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795).


Русско-турецкая война. Чигиринские походы (изучить самостоятельно).


В 1676-1681г.г. приходила война с турками-османами.

В 1681г. Россия заключила с Крымом Бахчисарайский договор. Султан ратифицировал его.

И по договору устанавливалось перемирие на 20 лет; Турция и Крым признали переход к России Левобережной Украины и Киева.

^ Земли между Днепром и Бугом объявлены нейтральными.


«Вечный мир» России с Польшей.


В 1686г. при царевне Софьи, был заключён Вечный мир с Речью и Посполитой.

За Россией закреплялись Левобережье и Киев, она разрывала отношения с Турцией и Крымом, вступала в направленный против них союз (Австрия, Речь Посполитая, Венеция, Россия).

^ Договор 1686гю- повторный пункт во внешней политике России и Польши. От конфронтации, продолжавшейся не одну сотню лет, они перешли к мирным отношениям.

Таким образом, в середине 17 века только Левобережная Украина воссоединилась с Россией.


Ребята! Давайте ответим на следующие вопросы:



  1. какое значение имело воссоединение Украина с Россией

Для Украины:

Воссоединение Украины с Россией создало гораздо более благоприятные возможности для развития украинской экономики и культуры

^ Украинский народ сохранил себя как нацию и избавил себя от страшной угрозы истребления и рассеивания.

Улучшились условия для заселения и хозяйственного освоения чернозёмов на юге.

^ В 1681г. построили новую оборонительную черту- Изюмскую.

Путь для набегов крымских отрядов на русские и украинские земли стал для степных хищников менее доступным.


Для России:

воссоединение Украины с Россией имело большое значение для Российского государства, так как объединенными силами было легче добиться возвращения захваченных Речью Посполитой западных русских земель.

^ Через Украину усиливались связи России с другими славянскими народами и странами Центральной и Западной Европы.



  1. Насильно ли Россия присоединила Украину, или это произошло по воли и просьбе украинского народа, добровольно? (отвечают учащиеся).

В бывшем Советском Союзе была увековеченная память борцов за освобождение Украины в XVIII веке (памятник Богдану Хмельницкому в Киеве, во время Великой Отечественной войны были учрежден орден Богдана Хмельницкого, присваивались имена казацких полковников Нечая, Богуна отдельным воинским частями Советской Армии).

  1. Первичное закрепление материала.



Вопросы обучающимся:

Когда и кто возглавил борьбу украинского народа против Речи Посполитой?

В каком году Земский собор в Москве приняли решение о готовности принять Малороссию в российское государство?

^ Отвечают ли отношения, имеющие место между Украиной и Россией в настоящее время интересам двух братских славянских народов?



  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Возвращаемся к цели нашего урока! Мы раскрыли национально-освободительную борьбу украинского народа во главе с Богданом Хмельницким в середине XVIIIвека, роль России, протянувшей руку помощи братскому украинскому народу.

^ Доказали, что воссоединение Украины с Россией отвечало интересам обеих государств, но в первую очередь это имело огромное значение для Украины.

И документально подтвердили, что никакого насильственного присоединения Украины к России не было. Это произошло добровольно, по доброй воле украинского народа. Именно в этом и заключалась цель нашего урока. И как бы не развивались отношения между Россией и Украиной, поссорить два братских народа никому и никогда не удастся.

Хочу отметить ребят, принимавших активное участие в сегодняшнем уроке


Таким образом, цель урока достигнута.

Домашнее задание параграф 35.

Скачать 99.18 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты