Домой

Тематическое планирование предназначено для курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.», предназначенного для учащихся 10 класс




Скачать 406.31 Kb.
НазваниеТематическое планирование предназначено для курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.», предназначенного для учащихся 10 класс
страница1/3
Дата20.01.2013
Размер406.31 Kb.
ТипТематическое планирование
Содержание
Календарно-тематический план по истории России с конца XVI – XVIII вв.
Подобные работы:
  1   2   3

Пояснительная записка

Данное тематическое планирование предназначено для курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.», предназначенного для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе в профильных классах.

Курс обеспечен:

программой «История Отечества с древнейших времён до 1917 г.» (Авторы: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, С.И. Козленко) - М.: Просвещение, 1997, допущенной для использования Министерством образования Российской Федерации;

учебником Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века» - М.: Просвещение, 2003;

учебником Буганов В.И., Зырянов П.Н. «История России. Конец XVII—XIX век» - М.: Просвещение, 2003.

Оба учебника получили гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

Учебники вышли в 2003 г. девятым изданием (восьмое издание было переработано и дополнено).

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы.

способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;

углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе в направлении развития проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, углубления понимания причинно-следственных связей, раскрытия многомерности исторического процесса;

помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Концептуально и методологически курс опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в т.ч. и на сравнительно новые оценки истории России изучаемого периода.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в т.ч. концепции модернизации образования. Курс полностью соответствует действующему обязательному минимуму содержания исторического образования в старшей школе и в своей основе удовлетворяет требования стандарта полного среднего образования по истории;

расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России, полученных в основной школе;

рассмотрение истории России как многофакторного процесса;

акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей выдвижение на первый план рассмотрение человека как субъекта истории, истории повседневности;

усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия, в т.ч. и в обращении к изучению персоналий;

изучение истории Отечества как истории многонационального государства;

структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности.

^ Календарно-тематический план по истории России с конца XVI – XVIII вв.

(10 класс - профильный)

Количество уроков в год 136 часов. В неделю – 4 часа.


№ п\п

Тема

Дата

Кол-во час.

Тип и форма урока

Компетенции

Домашнее задание

ЦОР

Контроль

1-3.

История как наука. ВИД. Периодизация истории.




3

Урок актуализации знаний. Диалог.

Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории, важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности России и мира










4-6

Древнейшая история человечества. Предыстория. Древнейшие формы социальной жизни. Неолитическая революция




3

Урок актуализации знаний. Диалог.

Характеристика основных периодов развития человека в его «предыстории». Дискуссия о понятии «человек». Выявление факторов, определявших развитие человека и общества в период «предыстории».

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Роль неолитической революции в развитии человека».







7-9.

Цивилизации Древнего мира. Восточные деспотии. Ментальные особенности древневосточных цивилизаций




3

Урок формирования новых умений. Лекция.

Выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Знать основные достижения древних цивилизаций. Называть основные религии. Знать основные понятия: фараон, касты, буддизм, конфуцианство и т.д.

Законы Хаммурапи




фронтальный опрос

10-14

Античные цивилизации Средиземноморья.




5

Урок формирования новых умений. Лекция.

Характеризовать полисно-правовую организацию. Сравнивать демократию и тиранию. Выявлять особенности античных цивилизаций. Систематизировать и представлять уровень развития античной культуры.

Представление презентации на выбранную тему.







15-16.

Российская цивилизация: особенности становления и развития




2

Урок актуализации знаний. Диалог.

Знать основные особенности истории народов и государств в целом, выявлять главные причины, своеобразие пути России в сравнении с мировой и европейской. Определять причины отличий пути России.

Подготовиться к беседе по теме «Роль личности в истории»




Беседа

17-18

Место России в мировой истории




2

Урок формирования новых умений. Лекция.

Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории, важнейшие методологические концепции исторического процесса, взаимосвязь и особенности России и мира

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Сравнительная характеристика географического положения и природы России с географическим положением и природой… (страна по выбору учащихся)»




Рефлексия, анализ домашнего задания

19.

Появление человека на территории Восточной Европы




1

комбинированный

Характеристика основных периодов развития человека в его «предыстории». Дискуссия о понятии «человек». Выявление факторов, определявших развитие человека и общества в период «предыстории»

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Роль неолитической революции в развитии человека». Сравнительная характеристика матриархата и патриархата.

Древние люди на территории нашей страны. Орудия труда древних людей. Карта «Стоянки древних людей на территории России»

Беседа

20.

Неолитическая революция.




1

Лекция. Урок изучения новых знаний

Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металла и его значение

Стоянки каменного века.




Таблица

21-22.

Формирование народов




2

Лекция учителя, работа с картой.

Знать об этногенезе восточных славян, понимать место славянской этнической и языковой группы в индоевропейской системе, определять основные восточнославянские племена, характеризовать быт, занятия, язык славян, указывать территорию их расселения

Подготовка тезисов ответа по теме: «Место предков славян среди индоевропейцев». (§2-3).

Древние славяне. Отрывок «война с готами» П. Кесарийского.

Беседа

23-24.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи




2

Урок формирования новых умений. Диалог

Характеризовать отношения славян с соседями, разъяснять уровень социально-экономического развития. Объяснять смысл понятий: этнос, генезис, этногенез, племенные союзы

Схема «Соседи восточных славян» с выводами. Рефлексия

Карта «Расселение восточных славян»

Анализ составленных схем, рефлексия

25.

Славяне в V-VIII вв.




1

Комбинированный урок. Беседа.

Характеризовать особенности занятий, общественного строя, быта и верований, устанавливать причинно-следственные связи

Схема, вопросы к семинару.

Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции). (§4)

Путь из варяг в греки. Отрывок из «Повести временных лет». Основатели Киева.

мини-тесты

26.

Народы и древнейшие государства на территории России




1

Урок контроля и коррекции знаний. Семинар.

Объяснять изученные термины, понимать историческую обусловленность формирования эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, взаимосвязь и особенности истории России и мира

Повторить П. 1-4

Древние государства на территории России.

рефлексия

27.

Возникновение мира восточных славян




1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщать и структурировать пройденный материал




Образование государства – Интер. Зад.

Зачет

28-29.

Возникновение государственности у восточных славян




2

Урок изучения новых знаний. Лекция

Знать причины и факторы возникновения государственности, понимать многонациональный состав русского государства, формировать собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства.

Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих центров. (§6).

Рюрик. норманнская теория. Интерактивные тесты. «Заморские гости». Аним. карта «Образование Древнерусского государства».

дискуссия

30-31.

Становление Древнерусского государства




2

комбинированный урок

Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги (реформы, крещение)




«Древняя Русь при первых князьях». Интеракт. Тесты.

решение исторических задач

32.

Правление Святослава. Первая усобица на Руси.




1

Урок практического применения знаний и умений. «Мозговой штурм»

Выделять особенности правления князя Святослава. Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей, давать её оценку.

Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси. (§7).

«Повесть временных лет».

анализ исторических документов

33.

Русь во времена Владимира Святославовича




1

Урок изучения новых знаний, лекция

Определять причины и оценивать значение принятия христианства для социально-экономического и политического развития Руси и в качестве цивилизационного выбора. Объяснять смысл понятий католицизм, православие.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославовича».

Интеракт. Тесты. Владимир Святой.

мини-тестирование

34.

Правление Ярослава Мудрого




1

Урок изучения новых знаний, лекция

Уметь выявлять и сравнивать причины, сущность и результаты первой и второй усобиц на Руси.

Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого.

Ярослав Мудрый. Интеракт. Тесты.

Беседа

35.

Зарождение феодальных отношений в Киевской Руси. «Русская правда»




1

Урок практического применения знаний и умений. Практикум.

Характеризовать суть раннефеодальных отношений, выделять их особенности в сравнении с процессами в западной Европе. Критика источника.

П. 10-11.

Русская Правда.

анализ ответов и таблицы.

36.

Русь изначальная




1

Урок контроля и коррекции знаний и умений. семинар







повторение п. 5-11.

обсуждение вопросов и заданий

37.

Русь в IX – XI вв.




1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщать и структурировать пройденный материал




Зачет

38-39.

Усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах.




2

комбинированный

Понимать неизбежность княжеских усобиц. Знать причины соперничества феодальных кланов. характеризовать политику В. Мономаха как стремление восстановит единство державы

Влияние половцев на жизнь Руси. Характер и значение Любечского съезда в истории Руси.

Карта «Раздробленность на Руси». Усобица. интерактивные тесты. Владимир Мономах.

Схема

40

Распад древнерусского государства




1

Урок изучения новых знаний, лекция

Объяснять причины феодальной раздробленности, понимать тенденции внутренней и внешней политики отдельных княжеств. Видеть негатив и позитив раздробленности.

П.14, схема

Вопросы и задания. Лесствичный порядок наследования (аним. схема).

дискуссия

41-42.

Развитие основных русских земель




2

Урок формирования новых умений.

Понимать особенности развития удельных княжеств, характеризовать их политическое развитие. Объяснять отличия политики владимиро-суздальских князей и природу складывания деспотизма.

Доклады об одном из князей (на выбор учащихся)

Раздел земель между потомками Ярослава Мудрого (аним.схема). Мономаховичи и Ольговичи (аним. схема). Юрий Долгорукий. Государственное правление в Новгородской боярской республике (аним. схема)

Мини-тестирование

43-44.

Культура домонгольской Руси




2

Урок изучения новых знаний. Лекция.

Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода. На конкретных примерах показывать её достижения.

П.17-18.

Илларион. Богоматерь Оранта. Софийский собор. Евангелие. Ангел златые волоса.

обсуждение проблем, доклады (по выбору учащихся)

45.

От единой Руси к удельной




1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщать и структурировать пройденный материал




Зачет

46

Возникновение Монгольского государства




1

комбинированный

Знать особенности историко-социологического, историко-политологического анализа событий и процессов

П.19, схема

Батый. Поход Батыя на Русь.




47

«Батыево разорение». Нашествие крестоносцев




1

Урок формирования новых знаний. Лекция

Понимать причины завоевания Руси монголо-татарами.

П.20.

Взятие ордынцами Козельска. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.

тестирование

48.

Монголо-татарское иго на Руси




1

Урок практического применения знаний и умений. Диалог.

Знать причины установления протектората и принципы управления Русью. Обобщать итоги и понимать последствия владычества монголо-татар.

дополнительный материал к теме.

Золотая Орда. Русь и Орда в XIII – XIV вв. - интерактивные тесты

Мини-дискуссия

49-50.

Хозяйство Руси. Начало возрождения русских земель




1

комбинированный урок

Понимать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях. Знать о борьбе московских князей за первенство, о политике отношений с Ордой.

Подготовиться к семинару




анализ выводов

51

Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской




1

Комбинированный урок. Беседа.

Знать причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Характеризовать деятельность Дмитрия Донского. Осветить причины и последствия Куликовской битвы

Сравнительный анализ деятельности Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского

Иван Калита. «Потомки Александра Невского» (аним. схема). Тверские князья (аним. схема)

обсуждение проблем

52

За землю русскую




1

Урок контроля и коррекции знаний и умений. Семинар

Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Знать о зарождении национального самосознания. обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию

Интерактивные задания,

обсуждение вопросов и заданий

53

Феодальная война второй четверти XV в.




1

Комбинированный урок. Лекция.

Знать о положении московских князей после смерти Дмитрия Донского, о преодолении внутренних и внешних препятствий на пути окончательного складывания единого государства при Иване III.

«Разгром Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств»

Великий князь Дмитрий Донской. Куликовская битва (аним. карта).

Беседа
  1   2   3

Скачать 406.31 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты