Домой

Управление ркка приняло решение создать в Военном Институте Иностранных Языков (виия) кафедру военно-полити­ческой пропаганды среди войск и населения противника




НазваниеУправление ркка приняло решение создать в Военном Институте Иностранных Языков (виия) кафедру военно-полити­ческой пропаганды среди войск и населения противника
страница1/9
Дата19.01.2013
Размер2.07 Mb.
ТипРешение
Содержание
План написания лекций
Майор Фрадкин И.М
Капитан Бабалов А.Д.
Специальная журналистика
«это была хорошая школа»
К 60-летию третьего факультета
Фронтовики факультета
Путевка в жизнь
Воспоминания спецпропагандиста
Стране нужны не только барды
Благословил" нас сам биязи
Выбирали специальность, языки
В спецпропаганде были доки
Как для умельцев две руки
Все мы вышли из «плебеев»
Мечта сбылась: братаюсь с флотом
В походах и миссиях дружбы
В заключение
Работа в шпандау
Специальная пропаганда в моей жизни
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Берников Николай Николаевич

кандидат филологических наук,

доцент, первый начальник кафедры

спецпропаганды, заместитель

редактора газеты Советской Военной

Администрации Германии

«Тэглихе Рундшау»


КАК ВОЗНИКЛА ПЕРВАЯ

КАФЕДРА СПЕЦПРОПАГАНДЫ

В мае 1947 года Главное Политическое управление РККА приняло решение создать в Военном Институте Иностранных Языков (ВИИЯ) кафедру военно-полити­ческой пропаганды среди войск и населения противника. Начальнику 7-го управления ГлавПУ РККА генерал-май­ору Бурцеву М.И. предложили выделить подходящего офицера на должность начальника этой кафедры. Бур­цев М.И., посоветовавшись с офицерами 7-го управления, посчитал наиболее подготовленным Берникова Н.Н. Для меня это решение было, прямо скажу, совершенно неожиданным. Великая Отечественная война закончилась, и я строил планы снова вернуться к германистике, на что раньше, до войны, потратил 8 лет (окончил романо-германское отделение филологического факультета Ленинградского Государственного Университета и аспи­рантуру при нем).

На мои сомнения генерал-майор Бурцев ответил при­мерно так: «Мне хорошо понятны ваши планы испробо­вать свои силы и знания по вашей бывшей специальнос­ти. Но я постоянно отмечал, что вы с увлечением осваи­вали вашу теперешнюю военную специальность. Думаю, что вы хорошо понимаете, что спецпропаганда не хуже германистики. Ведь активное использование немецкого языка только совершенствует ваши знания и по герма­нистике. Оставаясь в армии, вы наверняка будете при­влечены к политической работе в оккупационных вой­сках. У вас есть большие заделы, которые вы сделали в Ленинградском военно-политическом училище, где по 10-14 дней читали лекции об опыте спецпропаганды на трех­месячных и шестинедельных курсах будущим спецпро­пагандистам».

Да, опыт преподавания в ЛВПУ позволил мне расши­рить, обобщить и усовершенствовать мои познания в об­ласти спецпропаганды. Это послужило огромным под­спорьем при написании нескольких разделов спецкурса в области пропаганды. Немалую роль в освоении опыта ведения спецпропаганды сыграла моя работа в немецкой редакции 7-го Управления.

Наше собеседование закончилось тем, что я принял это важное решение остаться в кадрах армии и присту­пить к работе в новой для меня области. В мае 1947 года я приступил к работе в Военном институте иностранных языков в качестве начальника Кафедры по военно-поли­тической пропаганде среди войск и населения противни­ка в условиях войны.

Начальник Военного института генерал-майор Ратов хорошо принял меня, провел по всем зданиям института и представил меня начальнику IV-го факультета, который все просто называли «Политическим факультетом». При нем и должна была размещаться наша специальная кафедра. Теперь уже начальник факультета показал, где будут работать преподаватели. В небольшом помещении было всего 4 стола: один для преподавателей, другой для посетителя, третий для начальника кафедры и четвер­тый для секретаря-машинистки. В углу комнаты стоял железный шкаф для хранения учебных пособий и кон­спектов лекций.

Я начал с того, что доложил своему бывшему начальнику генерал-майору Бурцеву М.И. о начале работы на новом месте. Конечно, я сразу попросил его прислать как можно скорее трех офицеров-спецпропагандистов. Он обещал сделать это в ходе нашей беседы при направле­нии меня к новому месту службы. М.И.Бурцев сказал мне, что два кандидата уже отобраны и дали согласие на эту работу, но сейчас он не может точно сообщить мне их координаты. Ведь они должны демобилизоваться и поехать работать на кафедру как вольнонаемные препо­даватели. Он обещал сообщить через неделю о том, кто решил сделать свой вклад в дело спецпропаганды и про­сил потерпеть, сообщив к тому же, что меня ждет прият­ный сюрприз.

Через неделю стало все ясно. Это был действительно сюрприз - в качестве старших преподавателей на кафедру прибыли:

Полковник Брагинский И.С. (во время войны и поз­же он был начальником отдела 7-го управления ГлавПУ РККА и моим начальником более 7 лет);

Майор Фрадкин И.М. был начальником редакционно-издательского отделения (РИО) политотдела одной из армий Украинского фронта и более двух лет успешно работал с немецкой интеллигенцией в Советской Воен­ной Администрации Германии (СВАГ);

Капитан Бабалов А.Л. был третьим членом нашей кафедры. Он всю войну занимался ведением устного ве­щания на звукоусилительных станциях, а также радио­вещанием в полевых условиях на войсковых радиостан­циях.

Большую помощь кафедре оказал начальник Отдела информации (III) 7-го управления подполковник К.Л.Селезнев. Он во время войны и после ее окончания продолжал выпускать справочные материалы (журнал «Опыт работы» и «Информационный сборник»).

Первый сборник «Опыт работы» содержал обобщенные статьи и материалы, поступавшие из войск. «Информационный сборник» сначала выпускался в виде машинописного издания, а после окончания войны стал выходить в типографском исполнении. По прибытию на кафедру все преподаватели сразу же включились в учеб­ную и научную работу. Первая трудность, с которой мы столкнулись — отсутствие учебных пособий и лекций по нашим дисциплинам.


^ План написания лекций

о спецпропаганде (1947 — 1948 гг.)

Мы подготовили план написания лекций. У меня в архиве сохранились черновики этого плана.

Полковник Брагинский И.С:

  • Марксизм-ленинизм о войне и армии.

  • Цели и задачи идеологической борьбы с противником в условиях современной войны.

  • Что следует понимать под спецпропагандой?

  • Спецпропагандистские операции и методы их проведения (Великие Луки, Сталинградская операция, Корсунь-Шевченковская операция и др.).

Полковник Берников Н.Н.:

- Основные вопросы содержания военно-политической пропаганды в ходе войны (три периода войны – как менялась пропаганда и аргументы).

  • Формы печатной спецпропаганды - листовки, газеты, брошюры, книги.

  • Основные виды аргументов - политические, военные, исторические и аргументы, аппелирующие к личному опыту солдат и офицеров вермахта.

  • Некоторые особенности пропагандистской деятельности Национального Комитета «Свободная Германия» и организации «Союз немецких офицеров». Их место в движении сопротивления гитлеризму.


^ Майор Фрадкин И.М.:

- Из опыта пропаганды 7-го отделения политотдела армии.

- Ведение радиовещания через широковещательные станции и войсковые средства связи.

- Из опыта работы антифашистских школ (централь­ной и фронтовых).


^ Капитан Бабалов А.Д.:

- Обзор технических средств устного вещания.

- Средства радиопропаганды, применяемые в спецпропаганде.

- Технические средства распространения агитдокументов.

За три семестра мы выполнили наш план полностью и успели в 1949 году сделать первый выпуск слушате­лей.

В 1950 году я был отозван отделом печати ЦК КПСС и направлен на работу в СВАГ (Советская Военная Администрация в Германии) в качестве заместителя главного редактора газеты Советской военной администрации «Taegliche Rundschau», где и проработал более 5 лет (до 1955 года).

Когда я вернулся после этой работы в Москву, мне сообщили, что Военный институт иностранных языков расформирован. Все материалы IV факультета и кафед­ры спецпропаганды уничтожены.

Мне было очень жаль наши лекции по спецкурсу. Они отличались рядом уникальных особенностей.

Во-первых, авторы лекций были активными сотруд­никами отделов спецпропаганды политорганов армии, они лично участвовали в военно-политической пропаганде среди войск и населения противника, они хорошо знали положительные достижения своей деятельности, а также недостатки и промахи. Поэтому лекции сопровождались яркими примерами и обоснованными выводами, которые постоянно обсуждались, а некоторые даже осуждались и удалялись из текста лекций.

Журнал «Опыт работы» помещал как положитель­ный опыт, так и отрицательный. Авторы лекций по спец­курсу должны были умело отобрать и обобщить наибо­лее яркие примеры практической спецпропагандистской деятельности.

Главная задача состояла в том, чтобы четыре препо­давателя кафедры в течение одного учебного года смогли создать полный курс лекций и «обкатать» его на первом выпуске слушателей в 1949 году. Выпуск состоялся в срок. Многие курсанты после выпуска были сразу зачис­лены в число сотрудников 7-го управления ГлавПУ РККА. Назову несколько имен тех офицеров, которые окончили в 1949 году Военный Институт: Долгополов Е.И., Белащенко Т.К., Арзуманов Г.А., ЕрашовЮ.Н., Зо­рин Н.Е., Семин В.Н.


Касюж Арсен Яковлевич

доктор исторических наук, профессор,

академик Академии военных наук,

Заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации,

с 1987 года начальник кафедры

Зарубежной военной информации


^ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ


Специальная журналистика — один из элементов про­фессиональной подготовки выпускников факультета за­рубежной военной информации. Офицер-выпускник, ре­шая сложные многообразные служебные задачи, должен уметь влиять на аудиторию посредством устного обще­ния или через средства массовой информации, организо­вать и вести информационно-психологическое воздейст­вие. Помочь ему подготовить статью в газету, выступле­ние по радио или телевидению на высоком профессио­нальном уровне и призвана специальная журналистика.

Специальная журналистика стоит в ряду тех общест­венных и гуманитарных дисциплин, которые оперативно реагируют на события, как в стране, так и за рубежом. Поэтому и подход к специальной журналистике особен­ный. Ее успех, степень зрелости определяются в зависи­мости от прочности опоры на общие принципы психоло­гии и закономерности общественного развития с одной стороны, от близости к практике — с другой.

У истоков теории и практики советской специальной журналистики стояли руководители молодой Республи­ки Советов. Председатель Советских народных комисса­ров В.И.Ленин лично занимался вопросами политической работы. Он не ограничивался только советами по содержанию и организации пропаганды, его перу принад­лежит ряд агитационно-пропагандистских материалов. Образцами таких документов являются написанные В.И.Лениным «Письмо к американским рабочим», «Пись­мо к английским рабочим» и изданные за подписью В.И.Ленина и наркома по иностранным делам Г. Чичерина листовки «Скажите, кто вы такие?», «Зачем вы пришли на Украину?», «Сознаете ли вы, что вы делае­те?» и др.

Большое значение военно-политической пропаганды в борьбе против иностранных интервентов и белогвар­дейцев было совершенно очевидно с самого начала. «Пу­тем агитации и пропаганды мы отняли у Антанты ее собственные войска», — говорил В.И.Ленин в феврале 1920 г.

Однако вскоре бесценный опыт, накопленный в обла­сти военно-политической пропаганды в годы иностран­ной военной интервенции и гражданской войны, к боль­шому сожалению, был предан забвению. В 30-е годы про­блемам, связанным с ролью морального фактора, внима­ния уделялось совершенно недостаточно. Научные иссле­дования по данной тематике, не считая случайных статей, почти не проводились. Кроме того, в ходе осуществляв­шейся в 1924—1928 гг. военной реформы, сокращения армии и доведения ее до штатов мирного времени аппарат политических органов Красной Армии утратил многих опытных специалистов, владеющих иностранными языками.

Недооценка значения военно-политической пропаган­ды, имевшая место в 30-е годы, отрицательно сказалась как на развитии теории специальной журналистики, раз­работке методов ее функционирования, так и на профес­сиональном уровне подготовки кадров, соответствующем техническому оснащению войск.

Это подтвердилось событиями на озере Хасан и реке Халхин-Гол, советско-финской войной.

В 1938 г. впервые после гражданской войны был про­веден учет политработников Красной Армии, владеющих иностранными языками.

События на Халхин-Голе и война с Финляндией об­наружили острую нехватку кадров офицеров-политработ­ников со знанием иностранных языков. В связи с этим в начале 1940 г. в Москве при Военно-политической ака­демии им. В.И.Ленина были организованы соответству­ющие трехмесячные курсы усовершенствования.

Особенно остро ощущалась нехватка офицеров-полит­работников со знанием иностранных языков с началом Великой Отечественной войны. Потребности фронта не удовлетворялись даже наполовину. Причиной этому яви­лось отсутствие системы подготовки таких специалистов в довоенное время и в первый год войны. Частично про­блема решалась за счет привлечения к работе политэми­грантов, немецких антифашистов (среди них были изве­стные политические деятели В.Пик, В.Ульбрихт, поэты Э.Вайнерт, А.Курелла и др.).

Только в начале 1942 г. были созданы курсы Главно­го политуправления РККА при Ленинградском военно-политическом училище, дислоцировавшемся в г. Шуе, которые готовили' старших инструкторов политотделов дивизий по работе среди войск противника. В августе . 1942 г. было принято решение о включении курсов по подготовке политработников со знанием иностранного языка в состав ВИИЯКА и преобразовании их в специ­альное отделение ГлавПУ РККА. Этими мерами начали закладываться основы формирования системы профес­сиональной учебы специалистов и в области специаль­ной журналистики.

В начале подготовка кадров имела свои, диктовавши­еся войной особенности. Фронт настойчиво требовал спе­циалистов, поэтому период обучения не превышал 6 месяцев, в связи с чем времени на глубокую и всесторон­нюю подготовку не хватало. Причем нередко слушатели не проходили даже полного курса обучения, так как наи­более подготовленные из них по мере необходимости на­правлялись на фронт. Процесс подготовки кадров ослож­нялся и тем, что опыт ведения военно-политической про­паганды, накопленный к этому времени политорганами, еще не был научно обобщен, всесторонне проанализиро­ван и оформлен в стройную систему, годную для препода­вания. Все это, естественно, не могло не отразиться на учебном процессе. Набор слушателей осуществлялся, как правило, из числа лиц, уже знавших немецкий язык. Основная часть учебного времени отводилась на совер­шенствование иностранного языка. При этом весь курс специальной журналистики читался слушателям в тече­ние 1—2 недель, на него отводилось 30—60 часов учебно­го времени. Этот куре читал известный специалист в области германской филологии кандидат филологичес­ких наук Н.Н.Берников, посвятивший всю свою жизнь разработке проблем военно-политической журналистики. Подготовленная им еще в довоенное время диссертация явилась первым научным трудом в этой области.

В 1944 г. в ВИИЯКА был произведен первый набор слушателей на срок обучения 5 лет, и одновременно со­здан факультет спецпропаганды. В целях повышения качества профессиональной подготовки слушателей в 1947 г. на факультете создается собственная кафедра военно-политической журналистики. Первым ее началь­ником был Н.Н.Берников. В состав кафедры входили: кандидат исторических наук, доцент И.С.Брагинский, кандидат филологических наук И.М.Фрадкин, кандидат филологических наук А.Л.Бабалов.

Преподавателями кафедры была подготовлена и офи­циально утверждена первая программа по курсу специ­альной журналистики.

Таким образом, к концу 40-х годов сложилась строй­ная и законченная система преподавания специальной журналистики, которая в своих основных чертах сохра­нялась до 1956 г., когда Военный институт иностранных языков был расформирован. Установившаяся система обеспечивала достаточно высокий уровень подготовки политработников со знанием иностранных языков. Ус­пеху обучения способствовало также то, что переменный состав факультета комплектовался офицерами, имевши­ми опыт практической работы в годы Великой Отечест­венной войны.

Кандидаты в слушатели направлялись на факультет по рекомендации политических органов армии и флота. Из них вышли прекрасные специалисты, в последующем видные ученые, такие как доктор исторических наук, профессор Н.В.Волков, доктор исторических наук, про­фессор О.А.Ржешевский, кандидат исторических наук В.И.Рычков и др. Некоторые из выпускников стали генералами, среди них Д.В.Диев, Е.И.Долгополов, В.Д.Кучин и др.

Исследовательская работа на кафедре была направ­лена, в частности, на изучение и обобщение опыта Вели­кой Отечественной войны. Значительный интерес к во­просам политической работы среди войск и населения противника проявил доцент Н.Н.Берников. Им рассмот­рены основные направления содержания, формы и мето­ды военно-политической пропаганды. В обобщенном виде этот материал был помещен в монографии «Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945)». Н.Н.Берников проанализировал также значительное количество печатных материалов периода войны и на этой основе подготовил сборник листовок «Оружием правды». В сборник включены листовки всех периодов Великой Отечественной войны; по своему содержанию, аргументации, языку и полиграфическому оформлению они являлись наиболее характерными и отражали основные направления советской пропаганды на войска и население противника. Этот сборник - единственное издание подобного рода в нашей стране, и по настоящее время он представляет собой фактически хрестоматию печатной пропаганды периода войны.

Преподавательским составом кафедры под руковод­ством Н.Н.Берникова, а затем сменившего его на посту начальника кафедры кандидата филологических наук И.П.Байкова был разработан курс лекций.

Особый вклад в проведение исследовательской рабо­ты на кафедре, становление теории специальной журна­листики внес И.С.Брагинский, впоследствии доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН Таджикской ССР, заслуженный деятель науки Таджикс­кой ССР, член Союза писателей СССР.

Второй этап в развитии специальной журналистики начался в 1966 г., когда в институте был восстановлен факультет спецпропаганды. К большому сожалению, все пришлось начинать фактически с нуля, так как многие материалы, накопленные с таким огромным трудом в послевоенные годы, в связи с расформированием инсти­тута были утеряны. Условия и качество работы значи­тельно улучшились после того, как в 1974 г. на факуль­тете вновь была образована кафедра. Ее возглавил кан­дидат психологических наук, доцент А.Т.Бобиков. Кол­лектив кафедры был немногочисленным: старший пре­подаватель кандидат филологических наук Ю.Н.Зворыкин, преподаватели Н.А.Анохин, А.И.Приходченко, Л.М.Кармазин. Кроме того, на кафедре трудился снача­ла в качестве адъюнкта, а затем, после защиты диссерта­ции, преподавателя кандидат филологических наук В. И. Погребенков.

Самой неотложной задачей преподавательского состава кафедры стало создание соответствующих учебных пособий по всем дисциплинам. Эта задача в результате напряженного труда всего коллектива кафедры была ус­пешно решена. В подготовленных пособиях впервые были заложены методические основы специальной журналис­тики.

Исследовательская работа на кафедре в этот период во все большей мере направляется на проведение фунда­ментальных научных изысканий в области теории воен­но-политической журналистики. Одним из основных на­правлений научно-исследовательской работы в 70-е годы явилось изучение внутреннего механизма массовых ком­муникативных процессов, деятельности зарубежных средств массовой информации, в том числе военных.

В числе первых работ по этой тематике была статья В.И.Погребенкова «К вопросу об анализе обратной связи в массовой коммуникации». В последующем им же было подготовлено учебное пособие «Проблемы идеологичес­кой борьбы в современных условиях и массовые коммуникативные процессы», в котором поднимаются вопросы, связанные с дефиницией таких понятий, как идеологическая борьба, психологическая война, внешне­политическая пропаганда, раскрываются теоретико-ме­тодологические основы массовых коммуникационных процессов, а также анализируется конкретная деятель­ность прессы, радио, телевидения и кинематографа. По­нимание методологических положений этой проблемати­ки, ее концептуального аппарата позволяло профессионально и грамотно рассматривать теоретические аспекты идеологической борьбы, способствовало решению практических задач по подготовке информационных и агитационно-пропагандистских материалов.

Вопросам деятельности средств массовой информа­ции в системе идеологических институтов зарубежных

стран посвящен ряд работ кандидата филологических наук, доцента Г.Н.Пашкова. Проведенное им комплекс­ное исследование деятельности средств массовой инфор­мации Испании в 1939-1956 гг. позволило выявить принципы и нормы функционирования средств массовой информации в рамках автократической диктатуры, за­ключавшихся в создании одностороннего аппарата идео­логического воздействия и духовного насилия посредст­вом установления полного административного и идеоло­гического контроля в информационной сфере.

Учеными кафедры решались вопросы не только «гло­бального» изучения средств массовой информации и ком­муникации, но и детального анализа «технологий», внут­ренних механизмов пропагандистского воздействия струк­турных элементов этих средств.

Проблемы духовного манипулирования в зарубежной прессе на примере западногерманских газет рассмотре­ны кандидатом филологических наук, доцентом Е.И.Нефедовым. Им впервые в научной практике вскрыты социально-психологические механизмы и спе­цифические особенности воздействия на аудиторию, сфор­мированную из высокообразованных представителей буржуазных слоев населения.

Особый интерес для военно-политической журналис­тики представляет исследование процессов манипулиро­вания информацией и обработки общественного мнения в милитаристском духе со стороны военных средств мас­совой информации. В этом отношении работы ученых кафедры В.И.Погребенкова, Г.Н.Пашкова по военной прессе соответствующих зарубежных государств откры­ли новое направление в исследовании иностранной пери­одической печати. В них предпринимается попытка ана­лиза структуры и функций зарубежной военной прессы с целью вскрытия механизма манипулирования обществен­ным мнением со стороны военно-политического руководства стран НАТО и командования вооруженных сил. В опубликованных работах впервые дано обобщенное оп­ределение зарубежной военной прессы, описана система организации руководства военной прессой, определены роль и место демократических военных изданий в анти­милитаристской борьбе.

К началу 80-х годов в институте сложилась база проведения самостоятельных теоретических исследований в области специальной журналистики. На основе выполненных научно-исследовательских работ на кафедре вводятся новые дисциплины: теория и практика пропаганды, средства массовой информации.

Новое направление - исследовательская работа в об­ласти военно-политической журналистики получила с приходом в институт на должность заместителя начальника института по учебной и научной работе доктора филологических наук, профессора Е.А.Ножина. Подготовленные им монографии «Мастерство устного выступления» и «Курс основ ораторского искусства» используются в учебном процессе не только в нашем институте, но и во многих других вузах страны.

Одной из фундаментальных работ Е.А.Ножина явля­ется книга «Основы советского ораторского искусства», в которой дается системное представление о советском ора­торском искусстве как прикладной и теоретической дис­циплине.

Отдельным аспектам ораторского искусства уделял значительное внимание в своей исследовательской рабо­те начальник кафедры военно-политического факульте­та кандидат филологических наук, доцент Ю.Н.Зворыкин. Им рассмотрены проблемы языка и языкового мастерст­ва пропагандиста, эффекта воздействия и восприятия ре­чевого сообщения, идеологической направленности рече­вого использования фразеологических средств в пропа­ганде и др.

Важным этапом в истории кафедры была подготовка офицеров-спецпропагандистов на 10-месячных курсах на базе военно-политического факультета, которые непосред­ственно участвовали в боевых действиях на территории Республики Афганистан (1979-1989 гг.). В это же время курсанты факультета под руководством преподавателей кафедры проходили 5-месячную стажировку в составе ограниченного контингента советских войск в ДРА.

С 1987 г. в деятельности кафедры спецпропаганды происходят значительные изменения. Учебно-воспитательная и научная работа были приближены к боевой деятельности войск. Разрабатываются новые учебные планы и программы, расширился штат преподавателей, пополнился ее научный потенциал.

Третий этап в развитии теории и практики военно-политической журналистики связан с перестройкой выс­шей школы в нашей стране в целом и системы подготов­ки кадров в институте в частности. В основу перестрой­ки учебно-воспитательного процесса было положено из­менение качественных параметров подготовки выпуск­ников, существенное углубление их фундаментальной теоретической подготовки, резкое повышение практичес­кой натренированности в выполнении служебных обя­занностей по должностному предназначению. В разрабо­танных в соответствии с новой квалификационной ха­рактеристикой учебном плане и программах конкрети­зировано содержание обучения по каждой дисциплине кафедры, намечены общие контуры методики обучения и воспитания.

Перестройка открыла пути для совершенствования всех звеньев учебно-воспитательного процесса в институ­те. Неизмеримо возросли и возможности кафедры воен­но-политического факультета. На кафедре работали из­вестные специалисты: доктор исторических наук С.И.Королев и доктор психологических наук, профессор Н.Ф.Феденко, а также 10 кандидатов наук. Преподавательский состав кафедры проводит учебную, методическую и научно-исследовательскую работу.

За период с 1974 г. по 1991г. профессорско-препода­вательским составом кафедры подготовлено печатных изданий общим объемом более 500 печатных листов.

В 1991 г. включение Службы зарубежной военной информации и коммуникации в штат Главного управле­ния Генерального штаба вооруженных Сил РФ позволи­ло активизировать деятельность коллектива по подготов­ке высококвалифицированных офицеров для работы в Службе и в ряде силовых ведомств. Улучшилось состоя­ние учебно-материальной базы, ее техническое оснаще­ние. В настоящее время имеются 7 специализированных классов, оснащенных компьютерами, радиоприемными устройствами и другой спецтехникой. На кафедре оборудованы специальный класс машинного перевода, функционирует абонентский пункт глобальной информа­ционной сети «Интернет», учебный кабинет, в котором установлена система спутникового телевидения, позволя­ющая осуществлять прием около 500 программ телевидения зарубежных стран.

С 1974 по 1982 г. кафедру возглавлял кандидат пси­хологических наук, доцент Бобиков Андрей Филиппович.

С 1982 г. во главе кафедры стоял кандидат филоло­гических наук, доцент Зворыкин Юрий Николаевич. Сегодня кафедра зарубежной военной информации является единственной в Вооруженных Силах России, обеспечивающей подготовку выпускников по нескольким специальностям. Кафедра осуществляет преподавание по всему спектру военно-специальных дисциплин, проводит государственную аттестацию выпускников факультета. Кроме того, она является научно-методическим центром службы зарубежной военной информации и коммуникации.

На базе кафедры функционируют 2-месячные курсы повышения квалификации офицеров, ведется подготовка адъюнктов, разрабатываются учебники и учебные пособия для слушателей Академии Генерального штаба, Общевойсковой академии, Федеральной пограничной службы, а также для студентов военных кафедр граж­данских вузов.

В составе кафедры трудятся более 30 человек. Это хорошо подготовленные специалисты, владеющие теори­ей, имеющие богатый опыт участия в выполнении бое­вых задач в Таджикистане, Чеченской Республике, в осу­ществлении миротворческих операций на территории Боснии и Герцеговины, Косово.

Много труда прикладывают для совершенствования учебно-воспитательного процесса преподаватели: доктор исторических наук, профессор В.П.Зимонин, кандидат психологических наук, доцент И.Д.Куликов, кандидат исторических наук, доцент В.Г.Шур, кандидат филологи­ческих наук, доцент Е.Г.Торсуков, доктор психологичес­ких наук И.В.Шаравов, кандидат исторических наук С.М.Онищук, кандидат исторических наук М.Ю.Федоткин и др.

Преподавательский состав кафедры зарубежной во­енной информации внес значительный вклад в дело раз­вития и совершенствования теории и практики, в подго­товку специалистов для всех видов Вооруженных Сил.


Диев Дмитрий Владимирович

участник Великой Отечественной войны,

заместитель начальника специального

управления ГлавПУ СА и ВМФ,

генерал-майор запаса

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты