Домой

И. С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области Интегрированный урок




Скачать 103.82 Kb.
НазваниеИ. С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области Интегрированный урок
Дата19.01.2013
Размер103.82 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ориентировочно – мотивационный.
Высокая теплопроводность
Операционно - исполнительский
Звонницы корона золотая
Рефлексивно- оценочный
Подобные работы:


МОУ « Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза генерал – майора И.С.Лазаренко

Волоконовского района Белгородской области »


Интегрированный урок

химии и основ православной культуры

по теме

«Применение металлов и сплавов. Колокола России»

(9 класс)


Разработала: Ахновская Н.С. учитель химии


ЦЕЛИ:


  • Обеспечить закрепление понятий: металлургия, физические свойства металлов, применение металлов и сплавов;

  • Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению теоретических знаний при решении расчетных задач;

  • Обеспечить закрепление умений составлять уравнение реакций, рассчитывать массовую долю элемента в веществе;

  • Познакомить учащихся с историей развития металлургии, использованием колоколов и значение колокольного звона на Руси;




  • Развивать у учащихся умения выделять среди всей полученной информации главное, ценностно-значимое;

  • Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоккорекцию учебной деятельности;

  • Создать условия для развития умений формировать выводы, выделять узловые моменты в своих рассуждениях;

  • Способствовать развитию монологической и диалогической речи учащихся, создать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность;




  • Содействовать осознанию учащимся ценности изучаемого материала;

  • Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость использования колоколов;

  • На фактических примерах из истории России помочь учащимся осмыслить значение колокольного звона в жизни каждого конкретного человека;

  • Содействовать формированию у школьников патриотических взглядов, чувства гордости за родной край (на примере событий на Прохоровском поле).



I ЭТАП:^ ОРИЕНТИРОВОЧНО – МОТИВАЦИОННЫЙ.


Учитель: «Ребята, на прошлых учебных занятиях вы уже познакомились со строением, свойствами и способами получения многих металлов, узнали о применении металлов, использовании их человеком.

- Давайте вспомним, какими физическими свойствами обладают металлы?


(Фронтальная работа: учащийся называет свойство, учитель на магнитной доске составляет схему : )

Важнейшие свойства металлов:




ПРОЧНОСТЬ





КОВКОСТЬ




^ ВЫСОКАЯ ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ




ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ





ПЛАСТИЧНОСТЬ



На основе этих свойств человек находит применение металлам.

Наука, занимающаяся получением металлов из их природных соединений (минералов и руд) называется металлургия. Как правило, металлы получают из сульфидных и оксидных руд в результате их обжига и последующего восстановления.

Вспомним, как протекает этот процесс:


(Два ученика у доски составляют уравнения реакций и делают выводы)


t




1) Cu2S + 2O2 2CuO + SO2


t




2CuO + C 2CuO + CO2


Вывод: При обжиге руды образуется оксид металла, который затем восстанавливают углем, до чистого металла.


t

2) CuO + CO Cu + CO2


t

C + CO2 2CO


Вывод: Восстановление можно проводить с помощью не только угля, а и других восстановителей, например, CO, Н2.


Учитель: Но многие металлы хрупкие, как же можно устранить хрупкость металлов?

Этот вопрос не переставал волновать человечество с тех пор, как каменный век сдал свои полномочия эпохе меди. Еще в доисторические времена из медных самородков человек делал топоры, копья, щиты.

Опыт применения чистой меди показал многие недостатки этого металла и заставил задуматься над улучшением его качества. Вот тогда на смену медному веку пришел бронзовый век. Металлы – одиночки уступили место сплавам.


II ЭТАП: ^ ОПЕРАЦИОННО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ


Учитель: Сегодня на учебном занятии мы поговорим о сплавах меди.

Мягкая медь, вступив в союз с оловом, превратилась в прочную и одновременно пластичную бронзу.


Рассмотрим состав бронзового сплава:


(Использование компьютерной презентации; приложение № 1)


БРОНЗА – сплав меди (Cu) c оловом (Sn),

добавки:


  • цинк (Zn);

  • свинец (Pb);

  • алюминий (Al);

  • марганец (Mn);

  • фосфор (P);

  • кремний (Si).


Учитель предлагает учащимся выполнить задания:


  1. Один из компонентов бронзы – это медь.

Основные минералы меди – это:


Халькопирит Халькозин Малахит

CuFeS2 Cu2S Cu (OH)2 * CuCO3

Рассчитайте, в каком из них содержание меди наибольшее, в каком наименьшее.


(Учащиеся работают по группам, каждая группа оформляет результаты работы на экране компьютера. Учащиеся проверяют результаты работы с помощью компьютера (приложение № 2 ), обсуждают их и делают выводы о процентном содержании меди в природном сырье.)


2. Определите объем диоксида серы (н.у.), который выделяется при обжиге 318 кг халькозина.


(Учащиеся работают самостоятельно, сверяют ответ с помощью компьтера (приложение № 3), ученики, справившиеся первыми, получают оценку и выступают в роли консультантов.)


Учитель подводит итоги работы учащихся.


III ЭТАП: ИНФОРМАЦИОННЫЙ.


Учитель: Выяснив состав бронзового сплава и сырье, для получения его основных компонентов, давайте рассмотрим область применения бронзы.


Использование бронзы ознаменовало начало новой эры в истории материальной и духовной культуры человечества.

Прежде всего, в бронзовом веке появились совершенно иные орудия труда, которые невозможно было изготовить из камня.

Примером тому являются археологические данные об уровне развития культуры племён, проживавших в ХIII – Х в. до н.э. на землях от Урала до Енисея. Это были профессионалы – литейщики, владевшие секретами получения качественной бронзы. Они оставили поразительные по разнообразию форм бронзовые коленчатые ножи.

Из бронзы постепенно стали изготовлять практически всю домашнюю утварь.

Следует также отметить, что появление бронзы – необычного материала с красивым отливом и хорошо обрабатываемого явилось могучим стимулом для возникновения различных видов искусств. В музеях имеются богатейшие собрания произведений искусств бронзового века.

(Демонстрация слайдов: «Изделия из бронзы»

Приложение № 4: «Царь пушка»).


А еще бронзу называют колокольным сплавом.

Издревле Русь славилась несметным количеством православных храмов. Неотъемлемая часть каждого из них – колокольня.

В русских летописях впервые упоминается о колоколах в 988 г. В середине ХI в. колокол был повешен при храме Святой Софии в Новгороде. В этот период колокола в России еще были большой редкостью. В начале 14 века литейное искусство достигло больших успехов. Мастера стали отливать колокола весом более 1,5 тонн.

(Приложение № 5: «Царь колокол»)


Сообщение учащегося:


В ХV в. в Москве открылся Пушечный двор для литья колоколов и пушек. На этом дворе мастер Андрей Чохов отлил колокол Реут весом 32760 кг. Изделия его прославились на всю Россию.

Отливали колокола в воспоминания о каких – либо памятных событиях (например, в честь успешной обороны Соловецкого монастыря от английской эскадры в 1854 году или дивного спасения цесаревича Николая Александровича от грозившей ему опасности в японском городе Отсу в 1891 году).

Главное достоинство всякого колокола – его благозвучность. Язык колокола всегда был и будет понятен без слов – ведь он взывает к душе человеческой.

    • Колоколом созывали народ на вече;

    • «Метельным» звоном будили замерзающего, заблудившийся в метель путник по звону колокола находил дорогу к родному дому, ведь звуки некоторых колоколов были слышны за 20 верст.

    • «Всполошным» звоном звали на помощь.

    • «Торжественным гласом» приветствовали победителей.

Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события, как в жизни страны, так и отдельного человека. Рождение, венчание, уход в мир иной- незримо пронизывали чистые, стройные звуки. Сколько заблудших путников (в буквальном и переносном смысле) спасительный звон вывел на свет Божий.


Учитель: Эпиграфом нашего урока мы взяли слова

В. Высоцкого:


… В синем небе, колокольнями проколотом,

Медный колокол, медный колокол

То ль возрадовался, то ли осерчал …


С давних времен колокол очень много значил для нашего народа. Великой объединительной силой был колокольный звон в дни праздников, венчаний, встрече высокого и дорогого гостя.

Во все колокола – встречал народ и воинов – победителей: князя Пожарского, Александра Невского, Дмитрия Донского.

Нет, недаром так любят русские люди колокольный звон!

Воистину в нем живет душа нашего народа. Недаром у покоренных стран и городов первым делом отнимали колокола.

Русский человек всегда относился к колокольному звону благоговейно, колокольный звон призывает к молитве, заставляет хоть на мгновение забыть о повседневных заботах и вспомнить о Боге.

Звук колокола завораживает человека, напоминает о жизни, о вечности.

Есть в истории нашей страны и такие колокола, которые не дают забыть о минувших днях, призывают помнить всегда о жизни и смерти Есть такие колокола и на территории нашей родной Белогородчины.

Святая Белгородская земля оглашается звоном колоколов действующих храмов, находящихся на территории Белгородской епархии. Постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995г. и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 19 июля с. г. возрождена древняя Белгородская кафедра, вторым кафедральным городом епархии стал г.Старый Оскол.

В настоящее время на территории епархии открыто более 150 храмов, в которых совершаются службы. Звонят колокола этих храмов,призывая к возрождению духовных традиций Белгородчины.

Белгородская земля освящена стопами Святителя Иосафа, Епископа Белгородского. 17 сентября 1991г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II крестным ходом перенёс святые мощи Святителя Иосафа в Преображенский кафедральный собор г.Белгорода.

В 1995г. на территории епархии открылся ещё один храм, который стал известен всей России.


Сообщение учащегося:

3 мая 1995 года колокольный благовест разнес весть об открытии новой духовной святыни Отечества. Этот день войдет в летопись легендарного поселка Прохоровка, в историю Белгородчины и всей России. На месте крупнейшего танкового сражения, сломившего боевой хребет немецко-фашистских войск и повернувшего вспять жесточайшую из войн были открыты и освящены святейшим Патриархом Алексием II величавые символы народной памяти Храм святых апостолов Петра и Павла и памятник Победы на Прохоровском поле.


(Демонстрация слайдов.

Приложение № 6 «Храм Святых апостолов Петра и Павла» )


Решающее событие Курской битвы – Прохоровское сражение – произошло 12 июля 1943 года, в день святых апостолов Петра и Павла. По канонам православной церкви храм назван их именами.

Встал на ратном поле храм – символ вечной благодарности и памяти защитникам Родины. В нем горит лампада святой веры Христовой, возносится к небесам молитва об упоении положивших души свои за веру и родную землю, звучит «Многие лета …» о здравствующих.

58 – метровый белокаменный храм напоминает зажженную свечу. Особую торжественность придает храму белый цвет. цвет чистоты и благородства душ, удостоившихся вечной жизни. В храме на беломраморных плитах высечено около 7 тысяч имен воинов, павших под Прохоровкой.

На территории военно-исторического музея возвышается Звонница о которой хочется рассказать стихами Д. Маматова:


(Демонстрация слайдов .

Приложение № 7 « Звонница на Прохоровском поле»)


… В синеве стрижей резвится стая,

Тронув неба нежную струну,
^

Звонницы корона золотая


Всем сияньем чествует страну…


… При Звоннице мирные травы,

Но сердце болит и болит,

Сей колокол скорби и славы

Из горя людского отлит …


Учитель: Звонит колокол о погибших, звонит колокол о живущих, вселяет надежду в души людей. На территории Белогорья есть и такой колокол, который стал символом единения трех братских славянских народов.


Сообщение учащегося:

Именно идея объединения, восстановления разрушенного и возвращение утраченного, свела вместе руководителей России, Белоруссии и Украины на легендарной земле, в честь победы на которой прозвучал Первый Салют Великой Отечественной войны.

Самым ярким и символичным эпизодом встречи трех президентов – В.В. Путина, А.Г. Лукашенко и Л.Д. Кучмы, стало их участие в церемонии открытия Часовни единения трех братских славянских народов.


( Демонстрация слайдов. Приложение № 8 )


Идея создания символа единения трех братских народов принадлежит архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну и губернатору Белгородской области Е.С. Савченко.

Колокол представляет собой почти пятнадцатиметровое сооружение из трех арок, которые органично вписаны в круг и увенчаны куполом с православным крестом. Под куполом – Колокол Единения народов России, Украины, Белоруссии. По периметру Колокола идет выполненная на церковнославянском языке надпись – слова Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». На среднем поясе изображены четыре иконы: Святая Троица Андрея Рублева – символ триединого Бога; Преподобного Сергия Радонежского - символ объединения Русской земли и величия России; Равнооопостольного князя Владимира – символ духовного и исторического мира единства трех славянских народов, великой роли Киевской Руси в становлении русской государственности и Преподобной Евфросинии Полоцкой – символ святости Белоруссии. Колокол Единения освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

… Трижды колокольный звон разнесся над всей округой. Такого еще не бывало: одновременно в Колокол Единения ударили президенты трех славянских государств – Республики Беларусь, России и Украины.


IV ЭТАП: ^ РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ

Учитель: Почетна роль многих колоколов, но какую бы весть не несли колокола, голос каждого колокола неповторим. Отлить колокол требуемого тона и нужного веса было нелегко. Чуть ли не главным условием успеха был состав сплава.

Бронза для колокола должна обладать высокой твердостью, чтобы обеспечить хорошее звучание и при этом не быть хрупкой, она не должна подвергаться значительным деформациям. Поэтому секрет изготовления сплава передается мастерами из века в век.


(Еще раз рассматривается слайд, приложение №1 )


Подводятся итоги урока. Учитель благодарит учащихся за работу, выставляет оценки за сообщение и работу на уроке.

Домашнее задание: параграфы 3,4; упражнение 4 стр. 26; индивидуальные задания.


Скачать 103.82 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты