Домой

Тема: Путешествие в город Огород Цели




Скачать 77.24 Kb.
НазваниеТема: Путешествие в город Огород Цели
Дата19.01.2013
Размер77.24 Kb.
ТипДокументы
Содержание
III. Жители города Огорода.
IV. Историческая страница в городе Огороде.
IV. Экологическая страница.
Подобные работы:

Тема: Путешествие в город Огород

Цели: повторить знания учащихся о растениях, растущих в огороде; познакомить с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение растений огорода; составить экологические правила по охране урожая; развивать мышление, речь учащихся; воспитывать экологическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель. Вырос в поле чудный город Огород. Улочки-грядочки чистые, опрятные, ровненько стоят. Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в город Огород.

Ученик. Нет, не зря, не зря, ребята,

От рассвета до заката

При любой почти погоде

Мы трудились в огороде.


Щедро грядки поливали,

С сорняками воевали,

В эти жаркие недели

Мы без дела не сидели.


Нашим школьным урожаем

Даже взрослых поражаем.

Эх, какое было это

Замечательное лето!

^ III. Жители города Огорода.

Учитель. В этом городе на улочках-грядках живут дружные ребятки. Отгадайте, как их зовут.

1. Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки.

(Помидоры.)

2. Набирай скорее в миску

Краснощекую… (редиску).

3. Завалился на бочок

Лежебока… (кабачок).

4. Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я… (кукуруза.)

5. Удивляет горожан

Темнокожий… (баклажан).

6. В суп попал, а ноты знал.

(Фасоль)

7. Кто, ребята, не знаком

С белозубым… (чесноком).

8. Держится за землю крепко,

Вылезать не хочет… (репка).

^ IV. Историческая страница в городе Огороде.

Учитель. Много дел летом в огороде. Недаром в народе говорят: «Летний день за зимнюю неделю», «Что летом родится, то зимой пригодится».

Мы познакомимся поближе с жителями этого города.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Ученик. В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А вот какая поговорка о луке есть у славянского народа: лук от семи недуг.

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Учитель. Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

– Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

Учитель. Ребята, послушайте, сколько загадок сочинил русский народ об этом жителе города Огород.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Ученик. В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови.

Учитель. Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я ... (капуста).

Учитель. Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение. В капусте содержится много витамина С.

Учитель. Отгадайте загадку:

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка

(Тыква.)

Ученик. О тыкве можно рассказать немало интересного.

В Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, сооружая из них плот.

В Индии оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают в нее немного риса или других семян. Зоркие обезьянки чрезвычайно любопытны и жадны. Только успеют скрыться люди, как обезьянки быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапку. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.

Учитель. Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

Учитель. Ребята, отгадайте, кто же это?


В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи.

(Подсолнух.)

Ученик. Подсолнух растет у нас повсюду. Его родина – далекая Мексика. Когда-то там он считался священным растением. Соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Древние мексиканцы назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.

В 16 веке заморская диковинка красовалась на клумбе в ботаническом саду Мадрида. Возле нее всегда толпились любопытные. Каждый, у кого был сад, старался вырастить необычный цветок. Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.

Прошло немало времени, и «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением.

^ IV. Экологическая страница.

– У каждого урожая есть свои вредители.

– Как же человек может сохранить свой урожай?

З а д а н и е 1.

Найдите в правом столбике, что повреждают перечисленные животные. Соедините линиями.

Колорадский жук

Листья яблонь и других

культурных растений

Яблонная плодожорка

Листья картофеля

Тли

Зерновые культуры

Полёвки и мыши

Яблоки

З а д а н и е 2.

Выберите экологические способы сохранения урожая:

а) использование химических средств;

б) повесить скворечники;

в) ловить бабочек;

г) собирать колорадского жука вручную;

д) поставить пугало в огороде.

О т в е т ы: б; г; д.

З а д а н и е 3.

И г р а «Найди на ощупь».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

З а д н и е 4.

Н а з о в и т е в каждом ряду «лишнее» слово. Объясните свой выбор:

а) пшеница, рожь, морковь, ячмень;

б) томат, капуста, лук, слива;

в) яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;

г) огурец, пион, лилия, нарцисс.

V. Итог занятия.

– Какую роль выполняют растения, которые мы сажаем в огороде?

- Что интересного вы узнали из нашего заниятия?






Скачать 77.24 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты