Домой

Тема: Государственные символы России




Скачать 76.64 Kb.
НазваниеТема: Государственные символы России
Дата19.01.2013
Размер76.64 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Вступительное слово учителя.
П. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Сообщение ученика.
2) История государственного герба РФ.
Герб Курганской области.
Игра «Чей герб?» Определить город, расшифровать рисунок герба.
Подобные работы:

Внеклассное занятие 3 класс Столярова Т.А.


Тема: Государственные символы России.


Задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах РФ;

  2. развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные источники: книги, журналы, телевидение, рассказы взрослых, очевидцев; расширить кругозор детей;

  3. развивать навыки связного рассказа, навыки сотрудничества друг с другом, навыки работы с коллективом;

  4. воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ее истории.


Ход урока


  1. ^ Вступительное слово учителя.

- Начать урок мне бы хотелось стихотворением нашего русского поэта С.Д.Дрожжина.

Как мне не гордиться тобой,

О, Родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим я,


Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса…


Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой!


- Как называется наша Родина? (Российская Федерация)

- Каждое государство имеет свои государственные символы. Есть они и у нас.

- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн)

- О них мы сегодня и поговорим.


^ П. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

1) История появления гербов.

- Что предшествовало появлению гербов? (Предшественниками гербов можно считать изображение первобытными людьми священного животного, растения, предмета на скалах, которому поклонялось все племя. Первые гербы появились позднее, во времена рыцарей.)_

- Давайте перенесемся в те далекие времена, когда существовали рыцари и выясним, каковы были причины появления первых гербов.

  • Сценка. Бой рыцарей без условных знаков. Рыцари не узнают своих на поле боя.

  • Сценка. Бой рыцарей с условными знаками. Рыцари узнают своих товарищей на поле боя.

- В первобытном обществе люди рисовали символы рода на скале, а в средние века рыцарь не мог взять такой громоздкий символ с собой в бой, чтобы его узнавали товарищи в бою. Какой выход нашли рыцари? (изображали эти символы на щитах)

- Как составлялись первые гербы? (рыцари сами составляли, используя символы своих родов)

- Как составлялись потом? (Появилась наука о гербах и эмблемах – геральдика, были выработаны правила, по которым составлялись гербы.)

- Кто занимается геральдикой и что вы о них знаете? ( Герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением.)

- Появляется множество гербов. Герб становится признаком знатного происхождения. Каждый знатный человек должен был разбираться в геральдике. История знает такие примеры, когда знание геральдики играло большую роль в жизни людей и даже целых государств. Например, Англия IV века, начало Столетней войны.


^ Сообщение ученика. Король Англии Эдуард Ш был в бешенстве. Трон Франции, свободный после смерти в 1328 г. Карла IV, последнего сына Филиппа IV, достался не ему. Французские сеньоры не пожелали видеть своим правителем англичанина, хотя и родного внука Филиппа IV, и предпочли ему Филиппа Валуа из династии Капетингов. Тогда Эдуард Ш решил сделать на бумаге то, чего не смог добиться на деле. Он изменил свой герб: теперь рядом с оскалившимися английскими леопардами поле щита украшали нежные французские лилии. Это означало, что Эдуарду подчинена не только Англия, но и Франция, за которую отныне он станет бороться. Это было дерзостью даже для короля. На самом деле война назревала давно, но это был повод к войне между Англией и Францией.


- Постепенно разнообразие гербов и их форм привело к появлению правил составления гербов. Какие существовали правила составления гербов?

1. Форма.

2. Цвет.

3. Рисунок.

Ответы учеников. Гербы помещались на боевом щите, имевшем разную форму: итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз, немецкий – вырезную. Использовалось также и деление щита, чтобы в нем можно было поместить несколько изображений. Щит мог быть разделен: вертикально, горизонтально, диагонально. Деления могли сочетаться друг с другом. (Рисунки на доске).

Цвета тоже имели свое значение: красный подчеркивал страсть (цвет огня), голубой – честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный – власть, зеленый означал свободу (вода), черный – постоянство (земля), золотой (желтый) подчеркивал знатность, серебряный (белый) – благородство.

На гербах помещали различные рисунки, которые имели четкое значение: лев – отвага, великодушие, гнев; роза – чистота, святость, лилия – расцвет, гриф – свирепость, единорог – непобедимость, ключ – открытость. (Рисунки на доске)


- Мы познакомились с правилами составления гербов и попробовали составить свои семейные гербы. В классе мы провели конкурс на лучшую защиту своего семейного герба. Послушаем его победителей. (Выступления детей, рисунки семейных гербов)


^ 2) История государственного герба РФ.

- В средние века появилось множество семейных гербов. Семейные гербы легли в основу государственных гербов. В том числе и Российского герба.

- Расскажите, какие два символа легли в основу Российского герба и откуда они появились? ( Двуглавый орел, по одной из версий историков, пришел к нам из Византии, когда Иван Ш женился на племяннице последнего византийского императора. У их династии двуглавый орел был родовой эмблемой. Изображение вооруженного конного всадника, которое постепенно превратилось в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, сначала появился на первых печатях русских князей, как родовая эмблема.)


- Проверим, хорошо ли вы знаете историю нашего герба.

Игра «Бой знатоков истории герба РФ» (ребята задают друг другу вопросы)

(См. литературу : Ю.А.Алексеев и др. Государственные символы России. Моя Родина – Россия, Б.Н.Серов. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»)


- В 1917 году произошло вооруженное восстание под руководством большевиков. Народы, жившие на территории Российской империи, создали свои самостоятельные государства – республики. В 1922 году они объединились в Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

- Новому государству нужен был новый герб. Впервые в истории герб появился не на основе семейных гербов, а был объявлен конкурс. В 1923 году был утвержден герб СССР.

- Послушайте рассказ, что же символизируют рисунки на этом гербе.

Ученик. На гербе СССР мы видим скрещенные серп и молот на фоне земного шара, снизу освещенного лучами восходящего солнца. Серп и молот символизировали союз рабочих и крестьян, а земной шар в лучах восходящего солнца – начало новой эры. Композиция обрамлена спелыми колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте девиз на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Эти элементы герба символизируют единство республик в своей борьбе. Наверху герба между колосьев изображена красная пятиконечная звезда. Ее пять лучей символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против капитализма, красный цвет – цвет революции, цвет знамен восставших трудящихся.


В 1991 году Советский Союз распался на несколько государств. Государство, в котором мы сейчас живем, стало называться Российская Федерация. Встал вопрос о новых символах государства. В 1993 году президент Б.Н.Ельцин подписал Указ о временном использовании старого герба России. А в 2000 году принят Закон «О Государственном гербе Российской Федерации», который содержит описание герба.

- Послушайте, что же символизируют рисунки на гербе в наши дни.

Ученик. Герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный посередине внизу красный щит с золотым двуглавым орлом. Крылья орла подняты вверх и распущены. Орел – символ единения народов России. Над его головами находятся три короны – символ трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава в его лапах подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовность всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага.


- Где можно встретить изображение герба РФ? (паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, правительственные награды, космические корабли, денежные знаки, почтовые марки, открытки, значки)


  1. ^ Герб Курганской области.

- Наряду с государственными гербами в средние века появляются и городские гербы.

- В основе рисунка городского герба лежит то, чем славится этот город, чем он знаменит или его история.

^ Игра «Чей герб?» Определить город, расшифровать рисунок герба.

- Мы живем в городе Кургане. Посмотрите первый герб города Кургана и современный герб нашего города.

- В декабре 1997 года Областная Дума утвердила герб Курганской области. Еще в 1996 году был объявлен конкурс, было представлено более 400 работ. Победителем стал студент КГУ Дмитрий Иванов.

- Расскажите, что вы знаете о гербе Курганской области?

Ученик. Два серебряных кургана (холма) в изумрудном (зеленом) поле в верхней части герба Курганской области заимствованы из исторического герба города Кургана, утвержденного императрицей Екатериной II. Серебряная крепостная стена - это символ, указывающий на пограничное положение Курганской области, а также оборонительный символ, повествующий о древней истории Зауралья: в ХVII веке большинство поселений первопроходцев являлись крепостями. Серебряная стена стилизована под белые стены древнейшей каменной крепости на территории южного Зауралья – Далматовского монастыря. Бегущая куница на серебряном поле щита взята из герба города Шадринска - второго по величине и значению города Курганской области.


  1. Флаг РФ.

- Какой еще государственный символ вы знаете? (флаг)

- В Советском Союзе государственным флагом было красное полотнище с золотым серпом и молотом в левом верхнем углу. Много славного связано с этим знаменем в нашей истории. Во время Великой Отечественной войны бойцы шли в бой со знаменем, стремились сохранить знамя в бою, освобождая населенные пункты, в знак освобождения от фашистов, водружали красное знамя над дминистративным зданием.

- Сейчас нашим государственным флагом является трехцветное полотнище (с1991 г.). Но история у этого флага не менее богатая и славная.

- Что вы знаете о флаге РФ?

Ученик. Основными цветами власти великих князей московских и царей были красный, золотой, белый. На белых или алых знаменах в ХVII веке изображался золотой (реже черный) двуглавый орел – герб царства. Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. Белый цвет является символом чистоты, красный – символом жизни, а синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. В конце ХVII века Петр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. В 1705 году Петр I дал военно-морскому флоту Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле), флаг бело-сине-красный был теперь только у торговых судов. После Петра I в государственной символике появились черный и желтый цвета. С 1858 по 1883 г. государственным флагом Российской империи был черно-желто-белый флаг.

21 августа 1991 г. Верховный Совет России постановил: «…считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации.»


- Где можно увидеть флаг РФ?


  1. Гимн РФ.

- Что такое гимн? (это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях)

- Когда исполняют гимн?

- Как слушают гимн? (люди встают, мужчины снимают головные уборы, так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит)

-Закончим наш урок исполнением гимна нашей страны. (дети встают и поют)


Ш. Итог.

- Какой праздник мы недавно отмечали? (23 Февраля)

- Наши воины и милиция – наши защитники. Когда мы видим человека в форме, то как мы определяем, что это именно российский воин? (на форме тоже есть гос. Символы РФ)

Выходят три мальчика в форме разных родов войск.

Рефлексия. –Закончите фразу:

Мне понравилось… Я узнал(а)…

Я думаю, что … Мне запомнилось…

Скачать 76.64 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты