Домой

Духовное состязание (внеклассное мероприятие)




Скачать 105.66 Kb.
НазваниеДуховное состязание (внеклассное мероприятие)
Дата19.01.2013
Размер105.66 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
Содержание
Возраст: 9-11 классы
Человек - любовь - жизнь –
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (подготовленная детьми - см. приложение 1, часть 2).
Любовь, жизнь, человек.
Подобные работы:

Духовное состязание (внеклассное мероприятие)

«Жизнь как деяние»


Цели:

  • Возрождение интереса к отечественным духовно-нравственным традициям и воспитание учащихся в духе этих традиций

  • Осмысление идеалов добра и бескорыстного служения людям на примере жизни Иоанна Кронштадтского.

  • Воспитание общей культуры, привитие нравственных норм поведения. Формирование высоких духовных качеств.

  • Умение творчески работать в коллективе, в группах.


Задачи:

  • Образовательные:

Познакомить учащихся с личностью Иоанна Кронштадтского

  • Развивающие:

Развивать умение творчески работать в группах.

  • Воспитательные:

Развивать способность детей к внутреннему развитию.


^ Возраст: 9-11 классы


Учащиеся рассаживаются по творческим груп­пам. На доске записаны изречения о жизни из дневниковых записей Иоанна Кронштадтского – на одной доске, и других философов, мыслителей прошлого - на другой.

Для мероприятия необходимы: конверт со словами к игре «Добрый след", карточки с ситуациями, свечи, нарисованные кораблики (по числу детей в группе).

Особенность этого мероприятия в использовании новых форм работы с детьми, предложенных известным российским педагогом Н. Е. Щурковой. Духовное состязание "Добрый след", встречи с Иоанном Кронштадтским, игра "Шанс и выбор", "Проблема на ладошке" помогли в организации ценностно-ориентационной деятельности, способствовали осмысле­нию учащимися собственной жизни, осозна­нию её целей, пониманию своих сил и возможностей.

Учитель. Сегодня тема нашей встречи - "Жизнь как деяние''.

И примером такой жизни может быть судьба человека, отдавшего все свои силы, опыт, знания служению людям. Имя этого человека - Иоанн Кронштадтский, протоирей Андреевского собора в Кронштадте (приложение 2, фото 1).

Истинные пророки предсказывают будущие события с целью назидания или предостережения. Именно таким пророком в 20 столетии стал отец Иоанн Кронштадтский. Духовное понимание земной истории позволило ему предсказать Первую мировую войну, тяжкую кончину Льва Толстого, объяснить причины многих проблем России заканчивающегося тысячелетия.

В конце 19 века по Петербургу начала распространяться молва об исцелениях по молитвам протоирея Андреевского собора в Кронштадте отца Иоанна Ильича Сергиева. Рассказывали случаи выздоровления тяжело больных, о прозорливых предсказаниях священника, который читал в душах людей, словно в открытой книге. Слава о нем облетела всю Россию.

Среди христиан Запада также широко распространилась слава о выдающемся пастыре Русской церкви – протоирее Иоанне Сергиеве (1829-1908), настоятеле Андреевского собора в Кронштадте. Кронштадтскому пастырю писали верующие, обиженные, обездоленные из разных стран - из Франции, Германии, Австрии, Швеции, Испании, Португалии, Италии, Англии, Греции, Америки, Азии- обращаясь к подвижнику и молитвеннику с разными просьбами, испрашивая у него совета, заступничества, молитвы...

Давайте же проследим жизненный путь Иоанна Кронштадтского, начиная с детства.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ (см. приложение1, часть 1) - рассказ о жизни и деятельности Иоанна Кронштадтского.


А эпиграфом к нашей встрече стало изречение Иоанна Кронштадтского «Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо ...., и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно».

^ Человек - любовь - жизнь – это те ключевые слова, без которых невозможно представить жизнь этого святого человека. В процессе нашей с вами работы мы ещё не раз обратимся к этим словам, а пока хочется вспомнить одну известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он на­гнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поис­ке других монет. И, действительно, они ино­гда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он отве­тил: "Жизнь - это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты". Попробуем и мы с вами задать этот вопрос: "Что же такое жизнь?"

Итак, жизнь - это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него са­мого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.


Известно, время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

(С.Я.Маршак)

А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстаёт перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений. Они выражаются как в конкретных физических действиях, так и в труде мыс­ли, усилиях души. Попробуем и мы с вами потрудиться духовно.

Готовясь к нашей встрече, каждая группа получила домашнее задание: рассмотреть одну из граней личности Иоанна Кронштадтского.

Иоанн Кронштадтский – « великий молитвенник Земли Русской».

Иоанн Кронштадтский – святой покровитель и защитник Санкт- Петербурга.

Иоанн Кронштадтский – « пастырь «истины».

Иоанн Кронштадтский - пророк, праведник.

Иоанн Кронштадтский - «..учусь и буду учиться…»

Иоанн Кронштадтский – утешитель, целитель, наставник.

Иоанн Кронштадтский - миссионер, меценат.

Иоанн Кронштадтский- человек, оставивший добрый след в жизни людей.


^ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (подготовленная детьми - см. приложение 1, часть 2).

(приложение 2, фото 2)


Попробуем и мы предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, тем самым оставив добрый след в своей жизни и жизни других людей.

Наше состязание назовем "Жизнь как деяние". Теперь давайте потрудимся вместе.

Объединитесь по творческим группам. Представителей от каждой прошу подойти ко мне. Возьмите, пожалуйста, карточки со словами. Ваша задача - предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово.

Время для обдумывания -­ три минуты. Победителем становится творче­ская группа - обладатель большего количе­ства добрых дел. Напомню, доброе дело со­вершается на радость и пользу окружающим. (Слова для творческих групп: боль (утрата), нищета, старость, память, грех, позор, болезнь, грязь (нравственная, физическая), одиночество). Каждая группа выбирает своё слово (приложение 2, фото 3).

В этом состязании победила _____ творческая группа. Думаю, вы заметили, что некоторые добрые дела мы можем действительно осуще­ствить, не откладывая на потом. В наших силах протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается.

Итак, получается, что человек рождается, чтобы "деяти" - творить по нравственному закону, который живет в его душе. Этот нрав­ственный закон - голос совести.

Что он говорил выдающимся мыслителям прошлого?

Чья мысль вам более близка и почему?

  • «Нужно любить человека и в грехе его и позоре его… Не нужно смешивать человека – это образ божий – со злом, которое в нем» (Иоанн Кронштадтский)

  • "Ты ненавидишь врага — ты глуп… люби врага — и ты будешь премудр" (Иоанн Кронштадтский)

  • «Жизнь наша - детская игра, … .потому что, при крепком уме и познаниях цели своей жизни, мы небрежем об этой цели и занимаемся делами пустыми, бесцельными…» (Иоанн Кронштадтский)

  • "Твори дела любви, и для тебя не будет смерти" (Л.Толстой).

  • "Жизнь есть, несомненно, любовь, добро­та, и уменьшение любви всегда есть уменьшение жизни" (Бунин).

  • «…любовь и дружба… это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее…» (Лихачев Д.С.)

  • «добро – это, прежде всего счастье всех людей… и надо любить в человеке человека» (Лихачев Д.С.)

  • « Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной…» (Лихачев Д.С.)

  • «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью». (Н.Рубцов)

(приложение 3).

Какие ключевые слова вы нашли? ^ Любовь, жизнь, человек.

Проследите, какое из них присутствует в большинстве высказываний известных людей? Это – любовь.

Давайте обратимся к "Толковому словарю русского языка". С.И. Ожегова и узнаем точное значение этого слова.

Зачитайте, пожалуйста, его толкование. (Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности).

А Владимир Иванович Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" трактует значение слова любовь иначе – это сердечная привязанность. Выходит, Любовь- самоотверженность ради другого, привязанность сердца, желание делать добро.

Получается, что среди жизненных ценностей главными являются любовь, желание добра, блага другому.

Именно слово «любовь» было во главе всего того, что делал на протяжении своей жизни Иоанн Кронштадтский.

Человек, как большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот ко­рабль? Грузом, каких дел? Посмотрим на себя. (Раздаются нарисованные кораблики, на осно­вании или на мачте которых предлагается за­писать свой ответ).

Интерактивная доска: Карта Финского залива и острова Котлин с кораблями, стоящими на рейде в акватории Кронштадта (для каждой группы подготовлена страница с кораблём на интерактивной доске) (приложение 2, фото 4). Корабли ещё не вышли в плавание. Для того чтобы отправится в плавание, нужно пройти «Духовное взросление». Корабль достойного покинет гавань и отправится в далекое путешествие под названием «жизнь».

Легко ли строить корабль своей жизни из добрых дел? Очевидно то, что для этого необходимы постоянные нравственные уси­лия.

Иоанн Кронштадтский говорил: «Всякое зло побеждай добром».

А замечательный русский историк и педа­гог В. О. Ключевский подчёркивал, что зло не рож­дается из самого себя, а выделяется при неумелом обращении с добром.

Следовательно, доброта - это духовный труд, постоянное осмысление того, что есть благо для другого.

Замечу, что жизнь часто предостав­ляет каждому человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла.

Знаете ли вы, что думал об этом Иоанн Кронштадтский?

Предлагаю вам «встречи с Иоанном Кронштадтским», его заповедями и воспоминаниями современников о нем.

  • "Не замечаете ли, что сердце наше — первый деятель в нашей жизни, и во всех почти познаниях наших зрение сердцем известных истин (идея) предшествует умственному познанию?"

  • "При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце — жизнь, ...нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни..."

  • "Идея принадлежит сердцу, а не уму — внутреннему человеку, а не внешнему. Поэтому весьма важное дело «просвещенна очеса сердца» при всех познаниях, но особенно при познании истин веры и правил нравственности... "

Он предлагает воспитывать больше сердце, тепло и добро в нем, нежели холодный ум, потому что сам жил больше сердцем, и дарил тепло и добро людям от всего сердца. Недаром слово "милосердие" произошло от двух слов - "милое сердце". Ведь "милосердие"- готовность помочь кому-нибудь, человеколюбие и сострадание. Именно таким человеком и был Иоанн Кронштадтский. (Милосердие - сердоболие, жалостливость, мягкосердие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому –В.И. Даль)

Многие современники так оценивали его деятельность:

  1. «Вы святой, человек. Вы праведник. Вот почему Вас любит русский народ». (Александр III)

  2. «В какой бы дом я не заходил, я везде видел на стене портрет отца Иоанна Кронштадтского. Это был пастырь и великий молитвенник, на которого с надеждой были обращены взоры всего народа…» (А.П. Чехов после поездки на Сахалин).


Любовь, добро и милосердие - может быть, и есть тот шанс, который поможет вам в вашей жизни.

А теперь, чтобы понять, как прошло наше "духовное взросление", попробуем найти решение предлагаемых ситуаций:

Раздаются карточки с ситуациями (приложение 4). Группа, взяв карточку, должна опре­делить, какой именно шанс посылает жизнь, и принять решение, как использовать этот шанс.

1. Ваша знакомая пришла с заплаканны­ми глазами.

2. Посреди улицы стоит в одиночестве ма­лыш.

3. Ты видишь - в первом ряду сидит дама на сломанном стуле.

4. Товарищ жалуется, что его никто не лю­бит. Ты знаешь, что это действительно так.

5. К вам зашла одноклассница поздравить с днем рождения. Она помнила дату, но пере­путала месяц.

6. Во время урока кто-то обидел учитель­ницу.

7. Вы получили телеграмму: "Приехать не могу. Болен. Твой брат Иван".

8. Из сумки впереди идущего что-то падает.

Время для обдумывания своего «шанса»-решения – 3 минуты. Предлагаемые решения каждый участник записывает на выданном кораблике. Обсудив, выбирается один вариант. Представитель от группы записывает его на своей странице в блокноте на интерактивной доске (приложение 2, фото 5).

А теперь давайте отпра­вим корабли наших стремлений по морю жизн­и к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос нашей совести. На интерактивной доске выполняется переход к странице с островом Котлин, кораблики команд приближаются к Кронштадту (приложение 2, фото 6).

Мы видим, что жизнь все время предостав­ляет каждому из нас свой шанс встать на дорогу любви, милосердия и добра и идти по ней.

Закончить нашу встречу предлагаю ставшей у нас уже традицион­ной "Проблемой на ладошке". У меня в руках свеча. Она символизирует мою жизнь, символизирует свет, который мы оставляем после себя, символизирует любовь и добро.

Что я понял сегодня на занятии? Что я готов пожелать своему товарищу?


От свечи учителя зажигается свеча одного ученика, затем другого и т.д., пока не загорятся все свечи (приложение 2, фото 7). Передавая свет свечи, ты передаешь своё тепло, зажигаешь свет в другом сердце. И так от сердца к сердцу. Зажигая очередную свечу, каждый ребёнок желает другому что-то доброе, милосердное, …


Подвиг Иоанна Кронштадтского заключается в том, что своей верой, любовью и милосердием он оставил добрый след в сердцах и душах людей.


Завершающим этапом можно считать написание учащимися отзывов о проведенном мероприятии (Приложение 5).

Использованная литература


  1. Горбачева Н.Б. Иоанн Кронштадский. М.:Олимп, 1999.

  2. Качурин М.Г., Кудырская Г.А., Мурин Д.Н. Санкт-Петербург в русской литературе. СПб, 1996.

  3. Очерки Санкт-Петербургской епархии. СПб.: «Андреев и сыновья», 1994.

  4. «Собеседник православных христиан», 1991, № 1.

  5. Соколовский В.Л. Времена года. Православный народный календарь. Пермь: 1966.

  6. http://www.mitropolia-spb.ru/

  7. http://urokidobra.narod.ru

  8. http://www.ioannkron.ru/

  9. http://www.predanie.ru/

  10. http://bogoslov.narod.ru/

  11. http://ru.wikipedia.

  12. http://days.pravoslavie.ru

  13. http://www.krotov.info/yakov/6_bios/58_xx/1908_kronshtadt.htm

  14. http://tzarskiy-khram.narod.ru/kro.html

Скачать 105.66 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты