Домой

Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6М011800 Русский язык и литература»




Скачать 129.87 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6М011800 Русский язык и литература»
Дата19.01.2013
Размер129.87 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Дисциплина «Синтаксис современного русского языка»
Дисциплина «Русская литература Х1Х века»
Дисциплина «Русская литература ХХ века»
Дисциплина «Методика преподавания русского языка и литературы»
Подобные работы:

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«6М011800 – Русский язык и литература»


АЛМАТЫ 2012

Перечень экзаменационных тем


Дисциплина «Словообразование и морфология современного русского языка»

1. Словообразование – особая подсистема русского языка. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Способы словообразования, действующие в синхронном словообразовании.

2. Части речи в русском языке и принципы их классификации. Общая характеристика частей речи современного русского литературного языка.

3. Имя прилагательное как часть речи. Основные грамматические признаки имени прилагательного. Склонение различных разрядов имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных и способы их образования.

4. Общая характеристика имен существительных. Основные грамматические признаки имени существительного. Основные грамматические признаки имени существительного.

5. Числительное как часть речи; разряды, состав и структура числительных и особенности их словоизменения и употребления.

6. Местоимение как часть речи: общая характеристика, проблемы морфологического статуса; разряды местоимений и специфика словоизменения.

7. Слова категории состояния (или безлично-предикативные слова). Семантические, морфологические и синтаксические признаки безлично-предикативных слов. Вопрос о безлично-предикативных словах в грамматической литературе.

8. Формирование глагола как части речи: разработка вопроса о глагольном слове; классы глаголов и спряжение глаголов. Категория вида в русском языке; образование видовых пар; одновидовые и двувидовые глаголы. Проблема категории залога в русской лингвистической традиции, классификация залога; связь категории залога с переходностью/непереходностью. Характеристика финитных (предикативных) форм глагола; категория наклонения и времени как показатели финитных глагольных форм; значение и формы наклонений и времени в русском языке. Характеристика нефинитных (непредикативных) форм глагола (инфинитива, причастия и деепричастия): их образование, категориальные признаки, особенности употребления.

9. Причастие как форма смешанного глагольно-именного образования. Формы причастий, их образование и употребление. Причастие и прилагательное. Относительное и абсолютное время у причастий. Причастие действительного и страдательного залога. Образование причастий.

10. Общая характеристика служебных частей речи и междометий. Предлог как служебное слово. Предлог и флексия. Предлог и падеж. Разряды предлогов по структуре, синтаксической сочетаемости и значению. Пополняемость предлога как служебной части речи. Союз как служебное слово. Разряды союзов по структуре и синтаксическим функциям. Частица как служебное слово. Разряды частиц по значению и грамматическим функциям.


^ Дисциплина «Синтаксис современного русского языка»

1. Предложение как основная коммуникативная и предикативная единица. Аспекты изучения предложения в современной лингвистике. Парадигматический подход к предложению в современной синтаксической науке. Понятие парадигмы предложения.

2. Традиционное учение о главных и второстепенных членах предложения. Современное состояние учения о второстепенных членах предложения.

3. Общая характеристика предложений с обособленными членами.

4. Грамматическая природа сложного предложения. Сложное предложение в сопоставлении с простым. Типы сложных предложений. Средства выражения отношений между частями сложного предложения.

5. Аспекты изучения предложения в современной лингвистике. Актуальное членение предложения.

6. Односоставные предложения русского языка.

7. Сложносочиненное предложение. Средства связи в сложносочиненных предложениях. Вопрос о независимости и равноправии частей сложносочиненных предложений. Основные типы сложносочиненных предложений: соединительные, противительные, разделительные. Сложносочиненные предложения в школьном учебнике.

8. Сложноподчиненное предложение. Типы сложноподчиненных предложений с позиции разных направлений в синтаксисе. Логико-грамматический и формально-грамматический подход к анализу сложноподчиненных предложений. Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений.

9. Типы сложноподчиненных предложений нерасчлененной (одночленной) и расчлененной (двучленной) структуры. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Способы организации подчинения: однородное, последовательное, параллельное.

10. Принципы классификации бессоюзных сложных предложений. Типы бессоюзных сложных предложений в сопоставлении со сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Структурные типы бессоюзных сложных предложений: открытой и закрытой структуры.


^ Дисциплина «Русская литература Х1Х века»

  1. Типология русского романтизма. Европейский и русский романтизм: причины возникновения, традиции и своеобразие. Романтическое двоемирие, истоки и формы выражения. Романтическая эстетика. Основные течения русского романтизма, периодизация. Архаисты и новаторы.

  2. Характерные признаки психологического течения русского романтизма: элегические миры В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философское течение русского романтизма: "разуверения" элегического мира Е. Баратынского. Бинарность лирики Баратынского. Философия мироздания в поэзии любомудров. Победа русского реализма в жанрах басни ( И.А. Крылов) и комедии (А.С. Грибоедов). Традиции и новаторство: связь с поэтикой жанров в ХУ111 веке; предшественники в русской и европейской литературе. Полемика.

  3. Творческий путь А.С. Пушкина и проблемы его изучения. Периодизация. Основные мотивы и жанры лирики Пушкина: от романтизма к реализму. Русская романтическая поэма: Рылеев, Жуковский и Пушкин, связь с поэмами Байрона. Путь поэта от поэмы-сказки "Руслан и Людмила" к повести в стихах "Медный всадник". Традиции русской поэмы. Мир "маленького человека" в цикле "Повести Белкина". Появление нового героя-современника в повести "Пиковая дама". Противоречивость в оценке критики роли и места Пушкина в истории русской литературы.

  4. Дисгармония и её истоки в творчестве М.Ю. Лермонтова как новое явление в истории русской литературы. Социальная мотивация лирики, байронизм. Новый герой романтических поэм, его истоки.

  5. Структура художественного мира Н.В. Гоголя и место в нем человека. Романтизм "Вечеров на хуторе близ Диканьки": фольклорные мотивы и их решение. Сатира и идиллия в сборнике Н.В. Гоголя "Миргород". Роль фантастики и гротеска в "Петербургских повестях"; мир "маленького человека" у Пушкина и Гоголя; искусство и его роль в современном Гоголю мире. Новаторство Гоголя-драматурга: замысел и его развитие в комедии "Ревизор". Жанр и система образов поэмы "Мертвые души", авторское истолкование в переписке. История создания и отклики современников; полемика вокруг поэмы и ее истолкование в современном литературоведении.

  6. И.С. Тургенев-первый мастер "тайной психологии" в истории русской литературы. Тургенев и "натуральная школа" - цикл "Записки охотника": традиции и полемика. Помещичий и крестьянский мир в цикле. Цикл как единое целое. Типология тургеневского романа: от повести к роману. Тип "лишнего человека" в романе "Рудин". Чернышевский о романе.

  7. Социальная проблематика раннего творчества Достоевского. Ро­ман «Бедные люди» и «чиновничьи» повести. Параллели с Гоголем: "Бедные люди" - "Шинель", "Двойник" - "Записки сумасшедшего", "Белые ночи" - "Невский проспект" и др. Связь Достоевского с принципами натуральной школы и выход за эти рамки. Углубленный психологизм, анализ самосознания ущемленной личности ("психопатоло­гический натурализм" - Белинский). Новое в изображении "маленького человека" в определении Белинского и М.Бахтина ("коперниковский переворот"), достижения и издержки. “Братья Карамазовы Достоевского как итог его философских и нравствен­ных исканий. Сила социального обличения и характер "положительной программы". Художественный метод и стиль Достоевского, поэтика романа. "Реализм в высшем смысле".

  8. Проблематика сатирических произведений Щедрина. "История одного города", "Господа Головлевы", сатирические циклы. Проблема народа и власти в сатирической хронике, жанровая специфика, пародийное начало, литературная мистификация, структура повествования, стилистика.

  9. Творчество Л.Толстого. Концепция народного характера. Проблема взаимоотношений барина и мужика как сквозная в твор­честве писателя. Мотив естественности и фальши в ранних произведениях (автобиографическая трилогия, «Три смерти», «Казаки»). Психоло­гическая несовместимость как источник конфликта ("Утро помещика", "Поликушка»). Поверка господской жизни народным самосознанием. Народ и аристократы в "Войне и мире", "мысль народная". Левин и его попыт­ки решить крестьянский вопрос ("Анна Каренина"), народные истоки нрав­ственной позиции героя Толстого. Кризис мировоззрения Толстого, образ страдающего народа в "Холстомере", "Воскресении" и др. Крушение ил­люзий, радикальные "рецепты" решения наболевшей проблемы.

  10. Эстетические позиции Чехова. Новая концепция человека, свободная от максимализма и пафоса. Обыденная жизнь «обыкновенных» людей. Прин­цип объективности повествования, "случайности" (потока жизни) на всех уровнях поэтики (концепция А. Чудакова, ее коррекция Г. Бердниковым, В.Б. Катаевым). Создание широкого полотна современной жизни массивом коротких рассказов, постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия. Уравнивание важного и второстепенного как знак объективности повествования. «Бессюжетность», открытые финалы.


^ Дисциплина «Русская литература ХХ века»

  1. Судьбы реализма в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ в.в. Новое в критическом реализме 1900-х годов. Преемственная связь с предшествующим этапом (Толстой, Чехов, Короленко).Произведения А.М.Горького 1890-х – 1900-х годов. Критический реализм Горького в рассказах о босяках. Художественное единство цикла “По Руси” (1912-17 г.г.), особенности композиции, психологическая сложность характеров персонажей, “восхождения от тьмы к свету” как принцип построения сборника.

  2. Ранняя проза Бунина. Синтетичность повествования. Бесфабульность, ритмичность, музыкальность ранней бунинской прозы. Лирические начала прозы: импрессионистическая символика, изображение “состояния души”, настроения. Творчество И.Бунина 1910-х годов. Повести “Суходол”, “Деревня”, рассказ “Веселый двор”: исторические судьбы России и народа в этих произведениях. Сложность бунинской концепции жизни.

  3. Творчество А.Куприна. Ранние произведения А.Куприна. Гуманистические традиции русской литературы в творчестве художника. Идеи и образы рассказов и повестей 1890-900-х годов. Повести “Олеся”, “Гранатовый браслет”, “Суламифь”: тема гармонической любви, беззаветной преданности. Творчество Л.Андреева.

  4. Творчество Л.Андреева и западно-европейская философия конца Х1Х – начала ХХ века. Экспрессивные миниатюры “Стена”, “Ложь”, “Набат”, “Бездна”, “Рассказ о Сергее Петровиче». Повесть “Жизнь Василия Фивейского”, близость к житийной и библейской литературе, андреевская концепция человека. Жанровое своеобразие рассказа “Красный смех”. Психология войны в цивилизованном мире. Реалистические и фантастические элементы, символика рассказа.

  5. Символизм как литературное течение. Философские основы эстетической теории символизма. Поэзия и философские идеи Вл.Соловьева, их влияние на русский символизм. Творчество А.Блока. Мировоззренческие основы ранней лирики А.Блока. Урбанистические мотивы в лирике второго тома (циклы «Город», «Страшного мира» в лирике А.Блока.

  6. Творчество М. Булгакова: Жанровая природа романа “Мастер и Маргарита”.Творческая история романа, многоплановость композиции. Полифонизм и синтетичность романа. Прием “роман в романе”. Развитие традиций “фантастического реализма”: сочетание конкретно-исторического и гротескно-фантастической образности. Образ Мастера.

  7. Творчество А.Платонова. Жанровая структура романа “Чевенгур”. “Котлован” как философская антиутопия. Идеи “Философии общего дела” Н.Федорова и повесть А.Платонова. Утопическое социальное пространство повести. Идея нового дома общекрестьянского счастья и судьбы героев повести. Мотив одиночества и сиротства в романе. Образ ребенка в “Чевенгуре” и “Котловане”. Особенности стиля А.Платонова.

  8. Творчество М.А.Шолохова. Литературная деятельность М.Шолохова в годы Великой Отечественной войны: рассказ “Наука ненависти” и начальные главы романа “Они сражались за Родину”. Проблема художественной правды, многообразие характеров, эпическое в романе «Тихий Дон».

  9. Творчество Б.Л.Пастернака. Творческая история, замысел, его воплощение в романе “Доктор Живаго”. Полемика вокруг романа. Оценка романа автором. Традиции предшественников, основные образы, художественное своеобразие и лиризм романа. Концепция личности и ее роль в истории и вселенной. Связь «Стихотворений Ю.Живаго» с концепцией романа. Пастернак и модернизм.

  10. Становление и пути развития “деревенской” прозы 1960-1970-х г.г. Рассказы А.Солженицына и очерки В.Овечкина как начало процесса художественно-публицистического освоения народного бытия.Способы изображения трагических событий коллективизации в произведениях С.Залыгина, Б.Можаева, В.Белова и др. “Лирическая проза” В.Солоухина, Е.Дороша, С.Крутилина как выражение интереса к индивидуальному началу в народной жизни. Закономерности появления “лирической прозы” и ее особенности. Творчество В.М.Шукшина 1960-80-х годов. Рассказы В.Шукшина: проблематика, тип героя, конфликт, психологизм, полифонизм. Циклизация как принцип композиции.


^ Дисциплина «Методика преподавания русского языка и литературы»

1. Методика преподавания как наука, ее предмет, задачи, цели обучения. Взаимосвязь методики преподавания русского языка с другими науками. Основные проблемы современной методики обучения русскому языку. Классификация методов обучения русскому языку, их характеристика.

2. Характеристика целей и задач обучения русскому языку и литературе в Казахстане. Особенности содержания и структуры новых программ по русскому языку и литературе для школ Казахстана.

3. Учебник как основное средство в обучении: особенности его структуры и содержания для общеобразовательной школы. Понятие учебно-методического комплекса (УМК); состав УМК по русскому языку, его характеристика.

4. Урок как основная форма обучения, современная типология уроков русского языка и литературы. Виды опроса и методика их проведения на уроках русского языка.

5. Современные средства наглядности на уроках русского языка и литературы; их характеристика.

6. Особенности содержания школьного курса «Морфология» и методика изучения частей речи. Лингвистические основы изучения словообразования в школе. Содержание раздела «Фонетика» в школьной программе и методика обучения фонетике в школе. Принципы русской орфографии. Система обучения орфографии в школе. Содержание раздела «Лексика» и «Фразеология» и система лексических упражнений. Синтаксис в школьной программе. Виды упражнений по обучению синтаксису и пунктуации в школе; графические средства наглядности при изучении синтаксиса.

7. Классификация ошибок в письменной и устной речи учащихся; методика их учета и оценки. Изложение. Классификация изложений. Методика подготовки и проведения изложения. Развитие связной речи и методика работы с текстом на уроках русского языка. Сочинение. Виды сочинений и методика их написания и подготовки.

8. Обучающие возможности компьютера на уроках русского языка и особенности методики его использования в процессе обучения.

9. Этапы изучения литературного произведения в школе: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Основные цели вступительных и заключительных уроков. Содержание анализа: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет, характеры героев, система образов, обстановка, пейзаж, композиция, язык.

10. Пути анализа литературного произведения: по сюжету («вслед за автором», целостный); «по образам» (анализ образов, характеров, анализ речи персонажей); проблемный анализ; смешанный путь анализа. «Скрытые виды анализа» – составление киносценария, устное словесное рисование, инсценирование. Приемы анализа текста: беседа по вопросам: доклад, диспут, свободная беседа, выразительное чтение. Специфика анализа элементов содержания и формы произведения в средних и старших классах.


Список рекомендуемой литературы

Основная:


  1. Гайнуллина Н.И. Лексикология русского языка (Социолингвистический аспект). – Алматы, 1998.

  2. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1989.

  3. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1964.

  4. Аванесов Р И., Милославский И.Г., Панов М. В. Современный русский язык / Под. ред. В.А. Белошапковой. - М.: Высшая школа, 1989.

  5. Акимова В.И. Фонетика современного русского литературного языка -Алматы, 2004..

  6. Русская грамматика. - М.: АН СССР, 1980.

  7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В трех частях. Ч.1 - М.: Просвещение, 1987.

  8. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 1975.

  9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Просвещение, 1973.

  10. Виноградов В. В. Русский язык. Изд. 2-е. - М., 1972.

  11. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1. Фонетика и морфология. - М., 1973.

  12. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970.

  13. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой. Т. 1. - М., 1980.

  14. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1991, раздел «Морфология».

Дополнительная


  1. Виноградов В.В.. Основные типы лексических значений слова // Избр. тр. Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С.162-191.

  2. Гайнуллина Н.И. Семантика русского слова. - Алматы, 1992.

  3. Гак В.Г. Слово // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.

  4. Ефремов Л. П. Основы теории лексического калькирования. - Алма-Ата, 1974.

  5. Зуева Р.С. К вопросу о разграничении окказиональных и потенциальных слов // Семантико-стилистические исследования. – Алма-Ата, 1989. - С. 7-13.

  6. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии: (Проблемы, методы, опыты). - Воронеж,1978.

  7. Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость. - Л., 1975.

  8. Новиков Л..А. Семантика русского языка - М , 1982. - С. 110-119, 160- 171, 187-260.

  9. Русский язык конца XX столетия (1985-1995). – М., 1996. – Ч.1, гл. 1. Семантические процессы в лексике; гл. 4. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни; гл. 10. Эвфемизмы в современной русской речи; гл. 11. Стилистический облик оппозиционной прессы.

  10. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов// Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. - М., 1982. - С. 227-239.

  11. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. – М., 1988.

  12. Современный русский язык /Под ред. Белошапковой В.А. - М., 1991 (раздел «Синтаксис»).

  13. Валгина Н.С. Синтаксис современного языка. – М., 1991.

  14. Грамматика русского языка. Т.2. – М., 1954.

  15. Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970. С. 486-739.

  16. Зуева Р.С., Ким Г.В., Ли В.С., Миронова В.Г. Современный русский язык / Под ред. Гайнуллиной Н.И. – Алматы: Казак университетi, 2002.

  17. Русская грамматика. – Т. 2. - М., 1980.

  18. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 512 с.

  19. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. – М.: Высшая школа, 1981. – 359 с.

  20. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 400 с.

  21. Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. – М., 1980.

  22. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. – Ч.I-II. – М., 1976.

  23. Сабитова З.К. Историческая грамматика русского языка. –Алматы, 2010.

  24. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. – М.: Учпедгиз, 1953. – 368 с.

  25. Янович Е.И. Историческая грамматика русского языка. – Минск, 1992.

  26. Манн Ю. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

  27. История русской литературы XIX века. 1800 – 1830-е годы: Учеб. пособие для студентов вузов: В 2 ч. / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. М.: Владос, 2001.

  28. Соколов А. Н. История русской литературы XIX века (первая половина): Учебник для университетов. М.: Высшая школа, 1970.

  29. История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1981-1983.

Скачать 129.87 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты